РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ, ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
И ПРЕДПРИЯТИЙ
В.С.Золотарев, Н.И.Невская, Т.Г. Комарова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В СВЕТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
Аннотация
В статье рассматривается взаимосвязь развития человеческого капитала и формирования информационного общества в России. На основе данных федеральной государственной статистики проведен анализ динамики формирования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в России. Отдельно выделены организации и домашние хозяйства, использующие ИКТ. Особый акцент сделан на состояние грамотности населения в освоении ИКТ. Анализ проведен с применением различных статистико-математических методов: средних и относительных величин, индексный метод, метод рядов динамики, метод кластеров и др.
Annotation
In the article the interrelation of development of the human capital and formation of an information society in Russia is considered. On the basis of data of federal state statistics the analysis of dynamics of formation of information-communication technologies (ICT) is lead to Russia. The organizations and the house facilities economy using ICT are separately allocated. The special accent is made on a condition of literacy of the population in development ICT. The analysis is lead with application of various statistic-mathematical methods: average and relative sizes, an index method, a method of lines of dynamics, a method of groupings and clusters, etc.
Ключевые слова
Человеческий капитал, информационное общество, информация и знания, кластер, информатизация, информационно-коммуникационные технологии
Keywords
The human capital, information society, the information and knowledge, cluster, information, information-communication technology.
Информационное общество - это общество, в котором информация и знания становятся главными факторами развития человеческого капитала и рассматриваются как путь в будущее человеческой цивилизации.
Именно это фиксирует Окинавская хартия глобального информационного общества, которая подписана руководителями 7 ведущих стран и Президентом России В.В.Путиным в августе 2000г.
Понятие «информационное общество» вошло в научный оборот еще в начале 60-х гг. прошлого века.
К этому времени в большинстве стран уже были разработаны и реализованы государственные программы формирования информационного общества. Одновременно широкое использование получило развитие и внедрение информационно-коммуникационных технологий - (ИКТ).
Россия несколько с запозданием приступила к разработке и реализации таких программ. В результате в 2007г. она занимала лишь 70-е место1 в мире по использованию ИКТ и 62-е место по уровню технологического развития, находясь по результатам между Коста-Рикой и Пакистаном.
В современном мире перед человечеством открылись новые возможности: кто владеет информацией, владеет миром. Новый мир - это мир компьютеров и Интернета, мир сотовых телефонов и факсов, мир сетей связи и телевидения, мир высоких технологий, от масштабов и эффективности использования которых напрямую зависит благополучие народов и государств. Мощь и богатство государства определяются не той суммой знаний, которая «мертвым грузом» лежит где-то в недрах фундаментальной науки, а зависят от возможностей максимально широкого овладения этими знаниями и, следовательно, скорости их распространения или, иначе говоря, дееспособности сети коммуникаций. Чем выше темпы производства и распространения знаний, тем быстрее они претворяются в технологии.
Россия располагает широкими возможностями развития, так как, несмотря на ее отставание от многих стран мира, она имеет определенные достижения отечественной науки (например, школы российских ученых и программистов признаны во всем мире). Российскими компаниями, несмотря на их молодость, накоплен опыт производства товаров и услуг, использующих современные технологии. В значительной степени компьютеризированы многие отрасли хозяйства, в частности, банковская сфера и сфера государственного управления. Все глубже осознается необходимость использования вычислительной техники и ИКТ в бизнесе и го-
1 http://www.msia.ru/forum/topic1724.html
сударственном управлении, в здравоохранении и культуре, в науке и образовании. Все это создает условия для развития человека, а, развиваясь, человек создает новые, более совершенные средства информации.
В России уже в 1999г. была разработана Концепция формирования информационного общества.
Цель Концепции - определение российского пути построения информационного общества.
Стратегической задачей России на данном историческом этапе стало полномасштабное вхождение в глобальное информационное общество в качестве его полноправного участника при сохранении политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций.
В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов.
На первом (1991-1994гг.) формировались основы в сфере информатизации.
Второй этап (1994-1998гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики.
