Научная статья на тему '2000. 02. 001. Экономическое и социальное значение информационных технологий в жизни американ-ского общества. Economic and social significance of information technologies // science and Engineering indicators. – 1998 / nat. Science Board. – Wash. : gov. print. Press. , 1998. – P. 8-1: 8-38'

2000. 02. 001. Экономическое и социальное значение информационных технологий в жизни американ-ского общества. Economic and social significance of information technologies // science and Engineering indicators. – 1998 / nat. Science Board. – Wash. : gov. print. Press. , 1998. – P. 8-1: 8-38 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА США / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ – США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Авдулов А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2000. 02. 001. Экономическое и социальное значение информационных технологий в жизни американ-ского общества. Economic and social significance of information technologies // science and Engineering indicators. – 1998 / nat. Science Board. – Wash. : gov. print. Press. , 1998. – P. 8-1: 8-38»

НАУКА И ОБЩЕСТВО

2000.02.001. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЖИЗНИ АМЕРИКАН-СКОГО ОБЩЕСТВА.

Economie and social significance of information technologies // Science and engineering indicators. — 1998 / Nat. science board. — Wash.: Gov.print.press., 1998. — P.8-1: 8-38.

Реферируемый материал является одним из разделов доклада, который регулярно раз в два года президент США представляет конгрессу. Доклад готовит Национальный научный фонд (ННФ) и в каждом его выпуске помимо регулярных, постоянно присутствующих глав о состоянии науки (финансирование, кадры и т.д.), публикуется какой-либо специальный раздел, посвященный одной из актуальных проблем науки и общества на момент подготовки доклада. В 1998 г. такой проблемой стало влияние информационных технологий (ИТ) на экономические и социальные аспекты жизни американского общества.

Раздел состоит из краткого резюме, введения, четырех глав и заключения. Во введении авторы подчеркивают, что революцию в информационных технологиях часто сравнивают с промышленной революцией по ее потенциальному размаху и силе воздействия на общество. "За исключением электрификации, ни один из современных шагов в технологическом развитии не обладал столь фундаментальным потенциалом влияния на труд людей, их жизнь, процесс обучения, досуг, способы общения и решения относительно собственной судьбы. Некоторые специалисты в области социальной философии даже полагают, что ИТ способны повлиять на саму природу человеческого бытия — изменить систему ценностей, эмоции, когнитивные процессы" (с.8-4). Задачей раздела является оценка лишь некоторых аспектов растущей роли информации и ИТ в американском обществе, ибо в настоящее время еще совершенно недостаточно систематических данных как о распространении ИТ, так и об их влиянии. Измерение и того, и другого осложняется, во-первых, недостаточной определенностью самого понятия ИТ и, во-вторых, одновременным взаимосвязанным воздействием очень многих социально значимых факторов, в числе которых возраст, этническая принадлежность, уровень образования и доходы, личностные особенности, организационные структуры и стиль управления. Кроме того, с начала 80-х годов темп технологических перемен столь высок, что они обгоняют наши возможности определить направление поисков и произвести сбор необходимых для них данных.

Выбранными для изучения и оценки аспектами являются: 1) роль ИТ в национальной экономике, 2) влияние ИТ на школьное образование и 3) воздействие ИТ на рядовых граждан, конкретно — на проблему их равенства и их права на неприкосновенность частной жизни. Каждая из этих областей наглядно иллюстрирует, каким образом внедрение наукоемкой технологии может иметь серьезные социальные последствия (как позитивные, так и негативные), а также трудности, связанные с определением, измерением и отслеживанием воздействия технологии, которая все еще находится в стадии бурного развития.

Конкретное рассмотрение выбранных областей целесообразно предварить тремя общими замечаниями. Во-первых, хотя мы располагаем некоторыми количественными индикаторами распространения ИТ, они далеко не всегда своевременно обновляются. Во-вторых, определить индикаторы реального влияния ИТ на отдельного человека, на некоторою организацию или на рынки различных товаров крайне сложно. Имеющиеся на сегодня статистические исследования проводились и проводятся по разным методикам и, соответственно, дают разную статистическую картину. При этом каждый последующий

анализ не основывается на данных предшествующего, уточняя, проверяя и расширяя его. И дело тут не столько в качестве самих исследований, сколько в сложности и динамизме объекта изучения. В-третьих, современное состояние изучения рассматриваемых проблем практически не позволяет дать определенную, однозначную оценку. По одному и тому же вопросу есть данные прямо противоположного характера. Единственное, что сегодня можно сказать по поводу экономического и социального воздействия ИТ наверняка, так это то, что все зависит от обстоятельств: и от того, как мы смоделировали и измерили объект исследования, и от многочисленных сопутствующих побочных условий (прежде всего от тех, что объединяются понятием "человеческий фактор"), в которых ИТ используются.

Что такое информационные технологии (гл.1).

ИТ являются результатом слияния двух достижений в развитии техники: вычислительных машин и способов передачи цифровой информации по телекоммуникационным сетям. В основе всех информационных технологий и изделий лежит возможность представлять текст, звук и визуальные изображения в цифровой форме. Интеграция вычислительной и телекоммуникационной техники позволяет решить очень широкий круг связанных с информацией задач. Таким образом, ИТ — это целое семейство интерактивных технологий, используемых в процессе обработки информации. Мы имеем сотни технических изделий — от телефона до суперкомпьютера — которые могут взаимодействовать и образовывать конкретную систему реализации этого процесса. Совершенно разные технические функции входящих в такого рода системы устройств делают границы понятия "ИТ" размытыми.

Тем не менее всю их совокупность можно (Киин, 1995) разделить на четыре функциональные группы. Первая — это устройства, обеспечивающие доступ человека к информации (дисплей компьютеров, телефоны, сканеры, телевизоры, автоматические кассовые аппараты, кредитные карты). Вторая — техника, позволяющая передать информацию на расстояние (радио, телефонная линия, коаксиальный кабель, волоконная оптика, спутники связи, сотовые телефоны). Третья группа — это устройства для переработки информации (узлы компьютеров — механические детали, мини— и микрокомпьютеры, с одной стороны, их разнообразное обеспечение — с другой), а четвертая — системы хранения информации (электронные, оптические, магнитные).

