Научная статья на тему 'Информатизация общества и семейный бюджет россиян'

Информатизация общества и семейный бюджет россиян Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮДЖЕТ СЕМЬИ / РАЗОБЩЕННАЯ СЕМЬЯ / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / INFORMATISATION OF EVERYDAY LIFE / INFORMATION BUDGET OF FAMILY / DISSOCIATED FAMILY / SUBSISTENCE MINIMUM / REGIONAL SURVEYS OF POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова Нина Алексеевна, Жеребин Всеволод Михайлович, Махрова Ольга Николаевна

Под информационным бюджетом семьи в статье понимается прежде всего совокупность расходных статей бюджета с их конкретным наполнением, определяемая с учетом приобретения и использования устройств и услуг ИКТ. При оценке информационного бюджета семьи учитывается характер ее связей и контактов, при этом рассматривается не только часть семьи, компактно проживающая в пределах одного домохозяйства, но и вся семья как многопоколенное и территориально разобщенное образование. По данным обследований среднедоходных московских семей, проведенных в 2007 и 2009 гг., расходы основной части выборочной совокупности семей на информационные товары и услуги составили от 7,0 до 18 % от их общих расходов. Размер доли ИКТ в расходах семьи оказался сопоставимым лишь с долей питания, как правило, превосходящей все другие расходы. В статье предлагается методика оценки доли информационной составляющей в общем бюджете семьи. Использованы также данные специального межрегионального обследования, проведенного ИСЭПН РАН в 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informatisation of society and family budgets of the Russians

In this article the term of information family budget denotes above all a totality of budget expense items with their particular filling, which is evaluated with the account of purchasing and use of ICT devices and services. Evaluation of the information family budget is made taking into consideration the character of connections and contacts, including not only the part of a family living in the same household but the whole family as a multi-generation and spatially dissociated unit. According to the data from a survey of average-income Moscow families, which was conducted in 2007 and 2009, expenses of most surveyed families on information goods and services made from 7.0% to 18 % of their total expenditure. The share of ICT in family expenses is comparable only with the share of nutrition that usually exceeds other expenses. Here are also used the data from a special inter-regional survey conducted by ISESP RAS in 2010. The article proposes methods for evaluation of the information component in total family budget.

Текст научной работы на тему «Информатизация общества и семейный бюджет россиян»

НЛ, Ермакова, В ,М, Жеребш, О Я Махрова

информатизация общество

и семейный бюджет россиян*

ИЛ спользование аппаратуры и услуг ИКТ в повседневной жизни населения. В своем развитии информатизация в нашей стране, как и в ряде других стран, прошла две большие стадии. Вначале ею были охвачены банковские, производственные, управленческие и исследовательские процессы. Однако в последние годы ситуация коренным образом изменилась. Технологии ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), включая ПК, мобильные телефоны и Интернет, уже охватили все сферы нашей жизни и вошли едва ли не в каждый российский дом. Для семьи, кроме профессиональных занятий, это означает развлечения и отдых, покупки не выходя из дома, получение всевозможных бытовых справок и осуществление денежных расчетов через Интернет. Для детей — культурные развлечения, игры, образование, широкое общение со сверстниками.

* Подготовлено при финансовой поддержке Российского государственного научного фонда (проекты №: 11-02-00288а, 11-02-00027а).

Общие данные по обеспеченности населения аппаратурой и технологиями ИКТ, содержащиеся в стат-сборниках Росстата (по материалам выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств на конец года) представлены ниже.

Наличие персональных компьютеров в домашних хозяйствах на 100 домохозяйств: в 2000 г. — 6, в 2004 — 20, в 2005 - 26, в 2006 - 30, в 2007 - 40, в 2008 - 47, в 2009 - 54 [1. С. 204].

