Научная статья на тему 'Свободные дистанционные курсы как атрибут и фактор конкурентоспособности ведущих университетов'

Свободные дистанционные курсы как атрибут и фактор конкурентоспособности ведущих университетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
MOOC / СВОБОДНЫЕ ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ / MASSIVE OPEN ONLINE COURSES / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрков Д.А.

Статья посвящена изучению особенностей MOOC (Massive Open Online Courses) высококачественных дистанционных образовательных ресурсов, публикуемых ведущими университетами мира в режиме свободного доступа как атрибута и фактора их конкурентоспособности. Создание подобных учебных курсов требует от вуза решения комплекса задач от создания современной производственно-технологической базы до организации учебного процесса, обеспечивающего высокое качество образования в специфичных условиях дистанционного обучения, ориентированного на массового потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрков Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Massive open online courses as an attribute and a factor of competitiveness of leading universities

The article deals with characteristics of MOOC (Massive Open Online Courses) high-quality distance education resources with free access published by leading universities in the world as an attribute and a factor of their competitiveness. Trends in the world of higher education will definitely show that the widespread use of modern information technology in education and research is an important factor in ensuring and improving the competitiveness of the leading universities, in particular the introduction of massive open online courses. Today the leading universities in the world de facto made MOOC an integral part of its educational system. To create such courses one should solve a number of complex problems ranging from creating a modern industrial and technological base up to organization of educational process guaranteeing high quality of education within specific conditions of distance learning designed for the mass consumer. Consequently, MOOC become a factor increasing the competitiveness of the university through the effective use of modern information technologies for expanding the market of educational services without losing the quality of education, which is characteristic for the world-class university. World's leading universities develop and publish MOOC, both independently and as part of prestigious international projects. Thus, MOOC is an attribute of world-class university.

Текст научной работы на тему «Свободные дистанционные курсы как атрибут и фактор конкурентоспособности ведущих университетов»

№ 5 (53) 2014

Д. А. Юрков, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета,

dmitry.a.yurkov@gmail.com

свободные дистанционные курсы как атрибут и фактор конкурентоспособности ведущих университетов1

Статья посвящена изучению особенностей MOOC (Massive Open Online Courses) — высококачественных дистанционных образовательных ресурсов, публикуемых ведущими университетами мира в режиме свободного доступа — как атрибута и фактора их конкурентоспособности. Создание подобных учебных курсов требует от вуза решения комплекса задач от создания современной производственно-технологической базы до организации учебного процесса, обеспечивающего высокое качество образования в специфичных условиях дистанционного обучения, ориентированного на массового потребителя.

Ключевые слова: MOOC, свободные дистанционные курсы, конкурентоспособность, университет, высшее образование.

введение

Перспективы развития Российской Федерации как современного государства в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов взамосвязаны с повышением конкурентоспособности высшей школы — института подготовки кадров. Согласно указу Президента России от 7.05.2012 № 599 Правительству РФ необходимо «обеспечить вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу» [1].

Тенденции развития мирового высшего образования2 таковы, что важным фактором обеспечения и повышения конкурентоспособности ведущих университетов является широкое использование современных информационных технологий в образовании

1 Исследование выполнено в рамках НИР СПбГУ 13.39.329.2014 «Разработка моделей и методов оценки конкурентоспособности ведущих университетов России».

2 The Year of the MOOC // The New York Times, 02.11.2012.

и научных исследованиях, в частности внедрение массовых открытых онлайн-курсов. Оксфордский толковый словарь определяет MOOC (Massive Open Online Course) как бесплатный курс обучения, доступный через Интернет и ориентированный на очень большую аудиторию3. В концепцию MOOC в качестве основополагающего вкладывается принцип «Любой желающий пройти курс обучения просто открывает сайт и подписывается на курс».

история и сущность

Термин MOOC приобрел широкую известность в 2012 г., который авторитетное издание «Нью-Йорк Таймс» объявило годом MOOC [2]. Первый подобный учебный курс создали канадские специалисты Стивен Да-унс4, старший научный сотрудник Националь-

3 MOOC — а course of study made available over the Internet without charge to a very large number of people: «Anyone who decides to take a MOOC simply logs on to the website and signs up».