Быстрое распространение ИТ в экономике и в быту, начиная с 1960 г., стимулировалось как качественными улучшениями их технических характеристик, так и снижением цен. В таблицах 1 и 2 показана динамика основных параметров компьютеров, начиная с момента создания первого микропроцессора в 1971г.

Таблица 1 (с.8-6)

Динамика вычислительной мощности

Год Модель Число Число Размер слова

микропроцессора транзисторов (тысячи) операций в секунду (млн) (бит)

1971 4004 2,3 0,06 4

1974 8080 6 0,64 8

1978 8086 29 0,75 16

1982 80286 134 2 32

1985 80380 275 6 32

1989 80486 1200 20 32

1993 Pentium 3100 100 32

1995 Pentium Pro 5500 250 64

Таблица 2 (там же)

Динамика цен в зависимости от скорости работы компьютера

Год Модель микропроцессора Число операций в сек. (млн) Цена 1 млн. операций в сек. (долл.)

1975 IBM Mainframe 10 1 000 000

1976 Cray 1 160 125 000

1979 DEC VAX 1 200 000

1981 IBM PC 0,25 12 000

1984 Sun 2 1 10 000

1994 Intel Pentium Micro 66 3 000

Компьютеры находили все новые применения, цепочка "ЭВМ — информация — люди" расширялась и крепла. Автоматические кассовые машины, кредитные карточки, системы заказа авиа и железнодорожных билетов, электронная коммерция. Обмен информацией через компьютерные сети становится стандартной формой ведения операций в сфере бизнеса — заказов, покупок, кредитных и прочих сделок. Одно из исследований свидетельствует, что число действующих местных компьютерных сетей в 1981 г. составляло несколько более 1 млн., в 1990 г. — около 12 млн., а в 1995 г. — почти 40 млн. (с.8-5). Развитие компьютерных информационных сетей привело к созданию международной системы Internet, которая начала расти потрясающими темпами после того, как ученые в Европейском центре исследования элементарных частиц (CERN) создали и в 1989 г. продемонстрировали в экспериментальном порядке сеть WWW (Word wide web), а затем специалисты Национального вычислительного центра ННФ при Иллинойском университете разработали "Mosaic" — сверхбыстродействующую систему поиска информации в WWW. С 1993 по 1996 г. число пользователей этой сети ежегодно удваивалось и в 1997 г. достигло по всему миру 69 млн. В середине 1997 г. по данным фирмы Netscape, лидера разработки программного обеспечения сети WWW (владеет 70% рынка), каждую неделю к этой сети подключалось по 600 000 новых пользователей. США по числу серверов в Internet на душу населения идут на втором месте в мире после Финляндии* (с.8-7).

В конечном счете уже не первый год речь идет об "информационном обществе" или "веке информации", хотя до сих пор не совсем ясно, что эти концепции означают, ибо используются упомянутые термины неоднозначно и толком не объясняются ни в ходе научных дискуссий, ни на популярном уровне (с. 8-6). Тем не менее нет сомнений в том, что "...информация и коммуникации станут доминирующим фактором в определении и формировании действий, взаимодействий и видов деятельности как конкретных людей, так и общественных институтов" (там же).

В энциклопедическом словаре (Webster) издания 1997 г. на основе подробного обзора работ о "веке информации" выделены пять основных поддающихся аналитической проработке компонентов или аспектов этого понятия: технологический, экономический, профессиональный, пространственный и культурный. Последний включает в себя образование, систему управления, религию, мораль и этику, а также массовую культуру.

Объемы информации, ее разнообразие и доступность в современном американском обществе беспрецедентны. Показатели распространенности ИТ свидетельствуют о том, что технологическая база "потребления" информации расширяется поразительными темпами. Вычислительные мощности сектора экономики с 1975 по 1995 гг. выросли в 200 раз, а мощности коммуникационного оборудования — в 5 раз (с.8-6). Во многих отраслях хозяйства доля работников, использующих в своей деятельности компьютеры, составляет от 50 до 85%. В обрабатывающей промышленности уже к концу 80-х годов 63% фирм с числом работающих от 500 и выше использовали компьютерное проектирование, а 70% —

* Система Internet, ведущая свое начало с 1969г. (первая сеть из четырех компьютерных узлов, созданная на деньги министерства обороны С1А - APPANET, затем перешедшая под опеку ННФ и ставшая NSFNET), полностью приватизирована в 1995 г. и работает на самоокупаемости.

станки с числовым программным управлением (там же). Широкое распространение ИТ получили в системе образования. В 1985 г. три четверти начальных и средних школ имели по крайней мере один микрокомпьютер для обучения школьников работе с этим типом техники. А 1992 г. уже все школы-двенадцатилетки имели такой компьютер, а у 80% школ было 15 и более компьютеров. Среднее число учащихся, приходящееся на одну ЭВМ в школах составляло в 1985 г. 42 человека, в 1969 г. — 20, и в 1992г. всего 14, то есть по сути дела по компьютеру на каждый класс. Учащиеся пользуются этой техников независимо от их расовой или этнической принадлежности или от дохода семьи (с.8-6, 8-8).

Что касается использования компьютеров в быту, то тут картина несколько иная, хотя и она впечатляет. Число семей, имеющих дома компьютер, почти утроилось с 1984 по 1993 г., но оно составило в 1993 г. только 23% общего числа домовладений, причем здесь прослеживается очень четкая связь с доходом и расовой принадлежностью. Число белых семей, имеющих компьютер, вдвое больше, чем черных (соответственно 27 и 14% общего числа таких семей). Из семей с годовым доходом от 75 000 долл. и выше компьютером владеют 62%, вдвое больше, чем в семьях с доходами от 35 000 до 40 999 и втрое, чем в семьях с меньшими доходами. Правда, эти показатели быстро меняются. Обследование, проведенное в 1997 г. показало, что уже 43% взрослого населения имели дома компьютер. В том же году на рынке появился целый ряд персональных компьютеров ценою менее 1000 долл. и предполагается, что 80% продаж этих моделей придется на домашний рынок.

Сложно определить социальный и экономический эффект, оказываемый быстро растущим использованием ИТ на общество. Прежде всего, масштабы такого воздействия — как позитивного так и негативного — огромны. Например, М.Мариен (Marien), представитель Общества изучения мира будущего, еще в 1986 г. определил и классифицировал 125 потенциальных объектов этого влияния, начиная с отдельного индивидуума и кончая международными структурами. Многие типы очевидных эффектов трудно поддаются измерению (производительность труда в сфере обслуживания, психологические, эмоциональные и когнитивные следствия длительного общения с компьютером и т.д.).

