Научная статья на тему '2016. 02. 028. Хэнкок С. , Хьюз г. , Уэлш Э. Пурист или прагматик? Моральная позиция английских ученых, обладающих докторской степенью, в экономике знаний. Hancock S. , Hughes G. , Walsh E. purist or pragmatist? UK doctoral scientists’ moral positions on the knowledge economy // studies in higher education. - 2015. - Mode of access: http://dx. Doi. Org/ 10. 1080/03075079. 2015. 1087994'

2016. 02. 028. Хэнкок С. , Хьюз г. , Уэлш Э. Пурист или прагматик? Моральная позиция английских ученых, обладающих докторской степенью, в экономике знаний. Hancock S. , Hughes G. , Walsh E. purist or pragmatist? UK doctoral scientists’ moral positions on the knowledge economy // studies in higher education. - 2015. - Mode of access: http://dx. Doi. Org/ 10. 1080/03075079. 2015. 1087994 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ДОКТОРСКАЯ СТЕПЕНЬ / НАУЧНАЯ КАРЬЕРА / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лихачев М. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 02. 028. Хэнкок С. , Хьюз г. , Уэлш Э. Пурист или прагматик? Моральная позиция английских ученых, обладающих докторской степенью, в экономике знаний. Hancock S. , Hughes G. , Walsh E. purist or pragmatist? UK doctoral scientists’ moral positions on the knowledge economy // studies in higher education. - 2015. - Mode of access: http://dx. Doi. Org/ 10. 1080/03075079. 2015. 1087994»

странах в XIX-XX вв., в новые индустриальные страны. В результате экономика развитых стран вынуждена специализироваться в области создания новых технологий, которые, однако, не способны заменить собой реальное производство, поскольку нуждаются в нем для своего воплощения.

М.О. Лихачев

2016.02.028. ХЭНКОК С., ХЬЮЗ Г., УЭЛШ Э. ПУРИСТ ИЛИ ПРАГМАТИК? МОРАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ АНГЛИЙСКИХ УЧЕНЫХ, ОБЛАДАЮЩИХ ДОКТОРСКОЙ СТЕПЕНЬЮ, В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ.

HANCOCK S., HUGHES G., WALSH E. Purist or pragmatist? UK doctoral scientists' moral positions on the knowledge economy // Studies in higher education. - 2015. - Mode of access: http://dx.doi.org/ 10.1080/03075079.2015.1087994

Ключевые слова: экономика знаний; докторская степень; научная карьера; академическая идентичность.

Авторы статьи, сотрудники Имперского колледжа и Института образования Лондона (Великобритания), рассматривают проблему участия научных работников, получающих докторскую степень, в развитии современной экономики знаний. Сегодня перспективы экономического роста и развития и в развитых, и в развивающихся экономиках зависят от способности экономической системы генерировать и внедрять инновации. На этом основана концепция «экономики знаний» как новой стадии развития современной рыночной экономики, в которой главную роль играет производство нового знания и накопление человеческого капитала, представленного кадрами высшей научной квалификации. В Великобритании государственная политика имеет четкую направленность на то, чтобы ученые высшей квалификации, специализирующиеся в сфере естественных, математических, инженерных наук и технологий, принимали большее участие в развитии экономики знаний. Однако во многих нормативных документах отмечается отсутствие четких представлений об объемах и структуре спроса и предложения на рынках труда специалистов высшей квалификации, в том числе имеющих академическую подготовку. Тем не менее ориентация на подготовку таких специалистов и стимули-

рование их активного использования в экономической сфере сохраняется неизменной.

Интерес авторов статьи к проблеме участия высококвалифицированных кадров из области естественных и технических наук в формировании экономики знаний имеет двойственную природу. Во-первых, он обусловлен тем, что данная группа специалистов является более востребованной рынком труда, во-вторых, тем, что представители естественных и технических наук, принимающие участие в экономической деятельности, демонстрируют не только экспертную компетентность, но и творческие способности и предпринимательскую активность.

