Научная статья на тему '2002. 02. 001. Значение и роль информационных технологий в американском обществе. Significance of information technologies. // science and Engineering indicators – 2000 / nat. Science Board. – Wash. ; gov. print. Off. , 2000. – P. 9-34 – 9-48'

2002. 02. 001. Значение и роль информационных технологий в американском обществе. Significance of information technologies. // science and Engineering indicators – 2000 / nat. Science Board. – Wash. ; gov. print. Off. , 2000. – P. 9-34 – 9-48 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ – И ОБЩЕСТВО –– США / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА – США / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ –– США / СОЦИОЛОГИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ – США / ТЕЛЕКОМПЬЮТИНГ – США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Авдулов A. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 02. 001. Значение и роль информационных технологий в американском обществе. Significance of information technologies. // science and Engineering indicators – 2000 / nat. Science Board. – Wash. ; gov. print. Off. , 2000. – P. 9-34 – 9-48»

НАУКА И ОБЩЕСТВО

2002.02.001. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АМЕРИКАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ.

Significance of Information Technologies. // Science and Engineering Indicators - 2000 / Nat. Science board. - Wash.; Gov.print.off., 2000. - P.9-34 - 9-48.

Реферируемый материал представляет собой один из разделов юбилейного издания "Индикаторы науки и техники - 2000". "Индикаторы" готовятся Национальным научным фондом (ННФ) США и раз в два года представляются конгрессу в форме доклада президента о состоянии науки и техники в стране. В 2000 г. ННФ отмечал 50-летие своего существования.

В реферируемом разделе рассматривается роль информационных технологий (ИТ) в повседневной жизни американских граждан.

Сегодня налицо широкий выбор ИТ, которые можно применить в быту, начиная от телефонов и телевизоров и до так называемых "умных" бытовых приборов - кофейников с микропроцессорами, персональных компьютеров и пр. В данном разделе рассматриваются социальные аспекты использования персональных компьютеров (ПК) и подключения через них к сети Интернет (сегодня в Интернет можно выходить и через телевизор, и через телефон).

Период внедрения ПК в быт американцев можно разделить на два основных этапа. Первый - с момента появления ПК в конце 70-х годов и до середины 90-х годов. Основное его содержание - непрерывный рост численности ПК в личном домашнем пользовании.

Второй этап, начавшийся около пяти лет назад, связан с подключением домашних компьютеров к Интернету.

Первые надежные статистические данные о численности домашних ПК относятся к 1984 г., а о количестве подключений к Интернету - к 1994 г. В 1984 г. компьютеры имели 8% семей, в 1989 г. -15, в 1994 г. - 24, а в 1998 г. - 42%. Число подключений с 1994 по 1998 г. выросло с 2 до 26%. О темпах роста говорят следующие данные: с 1989 по 1994 г. число ПК выросло на 7 процентных пунктов, с 1989 по 1994 г. - на 5, а за 4 года (с 1994 по 1998 г.) - на 18 процентных пунктов. При этом существует значительная разница между различными слоями населения. У белых американцев, у людей со средним и особенно с высшим образованием ПК гораздо больше, чем у цветных, бедных и малообразованных. Хотя число ПК в этих последних группах возрастает, разрыв пока сохраняется и даже увеличивается.В 1998 г. среди белого населения ПК имели 46,6% семей, а среди черного 23,2%. В сравнении с 1994 г. разрыв увеличился на 7 процентных пунктов. Любопытно, что наивысший процент (55%) наблюдался у потомков выходцев из Азии и с тихоокеанских островов. При этом доход семьи не является решающим фактором. У семей с одинаковыми доходами разрыв все равно велик. Так, по данным Национального агентства технической информации, вероятность того, что "белая" семья с доходом менее 35 тыс. долл. в год имеет ПК, подключенный к Интернету, втрое выше, чем применительно к такой же "черной" семье, и в четыре раза к испаноязычной. Наблюдаются различия и географического плана: сельские районы отстают от городов, юг - от севера, центральные районы больших городов - от пригородов и городов-спутников. Конечно, присутствует и дифференциация, зависимая от уровня годового дохода и уровня образования, от состава семьи, от пола, просто от отношения к технике, но и с учетом этих факторов разница остается, и объяснить ее можно только этническими особенностями.

