НЛ, Ермакова, В ,М, Жеребш, О Я Махрова
информатизация общество
и семейный бюджет россиян*
ИЛ спользование аппаратуры и услуг ИКТ в повседневной жизни населения. В своем развитии информатизация в нашей стране, как и в ряде других стран, прошла две большие стадии. Вначале ею были охвачены банковские, производственные, управленческие и исследовательские процессы. Однако в последние годы ситуация коренным образом изменилась. Технологии ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), включая ПК, мобильные телефоны и Интернет, уже охватили все сферы нашей жизни и вошли едва ли не в каждый российский дом. Для семьи, кроме профессиональных занятий, это означает развлечения и отдых, покупки не выходя из дома, получение всевозможных бытовых справок и осуществление денежных расчетов через Интернет. Для детей — культурные развлечения, игры, образование, широкое общение со сверстниками.
* Подготовлено при финансовой поддержке Российского государственного научного фонда (проекты №: 11-02-00288а, 11-02-00027а).
Общие данные по обеспеченности населения аппаратурой и технологиями ИКТ, содержащиеся в стат-сборниках Росстата (по материалам выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств на конец года) представлены ниже.
Наличие персональных компьютеров в домашних хозяйствах на 100 домохозяйств: в 2000 г. — 6, в 2004 — 20, в 2005 - 26, в 2006 - 30, в 2007 - 40, в 2008 - 47, в 2009 - 54 [1. С. 204].
Распределение домашних хозяйств по возможности пользоваться услугами сети Интернет в 2009 г., %: среди всех домашних хозяйств имеют доступ в Интернет 36,4%, в том числе: из дома - 28,2%, с места работы - 14,4%, с места учебы - 3,2%, из Интернет-кафе - 0,6%, из других мест - 1,0%, не имеют доступа 63,6% [1. С. 423].
Рис. 1 наглядно демонстрирует динамику значительного роста числа домохозяйств с компьютерами, оснащенными ШПД (широкополосный доступ к Интернету): 1,3 млн домохозяйств в 2005 г. и 9,8 млн в 2008 г. - увеличение в 7,5 раза. При соответствую-
Н А, Ермакова, В, М , Жеребин,О , Н
Махрова
щем снижении числа домохозяйств с компьютерами без ШПД с 17,4 млн до 13,5 млн, т. е. уменьшение на 78%.
Наличие мобильных телефонов в домашних хозяйствах различных социально-экономических категорий на 100 домохозяйств: 2003 г. - 25, 2004 -55, 2005 - 104, 2006 - 142, 2007 - 178, 2008 - 200, 2009 - 217 штук [2. С. 421].
Желание современного пользователя иметь постоянный доступ в сеть вне зависимости от местонахождения реализуется сейчас с помощью мобильного Интернета. Сегодня в сеть можно выходить с помощью почти любого мобильного телефона. При этом используется экран как самого аппарата, так и компьютера (телефон в этом случае выступает в качестве модема).
На основании данных, приведенных в исследовании Nielsen (всего в России было опрошено более 7000 абонентов мобильной связи в возрасте от 15 лет), в I квартале 2008 г. более 11% абонентов выходило в Интернет с мобильного телефона. Мобильная связь восполняет пробел в Интернет-доступе на той территории страны,
где нет стационарного Интернет-доступа. По данным представителей ведущих провайдеров — компаний МТС, «Вымпелкома», «Мегафона» и «Скайлинк» — на июнь 2007 г., в Интернет регулярно заходили соответственно: 11% (6,75 млн человек), 10% (4,25 млн), 15% (5,8 млн) и более 50% (0,32 млн) их абонентов. В общей сложности аудитория российского мобильного Интернета превышала 17 млн человек [3. С. В01].
Сегодня Интернет становится нужным всем — вне зависимости от профессии и возраста. Пользователи приобретают через Интернет новые практические знания и навыки нетрадиционного социального общения. Популярность Интернета непрерывно растет, о чем свидетельствует кривая, приводимая на рис. 2.
