Научная статья на тему 'Использование информационных технологий и ресурсов глобальной сети Интернет (опыт сша)'

Использование информационных технологий и ресурсов глобальной сети Интернет (опыт сша) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
447
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий и ресурсов глобальной сети Интернет (опыт сша)»

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

М.А.НИКИТЕНКОВА*

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ (ОПЫТ США)

История развития технологии изобилует примерами революционных научно-технических достижений, истоки которых на удивление скромны. Так обстоит дело и с Интернетом. Подобно печатному станку, технологии XV в., с которым его часто сравнивают, Интернет порождает сегодня глобальные экономические и культурные трансформации, начавшиеся три десятилетия назад всего лишь с попытки облегчить обмен знаниями и ресурсами в научноакадемической среде.

В конце 1960-х годов четыре американских университета занимались проблемами применения компьютеров в сфере обороны. В этих разработках, которые по сути дела явились прообразами программ и услуг, ныне повсеместно используемых как в коммерции, так и широкими слоями населения, испытывались пределы доступных в то время вычислительных возможностей компьютеров. Исследовательские группы начали изучать способы обмена данными и компьютерными ресурсами между собой. Очевидное решение — создать сеть передачи данных между четырьмя университетскими сайтами — заключало в себе сложную техническую задачу: компью-

*

Никитенкова Мария Александровна - соискатель Института США и Канады РАН, сотрудник Отдела научной информации Института США и Канады РАН.

теры надо было соединить так, чтобы сеть могла продолжать функционировать даже при военном нападении.

Агентство перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (ДАРПА) согласилось финансировать этот «межсетевой проект». Был разработан метод подключения к сети, известный под названием «пакетная коммутация», который позволял перемещать данные по сети так, чтобы можно было менять их маршрут в случае сбоя в какой-либо ее части. Первая сеть соединяла исследователей из четырех университетов и была завершена в 1969 г., образуя первые узлы системы, в итоге превратившейся в Интернет.

В начале 70-х годов, когда сеть разрослась, охватив более 100 исследовательских сайтов, все более острой становилась потребность найти общий язык для связи между различными типами компьютеров. В 1974 г. появился стандарт «Протокол управления передачей/межсетевой протокол» (TCP/IP), который позволял обрабатывать и перемещать пакеты данных по сформировавшейся «сети сетей». К концу 80-х годов сообщество пользователей и сетевых составляющих Интернета расширилось в международных масштабах и начало охватывать коммерческие объекты.

Поскольку пакетная коммутация и стандарт TCP/IP стали базовыми технологиями, изобретение Всемирной сети в Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН) в Швейцарии вывело потенциал сети Интернет за рамки научно-академических сообществ. Новая технология, построенная таким образом, что исследователи по всему миру могли легко находить и получать в разнообразных форматах информацию с удаленных сайтов, позволила реализовать самые разнообразные приложения — вплоть до телемедицины и электронной коммерции. Сегодня Интернет соединяет многочисленные сети, действующие в учебных заведениях и научно-исследовательских институтах, коммерческих структурах и государственных организациях по всему земному шару. Комплекс технологий, изначально разработанных с целью удовлетворения базовых коммуникационных потребностей военных и академических исследователей, в настоящее время обеспечивает технологическую платформу для международных коммуникаций, сотрудничества и торговли.

Технические перспективы сети Интернет следующего поколения — не единственный фактор, определяющий потенциал будущего сотрудничества между исследователями из разных стран. Необходимо

также уделять внимание вопросам доступа, принципиальной возможности соединения, дополнительным услугам и контенту. 95% населения мира лишено доступа к сети Интернет и располагает явно ограниченными возможностями сотрудничества. А там, где соединение осуществимо, научно-исследовательские приложения нередко требуют передовых ресурсов с высокой скоростью и малым временем ожидания, для которых современный Интернет окажется уже недостаточен. Создание таких возможностей на больших рассто-яниях как внутри страны, так и между государствами может оказаться слишком дорогостоящим. Наконец, проблемы с доступом может порождать и само содержание. Способность к взаимодействию форматов данных (например, научных или медицинских данных), перевод на другие языки и представление информации в понятном пользователю формате так же важны, как и «базовые» технологии доставки содержания.

По состоянию на март 2000 г. к Интернету были подключены 275,5 млн. человек (см. табл. 1). Это составляет примерно 4,78% от населения нашей планеты. Доступ в Сеть имели 40% жителей США, 15% немцев и лишь 7 из каждых 1 тыс. китайцев. Пользователями Интернета являются в основном хорошо обеспеченные, молодые и живущие в городах лица мужского пола. Ко Всемирной сети подключено только 17% женщин.