Как имеющиеся ПК используются? В 80-е годы первые обладатели ПК использовали их с невысокой интенсивностью. Так, одно из обследований, проводившееся в 1986 г., показало, что в обычную неделю 40% взрослых владельцев ПК вообще ими не пользовались. Около 43% владельцев заявили, что пользуются ПК значительно

меньше, чем предполагали при покупке. Другое дело - дети. Среди них (6-17 лет) "непользователей" гораздо меньше, чем среди взрослых: примерно 16-20% против 40-45%. Что касается конкретных видов использования ПК (текстовые работы, игры, изучение программирования и т.п.), то, поскольку разные обследования проводились по совершенно разным методикам, выявить сколько-нибудь четкую картину невозможно. Единственное, что проявляется во всех случаях, - это важное место, которое занимало использование ПК в образовательных целях.

Что касается использования Интернета, то здесь доминирует электронная почта, затем следует обращение к сети www. Подавляющее большинство пользователей обращались к электронной почте с целью контактов с родственниками и друзьями. Об этом заявляли 90% опрошенных. С другими целями - деловыми, образовательными, для хобби - к e-mail прибегали лишь 33% или менее участников обследований. Если же Интернет использовался для поиска информации, то на первом месте стояли запросы, связанные со здоровьем и медициной. С этими целями в сеть выходили 36% респондентов (среди женщин 47%). Другие области интересов - это развлечения, музыка, проблемы отцов и детей, а также стиль жизни. Пользователи с более высокими доходами и более образованные намного чаще используют Интернет в целях, связанных с их работой. Представители национальных меньшинств и безработные - для поиска рабочего места и для получения образования.

Исследований влияния ИТ на образ жизни, мировоззрение и здоровье пользователей крайне мало, а результаты их неоднозначны, влияние может быть плодотворным, но немало тут и темных пятен и пагубных последствий. Обследования, имевшие целью выявить перераспределение времени между разного рода занятиями в связи с появлением дома ПК, подключенного к Интернету, показали, что обычно несколько уменьшается время, затрачиваемое на просмотр телевизионных передач, но общий интерес к традиционным источникам информации - радио, телевидению, газетам и журналам - у владельцев ПК не снижается, а скорее возрастает. По-видимому, владельцы ПК вообще относятся к людям, активно интересующимся новостями. В одном из обследований 1985 г. авторы пытались опре-

делить влияние появления в доме ПК на такие способы времяпрепровождения, как чтение, просмотр ТВ, отдых с семьей, отдых с друзьями, прогулки, спорт, хобби, сон, время, проведенное в одиночестве, и занятия учебой или домашней работой. Обследовавшаяся выборка из 282 человек была нерепрезентативна, в нее входили почти одни мужчины (96%), уже имевшие опыт общения с ПК и работавшие в области техники. Сдвиги в распределении, которые удалось установить (отмеченные не менее 20% респондентов) сводились к тому, что просмотр ТВ, прогулки, занятия хобби и время сна сокращались, а время, проведенное в одиночестве и за учебой, возрастало. Но наиболее крупные изменения в распределении времени между разными занятиями во всех обследованиях наблюдались в семьях с детьми. На времяпрепровождение детей ПК влияют очень сильно.

ПК в доме оказывают влияние не только на домашнюю жизнь, но и на работу владельцев. Основное - это предоставляемая компьютерной сетью возможность выполнять свои служебные обязанности, не выходя из дома, так называемый телекомпьютинг. Связь с фирмой, на которой человек работает, осуществляется по сети. Второй вариант "надомного" труда - это создание собственной фирмы, вся деятельность которой может осуществляться через Интернет. В обоих случаях в качестве положительных моментов отмечаются гибкий распорядок труда, экономия транспортных и некоторых иных расходов семейного бюджета, меньшая вероятность конфликтных ситуаций "дом - работа" и пр. Для фирмы, использующей труд таких "надомников", это обычно оборачивается многими выгодами: ростом продуктивности, улучшением самочувствия работающих (меньше напряженности, больше удовлетворения от сделанного, более позитивное отношение к труду), отсутствием проблем со сверхурочным временем. Специальные обследования подтверждают получение перечисленных выгод работодателями, использующими телекомпьютинг.

