Научная статья на тему 'Гендерные аспекты информатизации'

Гендерные аспекты информатизации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
251
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В США / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В РОССИИ / ОБСЛЕДОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / INFORMATION SOCIETY / GENDER RELATIONS / INFORMATIZATION IN THE UNITED STATES / INFORMATIZATION IN RUSSIA / POPULATION SURVEY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алексеева Ольга Александровна, Ермакова Нина Алексеевна, Жеребин Всеволод Михайлович

В статье представлены результаты межрегионального исследования «Информатизация в повседневной жизни населения», проведенного ИСЭПН РАН в 2011 г., что позволило получить оценки, дающие представление о состоянии гендерной проблемы в области информатизации в регионах России. Приводятся мнения специалистов по вопросам гендерной дифференциации в процессах информатизации общества. Гендерные различия исследуются в разрезе основных направлений применения информационно-коммуникационных технологий. Проводится сопоставление ситуации в информатизации в России и в США с точки зрения гендерного неравенства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Алексеева Ольга Александровна, Ермакова Нина Алексеевна, Жеребин Всеволод Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender aspects of informatization

The article presents results of an inter-regional study «ICT in the daily life of population» conducted by ISESP RAS in 2011, which made it possible to obtain estimates giving an idea of the state of gender problem in the sphere of information in the Russian regions. It contains experts’ views on gender differentiation in the process of informatization of society. Gender differences are examined in the context of the main areas of application of the information and communication technologies. There is given a comparison of gender inequality in the informatization in Russia and in the United States.

Текст научной работы на тему «Гендерные аспекты информатизации»

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Алексеева О.А., Ермакова Н.А., Жеребин В.М.

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

(исследование проводилось при финансовой поддержке Российского государственного гуманитарного фонда, проект № 11-02- 00288а)

С неуклонным ростом значения процессов информатизации особый интерес приобретают связанные с этим исследования в области социологии, экономики, психологии, культурологии. Все большее число научных центров и исследовательских коллективов вовлекаются в изучение и многоаспектный анализ проблем, связанных с расширением влияния информационных и коммуникационных технологий на жизнь общества, на формирование личности человека XXI века. В числе наиболее важных такого рода проблем — возникновение и развитие информационного цифрового неравенства между различными социальными слоями, доходно-имущественными и половозрастными группами населения.

Исследования показывают, что «Одним из самых очевидных не-равснств, которое еще больше усугубляется цифровой революцией, является гендерное неравенство, затрагивающее все социальные группы

независимо от уровня дохода. Во всем мире женщины сталкиваются с серьезными проблемами не только экономического, но и социального, и культурного характера, которые ограничивают или полностью лишают их доступа к средствам информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), возможности пользоваться этими технологиями и извлекать из этого выгоду.

Анализ существующей ситуации в рамках «гендерного дискурса» позволяет говорить о формировании четко выраженной гендерной направленности, гендерного вектора в развитии информационного общества, что выражается в доминировании мужчин в пользовании информационно-коммуникационными технологиями, в формировании политики в сфере информации и коммуникации, в усилении сексистской эксплуатации фе-минности посредством информационно-коммуникационных технологий, в быстро растущей активности

международного женского общественного движения с целью усиления влияния на процессы развития информационного общества, что позволяет говорить о нем как об обществе гендерном [1. С. 5].

Сопоставление положения женщин в различных странах показывает, что их социокультурный портрет довольно быстро модифицируется, отражая динамику современного развития мира. «Необходимо отметить, что весьма актуальные для нашего времени явления, такие как смена научных парадигм, многообразие дискурсов исследования, принцип методологического плюрализма (интегрирующий разные методологии) позволят получить нетрадиционные, вполне возможно, что и неординарные, неожиданно важные для общества сведения. В этом контексте тендерный срез исследований — не просто оригинальный подход. Это одна из возникших парадигмальных проблем, и ей, несомненно, принадлежит в формирующейся новой парадигме научного анализа явлений и процессов социальной жизни России приоритетное место» [2].

