Научная статья на тему 'Преимущества электронного обучения в современном глобальном мире: путь к комплексному ускорению'

Преимущества электронного обучения в современном глобальном мире: путь к комплексному ускорению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
583
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ (Е-LEARNING) / МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ON-LINE И OFF-LINE ОБУЧЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНЫЙ КАМПУС / ON-LINE ОБРАЗОВАНИЕ / ИНСТРУМЕНТЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРЕИМУЩЕСТВА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ (E-LEARNING)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андросова Ирина Геннадьевна, Лобанова Евдокия Ивановна, Нисилевич Алла Борисовна, Стрижова Екатерина Валентиновна

Представлены аргументы, обосновывающие необходимость усиления образования и переподготовки кадров в сфере образования за счет улучшения средств и методик электронного обучения. Дана современная трактовка термина e-learning как педагогического процесса, а не просто как «суммы технологий» в педагогическом процессе. Показаны инструменты интегрированного электронного on-line и off-line обучения, их преимущества, специфика применения и проблемы, связанные с применением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андросова Ирина Геннадьевна, Лобанова Евдокия Ивановна, Нисилевич Алла Борисовна, Стрижова Екатерина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BENEFITS OF E-LEARNING IN MODERN GLOBAL WORLD: THE WAY TO COMPLEX ACCELERATION

The arguments proving the necessity of development both of education and staff training in the sphere of education through improvements of e-learning methods and techniques are presented. Modern definition of the term e-learning, not only as the sum of technologies in pedagogical process but as the pedagogical process itself, is given. The methods and techniques of integrated on-line and off-line e-learning and benefits and some problems of their usage are shown.

Текст научной работы на тему «Преимущества электронного обучения в современном глобальном мире: путь к комплексному ускорению»

Раздел V. СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

УДК 378

ПРЕИМУЩЕСТВА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ: ПУТЬ К КОМПЛЕКСНОМУ УСКОРЕНИЮ

Аннотация. Представлены аргументы, обосновывающие необходимость усиления образования и переподготовки кадров в сфере образования за счет улучшения средств и методик электронного обучения. Дана современная трактовка термина e-learning как педагогического процесса, а не просто как «суммы технологий» в педагогическом процессе. Показаны инструменты интегрированного электронного on-line и off-line обучения, их преимущества, специфика применения и проблемы, связанные с применением. Ключевые слова: электронное обучение (е-learning), мультимедийное on-line и off-line обучение, виртуальный кампус, on-line образование, инструменты электронного обучения, преимущества электронного обучения (e-learning).

BENEFITS OF E-LEARNING IN MODERN GLOBAL WORLD: THE WAY TO COMPLEX ACCELERATION

Annotation. The arguments proving the necessity of development both of education and staff training in the sphere of education through improvements of e-learning methods and techniques are presented. Modern definition of the term e-learning, not only as the sum of technologies in pedagogical process but as the pedagogical process itself, is given. The methods and techniques of integrated on-line and off-line e-learning and benefits and some problems of their usage are shown.

Keywords: e-learning, multimedia on-line and off-line learning, virtual campus, on-line education, methods and techniques of e-learning, benefits of e-learning.

B настоящее время в литературе появилось множество исследований, касающихся психологических особенностей так называемого «цифрового поколения» в контексте обучения. Отмечается, что представители данного поколения более восприимчивы к использованию технических средств обучения, визуализации, развитой обратной связи, они в целом меньше и менее эффективно читают. Показано, что эффективность обучения современных студентов, относящихся к этому поколению, повышается, если преподаватель использует различные средства визуализации, в том числе компьютерные программы обучения. Хотя вопрос о том, насколько молодежь нашей страны соответствует критериям «цифрового поколения», по-видимому, ждет своего исследователя, очевидно, что подход к обучению в вузе необходимо модифицировать с учетом современных реалий [3].

Всеохватывающий процесс глобализации заставляет компании расширять свои границы, открывать новые отделения по всему миру, развивать торговые и культурные связи между странами. Молодые специалисты могут получить назначение на более высокую должность в той же компании, но в другой стране, сменить место жительства или принять участие в конгрессе или симпозиуме на другом конце света. B связи с этим современная среда и экономика глобального мира требуют от сегодняшних студентов развития коммуникационных компетенций и способности применять свои знания для решения реальных проблем в глобальном мире. Все больше и больше людей пытаются найти способы выразить себя и понять других с помощью глобальных сетей, различными on-line путями.