Исследований, посвященных воздействию телекомпьютинга на домашнюю жизнь, очень мало. Но те результаты, которые имеются, неоднозначны. Есть отмеченные выше плюсы, но обнаруживаются и серьезные минусы и трудности. Дело в том, что домашний жизненный уклад, устоявшиеся нормы и распорядок нарушаются, меняются

роли членов семьи в доме, стираются границы между службой и бытом, по крайней мере территориальные. Одно из обследований, при котором опрашивались 45 "надомников", показало, что они испытывают чувство вины за то, что стали меньше времени уделять семье, что они ощущают дискомфорт от того, что дом перестал быть "убежищем", защищенным от внешних обязанностей и рабочих проблем, что у них появляется ощущение изолированности от мира, не хватает живого общения с коллегами. Автор обследования выражает сомнение по поводу плюсов гибкого рабочего распорядка и приходит к выводу, что надомная работа с использованием компьютерной сети "...приводит к конфликту ролей, неадекватному рабочему пространству, утрате разграничения между рабочим и свободным временем, к тенденции работать больше и дольше, чем в обычном режиме" (с.9-38). В то же время наблюдаются и другие результаты изучения плюсов и минусов телекомпьютинга. Одна из фирм - "GTE corporation" -разрешила своему руководящему составу среднего звена на протяжении полугода работать один день в неделю в надомном режиме. Из 120 участников эксперимента 75% сообщили, что у них возросло чувство удовлетворения домашней жизнью, а 44% утверждали, что улучшилось их общение с членами семьи. В общем, все это лишний раз подтверждает, что "...роль ИТ органически неоднозначна, двулика... С одной стороны, надомный режим труда с использованием компьютерной связи может позволить человеку лучше сбалансировать трудовые и семейные обязательства и снизить общее нервное напряжение, но, с другой стороны, он может разрушить сложившийся семейный уклад (роли, межличностные отношения, чувство защищенности в своем доме) и создать психологические проблемы (чувство изолированности, снижение оценки собственной значимости). Данные исследований влияния телекомпьютинга при всей их скудности позволяют все же предположить, что существует некоторое пороговое значение объема такого рода трудовой деятельности. Негативное влияние на домашнюю жизнь может оказать не телекомпьютинг как таковой, а запороговые значения его продолжительности и интенсивности" (с.9-39).

Еще один аспект влияния ИТ на пользователя связан с психологией последнего. Как и в иных случаях, здесь и плюсы, и минусы.

К положительным моментам относят своего рода расширение связей с обществом, легкость и доступность коммуникаций с родными и друзьями, возможность получить самую разнообразную информацию. Психологический эффект всего этого - повышение самооценки, чувство удовлетворения, усиление родственных и дружеских связей. Однако специалисты высказывают и беспокойство относительно отрицательных сторон компьютеризации жизни - сокращение традиционных контактов с людьми, социальная изолированность и, что вызывает наибольшие опасения, появление и рост Интернетомании (по аналогии с наркоманией, клептоманией и т.п.). Данных о психологических эффектах, сопровождающих пользование компьютером и Интернетом, пока очень мало. Авторы приводят результаты трех эмпирических исследований этой проблемы.

