14. Макашина И.И. Система педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для морского торгового флота. Автореферат диссертации .... доктора филологических наук. Санкт-Петербург, 2010.
15. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016.
16. Лукаш О.А. Модель формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г Челябинск, октябрь 2011 г). Т. II. Челябинск: Два комсомольца, 2011: 49 - 52.
17. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. Москва: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013.
References
1. Papanova T.V. Metodologicheskie osnovy formirovaniya pravoj kul'tury kak professional'no-lichnostnogo kachestva bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya. Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. 2016; 2 (32): 217 - 220.
2. Zhivcov V.Yu. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya pravovoj kul'tury studentov universiteta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Samara, 2008.
3. Moskaleva L.I. Formirovanie pravovoj kul'tury u studentov fizkul'turnogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.
4. Filosofskijslovar'. Pod redakciej I.T. Frolova. 7-e izd., pererab. i dop. Moskva: Respublika, 2001.
5. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar': Dlya stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2003.
6. Asmolov A.G. Sistemno-deyatel'nostnyj podhod k razrabotke standartov novogo pokoleniya. Pedagogika. 2009; 4: 18 - 22.
7. Malyugina T.I. Sistemno-deyatel'nostnyj podhod v obrazovanii Available at: https://www.uchportal.ru/fgos/sistemno-deyatelnostnyj-podhod-v-obrazovanii-2015
8. Shumejko O.N. Realizaciya sistemno-deyatel'nostnogo podhoda v processe obucheniya [Tekst]. Aktual'nye voprosy sovremennojpedagogiki: materialy VIII Mezhdunar. nauch. konf. (g. Samara, mart 2016 g.). Samara: OOO "Izdatel'stvo ASGARD", 2016: 18 - 25.
9. Pedagogika: Pedagogicheskie teorii, sistemy tehnologii. Pod redakciej S.A. Smirnova. 4-e izd., ispravl. Moskva: Akademiya, 2001.
10. Petruchak L.A. Pravovaya kul'tura: obosnovanie aksiologicheskogo podhoda. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2009; 3: 31 - 39.
11. Mityunova I.G. Aksiologicheskij podhod k formirovaniyu pravovoj kul'tury starsheklassnikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2005.
12. Pravovaya kul'tura: uchebnoe posobie (kurs lekcij). Stavropol': SGU, 2014.
13. Goncharova N.L. Kategorii «kompetentnost'» i «kompetenciya» v sovremennoj obrazovatel'noj paradigme. Sborniknauchnyh trudov SevKavGTU. Seriya «Gumanitarnye nauki». 2007; 5: 21 - 25.
14. Makashina I.I. Sistemapedagogicheskogo obespecheniyapoliprofil'nojpodgotovkimenedzherovdlya morskogo torgovogo flota. Avtoreferat dissertacii .... doktora filologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2010.
15. Troyanskaya S.L. Osnovy kompetentnostnogo podhoda v vysshem obrazovanii: uchebnoe posobie. Izhevsk: Izdatel'skij centr «Udmurtskij universitet», 2016.
16. Lukash O.A. Model' formirovaniya pravovoj kompetentnosti studentov kolledzha kul'tury Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, oktyabr' 2011 g.). T. II. Chelyabinsk: Dva komsomol'ca, 2011: 49 - 52.
17. Hutorskoj A.V. Kompetentnostnyjpodhod v obuchenii. Nauchno-metodicheskoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo «'Ejdos»; Izdatel'stvo Instituta obrazovaniya cheloveka, 2013.
Статья поступила в редакцию 12.07.19
УДК 37
Osmina K.S., senior teacher, Department I-13 "Foreign language for physical, mathematical and engineering specialties", Moscow Aviation Institute
(National Research University, Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE INTRODUCTION OF ONLINE LECTURES IN TRADITIONAL EDUCATION. The article defines online lectures, discusses the distinctive features of online lectures in comparison with traditional face-to-face lectures. The material and technical basis for the possibility of introducing online lectures into the traditional education system is determined, as well as the need to have teachers who implement training using the online lecture and additional competencies. The process of teaching students through interactive technologies is considered, recommendations on the use of online lectures in teaching are given. The key benefits of online lectures for students and teachers, explaining the growing popularity of online lectures both in Russia and abroad are revealed. In conclusion, the place of online lectures in traditional learning is determined.
Key words: online lecture, webinar, online training.
