Научная статья на тему 'Уровень информатизации домашних хозяйств в России'

Уровень информатизации домашних хозяйств в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
709
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР / ИНТЕРНЕТ / МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алексеева Ольга Александролвна, Махрова Ольга Николаевна

Непрерывный поток массовой информации стал неотъемлемым спутником жизни большинства семей, важным жизненным ресурсом. Жизнь семьи теперь во все большей степени зависит от ее информационных возможностей. Наличие домашнего информационного оборудования, обеспечивающего доступ домохозяйств к ИКТ-услугам, в значительной мере определяет масштабы использования населением инфокоммуникационных технологий, онлайновых ресурсов и услуг. Но существуют большие различия в доступе домохозяйств к ИКТ и их использовании в зависимости от места жительства, уровня дохода, числа детей в семье. Дифференциация групп населения с различными социально-экономическими и демографическими характеристиками по степени использования мобильной связи хотя и значительна, но не столь велика, как в плане доступа к компьютеру и Интернету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Level of Information Support in Russian Households

The ever-growing mass media information flow has become an integral part of life and vital resource for most families. The life of a family has become increasingly dependent on its information capabilities. The availability of home information equipment providing access for households to ICT services is a major factor that determines the level of use of information and communication technologies, online resources and services by people at large. However, there are wide differences in ICT accessibility for different households, which depend on the place of residence, income and the number of children in family. Although the differentiation between population groups with different social, economic and demographic characteristics as concerns the level of the use of mobile telecommunications is significant, it is not as great as concerns the access to a computer or Internet.

Текст научной работы на тему «Уровень информатизации домашних хозяйств в России»

УРОВЕНЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ В РОССИИ

О.А. Алексеева, О.Н. Махрова

Непрерывный поток массовой информации стал неотъемлемым спутником жизни большинства семей, важным жизненным ресурсом. Жизнь семьи теперь во все большей степени зависит от ее информационных возможностей. Наличие домашнего информационного оборудования, обеспечивающего доступ домохозяйств к ИКТ-услугам, в значительной мере определяет масштабы использования населением инфокоммуникационных технологий, онлайновых ресурсов и услуг. Но существуют большие различия в доступе домохозяйств к ИКТ и их использовании в зависимости от места жительства, уровня дохода, числа детей в семье. Дифференциация групп населения с различными социально-экономическими и демографическими характеристиками по степени использования мобильной связи хотя и значительна, но не столь велика, как в плане доступа к компьютеру и Интернету. Ключевые слова: информационное общество, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), домашние хозяйства, персональный компьютер, Интернет, мобильный телефон.

Достигнутый в ряде передовых стран качественный прорыв в области информационных технологий является одновременно и причиной, и следствием происходящей в современном мире трансформации индустриального общества в общество информационное. Распространение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) вызывает множество социальных последствий, затрагивающих возможности, права и интересы человека как потребителя этих технологий (Вершинская, 2006). Возможность доступа к ИКТ, уровень компьютерной

подготовки, степень информационной активности становятся важнейшими факторами, способствующими социально-экономической адаптации и повышению уровня жизни как отдельных людей, так и семей (домашних хозяйств) в условиях электронного общества.

До середины 1990-х гг. и российские, и западные специалисты утверждали, что Россия безнадежно отстала в сфере информационных технологий. Качественное улучшение ситуации было обусловлено появлением в этот период рынка ИКТ, который в дальнейшем развивался очень быстрыми темпами. С другой стороны, государство признало социальную значимость распространения ИКТ, возможность и необходимость их использования для управления социально-экономическими процессами в стране.

В связи с этим к числу наиболее актуальных задач отечественной статистики за последние десять лет относятся проблемы, связанные с оценкой интенсивности развития и распространения ИКТ, а также характеристикой уровня их использования в экономике, социальной сфере, государственном управлении, общественной и личной жизни. Первые подходы и рекомендации по методологии измерения процессов информатизации различных субъектов экономики, в том числе домашних хозяйств, были сформулированы и опубликованы еще в 1996 г. Во второй половине 1990-х гг. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) совместно со специалистами Института статистических исследований и экономики знаний ГУ - Высшей школы экономики инициировали работы по созданию статистики информационного общества как самостоятельного, полноценного раздела социально-экономической статистики в стране. За 2006 г. был сформирован набор модульных обследований, нацеленных на измерение процессов применения ИКТ как в реальном секторе экономики, так и в домашних хозяйствах населения.

В мировой практике основными индикаторами, характеризующими информатизацию населения в рамках домашних хозяйств,

являются показатели наличия и использования в семье современной информационной и коммуникационной техники (Вершинская, Цапенко, Шапошник, 2004).