Переход к информационному обществу сопровождается и развитием социума по нормам личностного развития — через углубление, выработку идентичности и аутентичности, в диалоге и полифонии различных миров, культур, мировосприятий, явлений и процессов, не учитывать которые уже не возможно. И в этих условиях гендерный срез исследования диктуется потребностью современного миропонимания.

Развитие самих ИКТ и возможностей их использования открывает новые перспективы в сфере занятости, особенно в секторе обслуживания. Однако и в этой области мужчин

гораздо чаще можно встретить на высокооплачиваемых и престижных должностях, чем в других сферах занятости.

Во многих, особенно в развивающихся странах, цены на ИКТ оборудование, стоимость подключения к Интернету, стоимость информационных услуг оказываются непомерно высокими, что не может не сказываться на гендерной сегрегации. В силу большей ответственности за семью, за воспитание детей у женщин остается значительно меньше свободного времени, чем у мужчин. Таким образом, женщины в большей степени, нежели мужчины, ограничены в возможностях использования и распределения своих материальных, финансовых и временных ресурсов в повседневной жизни.

Как пишет заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам коммуникации и информации Абдул Вахид Хан: «Трудно ожидать, что ИКТ станут доступными для женщин в ходе «естественного» развития, если и далее будут использоваться подходы и технологии, не учитывающие гендерных аспектов. Из-за непомерной гендерной предвзятости при использовании ИКТ в сферах занятости, образования, профессиональной подготовки и в других самых разных областях жизни, женщины нуждаются в поощрении и поддержке, чтобы занять свое законное место в обществе, переживающем информационную революцию. Представительство женщин в структурах, ответственных за принятие решений в области ИКТ, явно недостаточно и это сказывается отрицательным образом при принятии инвестиционных решений, внедрении инновационных моделей, при выработке направлений политики и стандартов в отрасли

ИКТ, так как все это требует учета гендерных аспектов. Вопросы справедливого доступа к ИКТ и независимости в получении и производстве информации нужной женщинам являются центральными вопросами в деле повышения роли женщин и построения информационного общества для всех» [1. С. 6].

Основной вклад в развитие ген-дерных исследований ныне вносят европейские ученые.

Наиболее значительным явился Европейский Проект SIGIS (Стратегии Включения: Гендер и Информационное Общество) — крупнейшее исследование, предпринятое в сфере «Ген-дер и технологии» с участием 5-ти исследовательских центров из Италии, Нидерландов, Норвегии и Великобритании. Партнеры по проекту за 2,5 года провели и проанализировали 48 профильных исследований, осуществили массовые обзоры национальной статистики и литературы.

Ниже приводятся оценки западными исследовательскими организациями основных различий в использовании средств и возможностей ИКТ, которые существуют между мужчинами и женщинами.

Международная организация труда подсчитала: сегодня в мире работают больше женщин, чем когда бы то ни было — 1,2 млрд. из 2,9 млрд. занятых. В России только за 2000-2003 годы число работающих женщин увеличилось на 1382 тыс., а занятых мужчин стало больше только на 649 тысячи. При высоком уровне квалификации и образования женщины нечасто занимают высокие статусные позиции. Женщине все труднее становится совмещать две социальные роли — полноправного игрока на рынке труда и хранительницы домашнего очага. Как отмечают

социологи, «современный тип занятости требует мобильности без учета личных обстоятельств, а брак и семья требуют прямо противоположного. В основе рыночной модели нашего времени лежит «бессемейное общество». Чтобы обеспечить собственный успех, человек должен быть самостоятелен и свободен» [3. С. 8].

Подборка материалов в статье Деборы Фоллоуз [4], в которой использованы данные ряда специализированных обследований, позволяет получить многостороннюю картину оценки степени участия мужчин и женщин в процессах функционального использования Интернета.