К.С. Осьмина, ст. преп. каф. И-13 «Иностранный язык для физико-математических и инженерных специальностей», Московский авиационный
институт (национальный исследовательский университет), г. Москва, E-mail: [email protected]
ВНЕДРЕНИЕ ОНЛАЙН-ЛЕКЦИИ В ТРАДИЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В статье даётся определение онлайн-лекции, рассматриваются отличительные особенности онлайн-лекций в сравнении с традиционными очными лекциями. Определяется материально-техническая база для возможности внедрения онлайн-лекции в традиционную систему образования, а также необходимость обладания преподавателями, реализующими обучение с применением онлайн-лекции, дополнительными компетенциями. Рассматривается процесс обучения студентов посредством интерактивных технологий, приводятся рекомендации по применению онлайн-лекций в обучении. Раскрываются ключевые преимущества, предоставляемые онлайн-лекциями для студентов и преподавателей, объясняющие растущую популярность онлайн-лекций как за рубежом, так и в России. В заключении определяется место онлайн-лекции в традиционном обучении.
Ключевые слова: онлайн-лекция, вебинары, онлайн обучение.
Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания.
Федор Иванович Янкович де Мириево
Обычные потоковые лекции в настоящее время испытывают непростое время. Та форма обучения, которая вплоть до начала XXI века была одной из основных в образовании, то «с чего начинается любая методическая работа, а именно с тезиса о ведущей роли лекции в практике обучения» переживает самый серьезный кризис с момента её возникновения [1; 2]. Всё чаще встречаются ситуации, в которых студенты не понимают, для чего нужны потоковые лекции, на которых им не только сложно успевать что-либо конспектировать, но и когда они просто не могут услышать, понять лектора. Обычная традиционная лекция становится рутиной, как для студентов, так и для самих преподавателей, когда они не видят отклика от аудитории (а порой и сами его не ищут), когда лекторам приходится вести несколько разных предметов и не хватает времени подготовить материал, и тогда они просто начинают зачитывать методички. В свою очередь, студенты начинают задаваться вопросом: «Зачем нам ходить на такую лекцию, где мы ничего не можем услышать, не успеваем понять, о чем идёт речь, не можем спросить лектора? Мы просто можем взять методичку и сами её прочитать».
Однако же опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе [3].
Для того чтобы решить эту проблему, предлагается прибегнуть к помощи информационно-компьютерных технологий (ИКТ), а именно, к одной из разновидностей электронных образовательных ресурсов - онлайн-лекции. Связь преподавателя и студента в таких лекциях обеспечивается через Интернет в режиме реального времени. Во время онлайн-лекции каждый из участников находится за своим компьютером в удобной ему обстановке. Такой онлайн курс, как и традиционный очный курс, разрабатывается согласно программе учебной дисциплины и должен соответствовать заявленной программе образовательного учреждения (ОУ). В отличие от простого вебинара, в онлайн-лекции связь должна быть двусторонняя, т. е. и лектор, и студенты могут видеть друг друга на своих экранах, могут задавать друг другу вопросы (как в чат, так и устно), организовывать обсуждения. Во время такой лекции обязательно проводятся мини-квизы, тестирования, даются задания на самопроверку (рефлексию), предоставляется возможность изучить вопрос, используя дополнительную литературу или пройдя по ссылкам.
Отечественные авторы в своих статьях рассматривают онлайн-образова-ние как средство, дополняющее традиционное образование [4], изучают функции лекции в эпоху информационного общества [5; 6], анализируют социальное взаимодействие обучаемого и преподавателя в дистанционной среде, а также формирование необходимых компетенций преподавателей [7]. Исследования раскрывают роли и компетенции преподавателей в образовательной среде и делают вывод о том, что современный преподаватель должен обладать набором определённых ИКТ-компетенций при подготовке и проведении электронных учебных курсов [8].