Распределение домашних хозяйств по возможности пользоваться услугами сети Интернет в 2009 г., %: среди всех домашних хозяйств имеют доступ в Интернет 36,4%, в том числе: из дома - 28,2%, с места работы - 14,4%, с места учебы - 3,2%, из Интернет-кафе - 0,6%, из других мест - 1,0%, не имеют доступа 63,6% [1. С. 423].

Рис. 1 наглядно демонстрирует динамику значительного роста числа домохозяйств с компьютерами, оснащенными ШПД (широкополосный доступ к Интернету): 1,3 млн домохозяйств в 2005 г. и 9,8 млн в 2008 г. - увеличение в 7,5 раза. При соответствую-

Н А, Ермакова, В, М , Жеребин,О , Н

Махрова

щем снижении числа домохозяйств с компьютерами без ШПД с 17,4 млн до 13,5 млн, т. е. уменьшение на 78%.

Наличие мобильных телефонов в домашних хозяйствах различных социально-экономических категорий на 100 домохозяйств: 2003 г. - 25, 2004 -55, 2005 - 104, 2006 - 142, 2007 - 178, 2008 - 200, 2009 - 217 штук [2. С. 421].

Желание современного пользователя иметь постоянный доступ в сеть вне зависимости от местонахождения реализуется сейчас с помощью мобильного Интернета. Сегодня в сеть можно выходить с помощью почти любого мобильного телефона. При этом используется экран как самого аппарата, так и компьютера (телефон в этом случае выступает в качестве модема).

На основании данных, приведенных в исследовании Nielsen (всего в России было опрошено более 7000 абонентов мобильной связи в возрасте от 15 лет), в I квартале 2008 г. более 11% абонентов выходило в Интернет с мобильного телефона. Мобильная связь восполняет пробел в Интернет-доступе на той территории страны,

где нет стационарного Интернет-доступа. По данным представителей ведущих провайдеров — компаний МТС, «Вымпелкома», «Мегафона» и «Скайлинк» — на июнь 2007 г., в Интернет регулярно заходили соответственно: 11% (6,75 млн человек), 10% (4,25 млн), 15% (5,8 млн) и более 50% (0,32 млн) их абонентов. В общей сложности аудитория российского мобильного Интернета превышала 17 млн человек [3. С. В01].

Сегодня Интернет становится нужным всем — вне зависимости от профессии и возраста. Пользователи приобретают через Интернет новые практические знания и навыки нетрадиционного социального общения. Популярность Интернета непрерывно растет, о чем свидетельствует кривая, приводимая на рис. 2.

Выделяется еще одна весьма важная тенденция. Вице-президент МТС М. Хеккер отмечает: «Очень хорошие показатели роста демонстрируют услуги мобильного Интернета и контент-услуг» [4. С. 5, 25]. Подтверждением такой тенденции могут служить и данные крупнейшей компании

0,0-1-1-1-1-1-1-1-

2005 2006 2007 2008* 2009* 2010* 2011* 2012*

□Домохозяйства с ПК ШДомохозяйствас ПК и с ШПД

Рис 1. Динамика роста числа домохозяйств, оснащенных ПК и ПК с Интернетом

Источник: [3. С. В01].

годы

Рис. 2. Число пользователей сети Интернет (на 100 человек населения на конец года)

«Скайлинк», в сфере деятельности которой - обслуживание 960 тыс. абонентов в 32 регионах страны, а доля компании в общем объеме трафика 30 в последнем квартале 2008 г. составила 82% [5. С. Б06]. Представленные ею данные позволяют проанализировать поведение абонентов компании в трех аспектах: - по направлениям использования и получения услуг 86% опрошенных (табл. 1); по использованию абонентами различных техничес-

ких устройств; а также мест получения информационных услуг.