Этот типичный профиль пользователя сети Интернет также подтверждает опрос, проведенный в странах Латинской Америки в мае 1999 г.: 67% пользователей — люди в возрасте от 18 до 34 лет; 78% составляют лица мужского пола; 78% являются выпускниками высших учебных заведений и 61% имеют кредитную карточку.

Примерно 85,3% всех Интернет-хостов (центральных компьютерных систем) находятся в настоящее время в государствах «большой семерки», хотя в них проживает всего 10% населения планеты. В самых многонаселенных странах «третьего мира» — Китае, Индии, Бразилии и Нигерии — расположено всего 0,75% хостов, в то время как население этих четырех стран составляет 40% от общемирового. В большинстве развивающихся стран полное подключение к Интернету со всеми возможными услугами имеется только в столицах. Вся сельская Африка, за исключением Южно-Африканской Республики и Сенегала, не имеет прямого подключения к глобальной сети. Большинство стран «третьего мира» связано с «всемирной паутиной»

с помощью американских спутников, что приносит доходы непосредственно США.

ТАБЛИЦА 1

Количество пользователей глобальной сети Интернет ______________(по состоянию на март 2000 г.)______

Регион планеты Количество пользователей (млн. человек)

США и Канада 136,06

Европа 71,99

Азиатско-Тихоокеанский регион 54,9

Латинская Америка 8,79

Африка 2,46

Ближний и Средний Восток 1,29

Глобальное сотрудничество

Сегодня Интернет остается жизненно важным инструментом сотрудничества в рамках научного сообщества. Его мощь в развитии фундаментальных наук и расширении образования настолько велика, что в США ученые-исследователи и правительственные организации стали главными партнерами по созданию Интернета следующего поколения. Успехи, достигнутые в повышении скорости сетей и их долговечности, в сочетании с расширяющимся международным охватом создают больше возможностей для открытий. Исследователи, изучающие сложные междисциплинарные проблемы, получают доступ к большим корпоративным базам данных, могут объединять вычислительные ресурсы и консультироваться с коллегами по всему миру. Используя передовые технологии визуализации и условия, способствующие сотрудничеству, коллеги-ученые могут вести наблюдения, взаимодействовать и управлять одним экспериментом из множества точек. Приведенные ниже примеры иллюстрируют объем и широту нынешнего международного сотрудничества, ставшего возможным благодаря Интернету.

Студент - ученый. Программа «Глобальное обучение и наблюю-дение на благо окружающей среды» (ГЛОБ), реализуемая Национальным управлением по исследованию океана и атмосферы при Министерстве торговли США, представляет собой всемирное партнерство

студентов, преподавателей и ученых, осуществляющих международ-ное сотрудничество по изучению мировой окружающей среды. С помощью Интернета ученые и студенты работают вместе как расши-ренная исследовательская группа. Сотни тысяч студентов и свыше 15 тыс. преподавателей более чем из 9700 учебных заведений в 95 странах собирают метеорологические данные и через Интернет отправляют их в ГЛОБ. Затем они используют широкие аналитичес-кие и визуальные возможности веб-сайта ГЛОБ (6) для того, чтобы просматривать графики и карты и изучать погодные явления во всем мире.

Ученый - ученый. В декабре 1999 г. созданная на базе Интернета интерактивная система СИМнет продемонстрировала в реальном времени сравнение научных измерений, выполненных в метеорологических лабораториях по всей Северной и Южной Америке. Проект СИМнет, разработанный Национальным институтом стандартов и технологий Министерства торговли США, был испытан 12 странами, включая Аргентину, Бразилию, Канаду, Колумбию, Коста-Рику, Мексику, Панаму, США, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Эквадор и Ямайку. При поддержке со стороны Организации американских государств (ОАГ) СИМнет позволил решить две важные задачи, поставленные на «саммите Америк» в 1994 г.: расширять научнотехническое сотрудничество и содействовать процветанию и свободной торговле, устраняя технические барьеры на пути международной торговли. Новая система дает многочисленным клиентам возможность на основе Интернета в реальном времени обмениваться аудио- и видеоматериалами, данными и приложениями, с тем чтобы разрабатывать и согласовывать технические метеорологические стандарты и сертификации.