Исследование Pew Research Center «Люди и пресса», предпринятое в 1995 году, показало, что около 20% взрослого населения США использовало Интернет, и 58% из них — мужчины. В опросе населения страны, проведенном Pew Internet и American Life Project в марте 2000, пользователи Интернета составляли 49% среди мужчин и 44% среди женщин. Исследование, проведенное этой компанией в 2005 году, показало, что уже 67% взрослого населения выходило в сеть, включая 68% мужчин и 66% женщин, и женщины постепенно вытесняли в сети мужчин.

Еще одно исследование компании Pew Internet & American Life , проведенное с марта 2000 по сентябрь 2005 года, показывает также следующие интересные тенденции:

• молодые женщины чаще выходили в сеть, чем молодые мужчины (86% женщин в возрасте от 18-29 постоянно пользовались Интернетом, мужчин-пользователей этого возраста было 80%);

• в пожилом возрасте (старше 65 лет), наоборот, 34% мужчин

пользовались Интернетом, а женщин — всего 21%;

• холостые мужчины чаще выходили в сеть, чем незамужние женщины — 62% и 56% соответственно; замужние женщины чаще пользовались Интернетом, чем женатые и неженатые мужчины

— 75% и 72% соответственно;

• мужчины, не имеющие маленьких детей, охотнее выходили в сеть, чем женщины, не имеющие малолетних детей — 61 и 57%;

• мужчины выходили в сеть чаще, чем женщины; так, несколько раз в день выходят в сеть 44% мужчин и всего 39% женщин;

• мужчины чаще, чем женщины, предпочитают иметь высокоскоростной доступ в Интернет дома

— 52 и 48% соответственно.

• примерно равное количество мужчин и женщин предпочитают выходить в сеть из дома — 89 и 87%.

• примерно равное количество мужчин и женщин предпочитают выходить в сеть на работе — 65% мужчин и 66% женщин.

Онлайновая деятельность

Мужчины и женщины примерно одинаково предпочитают выходить в сеть для различных действий: от получения информации о путешествиях до совершения банковских операций и поиска телефонного номера или адреса.

По сравнению с женщинами мужчины чаще смотрят погоду, читают новости, получают подробные инструкции, ищут результаты матчей, новости политики, информацию о вакансиях, скачивают программы, музыку, просматривают рейтинги

товаров или услуг, пользуются веб-камерами. Женщины предпочитают пользоваться Интернетом для получения/отправки почты, просмотра карт и маршрутов, поиска медицинской информации.

Использование Интернета для общения

Женщины являются более активными коммуникаторами, чем мужчины, и они используют электронную почту чаще, чтобы писать друзьям и родственникам, делятся новостями, планируют отдых, рассылают понравившиеся шутки и забавные истории, а также активнее используют ее дополнительные функции.

Как мужчины, так и женщины ценят электронную почту за удобство и эффективность, но женщины более высоко оценивают роль электронной почты в их жизни, особенно если речь идет об устройстве их взаимоотношений.

Мужчины чаще, чем женщины, участвуют в сообществах по интересам, включая клубы, форумы и т.д., а женщины придают электронной почте более важную роль в установлении личностных отношений между членами сообщества.

Интернет для сделок

Мужчины чаще, чем женщины, совершают сделки в сети, хотя и те, и те ценят Интернет как инструмент ведения бизнеса. Мужчины и женщины используют Интернет для многих видов сделок одинаково: от покупки товаров до банковских операций. Но мужчины чаще, чем женщины, принимают участие в рискованных сделках, таких как участие в аукционах или онлайновых биржах.

Интернет для получения информации

Мужчины и женщины обычно пользуются «поисковиками» для нахождения информации в Интернет: 90% мужчин и 91% женщин используют их каждый день, при этом 88% мужчин утверждают, что они нашли информацию, которую искали, среди женщин этот показатель — 86%.

Интернет для развлечения

Мужчины чаще, чем женщины, используют Интернет для приятного времяпрепровождения. Женщины тоже играют в игры, слушают музыку, но у мужчин список развлечений намного шире.