В табл. 1 представлен достаточно широкий спектр информационных услуг, получаемых пользователями. Здесь явно прослеживается тенденция роста использования сервисов ИКТ в наиболее прогрессивной (с точки зрения технологии) форме - мобильным Интернетом. Средний прирост аудитории мобильного Интернета против Интернета традиционного

Таблица 1

Характеристика пользователей по направлениям использования Интернета в целом и отдельно мобильного Интернета, %

Направления использования Пользователи

Интернета в целом Мобильного Интернета

1. Электронная почта 86,0 90,0

2. Получение информации 75,0 85,0

3. «Одноклассники.™» 68,0 68,0

4. Общение в чатах, онлайн-форумах 52,0 64,0

5. Общение по ICQ, MSN, Messenger, Skype 48,0 66,0

6. Покупки через Интернет 21,0 32,0

7. Общение в блогах 21,0 45,0

8. Интернет-сервиз «Пробки на дорогах» 20,0 39,0

9. Платежи через Интернет 16,0 31,0

10. Посещение видео-хостингов 15,0 24,0

11. Использование GPS в пробках (Интернет-навигатор) 14,0 33,0

12. Посещение фото-хостингов 24,0 25,0

13. Информация о фондовом рынке 14,0 29,0

Источник: [4. С. 25].

составляет, по данным таблицы, более 30%. Наибольший тренд в сторону роста применения мобильного Интернета имеется по позициям 7, 8, 9, 11 (в 2 и более раза), а также значительный рост (свыше 50%) по позиции 6 — покупки через Интернет.

На примере таких, ставших уже традиционными, устройств, как мобильный телефон и стационарный компьютер, можно отметить, что в наиболее прогрессивной группе абонентов мобильного Интернета их популярность (при стабильном использовании) несколько падает (соответственно до 91% против 93% и 75% против 77%) [4. С. 25]. Такое положение вызвано прежде всего наличием у абонентов устройств ИКТ с дополнительными новыми техническими возможностями.

Прослеживается современная тенденция требований, предъявляемых пользователями к техническим устройствам ИКТ, — обеспечение многофункциональности и оперативной мобильности средств. В нашем случае этим требованиям в большей или меньшей степени соответствуют все прочие используемые абонентами технические устройства при значительном приросте аудитории пользователей в группе мобильного Интернета — по отдельным позициям от 6 до 42%. В среднем прирост аудитории составил 46% [5. С. Б06].

Мобильный Интернет представляет превалирующую группу пользователей по сравнению с традиционным Интернетом, поскольку современные программно-технические системы ИКТ обеспечивают абоненту независимость (свободу выбора), в том числе и места получения того или иного сервиса. Средний прирост аудитории пользователей в группе мобильного

Интернета против традиционного, по данным таблицы, составляет 58%. Интервал аудитории по месту использования сервиса значителен: от 14% до 276%. Структура предпочтений мест использования Интернета при получении информационных услуг с помощью традиционного и мобильного Интернета, выраженная в %, выглядит следующим образом: дома — 86 и 98 %, на работе — 58 и 83%, на отдыхе — 23 и 59% соответственно [5. С. Б06].

Совершенствование и создание все новых концепций повышения качества и многообразия Интернет-услуг упрощает и консолидирует социальное взаимодействие людей посредством Интернета. В Интернете социальная сеть — это интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети [6. C. В02—В05].

Сетевые сообщества могут создаваться на базе различных возможностей, предоставляемых Интернетом: чатов, открытых блогов, ICQ, твит-теров, фэйсбуков, служб знакомств, клубов, форумов, конференций, специальных сетевых сайтов типа «Одноклассники», «Мой мир», «В контакте» [7. С. 114].

Появление все новых информационно-технологических средств, увеличение номенклатуры информационных товаров и услуг, постепенное снижение цен на них расширяют возможности информационного обеспечения экономики и населения, увеличивают потребление информационных товаров и услуг.

К настоящему времени совокупность цен на основные информационные товары и услуги выглядит следующим образом. Цены настольных компьютеров (системных блоков), по данным компании Сигма [8], в 2009 г.