© Андросова И.Г., Лобанова Е.И., Нисилевич А.Б., Стрижова Е.В., 2014

И.Г. Андросова Е.И. Лобанова А.Б. Нисилевич Е.В. Стрижова

Irina Androsova Evdokiya Lobanova Alla Nisilevich Ekaterina Strizhova

Вот почему подготовка студентов к жизни в мировом сообществе как «граждан мира, которые хранят разнообразие и жизнеспособность» [2, с. 60-61], становится значительной частью обучения и требует от преподавателей и руководителей учебных заведений изменения учебной среды.

В последние десятилетия электронное обучение (e-learning) стало новой парадигмой и новой философией в образовании, взяв на себя миссию служить платформой развития для современного общества, основанного на знаниях. Таким образом, электронное обучение занимает первое место во многих обсуждениях, а многочисленные исследования по всему миру делают попытки усилить образование и подготовку за счет улучшения средств и методик электронного обучения.

Одной из основных сложностей в понимании природы e-learning является проблема определения самого термина. Он интерпретируется по-разному разными исследователями, описывающими дистанционное и сетевое обучение. Такие термины, как компьютерное образование, компьютерная инструкция, компьютерное обучение, дистанционное образование, обучение на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), смешанное обучение, on-line обучение и web-обучение, используются как взаимозаменяемые в зависимости от авторов, что связано как с распространением интернета, так и с появлением электронных версий различных процессов (e-commerce в экономике или e-banking в банковской системе). E-learning часто рассматривается как просто технологическое явление: как совокупность информационных и телекоммуникационных технологий в обучении, как пакеты прикладных программ, с помощью которых проводится обучение через интернет.

Для целей статьи e-learning определяется как развитие знаний, навыков и компетенций у студентов с помощью компьютерных технологий. Электронное обучение (е-learning), на наш взгляд, является совокупностью образовательных технологий. Эти технологии используют достижения hi-tech и различные технологические инструменты, которые выступают в виде обучающих методик. Таким образом, e-learning - это педагогический процесс, а не просто «сумма технологий» в педагогическом процессе. Инструментами этого процесса являются:

1) методики мультимедийного интегрированного on-line и off-line обучения;

2) учебно-методическое сопровождение учебного процесса на электронных носителях информации, предоставляющее возможности аудио- и видеораспределенного педагогического процесса;

3) методики обучения в виртуальном кампусе;

4) методики on-line обучения и тренинга на рабочем месте (производственные кейсы);

5) методики распределения семинаров и группового проектирования;

6) организация электронного формирования индивидуальных траекторий обучения;

7) поддержание линии жизни учащихся с помощью e-Portfolio;

8) и лишь в последнюю очередь - индивидуальное ознакомление с текстами с помощью электронной почты или электронной библиотеки на web-сайте [1].

Большинство организаций реализуют электронное обучение с целью повышения качества услуг, таким образом достигая определенных бизнес целей. Эти организации считают, что улучшение качества услуг улучшает результаты работы предприятия. Многие учебные заведения принимают решение об использовании e-learning для сохранения и усиления своих позиций на рынке в условиях жесткой конкуренции. Услуги в сфере электронного обучения относятся, главным образом, к управлению e-learning, противопоставляя себя, таким образом, e-business [8].

Сегодня никто уже не сомневается в убедительности аргументов в пользу электронного обучения: «Электронное обучение при его правильном проведении может быть также эффективно или даже эффективнее обычного классного занятия. Оно дает студентам богатый, убедительный и инновационный опыт» [7, с. 33]. Многие учебные заведения признают преимущества e-learning. Во-первых, это своевременно, так как представляет собой современное обучение. Во-вторых, такой под-

ход, использующий информационные и коммуникационные технологии, сберегает значительные средства при обучении больших групп. В-третьих, содержание обучения может быть персонифицированным, и это согласуется с моделью обучения, ориентированной на обучающегося. И, наконец, многие программы e-learning являются интерактивными и могут быть быстро обновлены [7].