Наличие домашнего информационного имущества определяется следующими основными показателями:

• доля населения (домохозяйств), имеющего персональный компьютер;

• доля населения, имеющего мобильный телефон;

• доля населения, имеющего дома выход в Интернет.

В России основным источником данных о величине и динамике этих показателей, а также о социально-экономических и демографических характеристиках пользователей ИКТ являются материалы выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств Росстата, опросов Фонда общественного мнения, Аналитического центра Юрия Левады (Левада-Центр), Интерцентра, ИРИО-РОМИР и др.

Персональные компьютеры. В конце 1980-х гг. большинство россиян не только не имело ПК, но и не знало об их существовании. В начале 1990-х гг. ПК имели единицы, и стоили они очень дорого. Результаты московского исследования «Семья и информационные технологии» 1991-1992 гг. показали, что источниками приобретения ИКТ в то время были либо выезд за рубеж, либо бартерная торговля на предприятиях. В условиях дефицита приобретать компьютер и другую электронную технику человека заставляли не рациональные потребности, а скорее представившийся случай.

Постепенно компьютерная грамотность начинает осознаваться как ценность, а наличие домашнего ПК уже с середины 1990-х гг. рассматривается населением как ресурс адаптации, прежде всего в плане конкуренции на современном рынке труда. Число пользователей ПК начинает быстро расти.

Как отметил министр связи РФ Л. Рей-ман на саммите в Тунисе, за период 20002005 гг. в России наблюдается тенденция ускорения темпов роста числа пользователей

домашним ПК. В 1995 г. только 2,2% населения имели ПК, в 2000 г. - 4% населения имели ПК у себя дома, еще 3,6% пользовались компьютером в доме друзей и родственников. В 2003 г. на 100 человек приходилось 10 компьютеров, в конце 2005 г. - 12 компьютеров, (Вершинская, 2006). Таким образом, России потребовалось почти 10 лет, чтобы достичь уровня 4%, и только 5 лет, чтобы утроить этот показатель. К концу 2005 г. общее число ПК составило более 17 млн, что на 16% больше по сравнению с 2004 г.

По данным исследования ИРИО-РОМИР 2004 г., проведенного в рамках программы «Электронная Москва», 41,8% домохозяйств столицы имели домашний компьютер (www.neweco.ru, 2006). По сравнению с аналогичными показателями в странах ОЭСР за 2001-2002 гг. (www.oecd.org, 2003) в Москве процент домохозяйств с ПК выше, чем в Италии, Португалии и Франции (29,4; 39 и 36 соответственно), эквивалентен его уровню в Испании и Ирландии, но заметно ниже, чем в других развитых странах, например Дании и Швеции (69%).

Как показывают данные обследований Росстата (табл. 1), в первых годах XXI в. темп прироста числа компьютеров в домашних хозяйствах составлял от 20 до 50% в год. За семилетний период показатель наличия домашних ПК увеличился в 6,7 раза. К началу 2008 г. компьютер имели уже 40% домохозяйств.

По мнению некоторых зарубежных специалистов (Лиухто, 2005), основным препятствием для информатизации домашних хозяйств России является не отсутствие линий передачи данных, а дефицит персональных компьютеров, обусловленный в первую очередь низким уровнем жизни населения.

Связь фактора доходности с возможностью доступа к ИКТ характеризуется данными обследований Росстатом групп населения с различным уровнем доходов (табл. 2).

Как видно из табл. 2, с ростом материальной обеспеченности увеличивается и показатель наличия ПК в домашнем имуществе. Максимальное число пользователей ПК

Таблица 1

Наличие ПК и мобильных телефонов в домашних хозяйствах населения в 2000-2007 гг. (на конец года)

Годы Наличие в штуках на 100 домохозяйств Увеличение (в разах)

к 2000 г. к 2001 г. к предыдущему году

ПК мобильных телефонов ПК мобильных телефонов ПК мобильных телефонов

2000 6 - 1 - - -

2001 7 5 1,2 1 1,2 -

2002 10 9 1,7 1,8 1,4 1,8

2003 13 25 2,2 5 1,3 2,8

2004 20 55 3,3 11 1,5 2,2

2005 26 104 4,3 20,8 1,3 1,9

2006 33 142 5,5 28,4 1,3 1,4

2007 40 178 6,7 35,6 1,2 1,3

Источники: (Российский статистический ежегодник, 2006; Социальное положение..., 2006, 2008).

Таблица 2

Наличие ПК и мобильных телефонов в домашних хозяйствах населения в 2007 г. по доходным группам

Домохозяйства по 20%-м группам обследуемого населения Наличие в штуках на 100 домохозяйств в соответствующей группе

ПК мобильных телефонов

Первая (с наименьшими до-

ходами) 18 125

Вторая 26 152

Третья 39 185

Четвертая 56 229

Пятая (с наибольшими до-

ходами) 53 190

Источники: (Российский статистический ежегодник, 2008; Социальное положение., 2008).