Таблица 2

Расходы населения на сотовую связь, %

Расходы

Доля опрошенных

Ничего из личных средств 2,5

Менее 150 руб, (менее 5 у.е.) 9,8

151-300 руб. (6-10 у.е.) 23,2

301-450 руб. (11-15 у.е.) 17,1

451-600 руб. (16-20 у.е.) 15,3

601-900 руб. (21-30 у.е.) 10,8

901-1500 руб. (31-50 у.е.) 10,8

1501-3000 руб. (51-100 у.е.) 6,4

3001-6000 руб. (101-200 у.е.) 1,9

более 6000 руб. (более 200 у.е.) 0,5

Затрудняюсь ответить 1,7

Источник: Обследование 2007 г., Masmi.Russia, www.onlinemonitor.ru

составили: от 6950 до 64 800 руб. (реально работающие цены - от минимальных до 25 000 руб.); цены ноутбуков: от 20 252 до 77 900 руб. (реально принимаемые населением - от минимальных до 40 000 руб.); цены на нетбуки - в среднем от 11 000 до 18 000 руб. Стоимость использования Интернета в Москве в 2010 г. была оценена по шкале, предлагаемой компанией ОБТКЕТ, и составила от 459 до 1350 руб/месяц [9].

Наконец, тариф на городской телефон с безлимитным доступом в Москве в 2010 г. составлял в среднем 405 руб.

Расходы на сотовую связь, по данным обследования компании МаБш1, представлены в табл. 2.

Одним из основных «коллективных обладателей и пользователей информационно-коммуникационных технологий является семья, и именно в семье происходят сложные процессы взаимной адаптации новой технической среды и стереотипов повседневного поведения» [10. С. 158].

Общая картина использования основных современных возможностей ИКТ в семье представлена на рис. 3.

Информационный бюджет семьи. Представленные выше данные по развитию процессов информатизации позволяют перейти к оценке влияния этих процессов на состояние и соотношение доходов и расходов на уровне отдельных семей. Под информационным бюджетом семьи понимается совокупность доходных и расходных статей бюджета с их конкретным наполнением, устанавливаемая с учетом приобретения и использования средств и услуг ИКТ.

При определении информационного бюджета семьи и характера ее связей и контактов важно рассматривать не только часть семьи, компактно проживающую в пределах одного домохозяйства, но представлять ее во всей сложности как многопоколенное и территориально разобщенное сообщество.

Под разобщенностью семьи понимается ситуация, когда члены семьи как нуклеарной основной, так и сложной, в том числе и дальние родственники, либо имеют разные места жительства, либо проживают совместно, но разделены находящимся в другом поселении местом работы одного

Направления

использования

Интернета

Использование Интернет-

технологии

Интернет-клубы, форумы, конференции

электронные СМИ

электронная почта

]р телефония и программа зкуре

видеотелефония, и еЬ-камеры

чаты, блоги, социальные сети

Рис. 3. Основные пользовательские сервисы в условиях домашнего применения ИКТ

из членов семьи. В образуемое таким образом информационное сообщество включаются также друзья, близкие и знакомые, с которыми поддерживаются регулярные устойчивые контакты. Отдельно учитываются поддерживаемые из дома служебные и деловые информационные связи.

Расходы семьи на ИКТ и информационные услуги представлены в табл. 3.

По данным пилотных обследований среднедоходных московских семей, проведенных в 2007, 2009 и 2010 гг. сотрудниками ИСЭПН РАН, расходы основной части выборочной совокупности семей на информационные товары и услуги составили от 7,0 до 18,0% от их общих расходов (см. примеры в табл. 4). Размер доли ИКТ в расходах семьи оказался

Таблица 3

Расходы семьи на товары и услуги ИКТ

Вид информационных расходов

Расход в месяц, руб.

