Учитывая меньшие масштабы вузов и контингента научного сообщества в Казахстане, на первых порах экономически целесообразно было бы издавать такие журналы не по отдельным, а по всем отраслям. Представляется, что включение таких вновь образованных трехязычных журналов в перечень для исчисления импакт-фактора будет более объективным критерием роста авторитета казахстанской науки.
Далее важным фактором является определение необходимых форм организаций научно-образовательной деятельности в условиях интеграции с бизнесом. На современном этапе необходимо развивать не только национальные исследовательские университеты [4], но и обращать внимание на создание научнообразовательных региональных кластеров. Структура научно-образовательных региональных кластеров должна состоять из образовательных и исследовательских университетов, институтов, технопарка, производственных, венчурных предприятий и коммерческо-кон-сультативных фирм. Развитие таких научно-образовательных региональных кластеров должны основываться на акционерных формах, где доля государства должна преобладать по сравнению с бизнесом.
Таким образом, для существенного инновационного прогресса необходимы в сферах науки
и образования: введение мотивационного механизма, основанного на показателе ВВП на душу населения, как объективно верхний предел заработной платы для всех и, в частности, высокопрофессиональных менеджеров, специалистов, ученых и отдельных работников; нормирования труда на основе международных стандартов; прогрессивных форм объединения усилий науки, образования, государства и бизнеса в развитии инновационной экономики.
Без создания условий для высокопрофессиональных специалистов, ученых нам не достичь высоких рубежей в экономике, места среди высокоразвитых стран. Это касается для стран СНГ, и, в частности, России и Казахстана.
Библиографический список
1. URL: http://www.kt.kz/?lang=rus&uin=1133168007 &chapter=1153531722; http://ria.ru/research_rating/ 20110524/379150480.html
2. Университеты должны поспевать за бурно развивающейся экономикой страны // Казправда. .08..12.2006. -URL: http://kazpravda.kz/uin= 1152013916&chapter.
3. Journal Citation Report. - 2010. - № 4.
4. Закон Республики Казахстан о науке. Астана, 18 февраля 2011 года. - URL: http://www.edu.gov.kz/ru/ zakonodatelstvo/zakony_respubliki_kazakhstan/
Aynabek A. S.
INNOVATION POTENTIAL OF UNIVERSITY SYSTEMS AND WAYS OF IMPROVING THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITIES
This scientific report by Professor Ainabek K.S. are considered factors of innovation potential of university systems and ways of improving the scientific and educational activities, in particular, introduction of the motivational mechanism based on GDP per capita as an objective upper limit of wages for all, for highly skilled managers, professionals, academics and individual employees, labor regulation based on international standards, advanced forms of joint efforts of science, education, government and business in the development of an innovative economy.
Keywords: science, education, motivation, labor, labor rate, innovative economy.
УДК 378
Корсунов В. И. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ON-LINE ОБУЧЕНИЯ: ОПЫТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ США
On-line обучение рассматривается как новая информационная технология обучения и фактор, определяющий развитие высшей школы США. Дополнительным толчком в распространении данной технологии обучения в вузах стал экономический кризис, причем особую активность в обучении проявили «взрослые» студенты. В статье анализируются различные проблемы американского вузовского on-line образования: психолого-педагогические, методические, организационные, технические, финансовые.
Ключевые слова: новые информационные технологии обучения, высшая школа США, on-line обучение, традиционное обучение, рецессия, «взрослые» студенты, проблемы on-line образования.