Огромное количество исследований по теме онлайн-обучения было проведено и зарубежными учеными. Они рассматривали его эффективность исходя из ряда таких критериев как удовлетворенность, степень запоминания материала и успеваемость. В докладе, опубликованном Американской научно-исследовательской педагогической Ассоциацией [9] была изучена литература 1985 - 2002 годов. Авторы проанализировали 232 работы, исследующие успеваемость студентов, их отношения к учебе, а также степень запоминания материала. Этот мета-анализ выявил, что иногда использование онлайн-образования выигрывало по сравнению с обычными традиционными лекциями, но в иных случаях он-лайн-лекции наоборот проигрывали очным. Ещё один анализ был опубликован в 2010 году Министерством просвещения США [10]. В нем говорится о том, что все результаты студентов, обучавшихся онлайн, в среднем были незначительно выше посещавших традиционные лекции. Но в работе нет чёткого вывода, будут ли онлайн-лекции лучше или хуже обычных, традиционных очных лекций. К сожалению, на текущий момент в России мало исследований, посвященных влиянию онлайн-лекций на усвоение информации студентами, а также мотивацию при использовании представленных средств обучения. Тем не менее, в статьях авторов уже 10 лет назад можно было проследить то, что видеоматериалы всегда были очень полезным ресурсом для учителей, так как они улучшают навыки учащихся и мотивируют их [11; 12]. Сейчас, с помощью мультимедийных материалов в сочетании с лектором, рассказывающим онлайн-лекцию, можно очень легко донести до студентов суть темы, раскрыть её, мотивировать их услышать, понять, запомнить и применить полученные знания на практике.
Опираясь на обозначенные выше исследования, собственное осмысление проблемы, автор рассматривает онлайн-лекцию как необходимый в будущем инструмент, тесно интегрированный в систему традиционного образования.
Новаторство онлайн-лекции заключается в том, что она включает в себя характеристики различных синхронных форм дистанционного взаимодействия удаленных пользователей в образовательной среде [13; 14], как-то: видеодиалог преподавателя и студента, происходящий в режиме реального времени и осуществляемый посредством систем видеоконференции, демонстрация слайдов, анимации, видеоматериалов, использование чатов и обмен мгновенными сообщениями. Но самое главное и принципиальное ее отличие от распространённых на сегодня веб-конференций в том, что онлайн-лекция не лимитирована именно односторонней зрительно-звуковой связью. Это означает, что преподаватель и студенты могут видеть друг друга, что добавляет такие ключевые новаторские возможности, как, например, режим «круглого стола», когда группа студентов и преподаватель могут обсуждать интересующий вопрос сообща в реальном времени.
Неоспоримое и важное удобство онлайн-лекции предоставляют для студентов, которые осваивают образовательные программы далеко от крупных центров и городов. Незаменимы они и для заведений, в которых есть недостаток преподавателей-специалистов в определенной области. Онлайн-лекции предоставляют условия для удаленных участников как для студентов очного отделения, что дает им возможность в комфортной обстановке осваивать дисциплину. Отсюда вытекает, например, одно из важных и очевидных преимуществ: возможность студентов гибче организовывать свое время, осваивая дисциплину и не тратя силы на дорогу, что, в свою очередь позволит решить проблему пропуска очных лекций, которая возникает у многих студентов. Другое очевидное преимущество, вытекающее из самой сути онлайн-лекции: возможность осваивать дисциплину студентам, испытывающим проблемы или затруднения живого общения со своими сверстниками. Психологическая специфика виртуального присутствия поможет тем, кто боится задавать вопросы «лицом к лицу» на очной лекции, раскрыть свои таланты, не бояться совершать ошибки, научит задавать вопросы, обмениваться опытом, комментировать и вступать в дискуссии. Студенты смогут преодолеть барьер психологического дискомфорта, находясь в комфортной для них среде, где они не будут испытывать стресс, но будут чувствовать себя полноценными участниками учебного процесса. Так, например, студентка, участвовавшая в международном учебном вебинаре, организованном одним из наставников образовательного центра в Мумбаи, заявила, что «участие в вебина-рах, электронных семинарах, синхронных дискуссиях распределенного класса и асинхронных дискуссиях сделали её более открытой и уверенной в себе» [15]. Раньше она не участвовала в дискуссиях «лицом к лицу» по причине психологического дискомфорта. По её словам, виртуальная среда помогла ей начать участвовать в обсуждениях и задавать вопросы, как лектору, так и одногруппникам. В итоге она пришла к пониманию, что может общаться не только внутри определённой ограниченной группы знакомых людей, но и в глобальном масштабе.