США и Европейское сообщество также сотрудничают в рамках исследовательской программы по обеспечению глобального доступа к большим научным базам данных по биологии, физике, экологии и другим дисциплинам. Научное сообщество вырабатывает большие объемы ценных данных, и новые технологии необходимы для того, чтобы хранить актуальную информацию, иметь к ней доступ и в полной мере ее извлекать. Интернет и связанные с ним сетевые технологии жизненно важны для успеха этой инициативы, поскольку одно из главных требований сотрудничества — трансатлантическая передача данных, обеспечивающая высокую пропускную способность, высокую доступность и малое время ожидания.

Индивид - индивид. Исследователи, работающие в коммерческих и некоммерческих структурах, изучают новые приложения Интернета, помогающие вовлекать в «цифровую экономику» миллиарды граждан мира. Недавно шведский телекоммуникационный гигант объявил о планах по беспроводной инициативе «Эриксон» для Бангладеш, предусматривающей запуск в этой стране в начале 2001 г. мобильной Интернет-службы. Эта служба обеспечит пользователям мобильных телефонов доступ к Интернету с помощью протокола беспроводных приложений (WAP) без необходимости применять дорогостоящие онлайновые компьютеры. Реализуя аналогичную программу в Гондурасе, ЮНЕСКО и ОАГ профинансировали создание локально устойчивой телекоммуникационной сети. Чтобы адаптировать технологию для использования сельскими жителями на местах, сеть работает на солнечной энергии и обеспечивает подключение к Интернету по спутниковой связи.

Медэксперт - работник здравоохранения. Биомедицинские исследования, общественное здравоохранение и индивидуальное медицинское обслуживание — во всех этих областях Интернет обеспечивает новую технологию сотрудничества, которую было невозможно использовать прежде. Недавно в Университете Джонса Хопкинса в Балтиморе врач выполнил сложную хирургическую процедуру, которой с помощью входного видеосигнала, поступающего через Интернет, руководил другой хирург, контролировавший операцию на значительном расстоянии. Этой процедуре был посвящен доклад на годовом собрании Американской коллегии хирургов. Аналогичная технология позволяет врачам в отдаленной местности изучать через Интернет рентгеновские изображения. Эти успехи демонстрируют возможность обеспечить качественный медицинский уход в неблагополучных или отдаленных районах мира. Интернет дает и другую, не менее важную возможность — обмениваться виртуальными медицинскими базами данных, биомедицинскими данными и другой важной информацией здравоохранения. Доступ к информации такого рода имеет большое значение для развития здравоохранения и улучшения питания в мировом масштабе. Индивидуальные проекты, реализуемые по всему миру, позволяют объединять местных медицинских работников, поставщиков конкретной информации на сайты Интернета и специалистов здраво -охранения для представления актуальной информации в удобном формате посредством устойчивой технической инфраструктуры.

Кроме того, международное сотрудничество с использованием глобальной сети может помочь при борьбе с распространением инфекционных заболеваний. Ученые, медицинский персонал и другие работники здравоохранения, совместно применяющие Интернет-технологии, передают данные о заболеваемости в центральный репозитарий, тем самым создавая более универсальный механизм выявления инфекционных заболеваний и наблюдение за их развитием. Местному населению могут предоставляться автономные компьютеры-киоски, позволяющие собирать информацию о здоровье и давать медицинские консультации анонимно, обходя существующие культурные табу, до сих пор серьезно тормозившие подобные усилия.

ПРОЦЕСС ИНФОРМАТИЗАЦИИ на примере американского общества

Несомненно, одними из главных составляющих информатизации общества выступают общеобразовательный уровень граждан данного общества и существующая научно-исследовательская база. США не могут служить эталоном по критериям общеобразовательного уровня граждан. Как отмечают эксперты, страна проигрывает по данным показателям не только другим высокоразвитым индустриальным нациям, но даже и ряду развивающихся государств. Главная причина этого — сравнительно невысокий уровень образования в общедоступных (общественных) начальных и средних школах. Те достаточно глубокие знания, которые даются выпускникам частных привилегированных школ, не могут изменить общую ситуацию в стране. По такому принципиальному показателю, как подготовленность учащихся общеобразовательных школ в области физики и особенно математики — ключевых дисциплинах эпохи научно-технического прогресса, — США заметно уступают России, Китаю, Японии, большинству западноевропейских государств. Не случайно в основе политики администрации Б.Клинтона в области образования с 1992 г. лежало требование резко оптимизировать систему обучения в общественных школах и повысить статус учителей в обществе (а значит, и требования к их профессиональному уровню). Крайне характерным симптомом является факт инвестиций частных компаний страны в размере не менее 1% от общих

капиталовложений в профессиональную подготовку/переподготовку своих работников на исправление недостатков и заполнение пробелов в национальной системе начального образования. В послании президента 1997 г. американскому конгрессу отмечается необходимость форсированно вовлекать всех без исключения учащихся общественных школ в компьютерное образование и работу в сети Интернет (каждый ученик обязан не менее 4 часов в неделю работать в ней). То же касается и повышения требований к изучению основополагающих дисциплин.