приходится на домохозяйства самых высоких доходных групп - четвертой и пятой. Так, в среднем количество персональных компьютеров на 100 домохозяйств в группе с максимальным уровнем доходов, по сравнению с наименее обеспеченными (первой группой), в 3 раза выше. ПК имеют в качестве домашнего имущества более половины богатых и состоятельных и менее пятой части бедных семей.

В табл. 3 представлены характеристики использования ПК в семьях разного демографического состава. Как показывают данные, наибольшая вероятность наличия домашнего ПК приходится на относительно крупные домохозяйства, состоящие из трех и более членов. Так, обеспеченность персональными компьютерами семей, состоящих из четырех человек, превышает аналогичный показатель по домашним хозяйствам, состоящим из одного и двух человек, в 5,6 и 1,9 раза соответственно.

В плане наличия ПК у семей с разным количеством детей наблюдается обратная картина, а именно: с ростом числа детей процент имеющих компьютер в семье уменьшается. Так, по группе семей с одним и двумя детьми ПК имеют в среднем более половины домашних хозяйств, среди многодетных семей - только треть. Низкий уровень наличия компьютеров у последних объясняется слабой материальной обеспеченностью этих семей, для большей части которых покупка ПК представляется непозволительной роскошью.

В то же время в семьях с детьми персональный компьютер уже в конце 90-х гг. стал первым приоритетом покупки, родители видели и видят в этом будущее своих детей и покупают компьютер ребенку едва ли не раньше велосипеда. Поэтому в более состоятельных

Таблица 3

Наличие ПК и мобильных телефонов в домашних хозяйствах различных социально-демографических категорий в 2007 г.

Количество в штуках на 100 домохозяйств

ПК мобильных телефонов

в том числе 2007 к 2001 г. (в разах)

Всего в сельской области в городской местности 2007 г.

Все домашние хозяйства 40 20 47 178 35,6

Из них домашние хозяйства, состоящие из:

одного человека 10 2 13 58 19,3

двух человек 29 11 36 133 33,2

трех человек 55 29 62 213 23,7

четырх человек 56 34 64 253 42,2

пяти человек и более 49 27 59 263 43,8

Домашние хозяйства, имеющие детей в

возрасте до 16 лет

Всего - - 230 28,8

одного ребенка 56 31 64 230 25,6

двоих детей 49 31 59 236 118,0

троих детей и более 33 19 45 191 95,5

Источник: (Социальное положение..., 2008).

по сравнению с многодетными семьях с одним ребенком, а также с двумя детьми число ПК (в расчете на 100 домохозяйств) превышает аналогичный показатель по всем домохозяйствам в целом на 40 и 23% соответственно.

Существует весьма значительная разница по показателю доли домохозяйств, имеющих ПК, в зависимости от типа поселений. Согласно данным Росстата в 2007 г. на 100 до-мохозяйств, находящихся в городской местности, приходилось 47 компьютеров, в сельской местности аналогичный показатель в 2,4 раза меньше. В городах на 100 домохозяйств с одним ребенком, двумя детьми, а также многодетных число ПК составило 64, 59 и 45 единиц соответственно, в селах - в 2,1; 1,9 и 2,4 раза меньше (соответственно числу детей). Столь слабая включенность в мир ИКТ сельских семей с детьми, особенно многодетных, уже сегодня резко снижает их возможности занять более выгодные социальные и экономические позиции в рыночных условиях.

Существует и территориальный аспект информационного неравенства, в том числе в плане обеспеченности ПК. Москва заметно опережает среднероссийский уровень по показателю наличия ПК в семьях (в 1,8 раза): согласно данным Росстата в 2007 г. на 100 домашних хозяйств здесь приходилось 72 ПК. Однако Москва немного уступает Ханты-Мансийскому АО (73 ПК на 100 домохозяйств) и Ямало-Ненецкому АО (78 ПК на 100 домохозяйств). Среди субъектов РФ можно выделить Мурманскую, Московскую области и Чукотский АО, где этот показатель превышает средний уровень по стране в 1,5 раза. Крайне слабо подготовлено к электронному развитию население Чеченской Республики (1 ПК на 100 домашних хозяйств), Ингушетии (6 ПК), Дагестана (11 ПК), а также ряда областей европейской части России: Смоленской (9 ПК), Тамбовской (16), Курской (17 ПК) и др. (Социальное положение... , 2008).