Разработать и измерять показатели распространения и использования ИТ гораздо проще, чем выделить и исследовать их последствия. Правда, и при решении первой задачи сложностей немало. Во-первых, данных для этого на систематической основе собирается мало, постоянное по времени отслеживание отсутствует. Поэтому используемые индикаторы отражают не столько достоверные тенденции, сколько сиюминутные ситуации (тут есть два исключения из правила: Бюро экономического анализа систематически собирает и публикует данные о динамике капиталовложений в ИТ и объемах наличной в стране техники, а фирма "Данные о качестве образования" — Quality education data inc. — об использовании ИТ в школах). Во-вторых, как уже упоминалось, само понятие "информационная технология" точно не определено, так что имеющиеся данные часто несопоставимы. В-третьих, ряд важных показателей не имеют числового выражения, как например, производительность труда в ряде важных с точки зрения использования ИТ, отраслей. В-четвертых, зачастую чрезвычайно трудно изолировать влияние ИТ от прочих факторов, таких как качество управления, отношение работников к внедрению ИТ, воздействие тех или иных регулирующих некоторую отрасль производства правил, а также множество условий влияющих на процесс обучения — индивидуальные способности обучаемого, искусство преподавателя, обстановка в классе, питание и т.п. В-пятых, есть важный фактор времени. Воздействие той или иной технологии на поведение человека может проявляться далеко не сразу, а через годы, и часто его можно надежно установить лишь путем длительного тщательного наблюдения за целой группой людей, наконец, многие проявления влияния ИТ выясняются во время изучения конкретных случаев и ситуаций, это очень полезная форма исследования, но получаемые результаты нельзя обобщать для более крупных групп населения.

Когда появляется новая подотрасль социальных наук (а именно с этим мы имеем дело при изучении социальных и экономических эффектов ИТ), то годы уходят на то, чтобы разработать основную "эвристику" — модели, теории и методики. В то же время социальные науки в целом уже обладают богатым исследовательским инструментарием, способным определить как количественные, так и качественные характеристики объекта. Авторы данной работы при отборе материалов руководствовались двумя основными критериями.

- Индикаторы диффузии ИТ должны быть получены на основе изучения достаточно значимых и представительных выборок. В ряде случаев данные фирмы, занимающейся исследованиями рынка, использовались без детального ознакомления с методикой их получения, коль скоро эти фирмы имеют репутацию надежных источников (например, фирма "International data corporation" — "Международная корпорация данных").

- Эмпирические исследования должны быть выполнены с применением методов математической статистики, на базе репрезентативной выборки и с учетом влияния посторонних факторов. Качественные оценки должны подкрепляться надежным материалом и не контрастировать с данными других устных или письменных источников.

Ниже излагаются результаты обобщения отобранных таким образом материалов.

Влияние ИТ на экономику (гл.2)

Диффузия ИТ оказала весьма существенное влияние на характер деловой активности. Например, использование систем CAD-CAM* в обрабатывающей промышленности привело к появлению гибких автоматизированных систем, способных легко переходить от изготовления одной модели изделия к другой путем замены программы управляющего компьютера. В результате резко сократился цикл переналадки автоматических комплексов и во многом утратил свое значение фактор серийности производства конкретного изделия или детали. Во главу угла теперь становятся качество изготовления, учет запросов индивидуального потребителя, точное соблюдение сроков поставки. Компьютерные сети на уровне крупной компании ("Intranets") охватывают и интегрируют финансы, производство, исследования и разработки, управление и маркетинг. Все это создает прочную основу для стратегического планирования и в то же время требует его. Революционные перемены охватывают также взаимоотношения между производителем и поставщиком сырья и комплектующих, с одной стороны, и производителем, оптовыми и различными торговцами — с другой. Будучи объединены компьютерными сетями, эти "связки", во-первых, могут практически мгновенно реагировать на требования потребителя и, во-вторых, непрерывно отслеживать наличие товара на любой стадии его изготовления и сбыта. Глобальные телекоммуникации, основанные на ИТ, интегрировали рынки капитала в масштабах планеты и создали всемирную "финансовую индустрию". Короче говоря, ИТ по сути дела обеспечили возможности деятельности рынка и бизнеса в режиме гораздо более близком к режима реального времени, чем когда-либо в прошлом.

Однако, почти во всех этих случаях точно, в числовом виде, представить получаемый эффект не удается, и оценки роли ИТ часто противоречивы. Ниже приводятся количественные оценки влияния ИТ на три важнейших параметра экономики — структурные характеристики, занятость и требования к рабочей силе, производительность труда.

1. Структурные сдвиги. ИТ влияют на макроэкономические показатели различными путями: за счет совершенствования производства и услуг, за счет повышения их экономической эффективности за счет повышения производительности труда и пр. Исследования показателей национального дохода по методу Денисона (Denison) свидетельствуют, что за счет этих технологий можно отнести от 0,16 до 0,52% роста экономики США. Более существенным является воздействие ИТ на структуру американского хозяйства. Они считаются ключевым фактором, обусловливающим перенос центра тяжести из сферы промышленного производства в сферу обслуживания. В период с 1959 по 1994 г. доля сферы услуг в ВВП США выросла с 49 до 62%, тогда как доля обрабатывающей промышленности сократилась с 28 до 17% (c.8-9). По темпам роста сфера услуг превзошла все остальные сектора экономики — сельское хозяйство, добывающую промышленность, строительство, обрабатывающие отрасли.

Расширение сферы услуг происходило исключительно за счет отраслей, которые классифицируются как "отрасли знания" (финансовое дело, страховая, деятельность, операции с недвижимостью) и некоторых видов профессиональных услуг, таких как

* CAD - Computer aided designe (компьютерное проектирование).

CAM - Computer aided manufacturing (обработка на управляемых компьютерном станках с ЧПУ).

медицина, здравоохранение и образование. Доля указанных отраслей* в ВВП с 1959 по 1994 гг. выросла на 4,8%, а доля профессиональных услуг — на 7,1% (с.8-10).

Данные о занятости отражают тот же структурный сдвиг, что и данные о распределении ВВП. Занятость в секторе услуг в 1960 г. составляла половину общей занятости в стране, а в 1990 г. она достигла двух третей.

