Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность как средство развития образовательной парадигмы «я - самость» личности специалиста в неязыковых вузах'

Коммуникативная компетентность как средство развития образовательной парадигмы «я - самость» личности специалиста в неязыковых вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMMUNICATIVE COMPETENCE / NON-LINGUISTIC HIGHER SCHOOL / I-SELF / EDUCATIONAL ACTIVITY / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / Я-САМОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пестова Е.В., Румянцева Г.Г.

Авторы статьи, рассматривая характерные особенности формирования и развития «Я самости», опираются на психолого-педагогические концепции развития личности, основы личностно ориентированного обучения, принципы компетентностного подхода. Процесс становления самостоятельной личности специалиста может быть сформирован через его коммуникативную компетентность, а способы развития учебно-речевой самостоятельности одни из ведущих аспектов её формирования. Основные идеи статьи предполагают развитие учебно-речевой самостоятельности «сам хочу, сам могу, сам делаю» через самоуправление реальной речевой деятельностью, включающей решение мыслительно-коммуникативных задач, образования нешаблонных в содержательном языковом аспекте речевых продуктов. Коммуникативная компетентность реализуется через самообразовательную составляющую. Обучающийся управляет своей языковой познавательной самостоятельной деятельностью и направляет её на совершенствование своего образования, включая механизм внутренней речевой иноязычной рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пестова Е.В., Румянцева Г.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE AS A MEANS OF DEVELOPING THE EDUCATIONAL PARADIGM ‘I-SELF’ OF A SPECIALIST IN NON-LINGUISTIC HIGHER SCHOOLS

The authors of the article consider characteristic features of the formation and development of “I-self based on psychological and pedagogical concepts of personal development, the basis of personality-oriented learning, principles of competence approach. The process of formation of an independent personality of a specialist can be formed through his communicative competence. The ways of development of educational and speech independence are one of the leading aspects of its formation. The main ideas of the article suggest the development of educational and speech independence “I want, I can, I do” through self-governed real speech activity, including the solution of mental and communicative tasks, forming unconventional speech products in the content of the linguistic aspect. Communicative competence is realized through self-educational component. The student manages his or her language cognitive independent activity and directs it to improve his or her education including the mechanism of foreign internal speech reflection.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность как средство развития образовательной парадигмы «я - самость» личности специалиста в неязыковых вузах»

Библиографический список

1. Кругликов В.Н. Лекция в эпоху информационного общества и ее перспективы в будущем. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2017; 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/lektsiya-v-epohu-informatsionnogo-obschestva-i-ee-perspektivy-v-buduschem

2. Атлас новых профессий. Агентство стратегических инициатив, Московская школа управления «Сколково». Москва, 2014.

3. Педагогика и психология высшей школы. Под редакцией М.В. Булановой-Топорковой: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

4. Калинина С.Д. Вебинар как форма электронного обучения в высшей школе. Вестник МГИМО-Университета. 2015; 41 (2): 291 - 295.

5. Дубаков А.В. Развитие методической компетентности учителя иностранного языка в условиях дистанционного курса повышения квалификации. Общество: социология, психология, педагогика. 2018; 4: 94 - 98.

6. Лехциер В.Л. О судьбе лекции в цифровую эпоху: теоретический обзор, эмпирический анализ. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2016; 2 (20): 62 - 77.

7. Рак Е.А. Социологический анализ проблем взаимодействия преподавателя и обучаемого в среде дистанционного обучения: позиция экспертов. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2010; 4: 89 - 96.

8. Андреев А.А. Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning. Высшее образование в России. 2010; 8, 9: 41 - 45.

9. Bernard R.M., Abrami P.C., Lou Y., Borokhovski E., Wade A., Wozney L., Huang B. (2004). How Does Distance Education Compare with Classroom Instruction? A Meta-Analysis of the Empirical Literature. Review of Educational Research. 2004; 74 (3), 379 - 439. Available at: https://doi.org/10.3102/00346543074003379

10. Available at: https://www2.ed.gov/rschstat/eval/tech/evidence-based-practices/finalreport.pdf Evidence-Based Practices in Online Learning: A Meta-Analysis and Review of Online Learning Studies - October 2010 (PDF).