В показанной летом 2010 г. по российскому те- мечено, что применительно к информационно-ком-
левидению дискуссии с участием представителей пьютерному обучению более уместно использовать
консорциума «Электронный университет» было словосочетание «on-line образование» наряду с
отмечено, что сейчас почти все российские вузы «дистанционным обучением». Мажорная нота, на
используют смешанные формы обучения - тради- которой закончилась дискуссия, может ввести в заб-
ционного с дистанционным. Кроме того, было за- луждение, тогда как педагогика высшей школы
в целом и вузы России в частности крайне нуждаются в разработке теоретических положений и решении практических проблем внедрения новых информационных технологий обучения. В связи с этим представляется актуальным обращение к соответствующему опыту США, которые намного опередили Россию в развитии информационных технологий и являются лидерами в данной сфере. Американский опыт и некоторые проблемы в этой области находят отражение в дискуссии, представленной на страницах периодических изданий США, занимающихся проблемами высшего образования.
Предпосылки развития on-line образования
On-line (онлайн) обучение стало мощным фактором влияния на высшую школу США. Воздействие новых технологий на высшую школу сравнивают с известным законом о демобилизованных 1944 г., после которого в первые послевоенные годы количество студентов колледжей удвоилось. [Известный в народе как «солдатский билль о правах», закон предусматривает оказание помощи возвращающимся к гражданской жизни военнослужащим путем оплаты их образования в колледжах и университетах и выплаты им пособия на приобретение недорогого жилья.] Новые технологии имели возможности не только увеличить число студентов, но и изменить сами подходы к обучению. Эти изменения могут быть не так заметны на первый взгляд, т.к. сохраняется тенденция использования новых технологий по тому же принципу, что и предшествовавших им. [Например, когда появилось кино, большая часть фильмов сводилась к экранизации пьес.] Так, многие из сегодняшних технологий используются для трансляции традиционных курсов или уроков.
Однако потенциал новых информационных технологий в области образования сложно недооценивать. Появляются новые электронные книги, словари, энциклопедии. Электронные издания предполагают использование невиданных ранее возможностей сгруппировать, смонтировать материал, который необходим для проведения различного рода занятий. Причем новые издания включают не только текст, но и видео- и аудиоматериалы [1]. В этом суть мультимедийных средств обучения.
Итак, почему бы не использовать в сфере образования то, что с успехом применяется для тренировки пилотов? С помощью компьютера можно смоделировать Афинское государство или фрагмент русской революции. Однако что это будет означать для традиционной педагогики? Ведь лекции трудно будет конкурировать с мультимедийным материалом, дающим чувство присутствия во времени, например, эпохи Ликурга.
Существующие технологии позволяют слушать курс лекций американского профессора студенту, находящемуся в Нью-Йорке, и студенту, находящемуся в Пекине. Эти студенты могут работать и учиться заочно, они не участвуют в студенческой жизни
и не живут в студенческих городках. Изменения претерпели университетские библиотеки, осуществившие переход на компьютерные каталоги. Широкие возможности открылись перед исследователями, получившими доступ как к национальным, так и всемирным хранилищам информации. Новые технологии могут совершить революцию в высшем образовании. Они бросают вызов многому, что считалось фундаментально важным в области высшего образования, включая учебники, лекции профессоров и даже саму идею университетского городка.
Но энтузиазм по поводу будущего компьютерных технологий разделяют не все. Бывший президент Г арварда Д. Бок является одним из тех, кто ставит под сомнение слишком большие ожидания от новых технологий. Ведь в свое время не оправдались большие надежды, которые возлагались на такие изобретения, как фонограф, радио и телевидение, видео в процессе обучения, т.к. все эти средства обучения ограниченно влияют на учебные достижения студента [2].
Тенденции в распространении on-line курсов On-line образование в средней школе
За последние годы on-line образование быстро распространилось в американских школах. В 2008 г. два миллиона школьников изучали on-line курсы или «смешанные» с ними традиционные программы. Для сравнения, в 2000 г. таких школьников было 50 тыс. Согласно данным Департамента образования, 32 штата и 70% школьных округов США предлагают виртуальные программы дистанционного образования [3]. Многие специалисты задаются вопросом, как такие курсы влияют на качество подготовки выпускников школ и как зачислять в вуз школьников, у которых в аттестатах (сертификатах) о среднем образовании указаны on-line курсы как программы высокого качества.
