НАУКА И ОБЩЕСТВО
2001.04.001. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АМЕРИКАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ. Significance of Information Technologies // Science and engineering indica-tors-2000 / Nat. Science Board. - Wash., 2000. - Chap. 9. - P.9-1 - 9-211.
Реферируемый материал представляет собою один из разделов юбилейного издания "Индикаторы науки и техники - 2000". "Индио-торы" готовятся Национальным научным фондом (ННФ) США и раз в два года представляются конгрессу в форме доклада президента о состоянии науки и техники в стране. В 2000 г. ННФ отмечал 50-летие своего существования.
В реферируемом разделе рассматривается роль информационных технологий (ИТ) в экономике США.
Введение. Революция, совершающаяся в области информационных технологий (ИТ) по своему размаху и влиянию на общество сопоставима с промышленной революцией. "Очень немногие из достижений технологии обладали потенциалом столь фундаментального влияния на то, как люди трудятся, живут, учатся, играют, контактируют с другими людьми и управляют обществом. Поскольку ИТ расширяют диапазон человеческих возможностей и берут на себя многие функции, ранее выполнявшиеся людьми, они, возможно, повлияют даже на само представление о том, что это, собственно, означает - быть человеком" (с.9-4).
Как именно ИТ влияют на общество, еще далеко не ясно до конца. Полвека тому назад наиболее дальновидные ученые (В.Буш и др.) предсказывали, что "... мир вступает в эпоху дешевых, но очень сложных устройств, обладающих высокой степенью надежности, и это не может не иметь далеко идущих последствий". Каковы же эти последствия?
1 Нумерация страниц в источнике выполнена раздельно по главам. Номер каждой страницы состоит из двух цифр: первая является номером главы, вторая (через тире) -номером страницы в этой главе. - Прим.реф.
Подобно тому, как в первой половине ХХ в. жизнь людей изменили автомобили и телевизоры, ИТ изменяют ее сегодня и изменят еще больше в будущем, их влияние многогранно: в чем-то положительно, в чем-то негативно и во многом непредвиденно. Возникает множество проблем и вопросов. Как ИТ повлияют на развитие, безопасность детей и на защищенность частной жизни взрослых? Как они скажутся на распространении знаний, на здоровье людей, на распределении влияния между разными слоями общества в США и во всем мире? Возникнет ли новое деление на "информационно богатых" и "информационно бедных", которое усугубит ныне существующее неравенство? Какое воздействие ИТ окажут на национальный суверенитет и международное право? Перечень можно продолжать очень долго, и хотя многие из перечисленных проблем уже привлекли к себе пристальное внимание, данных и научно обоснованных предложений для их решения пока явно не достаточно, они отстают от происходящих в обществе перемен. Информационная революция сегодня уже не является чем-то новым. В Соединенных Штатах она началась в 60-х годах прошлого века. В то время компьютеры использовались лишь в научно-исследова-тельских организациях и в офисах крупных фирм или правительственных учреждений, но за последние 20 лет ИТ охватили практически все стороны общественной жизни. Сегодня почти каждый житель Америки каждый день пользуется ИТ в той или иной форме. С компьютерами повсеместно работают в школах, библиотеках, магазинах, в офисах, на станциях технического обслуживания, дома. Особенно быстрыми темпами расширение сферы применения ИТ происходит в настоящее время за счет развития систем Интернет и www. Инновации в области ИТ теперь касаются всех членов общества.
По мере развития рынка ИТ в нем все более весомую роль играет частный капитал. Стоимость использующих ИТ устройств быстро снижается, постоянно появляются новые формы и области их использования. Сфера науки и техники, в которой эти инновации и создаются, сама с их помощью обретает новые возможности и более совершенную аппаратуру. Научный труд становится интенсивнее и эффективнее. Создание новых ИТ превратилось в ведущую отрасль исследований и разработок (ИР), а производство использующих ИТ систем - в одну из наиболее крупных наукоемких отраслей промышленности. Этим объясняется включение специального раздела, посвященного ИТ, в "Индикаторы науки и техники". Правда, основное внимание здесь уделяется влиянию
ИТ на образование и научную деятельность. Рассмотрение всех сторон воздействия ИТ на общество выходит за рамки настоящего издания. Проблема сбора данных и измерения влияния ИТ. Основные трудности на пути исследования роли ИТ в обществе связаны с получе-нием надежных и сопоставимых исходных данных, как в национальном, так и в международном масштабе. Таких данных мало - идет ли речь о диффузии ИТ или о получаемом в результате их внедрения эффекте. Более того, темп технологического развития с начала 80-х годов таков, что зачастую мы не успеваем определить, какие же данные нужно собирать. И получение, и обработка исходной информации усложняется, во-первых, из-за изменений содержания самого понятия ИТ, а, во-вторых, из-за того, что их эффективность зависит от множества взаимодействующих друг с другом факторов, включая возраст пользователя, его этническую принадлежность, доход, образовательный уровень, квалификацию, личные качества и позицию, организационную структуру, в которой ИТ используется, стиль менеджмента и т.д.
Есть много количественных показателей, характеризующих диф-фузию ИТ, но они не стандартизованы и, следовательно, используются вразнобой, то одни, то другие. Кроме того, большинство данных получены в результате какого-либо разового обследования, а не путем долговременного мониторинга, при этом методики разных обследований отличаются друг от друга, так что сопоставить результаты трудно или вовсе невозможно. В какой-то мере это связано и с динамичными изменениями самого изучаемого объекта.