При всем уважении к обстановке аудиторного занятия, присутствие в классе и чтение учебника не всегда означает вовлеченность в учебный процесс и само по себе не гарантирует успеха в прохождении курса. Чтобы развивать навыки, студенты должны быть вовлечены в освоение программы и, более того, делать это в удобное для себя время. Лекции не столь необходимы просто для передачи информации, а могут включать разнообразные виды деятельности, в зависимости от темы, размера группы, а также совмещаться с другими видами работ, связанными с прохождением курса. Семинары, практические/лабораторные работы дают хорошую возможность для взаимодействия с преподавателями и сверстниками. Этого взаимодействия в приобретении знаний можно также достичь при правильном использовании форумов для обсуждения различных проблем, а также других видов электронной деятельности в режиме on-line.

Помимо всего прочего такое нововведение, как возможность пропуска занятий, позволит студентам более продуктивно распределять свое время. Студенты очень высоко ценят возможность доступа к лекциям и упражнениям для семинаров и практических занятий, а также другим обучающим ресурсам. Такой подход позволяет студентам работать независимо и, по мнению большинства, устраняет необходимость посещать те занятия, которые могут быть изучены самостоятельно. Тьюторы и ученые соглашаются с Оливером и Бруком в том, что «теперь доступно обучение, основанное на гибкости современных технологий и социальном взаимодействии, присущем традиционному обучению» [4].

Несмотря на то, что было проведено множество исследований по поводу того, насколько успешно участие студентов в обучении и выполнении заданий в режиме on-line, вопрос все еще остается открытым. Чтобы заполнить этот пробел, в Австралии, в университете Deakin, Geelong, Victoria, было проведено исследование. Целью исследования стало изучение отношений зависимости между участием, демографией и академической успеваемостью студентов, проходящих обучение в режиме on-line, а также связью между успеваемостью и такими характеристиками, как половая и национальная принадлежность. Самые значимые результаты исследования приведены в таблице [6, с. 11].

Таблица

Исследования отношений зависимости

Участие и успеваемость Сильная зависимость между участием студентов в on-line обучении и их академической успеваемостью. Студенты, которые получили более высокие оценки (C, D или HD), в основном были больше вовлечены в on-line обучение, чем те, которые получили более низкие оценки или даже провалились.

Половая принадлежность Студенты-женщины были больше вовлечены в процесс on-line обучения, читая и размещая больше дискуссионных сообщений, чем студенты мужского пола. Они также имели лучшую успеваемость.

Возраст Не было выявлено значимой зависимости между возрастом студентов и их участием или успеваемостью.

Национальность/культура По результатам данного исследования, азиатские студенты имели высокий уровень участия, но, в основном, показатели их успеваемости не были столь высоки, как у студентов из западных стран.

Полученные данные показывают, что нет доказательств того, что студенты могут находиться в невыгодных условиях по степени доступности on-line образования в зависимости от их возраста, пола или национальной принадлежности. Растворение культурных границ в on-line обучении будет происходить, если изначально понять, где эти границы проходят. «У университетов есть технология обеспечения глобального образования. Теперь внимание должно быть направлено на то, чтобы само содержание образования и ресурсы, которые мы предоставляем, были доступны всем студентам» [6, с. 20]. Как мы видим, особый акцент необходимо сделать на структуре on-line курса и на его доступности. Наивысший приоритет должна иметь разработка и реализация интернет-среды обучения, которая была бы понятна всем студентам.

Всего лет 10 назад электронное обучение было сложной задачей в России. В то время из-за многочисленных негативных факторов в экономике Россия не могла себе позволить широкий доступ к последним достижениям в сфере обучения, а также к новым образовательным технологиям. Этими негативными факторами были трудности с приобретением компьютеров и доступом к интернету. Например, в 2000 г. только 3-9 % российского населения имели доступ в интернет. Образование столкнулось с проблемой критического недостатка соответствующего обучающего материала и имело малоэффективную систему для создания центра цифровых ресурсов, их хранения и применения.