4 Stephen Downes http://www.nrc-cnrc.gc.ca/eng/ people/downes_stephen_4647.html.

No. 5 (53) 2014

JOURNAL QF APPÜED INFORMATICS

ного исследовательского совета Канады, и Джордж Сименс5, доцент Центра дистанционного обучения Университета Атабаска, в то время работавший в Университете Манитобы. Они являются авторами опубликованного в 2008 г. открытого дистанционного курса «Коннективизм и соединительное знание»6, который сразу после запуска набрал огромное количество участников — многократно большее, чем ожидали создатели курса [3].

Между тем авторство аббревиатуры MOOC приписывают другим научным деятелям. Считается, что аббревиатура возникла в разговоре двух коллег: Дэйва Кормье7 и Брайана Александра8. Кормье был руководителем веб-проектов в Университете острова Принца Эдуарда и помогал с созданием курса «Коннективизм и соединительное знание», а Александр руководил исследованиями Национального института технологий в гуманитарном образовании.

К настоящему моменту аббревиатура MOOC представляет собой устоявшийся термин. Университеты по всему миру создали и продолжают создавать множество курсов, а компании, предоставившие технологические платформы для размещения курсов, получили мировую известность: Coursera, edX, Udacity, FutureLearn.

Отличительной особенностью MOOC как вида дистанционных образовательных курсов является обеспечиваемый современными техническими средствами широкий охват аудитории учащихся и при этом тесное взаимодействие преподавателей со слушателями.

Можно утверждать, что MOOC представляют новое явление в образовании, по-

5 George Siemens http://cde.athabascau.ca/faculty/ georges. php.

6 Connectivism and Connective Knowledge Оформить ссылки в соответствии с ГОСТ.

7 Dave Cormier, менеджер Web-проектов, http:// davecormier.wikispaces.com/.

8 Bryan Alexander — старший научный сотрудник National Institute for Technology in Liberal Education http:// www.nitle.org/about/bios/alexander. php.

скольку обеспечивают гармоничное сочетание гуманистической цели повышения доступности качественного образования и сугубо экономических задач выхода на новые рынки и получение прибыли. Аудитория популярных дистанционных курсов Coursera составляет сотни тысяч учащихся по всему миру, при этом за неполные два года с момента запуска проект стал коммерчески эффективным [4].

Ключевыми факторами привлекательности MOOC являются высокое качество содержания курса и выверенная организация учебного процесса.

Структура и организация

Для размещения курсов мировые университеты пользуются услугами существующих проектов, например Coursera, или — существенно реже — создают собственные. Знакомство учащегося с MOOC начинается с домашней страницы курса. Домашняя страница, как правило, содержит описание курса, ключевых характеристик и формата курса. Обычно студенту предоставляется выбор между индивидуальным изучением материала и обучением в группе.

Каждый курс обязательно имеет программу и детальный план обучения, включая хронометраж. В описании курса содержатся требования к слушателю, изложение целей и задач курса, пояснения по формату обучения и контактная информация разработчиков курса.

Содержание курса разделено на разделы и темы, предлагаются разнообразные учебно-методические материалы, как непосредственно используемые в курсе, так и для дополнительного изучения. В состав стандартного курса включаются учебно-методические материалы в различных формах:

• видеозаписи лекций;

• конспекты лекций;

• стенограммы лекций;

• учебники и учебные пособия;

• видеозаписи практических занятий;

IT and education К> Educational environment

ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА /-

' № 5 (53) 2014

л Ж ш

Рис. 1. Курс «Финансовые рынки и институты» на портале coursera.org

• контрольные задания;

• ответы на контрольные задания для самопроверки.

В конце каждой темы слушателю предлагается проверочная работа и экзамен, а в конце курса — итоговые работа и экзамен.