11. Flynn K.F. (1998). Bring Language to Life! Using Video in Your ESL/EFL Program. ESL Magazine. 1998; 1 (2), 18 - 20.

12. Sherman J. (2003). Using Authentic Video in the Language Classroom. Cambridge: Cambridge University Press.

13. Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А. Использование электронных технологий в образовательной среде вуза. Современные наукоемкие технологии. 2017; 11: 129 - 133. Available at: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36857

14. Таланина А.А. Онлайн-лекция как жанр интернет-дискурса. МИРС. 2018; 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-lektsiya-kak-zhanr-internet-diskursa

15. A Critical Systemic Analysis of an On-line Teacher Education Program of ICONSENT, India - An Experiment of e-Learning in Teacher Education Formal Education and sub theme is: Revamping Teacher Education Veena Deshmukh, K.K. College of Education, University of Mumbai, India.

16. Philip J. Guo, Juho Kim, and Rob Rubin. 2014. How video production affects student engagement: an empirical study of MOOC videos. In Proceedings of the first ACM conference on Learning @ scale conference (L@S '14). ACM, New York, NY, USA, 41-50. Available at: https://doi.org/10.1145/2556325.2566239

17. Кайгородцева Н.В., Лузгина В.Б. Формирование компетенций преподавателей для проведения вебинаров. ОНВ. ОИС. 2017; 2: 67 - 70.

References

1. Kruglikov V.N. Lekciya v 'epohu informacionnogo obschestva i ee perspektivy v buduschem. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2017; 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/lektsiya-v-epohu-informatsionnogo-obschestva-i-ee-perspektivy-v-buduschem

2. Atlas novyh professij. Agentstvo strategicheskih iniciativ, Moskovskaya shkola upravleniya «Skolkovo». Moskva, 2014.

3. Pedagogika i psihologiya vysshej shkoly. Pod redakciej M.V. Bulanovoj-Toporkovoj: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Feniks, 2002.

4. Kalinina S.D. Vebinar kak forma 'elektronnogo obucheniya v vysshej shkole. Vestnik MGIMO-Universiteta. 2015; 41 (2): 291 - 295.

5. Dubakov A.V. Razvitie metodicheskoj kompetentnosti uchitelya inostrannogo yazyka v usloviyah distancionnogo kursa povysheniya kvalifikacii. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2018; 4: 94 - 98.

6. Lehcier V.L. O sud'be lekcii v cifrovuyu 'epohu: teoreticheskij obzor, 'empiricheskij analiz. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya: Filosofiya. Filologiya. 2016; 2 (20): 62 - 77.

7. Rak E.A. Sociologicheskij analiz problem vzaimodejstviya prepodavatelya i obuchaemogo v srede distancionnogo obucheniya: poziciya 'ekspertov. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki. 2010; 4: 89 - 96.

8. Andreev A.A. Rol' i problemy prepodavatelya v srede e-Learning. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010; 8, 9: 41 - 45.

9. Bernard R.M., Abrami P.C., Lou Y., Borokhovski E., Wade A., Wozney L., Huang B. (2004). How Does Distance Education Compare with Classroom Instruction? A Meta-Analysis of the Empirical Literature. Review of Educational Research. 2004; 74 (3), 379 - 439. Available at: https://doi.org/10.3102/00346543074003379

10. Available at: https://www2.ed.gov/rschstat/eval/tech/evidence-based-practices/finalreport.pdf Evidence-Based Practices in Online Learning: A Meta-Analysis and Review of Online Learning Studies - October 2010 (PDF).

11. Flynn K.F. (1998). Bring Language to Life! Using Video in Your ESL/EFL Program. ESL Magazine. 1998; 1 (2), 18 - 20.

12. Sherman J. (2003). Using Authentic Video in the Language Classroom. Cambridge: Cambridge University Press.

13. Lavrent'ev S.Yu., Krylov D.A. Ispol'zovanie 'elektronnyh tehnologij v obrazovatel'noj srede vuza. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2017; 11: 129 - 133. Available at: http:// www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36857

14. Talanina A.A. Onlajn-lekciya kak zhanr internet-diskursa. MIRS. 2018; 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-lektsiya-kak-zhanr-internet-diskursa

15. A Critical Systemic Analysis of an On-line Teacher Education Program of ICONSENT, India - An Experiment of e-Learning in Teacher Education Formal Education and sub theme is: Revamping Teacher Education Veena Deshmukh, K.K. College of Education, University of Mumbai, India.