Что касается измерения эффективности ИТ, то тут с показателями проблема. Трудно сформулировать индикаторы влияния ИТ на отдельного человека, на организацию, на рынок. Поэтому и в целом воздействие ИТ на общество мы пока определять не умеем. Эксперты затрудняются также в определении влияния ИТ на сферу услуг, сферу образования или ИР. Определить тут эффективность применения ИТ весьма сложно. Более того, зачастую приходится сталкиваться не просто с различными, но и с противоположными результатами. Есть свидетельства того, что применение ИТ может как повысить, так и снизить производительность труда, повысить или, наоборот, понизить квалификацию рабочей силы. Использование компьютеров в учебном процессе может сделать некоторые формы обучения более результативными, но в то же время интенсивная работа с ЭВМ способна затруднить другие аспекты развития ребенка. Все эти трудности авторы стремились учесть при подготовке реферируемого материала.
Определение ИТ. В данной работе под ИТ понимается сочетание трех ключевых технологий: числовые вычисления, запоминание и хранение данных и передача числовых сигналов по телекоммуникацион-ным сетям. В основе их лежит возможность представить текстовую, числовую, звуковую и визуальную информацию в цифровой форме. А информационная техника представлена сотнями различных видов коммерческой продукции, от телефонов до суперкомпьютеров, которые могут использоваться по отдельности, но могут и объединяться в различные комбинации, образуя систему обработки информации. Множественность информационных устройств и систем, разнообразие их функций делают границы понятия ИТ размытыми. Стремясь упорядочить это множество, устройства измерительной техники делят на четыре основные группы: интерфейсы человек-машина, коммуникации, устройства обработки информации и устройства памяти. К первой группе относятся компьютеры, телефоны, сканеры, телевизоры, дисплеи, принтеры, цифровые фотоаппараты, автоматические кассовые аппараты и банкоматы, персональные вычислительные "помощники" - электронные записные книжки и т. п. Во вторую группу входят сети Интернет, Интранет, местные сети, линии телефонной связи, коммутаторы, коаксиальные кабели, волоконная оптика, спутники и системы обеспечения сетевых телефонных аппаратов. Третья группа включает в себя компьютерное оборудование (серверы, рабочие места программистов, ПК) и программное обеспечение (для информационных систем, для бизнесприложений, для домашнего пользования, для поиска и фильтрации информации). Наконец, четвертая группа представлена твердыми, гибкими и оптическими дисками памяти, магнитными лентами, интегральными схемами и картами памяти. Основными направлениями развития ИТ являются: увеличение за счет миниатюризации элементов числа транзисторов на чипе, т.е. вычислительной мощности интегральных схем при одновременном уменьшении их стоимости, создание функционально новых микросхем, создание компьютерных сетей. Сегодня почти три четверти персональных компьютеров в США объединены сетью Интернет, а по всему миру у этой Сети в 1999 г. было уже 56 млн. абонентов (в 1998 -около 30 млн.). Число транзисторов на чипе удваивается каждые 12-18 месяцев. Эта закономерность была подмечена Гордоном Муром -сотрудником фирмы "Интел", которая является крупнейшим производителем интегральных схем в мире. Впоследствии (1999) Мур писал: "Впервые я обнаружил ежегодное удвоение плотности транзисторов на чипе в 1965 г., всего через четыре года после создания первой интегральной схемы. Пресса назвала это "законом Мура", и название прижилось.
Но, честно говоря, тогда я не предполагал, что этот закон будет в силе и через 30 лет после открытия. Теперь же я убежден, что он проживет еще по крайней мере 20 лет" (с.9-6).
С увеличением плотности транзисторов росли функциональные возможности чипов, тогда как цена их оставалась практически постоянной. В то же время возрастали сложность проектирования схем и сложность оборудования, необходимого для их изготовления. Это подталкивало предприятия отрасли к укрупнению масштабов производства и к сотрудничеству. Закон Мура лег в основу отраслевого долгосрочного планирования. В 1992 г. Американская ассоциация производителей полупроводников (U.S. Semiconductor Industry Association) разработала так называемый "национальный путеводитель для полупроводниковой промышленности" - программу ее развития на долгосрочный период (National Technology Roadmap for Semiconductors). В 1998 г. эта программа стала международной, к ней присоединились фирмы Японии, Западной Европы и Южной Кореи. Согласно международному варианту программы число транзисторов на чипе должно к 2014 г. достичь 3,6 млрд. ИТ в последние полвека. Развитие ИТ за последние 50 лет являет-ся прекрасной иллюстрацией научно-технического прогресса данного периода. В 1945 г. Ванновер Буш, автор проекта создания ННФ, опубликовал в журнале "Атлантик мансли" (Atlantic Monthly) статью (ее текст приводится), в которой выдвинул идею создания устройства (он назвал его "мемекс"), которое могло бы обеспечить хранение массива информации, эквивалентного миллиону томов книг, доступ к этому массиву и возможность автоматического поиска тематически связанных документов, построение тематической информационной "цепочки". Исходя из технологических возможностей того времени, Буш предполагал использовать для хранения информации фотографические методы, а для извлечения ее - механические устройства. Технически решить такую проблему тогда было невозможно, но функционально "мемекс" является настоящим прототипом современного гипертекста. В том же 1945 г. в Университете штата Пенсильвания происходили события, открывавшие путь к реализации идеи Буша, хотя и не теми методами, которые ему виделись. Джон П.Экерт (Eckert) и Джон В.Мочли (Mauchly) завершали работу над первой успешной моделью скоростного числового компьютера. Финансировало работу армейское ведомство. Назвали компьютер "ЭНИАК" (ENIAK). Торжественно продемонстрированный в 1946 г., он включал в себя 18 тыс. электронных ламп, занимал 1800 кв. футов площади, потреблял 180 кВт электроэнергии и стоил 487 802 долл. (с.9-7). Программировался "ЭНИАК" с помощью перепай-