Все материалы курса доступны не только в сети Интернет, но и подготовлены для локального использования. Часть материалов дублируется в iTunes и — платформе предоставления контента от компании Эппл9.

Наряду с качественным обеспечением учебными материалами, МООС отличаются четкой организацией учебного процесса. Для каждого курса разработан план обучения, в котором учтены порядок изучения материала, отчетность по времени, контрольные тесты. Продумано общение слушателей с преподавателями, что следует отметить особенно, учитывая огромное количество учащихся в каждый момент времени.

Так, согласно информации, опубликованной на сайте НИИ ВШЭ10, на один из первых МООС курсов этого вуза «Финансовые рынки и институты» записалось 16 тысяч

слушателей, а завершили обучение и сдали финальные экзамены около двух тысяч студентов (рис. 1).

Следует отметить, что названный курс демонстрирует характерную для MOOC черту — востребованность преимущественно людьми, уже имеющими образование и профессию и стремящимися повысить свою квалификацию или получить новые знания.

Экономика MOOC

Ответ на вопрос об экономической целесообразности свободных дистанционных курсов дает объявление проекта Coursera о том, что прибыль за сертификаты Signature Track в 2013 г. составила более миллиона долларов11. Таким образом, создание и публикация MOOC является не только репута-ционной инвестицией, но и реальным способом получить дополнительный доход. Это означает, что свободные дистанционные курсы можно обоснованно рассматривать как экономический актив.

Для оценки MOOC в качестве актива представляется возможным использовать подходы, применяемые к програм-

9 Apple Inc. iTunes U http://www.apple.com/ru/ education/ipad/itunes-u/.

10 «На Курсере появились первые выпускники Выш-

ки» http://www.hse.ru/news/edu/121822896.html.

11 A milestone for Signature Track, Certificates for the life-long learner. Coursera Blog. URL: http://blog.coursera. org/post/61047298750/a-milestone-for-signature-track-certificates-for-the.

35

No. 5 (53) 2014

JOURNAL OF APPLIED INFORMATICS

мному обеспечению. Так, со стадиями создания дистанционного курса можно сопоставить этапы разработки автоматизированной информационной системы, а именно согласно ГОСТ 34.601-90:

• формирование требований к курсу;

• разработка концепции курса;

• техническое задание;

• эскизный проект;

• технический проект;

• рабочая документация;

• ввод в действие;

• сопровождение.

Предлагаемый подход применительно к MOOC позволяет известными способами отвечать на следующие вопросы:

• стоимость разработки;

• стоимость владения;

• оценка экономической эффективности.

Если сравнить MOOC с автоматизированной системой, то для оценки стоимости разработки таких курсов можно использовать методы, применяемые для программного обеспечения. О целесообразности такого подхода свидетельствуют типовые технологии создания дистанционного учебного курса, например, описанная в коллективной работе «Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий» [5] и примерный расчет сметы курса при изготовлении на заказ, опубликованный в свое время на сайте Центра проектирования контента МЭСИ. В настоящее время информация может быть извлечена из сохраненной копии c помощью сервиса Way-Back Machine12 (табл. 1).

Согласно смете в стоимость разработки курса входит лицензия на стороннее программное обеспечение (строка 1 табл. 1) и стоимость разработки комплекса задач (строки 2-6 табл. 1). Стоимость программного обеспечения, разрабатываемого на заказ, формируется аналогичным образом.

12 https: //web.archive.org/web/20090214104653/http:// cpk.mesi.ru/courses/pricelist/.

Определять стоимость владения курсом также представляется возможным с помощью методов, применяемых для программного обеспечения. Модель совокупной стоимости владения (Total Cost of Ownership) позволяет учесть прямые затраты на программно-аппаратные средства, на администрирование, на поддержку и модернизацию, на оплату коммуникационных средств и косвенные затраты, например вызванные простоями.

Для MOOC, как и для любой другой инвестиции, важно оценить экономическую эффективность. Представляется оправданным сравнивать средства, вкладываемые в разработку и развертывание MOOC, с капитальными вложениями, и оценивать схожим образом, а именно как отношение полученного эффекта к финансовым вложениям, вызвавшим этот эффект. Таким образом, экономическая эффективность свободных дистанционных курсов определится как экономический эффект, приходящийся на один рубль инвестиций, обеспечивших этот эффект.