Третий этап, который длится и поныне, - этап формирования и реализации политики в сфере построения информационного общества. На этом этапе Правительством РФ была принята Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)», [9], а с 2002г. в России реализуется ФЦП «Электронная Россия 20022010гг.» [10]. В 2004г. была разработана Концепция Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, оказавшая влияние на развитие человеческого капитала. В 2005г. разработана Концепция ФЦП «Развитие информатизации в России на период до
2010 года» и отдельно Программа действий.
Определенная работа проделана по организации информатизации в субъектах Федерации. В августе 2006г. Правительство Российской Федерации утвердило новую редакцию ФЦП «Электронная Россия-2», подкрепив ее дополнительными финансовыми средствами.
В 2008г. в рамках названной Программы были осуществлены работы по теме «Подготовка рейтинга информационного развития субъектов Российской Федерации и уровня использования технологий электронного правительства в федеральных органах исполнительной власти и в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
Проделанная работа по информатизации российского общества оказала влияние на развитие человеческого капитала. Реализация программ по информатизации потребовала повышения компьютерной грамотности населения. Особая роль в обучении компьютерной грамотности и освоении новейших информационных технологий стала отводиться изучению информатики, которая с 1985г. включена в учебные планы всех средних школ страны и с 1991г. всех высших учебных заведений России. С 2007г. все средние школы России подключены к Интернету и оснащены базовыми пакетами программ по освоению компьютерной грамотности и новейших информационных технологий. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» осуществляется внедрение открытого отечественного программного обеспечения и организация компьютерно-правового ликбеза в вузах и школах.
В новых условиях экономического развития для России оказались приемлемыми два варианта формирования и развития информационного общества.
Первый вариант - догоняющий - повторение того пути, который уже прошли другие страны, в основном, европейские. Он требует значительных капиталовложений за короткое время. Кроме того, этот путь будет требовать существенного изменения российского менталитета и переориентации общественного сознания на цели, приоритеты и направления развития, свойственные информатизированному обществу.
Второй вариант - альтернативный - нахождение пути, ориентированного на российские критерии и характеристики качества жизни, социальнокультурные особенности, требующего в сегодняшних социально-экономических условиях лишь минимальных капиталовложений со стороны государства. Этот путь - нетрадиционный, неапробиро-ванный, однако, он требует ускорения темпов экономического роста, улучшения политической стабильности и проявления политической воли исполнительной и законодательной власти, поставившей задачу перехода к информационному обществу в качестве главного приоритета.
И тем не менее для России более приемлем второй путь, включающий:
- информатизацию всей системы общего и специального образования - от детского сада до окончания высшей школы и последующих форм подготовки и переподготовки специалистов, способствующую повышению роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик человеческого капитала;
- формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, в том числе домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя;
- обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, в том
числе организация мощного русскоязычного сектора в Интернете.
Концепция формирования информационного общества в России послужила теоретической основой экономической части Программы «Развитие информатизации России на период до 2010 года» [6]. Мониторинг и реализация Программы информатизации России проводятся на основе выработанной системы показателей и ее индикаторов.
Анализ результатов ежегодных обследований, проводимых в России, показывает, что во многих субъектах Российской Федерации формируется современная информационно-
технологическая инфраструктура, реа-
лизуются проекты и программы региональной информатизации.
Прежде всего, отмечается рост затрат на ИКТ. Только за 4 года (20042008гг.) общая величина затрат на ИКТ выросла на 204,3 млрд. рублей, или более чем в 2 раза. Затраты на приобретение программных средств возросли на 1/3, или на 26 млрд. руб.; почти в 3 раза увеличились затраты на оплату услуг связи. Затраты на оплату услуг сторонних организаций и специалистов увеличились на 45,6 млрд. руб., или более чем в 3 раза. Эти изменения сопровождались изменением структуры затрат (таблица 1).