Использование мобильных телефонов. Сотовая связь начала развиваться в России значительно позже, чем в Европе, вследствие общего социально-экономического кризиса, а также высокой вначале стоимости и ограниченного предложения мобильных телефонных аппаратов и услуг. Если в Европе резкий подъем развития мобильной связи приходится на 1992-1993 гг., то в России, причем только в столице, в это время появились лишь первые операторы сотовой связи. К середине 90-х гг., по экспертным оценкам, меньше 1% российского населения использовали мобильные телефоны. Бум начался в конце 90-х гг. Осенью 1999 г. число абонентов сетей сотовой связи достигло 1 млн, к началу 2001 г. - 2,5-3 млн, к 2002 г. - 5 млн (Контент-анализ..., 2005). Сети мобильной связи действовали в начале века во всех регионах Российской Федерации, кроме республик Чечня и Тува. Более 70% мобильных абонентов являлись пользователями услуг сотовой связи Москвы и Санкт-Петербурга, активное продвижение в регионы началось примерно с 2002 г.

В 2000-е гг. показатель доли населения, имеющего мобильный телефон, рос огромными темпами. Так, в 2000 г. имели мобильный телефон 2,9% населения, а в 2002 г. этот процент увеличился более чем пятикратно -16,6%. В 2004 г. число пользователей мобильными телефонами сравнялось с числом пользователей стационарных телефонов. На конец 2004 г. в среднем по России было 35 подключений на 100 человек, а по Москве было зафиксировано 120 подключений. По данным РБК, в России к началу 2005 г. количество мобильных телефонов превысило 35 млн шт. и составило 2448 шт. на 10 000 человек (Вер-шинская, 2006).

Данные обследований Росстата также свидетельствуют о бурном росте числа пользователей мобильными телефонами в первой половине 90-х гг. А за 2001-2007 гг. показатель наличия мобильных телефонов на 100 до-мохозяйств в среднем за год увеличивался в 1,3-2,8 раза (табл. 1). В итоге всего за шесть лет количество мобильных телефонов в до-

машнем имуществе выросло в 35,6 раза и составило 178 шт. на 100 домохозяйств (табл. 1).

Передовым центром мобильной телефонии по-прежнему остается Москва. В 2003 г. мобильные телефоны имели 25% населения России, а в Москве - более половины ее жителей (51%). В 2004 г. уже 68% населения Москвы имели мобильные телефоны. Уровень распространения сотовой связи в Москве на тот период соответствовал средним показателям в 15 странах ЕС (69%), превышал уровень США (56%) и 10 восточно-европейских стран, вступивших в ЕС (34%) (www.sibis.eu-org, 2003).

По данным опроса населения Москвы ИРИО-РОМИР, в 2003 г. доля владельцев мобильных телефонов моложе 25 лет более чем в 3 раза превышала долю владельцев старше 65 лет (92,5 и 28,3% соответственно), пользователей-мужчин почти на 13% больше, чем пользователей-женщин, преобладают пользователи, имеющие высшее образование и занимающие руководящие посты (76,4 и 91,3%) (Вершинская, 2006).

Как показывают результаты обследований Росстата, дифференциация групп населения с различными социально-экономическими и демографическими характеристиками по степени использования мобильной связи хотя и значительна, но не столь велика, как в доступе к компьютеру и Интернету (см. табл. 2 и 3).

Согласно данным табл. 2 показатель наличия мобильных телефонов в домашних хозяйствах находится в прямой зависимости от степени материальной обеспеченности семей. Так, в группе состоятельных респондентов на 100 домохозяйств приходится 190-229 мобильных телефонов, в категории самых бедных на 100 семей - 125 телефонов. По мере насыщения с 2001 по 2007 г. эта зависимость продолжается, но уменьшается разрыв между семьями с наименьшими и наибольшими доходами с 6 до 1,5 раз.

Среди данных табл. 3 обращают на себя внимание показатели стремительного роста числа мобильных телефонов в домашних хозяйствах как в целом, так и в разрезе отдельных социально-демографических групп. Если

в 2001 г. мобильный телефон имела только каждая двадцатая семья, то через шесть лет количество мобильных телефонов превысило общее число опрошенных семей. В 2007 г. на 100 российских семей приходилось 178 телефонов. Особенно быстрыми темпами за тот же период росло приобретение мобильных телефонов в домашних хозяйствах, состоящих из четырех и более человек, увеличение составило свыше 40 раз. Итак, в 2007 г. на 100 таких семей приходилось свыше 250 мобильных телефонов, в то время как на 100 домашних хозяйств одиночек - лишь 58.