Проведенные исследования показали, что по сравнению с женщинами мужчины более заинтересованы в технологиях и в том, как работают их система и гаджеты. Мужчины чаще пробуют все новое, от «железа» до программного обеспечения, они более знакомы с новыми терминами, такими как «планшетник» или «плафон», и более наслышаны о последних технологиях. Мужчины чаще, чем женщины, сами настраивают свои компьютеры, чаще пробуют новые приложения и гаджеты.

И мужчины, и женщины высоко ценят роль, которую Интернет играет в их жизни, в частности то, что он делает их жизнь легче, эффективнее и расширяет доступ к информации. У мужчин ценится контекст деловой активности — начиная от работы и заканчивая свободным временем. Женщин наиболее привлекает контекст взаимоотношений с родственниками, друзьями, коллегами.

Как мужчины, так и женщины, оценивают риск пребывания в сети, начиная с личных опасений о сохранности информации и заканчивая возможностью «подхватить вирусы».

Женщины высказывают большие опасения использования Интернета в криминальных целях, распространения детской порнографии, подготовки террористических актов и взлома правительственных сайтов. Что же касается чатов и форумов, женщин больше всего волнуют оскорбления и непристойное поведение собеседников, и больше, чем мужчины, они озабочены незаконным использованием Интернета.

Данные компании Pew Internet & American Life, Pew Internet Project [5] позволяют получить следующую картину гендерных аспектов использования Интернета в США: чсленность мужчин и женщин, пользующихся Интернетом, растет с увеличением годового дохода. В 2005 г. примерно половина мужчин и женщин, зарабатывающих менее 30000 долл. США в год, пользовалась Интернетом, а при заработке свыше 75 тыс. долл. США доля пользователей сети увеличивается у мужчин до 90,0 %, у женщин до 95,0 %.

Особенности использования Интернета мужчинами и женщинами, представлены в табл. 1.

Приведенные данные о частоте и времени пользования Интернета показывают, что мужчины больше погружены в онлайновую активность, нежели женщины. У мужчин также имеется более скоростной доступ в Интернет, что позволяет им более продуктивно проводить время в сети без ожиданий загрузки.

Таблица 1

Интенсивность использования Интернета мужчинами и женщинами (в среднем, в течение 2005 года)

Источник: По данным за сентябрь месяц 2005 г. // Pew Internet & American Life, Pew Internet Project

Сотрудники Факультета психологии University of Bath, одного из крупнейших университетов Англии, в своем лонгитюдном исследовании, проводимом в течение 10 последних лет, с 2002 по 2012 гг., обнаружили, что тендерные различия в выборе Интернет-сайтов и использовании Интернета в целом, не только не сократились за этот период, но даже существенно увеличились.

Исследователи обнаружили, что мужчины предпочитают посещать сайты с развлекательным контентом: on-line играми и музыкой. Женщины же проводят время, прежде всего, на сайтах социальных сетей.

После того, как были открыты такие социальные сети, как Facebook, Twitter и MySpace, женщины начали проводить на них большое количество времени.

В поисках различий в выборе Интернет-сайтов между мужчинами и женщинами, исследователи-психоло-гии затратили 10 лет, опрашивая ежегодно около 500 студентов-бакалавров первого года обучения (в последнем случае 389 женщин и 100 мужчин), средний возраст которых составлял 20 лет. Доктор Ричард Джойнер (Richard Joiner), автор ряда статей («Социальный пол», «Опыт в Интернет-сетях», «Интернет-идентификации» и д.р.) комментирует: результаты наших исследований указывают на то, что различия в выборе сайтов, между мужчинами и женщинами, достоверно увеличились за последние 10 лет. Женщины все больше предпочитают общение с друзьями в on-line сетях, обсуждение последних новостей в мире моды, детских товаров и просто общение на вольные темы.

Среди женщин так же распространен обмен фотографиями с семейной тематикой и сюжетами отдыха на курортах. Таким образом, Интернет для большинства женщин реализует коммуникативную функцию, тогда как мужчины, предпочитают играть в сетевые игры или слушать музыку. «Интернет для них выступает в качестве поля битвы за первенство».

