Научная статья на тему '2017. 04. 025. Каземи А. В. , дехнави А. Д. Новый академический пролетариат в Иране. Kazemi A. V. , Dehnavi A. D. The new academic proletariat in Iran // critique. - 2017. - Vol. 45, n 1-2. - p. 141-158. - doi:10. 1080/ 03017605. 2016. 1268455. - mode of access: http://dx. Doi. Org/ 10. 1080/03017605. 2016. 1268455'

2017. 04. 025. Каземи А. В. , дехнави А. Д. Новый академический пролетариат в Иране. Kazemi A. V. , Dehnavi A. D. The new academic proletariat in Iran // critique. - 2017. - Vol. 45, n 1-2. - p. 141-158. - doi:10. 1080/ 03017605. 2016. 1268455. - mode of access: http://dx. Doi. Org/ 10. 1080/03017605. 2016. 1268455 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЛЕТАРИАТ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЛЕТАРИАТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЕЗРАБОТИЦА / ИРАН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лихачев М. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 04. 025. Каземи А. В. , дехнави А. Д. Новый академический пролетариат в Иране. Kazemi A. V. , Dehnavi A. D. The new academic proletariat in Iran // critique. - 2017. - Vol. 45, n 1-2. - p. 141-158. - doi:10. 1080/ 03017605. 2016. 1268455. - mode of access: http://dx. Doi. Org/ 10. 1080/03017605. 2016. 1268455»

Однако парадокс сложившейся ситуации заключается в том, что развитие отчуждения в сфере академического труда будет неизбежно снижать его эффективность, поскольку духовно-нравственные и социальные аспекты научной и преподавательской деятельности не менее, а может быть, и более важны, чем ее измеримые характеристики, обеспечивающие коммерческий эффект. Это неизбежно вызовет кризис сложившейся системы оценки результативности, которая рано или поздно начнет подрывать саму себя. Поэтому, приходит к выводу автор статьи, в исторической перспективе неизбежно возрождение традиционной академической идентичности, которая способна обеспечить достаточный уровень эффективности академического труда.

М.О. Лихачев

2017.04.025. КАЗЕМИ А.В., ДЕХНАВИ А Д. НОВЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЛЕТАРИАТ В ИРАНЕ.

KAZEMI A.V., DEHNAVI A.D. The new academic proletariat in Iran // Critique. - 2017. - Vol. 45, N 1-2. - P. 141-158. - D0I:10.1080/ 03017605.2016.1268455. - Mode of access: http://dx.doi.org/ 10.1080/03017605.2016.1268455

Ключевые слова: академический пролетариат; исследовательский пролетариат; высшее образование; безработица; Иран.

Сотрудники иранских университетов рассматривают ситуацию, сложившуюся на рынке академического труда в современном Иране.

В последние несколько десятилетий ситуация в Иране существенно изменилась. Во-первых, резко выросло количество университетов и численность студентов. Во многом это стало результатом сознательной политики государства, активно поддерживающего развитие высшего образования. В результате количество вузов в стране выросло с 234 в 1979 г. до 431 в 1999 г. и 2640 в 2015 г., а количество студентов - со 160 тыс. в 1979 г. до 1,4 млн в 1999 г. и до 4,7 млн к 2016 г., что сравнимо с населением таких стран, как Норвегия, Швеция или Финляндия, и вдвое превышает население такой страны, как Катар (с. 143). Во-вторых, уровень безработицы среди работников, имеющих высшее образование, существенно превысил средний уровень безработицы среди всей рабочей силы в

целом. В 1977 г. общий уровень безработицы в стране составлял 10,2%, а уровень безработицы среди лиц, имеющих высшее образование, лишь 4,1%. В 2012 г. общий уровень безработицы составлял 13,5%, но уровень безработицы среди лиц с высшим образованием составил уже 15,3% (с. 143).

Расширение высшего образования во многом было обусловлено увеличивающейся численностью молодых людей, желающих получить образование. Однако создание рабочих мест в экономике не поспевало за процессом подготовки кадров с высшим образованием. Появилось много рабочей силы с «избытком образования» (over-education). В результате, несмотря на рост численности выпускников университетов, их финансовая зависимость от семей не снижается. По данным различных исследований, значительная часть выпускников вузов продолжают получать до 70% своих доходов от старшего поколения своей семьи. Многие выпускники рассматривают возможность эмиграции из страны. Часть продолжает образование и стремится к получению докторской степени (PhD). Большая же часть из тех, кто не эмигрирует из страны, вынуждены соглашаться на работу более низкого уровня оплаты, которая хотя бы каким-то образом связана с интеллектуальным трудом.

Процесс усугубляется стремительной коммерциализацией деятельности иранских университетов, т.е. расширением платного образования. Доступ в вузы получили самые разные типы людей с самыми разными мотивациями. При этом система найма профессорско-преподавательского состава в значительной степени не соответствует критериям научной квалификации. Кроме того, большую роль при формировании кадрового состава университетов играют политические и религиозные соображения. Все это приводит к целому ряду негативных эффектов, таких как отсутствие мотивации у студентов, снижение качества образования, распространение плагиата при написании квалификационных и научных работ.