Приобретение оборудования 1 500 Приобретение расходных материалов 350 Содержание, ремонт и модернизация ИКТ оборудования 250 Приобретение и установка программных средств 200 Оплата Интернета 850

Оплата мобильного телефона 2 050 Оплата городского телефона -Оплата отдельных информационных услуг 300 Обучение работе на ПК и использованию ИКТ -Другие расходы по ИКТ (указать какие) -

Общий объем расходов на ИКТ 5 500 Доля расходов на ИКТ в общем объеме расходов семьи, % 7,1 Доля расходов на ИКТ в совокупном доходе семьи, % 5,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание: для примера детально рассмотрены расходы отдельной типичной московской семьи в 2010 г.

Таблица 4

Соотношение расходов на ИКТ и общих расходов семей (примеры)

Вид информационных расходов Сумма в рублях в месяц

Пример I Пример II Пример III

Приобретение ИКТ оборудования

Приобретение расходных материалов

Содержание, ремонт и модернизация ИКТ оборудования

Приобретение и установка программных средств

Оплата Интернета

Оплата мобильного телефона

Оплата городского телефона

Оплата отдельных информационных услуг

Обучение работе на ПК и использованию ИКТ

Другие расходы по ИКТ (указать какие)

Общий объем расходов на ИКТ

Доля расходов на ИКТ в общем объеме расходов, %

сопоставимым лишь с долей питания, как правило, для среднедоход-ных семей превосходящей все другие расходы.

Для того, чтобы определить место информационных расходов в общих расходах семей, в соответствии с тем, как это отображено в официальных федеральных документах, рассмотрим общее построение фрагмента «Услуги» потребительской корзины, предложенной для 2010 г. [11].

Более полно представить масштабы регулярных затрат населения на приобретение и использование информационно-коммуникационных технологий помогут результаты обследования, проведенного ИСЭПН РАН совместно с РАРИО (Российским агентством развития информационного общества) в 2010 г. Данные, полученные в результате этого обследования позволили провести некоторые межрегиональные сопоставления (см. табл. 5).

Из табл. 5 видно, что в настоящее время население промышленно развитых регионов России достаточно

1500 2000 3300

350 - 660

250 1000 -

200 500 400

850 1500 1700

2050 1000 2500

300 1000 450

5500 7000 9010

7,1 10,0 17,8

интенсивно использует возможности, которые предоставляются информационно-коммуникационной техникой и технологиями: персональными компьютерами, Интернетом, мобильными телефонами. Расходы семей на приобретение аппаратуры и услуги ИКТ в 2010 г. составили в среднем в месяц: совокупные расходы -2 тыс. руб., использование Интернета -380 руб., мобильного телефона -400 руб.

Для межрегиональных сопоставлений применялись составленные сводные индексы, которые строились по принципу использования шкаль-но-балльных оценок. Применялись 10-балльные оценки. В результате, по уровню развития процессов информатизации, оцененному по индексному методу, рейтинговые места между обследованными регионами распределились следующим образом: 1-е место - Челябинская обл., 2-е - Ульяновская, 3-е - Смоленская, 4-е - Нижегородская обл..

Рассмотрим соотношение между средними затратами семей на ИКТ

НА.Ермакова, В. М, Жеребин,О, Н. Махрова

Таблица 5

Усредненные расходы семей на приобретение, установку и использование средств и услуг ИКТ в городах России, руб.