Гораздо более важные преобразования происходят в системе высшего образования США. Как известно, в условиях нестабильной экономической ситуации в стране несколько возрастает количество студентов в колледжах и университетах. Каковы причины, по которым взрослые люди предпочитают учиться в подобной ситуации? Для тех, кто лишился работы, это вариант наилучшим образом использовать появившееся время на учебу, переподготовку, получение новой профессии или квалификации (в том числе на средства различных грантов). Но впервые в условиях сильного экономического кризиса последних лет многие взрослые не просто выбрали вуз, а предпочли образование on-line. Как известно, on-line обучение - это обучение без непосредственного контакта преподавателя и студента, с использованием ресурсов интернета, электронной почты и компьютерных программ. Для имеющих работу - это естественное желание повысить квалификацию и подстраховаться от увольнения, что лучше делать «без отрыва от производства», ис-
пользуя в том числе и возможности, имеющиеся в офисе. Кроме того, online обучение позволяет учиться на дому и экономить на транспортных расходах (фактор, не являющийся главным, но тем не менее имеющий место), а также на проживании (если обучение проходит в другом городе). Если у студента есть семья, то обучение в режиме on-line позволяет учиться и управляться с домом, заниматься детьми, т.к. можно учиться в удобное время и «своим» темпом.
Рост популярности нетрадиционных форм обучения привел к повышению интереса к проблеме исследователей, причем как отдельных ученых, так и исследовательских центров. Начиная с 2003 г. регулярные доклады публикует Слоуновская национальная комиссия по on-line обучению. Доклады 2007-2008 гг. показали, что имевшая ранее место тенденция роста популярности виртуального обучения среди взрослых значительно усилилась в условиях экономического кризиса. Аналитики указывают, что в 2007 г. более одной пятой всех студентов изучали не менее одного «виртуального» курса. В одном из аналитических докладов содержится попытка дать определение курсов on-line - это такие курсы, где не менее 80% содержания передается с помощью компьютерных средств, Интернета [4].
Проблемы on-line образования
Развитие on-line образования обнаруживает различное отношение вузов к этому феномену и степень готовности применять новые нетрадиционные формы обучения. «Взрослые» студенты предпочитают поступать в двухгодичные местные колледжи и частные коммерческие вузы. Почему сегодня лидируют эти образовательные учреждения? Прежде всего потому, что они предлагают программы, традиционно ориентированные на работающих людей. Согласно докладам Слоуновской национальной комиссии, в последнее время многие двухгодичные колледжи, частные коммерческие вузы и некоторые большие государственные университеты немало сделали, чтобы электронные, интернет-курсы и программы были добавлены в учебные планы. Такие вузы (особенно первых двух групп) находятся на подъеме и еще не достигли максимума в зачислении студентов на on-line обучение. Многие вузы соглашаются, что on-line дисциплины необходимы в долгосрочной перспективе. В негласном соревновании вузов в применении новых информационных технологий расширяется география деятельности вузов, больше внимания уделяется «нетрадиционным студентам», обучающимся без получения степени.
Человеческий фактор: отношение и точка зрения преподавателей
Еще одна проблема связана с противоречиями в отношении к on-line обучению педагогической общественности в целом и вузовской профессуры в частности. С одной стороны, профессорско-преподава-
тельский состав выражает беспокойство по поводу качества электронных курсов и больших затрат времени и усилий, требуемых для их разработки. С другой стороны, многие преподаватели рекомендуют своим студентам on-line курсы. Эта противоречивая картина зафиксирована в исследованиях, в частности в двухтомнике «Парадоксальность отношения профессуры к on-line обучению: точки зрения и опыт», подготовленном совместно Ассоциацией государственных университетов и университетов на дарованной земле и Слоуновской национальной комиссией по on-line обучению [5]. По данным этого исследования, 70% преподавателей государственных университетов и колледжей считают, что on-line курсы или однозначно хуже, или в какой-то мере уступают традиционному обучению. Мнение тех, кто разрабатывал и работал с электронными компьютерными курсами, несколько иное: среди них только 48% думают также. Большинство полагает, что уровень такого обучения не ниже или несколько выше в сравнении с традиционным.