В 1996 г. Эггер и Раутерберг (Egger and Rauterberg) провели обследование, имевшее целью подтвердить или опровергнуть факт появления Интернетомании. Среди психологов на этот счет единого мнения нет, одни отрицают существование этого феномена, другие уверены, что он уже сформировался. Обследование проводилось по сети www, желающих принять в нем участие приглашали ответить на серию подготовленных специалистами вопросов. Было получено около 450 значимых ответов, в основном от жителей США и Швейцарии. Хотя обобщать выводы, полученные в пределах данной выборки, вряд ли обоснованно, результаты все же представляют значительный интерес и могут дать импульс к дальнейшим исследованиям. Во-первых, 10% респондентов сами сочли себя "интернето-манами" или "интернетозависимыми". И объективные результаты анализа ответов на вопросы анкеты подтверждали эту самооценку. Во-вторых, в число "интернетоманов" вошли представители всех существующих групп населения, никакой статистически значимой демографической разницы между "зависимыми" от Интернета и "независимыми" не оказалось - ни по полу, ни по возрасту, ни по национальности, ни по уровню или стилю жизни.

Второе интересное обследование было выполнено Кацем и Ас-пеном (Katz and Aspend) в 1977 г. Его цель - оценить влияние ИТ на социальную активность и коммуникабельность пользователя. Выяснилось, что негативного воздействия на эти показатели общение с

ПК и Интернетом не оказывает. При полном учете демографических факторов статистически значимого различия в социальной активности (принадлежность к религиозным или общественным организациям, участие в развлекательных мероприятиях) пользователей ПК и Интернетом и тех, кто ими не пользуется, не наблюдалось. Подавляющее большинство респондентов, пользовавшихся ИТ, утверждали, что время их общения с семьей и с друзьями по телефону или лично не сократилось. Оказалось даже, что долговременные пользователи ПК и Интернетом являются членами большего числа общественных организаций, чем представители иных групп, - тех, кто Интернетом не пользуется, пользовался и перестал и т.д.

Третье обследование - Краут, Лундмарк и др. (Kraut and Lund-mark, et al. 1998) - дало практически прямо противоположные результаты. Оно показало, что при увеличении времени пребывания в Интернете не только сокращаются и рвутся социальные связи, но и появляются чувство одиночества, депрессия. Беды эти не очень сильно выражены, но вполне очевидны и статистически значимы: корреляция сохранялась и при учете состояния респондентов до момента обследования и прочих факторов, которые могли бы повлиять на их психику. Правда, не исключено, что респонденты, отмечавшие указанный негативный эффект общения с Интернетом, потому и стали больше пользоваться возможностями сети, что чувствовали себя одинокими или пребывали в состоянии депрессии.

Есть еще одна совершенно особая социально очень важная область использования ИТ - информационное обеспечение физически неполноценных людей и, соответственно, улучшение их жизни. Правда, для выполнения такого рода функций необходимо соблюдать ряд специальных правил, иначе можно вместо помощи создать дополнительные трудности. Например, если информация выдается только в визуальном формате, лишенные зрения люди ее воспринять не могут. Консорциум Всемирной паутины (World Wide Web Consortium) сформулировал свод требований к сайтам сети, соблюдение которых должно обеспечить максимальную доступность последних для пользователя. Среди этих требований четыре относятся к проблеме взаимодействия с сетью физически неполноценных людей. Во-первых, все нетекстовые формы - картины, аудио- или видеомате-

риалы - в обязательном порядке должны иметь текстовой эквивалент. Во-вторых, графики и таблицы должны сопровождаться текстовыми пояснениями. В-третьих, вся цветная информация должна существовать и в черно-белом варианте. В-четвертых, пояснения к содержанию сайта должны излагаться ясным и простым языком.

ИТ, правительство и граждане. Правительство США уже десятилетиями пользуется ИТ как в целях обмена информацией в системе власти, так и для проведения исследовательских работ в министерствах, ведомствах и подчиненных конгрессу научных центрах. С появлением Интернета, особенно www, они стали основным средством коммуникаций правительства со всеми гражданами страны и их общественными организациями. Каждое правительственное учреждение имеет свой сайт, на который помещает данные о своей структуре, обязанностях, бюджете, программах и т.д. Там же содержится информация о работах, выполненных в относящихся к ведомству организациях или этим ведомством профинансированных. Каждая подведомственная организация - лаборатория, институт и пр. -имеет также и свой собственный сайт. Вся информация на сайтах государственных учреждений предоставляется бесплатно.