ки проводов и установки в определенное положение 3 тыс. переключателей. Его быстродействие равнялось 5 тыс. операций в сек. И еще один важный шаг был сделан в 1945 г. Математик Принстонского университета, венгр по рождению, фон Нейман (Neumann) разработал концепцию программы памяти, которая позволяла программировать компьютер, не прибегая к перепайке проводов. Он же предложил архитектуру ЭВМ, включавшую центральный процессор и два массива оперативной памяти - с быстрым доступом и с медленным. Эта архитектура стала основой большинства компьютеров, созданных после "ЭНИАКа". В то же время с середины XX в. разработка программ-ного обеспечения превратилась в самостоятельную дисциплину с собственной спецификой, дополнявшую развитие материальной части ЭВМ. За последние 50 лет как материальная часть, так и программное обеспечение непрерывно шаг за шагом совершенствовались. Авторы приводят таблицу, в которой показаны 32 наиболее крупных "шага", совершенных с 1945 по 1995 г., от ЭНИАКа до ННФНЕТ. В этом процес-се принимали участие все секторы науки США: государственные лабора-тории, промышленность, университеты и бесприбыльные организации. Транзисторы и интегральные схемы были изобретены в промышленности. Первые компьютеры, память на магнитных сердечниках, режим разделения времени, искусственный интеллект, Интернет - это в основном достижения университетов, финансировавшиеся правительством. Мышка и система "окон" (Windows) созданы в одном из бесприбыльных исследовательских институтов. Всемирная паутина (World Wide Web -www) - это результат работ в Европейском центре ядерных исследований (GERN), в лаборатории физики высоких энергий. Суперкомпьютеры созданы промышленными фирмами на государственные деньги и в кооперации с правительственными лабораториями. В процессе развития ИТ кооперация между секторами науки использовалась очень широко, и большинство крупных проектов, особенно на их начальной стадии, финансировались из бюджетов министерства обороны, ННФ, НАСА, министерства энергетики и национальных институтов здоровья. В заключение подраздела авторы подробно излагают историю создания и развития сети Интернет.
ИТ и экономика. В последние годы происходит довольно бурная дискуссия о роли ИТ в преобразовании экономики. В обиход вошли такие термины, как "цифровая экономика", "экономика Интернета", "экономика, основанная на знании", "новая экономика". Их значения совпадают не полностью, но главное у них общее - речь идет о том, что американская экономика меняется, становится более продуктивной,
более инновационной, а в основе этого процесса лежит использование персональных компьютеров, скоростных телекоммуникаций и Интернета. По словам председателя Федеральной резервной системы А.Гринспе-на (Greenspan), "инновации в области ИТ изменяют наши методы ведения бизнеса и создания ценностей, причем зачастую так, как невозможно было предвидеть всего пять лет тому назад" (с.9-11). Благодаря ИТ производитель лучше знает запросы потребителя, состояние своих запасов сырья, производства и сборки изделий. Это позволяет сократить излишки и дублирование, время доставки материалов и готовой продукции, улучшить систему распространения последней. Однако все утверждения такого рода необходимо воспринимать с большой осторожностью. От ИТ давно уже ожидали и ожидают роста производительности труда. Но до самого последнего времени экономистам не удается найти тому отчетливые доказательства. Воздействие ИТ на экономику - явление чрезвычайно сложное и масштабное. В разных отраслях экономики степень его зависит от используемых той или иной фирмой методов организации бизнеса и управления им. Более того, влияние ИТ быстро меняется во времени, особенно с распространением "электронной коммерции" посредством Интернета. В данном разделе, не претендуя на полный охват проблемы, авторы концентрируют внимание на пяти вопросах: 1) как ИТ используются в бизнесе; 2) как ИТ влияют на продуктивность и экономический рост; 3) как ИТ воздействуют на структуру экономики; 4) как ИТ влияют на доходы и занятость населения и 5) каковы международные последствия распространения электронной коммерции?
1. Использование ИТ в бизнесе. Оно настолько разнообразно и по видам бизнеса и по способам применения ИТ, что можно лишь наметить некоторые основные моменты. Главным образом ИТ позволяют автоматизировать многие виды деятельности, начиная от управления обрабатывающим оборудованием на заводах и кончая учрежденческими функциями составления и печатания текстов или выполнения финансовых расчетов. ИТ дают возможность создавать базы данных и использовать их при решении управленческих задач, при оказании услуг потребителям, при проектировании изделий, маркетинге, исследовании и оценке конкурентоспособности. Часто все это применяется для автоматизации уже устоявшихся, давно апробированных процессов, но в принципе внедрение ИТ требует фундаментальной их (процессов) перестройки, используются разнообразные типы компьютеров (большие ЭВМ, мини- и микромашины) и общественные или фирменные телефонные сети. Рубеж ХХ и XXI веков отмечен бурным развитием
интеграции систем ИТ и благодаря этому интеграции самих предприятий и учреждений. А расширение сети Интернет и использования портативных компьютеров и телефонов резко усилило проявлявшуюся уже в последние десятилетия тенденцию перехода к так называемой "электронной коммерции".