Состояние в мире и России

На сегодняшний день ведущие университеты мира де-факто сделали MOOC неотъемлемой частью своей системы образования. Massachusetts Institute of Technology (MIT), Harvard University, Stanford University, University of Cambridge и University of Oxford — признанные лидеры в мировых рейтингах. Они же являются лидерами по количеству и качеству реализуемых MOOC. Так, например, в системе OpenCourseWare Мас-сачусетского технологического института — пионера внедрения MOOC среди университетов мирового класса — для свободного дистанционного изучения предлагаются более 2500 полноценных мультимедийных курсов (рис. 2).

Важность и значимость MOOC как атрибута ведущего высшего учебного заведения осознается и российскими вузами. Намерения развивать свободные дистанционные

iT and education К> Educational environment

№ 5 (53) 2014

курсы декларируются в дорожных картах, создаются и публикуются первые курсы.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

(НИУ ВШЭ) в своей дорожной карте заявляет о намерении к 2020 г. разработать и опубликовать 250 курсов [6], которые можно будет отнести к классу MOOC. На сегодня

Таблица 1

Примерным расчет сметы курса

№ Статья расходов Цена, у. е. * Количество Стоимость, у. е. *

1 Интерактивная оболочка курса (по стандартам IMS, SCORM, AICC) 1 200 1 1 200

2 Подготовка сценария озвученного ролика (120 слайдов, до 10 минут) 3 120 360

3 Озвучивание и монтаж аудио для ролика (180 минут) 4 180 720

4 Проектирование практических заданий (90 заданий) 27 90 2 430

5 Озвучивание и монтаж практических заданий (180 минут) 4 180 720

6 Разработка 3 тестовых наборов (90 вопросов) 1 90 90

7 Подытог — — 5 520

8 Сборка курса 5% 1 276

9 Консультации 5% 1 276

10 Итог — — 6 072

11 НДС 18% — 1 092,96

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Итого с НДС — — 7 164,96

13 Средняя цена на 1 час курса — 5 1 432

* Цены в таблице указаны в евро.

Рис. 2. OpenCourseWare Массачусетского технологического института

л 37

No. 5 (53) 2014

НИУ ВШЭ опубликовано 12 курсов на платформе Coursera13.

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий механики и оптики (НИУ ИТМО) на портале образовательного проекта «ITMOcourses — открытое онлай-н-обучение» представляет 4 курса. В части реализации программы повышения конкурентоспособности [7] этот университет заявляет прирост значения показателей «Количество дисциплин (модулей) в электронном виде (нарастающим итогом), шт.» до 3 в текущем периоде и до 138 на перспективу до 2020 г. и «Количество образовательных программ в электронном виде (нарастающим итогом), шт.» до 27 на перспективу до 2020 г.

Желание разрабатывать и внедрять свободные дистанционные курсы обозначено и Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики. На сайте «Открытые образовательные ресурсы МЭСИ для массового использова-ния»14 посетителю предлагается 6 дистанционных курсов, характеризуемых авторами как MOOC. Правда, вызывают сомнение востребованность предложенного списка курсов широкой аудиторией и соответствие их критериям MOOC.

Отдельный и интересный вопрос — являются ли разработки Национального Открытого Университета «ИНТУИТ» примером MOOC? Основанный в 2003 г., проект ИНТУИТ является значимым игроком на рынке дистанционного обучения. На сайте проекта представлены в открытом доступе несколько сотен учебных курсов по тематикам компьютерных наук, информационных технологий, математике, физике, экономике, менеджменту и другим областям. Разработчиками учебных курсов ИНТУИТ являются известные ученые и деятели российского образования. Проект сотрудничает с большим количеством отечественных вузов

13 https: //www.coursera.org/hse.

14 http://lms.mesi.ru/.