Смоленск Ульяновск Нижний Новгород

Совокуп- Расходы Совокуп- Расходы Совокуп- Расходы

Типы семей ные Расходы семей на ные Расходы семей на ные Расходы семей на

расходы семей на мобиль- расходы семей на мобиль- расходы семей на мобиль-

семей Интернет ный семей Интернет ный семей Интернет ный

на ИКТ в месяц телефон на ИКТ в месяц телефон на ИКТ в месяц телефон

в месяц в месяц в месяц в месяц в месяц в месяц

Расходы на ИКТ в расчете на 100 семей

1640 378 420 2200 380 400 930 245 430

Расходы по типам семей

Полные семьи 720 380 350 2000 400 0,39 817 138 325

с детьми

Полные семьи 1620 370 300 218 0,34 1,06 818 200 440

без детей

Семьи одиночек 1900 440 430 196 0,42 0,34 764 123 314

с детьми

Семьи одино- 1800 320 600 300 0,27 0,22 760 260 311

чек без детей

Низкодоход- 1550 00 400 203 0,36 0,38 728 0.117 300

ные семьи

Среднедоход- 2000 500 400 198 0,49 0,32 772 0.135 300

ные семьи

Высокодоход- 1700 280 430 206 0,4 0,55 1700 1140 300

ные семьи

Источник: данные пилотного обследования, проведенного ИСЭПН РАН и РАРИО летом 2010 г.

в месяц в расчете на одного члена семьи (по данным указанных обследований) и усредненными величинами региональных прожиточных минимумов.

По Москве прожиточный минимум на душу населения в IV кв. 2007 г. равнялся 5855 руб. [2. С. 152]; средние расходы семьи на ИКТ в месяц (по данным обследования ИСЭПН РАН) составили приблизительно 2148,5 руб.; с учетом усредненного коэффициента семейности (2,45) — около 877 руб. на одного члена семьи, или около 17% ПМ.

В 2010 г. для Смоленской области* прожиточный минимум составил

1 См.: ПМпо областям [12].

4330 руб.; расходы ИКТ на семью — 1640 руб., на члена семьи — 669 руб., или 15,4% ПМ.

По Нижегородской области ПМ— 4587 руб.; по Ульяновской области — 3966 руб.; среднемесячные расходы семьи на ИКТ — 2000 руб., на члена семьи — 816 руб., или около 20,5% ПМ.

По Челябинской области ПМ — 4100 руб.; расходы ИКТ на семью — 1120 руб., на члена семьи 457 руб., или 11,1% ПМ.

Таким образом, объемы расходов населения на ИКТ по ряду областей средней России составили от 11,1% ПМ (Челябинская область) до 20,5% ПМ (Ульяновская область).

Размеры и регулярность расходов населения на ИКТ позволяют ставить

вопрос о включении этого вида затрат в состав официально устанавливаемого прожиточного минимума для различных социально-демографических групп населения.

Вышеприведенные рассуждения и расчеты касались расходной части информационного бюджета семьи. Однако следует учитывать, что семейные бюджеты, в их доходной части складывающиеся в основном из доходов работающих членов семьи, сегодня во многом также определяются процессами информатизации, охватывающими как сферу материально -го, так и интеллектуального производства. Кроме того, все большее место, в том числе в трудовой жизни семьи,

часто занимает дистанционная работа или «телеворкинг», выполняемая на дому. Поэтому, оценивая информационную составляющую бюджета семьи для получения более полной картины, возможно, следовало бы принимать в расчет не только данные о расходной части семейного бюджета, но также и сведения о его доходной части. Однако, с другой стороны, такой подход означал бы выход за пределы домашней ситуации и погружение во внешнюю экономику или, во всяком случае, переход на иной уровень рассмотрения семейного бюджета, что крайне затруднило бы получение необходимых оценок значения в нем информационной составляющей.

Литература

1. Российский статистический ежегодник-

2009. М.: Росстат, 2010.

2. Социальное положение и уровень жизни населения России - 2009. М.: Росстат,

2010.

3. Ведомости. 27.10.2008.

4. Форум-Ведомости, ноябрь 2008.

5. Ведомости. 27.02.2008.

6. Телекоммуникации // Ведомости. 30. 03. 2009.

7. Мобильная связь в России // Эксперт. 2007. №19.

8. Компания Сигма. http://www.sigmacom-

puters.ru/prices-by-categories/

9. Данные Компании OSTNET. http:// ostnet.ru/cgi-bin/index.pl?id=4

10. Вершинская О.Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество. М.: Наука, 2007.

11. http://damoney.ru/dengi/potrebitelskaya-korzina-2010.php

12. Российская газета. www.rg.ru/2010/01/ 27minimum-region.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.