Выделяется еще одна весьма важная тенденция. Вице-президент МТС М. Хеккер отмечает: «Очень хорошие показатели роста демонстрируют услуги мобильного Интернета и контент-услуг» [4. С. 5, 25]. Подтверждением такой тенденции могут служить и данные крупнейшей компании
0,0-1-1-1-1-1-1-1-
2005 2006 2007 2008* 2009* 2010* 2011* 2012*
□Домохозяйства с ПК ШДомохозяйствас ПК и с ШПД
Рис 1. Динамика роста числа домохозяйств, оснащенных ПК и ПК с Интернетом
Источник: [3. С. В01].
годы
Рис. 2. Число пользователей сети Интернет (на 100 человек населения на конец года)
«Скайлинк», в сфере деятельности которой - обслуживание 960 тыс. абонентов в 32 регионах страны, а доля компании в общем объеме трафика 30 в последнем квартале 2008 г. составила 82% [5. С. Б06]. Представленные ею данные позволяют проанализировать поведение абонентов компании в трех аспектах: - по направлениям использования и получения услуг 86% опрошенных (табл. 1); по использованию абонентами различных техничес-
ких устройств; а также мест получения информационных услуг.
В табл. 1 представлен достаточно широкий спектр информационных услуг, получаемых пользователями. Здесь явно прослеживается тенденция роста использования сервисов ИКТ в наиболее прогрессивной (с точки зрения технологии) форме - мобильным Интернетом. Средний прирост аудитории мобильного Интернета против Интернета традиционного
Таблица 1
Характеристика пользователей по направлениям использования Интернета в целом и отдельно мобильного Интернета, %
Направления использования Пользователи
Интернета в целом Мобильного Интернета
1. Электронная почта 86,0 90,0
2. Получение информации 75,0 85,0
3. «Одноклассники.™» 68,0 68,0
4. Общение в чатах, онлайн-форумах 52,0 64,0
5. Общение по ICQ, MSN, Messenger, Skype 48,0 66,0
6. Покупки через Интернет 21,0 32,0
7. Общение в блогах 21,0 45,0
8. Интернет-сервиз «Пробки на дорогах» 20,0 39,0
9. Платежи через Интернет 16,0 31,0
10. Посещение видео-хостингов 15,0 24,0
11. Использование GPS в пробках (Интернет-навигатор) 14,0 33,0
12. Посещение фото-хостингов 24,0 25,0
13. Информация о фондовом рынке 14,0 29,0
Источник: [4. С. 25].
составляет, по данным таблицы, более 30%. Наибольший тренд в сторону роста применения мобильного Интернета имеется по позициям 7, 8, 9, 11 (в 2 и более раза), а также значительный рост (свыше 50%) по позиции 6 — покупки через Интернет.
На примере таких, ставших уже традиционными, устройств, как мобильный телефон и стационарный компьютер, можно отметить, что в наиболее прогрессивной группе абонентов мобильного Интернета их популярность (при стабильном использовании) несколько падает (соответственно до 91% против 93% и 75% против 77%) [4. С. 25]. Такое положение вызвано прежде всего наличием у абонентов устройств ИКТ с дополнительными новыми техническими возможностями.
Прослеживается современная тенденция требований, предъявляемых пользователями к техническим устройствам ИКТ, — обеспечение многофункциональности и оперативной мобильности средств. В нашем случае этим требованиям в большей или меньшей степени соответствуют все прочие используемые абонентами технические устройства при значительном приросте аудитории пользователей в группе мобильного Интернета — по отдельным позициям от 6 до 42%. В среднем прирост аудитории составил 46% [5. С. Б06].
Мобильный Интернет представляет превалирующую группу пользователей по сравнению с традиционным Интернетом, поскольку современные программно-технические системы ИКТ обеспечивают абоненту независимость (свободу выбора), в том числе и места получения того или иного сервиса. Средний прирост аудитории пользователей в группе мобильного
Интернета против традиционного, по данным таблицы, составляет 58%. Интервал аудитории по месту использования сервиса значителен: от 14% до 276%. Структура предпочтений мест использования Интернета при получении информационных услуг с помощью традиционного и мобильного Интернета, выраженная в %, выглядит следующим образом: дома — 86 и 98 %, на работе — 58 и 83%, на отдыхе — 23 и 59% соответственно [5. С. Б06].
Совершенствование и создание все новых концепций повышения качества и многообразия Интернет-услуг упрощает и консолидирует социальное взаимодействие людей посредством Интернета. В Интернете социальная сеть — это интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети [6. C. В02—В05].