Еще более впечатляющий рост за анализируемый период характеризуют соответствующие данные по домохозяйствам, имеющим в составе двух, а также трех и более детей (118 и 96 раз соответственно). Тем не менее в 2007 г. количество мобильных телефонов, приходящихся на 100 домохозяйств с одним ребенком, превышало аналогичный показатель у многодетных. Таким образом, налицо информационное неравенство между семьями, имеющими разное число детей.

Интернет и его пользователи. Российский Интернет характеризуется растущей популярностью и высокими темпами роста. К концу 2005 г. количество пользователей Интернета составило около 22 млн человек, т.е. каждый шестой житель России. В том же году услуги, оказываемые в сети передачи данных, включая передачу информации по сети Интернет, значительно выросли: объем информации, переданной по этой сети, увеличился в 1,2 раза, трафик службы голосовой информации - в 1,7 раза по сравнению с 2004 г. (www. Businesspress.ru, 2006).

По данным Фонда общественного мнения, полугодовая численность «взрослой» (18 лет и старше) аудитории Интернета в 2008 г. составляла 33,7 млн человек, а подростковой аудитории (в возрасте 14-17 лет) -5,9 млн человек (http://bd.fom.ru/report/cat/ smi/smi_int/int0803).

Наиболее полную социально-демографическую и экономическую характеристику

пользователей Интернета дают данные выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств России и материалы опросов общественного мнения.

По данным Росстата, доля регулярных пользователей Интернета (тех, кто использует Интернет не реже одного раза в неделю) интенсивно растет. Если в 2000 г. она составляла 2%, в 2005 г. - 15,3, то к концу 2007 г. она достигла 24,6% (Социальное положение..., 2008). В 2007 г. по сравнению с 2000 г. число постоянных пользователей сети Интернет возросло более чем в 12 раз.

Несмотря на быстрый рост, Россия по этому показателю еще сильно отстает от развитых стран, где используют Интернет 50-60% населения. По данным Доклада о развитии человека 2006, наивысший процент пользователей сети Интернет в 2004 г. во всем мире был отмечен в Новой Зеландии - 79%, далее следуют Исландия - 77, Швеция - 76, Мальта - 75, Дания - 70%, США, Канада и Финляндия - более 60%; в России же - лишь 11% (Доклад о развитии человека, 2006).

В развивающихся странах с 2000 по 2003 г. было более четверти миллиарда пользователей Интернета. В 2005 г. было подсчитано, что число пользователей Интернетом во всем мире близко к 1 млрд. В России только за 1995-2002 гг. число пользователей Интернета возросло в 27 раз (Страны мира... , 2006).

По данным Росстата, в 2007 г. доступ к услугам сети Интернет имели 24% всех членов домохозяйств, в том числе у проживающих в городской местности эта доля составляла 29%, в то время как среди сельских жителей только 10% имели такую возможность. Поскольку в городах почти половина семей имеет домашний компьютер, а на селе только каждая пятая, то и доступ к Интернету из дома у горожан выше (19,5%), чем у селян (3,8%). Выход в Интернет из дома для городских пользователей превышает другие места выхода в Интернет. Если в городах у населения доступ к Интернету на работе стоит на втором месте, то у сельских жителей он занимает первое место, немного опережая домашний доступ.

Как в России, так и в странах - членах ЕС доля пользователей Интернета из дома опережает другие места выхода в Интернет (60-70%), далее следуют работа, пункты бесплатного общественного доступа, интернет-кафе, друзья и родственники, другие места.

Пунктами общественного (коллективного) доступа в Интернет (ПОД) могут быть интернет-кафе, отделения почты, библиотеки, учебные заведения. В крупных российских городах доля пользователей в них почти не отличается от уровня развитых стран. В странах ЕС такими пунктами в 2002 г. пользовались около 18% регулярных интернет-пользователей. В 2004 г. в Москве, по данным опроса, 19,2% интернет-пользователей получали услуги сети во всех пунктах общественного доступа, включая интернет-кафе (ИРИО-РОМИР, опрос, 2004).

В рамках проекта «КиберПочта» во многих регионах России были открыты пункты коллективного доступа в Интернет. С начала 2005 г. услугами этих пунктов воспользовались более 3,5 млн человек. Среднемесячная посещаемость работающих сейчас 10 тыс. пунктов составляет около 300 тыс. человек (Савинов, Абрамова, 2006).

Как видно из табл. 4, явная дифференциация наблюдается у населения с различным уровнем доходов: с ростом доходов растет и доля имеющих доступ к Интернету. У лиц, имеющих наибольший доход, этот показатель в 3,4 раза выше, чем у людей с наименьшими доходами.

В 2006 г. каждый четвертый ребенок в возрасте 6-16 лет имел доступ к Интернету. Это свидетельствует о том, что дети смогли высоко оценить познавательную важность этого способа информатизации общества. Из числа опрошенных доля мужчин и женщин, имеющих выход в Интернет, различается незначительно (Социальное положение... , 2007).