16. Philip J. Guo, Juho Kim, and Rob Rubin. 2014. How video production affects student engagement: an empirical study of MOOC videos. In Proceedings of the first ACM conference on Learning @ scale conference (L@S '14). ACM, New York, NY, USA, 41-50. Available at: https://doi.org/10.1145/2556325.2566239

17. Kajgorodceva N.V., Luzgina V.B. Formirovanie kompetencij prepodavatelej dlya provedeniya vebinarov. ONV. OIS. 2017; 2: 67 - 70.

Статья поступила в редакцию 15.07.19

УДК 378

Pestova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),

E-mail: elena.pestova.72@list.ru

Rumyantseva G.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Agricultural University (Barnaul, Russia), E-mail: elena.pestova.72@list.ru

COMMUNICATIVE COMPETENCE AS A MEANS OF DEVELOPING THE EDUCATIONAL PARADIGM "I-SELF" OF A SPECIALIST IN NON-LINGUISTIC HIGHER SCHOOLS. The authors of the article consider characteristic features of the formation and development of "I-self" based on psychological and pedagogical concepts of personal development, the basis of personality-oriented learning, principles of competence approach. The process of formation of an independent personality of a specialist can be formed through his communicative competence. The ways of development of educational and speech independence are one of the leading aspects of its formation. The main ideas of the article suggest the development of educational and speech independence "I want, I can, I do" through self-governed real speech activity, including the solution of mental and communicative tasks, forming unconventional speech products in the content of the linguistic aspect. Communicative competence is realized through self-educational component. The student manages his or her language cognitive independent activity and directs it to improve his or her education including the mechanism of foreign internal speech reflection.

Key words: communicative competence, non-linguistic higher school, I-self, educational activity.

Е.В. Пестоеа, канд. пед. наук, доц. Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: elena.pestova.72@list.ru

Г.Г. Румянцева, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул, E-mail: elena.pestova.72@list.ru

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ «Я - САМОСТЬ» ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ

Авторы статьи, рассматривая характерные особенности формирования и развития «Я - самости», опираются на психолого-педагогические концепции развития личности, основы личностно ориентированного обучения, принципы компетентностного подхода. Процесс становления самостоятельной личности специалиста может быть сформирован через его коммуникативную компетентность, а способы развития учебно-речевой самостоятельности - одни из ведущих аспектов её формирования. Основные идеи статьи предполагают развитие учебно-речевой самостоятельности «сам хочу, сам могу, сам делаю» через самоуправление реальной речевой деятельностью, включающей решение мыслительно-коммуникативных задач, образования нешаблонных в содержательном языковом аспекте речевых продуктов. Коммуникативная компетентность реализуется через самообразовательную составляющую. Обучающийся управляет своей языковой познавательной самостоятельной деятельностью и направляет её на совершенствование своего образования, включая механизм внутренней речевой иноязычной рефлексии.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, неязыковой вуз, я-самость, образовательная деятельность.

Современный образовательный процесс предполагает активное вовлечение и участие будущего специалиста в получении профессиональных умений знаний и навыков для их имплементации в практическую деятельность. Главная задача обучения - научить студентов учиться без помощи преподавателя. Однако большинство из них показывает несформированные навыки познавательной деятельности и неумение учиться самостоятельно в вузе.

Обучение иностранным языкам в неязыковом вузе направлено на формирование языковой личности обучающихся и их способности уверенно межкультурную коммуникацию. Языковая личность специалиста владеет способностями, умениями и готовностью к осуществлению речевых актов, что предполагает наличие иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех её компонентов: языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Следует отметить, что языковая компетенция является основой для формирования всех компонентов коммуникативной компетентности, а недостаточный уровень её сформированности ведёт к ослаблению внутренней положительной мотивации изучения иностранного языка, потере интереса.

Методологической основой исследования являются основополагающие подходы к теории речевой коммуникации М.Я. Демьяненко, К.А. Лазаренко, теория коммуникативной деятельности А.А. Леонтьева, И.А. Зимней; концепция общения ГМ. Андреевой; определение коммуникативной компетенции Ю.М. Жуковым, Л.А. Петровской, Н.Д. Никандровым, И.Н. Гореловым и др. [1, с. 26].