Сетевые сообщества могут создаваться на базе различных возможностей, предоставляемых Интернетом: чатов, открытых блогов, ICQ, твит-теров, фэйсбуков, служб знакомств, клубов, форумов, конференций, специальных сетевых сайтов типа «Одноклассники», «Мой мир», «В контакте» [7. С. 114].
Появление все новых информационно-технологических средств, увеличение номенклатуры информационных товаров и услуг, постепенное снижение цен на них расширяют возможности информационного обеспечения экономики и населения, увеличивают потребление информационных товаров и услуг.
К настоящему времени совокупность цен на основные информационные товары и услуги выглядит следующим образом. Цены настольных компьютеров (системных блоков), по данным компании Сигма [8], в 2009 г.
Таблица 2
Расходы населения на сотовую связь, %
Расходы
Доля опрошенных
Ничего из личных средств 2,5
Менее 150 руб, (менее 5 у.е.) 9,8
151-300 руб. (6-10 у.е.) 23,2
301-450 руб. (11-15 у.е.) 17,1
451-600 руб. (16-20 у.е.) 15,3
601-900 руб. (21-30 у.е.) 10,8
901-1500 руб. (31-50 у.е.) 10,8
1501-3000 руб. (51-100 у.е.) 6,4
3001-6000 руб. (101-200 у.е.) 1,9
более 6000 руб. (более 200 у.е.) 0,5
Затрудняюсь ответить 1,7
Источник: Обследование 2007 г., Masmi.Russia, www.onlinemonitor.ru
составили: от 6950 до 64 800 руб. (реально работающие цены - от минимальных до 25 000 руб.); цены ноутбуков: от 20 252 до 77 900 руб. (реально принимаемые населением - от минимальных до 40 000 руб.); цены на нетбуки - в среднем от 11 000 до 18 000 руб. Стоимость использования Интернета в Москве в 2010 г. была оценена по шкале, предлагаемой компанией ОБТКЕТ, и составила от 459 до 1350 руб/месяц [9].
Наконец, тариф на городской телефон с безлимитным доступом в Москве в 2010 г. составлял в среднем 405 руб.
Расходы на сотовую связь, по данным обследования компании МаБш1, представлены в табл. 2.
Одним из основных «коллективных обладателей и пользователей информационно-коммуникационных технологий является семья, и именно в семье происходят сложные процессы взаимной адаптации новой технической среды и стереотипов повседневного поведения» [10. С. 158].
Общая картина использования основных современных возможностей ИКТ в семье представлена на рис. 3.
Информационный бюджет семьи. Представленные выше данные по развитию процессов информатизации позволяют перейти к оценке влияния этих процессов на состояние и соотношение доходов и расходов на уровне отдельных семей. Под информационным бюджетом семьи понимается совокупность доходных и расходных статей бюджета с их конкретным наполнением, устанавливаемая с учетом приобретения и использования средств и услуг ИКТ.
При определении информационного бюджета семьи и характера ее связей и контактов важно рассматривать не только часть семьи, компактно проживающую в пределах одного домохозяйства, но представлять ее во всей сложности как многопоколенное и территориально разобщенное сообщество.
Под разобщенностью семьи понимается ситуация, когда члены семьи как нуклеарной основной, так и сложной, в том числе и дальние родственники, либо имеют разные места жительства, либо проживают совместно, но разделены находящимся в другом поселении местом работы одного
Направления
использования
Интернета
Использование Интернет-
технологии
Интернет-клубы, форумы, конференции
электронные СМИ
электронная почта
]р телефония и программа зкуре
видеотелефония, и еЬ-камеры
чаты, блоги, социальные сети
Рис. 3. Основные пользовательские сервисы в условиях домашнего применения ИКТ
из членов семьи. В образуемое таким образом информационное сообщество включаются также друзья, близкие и знакомые, с которыми поддерживаются регулярные устойчивые контакты. Отдельно учитываются поддерживаемые из дома служебные и деловые информационные связи.
Расходы семьи на ИКТ и информационные услуги представлены в табл. 3.