Проводимые опросы общественного мнения населения позволяют дополнить характеристики пользователей Интернета, показывая их группы по возрасту, образованию, социально-профессиональному статусу и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

роду занятий, среднедушевому доходу и типу поселений.

По данным опросов Аналитического Центра Юрия Левады («Левада-Центр»), в 2005 г. лично пользовались ПК (дома, на работе, в других местах) 23% опрошенных, что в 1,2 раза больше уровня 2003 г. (в 1,8 раза больше по сравнению с 2001 г.), причем почти 90% из них делали это регулярно. За 2003-2005 гг. число людей, когда-либо пользовавшихся Интернетом, увеличилось на 46%. Доля респондентов, практически ничего не знающих о существовании такой сети, сократилась за последние пять лет более чем в 2 раза, а имеющих доступ к Интернету из дома увеличилась в 6 раз.

В 2005 г. практически ничего не знающих о сети Интернет женщин было в 1,8 раза больше, чем мужчин, и их доля среди опрошенных женщин составляла 11%. Каждый пятый пенсионер и каждый десятый безработный также ничего не знали об Интернете. Этот показатель также увеличивался в зависимости от возраста: в группе от 50 лет и старше их было в 6 раз больше, чем в группе опрошенных до 29 лет. С ростом образования наблюдается обратная тенденция: неинформированных об Интернете лиц в группе, имеющей высшее образование, только 1%, в то время как у имеющих среднее и среднее специальное образование - 6%, а у людей с образованием ниже среднего - 23%.

Доля лиц, пользующаяся сетью Интернет, уменьшается с возрастом и увеличивается с уровнем образования, доходов и социальным статусом (табл. 5). Аналогичная тенденция цифрового неравенства наблюдается и в западных странах. Среди пользователей Интернета преобладает молодежь до 30 лет, а также люди с высшим образованием, обычно занимающие руководящие посты.

В 2006 г. 17% из числа опрошенных имели доступ к сети Интернет из дома и на работе (в 2005 г. - 16%). В полтора раза в сравнении с предыдущим годом увеличилась доля опрошенных, имеющих выход в Интернет из дома. Из всех пользователей Интернета около 62%

Таблица 4

Доступ населения к услугам сети Интернет в 2007 г., % от общей численности опрошенных соответствующей группы

Имеют доступ к сети Интернет В том числе

из дома по месту работы по месту учебы интернет-кафе другое

Все домохозяйства, имеющие доступ к сети

Интернет 23,7 15,3 10,9 3,8 0,8 0,8

в том числе:

проживающие в городской местности 28,7 19,52 13,5 4,3 0,9 1,0

Домохозяйства с детьми в возрасте до16 лет,

имеющие:

одного ребенка 30,4 19,7 15,4 5,9 0,9 0,9

двух детей 22,8 16,1 6,2 1,7 0,6 0,9

трех детей 11,3 6,9 3,2 2,0 0,8 0,9

четырех детей и более 11,2 6,3 4,0 1,0 0,6 0,0

Домохозяйства по 10%-м группам обследуе-

мого населения

Первая (с наименьшими располагаемыми

ресурсами) 8,2 3,3 2,7 1,9 0,7 0,8

Вторая 11,0 4,9 4,5 3,0 0,6 0,6

Третья 14,2 7,4 5,3 3,3 0,9 0,8

Четвертая 15,9 9,0 6,7 3,7 1,3 0,4

Пятая 20,2 13,1 8,5 4,3 0,5 0,8

Шестая 24,8 16,1 11,6 5,5 0,6 1,0

Седьмая 31,5 21,3 10,4 4,7 0,6 1,0

Восьмая 39,9 28,8 21,5 7,4 1,0 1,1

Девятая 35,6 25,4 17,7 3,2 1,2 0,8

Десятая (с наибольшими располагаемыми

ресурсами) 27,9 18,2 15,1 1,4 0,7 0,8

Источник: (Социальное положение..., 2008).

являются активными. Возможность выходить в Интернет со своего мобильного телефона в 2005 г. имели 26% от числа лиц, имеющих мобильный телефон (Общественное мнение, 2005).

По данным Института статистических исследований и экономики знаний ГУ - Высшей школы экономики, в России в 2006 г. Интернетом пользовался 21% населения - втрое больше, чем в 2003 г. При этом доля активных пользователей (тех, кто заходит в Интернет хотя бы раз в месяц) составляет 13% населения России против 9% в 2003 г.