Повышение грамотности в информационных областях требует увеличения фондовооруженности труда учащихся. В США этот показатель пока самый высокий в мире, и государство прилагает значительные усилия для сохранения и упрочения завоеванных позиций. Из 105 763 школ, зарегистрированных в США в 1993—

1994 учебном году, 97,5% было обеспечено учебными компьютерами (что в абсолютных показателях составило 4 470 573 установленные единицы компьютерной техники). Каждый установленный компьютер приходился на 11 школьников (1, с. 171, 568).

Принятие Закона о телекоммуникациях в 1996 г. стало одним из первых шагов в направлении расширения доступа к телекоммуникациям путем установления «электронных тарифов». Электронные тарифы, предусмотренные в рамках Всеобщего фонда обслуживания школ и библиотек, обеспечивают льготный доступ для всех библиотек, государственных и частных школ. С момента принятия закона по этой программе на всеобщее обслуживание были выделены средства в объеме 4 млрд. долл., что позволило снизить цены на доступ в Интернет для школ и библиотек.

На средства Министерства образования США Институт города (научно-исследовательский центр в Вашингтоне) изучил итоги применения электронного тарифа, установив, что 75 тыс. школ, 13 тыс. школьных округов и 4,5 тыс. библиотечных систем обратились с просьбами о выделении средств в рамках программы электронного тарифа с целью совершенствования телекоммуникационного оборудования и услуг. Анализ, проведенный Институтом города, позволил установить, что такой тариф действительно обеспечивает оказание помощи по целевому назначению. В результате большинство средств выделялось наиболее нуждающимся школам. По данным исследования, беднейшие школы, в которых половина учащихся имела право на

получение бесплатных обедов или обедов со скидкой, составляли лишь 25% от общего числа государственных школ, но они получили 60% средств. И это только часть того, что было достигнуто. Будут и другие достижения, по мере того как педагоги и политики по всей стране будут приходить к выводу о необходимости внедрения новейших технологий в практику обучения учащихся.

Резко возрастают продажи специализированных компьютерных программ в стране. Всего в 1995 г в США было продано программ на 7525,3 млн. долл., из которых приходилось на:

— компьютерные игры 649,1 млн. долл.

— домашнее образование 571,6 млн. долл.

— финансовые операции 427,7 млн. долл.

— текстовые редакторы 1 085,7 млн. долл.

— составители таблиц 865,2 млн. долл.

— графопостроители 347,1 млн. долл.

— дизайн и рисунки 317,0 млн. долл.

— язьгковые программы 249,3 млн. долл. (1, с. 568).

Помимо материального воплощения научно-технического прогресса

в соответствующих системах связи и информатики, важнейшей составляющей информационного общества выступает наука.

В США расходы на науку сегодня составляют в совокупности 2,8—2,9% от ВВП страны (для сравнения: в Японии этот показатель приближается к 3,3%). США сегодня уже не претендуют на безусловную гегемонию в быстром воплощении теоретических разработок и результатов НИР в производство. Так, косвенным показателем может служить число используемых патентов в экономической деятельности страны на 100 тыс. граждан. В США сегодня эта цифра составляет 439, тогда как в Японии — 506, а в Швейцарии — 1496 (2, с. 670, 683).

Отводя особую роль науке и технике для экономического роста страны с целью усиления координации деятельности федерального правительства в области науки и техники, президент Клинтон учредил в 1993 г Национальный совет по науке и технике (НСНТ). Совет в ранге министерства, являясь скорее консультативным, нежели административным органом, стал важнейшим институтом в администрации президента по координации научно-технической политики, проводимой правительством и различными федеральными научно-исследовательскими учреждениями США. НСНТ непосредственно возглавляет президент США. Членами Совета являются вице-президент США,

помощник президента по вопросам науки и техники, члены правительства, руководители федеральных министерств и ведомств, входящих в Государственный научно-технический комплекс, и другие руководящие лица Белого дома.

Одной из важнейших задач Национального совета по науке и технике является формулирование национальных приоритетов для распределения государственных финансовых ресурсов на развитие науки и техники, в частности, в таких областях, как информационные технологии, исследования в области здравоохранения, совершенствование транспортных систем и укрепление фронта фундаментальных исследований. Совет разрабатывает стратегии программ НИОКР, скоординированных по всем федеральным ведомствам с целью формирования направлений государственного финансирования науки и техники и координации различных национальных научно-технических приоритетов. Для этого НСНТ имеет девять целевых комитетов:

1. Комитет по здравоохранению, безопасности и продовольствию.