По данным пилотных обследований среднедоходных московских семей, проведенных в 2007, 2009 и 2010 гг. сотрудниками ИСЭПН РАН, расходы основной части выборочной совокупности семей на информационные товары и услуги составили от 7,0 до 18,0% от их общих расходов (см. примеры в табл. 4). Размер доли ИКТ в расходах семьи оказался
Таблица 3
Расходы семьи на товары и услуги ИКТ
Вид информационных расходов
Расход в месяц, руб.
Приобретение оборудования 1 500 Приобретение расходных материалов 350 Содержание, ремонт и модернизация ИКТ оборудования 250 Приобретение и установка программных средств 200 Оплата Интернета 850
Оплата мобильного телефона 2 050 Оплата городского телефона -Оплата отдельных информационных услуг 300 Обучение работе на ПК и использованию ИКТ -Другие расходы по ИКТ (указать какие) -
Общий объем расходов на ИКТ 5 500 Доля расходов на ИКТ в общем объеме расходов семьи, % 7,1 Доля расходов на ИКТ в совокупном доходе семьи, % 5,6
Примечание: для примера детально рассмотрены расходы отдельной типичной московской семьи в 2010 г.
Таблица 4
Соотношение расходов на ИКТ и общих расходов семей (примеры)
Вид информационных расходов Сумма в рублях в месяц
Пример I Пример II Пример III
Приобретение ИКТ оборудования
Приобретение расходных материалов
Содержание, ремонт и модернизация ИКТ оборудования
Приобретение и установка программных средств
Оплата Интернета
Оплата мобильного телефона
Оплата городского телефона
Оплата отдельных информационных услуг
Обучение работе на ПК и использованию ИКТ
Другие расходы по ИКТ (указать какие)
Общий объем расходов на ИКТ
Доля расходов на ИКТ в общем объеме расходов, %
сопоставимым лишь с долей питания, как правило, для среднедоход-ных семей превосходящей все другие расходы.
Для того, чтобы определить место информационных расходов в общих расходах семей, в соответствии с тем, как это отображено в официальных федеральных документах, рассмотрим общее построение фрагмента «Услуги» потребительской корзины, предложенной для 2010 г. [11].
Более полно представить масштабы регулярных затрат населения на приобретение и использование информационно-коммуникационных технологий помогут результаты обследования, проведенного ИСЭПН РАН совместно с РАРИО (Российским агентством развития информационного общества) в 2010 г. Данные, полученные в результате этого обследования позволили провести некоторые межрегиональные сопоставления (см. табл. 5).
Из табл. 5 видно, что в настоящее время население промышленно развитых регионов России достаточно
1500 2000 3300
350 - 660
250 1000 -
200 500 400
850 1500 1700
2050 1000 2500
300 1000 450
5500 7000 9010
7,1 10,0 17,8
интенсивно использует возможности, которые предоставляются информационно-коммуникационной техникой и технологиями: персональными компьютерами, Интернетом, мобильными телефонами. Расходы семей на приобретение аппаратуры и услуги ИКТ в 2010 г. составили в среднем в месяц: совокупные расходы -2 тыс. руб., использование Интернета -380 руб., мобильного телефона -400 руб.
Для межрегиональных сопоставлений применялись составленные сводные индексы, которые строились по принципу использования шкаль-но-балльных оценок. Применялись 10-балльные оценки. В результате, по уровню развития процессов информатизации, оцененному по индексному методу, рейтинговые места между обследованными регионами распределились следующим образом: 1-е место - Челябинская обл., 2-е - Ульяновская, 3-е - Смоленская, 4-е - Нижегородская обл..
Рассмотрим соотношение между средними затратами семей на ИКТ
НА.Ермакова, В. М, Жеребин,О, Н. Махрова
Таблица 5
Усредненные расходы семей на приобретение, установку и использование средств и услуг ИКТ в городах России, руб.