В то же время конкретно и четко связать рост сферы услуг с ИТ не удается, национальный исследовательский совет на основе детального изучения таких ключевых отраслей хозяйства, как банковское дело, страхование, воздушный транспорт и телекоммуникации, пришел к заключению, что, хотя качественно описать выгоды, полученные этими отраслями от внедрения ИТ можно, дать количественную оценку вклада этих технологий в совокупный, произведенный той или иной отраслью продукт — невозможно вследствие отсутствия соответствующей методики.

В качественном плане стоит подчеркнуть два момента. Во-первых все эксперты согласны, что вряд ли столь быстрое развитие воздушного транспорта, банковского дела, финансов и торговли было бы возможно без использования ИТ. В этом смысле ИТ явились технологической предпосылкой роста сферы обслуживания. Во-вторых, диффузия ИТ в разные отрасли хозяйства неравномерна, и они (ИТ) концентрируются именно в тех отраслях, которые развиваются быстрее других. Следовательно, мы имеем дело с взаимовлиянием следующих отраслей и ИТ: сфера услуг стимулирует развитие информационных технологий, а они, в свою очередь, содействуют ускоренному росту этой сферы, например, только 14% занятых в сельском хозяйстве используют в своей работе компьютер, а в банках и других финансовых учреждениях это делают 85% (с.8-9). Неравномерны и капиталовложения в ИТ. К примеру, отрасль телекоммуникаций вкладывает в эти технологии в пять раз больше, чем можно было бы ожидать, судя по ее вкладу в ВВП. "Неравномерность использования ИТ в разных отраслях хозяйства свидетельствует о том, что для одних отраслей они более критичны, чем для других, и, следовательно, можно утверждать, что ИТ, наряда с другими факторами, способствовали росту данных отраслей" (там же).

2. ИТ и занятость. Однозначно определить влияние ИТ на занятость по США в целом трудно, так как эти технологии, с одной стороны, создают рабочие места, а с другой — экономят их. В одних отраслях занятость растет, появляются новые профессии, а в других ИТ вытесняют человеческий труд. Так, в банковском секторе за первою половину 90-х годов численность работающих сократилась на 100 тыс. человек, и аналитики считают, что отчасти это произошло за счет автоматических кассовых аппаратов (с.8-11). В то же время возникли новые отрасли — обслуживание компьютерной техники, обработка данных и др. Возможность изолировать влияние ИТ от воздействия иных факторов — циклов производства, состояния промышленности, мобильности кадров — весьма проблематична. Тенденции, наблюдаемые в непосредственно связанных с ИТ отраслях, тоже свидетельствует о сложности определения суммарного влияния информационных технологий на занятость. В отраслях, производящих информационную технику, она должна, по прогнозу, почти удвоится за период с 1986 по 2006 годы. Но это относится почти исключительно к компьютерам и системам обработки данных. В других производящих информационную технику отраслях занятость с начала 80-х годов снижается. В итоге происходящее в одном из секторов маскирует события в других.

3. ИТ и квалификация труда. И здесь мы имеем двойственною ситуацию. Общие представления об информационном обществе и постиндустриальной экономике предполагают рост потребности в работниках, умеющих анализировать информацию и манипулировать ею, в большей степени, чем рост потребности в тех, кто просто вводит информацию и нажимает кнопки, не вникая в содержание происходящего.

И в то же время широко распространены опасения по поводу деквалификации труда; по поводу того, что автоматизация приведет к снижению нужды в рабочих, хорошо разбирающихся в том оборудовании, с которым им приходится иметь дело.

Конкретные исследования, проводившиеся с рядом отраслей и профессии, использующих ИТ, показывают, что одновременно действуют обе тенденции — и к повышению квалификации, и к деквалификации, но все же в целом квалификация рабочей

* В современных американских источниках эта группа отраслей обозначается сокращением FIRE -finance, insurance, real estate.

силы не снижается, скорее наоборот, баланс сводится в пользу ее повышения. Авторы приводят сведения о нескольких обследованиях, большая часть которых подтверждает связь роста потребности в квалифицированных работниках с компьютеризацией и внедрением других ИТ. Отмечается также, что у тех, кто выполняет работы, требующие использования компьютера, зарплата выше, чем у тех, кто этой техникой не пользуется. Но есть также случаи, когда такие зависимости не подтверждаются.

4. ИТ и самочувствие работника. Влияние ИТ на работника многообразно, но авторы считают наиболее важными два момента: во-первых, непосредственное воздействие ИТ на здоровье пользователя, и, во-вторых, эмоциональные и поведенческие следствия постоянного наблюдения за действиями работника на рабочем месте.

Что касается непосредственного воздействия, то речь идет в первою очередь о травматизме, связанном с совершением в течение длительного времени монотонно повторяющихся движений, хотя есть и другие варианты, в том числе утомляемость глаз и комплексные мышечно-скелетные расстройства. Монотонно повторяющиеся движения при работе с ИТ — это ввод данных нажатием определенных кнопок, работа с клавиатурой и ряд других аналогичных операций, каждая из которых может вызвать появление синдромов, иногда ведущих к полной потере трудоспособности. По данным Бюро статистики труда (Bureau of labor statistics), число случаев указанного травматизма выросло с 6,4 на 10 тыс. работающих (в пересчете на полный рабочий день) в 1986 г., до 41,1 тыс. в 1994 г. (с.8-13). Хотя подавляющее большинство этих случаев имеет место в обрабатывающей промышленности, их число в сфере обслуживания за 1988-1992 гг. выросло в пять раз. Работа в овощных магазинах, типографиях, страховых компаниях, больницах ныне фигурирует в числе 20 занятий, чаще других связанных с подобным травматизмом. "Ha подходе" такие учреждения, как авиационные справочные службы, супермаркеты, почты. "Интенсивное использование ИТ безусловно опасно для людей, склонных к расстройствам, вызываемым монотонно повторяющимися движениями" (там же).

Постоянный мониторинг рабочих мест с помощью телевизионной аппаратуры также вызывает опасения, вызванные психическим состоянием работника. Управление оценки технологий дало упомянутому мониторингу следующее определение: "Компьютеризированный сбор, хранение, анализ и сообщение информации о производственной активности работающего" (там же). Сюда входят такие данные, как число ударов по клавиатуре в минуту, время, потраченное на звонок по телефону, время отсутствия на рабочем месте и т.п. По оценкам, в начале 80-x годов такому мониторингу подвергалось 20% всех конторских служащих, в начале 90-х — уже 40%, а расходы на программное обеспечение используемого для наблюдения оборудования достигли 1 млрд. долл. (там же).