Сейчас ситуация значительно изменилась. Сегодня электронное обучение широко используется в школах и университетах. Кроме того, российский бизнес-сектор становится все более осведомленным в жизненной важности постоянной подготовки и переподготовки персонала, а также в полномасштабном сотрудничестве бизнеса и высшего образования в сфере персонального развития работников с целью процветания бизнеса. Особое внимание уделяется таким мероприятиям в сфере образования, как конференции, семинары, выставки, а также созданию обучающих интернет-ресурсов и внедрению интернет-проектов.

Хотя электронное обучение считается достаточно привлекательным, при его внедрении приходится сталкиваться с различными проблемами, которые носят не только технологический характер, но также являются социально и национально обусловленными. Так, одна из тьюторов упоминает, что ее студенты столкнулись с проблемами, обусловленными культурными различиями, когда принимали участие в on-line обучении через интернет по программе совместного проекта с Мичиганским университетом. 160 студентов ее университета воспользовались возможностью изучить маркетинг и операционный менеджмент в рамках этого проекта. Как оказалось, формат оформления письменных работ имеет отличия в разных культурах и образовательных парадигмах. Некоторые студенты испытывали также трудности с некорректным употреблением неформальной лексики. Иногда студенты пытались найти оправдания несвоевременной сдаче работ. Таким образом, поведение обучающихся, стили обучения, а также мотивирующие факторы являются обусловленными той или иной культурой.

Общий успех программы электронного обучения обычно связывают с сокращением расходов на обучение и его высокой эффективностью, а также с возможностью приложения полученных знаний при поступлении на работу. Однако нужно учитывать и проблемы, связанные с менталитетом учащихся. Многие студенты испытывают трудности с самоорганизацией и предпринимают попытки просто копировать книги и прислать скопированный материал, не подвергая его анализу и не высказывая своего отношения к нему, в качестве ответов [5].

Россия, как и многие европейские страны, испытывает сложности в связи с так называемым «демографическим провалом». Университеты вынуждены конкурировать в борьбе за студентов. Вот почему как государственные, так и негосударственные вузы соревнуются сегодня в скорости предложения новых обучающих моделей, основанных на ИКТ и все увеличивающемся потоке вложений в разработку и внедрение электронных средств обучения, а также предоставлении программ перепод-

готовки и развития преподавательского состава. Они также работают над популяризацией таких терминов, как e-learning и blended education (смешанное образование). В связи с этими новыми тенденциями для успешного обучения приобретают особо важное значение личные характеристики и такие умения и навыки, как способность работать самостоятельно и готовность поменять традиционную аудиторию на виртуальную.

Библиографический список

1. Глобализация и конвергенция образования: Технологический аспект / Под ред. Ю.Б. Рубина. - М.: Маркет ДС Корпорейшн. - 2004. - 540 с.

2. Abbot C. ICT: Changing education / C. Abbot. - London: Routledge-Falmer. - 2011.

3. Arora P. Evaluating online dialogue on «security» using a Novel Instruction Design / P. Arora. - New York, 2012. - P. 1-10.

4. Barret R., Rainer A., Marczyk O. Managed e-learning environments and an attendance crisis? // The Electronic Journal of e-Learning [Электронный ресурс]. - 2007. - Vol. 5. - Iss. 1. - P. 1-10. - Режим доступа: http://www.ejel.org/volume5/issue1

5. Boulton H. Managing e-learning: what are the real implications for schools? // The Electronic Journal of e-Learning [Электронный ресурс]. - 2010. - Vol. 6. - Iss. 1. - P. 11-18. - Режим доступа: http://www.ejel.org/volume6/issue1

6. Choy S. Benefits of e-learning benchmarks: Australian case studies // The electronic Journal of e-Learning [Электронный ресурс]. - 2007. - Vol. 5. - Iss. 1. - P. 11-20. - Режим доступа: http://www.ejel.org/volume5/issue1

7. Kause L., Strake Ch. Quality Standards in E-Learning: Benefits and Implementation in Practice // Online Educa Berlin, 2005. 11th International Conference of Technology Supported Learning and Training: Book of Abstracts. - Berlin, 2005.

8. European Commission. Europe: An information society for all: Progress report for the Special European Council on Employment, 23-24 March 2000, Lisbon [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.europa.eu.int/comm/infoemation-society/eeurope/index-en.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.