При очевидных преимуществах онлайн-лекций следует отметить, что их внедрение в образовательный процесс требует удовлетворения многих факторов. Так, для организации онлайн-лекций в первую очередь необходима разра-
ботка и построение современных информационных систем (ИС). Двусторонняя и многопользовательская видеоконференцсвязь должна функционировать на всех типах существующих коммуникационных устройств, сопровождается демонстрацией учебного материала с гибкими возможностями управления. ИС должна обеспечивать возможность предоставления различного типа информации: текста, видеозаписей, статических и анимированных слайдов, ссылок. Студенты должны иметь возможность использовать электронный аналог меловой доски, доступный как между студентом и преподавателем, так и в общем пространстве виртуальной аудитории. ИС должна обеспечивать работу с различными типами тестов (тесты с множественным выбором, поиск соответствий, адаптивные и интерактивные тесты и др.), опросами, мини-квизами. Бэкэнд ИС должен обеспечивать функции по учету посещаемости, успеваемости, статистическому анализу данных, построению отчетов, генерации рекомендаций как для студентов, так и для преподавателей и управляющих. Все вышесказанное требует применения современных ИКТ «на острие прогресса», от потоковых технологий, до big data и машинного обучения. И это лишь обзорное описание необходимого функционала. Правильно интегрируя и используя все эти инструменты, удастся добиться более динамичного преподнесения материала, не допустить сухого и скучного изложения, мотивировать студентов к изучению и погружению, держать обратную связь с аудиторией. К сожалению, на данный момент существует очень мало такого рода ИС высокой интеграции, да и большинство из них являются авторскими или любительскими разработками с массой ограничений, только начинающими свой путь.
Но для того чтобы онлайн-лекции были эффективным, построения одних ИС недостаточно. Необходимо понимать, что онлайн-лекции требуют также и иного подхода к разработке и преподнесению материала, что накладывает ответственность и требует квалификации и от разработчиков-преподавателей. К сожалению, на данный момент в России онлайн-лекции ограничиваются лишь сухим изложении материала («говорящая голова») и, возможно, ответами на вопросы в течение занятия. Конечно же, здесь стоит взять пример с университетов запада, где общая ситуация лучше - часто помимо правильной подготовки материала лекции, внимание уделяется также и продумыванию подачи этого материала, постановке, съёмке. Таким образом, чтобы сделать онлайн-лекцию действительно интересной для обучающихся, необходимо исключить формальный подход при её создании. Неформальный стиль подачи информации, избегание сухого зачитывания, переход от крупных планов к общему, переключение изображения лектора на мультимедийные и интерактивные материалы будет более динамичным по своей сути и будет гораздо лучше воспринято обучающимися. Так, в исследовании [16] было установлено, что скорость речи лектора должна составлять 254 слова в минуту, и что после шести минут просмотра видео внимание слушателей теряется. Нужно чётко рассчитывать план, сценарий лекции, моменты включения мультимедийной информации, время для интерактивных обсуждений, время для мини-квизов и самопроверки. Но при этом, разумеется, не стоит и перегружать лекцию излишней информацией.
Важным фактором является и то, что в ОУ, практикующих правильный подход к организации онлайн-лекции лектор доступен практически всегда. Через ИС студенты могут задавать ему вопросы и разбирать проблемы по теме не только во время проведения самой лекции, но и после, например, выделяя несколько дней на разбор сначала самых важных и острых вопросов, а затем, в течение нескольких недель давать возможность разбирать вопросы, ответы на которые студенты так и не нашли. Таким образом лектор играет роль уже не просто преподавателя-лектора, доносящего материал, а становится тьютором, наставником для обучающихся.
С введением онлайн-лекций не остаются в стороне от изменений и сами преподаватели. Важным моментом при подготовке онлайн-лекции будет являться возможность лектора посмотреть на себя «со стороны», проанализировать и исправить недостатки, послушать и оценить свой стиль подачи материала, обдумать вопросы, которые остались не охваченными, либо которые наоборот можно опустить в угоду другим, более важным. Это позволит преподавателям постепенно отходить от формального подхода к изложению материала и вставать на путь совершенствования своих коммуникативных компетенций. Также, онлайн-лекция оказывает положительное влияние и на дисциплину: если при традиционной лекции преподаватель может себе позволить выйти, чтобы заглянуть в записи, что-то незаметно подправить, сделать вид, что не расслышал вопрос (бывает и такое), то в онлайн-формате этого осуществить уже не получится. Следовательно, преподаватели начнут более ответственно подходить не только к подготовке материала, но и к самодисциплине в целом.