Так же, проведенное исследование показало, что молодые люди начинают активно использовать Интернет уже с 11 лет и тратят приблизительно 3-4 часа on-line. Однако и здесь существуют различия между женщинами и мужчинами. Мужчины больше времени (на 25%) проводят в сети, в отличие от женщин [6].

Что касается ситуации в России, то, исследования в области использования Интернета пока еще не получили достаточного развития, нет должной координации таких работ в рамках целевых проектов, не созданы сетевые исследовательские структуры, без которых, как показывает мировой опыт, исследования столь важной тематики не имеют возможности оказать надлежащее влияние на формирование национальной политики в сфере развития и оснащения ИКТ информационного общества.

По данным Фонда Общественное мнение (ФОМ) на лето 2012 г., 51% взрослого населения России пользуется Интернетом раз в месяц и чаще — это около 59,4 млн. человек, а к лету 2014 года ожидается, что уровень проникновения Интернета увеличится до 65-66%, в абсолютных цифрах — до 75 млн. человек. Аудитория Интернета в России продолжает расти. Регулярные исследования российской Интернет-аудитории, проводимые ФОМ, на протяжении 10

лет, позволили оценить вклад разных групп населения в рост Интернет-аудитории. С лета 2004 г. по 2006 г. основной рост аудитории Интернета (на 9,1 млн. человек) происходил за счет мужчин (более 50%). С 2006 г. по настоящий момент рост (на 33,4 млн. чел.) идет, в основном, за счет женщин. Интересно, что сейчас 45% в Интернете — мужчины и 55% — женщины, что напрямую связано с развитием Интернет-торговли.

Гендерный состав пользователей Интернетом летом 2012 г. очень похож на гендерную структуру взрослого населения страны в целом [7], хотя следует учитывать, что среди пользователей имеется и довольно много несовершеннолетних.

Согласно данным опроса ФОМ «Мобильный Интернет в России», в 2010г. 5% россиян пользовались смартфонами. Причем из них лишь 16% обращались с их помощью к Интернету. Всего в РФ приблизительно 3% граждан пользовались Интернетом с мобильного телефона, при этом мужчин примерно 4%, а женщин — вдвое меньше. Среди пользователей смартфонами соотношение точно такое же — 8% и 4%, соответственно. Если сравнивать показатели месячной аудитории Интернета в целом и пользователей мобильного Интернета, в частности, то среди последних больше мужчин (66% против 52% в среднем) [8].

Данные опроса пользователей мобильного Интернета, проведенного ВЦИОМом в 2012 г., также позволили выявить определенные гендерные различия в направлениях использования Интернета с мобильных устройств. Ответы на вопрос «Для чего вы чаще всего используете Интернет на мобильном телефоне?» распределились следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

Цели и направления использования Интернета населением (в % ко всем опрошенным и отдельно по мужчинам и женщинам)

Цели использования Интернета Все опрошенные Мужчины Женщины

Для поиска информации 65 65 66

Для пользования социальными сетями 54 51 57

Для пользования электронной почтой, ведения переписки 31 32 31

Чтобы следить за новостями 27 31 21

Чтобы слушать музыку, смотреть фильмы, читать книги и пр. 20 21 19

Для общения через программы мгновенного отправления сообщений (icq, skype) 10 10 11

Чтобы играть 9 12 7

Для пользования гео-сервисами (карты, навигаторы) 4 4 з

Для посещения информационных ресурсов и сайтов (не новостного содержания) з з 4

Для скачивания программ 2 3 1

Для совершения покупок онлайн 1 1 1

Источник: ВЦИОМ, Пресс-выпуск № 2020,2012г. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112767

Как можно видеть из таблицы, наибольшей популярностью как у мужчин, так и у женщин пользуются такие виды Интернет-ресурсов, как поиск информации, общение с социальными сетями, электронная переписка, слежение за новостями. Значительно меньшее число пользователей связывают свою деятельность с применением для переговоров Бкуре, карт, навигаторов, посещения сайтов не новостного содержания, скачивания программ.