Самоорганизация учения студентов - это их умение обобщать и систематизировать полученные знания, преобразовывать и устанавливать связи между лексическим и грамматическим материалом на уровне ранее изученных тем, критически оценивать его. «Я - самость» (сам хочу, сам могу и сам делаю) - это умение обучающегося работать без систематического контроля, помощи и стимуляции со стороны преподавателя.

В современной методике обучения иностранным языкам, учебная самостоятельность обучаемых рассматривается как средство формирования иноязычной речевой самостоятельности, необходимость овладения которой прослеживается на всех этапах формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция определяется, как возможность студента самостоятельно работать в межкультурной ситуации. В структуру коммуникативной компетенции входят языковые, социокультурные, прагматические, а также социолингвистические компоненты, развитие которых формирует и создает предпосылки для реализации речевой самостоятельности. Ученые соглашаются в том, что коммуникативная компетенция состоится только в том случае, если у обучающегося будет внутренняя готовность к самостоятельному иноязычному общению [2, с. 51].

Цель обучения иностранным языкам в высшем учебном заведении -формирование общекультурных, профессиональных и лингвострановедческих компетенций. Обучающийся должен овладеть навыками и умениями самостоятельной познавательной деятельности, дающими возможность осуществлять самообучение иностранным языкам, поддерживать и совершенствовать достигнутый уровень коммуникативной компетенции. Для этого необходимо научиться управлять познавательной деятельностью, ставить цели, определять условия, соответствующие очередной задаче, находить способы преобразования полученных знаний, давать оценку полученным результатам и корректировать свою образовательную деятельность.

Сущность языковой компетенции заключается в уверенном владении языковыми единицами (фонетическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с бытовыми и профессиональными сферами общения, а также навыками автоматического употребления лексико-грамматических единиц в коммуникативных целях.

Процесс становления самостоятельной личности специалиста может быть сформирован через его коммуникативную иноязычную компетентность. Коммуникация или общение индивида посредством языковой деятельности является сложным, многофункциональным, многоуровневым процессом, имеющей в своей основе психофизические, нейролингвистические свойства, придающие качественно различный уровень в зависимости от этапа их сформированности. На начальном этапе происходит самопознание, затем включаются механизмы само-

понимания, самоосмысления понятий и знаний о себе. В процессе развития через самостоятельную деятельность необходимо прийти к следующим качествам:

• самоизменению, что приводит к совершенно новым и не присущим до этого специалисту коммуникативным умениям и навыкам,

• самоубеждению для реализации поставленных задач,

• самоприказу, как сигналу начала самостоятельной деятельности,

• самоотвлечению от мешающих самостоятельной деятельности факторов путём самонастроя на конкретные цели [3, с. 69].

Формирование коммуникативной компетентности специалиста посредством иностранного языка ставит перед ним довольно сложные, но вполне решаемые проблемы. Любой иностранный язык вызывает вполне естественное отторжение личности к его владению, будучи чужим по своей природе. Самобытность личности, персонализм её восприятия мира невольно переносится на процесс иноязычной образовательной деятельности. Согласно основным понятиям синергетики, личность специалиста должна для достижения своих целей преобразовать свои хаотичные, не достигшие определенного порядка представления о предмете своего познания. Коммуникативная компетентность трудно осуществляется даже на уровне владения родным языком.

Способы развития учебно-речевой самостоятельности - одни из ведущих аспектов формирования коммуникативной компетентности специалиста. Основой владения иноязычной речевой коммуникативной компетентностью является умения и навыки свободного иноязычного говорения на бытовом и профессионально ориентированном уровне. Ни в коей мере нами не отрицается владение письменной речью, как тоже очень существенной формой вербального общения индивидов. Иноязычное свободное говорение, как фонетически оформленное, грамматически структурируемое и лексически наполненное бытовой и профессиональной терминологией, предполагает развитие учебно-речевой самостоятельности, через самоуправление реальной речевой деятельностью, включающей решение мыслительно-коммуникативных задач, образования нешаблонных в содержательном языковом аспекте речевых продуктов [4, с. 123]. Коммуникативная компетентность реализуется через самообразовательную составляющую. Специалист сам управляет своей языковой познавательной самостоятельной деятельностью и направляет её на совершенствование своего образования, включая постоянно механизм внутренней речевой иноязычной рефлексии. Совершенствование лингвистических знаний, умений, навыков, зависящих от уровня владения иностранным языком, может проявляться любыми формами самообразовательной активности. Речевая самостоятельность очень удачно реализуется через такие аспекты работы как: диалог, дискуссия, конференция - основные формы устной практики специалиста.

