Научная статья на тему '2015. 04. 022. Взгляды авторов докторских исследований на предпринимательство: разброс от «Ответственности за лучшее будущее» до «Бранного слова» / Уолш И. , Харгрейвс К. , Хиллеманн-Делани У. , ли Цзичжэнь. Doctoral researchers’ views on entrepreneurship: ranging from «a responsibility to improve the future» to «a dirty word» / Walsh E. , Hargreaves C. , Hillemann-Delaney U. , Li Jizhen // Studies in higher education. - 2015. - Vol. 40, n 5. - p. 775-790. - Mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1080/03075079. 2013. 842219'

2015. 04. 022. Взгляды авторов докторских исследований на предпринимательство: разброс от «Ответственности за лучшее будущее» до «Бранного слова» / Уолш И. , Харгрейвс К. , Хиллеманн-Делани У. , ли Цзичжэнь. Doctoral researchers’ views on entrepreneurship: ranging from «a responsibility to improve the future» to «a dirty word» / Walsh E. , Hargreaves C. , Hillemann-Delaney U. , Li Jizhen // Studies in higher education. - 2015. - Vol. 40, n 5. - p. 775-790. - Mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1080/03075079. 2013. 842219 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОКТОРСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КАРЬЕРА / ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лихачев М.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 04. 022. Взгляды авторов докторских исследований на предпринимательство: разброс от «Ответственности за лучшее будущее» до «Бранного слова» / Уолш И. , Харгрейвс К. , Хиллеманн-Делани У. , ли Цзичжэнь. Doctoral researchers’ views on entrepreneurship: ranging from «a responsibility to improve the future» to «a dirty word» / Walsh E. , Hargreaves C. , Hillemann-Delaney U. , Li Jizhen // Studies in higher education. - 2015. - Vol. 40, n 5. - p. 775-790. - Mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1080/03075079. 2013. 842219»

тями исследований, результаты которых более востребованы на международном уровне. Однако представители политических кругов, принимающих решения в сфере управления наукой и образованием, не считают эту тенденцию саму по себе или в сочетании с тенденцией усиления гендерного неравенства существенным недостатком этой системы. С их точки зрения, основной проблемой PBRF является недооценка исследований, осуществляемых в области технических и математических наук, и связанное с этим их недостаточное финансирование. Поскольку именно эта сфера научной деятельности рассматривается политическим руководством как основной источник инновационной активности и катализатор экономического развития, недостаточное финансирование исследований в этой сфере является серьезным аргументом в пользу коренного изменения системы финансирования научных исследований. Автор полагает, что по этой причине в ближайшее время система PBRF будет ликвидирована или подвергнется радикальному реформированию. Однако, по мнению автора, любая другая система финансирования научных исследований, которая будет принята в Новой Зеландии, неизбежно столкнется с проблемами гендерного неравенства и культурного кринча, которые стали неотъемлемой частью жизни новозеландского академического сообщества. Их преодоление представляет собой серьезную социально-психологическую и культурологическую проблему, которая может потребовать для своего разрешения целого исторического периода.

М.О. Лихачев

2015.04.022. ВЗГЛЯДЫ АВТОРОВ ДОКТОРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: РАЗБРОС ОТ «ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЛУЧШЕЕ БУДУЩЕЕ» ДО «БРАННОГО СЛОВА» / Уолш И., Харгрейвс К., Хиллеманн-Делани У., Ли Цзичжэнь.

Doctoral researchers' views on entrepreneurship: Ranging from «a responsibility to improve the future» to «a dirty word» / Walsh E., Har-greaves C., Hillemann-Delaney U., Li Jizhen // Studies in higher education. - 2015. - Vol. 40, N 5. - P. 775-790. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1080/03075079.2013.842219

Ключевые слова: предпринимательское образование; докторские исследования; исследовательская карьера; подготовка исследователей.

Авторы, сотрудники Лондонского имперского колледжа (Великобритания) и Школы технологии и менеджмента при Университете Циньхуа (Китай), представляют результаты своего исследования, касающегося отношения научных работников, осуществляющих докторские исследования в университетах Великобритании и Китая, к развитию предпринимательской деятельности в академической среде. В современном мире традиционная концепция университета как сообщества ученых, объединенного бескорыстным стремлением к истине1, утратила свою актуальность. Ей на смену пришла концепция «предпринимательского университета», которая означает не просто повышение степени участия представителей университетской науки в предпринимательских проектах, но и значительные институциональные и поведенческие изменения в самой академической среде2.

Принципиальный сдвиг в сторону концепции «предпринимательских университетов» в Великобритании непосредственно связан с сокращением государственного финансирования. Оно снизилось с 5,8 млрд ф. ст. в 2008-2009 гг. до 3,2 млрд ф. ст. в 2012-2013 гг., финансирование научных исследований снизилось с 1,8 млрд ф. ст. до 1,6 млрд ф. ст. за тот же период (с. 776). Тесное взаимодействие университетов с промышленными компаниями стало критически важным аспектом их деятельности, необходимым для финансирования университетов. Пропорциональное соотношение бюджетного и частного финансирования радикально изменилось: в 2000 г. 68% составляло государственное финансирование и 32% - финансирование, привлекаемое за счет частных источников; в 2007 г. государственное финансирование составляло уже только 36%, а доля частного финансирования возросла до 64% (с. 776).