2. Комитет по фундаментальным наукам.

3. Комитет по компьютеризации, информатике и связи.

4. Комитет по окружающей среде и природным ресурсам.

5. Комитет по технологическим инновациям.

6. Комитет по образованию и переподготовке кадров.

7. Комитет по транспорту.

8. Комитет по вопросам национальной безопасности.

9. Комитет по международной науке, технике и технологиям.

Таким образом, исключительно важная роль информатизации

общества вполне адекватно оценивается американским государством. Комитет по компьютеризации, информатике и связи регулярно готовит официальные доклады, которые ложатся в основу государственной научно-технической политики США и учитываются при разработке конкретных законопроектов конгрессом страны. Среди докладов последних нескольких лет следует выделить следующие: «Достижения в реализации Программы компьютеризации и развития связи» (июнь 1994 г.); «Технологии компьютеризации и развития связи для совершенствования национальной инфраструктуры информатики» (июнь 1994 г.); «Америка в век информатизации» (март 1995 г.); «План 1996 г. по развитию компьютеризации и связи» (май 1995 г.); «Создание Фонда по развитию компьютеризации и связи для информационного будущего Америки»

(май 1995 г.); «Раздвигая границы информационных технологий» (ноябрь 1996 г.); «Технологии для XXI века» (январь 1997 г.).

При разработке и реализации научно-технической политики американского государства Совет по науке и технике выделяет ряд технологий, которые являются неоспоримыми приоритетами и предметом специального внимания ответственных органов как Федерального уровня, так и уровня штатов. Среди семи основных национальных технологий информатика и связь занимают третье место по значению. Сюда включены следующие принципиальные технологии:

1. Компоненты.

1.1. Запоминающие устройства высокой плотности.

1.2. Дисплеи высокой четкости.

2. Коммуникационные системы.

2.1. Сжатие данных.

2.2. Преобразование и проверка сигналов.

2.3. Телекоммуникации и маршрутизация данных.

3. Компьютерные системы.

3.1. Совместимость операционных систем.

3.2. Параллельная обработка данных.

4. Управление информацией.

4.1. Обработка и интеграция информации.

4.2. Крупномасштабные информационные системы.

4.3. Медицинские информационные системы и услуги.

4.4. Интегрированные навигационные системы.

5. Сложные интеллектуальные адаптационные системы.

5.1 . Автономные робототехнические системы.

5.2. Искусственный интеллект.

6. Сенсоры (датчики).

6.1. Физические устройства.

6.2. Интегральные сигнальные процессоры.

7. Программное обеспечение и пакеты инструментальных программ.

7.1. Программное обеспечение.

7.2. Пакеты обучающих программ.

7.3. Сетевое и системное программное обеспечение.

7.4. Программы для моделирования и симуляции.

7.5. Пионерные программные средства.

7.6. Распознавание образов.

7.7. Средства создания программного обеспечения.

Список приоритетных технологических областей подготовлен в марте

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1995 г. Управлением по научно-технической политике администрации президента США и специальным Комитетом по обзору национальных приоритетных технологий. Он включает 27 национальных технологических областей США за предшествующие два года.

Информация о состоянии работ по каждой технологической области и об уровне конкуренции США по сравнению с мировыми достижениями приведена в специальном отчете по национальным приоритетным технологиям, подготовленном указанным выше специальным комитетом. Отчет определяет также и конкретные технологии, являющиеся приоритетными для государственного финансирования.

Федеральное правительство, промышленность и академическая наука имеют большое количество программ и планов разработок технологий, определяемых как «Национальные критические технологии». Представленный перечень дает только общее описание или некоторую классификацию указанных технологий. Рамки исследования не позволяют описать или даже перечислить все технологии каждой категории.

Исследования и разработки, относящиеся к областям приоритетных технологий, проводятся федеральными ведомствами США, входящими в государственный научно-технический комплекс. Значительная доля средств из приблизительно 70 млрд. долл., направляемых ежегодно Федеральным правительством США на поддержку исследований и разработок, приходится на разработку приоритетных технологий.

В сентябре 2000 г. был опубликован доклад Американского совета по вопросам сети Интернет. Цель Совета заключается в том, чтобы предоставлять достоверную информацию и анализировать политические вопросы, связанные с Интернетом. В его состав входят конгрессмены США, члены законодательных собраний различных штатов и представители целого ряда компаний в области информационных технологий, таких как «Америка онлайн», «Эппл

компьютерз», «Сиско системз», «Делл компьютер» и «Хьюлетт-Паккард». Полный текст доклада можно получить в Интернете (13).