Смоленск Ульяновск Нижний Новгород
Совокуп- Расходы Совокуп- Расходы Совокуп- Расходы
Типы семей ные Расходы семей на ные Расходы семей на ные Расходы семей на
расходы семей на мобиль- расходы семей на мобиль- расходы семей на мобиль-
семей Интернет ный семей Интернет ный семей Интернет ный
на ИКТ в месяц телефон на ИКТ в месяц телефон на ИКТ в месяц телефон
в месяц в месяц в месяц в месяц в месяц в месяц
Расходы на ИКТ в расчете на 100 семей
1640 378 420 2200 380 400 930 245 430
Расходы по типам семей
Полные семьи 720 380 350 2000 400 0,39 817 138 325
с детьми
Полные семьи 1620 370 300 218 0,34 1,06 818 200 440
без детей
Семьи одиночек 1900 440 430 196 0,42 0,34 764 123 314
с детьми
Семьи одино- 1800 320 600 300 0,27 0,22 760 260 311
чек без детей
Низкодоход- 1550 00 400 203 0,36 0,38 728 0.117 300
ные семьи
Среднедоход- 2000 500 400 198 0,49 0,32 772 0.135 300
ные семьи
Высокодоход- 1700 280 430 206 0,4 0,55 1700 1140 300
ные семьи
Источник: данные пилотного обследования, проведенного ИСЭПН РАН и РАРИО летом 2010 г.
в месяц в расчете на одного члена семьи (по данным указанных обследований) и усредненными величинами региональных прожиточных минимумов.
По Москве прожиточный минимум на душу населения в IV кв. 2007 г. равнялся 5855 руб. [2. С. 152]; средние расходы семьи на ИКТ в месяц (по данным обследования ИСЭПН РАН) составили приблизительно 2148,5 руб.; с учетом усредненного коэффициента семейности (2,45) — около 877 руб. на одного члена семьи, или около 17% ПМ.
В 2010 г. для Смоленской области* прожиточный минимум составил
1 См.: ПМпо областям [12].
4330 руб.; расходы ИКТ на семью — 1640 руб., на члена семьи — 669 руб., или 15,4% ПМ.
По Нижегородской области ПМ— 4587 руб.; по Ульяновской области — 3966 руб.; среднемесячные расходы семьи на ИКТ — 2000 руб., на члена семьи — 816 руб., или около 20,5% ПМ.
По Челябинской области ПМ — 4100 руб.; расходы ИКТ на семью — 1120 руб., на члена семьи 457 руб., или 11,1% ПМ.
Таким образом, объемы расходов населения на ИКТ по ряду областей средней России составили от 11,1% ПМ (Челябинская область) до 20,5% ПМ (Ульяновская область).
Размеры и регулярность расходов населения на ИКТ позволяют ставить
вопрос о включении этого вида затрат в состав официально устанавливаемого прожиточного минимума для различных социально-демографических групп населения.
Вышеприведенные рассуждения и расчеты касались расходной части информационного бюджета семьи. Однако следует учитывать, что семейные бюджеты, в их доходной части складывающиеся в основном из доходов работающих членов семьи, сегодня во многом также определяются процессами информатизации, охватывающими как сферу материально -го, так и интеллектуального производства. Кроме того, все большее место, в том числе в трудовой жизни семьи,
часто занимает дистанционная работа или «телеворкинг», выполняемая на дому. Поэтому, оценивая информационную составляющую бюджета семьи для получения более полной картины, возможно, следовало бы принимать в расчет не только данные о расходной части семейного бюджета, но также и сведения о его доходной части. Однако, с другой стороны, такой подход означал бы выход за пределы домашней ситуации и погружение во внешнюю экономику или, во всяком случае, переход на иной уровень рассмотрения семейного бюджета, что крайне затруднило бы получение необходимых оценок значения в нем информационной составляющей.
Литература
1. Российский статистический ежегодник-
2009. М.: Росстат, 2010.
2. Социальное положение и уровень жизни населения России - 2009. М.: Росстат,
2010.
3. Ведомости. 27.10.2008.
4. Форум-Ведомости, ноябрь 2008.
5. Ведомости. 27.02.2008.
6. Телекоммуникации // Ведомости. 30. 03. 2009.
7. Мобильная связь в России // Эксперт. 2007. №19.
8. Компания Сигма. http://www.sigmacom-
puters.ru/prices-by-categories/
9. Данные Компании OSTNET. http:// ostnet.ru/cgi-bin/index.pl?id=4
10. Вершинская О.Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество. М.: Наука, 2007.
11. http://damoney.ru/dengi/potrebitelskaya-korzina-2010.php
12. Российская газета. www.rg.ru/2010/01/ 27minimum-region.html