и в рамках сотрудничества разрабатывает курсы на заказ. В 2011 г. Интернет-Университет Информационных Технологий получил право выдавать дипломы высшего и второго высшего образования.

Тем не менее представляется, что на сегодняшний день дистанционные курсы ИНТУИТ нельзя отнести к МООС, поскольку у них отсутствует важное качество МООС, не названное ранее, — принадлежность учебного заведения к числу ведущих университетов мира.

Обсуждая перспективы развития идеи свободных дистанционных курсов в России, необходимо отметить значительный интерес, проявляемый к разработкам подобного рода инновационным центром «Скол-ково» [8].

MOOC и перспективы развития российской вышей школы

Для российской высшей школы дистанционные курсы МООС — это выход на новый рынок. Возможность расширить целевую аудиторию появляется за счет стирания территориальных границ и преодоления ограничения на количество слушателей. Ведущие университеты мира известны далеко за пределами своей страны, и дистанционные курсы позволяют людям в любой точке земного шара не просто узнать о том, что есть такой университет, а непосредственно включиться в учебный процесс, получить новый опыт, познакомиться с тем, как ведется обучение, пообщаться с преподавателями и в конечном итоге получить новые знания. Причем не только знания, но и подтверждение факта прохождения обучения, тем самым распространить свое влияние по всему миру.

В то же время человек получает возможность выбирать, чему и где учиться, не оглядываясь на расположение университетов и цену обучения. Ему не приходится беспокоиться о переезде, проживании, отрыве от семьи или работы. МООС дает возможность не только изучать учебные материалы

iT and education К> Educational environment

№ 5 (53) 2014

престижного вуза, но и в рамках учебного процесса общаться с преподавателями — представителями ведущих школ мира. В результате выигрывает общество, поскольку одновременно решается несколько острых социальных вопросов:

• повышение образованности населения;

• обеспечение возможности получать качественное образование;

• обеспечение доступа к образованию в отдаленных местах.

Опыт ведущих университетов мира свидетельствует, что одних деклараций о намерении создавать и использовать свободные дистанционные курсы недостаточно для реального достижения мирового уровня МООС. Создание МООС подразумевает значительные инвестиции в производственную и технологическую базы разработки учебно-методических материалов и реорганизацию учебного процесса, обеспечивающую совмещение традиционной и дистанционной форм обучения.

Таким образом, свободные дистанционные курсы являются не только атрибутом университета мирового класса, но и уровнем, достижение которого свидетельствует об успешном решении вузом комплекса задач реинжиниринга учебного процесса для повышения качества и расширения рынка образовательных услуг.

Заключение

МООС — новое явление на рынке образовательных услуг, заключающееся в предоставлении ведущими университетами мира в режиме свободного доступа любому желающему возможности изучения на основе современных информационных технологий высококачественных учебных материалов, авторами которых являются ведущие ученые.

Ведущие университеты мира разрабатывают и публикуют МООС как самостоятельно, так и в рамках авторитетных международных проектов. Таким образом, МООС

является атрибутом университета мирового класса.

Создание университетом курсов MOOC требует от вуза решения комплекса задач от создания современной производственно-технологической базы до организации учебного процесса, обеспечивающего высокое качество образования в специфичных условиях дистанционного обучения, ориентированного на массового потребителя. Как следствие, MOOC становятся фактором повышения конкурентоспособности вуза за счет эффективного использования современных информационных технологий, обеспечивающих расширение рынка образовательных услуг без потери качества обучения, характерного для университета мирового класса.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

2. The Year of the MOOC // The New York Times. URL: http://www.nytimes.com/2012/1 1/04/education/ edlife/massive-open-online-courses-are-multiplying-at-a-rapid-pace.html? pagewanted=all&_r=0 (Дата обращения 29.06.2014).

3. Mooc creators criticise courses' lack of creativity // Times Higher Education. URL: http://www.timeshigh-ereducation.co.uk/news/mooc-creators-criticise-courses-lack-of-creativity/2008180.fullarticle (Дата обращения 29.06.2014).