Социальные тенденции

Интернет меняет жизнь общества. Он обеспечил доступность информации для большего числа людей. Он радикально изменяет

наши представления о средствах связи и сам образ нашей жизни. Электронная почта стремительно опережает традиционную почтовую службу. По данным «Месседжинг онлайн», в 1999 г. количество электронных почтовых ящиков увеличилось на 83%, превысив цифру в 569 млн. Розничная торговля через Интернет изменяет традиционные представления людей о том, как делать покупки, и открывает гражданам доступ на мировой рынок. Кроме того, в киберпространстве сформировались сообщества людей с общими интересами, которые изменяют облик социальных и политических дебатов по весьма широкому кругу вопросов, начиная от запрета противопехотных мин и заканчивая борьбой с захлестнувшей США волной насилия с применением огнестрельного оружия. Сеть наделила эти виртуальные сообщества громадными возможностями. Они могут проникать дальше и быстрее, чем когда-либо прежде, и благодаря преимуществам «всемирной паутины» даже имеют возможность привлекать в свои ряды новых членов. Всемирная торговая организация (ВТО) смогла воочию убедиться в их мощи во время проведения своей конференции в Сиэтле в ноябре 1999 г., и с тех пор мало кто недооценивает влиятельность виртуальных сообществ. По мере перехода Интернета на технологии беспроводного доступа «всемирная паутина» постепенно становится неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Вскоре она будет доступна везде и в любое время. Интернет также изменяет формы нашего обучения и создает новые возможности для получения образования. Компьютеры в школах и доступ в Интернет расширяют образовательные возможности для миллионов учащихся. Кроме того, в американских школах за последнее десятилетие резко вырос процент классов, подключенных ко «всемирной паутине», что дает большему числу детей шанс воспользоваться преимуществами интерактивного обучения. Дистанционное обучение открывает возможности для продолжения учебы и взрослым людям. Однако сохраняется «цифровое расслоение», и менее обеспеченные семьи, не имеющие доступа в Интернет, возможно, чувствуют себя еще более изолированными.

Виртуальные сообщества

Виртуальные сообщества, которые еще несколько лет назад представляли «дискуссионные залы» практически в чистом виде,

переросли во всеохватывающие порталы. Сегодняшние виртуальные сообщества позволяют читать последние новости, проводить через Интернет банковские и другие финансовые сделки, посещать «дискуссионные залы», отправлять и получать электронные письма, играть в интерактивные игры, слушать музыку, делать покупки и др. Крупные порталы, такие как \к1юо!, еОгоирв и About.com, обслуживают самые широкие слои сетевого населения, в то время как другие сайты для привлечения пользователей Интернета занимаются общими ссылками к интересному материалу.

В течение 1999 г. было введено в действие большое число таких специализированных порталов, охватывающих все аспекты жизни человека, начиная от воспитания детей и заканчивая ремонтом автомобилей. Цель этих сайтов — распространять информацию, представляющую интерес для пользователей. Вот несколько примеров.

Портал «Женская сеть» (8), созданный в начале 1999 г., является ведущим женским онлайновым сообществом, предлагающим практические решения и повседневную поддержку женщинам в возрасте от 25 до 54 лет. В первом квартале 2000 г. было зарегистрировано в среднем 155 млн. ежемесячных обращений к страницам «Женской сети», а ее доходы превысили 20 млн. долл.

Сайт «ПлэнетГав» (11), созданный в мае 2000 г., является первым порталом, предназначенным специально для государственных служащих и военных. Создатели «ПлэнетГав» провели опрос работников государственных организаций и на основании его результатов разработали портал.

Сайт «УоркингФэмилиз» (14) представляет собой портал, разработанный онлайновым сообществом Американской конфедерации труда (АКТ) и Конгресса производственных профсоюзов (КПП) для членов профсоюзов и их семей. Наряду с предоставлением многих из перечисленных выше услуг сайт «УоркингФэмилиз» также содержит свежую информацию по вопросам, затрагивающим профсоюзы, и сведения о том, как стать активистом АКТ-КПП.

Другая наметившаяся в мире виртуальных сообществ тенденция связана с использованием веб-сайтов, электронной почты и «дискуссионных залов» для повышения информированности населения и поддержки низовых организаций и их инициатив. С помощью своих сайтов небольшим местным организациям удалось привлечь к себе внимание всей страны, а в некоторых случаях — и целого мира.