Одним из сложнейших аспектов самообразования формирования коммуникативной компетентности - является аудирование иноязычной речи. Процесс аудирования без опоры на печатный вариант осложняется тем фактором, что даже для восприятия родной, по отношению к носителю языка речи, необходим навык так называемого слушания, так как, даже слушая родную речь, мы воспринимаем на уровне физиологии органа слуха лишь 50% говоримой информации [5, с. 83]. Поэтому, работая над этим аспектом языка в плане самостоятельной иноязычной деятельности, необходим системный, опирающийся на индивидуальные аудио и видеопрограммы подход, включающий языковую тренировку слуха при встрече с носителями языка. Специалист, работающий над любым видом иностранной речевой деятельности должен постоянно включать механизмы самоконтроля пройденного им материала. Самоконтроль на последнем этапе работы необходим при работе по устному переводу текста и заключается в окончательной коррекции подготовленного материала, путём включения ассоциативных механизмов; при составлении реферирования прослушанного или увиденного материала в виде самооценки, как части сформированного самосознания, а также формирования своего собственного мнения в результате диалогического, монологического и дискуссионного выступления.

Самокоррекция формирования коммуникативной компетенции основывается на самосовершенствовании навыков иноязычной речевой самостоятельной деятельности через публичные выступления, подготовленные посредством решения определённых проблемных вопросов дискуссионного порядка. Специали-

сты, самостоятельно развивающие коммуникативную компетентность методами проектной деятельности, сталкиваются с огромным количеством задач. Успеха добиваются те, кто рассматривает участие в данных видах иноязычной деятельности как личностный фактор своей активности; постоянно ищут новые методы, подходы, самые рациональные способы выполнения поставленных заданий, опираются на самостоятельные суждения, самоконтроль в открытой форме [6, с. 172]. Самоосознание через потребностно-мотивационный фактор, базирующийся на интересе в процессе формирования коммуникативной компетентности, обеспечивает самовосприятие как устойчивую доминанту, включающую рефлексию и самоанализ личностных мотивов самостоятельной речевой иноязычной деятельности. Это качественный переход от «я не могу, не умею» к «мне необходимо», через «мне интересно» к «я должен» и «я смогу». Преодоление негативных тенденций «а зачем мне всё это?», характерных для начального этапа развития личности специалиста, когда его «самость» еще не познавательная, а только находится в начале процесса становления, станет началом цепочки последовательных и закономерных процессов, дающих толчок развития способности к самоуправлению [7, с. 97].

Таким образом, самоуправление опирается на психолингвистические формы его реализации через теоретические основы самостоятельной иноязычной

Библиографический список

речевой деятельности, на языковую способность личности специалиста, включая самопорождение и самовосприятие иноязычного высказывания, самоанализ речевой коммуникации с привлечением комплексного знания этнокультурных особенностей коммуникативной компетентности. Самокультура личностной компетентности специалиста предполагает языковую дипломатию, как политику уступок и компромиссов, как необходимое качество личности, которое, на наш взгляд, обязательно для успешного формирования самостоятельной личности специалиста [8, с. 131].

Формирование и развитие самосознания студента в системе высшего образования является актуальным вопросом, что, в свою очередь, является базовым условием становления процесса саморазвития на всех этапах образовательного процесса. Процесс развития образовательной парадигмы «Я - самость» характеризуется в повышении степени интегративности и усложнении его структуры по мере овладения студентами знаниями, умениями и навыками за счет установления значимых связей между компонентами в структуре самосознания. Коммуникативная компетентность как средство развития «Я - самости» рассмотрена как комплекс показателей, состоящих из:самооценки, самоотношения, мотиваци-онно-потребностных стимулов и др., влияющих на самостоятельность обучения студента в высшем учебном заведении.

1. Кобзева H.A. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку. Молодой учёный. 2011; 3; Т. 2.

2. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. Москва: Еврошкола, 2004.