4. Определение MOOC. Oxford dictionary. URL: http://www.oxforddictionaries.com/definition/english/ MOOC (Дата обращения 29.06.2014).

5. Агапонов С. В., Джалиашвили З. О., Креч-ман Д. Л, Никифоров И. С, Ченосова Е. С, Юрков А. В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 2003. — 336 с.

6. Дорожная карта НИИ ВШЭ 5/100. URL: http:// www.hse.ru/data/2014/06/20/1310645347/7_До-рожная_карта_ВШЭ_5-100.pptx (Дата обращения 29.06.2014).

7. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности НИУ ИТМО среди ведущих мировых научно-образовательных

No. 5 (53) 2014

центров на 2013-2020 гг. URL: http://www.ifmo.ru/ file/stat/232/p1.pdf (Дата обращения 29.06.2014).

8. Российские образовательные онлайн-платфор-мы. URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/ documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_ RusOnline. pdf (Дата обращения 29.06.2014).

References

1. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2012 N 599 «O merah po realizacii gosudarstvennoj politiki v oblasti obrazovanija i nauki».

2. The Year of the MOOC // The New York Times URL: http://www.nytimes.com/2012/1 1/04/education/ edlife/massive-open-online-courses-are-multiplying-at-a-rapid-pace. html? pagewanted=all&_r=0 (Data obrashhenija 29.06.2014).

3. Mooc creators criticise courses' lack of creativity // Times Higher Education. URL: http://www. timeshighereducation.co.uk/news/mooc-creators-criticise-courses-lack-of-creativity/2008180. fullarticle (Data obrashhenija 29.06.2014).

4. Opredelenie MOOC. Oxford dictionary. URL: http:// www.oxforddictionaries.com/definition/english/ MOOC (Data obrashhenija 29.06.2014).

5. Agaponov S. V, Dzhaliashvili Z. O, Krechman D. L, Nikiforov I. S.,Chenosova E. S., Jurkov A. V. Sred-stva distancionnogo obuchenija. Metodika, teh-nologija, instrumental. SPb.: BHV-Sankt-Peter-burg, 2003. — 336 p.

6. Dorozhnaja karta NII VShJe 5/100. URL: http://www. hse.ru/data/2014/06/20/1310645347/7_Dorozhnaja_ karta_VShJe_5-100.pptx (Data obrashhenija 29.06.2014).

7. Plan meroprijatij po realizacii programmy povyshenija konkurentosposobnosti NIU ITMO sredi vedushhih mirovyh nauchno-obrazovatel'nyh centrov na 20132020 gg. URL: http://www.ifmo.ru/file/stat/232/p1.pdf (Data obrashhenija 29.06.2014).

8. Rossijskie obrazovatel'nye onlajn-platformy. URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/ research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_RusOnline. pdf (Data obrashhenija 29.06.2014).

D. Yurkov, Postgraduate, Saint Petersburg State University, dmitry.a.yurkov@gmail.com

Massive open online courses as an attribute and a factor of competitiveness of leading universities

The article deals with characteristics of MOOC (Massive Open Online Courses) — high-quality distance education resources with free access published by leading universities in the world — as an attribute and a factor of their competitiveness. Trends in the world of higher education will definitely show that the widespread use of modern information technology in education and research is an important factor in ensuring and improving the competitiveness of the leading universities, in particular the introduction of massive open online courses. Today the leading universities in the world de facto made MOOC an integral part of its educational system. To create such courses one should solve a number of complex problems ranging from creating a modern industrial and technological base up to organization of educational process guaranteeing high quality of education within specific conditions of distance learning designed for the mass consumer. Consequently, MOOC become a factor increasing the competitiveness of the university through the effective use of modern information technologies for expanding the market of educational services without losing the quality of education, which is characteristic for the world-class university. World's leading universities develop and publish MOOC, both independently and as part of prestigious international projects. Thus, MOOC is an attribute of world-class university.

Keywords: MOOC, massive open online courses, competitiveness, university, higher education.

IT and education K> Educational environment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.