Но не все проходит гладко. На пути распространения ИТ есть немало преград. Связаны они в первую очередь со стоимостью внедрения ИТ. Затраты, касающиеся приобретения информационной техники, были и остаются сегодня самой крупной статьей расходов на капитальное оборудование в промышленности. В нынешних долларах эти расходы в 1993 г. составляли 142 млрд., а к 1998 г. возросли до 233 млрд. (с.9-11). Дорого обходится и эксплуатация, а также модернизация информационных систем, обучение персонала, трудно реализуемые организационные перемены, необходимые для эффективного использования ИТ. Такого рода траты могут намного превысить начальные расходы на закупку оборудования. И тем не менее все новые и новые предприятия и учреждения идут на все эти расходы, считая их неизбежными для сохранения своей конкурентоспособности.
Электронная коммерция (ЭК) заслуживает особого внимания, так как распространяется очень интенсивно и потенциально может повлиять на многие стороны бизнеса. Определение этого понятия еще находится в стадии становления. Один из вариантов охватывает все финансовые и коммерческие сделки, которые совершаются с помощью электронных устройств и сетей, включая перемещение капиталов, обмен данными, использование кредитных карточек. Эта ЭК осуществляется уже давно, и объемы ее исчисляются триллионами долларов в день. Другие варианты ограничивают понятие ЭК сделками, которые совершаются по открытым сетям, таким как Интернет. Такая ЭК находится сегодня еще в начальной стадии. Иногда понятие ЭК распространяют только на сделки, при которых заказ и оплата осуществляются практически одновременно (online), в других случаях к ЭК относят и те сделки, при которых заказ и оплата разнесены во времени. Сегодня Организация экономической кооперации и развития (Organisation for Economic Cooperation and Development - OECD) и входящие в нее государства работают над стандартным определением ЭК. Скорее всего ОЕСD и министерство торговли США поддержат следующую формулировку: "ЭК - это бизнес, осуществляемый через электронную сеть, использующую стандартизованные в результате открытого обсуждения протоколы, подобно тому, как это делается в Интернете". В этой формулировке акцентируется внимание на использовании стандартных протоколов. Более ранние
формы электронного бизнеса (перемещение капиталов, обмен данными и др.) требовали, чтобы между сторонами уже до использования ЭК существовали деловые отношения, требовали специализированного программного обеспечения и специальных коммуникационных сетей. Такая ЭК характерна, например, для связей между крупной фирмой и ее поставщиками. Открытые системы ЭК типа Интернет делают возможным взаимодействие самых разных компьютеров и коммуникационных систем со стандартными интерфейсами, любых поставщиков и покупателей, от которых не требуется никаких дополнительных капиталовложений. Стоимость услуг уменьшается, выбор становится несоизмеримо больше.
ЭК охватывает как розничную, так и оптовую торговлю, сделки между фирмами. В настоящее время преобладает именно этот вид ЭК. По прогнозам, объем межфирменных сделок через Интернет к 2003 г. достигнет 1,3 трлн. долл., а объем розничной торговли - 184 млрд. долл. При продаже и покупке таких товаров, как цветы, книги, компьютеры, детали машин и т.п., сделки заключаются через Интернет, но сами товары должны быть физически доставлены покупателю. А если электронным "путем" продаются электронные журналы, программное обеспечение, музыка и пр., то не только заключается и оплачивается сделка, но и доставляется товар. Потенциал ЭК очень велик, в нее вовлекаются все новые виды услуг. Например, в настоящее время быстро развивается электронная торговля ценными бумагами, игра на биржах, электронные аукционы. Сегодня в США сотни фирм занимаются такими аукционами. И.Бэй (Е.Вау), одна из фирм-пионеров в данной области, к сентябрю 1999 г. выставила на продажу 3 млн. лотов в более чем 1500 категориях.
Официальной общенациональной статистики ЭК пока нет. Есть лишь результаты, полученные некоторыми частными фирмами, занимающимися исследованиями рынка. Поскольку они пользуются разными определениями ЭК, сопоставить полученные данные невозможно. Ясно лишь одно - ЭК является обширной и быстро набирающей обороты областью предпринимательства. Объемы ее измеряются по меньшей мере десятками млрд. долл. в год, а прогнозы обещают, что вскоре счет пойдет на триллионы. Развитие ЭК во многом изменило оценки влияния ИТ на общество. Раньше речь шла главным образом об использовании этих технологий отдельными фирмами для совершенствования их внутренней структуры и деятельности. Теперь центр тяжести дискуссий смещается на изучение роли ИТ во взаимоотношениях продавца и покупателя, появление новых форм торговли, новых связей между производителями
готовой продукции и поставщиками сырья и комплектующих изделий, новых методов маркетинга.