Что такое слежение дает, не совсем ясно. Некоторые исследования показывают, что подвергающийся мониторингу работник стремится увеличить количественные показатели, тогда как те, кто мониторингу не подвергаются, сосредоточиваются на качестве выполнения работ. "В общем и целом, имеющиеся данные говорят о том, что мониторинг может как увеличить производительность труда, так и уменьшить ее, может привести к повышению стресса, беспокойства, понизить мотивацию труда, но может и не вызвать таких последствий" (c.8-13). И все же большинство исследователей полагают, что постоянное слежение дает больше негативных результатов, подталкивая к различным махинациям, показухе, иной раз и саботажу.

5. ИТ и "парадокс производительности". При обсуждении проблем воздействия ИТ на экономику больше всего споров вызывает так называемый "парадокс производительности". Он состоит в том, что не удается обнаружить статистическую зависимость между производительностью труда и применением ИТ. Несмотря на очевидное повышение конкурентоспособности производства и снижение затрат с помощью ИТ, традиционные методы экономического анализа не фиксирует выигрыша в производительности труда.

Парадокс был выявлен в результате более 20 эконометрических исследований, опубликованных между 1980 и 1990 гг. Независимо от уровня анализа — макроэкономического или в масштабах какой-либо отрасли или сектора — статистически значимой или хотя бы поддающейся измерению связи между производительностью и капиталовложениями в ИТ установить не удалось, хотя использовались различные

методики, рассматривались разные временные промежутки и разные отрасли хозяйства. Более того, некоторые исследователи обнаруживали негативное влияние вложений в ИТ на данный показатель. Выяснилась также еще одна аномалия: отрасли, интенсивно использующие ИТ, более прибыльны, чем другие. Но внутри первых рост интенсивности применения ИТ сказывается на прибыльности отрицательно.

В то же время к концу 80-х годов появились исследования, проводившиеся на уровне отдельных фирм, и они показывали позитивную связь между затратами на ИТ и производительностью.

Выдвигалось и выдвигается множество объяснений "парадокса производительности". Все они могут быть разбиты на три группы:

а) никакого парадокса нет — ИТ оказывал положительный эффект на экономику, но мы не умеем этот эффект измерять;

б) парадокс реально существует, но является временным — наши способности (как социального, так и организационного плана) отстают от темпа внедрения новых технологий;

в) парадокс реален и временным не является, ИТ не оказывает положительного воздействия на экономику, и деньги, затрачиваемые на ИТ, могли бы быть использованы с большей выгодой в иных областях.

Авторы третью группу мнений не анализируют, считая, что значимый эффект от применения ИТ все же есть, что есть сложная проблема способов его измерения и что безусловно реален временной лаг между появлением новой технологии и выяснением ее совокупного влияния на общество.

Проблемы с измерением начинаются с отсутствия четкого представления о том, что, собственно включать в состав ИТ. Указывать ли только капитальные вложения или и стоимость рабочей силы, операционные расходы? Что входит в капитальные затраты на ИТ, кроме стоимости компьютеров? В исследованиях "парадокса" по этому поводу царит разнобой, и пока понятие ИТ (труд, капитал, типы капитала) не будет стандартизировано, о надежных и сопоставимых измерениях говорить на приходится. Проблема измерения экономической эффективности ИТ дополнительно осложняется скоротечностью перемен в ее составе, меняются модели, резко меняются цены за очень короткие промежутки времени. Как эти перемены учитывать? Как и каким дефлятором пользоваться? Далее, как измерять результат отработки информации? ИТ активно используются в такого рода деятельности, которая не ведет к появлению каких-то материальных предметов, пригодных для сбыта (бухгалтерские операции, планирование, отчетность и т.д. и т.п.). Измерить результат в долларах во всех таких случаях трудно, а это совершенно необходимо для точного определения производительности. В секторе услуг дело дополнительно осложняется тем, что следует учитывать качество услуги, а как это делать — неизвестно, характерно в этом плане, что Бюро статистики труда не публикует показатели производительности применительно к индустрии программного обеспечения. Наконец, следует подчеркнуть, что во множестве случаев применение ИТ, не влияя на количественные параметры процессов, в которых они используются, меняет в лучшую сторону качественные характеристики, позволяет гораздо лучше удовлетворять запросы потребителя. Речь идет о более пунктуальном соблюдении сроков, о гибкости, о точности изготовления деталей, о возможности приспособиться к индивидуальным требованиям заказчика и прочих аналогичных показателях, при измерении которых обычные методы определения эффективности не работают.

Серьезно выглядят и доводы, объясняющие "парадокс" тем, что всегда между моментом появления технологии, существенно меняющей инфраструктуру общества, и моментом полного понимания и оценки ее значения проходит много времени, часто десятки лет. Хорошим технологическим аналогом внедрению ИТ является появление электрогенераторов и вообще электрических устройств в производстве и в быту. Девид (David — 1989) показал, что на производительности труда это отчетливо сказалось лишь через 20 лет.

Наконец, мы должны учитывать, что на эффективность использования ИТ в любой организации влияют очень много факторов, к ИТ отношения не имеющих — стратегия фирмы, качество управления, организационная структура, культура производства, отношение к новшествам и многое другое.

В общем, проблема "парадокса" требует дальнейшего изучения, и окончательные выводы преждевременны. Тем более, что последние исследования свидетельствуют о его возможном исчезновении на протяжении 90-х годов, а само его существование в прошлом объясняют чрезмерно оптимистичными ожиданиями экономической эффективности ИТ. Впрочем, даже если "парадоксу производительности" можно найти частичное объяснение, это не меняет важного, с точки зрения авторов, заключения: "хотя ИТ принципиально меняет характер некоторых видов деловой активности, перемены не обязательно приводят к росту производительности труда и улучшению экономических показателей" (с.8-16). Все связанные с явлением "парадокса" проблемы отчетливо просматриваются на примере банковского дела.