Несмотря на высокие темпы прироста числа домашних хозяйств, оснащенных персональными компьютерами (с 9% в 2003 г. до 21% в 2006 г.), и увеличение доступа к Интернету (с 5 до 17%), уровень России по обеспеченности домохозяйств персональными компьютерами и доступом к Интернету значительно отстает от уровня стран Европейского союза. В среднем по странам ЕС эти показатели составляют 62 и 52% соответственно. Это связано не только с невысоким уровнем жизни россиян, но и с их отношением к современным технологиям. Более половины респондентов

Таблица 5

Наличие доступа к услугам сети Интернет по группам населения, ноябрь 2005 г.,

% от общего числа опрошенных в каждой группе

Не имеют Имеют доступ Ничего не

доступа к только дома только на и дома, и на знают об

Интернету работе работе Интернете

Всего 76 6 6 4 9

Пол:

мужской 79 5 6 4 6

женский 73 6 5 3 11

Возраст:

до 29 лет 73 10 9 5 3

30-49 лет 77 6 7 5 4

50 лет и старше 76 3 2 1 18

Образование:

высшее и незаконченное высшее 55 11 18 15 1

среднее и среднеспециальное 82 5 4 2 6

ниже среднего 72 3 1 0 23

Среднедушевой доход:

низкий 82 2 2 1 13

средний 81 4 3 1 10

высокий 61 10 13 13 1

Тип поселений:

Москва и Санкт-Петербург 58 13 7 20 3

большие города 68 8 12 4 8

средние города 78 6 5 2 7

малые города 78 4 4 1 12

сёла 84 2 2 1 10

Источник: (Вестник общественного мнения, 2006).

(57%) отметили, что Интернет им не нужен, а 2% настроены категорически против Интернета. Следующими по значимости причинами названы слишком высокая цена оборудования (ее указали 10% респондентов) и доступа (8%), отсутствие возможности доступа к Интернету в регионе или доме (9%). Такой фактор как недостаток навыков отметили всего 2% респондентов, столько же сказали, что имеют доступ к Интернету в других местах.

Вместе с тем в России очень велика доля людей, никогда не пользовавшихся персональным компьютером (59%) и Интернетом (79%).

Когда-либо пользовались компьютером менее половины россиян (41%), Интернетом - только каждый пятый (21%). Доля россиян, которые за последний год пользовались компьютером, вдвое ниже, чем в среднем по странам ЕС (35 и 66% соответственно), а Интернетом - втрое ниже (19 и 57% соответственно). Доля активных пользователей - 23%, тогда как в Европе этот показатель вдвое выше - 56%. Доля активных пользователей Интернетом составляет в РФ всего 10% (средний показатель активных пользователей Интернета в Европейском союзе составляет 49%).

Как в России, так и в Европе наблюдается тенденция роста доли домашних пользователей компьютером и Интернетом по сравнению с теми, кто выходит в Интернет с работы. Но если в среднем по Европе доля домашних пользователей почти вдвое превышает долю пользователей на рабочем месте, то в России наблюдается только начало перелома. Так, если в 2003 г. доля пользователей персональных компьютеров на работе была больше, чем домашних пользователей (11 и 9% соответственно), а доля пользователей Интернетом - одинаковая и на работе, и дома (по 5%), то в 2006 г. доля домашних пользователей стала выше, чем доля пользующихся на работе персональным компьютером (16 и 12%) и Интернетом (8 и 6%). Общественные места доступа к компьютерам и Интернету используются пока слабо: менее чем 1% из числа опрошенных (www.strana.ru,).

По данным ВЦИОМ, за 2005-2007 гг. популярность Интернета в России удвоилась. Так, в 2005 г. пользовались Интернетом как источником информации всего 10%, в 2006 г. -13%, а в нынешнем году - 20% россиян. Однако по сравнению с другими информационными источниками (телевидение, радио, пресса) Интернет пока не занимает лидирующей позиции.

Большинство россиян (69%) вообще не пользуются Интернетом. Но по сравнению с 2006 г. доля таких респондентов снизилась с 76%. Каждый десятый (11%) обращается к ресурсам глобальной сети ежедневно, тогда как два года назад - лишь каждый двадцатый (5%). 9% наших сограждан пользуются Интернетом несколько раз в неделю, 7% - несколько раз в месяц, 3% - эпизодически (но не менее одного раза в полгода).

Чаще всего наши сограждане используют Интернет для учебы или по работе (62%). Два года назад такая цель была у 77% россиян. Кроме того, респонденты часто пользуются электронной почтой (42%) и отслеживают международные и российские новости (39%) (по сравнению с 2006 г. - 44 и 44% соответственно). За два года с 20 до 28% возросла

доля тех, кто использует Интернет для прослушивания музыки и просмотра фильмов, а также для общения на чатах и форумах (с 20 до 29%). Почти в два раза (с 9 до 16%) увеличилось количество россиян, осуществляющих в глобальной сети поиск контактов по интересам, друзей.