Картина становится еще более запутанной, когда мы пытаемся понять не столько то, что преподаватели думают, сколько то, как они поступают. Большинство тех профессоров, которые ставят под сомнение результаты on-line обучения, тем не менее рекомендуют подобные курсы студентам.
Факты
Вообще дискуссия о качестве on-line обучения не нова, но в данном случае масштаб проведенного исследования придает значимость полученным результатам: были опрошены 10 700 преподавателей из 69 государственных вузов по всей стране.
Итак, отношение университетов к on-line обучению неоднозначное; многие преподаватели испытывают чувство неудовлетворенности, особенно когда речь идет о стимулировании разработки нетрадиционных курсов и их преподавании. Вопросы, которые возникают в связи с этим, не имеют однозначного ответа. Почему многие профессора считают, что электронные компьютерные программы хуже по качеству? Почему многие занимаются новыми нетрадиционными курсами, их разработкой, несмотря на сомнения в качестве и больших затратах на разработку и внедрение? Согласно данным исследования, сегодня 36% профессоров и преподавателей имеют опыт или преподавания или разработки on-line курсов, что говорит о тенденции распространения этого вида обучения. Большинство респондентов называют главным мотивом своего поведения спрос на такие курсы среди студентов. Некоторые профессора указывают на следующие критерии: например, на большие по сравнению с обычными возможности для студента взять тот или иной курс, а затем получить степень и сделать карьеру [5].
Важно отметить и другие моменты, беспокоящие преподавателей. Порой руководители кафедр и ведущие профессора советуют коллегам оставить преподавание курсов on-line, если они хотят сделать
карьеру и стать штатными преподавателями. Подобное отсутствие поддержки нового на официальном уровне, т.е. административными мерами, вызывает разочарование у педагогов. С другой стороны, университеты, по всей видимости, будут нуждаться в большем количестве специалистов, вовлеченных в on-line обучение. Но как помочь им в этом деле с меньшими для преподавателя затратами сил и времени? Некоторые ветераны дистанционного обучения ратуют за оказание преподавателям технической поддержки, помощи в дизайне новых курсов. Есть и чисто психологические проблемы, связанные, например, со страхами и ожиданиями, что компьютерное обучение со временем вытеснит педагога.
Когда речь идет о практике применения новых информационных технологий, преподаватели сталкиваются и с такими трудностями: многие чувствуют себя скованно перед камерой. Появилось даже словосочетание «стесняющиеся камеры» («camera shy»). А ведь on-line обучение предполагает в числе прочего запись и размещение на сайтах университетов записанных на видео лекций преподавателей, их презентаций на конференциях. Преподаватели же, которые соглашаются на запись своих лекций, сомневаются в целесообразности свободного доступа к этим материалам всех желающих. У противников записи лекций есть и другие серьезные аргументы. Вузовская аудитория, напоминают они, это «священное место» для преподавателя и студентов, и нельзя вторгаться сюда посторонним, ибо это ограничивает академические свободы. К тому же не только преподаватели, но и многие студенты не готовы свободно обсуждать вопросы при камере. Против выступают и некоторые руководители вузов, не желающие просто так раздавать свои материалы на фоне роста стоимости обучения.