Интернет быстро доказал свою жизненную важность для таких движений. Так, сайт «Таун -холл» («Ратуша») (12), созданный в 1992 г., является главным онлайновым центром для десятков консервативных общественно-политических, политических, низовых и образовательных организаций и издательств. Поддержанный Фондом наследия, портал «Таун-холл» поощряет обмен мнениями, обсуждения и распространение свежих новостей и информации от консервативного движения с помощью «дискуссионных залов» и статей.

«Международная кампания за запрет противопехотных мин» (МКЗПМ) посвятила свою деятельность повышению информированности населения об опасностях противопехотных мин и использует свой сайт для мониторинга выполнения различными странами Международного договора о запрещении противопехотных мин 1997 г. (7). Интернет позволил МКЗПМ апеллировать к гораздо более широкой аудитории, постоянно наращивая общественную осведомленность и поддержку с первого дня начала строительства своего сайта.

Фонд «Марш миллиона матерей» (10), выступающий за ужесточение контроля над огнестрельным оружием, в 2000 г. привлек к себе внимание и поддержку всей страны, организовав в День матери свой знаменитый «Марш миллиона матерей» на Вашингтон. После этого количество членов Фонда резко выросло, и, по мнению его руководителей, такой успех во многом обусловлен проведенной ими активной пропагандистской кампанией с помощью «всемирной паутины» и электронной почты.

Сайт «Консервативный штаб» (4), по замыслу автора и руководителя нового проекта Ричарда Вигьюри, должен превратиться в киберсообщество американских приверженцев консервативных принципов. К услугам посетителей — «дискуссионные залы», электронная почта, электронные «доски объявлений», самые свежие политические новости и информация, представляющая интерес для граждан, неравнодушных к консервативным идеям.

Использование информационных технологий в государственном секторе

Все больше и больше административных учреждений США — больших и малых — двигаются в цифровой век, предлагая все больше

и больше услуг через Интернет. Органы государственного управления США открывают для граждан новые пути ориентирования в лабиринтах власти на сайте «ФестГав» (5). Когда 20 сентября 2000 г. президент Клинтон представлял стране этот сайт, он обрисовал его функцию как предоставление гражданам доступа к официальной информации и услугам 24 часа в сутки, семь дней в неделю, 365 дней в году. Это единый онлайновый информационный портал, позволяющий американцам получить доступ к ресурсам одного из крупнейших в мире собрания веб-страниц, — 27 млн. страниц данных, размещенных на 20 тыс. сайтов правительственных учреждений США.

Согласно исследованию, проведенному по заказу Харта и Титера Советом за совершенство в государственном управлении (организацией, специализирующейся на улучшении работы государственного сектора), американцы хотят, чтобы власти оказывали им услуги в киберпространстве. Инвестирование госу-дарственных средств в «электронное правительство» назвали одним из приоритетных направлений 68% участников опроса. Эта цифра увеличилась до 77% после того, как устроители опроса привели конкретные примеры государственных услуг в Интернете. 7 из каждых 10 респондентов, посетивших правительственные веб-сайты, высоко оценили качество увиденного там, а 60% заявили, что им удалось легко найти то, что они искали.

В США, где насчитывается 50 штатов, 3 100 округов и более 12 тыс. больших и малых городов, проблема выхода органов управления в Интернет решается самыми разными способами. Однако вне зависимости от способа ее решения, по мнению должностных лиц, занимающихся созданием этих «электронных столиц» на местном уровне и на уровне штата, «электронное правительство» должно пользоваться поддержкой политических лидеров, руководителей государственных учреждений и общественности. Некоторые органы государственного правления «раскачиваются» дольше других, но две соседние с Вашингтоном (округ Колумбия) административно-территориальные единицы являют собой убедительный пример того, как информационные технологии могут улучшать отношения между властями и народом.

Официальный веб-сайт округа Фэрфакс (штат Вирджиния) (3) был создан в 1995 г. в качестве экспериментального проекта. Этот округ имеет более высокие, чем в среднем по стране, показатели

доходов и образованности населения, и эти статистические данные хорошо коррелируют с более высоким процентом людей, использующих компьютерную технику. В настоящее время этот сайт посещают в среднем 1 млн. раз в месяц.

Важным фактором, способствовавшим признанию гражданами этого Интернет-продукта, является то, что в этом округе с населением 1 млн. человек отмечается один из наиболее высоких по стране показателей концентрации компаний, специализирующихся в области информационных технологий. Поэтому когда служащие из округа Фэрфакс начали пропагандировать «правительство без стен, дверей и ограничений во времени», они обращались к людям, заведомо более восприимчивым к этой идее по сравнению с населением многих других сельских или менее богатых районов страны.