Таблица 1. Распределение затрат организаций на ИКТ по видам (в процентах к итогу)1 (Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./Росстат. - М., 2009. С. 504)
2GG3 2GG4 2GG5 2GG6 2GG7 2GG8
Затраты на ИКТ - всего 1GG 1GG 1GG 1GG 1GG 1GG
в том числе:
на приобретение вычислительной техники 52,3 45,4 37,3 33,7 31,2 27,5
на приобретение программных средств 7,7 9,8 11,G 11,3 14,7 15,9
на оплату услуг связи 2G,9 23,9 25,9 31,4 29,4 31,4
из них оплата доступа к сети Интернет - - - 5,7 6,G 6,6
на обучение сотрудников, связанное с развитием и использованием информационных и коммуникационных технологий G,7 G,8 1,6 G,8 G,7 G,8
на оплату услуг сторонних организаций и специалистов по информационным и коммуникационным технологиям (кроме услуг связи и обучения) 11,3 11,6 14,7 15,2 16,5 17,5
прочие затраты 7,1 8,5 9,5 7,6 7,5 6,9
В 2003 г. наибольший удельный вес на ИКТ приходился на приобретение вычислительной техники (52,3 %), к 2008г. он снизился до 27,5 % и почти сравнялся с затратами на оплату услуг связи. Одновременно с этим росла доля затрат на приобретение программных
средств, снизился удельный вес затрат на приобретение вычислительной техники, но повысился удельный вес затрат по другим направлениям информатизации общества, что наглядно видно на рисунке 1.
52,3
15,9
7,7 27,5
11,3
31,4
17,5
2008г.
0,8
0,7
2003г.
□ на приобретение вычислительной техники
□ на приобретение программных средств В на оплату услуг связи
В на обучение сотрудников, связанное с развитием и использованием ИКТ
□ на оплату услуг сторонних организаций и специалистов по ИКТ (кроме услуг связи и обучения)
□ прочие затраты
Рис. 1. Динамика структуры затрат на ИКТ за 2003-2008гг.
Кроме того в затратах на оплату услуг связи появились с 2006г. и в дальнейшем стали расти затраты на доступ к Интернету.
С ростом затрат на доступ к Интернету выросло и число предприятий, пользующихся услугами Интернета. В 2008г. почти 3/4 организаций, использовавших глобальные информационные сети, пользовались услугами Интернета, и более 20 % имели веб-сайты. Наряду с использованием глобальных информационных сетей организации различных сфер деятельности, широко используются персональные компьютеры.
В 2008г. число персональных компьютеров по сравнению с 2003г. увеличилось почти в 2 раза, а число персональных компьютеров в составе
локальных вычислительных сетей - более чем в 2 раза. Это привело к увеличению числа персональных компьютеров на 100 работников организаций с 18 в 2003г. до 32 единиц в 2007г. Число компьютеров с доступом в Интернет увеличилось соответственно с 4 до 13 единиц. Интернет стал широко использоваться для размещения (получения) заказов на товары (работы, услуги) организациями, осуществлявшими продажу (закупку) товаров (работ, услуг) по заказам, полученным в интерактивном режиме специальной формы, размещенной на веб-сайте или с использованием другого специализированного про-
граммного обеспечения.
Внедрение ИКТ по-разному проходило в округах России (таблица 2).
Таблица 2. Число организаций, использовавших ИКТ, по округам Российской Федерации в 2008г.(в процентах от общего числа обследованных
Организации, использовавшие Органи- зации, имевшие веб-сайт
персо- нальные компью- теры ЭВМ других типов локальные вычислительные сети элек- тронную почту глобальные ин-формационные сети из них сеть Интернет
Российская Федерация 93,7 14,5 59,3 74,4 74,7 73,7 22,8
Центральный федеральный округ 93,1 14,9 59,3 73,2 72,6 70,6 25,7
Северо-Западный федеральный округ 94,2 15,0 61,5 76,8 77,4 76,7 28,1
Южный федеральный округ 93,9 14,3 6G,5 73,3 74,5 74,1 19,S
Северо-Кавказский федеральный округ 94,4 12,2 39,6 59,1 65,S 65,5 15,S
Приволжский федеральный округ 95,G 13,2 57,3 75,4 76,4 75,5 22,G
Уральский федеральный округ 96,G 19,8 67,2 SG, і S 1,5 SG,9 24,1
Сибирский федеральный округ 91,5 12,4 57,7 71,2 69,1 68,3 18,5
Дальневосточный федеральный округ 93,1 14,G 56,G 72,G 74,G 73,3 17,9
В 2008г. самыми низкими показателями по использованию персональных компьютеров выделялся Сибирский федеральный округ, невысокие показатели сложились в Центральном и в Дальневосточном федеральных округах. Если же рассмотреть данную проблему в разрезе секторов экономики округов и субъектов Федерации, то вырисовывается более пестрая картина. Между
субъектами и округами Российской Федерации сложились существенные различия в уровне использования ИКТ населением, предприятиями и органами власти.