Реальность и практика
Пока идет дискуссия, процесс распространения новых технологий набирает темпы. По данным доклада о компьютеризации вузов, 28% колледжей страны имеют перспективные планы оснащения вуза оборудованием для записи курсов лекций, 35% колледжей разрабатывают такие планы. Что касается практики применения видеозаписи, то пока большая часть лекционных материалов отсутствует в свободном доступе. Большинство записанных материалов доступно только зарегистрированным по данной дисциплине студентам в качестве вспомогательных материалов. Например, в университете Пердью только 24 из 92-х записанных лекционных курсов доступны через соответствующую программу университета [6]. Следует отметить, что курс в электронной версии должен включать в себя программу дисциплины, записи лекций, задания и другие материалы. Но в реальности пока редко встречаются подобные открытые проекты с полной видеозаписью лекций. И хотя многие колледжи начинают использовать последние достижения в сфере информатики (YouTube или Apple’s iTunes Store), в открытом доступе на сайтах
представлены в основном маркетинговые или имеющие отношение к спорту материалы. На сегодняшний день не очень понятно, как можно достичь баланса между практически бесплатными видеолекциями и самоценностью авторских разработок.
Личный пример
Тем не менее, как это часто бывает, прогресс подталкивается энтузиастами. Один из них, преподаватель экономики Орегонского университета (University of Oregon) Марк А. Тома, четыре года назад начал записывать свои лекции, чтобы сделать их открытыми для всех. Он сразу же привлек огромное внимание к своей персоне, и не-которые его сторонники стали присылать ему деньги на покупку новой камеры, чтобы улучшить качество изображения. Итак, Тома не испытывает неудобств перед мерцающей красным огоньком камерой. Но некоторые его коллеги, как мы знаем, стесняются видеосъемки и не собираются следовать его примеру. Многие преподаватели опасаются, что найдутся люди, которые вырвут из контекста видеозаписи какой-нибудь момент и рас-критикуют его. Что касается мистера Тома, то для него главной трудностью стали технические вопросы. Он вынужден был нанимать студента для видеозаписи и затем сам размещал материалы.
В вузах есть понимание необходимости решать подобные технические вопросы. Например, в университете Вирджинии есть специально оборудованные аудитории, где легко осуществляется видеозапись занятий. Около десяти лет назад в период стажировки в университете штата Орегон (Oregon State University) преподавателям Сахалинского государственного университета, участвовавшим в совместном проекте, довелось наблюдать слаженную работу профессора политологии Брента Стила и специалистов по техническому обеспечению компьютерного обучения. Для этих целей в библиотеке университета был выделен целый этаж, оборудованы лаборатории, где трудились несколько десятков специалистов во главе с мистером Дж. Дорболо.
К вопросу об авторских правах
Отдельно необходимо осветить проблему охраны авторских прав. Дело в том, что закон не запрещает использование в пределах вузовской аудитории клипов на основе различных творческих материалов и разработок других авторов, но это не распространяется на публичные сети университета. Тот же самый слайд, использованный на лекции, но размещенный на доступном всем веб-сайте как часть лекции, может иметь негативные юридические последствия. Протесты различных торговых компаний подтолкнули некоторые вузы к приостановке практики использования в видеолекциях материалов, защищенных авторским правом. Пока юристы изучают вопрос, раздаются советы внимательно посмотреть разработанный Американским университетским центром по связям с общественными СМИ «Кодекс лучшей практики честного использования материалов в открытых сетях» [6].
Попытаемся поразмышлять, что произойдет, если все записанные видеолекции профессоров будут доступны всему миру? Есть большая вероятность того, что некоторые научные идеи будут украдены, часть студентов предпочтет не ходить в колледж, а экономить деньги и заниматься дома по бакалаврской программе. С другой стороны, стоит отметить и позитивные моменты: студенты смогут заранее получить представление о выбираемой специальности, изучая виртуальные курсы дома, а преподаватели будут наблюдать работу друг друга и совершенствоваться в методике, беря на вооружение лучшее.