Удивительно малое число пользователей (1%) показали, что используют Интернет для покупок онлайн. Не слишком большой популярностью, вопреки ожиданиям, пользуются Интернет-игры, хотя мужчины здесь несколько превосходят женщин (12 против 7%).

Мужчины чаще женщин пользуются Интернетом в мобильном телефоне или смартфоне для того, чтобы

следить за новостями (31%), играть (12%) и скачивать программное обеспечение. Женщинам, в свою очередь, он чаще нужен для пользования социальными сетями (57%) [9] .

Исследования, проводимые Интернет-маркетологами (компания Burst Media) также показывают, что аудитория посетителей различных сайтов отнюдь не однородна по своему гендерному составу. Изучение целевой аудитории для продвижения своего продукта очень важно для маркетологов. Когда речь идет о рекламе в Интернете, нужно знать своего потребителя. Знать, кто, где и что ищет на различных сайтах, чтобы использовать это для привлечения внимания аудитории.

Специальное исследование, компании Burst Media в 2009 году позволило обнаружить, что 62,3% женщин используют Интернет в качестве основного источника информации о

продуктах, которые они собираются приобрести, и 51,7% опрошенных женщин используют Интернет в качестве основного способа связи со своими родственниками.

Таким образом, как это показывают и различия в тематике сайтов, посещаемых мужчинами и женщинами, мужчин больше интересуют новости и развлечения, в то время как женщина, как правило, в Интернете ищет общения.

К аналогичным выводам приходят и авторы работы [10].

Межрегиональное исследование «Информатизация в повседневной жизни населения», проведенные Лабораторией проблем развития информационного общества ИСЭПН РАН в 2011 г., дало возможность получить следующие оценки, дающие представление о состоянии гендерной проблемы в области информатизации в регионах России (табл. 3, 4).

Таблица 3

Время использования средств ИКТ членами семьи (часов в течение суток)

Члены семьи Нижегородская обл. Смоленская обл. Челябинская обл. Ульяновская обл.

Среднее время использования Интернета членами семьи:

• муж 1,8 2,1 1,7 2,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• жена 1,5 1,5 1,9 3,1

• молодежь 3,9 4,7 4,0 4,0

• дети до 16-ти лет 3,0 1,8 2,4 2,3

• старшее поколение - - - 2,6

Среднее время использования ПК членами семьи:

• муж 3,0 2,2 2,7 2,2

• жена 2,0 1,8 3,1 2,9

• молодежь 3,8 4,6 4,9 3,7

• дети до 16-ти лет 3,0 3,1 2,7 2,4

• старшее поколение - - - 3,0

Среднее время использования мобильного телефона членами семьи:

• муж 1,2 1,7 2,5 4,0

• жена 1.7 1,9 2,4 5,2

• молодежь 4,5 4,3 3,5 5,8

• дети до 16-ти лет 2,5 2,4 3,3 4,9

• старшее поколение - - - 1,4

Примечание: приведены данные по четырем регионам РФ.

Самые активные пользователи среди возрастных групп — молодежь. Их суммарное пребывание в «электронном мире» в течение суток в Смоленской и Ульяновской областях составляет 13,5 часа, в Челябинской — 12,4 часа, в Нижегородской — 12,2 часа.

Доля участия молодежи в использовании Интернета, ПК и мобильных телефонов наибольшая в Челябинской области: 55,3,45,3 и 36,5%; затем следует Нижегородская — 50,8,40,0 и 44,1%; и замыкающая Ульяновская область с соответствующими показателями — 47,0, 45,9 и 40,6%.

Близка по значениям этих показателей и молодежь Смоленской области — 44,5, 39,9 и 39,1%.

Следующая активная категория пользователей ИКТ в семье — жены. И это характерно для всех четырех регионов.