Международный аспект ЭК. Впервые появившись в США, ИТ и особенно сеть Интернет быстро распространяются по всему миру. Уже многие страны догоняют и даже обгоняют США по ряду показателей информатизации общества. Например, по проценту семей, владеющих персональными компьютерами, США заметно отстали от Дании и Голландии, а Канада, Финляндия, Австралия почти сравнялись с США. По числу персональных компьютеров на 100 "белых воротничков"2 впереди Швеция, а Финляндия, Голландия наступают американцам на пятки. США отстают от Финляндии по числу хостов Интернет на 1 тыс. человек населения. По этому показателю целый ряд стран идут вровень с Соединенными Штатами (Канада, Норвегия, Исландия, Швеция, Дания). Правда, по числу серверов безопасности www для ЭК США опережают всех, средний показатель по странам ОЕСД здесь составляет лишь примерно треть американского. Однако, по прогнозам, к 2003 г. на долю США будет приходиться не более половины объемов мировой ЭК. Распространение ЭК по свету вызывает немало вопросов. По сети Интернет информация распространяется мгновенно, дешево и свободно. Но в разных странах юридические нормы, регулирующие заключение торговых сделок, рекламу, использование товарных знаков и ряд других процедур, не совпадают. Поэтому многие действия, легальные в одной стране, могут оказаться незаконными в другой, в то время как граждане этих стран общаются и заключают друг с другом сделки по электронной сети, где нет ни границ, ни таможен, ни каких-либо иных барьеров, могут возникнуть проблемы с налогообложением, интеллектуальной собственностью, юридической силой контрактов. Такие проблемы имели место и до появления Интернета, но формирование ЭК резко их обостряет. Соответственно, она подталкивает мир к унификации торгового законодательства, к созданию более благоприятной обстановки для интернационального бизнеса. Еще один важный для международной торговли момент, связанный с развитием ЭК, состоит в том, что она облегчает доступ к мировому рынку малым и средним фирмам, не имеющим зарубежных филиалов и опыта экспортных операций; возможности малых и крупных фирм, малых и крупных стран выравниваются. Влияние ИТ на продуктивность и экономический рост. Несмотря на крупные капиталовложения в ИТ и на очевидную полезность их
2 "Белые воротнички" - работники, не занятые непосредственно в производствен-ном процессе, рабочие у станков - это "синие воротнички". - Прим.реф.
использования, до последнего времени явных доказательств того, что оно повышает продуктивность экономики в целом, в масштабе всей страны, практически не было. Еще в 1987 г. Солоу назвал это явление "парадоксом продуктивности", многочисленные попытки экономистов подсчитать увеличение продуктивности вследствие внедрения ИТ терпели неудачу независимо от того, какой сектор (производственный или услуг) исследовался, какой метод подсчета использовался, на каком уровне (макроэкономическом или отраслевом) выполнялись расчеты и для какого временного отрезка (на промежутке между концом 60-х и концом 80-х годов). Лишь немногим авторам удалось показать положительный эффект при изучении данных какой-либо отдельной отрасли или небольшой группы фирм.
Однако во второй половине 90-х годов появилось несколько работ Бринджолфсона и Хита (Brynjolfsson and Hitt), которые смогли показать высокую результативность использования ИТ, опираясь на базу данных конкретной фирмы. При этом они выяснили, что, хотя положительная корреляция между ИТ и продуктивностью есть повсюду, эффективность внедрения ИТ на разных фирмах далеко не одинакова. Разные условия применения могут увеличить или уменьшить этот показатель на 50%. Другими словами, эффективность ИТ зависит от того, как фирма их использует. Можно утверждать, что выгода достигается не просто применением ИТ, а всем связанным с ним преобразованием организации труда на фирме. Само по себе использование ИТ - это лишь необходимая часть такого преобразования. В случае удачного решения проблемы в целом каждый доллар, затраченный на покупку компьютеров, дает прирост продуктивности в 81 цент, а каждый дополнительно затраченный на связанные с ИТ работы доллар приносит 2,62 долл. Разницу между приведенными результатами и более ранними исследованиями можно объяснить несколькими причинами: более поздним временем сбора данных (1987-1991), использованием более полной базы данных, более подробной детализацией данных на уровне отдельной фирмы, учетом всех видов связанных с ИТ работ. Вслед за Бринджолфсоном и Хитом аналогичные результаты получили и ряд других авторов, использовавших ту же методику. Так, Олайнер и Зихель (Oliner and Sichel) показали, что в период 1970-1992 гг. компьютеры "вносили" 0,15 процентных пункта в среднегодовой темп прироста валового продукта США, равный 2,8%. Если добавить сюда программное обеспечение и труд всех связанных с ИТ специалистов, то указанная доля удвоится и составит 0,31 процентных пункта на отрезке 1987-1993 гг., когда среднегодовой темп роста валового продукта составлял 11%.
Остальные 90% получались за счет иных, чем в ИТ, вложений капитала и труда. До последнего времени вложения в ИТ составляли очень небольшую долю всех вложений, и поэтому их влияние трудно было измерить. Лишь в последние годы эти вложения стали достаточно велики, чтобы получаемый от них эффект поддавался измерению. "Вычислительная техника может быть эффективной на уровне отдельной фирмы, но вносить лишь малую долю в валовой прирост, поскольку компьютеры являются сравнительно небольшой частью производственной системы" (с.9-15).
Недавно (1999) Министерство торговли США анализировало такой показатель продуктивности, как объем добавленной стоимости, приходящийся на одного работающего. Все несельскохозяйственные отрасли экономики разделены на три группы: производящие ИТ, использующие ИТ и слабо оснащенные ИТ. Далее все эти группы подразделялись на производящие товары и производящие услуги. Динамика указанного показателя за 1990-1997 гг. в различных отраслях приведена в табл.1.
Таблица 1 (с.9-16)
Динамика объемов добавленной стоимости, приходящейся на одного работающего, 1990-1997 гг.