Представленное авторами статьи исследование проводилось на протяжении 18 месяцев. В нем приняли участие представители естественных и технических наук, имеющие докторскую степень и работающие в исследовательских университетах. В ходе исследования использовались количественные и качественные методы анализа. Качественные данные были собраны в фокус-группах и интервью, к участию в которых на добровольной основе приглашались сотрудники британских университетов, имеющие докторскую степень в области естественных или технических наук. Чтобы избежать смещения выборки, был произведен отбор и сформированы три фокус-группы по восемь докторов в каждой, представляющих основные области исследований и различающихся по стажу и характеру опыта исследовательской деятельности. Обсуждение в фокус-группах были дополнены данными опроса, проведенного на более широкой основе. Целью опроса было выяснить отношение участников к концепции «экономики знаний», их оценку государственной политики в сфере высшего образования в последние десятилетия, а также выявить их исследовательскую мотивацию и оценку своих карьерных перспектив. Опросный лист содержал вопросы в закрытой форме для облегчения процесса обработки и повышения степени достоверности полученных результатов. После обработки результатов было проведено дополнительное углубленное интервью, в котором добровольно приняли участие 68 докторов и 20 студентов, работающих над докторскими исследованиями в сфере естественных и технических наук.

Анализ результатов исследования показал, что подавляющее большинство участников (89%) имеют достаточно ясные представ-

ления об экономике знаний. Около 86% участников уверены, что экономика знаний способствует развитию междисциплинарных исследований; 71 - полагают, что она стимулирует предпринимательскую активность в научной среде; 76 - думают, что она способствует превалированию прикладных исследований над фундаментальными; 54 - полагают, что она помогает коммерциализировать результаты научных исследований; 63 - уверены, что она привлекает внимание политических кругов к научным исследованиям, что выражается, в частности, в увеличении финансирования; 51% -считают, что она укрепляет сотрудничество между университетами и промышленными компаниями (с. 6).

Дальнейший, более углубленный анализ полученных результатов позволил авторам выделить типы «моральных позиций» ученых по отношению к экономике знаний. Авторы определяют «моральную позицию» как ценностное суждение, которое дает оценку какому-либо объекту в условиях, когда достоверные знания о нем ограничены или полностью отсутствуют. В ходе анализа результатов исследования авторы выделили следующие моральные позиции.

«Научный пурист1» - тип ученых (представленный примерно 10% исследованной аудитории), наиболее негативно настроенных по отношению к экономике знаний и считающих ее влияние вредным для развития науки. Пурист рассматривает университет как «башню из слоновой кости» и считает, что он должен быть избавлен от политических, экономических и социальных веяний эпохи, способных отвлечь ученых от их главной задачи - развития фундаментальной науки. Такая позиция исходит непосредственно из традиционных норм академического сообщества, сформировавшихся в предшествующую эпоху. Молодые представители этого типа, как правило, выражают сильные сомнения в том, что результаты их исследований могут представлять интерес для политических кругов или руководителей крупных корпораций. Поэтому они выступают категорически против того, чтобы продолжать свою карьеру в государственных или коммерческих структурах и вообще не видят для себя будущего где-либо, кроме университетской науки.

1 Пурист (от англ. pure) - сторонник сохранения чего-либо в исходной форме. - Прим. реф.

«Социальный идеалист» - этот тип представлен примерно 15% участников исследования. Представители данного типа разделяют с пуристами их негативное отношение к процессам коммерциализации научной деятельности, вызванным развитием научного знания. Однако они признают, что использование результатов научной деятельности в коммерческих целях может порождать в дальнейшем значительные положительные внешние эффекты, которые приносят пользу обществу в целом. Большинство социальных идеалистов ориентированы на академическую карьеру. Однако они выражают более широкие представления о роли науки в обществе, чем пуристы. Они полагают, что научные исследования должны быть ориентированы на конкретные проблемы общества, поэтому они проявляют большую склонность к сотрудничеству с представителями неакадемических кругов. Многие социальные идеалисты получают финансирование для своих исследований от благотворительных организаций.

«Прагматик» - этот тип представлен 50% участников исследования. Прагматики занимают наиболее гибкую моральную позицию, пытаясь сочетать традиционные академические ценности и новые тенденции, связанные с развитием экономики знаний. Авторы дифференцируют представителей этого типа на «строгих» и «умеренных» прагматиков, составляющих, соответственно, 30 и 20% участников исследования (с. 9). «Строгие» прагматики полагают, что оценка эффективности научной деятельности должна в равной мере базироваться на традиционных критериях, принятых академическим сообществом, и новых критериях, диктуемых развитием экономики знаний. «Слабые» прагматики отдают приоритет традиционным академическим критериям оценки, не отрицая, однако, новых критериев. Кроме того, «строгие» и «слабые» прагматики значительно различаются в отношении оценки карьерных перспектив. «Слабые» прагматики, как правило, выражают слабую надежду на то, что в будущем им удастся соответствовать как старым, так и новым критериям эффективности и, следовательно, сохранить свой статус в академической иерархии. Напротив, «строгие» прагматики уже не связывают свое будущее только с академической наукой, а рассматривают возможность иных карьерных траекторий в структурах государственной власти и в бизнесе. Их приверженность академическим ценностям крайне ослабле-

на. Они уже не рассматривают университетскую науку как единственную сферу, где возможно создание новых технологий и инноваций, они видят возможности для приложения своей научной квалификации далеко за пределами традиционной научной сферы.