Беспрецедентный случай
В высшей школе США есть и другие нюансы, вызывающие ожесточенные споры и характерные для этой страны с ее беспрецедентно диверсифицированной системой послешкольного образования. Недавно произошел конфликт между университетским колледжем Мэрилендского университета и исторически «черным» Моргановским университетом этого штата. Ситуация на первый взгляд проста: Мэрилендский университет открыл on-line программу подготовки руководителей для местных двухгодичных колледжей. Но такая же программа есть в Моргановском университете, поэтому здесь не избежать конкуренции. Обычно в таких случаях руководствовались решением Верховного Суда США 1992 г. (прецедент «США против Фордайса»), обязывающего преимущественно «белые» вузы воздерживаться от реализации программ? составляющих конкуренцию программам «черных» колледжей [7]. Исторически это было объяснимо, но появление дистанционного обучения изменило ситуацию. Попытки закрыть такие программы (даже в случае, как в нашем, когда студенты Мэрилендского университета не являются резидентами штата) вызывают протест против явления «дискриминации наоборот» и задерживают развитие on-line обучения в соответствии с потребностями подготовки востребованных в обществе специалистов.
Заключение
Плюсы и минусы нового подхода к обучению можно обсуждать и дальше, отметим очевидные последствия. На фоне возможностей on-line обучения снизится авторитет «живой» лекции в аудито-
рии. Профессор в такой ситуации будет просто указывать студентам на имеющиеся записи лекций и давать домашнее задание. В таком случае в аудитории методика должна существенно поменяться: традиционные лекции целесообразно заменить групповыми дискуссиями и проектами, а также другими творческими находками и методиками, которые трудно передать средствами видеозаписи.
Наличие разнообразных проблем в on-line образовании требует тщательного анализа этого явления. Следует подумать о целесообразности административного внедрения новшеств: например, не сам ли профессор должен решать вопрос о видеозаписи своих занятий? Следует также учитывать специфику преподаваемых дисциплин: всякую ли из них можно безболезненно адаптировать к on-line методике? А какой должна быть роль университета или колледжа в этом процессе?
В любом случае вопросы, которыми задаются сегодня американские коллеги, имеют большое значение и для российской высшей школы в период ее активного движения к новым информационным технологиям обучения.
Библиографический список
1. Arthur Levine. The Remaking of American University. -Innovative Higher Education. Vol. 25. - № 4. - Summer, 2001.-P. 258.
2. Higher Education in Transition: a History of American Colleges and Universities / John S. Brubacher and Willis Rudy; with new materials by Willis Rudy. - 4th ed. - 1997 by Transaction Publisher? New Brunswick, New Jersey 08903. P. 416.
3.Eric Hoover. The Next Admissions Challenge: Evaluating Online Education. - Chronicle of US Higher-Education. - September 27, 2009.
4. Steve Kolowich. Recession May Drive More Adult Students to Take Online Courses. - Chronicle of US Higher Education Digest. - January 9, 2009.
5.Marc Parry. Professors Embrace Online Courses Despite Qualms About Quality. - Chronicle of US Higher Education Digest. - August 31, 2010.
6. JeffreyR. Young. College 2.0: More Professors Could Share Lectures Online. But Should They? - Chronicle of US Higher Education Digest. - June 4, 2010.
7. Marc Parry. Online-Course Limits, Rooted in a Racial Past, May Raise Issues in Several States. - Chronicle of US Higher Education Digest. - June 4, 2010.
Korsunov V. I.
TOPICAL ISSUES ON-LINE LEARNING: EXPERIENCE OF U.S. HIGH SCHOOL
On-line learning is seen as a new information technology training, and the factor that determines the development of U.S. high school. An additional impetus to the spread of the technology education in schools has become an economic crisis, and particularly active in training showed «adult» students. The article analyzes the various problems of the American university online education: Psychological-pedagogical, methodological, organizational, technical andfinancial.
Keywords: New Information Technologies of Education, Graduate School of the U.S., on-line learning, traditional education, the recession, «adult» students, the problems of on-line education.