Применение многоуровневого кластерного анализа позволило выделить группы субъектов Федерации по величине показателей использования ИКТ за 2008г.
Таблица 3. Характеристика кластеров по величине ИКТ и ИРЧП за 2008г.
Кластер В процентах ИРЧП
Персональные компьютеры ЭВМ других типов Локальные вычислительные сети Электронная почта Глобальные информационные сети
і 98,9 28,3333 80,0333 92,G333 91,7667 G,SS1
2 9G,1S 10,7971 48,0343 62,48 63,2486 G,765 і 14
3 97,1429 15,1071 62,4167 7S,93 і 79,6929 G,7733 і
Для выявления взаимосвязи с показателями ИРЧП была использована процедура иерархических кластеров к-МеапБ и программная продукция БТАТОКАРШСБ [4]. Получены следующие результаты (таблица 3).
В 1-й кластер вошли 3 субъекта с самыми высокими показателями информатизации, и в этих же субъектах
самые высокие показатели ИРЧП. Большинство субъектов попали в третий кластер - это 42 субъекта со средними показателями. 2-й кластер объединил 35 субъектов со средними показателями использования информатизации и в этом кластере средний ИРЧП (таблица 4).
Таблица 4. Распределение субъектов Российской Федерации по кластерам по величине ИКТ и ИРЧП за 2008г.
1 кластер 2 кластер 3 кластер
1.г. Москва 1. Брянская обл. 22. Кировская обл. 1. Белгородская обл. 22. Респ. Татарстан
2. г. Санкт-Петербург 2. Ивановская обл. 23. Нижегородская обл. 2. Владимирская обл. 23. Удмуртская Респ.
3. Тюменская обл. 3. Калужская обл. 24. Саратовская обл. 3. Воронежская обл. 24. Чувашская Респ.
4. Костромская обл. 25. Ульяновская обл. 4. Московская обл. 25. Оренбургская обл.
5. Курская обл. 26. Респ. Тыва 5. Рязанская обл. 26. Пензенская обл.
6. Липецкая обл. 27. Алтайский край 6. Тверская обл. 27. Пермская обл.
7. Орловская обл. 28. Красноярский край 7. Ярославская обл. 28. Самарская обл.
8. Смоленская обл. 29. Иркутская обл. 8. Респ. Карелия 29. Курганская обл.
9. Тамбовская обл. 30. Омская обл. 9. Архангельская обл. 30. Свердловская обл.
10. Тульская обл. 31. Томская обл. 10. Калининградская обл. 31. Челябинская обл.
11. Респ. Коми 32. Респ. Саха (Якутия) 11. Ленинградская обл. 32. Респ. Алтай
12. Вологодская обл. 33. Хабаровский край 12. Мурманская обл. 33. Респ. Бурятия
13. Псковская обл. 34. Камчатская обл. 13. Новгородская обл. 34. Респ. Хакасия
14. Респ. Ингушетия 35. Еврейская автономная обл. 14. Респ. Адыгея 35. Кемеровская обл.
15. КабардиноБалкарская Респ. 15. Респ. Дагестан 36.Новосибирская обл.
16. Респ. Калмыкия 16. Краснодарский край 37. Читинская обл.
17. Карачаево-Черкесская Респ. 17. Ставропольский край 38. Приморский край
18. Респ. Северная Осетия -Алания 18. Астраханская обл. 39. Амурская обл.
19. Чеченская Респ. 19. Ростовская обл. 40. Магаданская обл.