Конечно же, в обозримом будущем настоящее живое общение лектора или преподавателя с аудиторией вряд ли уйдет в прошлое, но онлайн-лекции из-за их простоты, удобства и гибкости все равно рано или поздно займут далеко не последнее место в традиционном обучении. Да, создание онлайн курса - сложный процесс, кропотливая работа, требующая трудозатрат многих специалистов, особенно на начальных этапах внедрения. Но при качественной реализации, он-лайн-лекция создаст не только отличную образовательную базу, но и позволит преподавателю-создателю курса остаться в истории не просто буквами на бумаге или голосом за кадром, или же фигурой, сидящей за столом монотонно рассказывающей лекцию, а живым наставником, увлекающим в мир науки, проводником и помощником, к которому можно обращаться вновь и вновь.
Библиографический список
1. Кругликов В.Н. Лекция в эпоху информационного общества и ее перспективы в будущем. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2017; 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/lektsiya-v-epohu-informatsionnogo-obschestva-i-ee-perspektivy-v-buduschem
2. Атлас новых профессий. Агентство стратегических инициатив, Московская школа управления «Сколково». Москва, 2014.
3. Педагогика и психология высшей школы. Под редакцией М.В. Булановой-Топорковой: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
4. Калинина С.Д. Вебинар как форма электронного обучения в высшей школе. Вестник МГИМО-Университета. 2015; 41 (2): 291 - 295.
5. Дубаков А.В. Развитие методической компетентности учителя иностранного языка в условиях дистанционного курса повышения квалификации. Общество: социология, психология, педагогика. 2018; 4: 94 - 98.
6. Лехциер В.Л. О судьбе лекции в цифровую эпоху: теоретический обзор, эмпирический анализ. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2016; 2 (20): 62 - 77.
7. Рак Е.А. Социологический анализ проблем взаимодействия преподавателя и обучаемого в среде дистанционного обучения: позиция экспертов. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2010; 4: 89 - 96.
8. Андреев А.А. Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning. Высшее образование в России. 2010; 8, 9: 41 - 45.
9. Bernard R.M., Abrami P.C., Lou Y., Borokhovski E., Wfode A., Wozney L., Huang B. (2004). How Does Distance Education Compare with Classroom Instruction? A Meta-Analysis of the Empirical Literature. Review of Educational Research. 2004; 74 (3), 379 - 439. Available at: https://doi.org/10.3102/00346543074003379
10. Available at: https://www2.ed.gov/rschstat/eval/tech/evidence-based-practices/finalreport.pdf Evidence-Based Practices in Online Learning: A Meta-Analysis and Review of Online Learning Studies - October 2010 (PDF).
11. Flynn K.F. (1998). Bring Language to Life! Using Video in Your ESL/EFL Program. ESL Magazine. 1998; 1 (2), 18 - 20.
12. Sherman J. (2003). Using Authentic Video in the Language Classroom. Cambridge: Cambridge University Press.
13. Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А. Использование электронных технологий в образовательной среде вуза. Современные наукоемкие технологии. 2017; 11: 129 - 133. Available at: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36857
14. Таланина А.А. Онлайн-лекция как жанр интернет-дискурса. МИРС. 2018; 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-lektsiya-kak-zhanr-internet-diskursa
15. A Critical Systemic Analysis of an On-line Teacher Education Program of ICONSENT, India - An Experiment of e-Learning in Teacher Education Formal Education and sub theme is: Revamping Teacher Education Veena Deshmukh, K.K. College of Education, University of Mumbai, India.
16. Philip J. Guo, Juho Kim, and Rob Rubin. 2014. How video production affects student engagement: an empirical study of MOOC videos. In Proceedings of the first ACM conference on Learning @ scale conference (L@S '14). ACM, New York, NY, USA, 41-50. Available at: https://doi.org/10.1145/2556325.2566239
17. Кайгородцева Н.В., Лузгина В.Б. Формирование компетенций преподавателей для проведения вебинаров. ОНВ. ОИС. 2017; 2: 67 - 70.
References
1. Kruglikov V.N. Lekciya v 'epohu informacionnogo obschestva i ee perspektivy v buduschem. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2017; 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/lektsiya-v-epohu-informatsionnogo-obschestva-i-ee-perspektivy-v-buduschem
2. Atlas novyh professij. Agentstvo strategicheskih iniciativ, Moskovskaya shkola upravleniya «Skolkovo». Moskva, 2014.
3. Pedagogika i psihologiya vysshej shkoly. Pod redakciej M.V. Bulanovoj-Toporkovoj: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Feniks, 2002.