Отрасли Среднегодовой прирост за 1990-1997 гг., %
Все несельскохозяйственные 1,4
Производящие ИТ 10,4
товары 23,9
услуги 5,8
Использующие ИТ -0,1
товары 2,4
услуги -0,3
Слабо оснащенные ИТ 1,1
товары 1,3
услуги 1,3
Все отрасли, кроме производящих ИТ 0,5
Как видим, интенсивный рост добавленной стоимости, приходя-щейся на одного работающего, наблюдался в отраслях, производящих ИТ,
особенно в товаропроизводящих. В использующих ИТ отраслях за счет отраслей сервиса показатель несколько снижался. В использующих ИТ отраслях, производящих товары, он был больше, чем в таких же слабо оснащенных ИТ отраслях, а в отраслях сервиса дело обстояло наоборот. Есть два общепринятых объяснения "парадокса продуктивности". Первое - это сложность измерения ее, как с точки зрения вложений, так и в плане отдачи. Что касается вложений, то прежде всего неясно, что в этом случае понимать под ИТ? Учитывать ли только капитальные затраты или включать затраты труда, куда войдет вся стоимость эксплуатации ИТ? Включают ли капитальные затраты на ИТ только стоимость компьютеров и программного обеспечения или другие траты тоже? Если да, то какие? Выбор тут довольно широкий, можно включать стоимость компьютеров, программное обеспечение, оборудование линий связи и разную канцелярскую вспомогательную технику вроде копировальных машин и некоторых приборов. Дополнительные сложности для учета вложений происходят оттого, что все чаще информационная техника входит составной частью в другие виды оборудования - в станки, автомобили, различные приборы, включая бытовые. В настоящее время в исследованиях этой проблемы царит разнобой, как на национальном уровне, так и на уровне отдельных фирм.
Вторая связанная с измерением продуктивности проблема состоит в том, что расходы на ИТ можно считать как текущие (годовой объем закупок или расходов), а можно как затраты на основные фонды, накопи-тельно во времени. В обоих случаях при подсчетах стоимости в "реаль-ных" долларах необходимо пользоваться дефлятором. А определить дефлятор применительно к информационной технике очень трудно, цены на нее быстро падают, да к тому же качественные параметры возрастают по экспоненте, наличный фонд морально стареет, и сложно адекватно его оценить. Правительственное Бюро экономического анализа и Бюро трудовой статистики разработали индексы цен для разных периодов, отражающих качество ИТ. В зависимости от того, какой из индексов применяется, результаты стоимостных расчетов существенно меняются. Еще одна трудность - измерение отдачи. ИТ активно используют-ся для выполнения операций, которые не создают материальных ценностей, имеющих рыночную стоимость, - для бухгалтерских и иных расчетов, планирования, составления отчетных документов. Определить их стоимостной эквивалент сложно. Особенно сложно сделать это в сервисном секторе, так как надо учитывать и различия в качестве услуг. Услуги измерять вообще трудно, а в соответствии с классификацией, используемой Министерством торговли США, почти 90% несельско-
хозяйственных отраслей экономики, использующих ИТ, относится к сектору услуг. А как измерить в числовом выражении качество последних? Речь ведь идет о своевременности, индивидуальном подходе к потребителю, точности, ассортименту и других подобных категориях, которые в числах не выражаются.
Второе объяснение "парадокса продуктивности" связано с ее зависимостью от времени. Социологи, экономисты, историки считают, что общество способно полностью извлекать выгоды из новых технологий лишь спустя достаточно долгое время после их появления. Этот временной сдвиг зачастую измеряется десятилетиями. Переобучение кадров, институциональное сопротивление переменам являются нормой. Например, Девид (Беу1ф показал, что заметный поддающийся измерению эффект от создания электрогенератора (изобретение, примерно такого же значения, как изобретение ИТ) стал лишь через 20 лет после появления этой машины. А степень эффективности ИТ еще больше зависит от ситуации на использующей их фирме - от организации труда, планирования, стиля руководства, качества и оперативности управления, принятия решений и т.п.
Хорошими примерами, иллюстрирующими как выгоды от использования ИТ, так и трудности учета их эффективности, могут служить две столь отличные друг от друга отрасли хозяйства, как банковское дело и грузовые автомобильные перевозки.
Банки вкладывают большие капиталы в ИТ, проследить влияние этих вложений на продуктивность трудно, но налицо повышение качества услуг, расширение их ассортимента, значительный рост объема коммерческих операций. ИТ изменили структуру банковского дела и, по-видимому, позитивно сказываются на снижении себестоимости услуг. На все это ушли десятки лет, но до сих пор традиционные методы анализа производительности труда не улавливают влияния ИТ на данный показатель. Капиталовложения банков в ИТ быстро росли с конца 60-х и до конца 80-х годов. В постоянных долларах 1982 г. в 1969 г. они составляли 0,1 млрд., в 1980 г. - 1,6 млрд., а в 1989 г. - 13,8 млрд. К этому времени банки ежегодно вкладывали в ИТ больше денег, чем все другие отрасли индустрии услуг, кроме телекоммуникаций. ИТ использовались для ведения счетов и обработки чеков с помощью прочтения надписей, выполненных "магнитными чернилами". В начале 70-х годов появилась возможность электронного перемещения капиталов, а в конце 70-х - автоматические банкоматы. Все это заменило огромное количество бумажных документов и личных контактов при ведении расчетных счетов, выдаче кредитов, операциях с наличными
деньгами, переводах денег и т. д. И в то же время попытки подсчитать продуктивность применения ИТ в банках не выявляли ее роста, а в ряде случаев эффект оказывался негативным, хотя производительность труда банковских служащих постоянно росла. Сложность заключается в том, чтобы привязать этот рост к капиталовложениям в ИТ.