20. Волгоградская обл. 20. Респ. Башкортостан 41. Сахалинская обл.
21. Респ. Марий Эл 21. Респ. Мордовия 42. Чукотский автономный округ
Проведенный кластерный анализ позволяет еще раз подтвердить вывод о том, что развитие и использование ИКТ содействуют развитию человеческого капитала.
Среди субъектов Российской Федерации выделены субъекты с максимальными и минимальными показателями по числу организаций, использовавших ИКТ (таблица 5).
Таблица 5. Распределение субъектов Российской Федерации по числу
организаций, имеющих max и min показатели использования ИКТ в 2008г.
Максимум, % Минимум, %
Персональные компьютеры Воронежская обл., г. Москва, Респ. Адыгея, Кабардино-Балкарская Респ., Чеченская Респ., Респ. Тыва, Респ. Хакасия, Чукотский автономный округ (100) Тамбовская обл. (76,7)
ЭВМ других типов г. Москва (35,1) Еврейская автономная область (1,5)
Локальные вычислительные сети г. Москва (88,8) Чеченская Респ. (19,5)
Электронная почта г. Москва (96,8) Респ. Тыва (33,8)
Глобальные информационные сети г. Москва (97,2) Респ. Тыва (25,1)
Организации, имевшие веб-сайт г. Москва (66) Респ. Ингушетия (4)
ИРЧП г. Москва (0,907) Респ. Тыва (0,691)
Из 80 субъектов Российской Федерации только 8 субъектов имели максимальные или близкие к ним показатели, характеризующие использование ИКТ.
Самые низкие показатели были в Республике Тыва и здесь же - самые низкие показатели ИРЧП (0,691), что опять же еще раз подтверждает вывод о том, что информатизация России является одним из факторов развития человеческого капитала. Способствует развитию человеческого капитала и то, что формирование информационного общества в России связано не только с развитием ИКТ в организациях. Не менее важную роль играет создание возмож-
ностей их пользования среди населения (домашняя информатизация).
Федеральная служба государственной статистики на основе материалов обследования домашних хозяйств в 2008г. показала, что уровень использования средств информатизации по-разному складывается в домохозяйствах городов и сельской местности.
Доступ к Интернету в 2008г. имели лишь 16 % сельских домохозяйств, то есть почти в 2 раза меньше, чем городские домохозяйства. По применению домашних компьютеров различия еще заметнее (таблица 6).
По-разному складывается распределение домохозяйств и в зависимости от количества детей в семье.
Таблица 6. Распределение в 2008г. домашних хозяйств по возможностям
пользоваться услугами сети Интернет в зависимости от величины доходов (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств на конец года; в процентах) [8]____________________________________________
Все домаш- ние хозяй- ства из них
имеющие доступ к сети Интернет в том числе не имеющие доступа к сети Интернет
с домашнего компьютера по месту работы по месту учёбы интернет- кафе другое
Домохозяйства по 10процентным группам обследуемого населения:
первая (с наименьшими располагаемыми ресурсами) 100 11,3 6,0 3,9 2,6 0,6 0,3 88,7
вторая 100 18,2 11,0 5,9 3,1 1,2 0,7 81,8
третья 100 22,1 14,6 7,4 3,5 0,7 0,6 77,9
четвертая 100 25,6 16,7 8,9 3,4 0,9 0,8 74,4
пятая 100 30,1 20,3 10,2 4,1 1,1 1,0 69,9
шестая 100 33,5 24,6 13,5 4,2 0,9 1,3 66,5
седьмая 100 44,7 34,7 17,5 4,4 1,0 1,0 55,3
восьмая 100 49,3 38,8 21,2 2,7 0,7 1,1 50,7
девятая 100 44,6 34,1 23,0 2,0 1,0 0,8 55,4
десятая (с наибольшими располагаемыми ресурсами) 100 44,4 29,8 23,9 3,3 1,3 1,5 55,6
В основном доступом к Интернету пользуются семьи с 1 ребенком в возрасте до 16 лет. И чем больше детей в семье, тем возможности пользоваться услугами Интернета ниже. Вероятнее всего, не само количество детей в семье, а уровень ее среднедушевого дохода обусловливает эти различия. Таким образом, на возможности домохозяйства пользоваться услугами Интернета оказывают влияние их доходы. Домохозяйства с более высокими доходами имели более высокие показатели доступа в Интернет как с домашнего компьютера, так и по месту работы. Почти половина богатого населения страны пользуется услугами Интернета и только лишь 11,3 % - из бедного населения. В сравнении с другими развитыми странами это очень низкие показатели.