3. Вятютнев М. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания иностранных языков. Иностранные языки в школе. 1975; 6: 67 - 76.

4. Соловова E.H. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс. Москва: ACT: Act^k Полиграфиздат, 2010.

5. Кубачева К.И. Методика формирования языковой компетенции научных работников (аспирантов и соискателей) в системе последипломного образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт Петербург, 2009.

6. Епихина Н.О. Обогащение языковой компетенции студента в образовательном процессе вуза. Aвтореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Красноярск, 2001.

7. Aлександров Д.Н. Формирование учебно-познавательной активности учащихся. Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе. Москва: Просвещение, 2001.

8. Самостоятельная работа учащихся на уроках английского языка. Available at http// festival.1september.ru/articles/311318 References

1. Kobzeva N.A. Kommunikativnaya kompetenciya kak bazisnaya kategoriya sovremennoj teorii i praktiki obucheniya inostrannomu yazyku. Molodoj uchenyj. 2011; 3; T. 2.

2. Safonova V.V. Kommunikativnaya kompetenciya: sovremennye podhody k mnogourovnevomu opisaniyu v metodicheskih celyah. Moskva: Evroshkola, 2004.

3. Vyatyutnev M. Ponyatie yazykovoj kompetencii v lingvistike i metodike prepodavaniya inostrannyh yazykov. Inostrannye yazyki v shkole. 1975; 6: 67 - 76.

4. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: bazovyjkurs. Moskva: ACT: Astrel': Poligrafizdat, 2010.

5. Kubacheva K.I. Metodika formirovaniya yazykovoj kompetencii nauchnyh rabotnikov (aspirantov i soiskatelej) v sisteme poslediplomnogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt Peterburg, 2009.

6. Epihina N.O. Obogaschenie yazykovoj kompetencii studenta v obrazovatel'nom processe vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnoyarsk, 2001.

7. Aleksandrov D.N. Formirovanie uchebno-poznavatel'noj aktivnosti uchaschihsya. Kontrol' v obuchenii inostrannym yazykam v srednej shkole. Moskva: Prosveschenie, 2001.

8. Samostoyatel'naya rabota uchaschihsya na urokah anglijskogo yazyka. Available at http// festival.1september. ru/articles/311318

Статья поступила в редакцию 11.07.19

УДК 371.322.043.2:792

Popova M.I., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M. K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: marina_popova777@mail.ru

Ikonnikova A.N., senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M. K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: an.ikonnikova@s-vfu.ru

Timofeyev T.A., student, North-Eastern Federal University n.a. M. K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: timofeev.ta@stud.s-vfu.ru

THE DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN'S COGNITIVE LEARNING ACTIVITIES THROUGH CULTURAL AND EDUCATIONAL PROJECT IN FOREIGN LANGUAGE. The article discusses ways to enhance cognitive learning activities of secondary school children through the use of a cultural and educational project in a foreign language. The authors substantiate the idea that in the process of foreign language acquisition, both the improvement of foreign language communicative competence and the activation of learning and cognitive activities through the use of various forms, methods, ways of organizing educational and extracurricular activities are used. The practical impact of the cultural and educational project, initiated by university students, is analyzed. Particular attention is paid to educational autonomy, creativity and aesthetic development of the learners' personality. The authors conclude that the adolescents' cognition of the world through a foreign language and its culture helps them to form a positive motivation to master a foreign language and foster conditions for the cognitive learning activities activation.

Key words: learning activity, cognitive activity, cultural and educational project, theatrical activity, theater group, communicative competence, motivation.

М.И. Попова, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: marina_popova777@mail.ru

А.Н. Иконникова, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: an.ikonnikova@s-vfu.ru

Т.А. Тимофеев, студент, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: timofeev.ta@stud.s-vfu.ru

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В данной статье рассматриваются пути активизации учебно-познавательной деятельности учащихся средних классов общеобразовательной школы посредством реализации культурно-образовательного проекта по иностранному языку. Авторы обосновывают идею о том, что в процессе обучения иностранному языку происходит не только совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, но и активизация учебно-познавательной деятельности посредством применения различных форм, методов, способов организации учебной и внеучебной деятельности по предмету «Иностранный язык». Обобщается практический опыт реализации культурно-образовательного проекта, инициированного студентами языкового вуза. Особое внимание уделено

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.