Интернет используется также в политических процессах как в США, так и во всем мире. Во время выборных кампаний кандидат открывает сайт для связи с избирателями, сбора пожертвований в выборные фонды, для опросов и привлечения волонтеров. Аналогично поступают партии, общественные организации, профсоюзы и т.д. Проводятся эксперименты с целью обеспечения возможности голосования по сети, например, для военнослужащих, находящихся за рубежом. Электронная почта используется для рассылки информационных, агитационных, рекламных материалов, в том числе и тем абонентам, которые эту информацию не запрашивали.

В университете штата Аризона функционирует группа, исследующая использование www правительствами стран мира (Cyberspace policy research group). Для оценки выбраны три показателя: прозрачность, интерактивность и открытость. Индекс прозрачности характеризует информацию, которую ведомство представляет о самом себе, и основывается этот индекс на измерении пяти параметров, оценивающих: 1) насколько активно ведомство работает со своим

сайтом, сколь полна и сколь часто пополняется информация; 2) легко ли посетитель сайта может вступить в контакт со служащими учреждения; 3) хорошо ли отражены масштабы и методы работы ведомства и его связи с другими организациями; 4) помогает ли сайт гражданам в соблюдении курируемых ведомством установлений и в использовании проводимых им программ (например, показ каких-либо форм, анкет и порядка их заполнения); 5) насколько своевременно пополняется сайт и в какой мере обновляется содержащаяся в нем информация. Индекс интерактивности характеризует степень доступа к помещенной на сайте информации. Если она теоретически доступна, но получить ее сложно, оценка интерактивности низка. В источнике приводится график-диаграмма, в котором по оси абсцисс отложены значения индекса прозрачности ведомств страны, а по оси ординат -индекса интерактивности. Точка на координатной плоскости с указанными координатами принимается за центр окружности, радиус которой пропорционален числу министерств и других правительственных ведомств высокого уровня, имеющих свой сайт в Интернете. В итоге на координатной плоскости нанесены окружности разных радиусов, часть из которых стоит особняком, а большинство в той или иной степени перекрывают друг друга. Диаграмма выглядит как скопление окружностей, вытянутое от расположенной вблизи начала координат точки на оси X, вдоль и по обе стороны от воображаемой линии, наклоненной к оси Х под углом, близким к 45°. Окружности, находящиеся левее и ниже, относятся к странам, имеющим низкие показатели, а окружности, расположенные правее и выше, - к странам с высокими показателями. Общее число стран соответствует числу членов ООН. Хуже других дело обстоит у Уганды, Узбекистана, Гватемалы, Азербайджана; самые высокие показатели - у Монако, Дании, Анголы, Франции; Россия располагается ниже и левее середины, вместе с Израилем, Грецией, Гондурасом, Ливаном, Японией, Эстонией, Катаром. В 1998 г. почти 40 стран имели сайты для 70% или более их правительственных министерств и агентств, а 17 стран - для всех своих учреждений такого уровня. Разница в показателях прозрачности и интерактивности свидетельствует о том, что степень использования www правительствами для общения со своими гражданами в разных странах далеко неодинакова. К примеру,

показатель интерактивности у Уганды, Гватемалы и Азербайджана вообще равен нулю.

В заключение авторы подчеркивают, что "ИТ оказывают существенное влияние на многие аспекты жизни общества, включая экономику, образование, исследовательскую деятельность и повседневный домашний быт. Однако роль ИТ по большинству перечисленных аспектов, а также способы воздействия на нее изучены и поняты еще недостаточно... Впереди большое поле для новых исследований" (с.9-41). Специальная комиссия Национального исследовательского совета США считает приоритетными следующие направления: 1) междисциплинарный поиск адекватных индикаторов информации; 2) влияние ИТ на рынок труда, особенно на уровень зарплаты; 3) продуктивность ИТ и ее взаимосвязь с методами организации труда и управления; 4) проблемы интеллектуальной собственности в связи с развитием и внедрением ИТ; 5) использование протоколов для регулирования социальных аспектов внедрения ИТ.

А.Н.Авдулов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.