Результатом этого является формирование целого слоя людей, который, используя марксистскую терминологию, можно охарактеризовать как университетский пролетариат. Как и классический пролетариат, эта категория людей живет исключительно за счет продажи своей рабочей силы, пусть даже эта рабочая сила связана с более высокой квалификацией. Кроме того, так же как и в

случае с классическим пролетариатом, их материальное положение существенно зависит от конъюнктуры рынка труда, которая определяет численность рабочих мест и уровень заработной платы. Концепция академического пролетариата была впервые выдвинута в Великобритании в начале 2000-х годов. Она была использована для описания статуса университетских преподавателей, работающих на основе временных контрактов или занятых неполное рабочее время1. В тот период до 70% работников британских университетов имели подобный статус. Это порождало большое неравенство в доходах между ними и теми профессорами и преподавателями, которые занимали в университетах постоянные позиции, подкрепленные долгосрочными контрактами и / или административными должностями.

В настоящее время существует обширная литература, посвященная положению академического пролетариата в разных стра-нах2. Эта концепция вписывается в общую картину неолиберальной трансформации высшего образования с ее коммерциализацией и ориентацией на рыночную эффективность и конкуренцию. Развитие конкуренции в академическом сообществе неизбежно предполагает существенное снижение статуса значительной части его членов, или, другими словами, их пролетаризацию. Однако новизна подхода авторов статьи заключается в том, что они непосредственно увязывают процессы формирования академического пролетариата с быстрой экспансией в сфере высшего образования, приводящей к росту потребности в сравнительно дешевой и квалифицированной рабочей силе, способной удовлетворить стремительно растущий спрос на услуги высшего образования. В этих условиях, чтобы максимизировать свою прибыль, руководство университетов стремится привлечь как можно большее число студентов, обходясь при

1 Fulton O., Holland C. Profession or proletariat: Academic staff in the United Kingdom after two decades of change // Academic staff in Europe: Changing context and conditions / Enders J., ed. - Westport, CT: Greenwood press, 2001. - P. 301-322.

Tomusk V. Aristoscientists, academic proletariat and reassembling the mega-machine: 21 st century survival strategies of the Estonian academia // International studies in sociology of education. - 2003. - Vol. 13, N 1. - P. 77-100; May R., Peetz D., Strachan G. The casual academic workforce and labour market segmentation in Australia // Labour & industry: A journal of the social and economic relations of work. - 2013. -Vol. 23, N 3. - P. 258-275.

этом как можно меньшим штатом преподавателей. В результате степень эксплуатации преподавателей резко возрастает. Разумеется, возложить такую нагрузку на профессоров, имеющих долгосрочные контракты и прочные позиции в академическом сообществе, невозможно. Поэтому предпочтение при найме отдается молодым специалистам, имеющим низкую научную степень, которые готовы работать за более скромную плату и на основе краткосрочного контракта, который по истечении срока может быть и не возобновлен.

В Иране процесс коммерциализации университетов достиг своего пика в последние годы. По оценкам многих экспертов, современные иранские университеты практически полностью отошли от традиционных научных и образовательных целей и стремительно превращаются в коммерческие компании, озабоченные получением прибыли и увеличением своего капитала. Студенты теперь рассматриваются как потребители образовательных услуг и одной из главных целей процесса преподавания стало удовлетворение запросов этих потребителей при минимальных издержках для университета. В результате этого широко используется академический пролетариат.

В 2016 г. в иранских университетах на постоянной основе работали 77,9 тыс. профессоров и преподавателей, в то время как число занятых на временной основе составило 236,8 тыс., т.е. практически в 3 раза больше (с. 149). Они формируют академический пролетариат Ирана. В массе своей это молодые люди, имеющие достаточно высокую подготовку, но вынужденные выполнять работу, которая часто не только не соответствует их квалификации, но и составляет огромный объем. При этом уровень оплаты труда этих работников, как правило, крайне низок. Такие работники лишены преимуществ и привилегий, которыми пользуются преподаватели, работающие в университете на постоянной основе. Они не имеют социального пакета, доступа к получению научных грантов, права на творческий отпуск и получение льготных кредитов.

Другая форма академического пролетариата, получившая развитие в современном Иране, - это исследовательский пролетариат. Эта категория включает в себя ученых-исследователей, участвующих в реализации различных исследовательских проектов на временной основе и за крайне низкую плату. Они также формиру-

ют черный рынок академической продукции, т.е. за плату проводят исследования, осуществляют подготовку к публикации статей и книг, пишут диссертации для других лиц, которые получают за это соответствующие ученые степени и прочие отличия. Исполнители подобных заказов не имеют не только стабильной работы и устойчивого заработка, но и лишены возможности приобрести сколько-нибудь устойчивые позиции в академической среде, поскольку результаты их исследовательской деятельности публикуются под именами других ученых. Очень часто они находятся в полной зависимости от посреднических структур, которые напрямую контактируют с заказчиками. Они создают благоприятные возможности для карьерного роста других, а сами в результате не могут ими воспользоваться.

В целом авторы статьи характеризуют ситуацию, сложившуюся в системе высшего образования Ирана, как крайне негативную. Иранский университет представляет собой мини-государство с огромной численностью студентов и преподавателей. Это мини-государство ежегодно выпускает тысячи специалистов с дипломами о высшем образовании, значительная часть которых увеличивает численность безработных. Эти люди, вместо того чтобы использовать полученные знания для улучшения общей ситуации в стране, применяют свои способности либо для подготовки новых невостребованных выпускников, либо для производства полулегальной научной продукции, которая помогает новым выпускникам и более успешным преподавателям высшей школы укреплять свои позиции и сохранять сложившуюся порочную систему. Модель академического капитализма, сложившаяся в современном Иране, является крайне неэффективной и представляет собой бессмысленную по большей части растрату интеллектуальных ресурсов, что является непозволительной роскошью для страны, которая так остро в них нуждается.

М.О. Лихачев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.