«Академический капиталист» - тип составляет примерно 25% участников исследования. Его представители полностью поддерживают новые тенденции, вызванные к жизни развитием экономики знаний, и готовы активно участвовать в ее дальнейшем развитии. Они полностью ориентируются на прикладные исследования, которые могут быть востребованы в коммерческой сфере. Академические капиталисты не намерены развивать свою карьеру в чисто научной сфере. Они рассматривают получение докторской степени как хорошую стартовую позицию для построения своей карьеры в государственных структурах или в коммерческих компаниях. Поэтому они не проявляют сильной приверженности к традиционным ценностям академического сообщества и практически полностью равнодушны к чисто академическим показателям эффективности их научной деятельности.

Анализируя полученные результаты, авторы статьи отмечают, что, несмотря на интенсивные интеграционные процессы, инициированные развитием экономики знаний, для всех типов привычное разделение на сферы университетской деятельности, промышленности, бизнеса и т.д. продолжает существовать и играет существенную роль при выборе будущей карьерной траектории. Кроме того, авторы отмечают, что описанное ими разнообразие моральных позиций сформировалось практически на одной институциональной основе. Научные пуристы, социальные идеалисты, «строгие» и «слабые» прагматики и академические капиталисты получали образование в одних и тех же университетах и, следовательно, имеют сходный опыт практической деятельности в научной сфере. Это отражает сложность и неоднозначность процессов вовлечения университетской науки в формирование экономики знаний.

Авторы выражают опасение, что отсутствие согласия по поводу происходящих изменений может существенно осложнить интеграцию университетской науки в экономику знаний. В связи с этим они предлагают осуществить ряд мер, которые способствовали бы формированию в академической среде согласия по поводу формирования экономики знаний. Во-первых, они предлагают соз-

дание для потенциальных обладателей докторской степени специальных дискуссионных площадок, в рамках которых могли бы обсуждаться проблемы развития экономики знаний и формироваться позитивное отношение молодых ученых к этому процессу. Во-вторых, необходимо усилить практическую ориентированность подготовки будущих докторов, организовывать для них практики в профильных коммерческих и государственных структурах, что позволило бы им получить необходимый опыт для интеграции в экономику знаний. Все это, по мнению авторов, должно существенным образом повысить способность будущих обладателей докторской степени использовать свою научную квалификацию за пределами чисто академической сферы и тем самым принимать активное участие в формировании современной экономики знаний.

М.О. Лихачев

2016.02.029. ФРАНК Х., ЛАНДСТРЁМ Х. КАК СДЕЛАТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ИНТЕРЕСНЫМИ? РАЗМЫШЛЕНИЯ О СТРАТЕГИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗРЫВА МЕЖДУ СТРОГОСТЬЮ И АКТУАЛЬНОСТЬЮ. FRANK H., LANDSTROM H. What makes entrepreneurship research interesting? Reflections on strategies to overcome the rigour-relevance gap / Entrepreneurship & regional development. - 2015. - 26 p. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1080/08985626.2015.1100687

Ключевые слова: исследования предпринимательства; ин-ституционализация; интересные исследования; строгость; актуальность; прикладные знания; практика; теория.

Авторы, сотрудники Института менеджмента и предпринимательства в малом бизнесе при Венском университете экономики и бизнеса (Австрия) и Центра предпринимательства им. С.К. Джонсона при Лундском университете (Швеция), рассматривают проблему повышения актуальности и востребованности исследований предпринимательской деятельности в современной экономической науке и общественной сфере. Авторы опираются на понятие «интересное исследование», сочетающее в себе квалифицированную разработку и качественное представление результатов с новым содержанием, бросающим вызов устоявшимся представлениям и по-новому раскрывающим важную научную проблему. Авторы ставят

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.