К северу от Фэрфакса, в штате Мэриленд, более 5 млн. человек также «вписываются» в профиль, который указывает на более высокую готовность признать «электронное правительство». Жителей этого штата также отличает более высокий уровень доходов и образования, чем в среднем по стране, а большая часть его населения проживает в урбанизированных районах, примыкающих к Вашингтону (округ Колумбия) и Балтимору (штат Мэриленд). Правительство штата Мэриленд начало использовать Интернет в 1995 г. Руководитель информационного департамента штата Мэри-ленд Элисун Мур отмечает, что через Интернет в аудиоформате транслируется каждое заседание Законодательного собрания штата, и любой может связаться с каждым из наших законодателей и с каждым государственным служащим.

Императивы доступа граждан к информационным услугам и ликвидация «цифрового разрыва» между теми, у кого есть компьютер, и теми, у кого его нет, также распространяются и на виды технологий, используемых этими органами власти. Признавая, что компьютер имеется не в каждой семье, власти округа Фэрфакса и штата Мэриленд используют в своих усилиях по налаживанию более тесных связей с гражданами технологию интегрированного речевого ответа (ИРО). ИРО обеспечивает гражданам доступ к самым различным услугам и заранее записанной на магнитный носитель информации о государственных программах с использованием обычного кнопочного телефона.

Официальный сайт округа Фэрфакс содержит электронный каталог доступных гражданам услуг и включает в себя такие разделы, как досуг, гуманитарные услуги, общественная безопасность, государственное управление и суды. К примеру, перейдя по ссылке на нижестоящую страницу, посвященную досугу, посетитель может получить информацию о месторасположении всех имеющихся на территории округа парков и объектов культурно-развлекательного назначения, изучить возможности для отдыха и улучшения своего здоровья и даже забронировать для себя время для игры в гольф.

В настоящее время многие из представленных на сайте ресурсов носят лишь информационный характер, однако, по словам Молчани, вскоре планируется расширить ассортимент предоставляемых интерактивных услуг. Посетители смогут прямо в Интернете заплатить налоги или записаться в одну из спортивных секций.

На официальном веб-сайте штата Мэриленд (9) представлены информация и ссылки по всем оказываемым властями штата услугам, а также дружеские советы вроде «Как добиваться решения своих насущных вопросов в штате Мэриленд». Посетитель может найти информацию о местах отдыха на территории штата, о занятости в органах власти или состоянии рассмотрения того или иного законопроекта в Законодательном собрании штата. Интернет-страница также позволяет без труда осуществлять навигацию по другим сайтам, не относящимся к органам власти штата Мэриленд и принадлежащим различным колледжам, университетам, коммерческим предприятиям и органам местного самоуправления.

Помимо средства распространения информации об услугах и деятельности, Мур рассматривает «электронную столицу» штата Мэриленд как продолжение приверженности правительства штата созданию более сплоченного гражданского общества и повышению уровня жизни граждан. Создавая сайты «электронного правительства», Молчани и Мур превратились в настоящих фанатиков, пытающихся обратить других лидеров в свою «веру» — веру в безграничные возможности, предоставляемые Интернетом гражданам. В настоящее время Молчани входит в состав созданной в штате Вирджиния специальной группы изучения цифровых возможностей, которая призвана помогать жителям менее развитых районов создавать так называемые «электронные общины».

Мур поднимает глобальный вопрос о возможном применении Интернета для ослабления власти диктаторских и автократических режимов, расширении притока информации в изолированные общества. По его мнению, Интернет — это информационная сеть, информационная супермагистраль, до которой вы можете в буквальном смысле слова добраться повсюду в мире и получить нужную вам информацию. Интернет позволяет людям получать и использовать знания и делает абсолютно невозможным держать людей в неведении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Statistical Abstract of the United States... : Nat. data book / U.S. Dep. of commerce. Economics a. statistics administration. Bureau of the cencus. - Wash.: Gov. print. off., 1996.

2. The World Competitiveness Report, 1995.

3. http://www.co.fairfax.va.us/index.htm

4. http: //www.conservativehq .com

5. http: / /www.firstgov.gov

6. http://www.globe.gov

7. http: //www.icbl.org

8. http: //www.ivillage.com

9. http://www.mec.state.md.us/

10. http //www.millionmommarch.com

11. http: //www.planetgov.com

12. http: //www.townhall.com

13. http://www.usic.org

14.http://www.workingfamilies.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.