На ранних стадиях применения ИТ в банках с техникой, которая стоила очень дорого, была масса хлопот. И сами компьютеры, и их программное обеспечение приходилось модернизировать или заменять очень часто. Все системы требовали специальной доработки под особые требования и возможности конкретного потребителя. Системы учета затрат, управленческие навыки, методики расчета продуктивности отставали от быстро меняющихся новых технологий, определявших конкурентоспособность банка. Главный результат их использования - это непрерывное повышение уровня автоматизации банковских операций и, соответственно, увеличение их денежных объемов. В год средний банк совершает миллиарды операций. Без автоматизации это было бы невозможно. Например, в 1992 г. объем автоматически выполненных выплат государственной расчетной палаты достиг 5,3 млрд., а в 1998 - 16,4 трлн. долл. В 1992 г. число электронных переводов и оплат товаров и услуг составляло 7,5 млрд., а в 1997 г. таких операций было уже 12 млрд. (с.9-12). Стоимость одной операции банкомата оценивается в 0,27 долл., а та же операция, выполненная кассиром, обходится в 1,07 долл. Автоматически "обработанный" телефонный звонок стоит 0,35 долл., а такой же звонок, "обработанный" служащим банка, - 1,82 долл. В одном из исследований (Алпар и Ким, 1991 г.) было установлено, что 10% увеличения расходов на ИТ ведет к снижению общих банковских расходов на 19%. Наконец, можно указать на то, что, хотя расчеты продуктивности банков не находят ее связи с ИТ, мы видим, как растут объемы банковских операций, а численность персонала банков сокращается. В 1996 г. она была на 100 тыс. человек меньше, чем в "пиковом" 1990 г. (там же).
Несколько иначе складывается ситуация в отрасли автомобильных грузовых перевозок. Значение ее для национальной экономики очень велико - 75% грузов перевозится в США тяжелыми грузовиками. За последние 15 лет в отрасли произошло немало перемен - дерегуляция, увеличение размеров машин, сокращение расходов топлива на 1 км пути. Перемены последних лет связаны с внедрением ИТ в работу диспетчерской службы для оптимизации сроков доставки и маршрутов, для оснащения машин компьютерами и мобильными телефонами. В
результате продуктивность отрасли значительно возросла, в первую очередь благодаря организации системы доставки грузов "точно в нужное время" (just-in-time delivery), причем расходы на ИТ в этой отрасли сравнительно небольшие. Грузовые перевозки автотранспортом не относят к отраслям, существенно зависящим от ИТ. Тем любопытнее достигнутая здесь благодаря ИТ эффективность. Правда, выгоды получают поставщики, владельцы транспортных фирм и получатели. На заработной плате водителей, роль которых в использовании ИТ пассивна, рост продуктивности не отразился.
Инфляция, экономический рост и структурные сдвиги в экополи-тике. Многие данные указывают на то, что ИТ позитивно влияют на инфляцию и рост экономики в целом. Происходит это скорее за счет роста производящих ИТ отраслей и за счет снижения цен на информа-ционную технику, чем за счет внедрения ИТ в другие отрасли хозяйства. Цены на ИТ в 1993-1997 гг. падали по годам на 2,4; 2,6; 4,9; 7,0; 7,5%, тогда как на иные товары и услуги цены росли на 2,6-3,0% ежегодно (с.9-19). В табл. 2, составленной по данным Министерства торговли США, показано распределение валового продукта, произведенного частными фирмами несельскохозяйственных отраслей в 1990-1997 гг. Из нее видно, что, если классифицировать отрасли по их связи с ИТ, то доля производящих и интенсивно использующих ИТ такова, что она может определять уровень инфляции во всем хозяйстве. По данным того же министерства, производящие ИТ отрасли дали более трети прироста валового дохода всей страны за последние четыре года (см. табл.3).
Таблица 2 (с.9-16)
Распределение валового продукта по несельскохозяйственным отраслям экономики США, 1990-1997 гг.
Отрасли Товары Услуги Всего
Производящие ИТ 2,0 6,2 8,2
Использующие ИТ 5,0 43,0 48,8
Слабо оснащенные ИТ 23,0 20,6 43,6
Всего 30,0 70,0 100,0
Таблица 3 (с.9-19)
Вклад производящих ИТ отраслей в экономический рост, 1993-1998 гг., процентные пункты
1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г.* 1998 г.*
Общий прирост валового внутреннего дохода** 2,2 4,1 2,9 3,5 4,2 4,1
Вклад отраслей, производящих ИТ 0,6 0,6 1,2 1,5 1,2 1,2
Прочие отрасли 1,6 3,5 1,7 2,0 3,0 2,9
Доля отраслей, производящих ИТ в общем приросте (%) 26 15 41 42 28 29
* Оценка
Доход, произведенный на территории США
ИТ не только влияют на экономический рост, но и вносят изменения в структуру национальной экономики. Во-первых, быстро расширяется сам производящий ИТ сектор, он растет быстрее всех прочих отраслей, и, соответственно, его доля в экономике страны увеличивается. Далее, ИТ являются ключевым фактором, определяющим структурный сдвиг от производственной сферы в сторону сферы услуг. Рост ранее существовавших отраслей сервиса, таких как банковское дело, а также появление новых сервисных отраслей (например, создание программного обеспечения) обусловлено диффузией ИТ в экономику. С 1959 по 1997 г. доля сферы услуг в ВВП США выросла с 49 до 64%, а доля сферы производства упала с 28 до 17%. Рост сферы услуг обеспечивался за счет таких отраслей, как финансы, страховое дело, операции с недвижимостью, здравоохранение, образование. Доля трех первых в ВВП с 1959 по 1997 г. выросла на 5,8 процентных пункта, а двух последних -на 7,7 пунктов. В то же время доля оптовой и розничной торговли понизилась. Доля коммунальных услуг, транспорта, услуг персонального характера осталась практически без изменений. Мало кто сомневается, что без ИТ сфера услуг не росла бы столь быстрыми темпами, но методология расчетов их воздействия еще не отработана. В то же время можно констатировать, что ИТ сосредоточены в тех отраслях этой сферы, которые росли интенсивнее прочих.