6. ИТ и Банки. Банки являются одним из первых пользователей ИТ. Еще в начале 50-х годов Bank of America впервые применил компьютеры в своей деятельности. С тех пор ежегодные капиталовложения банков в ИТ непрерывно и быстро возрастали. С 1969 по 1980 г. они увеличились с 0,1 млрд. долл. до 1,6 млрд., а в 1989 г. составили уже 13,8 млрд. (все в долл. 1982 г.) (там же). К этому времени банки вкладывали в ИТ больше, чем страховые компании, здравоохранение, воздушный транспорт, оптовая и розничная торговля. По абсолютным объемам вложений они уступали только телекоммуникациям, но по относительным показателям превосходили и эту отрасль.

Использование ИТ в банковском деле многогранно. Первоначально они применялись для управления счетами и обработки чеков, для удостоверения подлинности подписи владельца счета, сделанной магнитными чернилами. Со временем ИТ охватили практически все банковские операции, включая использование банкоматов, электронное открытие счетов, переводы денег, выдачу кредитов и т.д.

Производительность труда в банковском деле тоже росла. За 1973-1993 гг. она выросла больше чем в любых других финансовых учреждениях и вообще в любой отрасли сферы услуг. Но вот связать рост производительности с применением ИТ большинству исследователей никак не удавалось, скорее наоборот, отмечалось негативное влияние ИТ на этот показатель. Группа аналитиков Национального исследовательского совета объясняла это двумя причинами. Во-первых, общими трудностями определения производительности в банковском деле и приближенностью используемых с этой целью оценок. Во-вторых, тем, что освоение ИТ и организационная адаптация к ним, особенно на ранних стадиях развития информационной техники, давались очень нелегко. "В начальные периоды внедрения ИТ оказалось дорогим и хлопотным делом. Оборудование и программное обеспечение постоянно требовали модернизации... Системы ИТ нужно было приспосабливать к конкретным условиям каждого учреждения, обучать персонал, заменять быстро морально стареющие модели новыми. Методы учета затрат, управления, определения эффективности отставали от особенностей новых технологий в быстро меняющихся условиях рыночной конкуренции... В результате ощутимая отдача от капиталовложений в ИТ затягивалась" (с.8-17).

Эффективность ИТ проявлялась иначе, в других аспектах банковского дела. Особенно заметно это было в трех областях: расширение ассортимента банковских услуг, экономия времени и средств, усиление конкурентных позиций банков, внедряющих ИТ. Банки обрели возможность резко увеличить объем операций. К примеру, Палата межбанковских безналичных расчетов в конце 80-х годов выполняла в день операции на сумму почти 2 трилл. долл., а число платежей по кредитным картам Visa выросло с 30 тыс. за день в 1978 г. до 1,4 млн. за день в 1991 г. По некоторым оценкам, клиенты банка получали от применения компьютеров выгоду в пять раз больше, чем стоимость самих ЭВМ. Возрастающая простота, скорость, доступность операций с финансовыми ресурсами хорошо отражает рост числа сделок, заключенных по электронным каналам. В 1989 г. их было 5 млрд., а в 1995 г. — 10 млрд. Примером роста скорости операций может служить сокращение времени авторизации кредитной карты Visa с 5 мин. в 1973 г. до 1,1 сек. в 1991 г. (все там же).

В общем, хотя обычные приемы эконометрии роста производительности банковского труда вследствие применения ИТ не фиксируют, мы имеем колоссальное увеличение объемов операции при том, что численность банковских служащих сокращается. В 1990 г. она достигла наибольшую за всю историю американских банков значения, а к 1996 г. уменьшилась на 100 тыс. человек.

ИТ, образование и "производство знаний" (гл.3)

ИТ постепенно оказывают все большее воздействие на все этапы и стороны процесса образования — на то, как мы учимся, на то, что мы знаем и на то, откуда мы получаем знания и информацию, а также на всю последовательную цепочку получения и освоения нового знания от исследовательских лабораторий и до школьных парт.

1. ИТ, исследования и "производство знаний". ИТ принципиально расширили возможности научного исследования, моделирования и анализа данных, а, следовательно, и получения нового научного знания. Благодаря ИТ возникла в полном смысле слова "всемирная лаборатория" — система ИНТЕРНЕТ позволяет ученым управлять исследовательскими приборами на расстоянии, мгновенно оповещать о новых результатах своих коллег на всем земном шаре, активно с ними сотрудничать, создавать международные базы данных. Географические ограничители, по сути дела, исчезают благодаря ИТ.

Быстродействующие компьютеры и мощное программное обеспечение создали новые условия для анализа научных данных и качественно сократили продолжительность решения многих исследовательских задач. Компьютерная техника позволяет моделировать в трехмерном пространстве процессы и предметы практически любой сложности — ядерный взрыв, гидро- и аэродинамические явления, здания и сооружения. Электронные системы получения, увеличения и демонстрации изображения дают возможность наблюдать даже рост клеток эмбриона. ИТ играет решающею роль в расшифровке генома человека и других важнейших достижениях современной биологии.

Наука сегодня способна получать информацию, которая без ИТ была бы совершенно недоступна. Достаточно указать на наблюдения за поверхностью Земли с искусственных спутников. Геологи благодаря этому получили возможность точно измерять смещения земной коры, определять особо опасные сейсмические зоны и помогать прогнозировать землетрясения. Аналогичные горизонты открываются в изучении глобальных изменений климата. Авторы отмечают и целый ряд других областей науки, в которых использование ИТ позволяет достичь немыслимых прежде результатов.

2. ИТ и школьное образование. В последние десятилетия в США со стороны общественности и большей части профессионалов постоянно ощущается давление, направленное на расширение использования ИТ в школах. Оправдывают его обычно двумя доводами: во-первых, владение информационной техникой потребуется учащимся в их дальнейшей жизни и работе, а, во-вторых, изучение этой техники в школе, куда ходят все дети, независимо от социального положения родителей, нивелирует потенциальное неравенство в возможности получать информацию.

Компьютеры получили в американских школах очень широкое распространение, и школьный "парк" компьютеров с каждым годом увеличивается. Половина из них используется непосредственно в классах, 37% — в компьютерных лабораториях, а 13% — тоже в других общедоступных помещениях — библиотеках или медиацентрах. Правда, между отдельными штатами существует значительная разница. Во Флориде, к примеру, 1 компьютер приходится на 6 учеников, а в Луизиане — на 16 (с.8-22).