Молодежь (18-24-летние) чаще использует Интернет для работы и учебы (63%), а также для прослушивания музыки и просмотра фильмов (44%). Респонденты в возрасте от 25 до 44 лет более склонны обращаться к Интернету как для решения служебных и учебных задач (65-67%), так и для использования электронной почты (45-47%). Россияне в возрасте от 45 до 59 лет вдобавок к указанным возможностям глобальной сети чаще следят за мировыми и российскими новостями (39%). Наконец, более пожилые респонденты (от 60 лет и старше) в большинстве (64%) используют Интернет именно для того, чтобы следить за новостями в мире и в нашей стране (Опрос ВЦИОМ, 2008).

Динамичное развитие информационных технологий в России обусловило появление и потребление новационных товаров и услуг. Обеспеченные семьи являются самыми активными потребителями ИКТ-товаров. Распространенность компьютера, доступа в Интернет, мобильного телефона заметно растет.

Для расширения доступности этих товаров необходимы:

• достаточный уровень технологического развития страны;

• создание необходимой инфраструктуры для развития информационных технологий;

• достаточный уровень платежеспособности населения;

• формирование определенных потребительских запросов.

Потребление «информационных» товаров сосредоточено в семьях с доходами выше среднего, а с 2003 г. пользование ими у богатых и состоятельных людей стало нормой. Новаторские товары открывают потребителям новые перспективы: пользователи актив-

но переходят к иным формам потребления (развитие электронной торговли, финансовых расчетов, использование электронных СМИ, библиотек и т.д.).

Но если эти процессы касаются лишь определенной группы семей, то большая часть населения России по-прежнему отделена от новой «реальности». Речь прежде всего идет об отставании в пользовании новационными товарами в группе семей с низкими доходами. В среднедоходных семьях такие товары тоже недостаточно распространены. Лишь сотовый телефон составляет исключение. Среди ИКТ-товаров он более доступен, да и сектор услуг сотовой связи развивается динамично, стараясь завоевать массового потребителя (Бонда-ренко, 2005).

Литература

Бондаренко Н. Бедные экономят деньги, богатые -собственное время: история имущественного накопления российских семей за последние десять лет // Вестник общественного мнения. 2005. № 4 (78). Левада-Центр, Интерцентр.

Вершинская О.Н., Цапенко М.П., Шапошник С.Б. Человеческий капитал как фактор электронного развития Москвы // Информационное общество. 2004. № 3-4.

Вершинская О.Н. Человек в электронном мире. М.: Изд-во СГУ, 2006.

Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии № 1 (81), Левада-Центр, Интерцентр, 2006.

Доклад о развитии человека 2006. Опубликовано для Программ развития ООН (ПРООН). М.: Весь мир, 2006.

ИРИО-РОМИР, опрос населения, 2004 г.; Flash Eurobarometer, December 2004, № 135.

Контент-анализ образовательных Интернет-сайтов и порталов. ЦСИ СГА, 2005.

Лиухто К. Россия на пути к информационному обществу? // Вопросы экономики. 2005. № 4.

Общественное мнение - 2005. Ежегодник, М.: Аналитический центр Юрия Левады, 2005. Опрос ВЦИОМ «День Интернета в России». Пресс-

выпуск ВЦИОМ № 1058. 30.09.2008 г. Развитие и новое поколение. Доклад о мировом развитии 2007. Издано для Всемирного банка. М.: Весь мир, 2007. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат.

сб. М.: Росстат, 2006. Российский статистический ежегодник. 2008: Стат.

сб. М.: Росстат, 2008. Савинов А.Ю., Абрамова А.В. Влияние информационных технологий на конкурентоспособность стран в мировой экономике // Вопросы статистики. 2006. № 5. Социальное положение и уровень жизни населения

России. 2006: Стат. сб. М.: Росстат, 2006. Социальное положение и уровень жизни населения

России. 2007: Стат. сб. М.: Росстат, 2007. Социальное положение и уровень жизни населения

России. 2008: Стат. сб. М.: Росстат, 2008. Страны мира 2005. Стат. Справочник ООН. М.: Весь мир, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Benchmarking Work, Employment and Skills in the Information Society in Europe and the US. 2003 // www.sibis.eu-org. http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_int/int0803, http://businesspress.ru/newspaper/article.

asp?=374936//20.03.2006/ http://www.neweco.ru http://www.strana.ru,

OECD, STI Scoreboard 2003 // www.oecd.org

Рукопись поступила в редакцию 09.02.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.