Вместе с тем если в целом по России в развитии информатизации наметились положительные сдвиги, то в разрезе субъектов по-прежнему имеют место низкие показатели с существенными различиями между субъектами. В то время, когда жители Москвы и Санкт-Петербурга имеют несколько мобильных телефонов, подключенных к разным операторам мобильной связи, в отдельных субъектах Российской Федерации показатель распространения сотовой связи значительно ниже общероссийского. Самый доступный путь информатизации домашних хозяйств, каким является развитие сотовой связи, пока не получил широкого применения в отдельных регионах. Недостаточно активно проводится работа по созданию электронного правительства. Положительным в реализации «Программы электронного правительства» является свободный доступ к федеральной государственной статистике, открытие сайта по оказанию отдельных услуг населению и т. д.
Однако Россия имеет традиционно низкие значения по индексу готовно-
сти страны к развитию электронного правительства. В 2008г. был опубликован очередной индекс (E-Government Readiness Report 2008). Лидерами в данном индексе являются США, Дания и Швеция.
Проведенный анализ показал, что, несмотря на некоторые положительные сдвиги в развитии и внедрении ИКТ, Россия еще не добилась существенного изменения своего положения среди стран мира. В связи с этим формирование и реализация ИКТ для России по-прежнему остаются одной из важных проблем ее развития.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информационных технологиях и о защите информации» (принят ГД ФС РФ 08.07.2006г.).
2. Приказ Мининформсвязи РФ от 10.10.2006 № 130 «Об образовании Совета региональной информатизации при Мининформсвязи России».
3. Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, проблемы. М.: 1995.
4. Кластерный анализ. Метод К средних. http://www.statsoft.ru/home/text book/modules/stcuan.html
5. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. Одобрена решением Президента Российской Федерации 23 ноября 1995г. № ПР-1694.
6. Концепция формирования информационного общества в России. Одобрена решением государственной комиссии по информатизации при Государственном комитете Российской Федерации по связи и информатизации от 28 мая 1999г. № 32.
7. Корчагин Ю.А. Взаимосвязь информации и человеческого капитала. http://lerc.012345.ru/informatics/0001/000
6/
8. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./Росстат. - М.: 2009.
9. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)».
10. Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002-2010гг.».
11.
http://www.msia.nj/forum/topicl 724.html
Bibliographic list
1. The federal law from 27.07.2006 № 149-FZ «About an information technology and about information protection» (SD the Russian Federation 08.07.2006r is accepted.).
2. The order of Mininformsvjazi of the Russian Federation from 10.10.2006 № 130 «About formation of Council of regional information at Mininformsvjazi of Russia»
3. Voronina T.P. The Information society: essence, problems. M. 1995.
4. The cluster analysis. A method К averages http://www.statsoft.ru/home/text b ook/modul es/stcuan. html
5. The concept of formation and development of a uniform information field of Russia and corresponding state information resources. It is approved by the decision of the President of the Russian Federation on November, 23rd 1995r. № PR-1694.
6. The concept of formation of an information society in Russia. It is approved by the decision of the state commission on information at the State committee of the Russian Federation on communication and information from May, 28th 1999r. № 32.
7. Korchagin U.A. Interrelation of the information and the human capital. http://lerc.012345.ru/informatics/0001/000 6/
8. The Russian statistical year-book. 2009: Stat.sb./Rosstat. -M, 2009. - 795 with.
9. The federal target program «Development of the uniform educational information environment (2001-2005)».
10. The federal target program «Electronic Russia 2002-2010rr.».
11.http://www.msia.ru/forum/topicl724.ht ml