Кроме компьютеров школы приобретают и используют другие виды информационной техники. В 1996 г. 64% школ были подключены к ИНТЕРНЕТУ, 85% имели доступ к мультимедийным компьютерам, а 19% — к спутниковой связи. Распространение этих ИТ в школах идет очень интенсивно. В 1992 г. интерактивные видеодиски были лишь в 8% школ, местные компьютерные сети — в 5% и спутниковые антенны — в 1%. В 1995 г. соответствующие цифры были равны 35%, 38% и 19%. Между штатами и с этой техникой разброс велик. В Делаваре, на Гавайях, в Нью-Мексико и Южной Каролине 100% школ имеют выход в ИНТЕРНЕТ, а, допустим, в Оклахоме и Техасе — только 10%. Все же в 37 штатах к ИНТЕРНЕТУ подключены более половины школ, а в 25 - от 75 до 100% (c.8-22).

На фоне быстрой "экспансии" ИТ в школы все же раздаются голоса сомнения в ее целесообразности, в частности с экономической точки зрения. "Фундаментальная дилемма при использовании компьютеров в процессе обучения (computer based instruction — CBI) и оборудования школ прочими ИТ состоит в том, что неизвестно, является ли этот путь более эффективным, чем, допустим, уменьшение численности учеников в классе или распространение некомпьютерных прогрессивных форм обучения" (с.8-19). На все ведь

денег хватить не может. По данным Консультативного комитета по вопросам национальной информационной инфраструктуры, на оснащение школ техническими средствами преподавания расходуется 1,3% всего школьного бюджета, наращивание информатизации школ потребовало бы увеличить такие расходы до 3,9%. Причем это только на приобретение техники, не считая расходов на ее эксплуатацию, на обучение учителей, которые тоже весьма ощутимы.

Но прирост школьных бюджетов почти полностью поглощается инфляцией и увеличением контингента учащихся, по подсчетам специалистов, на приобретение техники, ремонт зданий, повышение зарплаты учителей, обеспечение безопасности школ и расходы по эксплуатации ИТ можно тратить только 1,6% прироста. Если тратить больше, то соответственно надо урезать другие статьи. Оппенгеймер (1997) показал, что "в жертву компьютерам" приносятся программы обучения рисованию, музыке, физкультуре, трудовому воспитанию, закупка учебников (с.8-21).

В то же время эффективность использования компьютеров не для приобретения навыков работы с ними, а для улучшения преподавания традиционных предметов, для повышения уровня знаний учащихся, развития их мышления, в общем, для повышения качества учебного процесса пока изучена очень мало. И проблемы здесь аналогичны тем, с которыми сталкиваются исследователи эффективности применения ИТ в других областях. Особенно сложно отделить влияние компьютера от влияния множества других переменных — характеристик учеников, учителей, специфики предметов и т.д. Но такие исследования необходимы и очень актуальны, ибо процесс информатизации школ необратим и будет скорее нарастать, чем замедляться. К сожалению, на исследовательскую работу в сфере образования выделяется очень мало средств. В 1997 г. Комитет советников президента по науке и технике, в составе которого есть подразделение, занимающееся проблемами образования, отмечал, что "...объемы финансирования исследований в области образования столь малы, что вызывают тревогу... В 1955 г. лишь 0,1% национальных расходов на школьное обучение было выделено на изучение методик преподавания и путей их улучшения" (с.8-21).

Поэтому исследования влияния ИТ на эффективность учебного процесса ведутся разрозненно, недостаточно систематично и зачастую результаты их трудно обобщить. Все же такие попытки обобщения имели место. Было проведено около дюжины работ, основанных на применении так называемого мета-анализа — аппарата математической статистики, позволяющего свести воедино результаты отдельных обследований и получить более или менее отчетливую числовую оценка результатов экспериментов, в которых сопоставлялись успехи групп обучавшихся с использованием СВ1 с успехами контрольных групп, где преподавание велось традиционными методами, без применения ИТ.

Суммируя выводы оказанных работ, авторы приходят к следующим заключениям.

1. Использование СВ1 дает положительный результат, хотя он и не очень впечатляет, значительных изменений не происходит.

2. Результативность СВ1 зависит от конкретной методики его применения, а таковых, различающихся по степени привлечения компьютера, характеру этого применения и иным параметрам, насчитывается не менее пяти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Применение СВ1 в колледжах и старших классах школы дает меньший эффект, чем в начальной школе, или при обучении умственно отсталых детей.

Возможно, последнее обстоятельство определяет данные о характере использования компьютеров на разных степенях школьного обучения: чем старше класс, тем больше компьютеры используются для получения навыков работы с ними, и тем меньше — в преподавании. В 5-х классах 58% времени СВ1 относится к предметным занятием, а 32% — к обучению работе с компьютером. В 9-х классах картина иная, соотношение составляет соответственно 43% и 51%. На математику и английский язык в 5-х классах тратится 35% времени СВ1, а к 9-м классам этот процент опускается до 14 (с.8-22).

К сожалению, следует подчеркнуть, что данные, полученные с помощью мета-анализа охватывают только исследования, которые проводились в 60-х, 70-х и 80-х годах, так что они не отражают те прогрессивные изменения в конструкциях компьютеров, их возможностях и в программном обеспечении, которые имели место в 90-е годы.

ИТ и повседневная жизнь граждан (гл.4).

ИТ, проникая в самые разнообразные сферы жизнедеятельности общества, потенциально могут серьезно повлиять на благополучие конкретного человека. Возможность найти работу и получить приличную зарплату все чаще обусловлены умением обращаться с компьютером, а наличие компьютера дома позволяет многим принципиально изменить характер труда — выполнять свои рабочие обязанности дома, будучи связанным с обычным рабочим местом компьютерной сетью. Этот новый вид работы получил в США название телекомьютинг (telecommuting), и активно осваивается, и используется такими корпорациями-гигантами, как "Моторола", AT&T, ИВМ, "Хьюлетт Пакард" и др. Телекомьютеры, работающие на этих корпорациях, почти половина рабочей недели трудятся дома. В 1977 г. насчитывалось уже 11 млн. телекомьютеров, то есть почти 10% всех работающих страны, и ежегодно это число возрастает примерно на 15%. По оценке некоторых специалистов по крайней мере 40% рабочей силы США могли бы стать телекомьютерами, если не на полную рабочую неделю, то хотя бы на часть ее.