С ИТ связаны и структурные сдвиги, обусловленные появлением ЭК, постепенно вытесняющей традиционные методы организации путешествий, связей с банками, оказание юридических услуг, в какой-то мере и традиционных способов получения образования. Поскольку учет в области ЭК пока не налажен, перечисленные сдвиги могут занижать официальные показатели экономического роста. Влияние ИТ на доходы и занятость населения. ИТ создают новые рабочие места в одних отраслях, но сокращают их число в других. С заработной платой картина тоже неоднозначна. Там, где ощущается
нехватка квалифицированных специалистов, заработки растут; в тех областях, где предложение рабочих рук превышает спрос, зарплата снижается. Влияние ИТ в основном проявляется в том, что возрастает дифференциация оплаты разных профессий и специалистов с разными уровнями образования. Многие авторы обнаруживали, что рост дифференциации идет в ногу с компьютеризацией труда. За период с 1973 по 1995 г. заработки наиболее высоко оплачиваемых категорий (30% от общего числа) возросли, а в остальных (70%) - упали. Диффузия ИТ в экономике ведет к увеличению спроса на специалистов более высокой квалификации, более образованных. Правда, на различиях в оплате рабочей силы сказывается и ряд других факторов - сокращение притока на рынок труда людей с высшим образованием, растущая иммиграция неквалифицированных работников, ослабление влияния профсоюзов.
Хотя распространение ИТ должно в принципе повышать требо-вания к квалификации работника, широко распространены опасения по поводу того, что автоматизация эти требования снижает и выравнивает. На деле происходит и то, и другое, по данным многочисленных исследо-ваний, баланс складывается в пользу первой тенденции. Занятость управленческих, инженерных и других профессиональных кадров растет, а неквалифицированных и полуквалифицированных - падает. В целом ряде обследований отчетливо выявляется связь этих процессов с распространением ИТ.
Но остается еще немало белых пятен в изучении влияния ИТ на занятость и структуру армии труда. Например, как развитие Интернета сказывается на географии распределения рабочих мест между большими и малыми городами, окраинами, сельской местностью? Насколько развита такая форма труда, при которой связь с рабочим местом осуществляется из дома через компьютерную сеть (telecommuting), каковы ее перспективы? Как происходит переобучение персонала в условиях быстро меняющейся "числовой экономики" (digital economy)? Поле для исследований остается еще очень широко.
Кадры ИТ. В связи с быстрым развитием ИТ и очень низким уровнем безработицы в США в последнее десятилетие существует озабоченность по поводу нехватки кадров для ИТ. Потребность в них постоянно увеличивается. Бюро статистики труда США опубликовало в 1997 и 1999 гг. прогнозы потребности в работниках основных специаль-ностей, занимающихся ИТ: ученых и инженеров-компьютерщиков, системных аналитиков и программистов. Численность их в 1996 г. и данные прогноза приведены в табл. 4. Из нее видно, что к 2006 г. экономика
США должна пополниться более чем 1,3 млн. специалистов в области ИТ. В то же время в последние годы численность выпускников учебных заведений соответствующих специальностей не меняется. В этой связи довольно остро дебатируется вопрос о привлечении специалистов из-за рубежа с предоставлением им права временного проживания в стране.
Таблица 4. (с.9-21)
Прогноз потребности США в специалистах по ИТ на 2006 г.,
тыс. человек
Специальность 1996 г. 2006 г. Прирост Замена выбывающих Всего рабочих мест (новых и заменяемых)
числ. %
ученый-компьютерщик 212 461 249 118 19 268
инженер-компьютерщик 216 451 235 109 15 250
системный аналитик 506 1025 520 103 34 554
программист 568 697 129 23 177 306
Всего 1502 2634 1133 75 245 1378
Исследования рынка труда в сфере ИТ, проводившиеся в 1998 и 1999 гг., показали следующий ряд характерных для этого рынка моментов.
1. Ситуация на рынке довольно напряженная, более напряженная, чем в других областях, но на основе имеющихся данных доказать нали-чие или отсутствие дефицита не представляется возможным. Данные федеральной статистики отстают во времени, используемый в них перечень специальностей устарел, да к тому же материалы разных ведомств, собирающих такую информацию, между собою не согласуются.
2. Рынок неоднороден - соотношение спроса и предложения варьируется в зависимости от региона, отрасли экономики и конкретной специальности. В ряде сегментов работодатели конкурируют за привлечение кадров.
3. Приток кадров в ИТ происходит из разных источников: выпускники вузов, аспирантуры и докторантуры; специалисты из других областей техники, науки и бизнеса; люди, не имевшие технического образования, но окончившие разного уровня курсы по ИТ. Многие проходят подготовку по программам непрерывного обучения и в частных платных школах. Используется и заочное обучение по компьютерным сетям.
4. Рынок труда постепенно реагирует на спрос. Повышение зара-ботной платы привлекает в сферу ИТ людей из иных сфер. Появляется много
разных учебных заведений с различными сроками обучения, готовящих кадры для ИТ.
А.Н.Авдулов