В гендерном аспекте: в Челябинской и Ульяновской областях время «жен» в использовании ИКТ больше «мужей» на 0,5 и 2,9 часа, соответственно. В Смоленской и Нижегородской областях, наоборот, среднее время пребывания «мужа» несколько больше «жены» — 5,9 часа против 5,2 часа и 6,0 часа против 5,2 часа соответственно.

Сопоставительный анализ в ген-дерном аспекте «муж» — «жена» показал значительное преимущество «жен» по всем позициям использования средств ИКТ (по отдельным позициям превышение составляет 2 и более раз). Небольшое исключение наблюдается в Смоленской области. Так, в использовании Интернета и компьютера разница в пользу «мужей» в пределах 1-2 п.п., однако по применению мобильного телефона «жены» опережают «мужей» почти на 8 п.п.

В процессе обследования была проведена также оценка степени общей информационной активности пользователей и их погруженности в «цифровой мир».

Степень погруженности пользователей в «цифровой мир» представлена показателем «доля пользователей в единовременном (в течение суток) фиксированном потреблении членами семьи имеющихся домашних средств ИКТ» (табл.4).

Доля пользователей ИКТ в сочетании «компьютер, Интернет, мобильный телефон» является наибольшей в Челябинской обл. — 71,3%

от числа пользователей ИКТ, несколько меньше в Ульяновской — 63,7%, в Смоленской и Нижегородской — 48,6% и 36,7%. Лидирует молодежь: в Челябинской их доля — 87,9%, в Ульяновской — 71,8%, в Нижегородской — 52,9%, в Смоленской — 51,3%.

Анализ в гендерном аспекте показал, что доля «жен» в плане погруженности в цифровой мир значительно выше доли «мужей». В Челябинской обл. она составляет 67,2% против 58,9%; в Ульяновской — 61,1% против 55,6%, в Нижегородской — 40,0 против 21,7%, в Смоленской обл. разница меньше — 49,2% против 46%.

Следует отметить, что по показателю «доля пользователей только мобильным телефоном» впереди Нижегородская обл. — 55,0%, затем следует Смоленская — 31,5%. В Челябинской обл. этот показатель равен 11,8%, а в Ульяновской — 10,8%. По этому показателю «жены» в качестве пользователей присутствуют в меньшем числе по сравнению с «мужьями»: в Ульяновской 13,9% против 22,2%; в Челябинской — 10,9% против 23,2%, однако доля пользователей этой категории значительно выше в Нижегородской обл. — 60,0% и 65,3% и Смоленской — 35,5% «жен» и 36,0% «мужей» (табл. 4).

Данные, полученные в ходе опроса городского населения ряда регионов РФ, могут служить подтверждением того факта, что различия в уровнях оснащенности базовыми средствами ИКТ и возможностях их использования семьями разных половозрастных и социально-экономических групп, несмотря на некоторые различия, определяются не этими расхождениями, а в первую очередь, уровнем базового технического и со-

циокультурного развития каждой из обследованных территорий.

Кроме того, если говорить непосредственно о гендерном неравенстве в отношении вовлеченности в цифровую информационную среду населении промышленно развитых регионов России, то здесь в целом такое неравенство проявляется в меньшей степени, чем в США, Великобритании и во многих других, в первую очередь, в развивающихся

странах. На уровне семьи, в сопоставлении «муж-жена» (конечно, имея в виду именно информатизацию повседневной домашней жизни) это неравенство даже приобретает обратно направленный характер. Последнее особенно характерно для использования средств мобильной связи: женщины заметно превосходят мужчин по времени и интенсивности использования мобильников и ПК для коммуникации.