ИТ может также иметь значение и для медицинского обслуживания, пожизненного обучения, отдыха и развлечений, управления личными финансами. Короче говоря, сегодня ИТ может влиять на здоровье, благосостояние и вообще на качество жизни.

Авторы из всего многообразия воздействия ИТ на частную жизнь граждан рассматривают два важных аспекта: равенство возможностей и неприкосновенность частной жизни.

1. ИТ и равенство возможностей. Равенство возможностей — это один из важнейших принципов американского общества. Как уже было показано выше, ИТ может оказать серьезное влияние на этот принцип в сфере образования, не только потому, что те, кто имеет компьютер, могут лучше им овладеть, но и потому, что компьютеры могут влиять на сам процесс обучения и степень обучаемости ребенка. Факторами, определяющими степень равенства или неравенства в образовании, являются: доход, раса и этническая принадлежность. Все они между собою связаны. Школы, расположенные в пригородах, где преимущественно учатся белые, оснащены ИТ гораздо лучше, чем шкоды в бедных центральных районах. Статистика свидетельствует, что в 1993 г., когда почти три четверти белых учеников начальной школы пользовались в школе компьютером, такую возможность имели менее двух третей черных и испаноязычных школьников. Поскольку в начальной школе компьютеры используются главным образом при обучении математики и чтению, дети, не имеющие возможности работать с компьютером в школе, не получают хороших базовых знаний в этих областях и навыков в общении с ЭВМ. И хотя в старших классах ситуация в значительной мере выравнивается (55% черных и испаноязычных и 60% белых учеников имеют доступ к компьютеру) неравенство прошлых лет все же сказывается.

Та же неравная ситуация складывается и при наличии или отсутствии компьютеров дома. В одном из экспериментов в 1966 г. шести семьям, имеющим низкий доход, была предоставлена возможность пользоваться дома компьютерами и неограниченным доступом в ИНТЕРНЕТ. Не будь эксперимента, такой возможности у этих семей не было бы. Экспериментаторы хотели посмотреть, как "информационно неравноправные" семьи будут пользоваться ИТ. Оказалось, они пользовались предоставленной техникой самым активным образом, консультировались в ИНТЕРНЕТЕ по медицинским проблемам, при поиске работы, выполнение школьных домашних заданий и т.д. Участники эксперимента утверждали, что они стали сами больше себя уважать, дети — лучше учиться, активнее взаимодействовать со своими врачами, что установились более тесные взаимоотношения родителей и детей. Они боялись потерять доступ к ИТ по окончании эксперимента. Экспериментаторы сообщали в отчете, что сами не ожидали столь внушительных и убедительных результатов.

2. ИТ и частная жизнь. ИТ потенциально открывает очень большие возможности для сбора детальной информации о конкретных людях, в том числе такой, какую они рассматривали бы как сугубо личную, доверительную. Данные о здоровье, о финансовом положении (кредитах), ассортименте покупок, способах траты денег, уровне дохода, подписке на газеты и журналы, аренде видеокассет, времяпрепровождении в отпусках, даже об использовании купонов собираются коммерческими организациями и хранятся в их базах данных. Зная имя, адрес и номер телефона иди дату рождения, настойчивый "собиратель" может составить столь полное досье на любого человека, что, увидев такое

досье, объект "наблюдения" был бы крайне шокирован. Кроме того, ИТ дает возможность организовать наблюдение за рабочим местом и работой, прослушивание телефонных разговоров, чтение электронной почты, слежение за активностью человека в ИНТЕРНЕТЕ.

Не удивительно, что все это вызывает в США большие опасения, боязнь непрошеных вторжений в частную жизнь, стремление защитить ее. Юридическая защита была создана рядом законов, принятых с 1970-х годов. В 1994 г. Висконсин стал первым штатом, который организовал специальное Управление защиты частной жизни граждан (Office of the privacy advocate for the citizens).

Проблема весьма сложная, так как неизвестно как измерить степень нарушения тайны частной жизни. Если исходить из закона

1974 г., то практически запрещается собирать данные о любом индивидууме без его разрешения. Нарушения тайны частной жизни происходят сплошь и рядом и вызывают недовольство широких слоев населения. Об этом свидетельствуют результаты многочисленных опросов. Особенно четко негативная позиция граждан по этим вопросам проявлялась в обследованиях середины 90-х годов. Например, в 1996 г. при опросе по поводу соблюдения тайны покупок, 65% опрошенных заявили, что это для них очень важно. В 1993 г. 96% опрошенных заявили, что необходима юридическая защита всей медицинской информации и строгое наказание за ее раскрытие без согласия индивидуума. Аналогичные результаты дают обследования, затрагивающие любые другие стороны частной жизни.

Авторы не приводят данных о том, как и насколько успешно осуществляется право на защиту личной информации.

Заключение

В заключение авторы подчеркивают важность разработки методов измерения степени использования ИТ в обществе, их влияния на ту или иную сферу, позитивных и негативных последствий этого влияния, и прежде всего считают необходимым стандартизировать четкое определение понятия ИТ. Они считают наиболее рациональным определить этот термин как "компьютеры и телекоммуникационное оборудование". Кроме того, при сборе данных об использовании ИТ необходимо в обязательном порядке учитывать все или по крайней мере основные дополнительные расходы (associated costs), то есть расходы на программное обеспечение, на зарплату персонала, обслуживающего ИТ, расходы на обучение пользователей ИТ. Все это затрудняется отсутствием соответствующих форм отчетности, а разработка последних — быстрой сменой поколений ИТ и появлением новых, относящихся к этой категорий устройств.

Далее, отсутствует систематическая информация об использовании ИТ. И этот пробел необходимо ликвидировать. При этом авторы считают, что эффект от использования ИТ конкретен и специфичен для разных довольно узких секторов производства, бизнеса или, допустим, образования. Следовательно, нужно определить представительную группу таких узких секторов и разработать для каждого систему показателей и методики их определения и измерения.

Для выяснения влияния ИТ на учебный процесс необходимо вместо многих мелких обследований проводить пусть немного, но крупных, представительных и, возможно, многолетних, чтобы иметь возможность объективно и надежно оценить разные варианты использования этих технологий.

Следует также организовать постоянный мониторинг показателей неравенства отдельных социальных сдоев и групп по отношению к ИТ, ибо это превращается во все более серьезный фактор стабильности общества и благосостояния его граждан. Библиография: 140 названий.

А.Н.Авдулов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.