4. Kalinina S.D. Vebinar kak forma 'elektronnogo obucheniya v vysshej shkole. Vestnik MGIMO-Universiteta. 2015; 41 (2): 291 - 295.
5. Dubakov A.V. Razvitie metodicheskoj kompetentnosti uchitelya inostrannogo yazyka v usloviyah distancionnogo kursa povysheniya kvalifikacii. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2018; 4: 94 - 98.
6. Lehcier V.L. O sud'be lekcii v cifrovuyu 'epohu: teoreticheskij obzor, 'empiricheskij analiz. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya: Filosofiya. Filologiya. 2016; 2 (20): 62 - 77.
7. Rak E.A. Sociologicheskij analiz problem vzaimodejstviya prepodavatelya i obuchaemogo v srede distancionnogo obucheniya: poziciya 'ekspertov. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki. 2010; 4: 89 - 96.
8. Andreev A.A. Rol' i problemy prepodavatelya v srede e-Learning. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010; 8, 9: 41 - 45.
9. Bernard R.M., Abrami P.C., Lou Y., Borokhovski E., Wade A., Wozney L., Huang B. (2004). How Does Distance Education Compare with Classroom Instruction? A Meta-Analysis of the Empirical Literature. Review of Educational Research. 2004; 74 (3), 379 - 439. Available at: https://doi.org/10.3102/00346543074003379
10. Available at: https://www2.ed.gov/rschstat/eval/tech/evidence-based-practices/finalreport.pdf Evidence-Based Practices in Online Learning: A Meta-Analysis and Review of Online Learning Studies - October 2010 (PDF).
11. Flynn K.F. (1998). Bring Language to Life! Using Video in Your ESL/EFL Program. ESL Magazine. 1998; 1 (2), 18 - 20.
12. Sherman J. (2003). Using Authentic Video in the Language Classroom. Cambridge: Cambridge University Press.
13. Lavrent'ev S.Yu., Krylov D.A. Ispol'zovanie 'elektronnyh tehnologij v obrazovatel'noj srede vuza. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2017; 11: 129 - 133. Available at: http:// www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36857
14. Talanina A.A. Onlajn-lekciya kak zhanr internet-diskursa. MIRS. 2018; 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-lektsiya-kak-zhanr-internet-diskursa
15. A Critical Systemic Analysis of an On-line Teacher Education Program of ICONSENT, India - An Experiment of e-Learning in Teacher Education Formal Education and sub theme is: Revamping Teacher Education Veena Deshmukh, K.K. College of Education, University of Mumbai, India.
16. Philip J. Guo, Juho Kim, and Rob Rubin. 2014. How video production affects student engagement: an empirical study of MOOC videos. In Proceedings of the first ACM conference on Learning @ scale conference (L@S '14). ACM, New York, NY, USA, 41-50. Available at: https://doi.org/10.1145/2556325.2566239
17. Kajgorodceva N.V., Luzgina V.B. Formirovanie kompetencij prepodavatelej dlya provedeniya vebinarov. ONV. OIS. 2017; 2: 67 - 70.
Статья поступила в редакцию 15.07.19
УДК 378
Pestova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Rumyantseva G.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Agricutural University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
COMMUNICATIVE COMPETENCE AS A MEANS OF DEVELOPING THE EDUCATIONAL PARADIGM "I-SELF" OF A SPECIALIST IN NON-LINGUISTIC HIGHER SCHOOLS. The authors of the article consider characteristic features of the formation and development of "I-self based on psychological and pedagogical concepts of personal development, the basis of personality-oriented learning, principles of competence approach. The process of formation of an independent personality of a specialist can be formed through his communicative competence. The ways of development of educational and speech independence are one of the leading aspects of its formation. The main ideas of the article suggest the development of educational and speech independence "I want, I can, I do" through self-governed real speech activity, including the solution of mental and communicative tasks, forming unconventional speech products in the content of the linguistic aspect. Communicative competence is realized through self-educational component. The student manages his or her language cognitive independent activity and directs it to improve his or her education including the mechanism of foreign internal speech reflection.
Key words: communicative competence, non-linguistic higher school, I-self, educational activity.
Е.В. Пестоеа, канд. пед. наук, доц. Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Г.Г. Румянцева, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]