Таблица 4

Группировка средств ИКТ по востребованности Пользователи В среднем

муж жена молодежь

Смоленская область.:

Доля лиц, использующих в течение суток:

ПК, Интернет, мобильный телефон 46,0 49,2 51,3 48,6

ПК, мобильный телефон 18,0 15,3 29,7 19,9

Мобильный телефон 36,0 35,5 19,0 31,5

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0

Челябинская область.:

Доля лиц, использующих в течение суток:

ПК, Интернет, мобильный телефон 58,9 67,2 87,9 71,3

ПК, мобильный телефон 17,9 21,9 10,4 16,9

Мобильный телефон 23,2 10,9 1,7 11,8

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0

Ульяновская область.:

Доля лиц, использующих в течение суток:

ПК, Интернет, мобильный телефон 55,6 61,1 71,8 63,7

ПК, мобильный телефон 11,1 11,1 5,2 8,8

Мобильный телефон 22,2 13,9 - 10,8

Мобильный телефон, Интернет - - 2,5 1,0

ПК, Интернет 11,1 13,9 12,8 12,7

ПК - - 7,7 3,0

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0

Нижегородская область:

Доля лиц, использующих:

ПК, Интернет, мобильный телефон 21,7 40,0 52,9 36,7

ПК, мобильный телефон 13,0 - 11,8 8,3

Мобильный телефон 65,3 60,0 35,3 55,0

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0

Сравнительная характеристика «погруженности в электронный мир» членов семьи по регионам, в %, в течение суток (средства ИКТ представлены отдельно по их видам)

В последние годы наметилась выраженная тенденция интенсификации производства и использования мобильных средств ИКТ. Это связано с совершенствованием аппаратной и программной частей мобильных устройств, появлением новых функционально более развитых устройств и систем мобильной связи.

Сюда нужно также отнести выпуск современных смартфонов и коммуникаторов, планшетных компьютеров с выходом в Интернет и гибридных устройств, в которых совмещаются функции планшетов и мобильных телефонов.

Кроме того, необходимо упомянуть рост популярности Интернет-те-

лефонной программы Skype, неуклонное расширение зон Wi Fi и сетей 3G, EDGE, и других, внедрение портативных модемов к ноутбукам и т.д. Все это, вместе взятое, дало даже основание ряду специалистов на Западе квалифицировать формируемое в мире информационное общество как мобильное цифровое общество.

То обстоятельство, что при этом, как это выясняется, для женщин наиболее характерно использование именно коммуникационных, а не других информационных возможностей ИКТ, позволяет надеяться на некоторое сглаживание нараставшего до этого времени гендерного информационного неравенства в обществе.

Литература

1. Гендерные проблемы в информационном обществе. — СПб: Российская национальная библиотека, 2004.

2. Лихобабин М. Ю. Гендерные детерминанты информационного общества: диссертация кандидата философских наук: 09.00.11. — Ростов-на-Дон, 2006. — 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-9/679. URL — http://www.dslib.net/soc-filosofia/lihobabin.html

3. Российская газета, 2007, 3 июля. — С. 8.

4. Фоллоуз.- Дебора Как мужчины и женщины используют Интернет. ARB-Consalting, URL- http://www.arb-consalt.ru/, размещена 01 марта 2006.

5. Журавлева Е.Ю. Основные категории пользователей среды сети Интернет //Труды конференции «Социология и Интернет: перспективные направления исследования», 2005. URL: ecsoman.hse.ru>text/16216454/

6. Гендерные различия в использовании Интернета. — URL-http://vitalogy.zaochnoe.ru/ buddy/мужчины-и-женщины-различия-пользоват/

7. RIW-2012: Факты и цифры о рунете. — URL-http://www.searchengines.ru/articles/ riw_2012_fakty_.html

8. ФОМ «Мобильный Интернет в России». — URL-http://rumetrika.rambler.ru/review/ 2/4332

9. Социальные сети и мобильный Интернет — взаимный рост и взаимоусиление // ВЦИОМ, Пресс-выпуск №2020, 2012. — URL- http://wciom.ru/index.php?id=459&uid= 112767

10. Как мужчины и женщины используют Интернет? — URL-http://www.oreklame.by/ info/reklama-v-internete/kak-mugchini-i-genshchini-ispolzuyut-internet/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.