В Китае, наоборот, государственное финансирование высшего образования возросло с 47 млрд юаней в 1999 г. до 226 млрд юаней в 2009 г. Одновременно осуществлялось стимулирование пред-

1 Jaspers K. The idea of the university. - L.: Peter Owen, I960.

2 Etzkowitz H. The norms of entrepreneurial science: Cognitive effects of the new university industry linkages // Research policy. - 1998. - Vol. 27. - P. 823-834.

принимательской активности и взаимодействия с промышленностью. Соответствующие законы были приняты в 1999 г. (с. 776).

Включение университетов в предпринимательскую деятельность требует формирования соответствующих институциональных структур, которые могли бы обеспечить реализацию предпринимательских проектов и получение соответствующего дохода. Создание университетских инновационных центров и бизнес-инкубаторов способствует вовлечению преподавательского состава и студентов университетов в реализацию предпринимательских проектов и получению дополнительных доходов1.

В современном высшем образовании растет количество студентов, ориентированных на получение докторской степени. В Китае число выпускников, получающих докторскую степень, возросло за период 1998-2008 гг. на 400%. В Европейском союзе этот рост был гораздо более скромным, тем не менее он составил 5% (с. 776). В Великобритании рост числа выпускников с докторской степенью был более внушительным и составил 18%2. Политические структуры проявляют все больший интерес к этой категории выпускников, поскольку рассматривают их как основной источник кадров для стремительно формирующейся «экономики знаний». В связи с этим особое значение приобретает наличие у выпускников соответствующих предпринимательских навыков, которые позволили бы им эффективно действовать в новой сфере бизнес-активности, связанной с процессами коммерциализации нового научного знания и технологий не только в рамках академических структур, но и за их пределами. Развитие предпринимательских навыков у будущих докторов наук рассматривается как одно из магистральных направлений повышения роли научных исследований в экономическом развитии страны. Однако многие исследователи утверждают, что процесс вовлечения выпускников в предпринимательскую деятельность может отрицательно сказываться не только на академической свободе, но и на экономической эффективности научных исследований. Это может произойти в результате непра-

1 Brinkley I. Defining the knowledge economy. - L.: The work foundation,

2006.

2

Jorgensen T.E. Codoc - cooperation on doctoral education between Africa, Asia, Latin America and Europe. - Brussels: European univ. assoc., 2012; Borrell-Damien L. Collaborative doctoral education. - Brussels: European univ. assoc., 2009.

вильных решений в научной политике, отдающей приоритет прикладным исследованиям в ущерб фундаментальным1.

Неформальные свидетельства о деятельности британских и китайских студентов демонстрируют существенные различия в их поведении как в сфере научной, так и в сфере предпринимательской деятельности. Поэтому авторы видят свою главную задачу в том, чтобы выявить отношение британских и китайских студентов, претендующих на докторскую степень, к предпринимательской активности в академической сфере и их взгляды на взаимосвязь научных исследований и предпринимательской деятельности.

Для решения этой задачи авторы провели опрос, в котором были задействованы фокус-группы, каждая из которых включала в себя восемь студентов-докторантов в пяти из десяти исследовательских областей из сферы технических и математических наук (STEM). В каждую группу входило пять британских студентов и три китайских. Участие в опросе было добровольным и анонимным. Вопросник содержал в себе одновременно открытые и закрытые вопросы, составленные на основе шкалы Лайкерта (Likert scale), содержащей пять уровней оценки. Для сравнения ответов британских и китайских участников опроса была собрана база, включающая в себя 260 анкет (146 от британских студентов, из которых 60% были мужчины, и 114 от китайских студентов, из которых 68% были мужчины) (с. 778). Анализ анкет был дополнен данными 17 углубленных интервью со специально отобранными британскими и китайскими студентами продолжительностью около 50 мин.

Для решения поставленной задачи авторы выделили пять основных тем, характеризующих степень вовлеченности участников опроса в предпринимательскую деятельность и их отношение к ней: как участники опроса определяют понятие «предпринимательство»; какие взаимосвязи существуют между научными исследованиями и предпринимательской деятельностью; какая взаимосвязь существует между исследованиями, ориентированными на получение PhD, и предпринимательской деятельностью; каковы карьер-

1 Ylijoki O.H. Entangled in academic capitalism? A case-study on changing ideals and practices of university research // Higher education. - 2003. - Vol. 45. - P. 307335.

ные перспективы участников опроса; насколько они связаны с будущей предпринимательской активностью.

В целом полученные результаты свидетельствуют о достаточно высоком уровне сходства оценок британских и китайских участников опроса. Ответы респондентов демонстрируют примерно одинаковый уровень коммерческой активности, сложившейся в их непосредственном научном окружении. В частности, 26% британских и 22% китайских респондентов согласились с тем, что коммерческая активность является важным результатом их групповой исследовательской деятельности. Кроме того, 19% британских и 23% китайских участников опроса признали, что они довольно интенсивно сотрудничают с коллегами, вовлеченными в деятельность новых инновационных компаний (start-up) (с. 779).

Большинство участников опроса (81% китайских и 91% британских респондентов) ответили на открытый вопрос о том, как они определяют понятие «предпринимательство». В ходе анализа ответов авторы вычленили следующие дефиниции: 26% китайских и 37% британских респондентов отметили, что предпринимательство предполагает создание бизнес-предприятий; 23% китайских и 25% британских респондентов охарактеризовали предпринимательство как «делание денег»; 11% китайских и 7% британских респондентов отметили, что предпринимательство включает в себя принятие рисков и управление ими; 17% китайских и 2% британских респондентов включили в понятие предпринимательства необходимость сотрудничества с другими людьми и организациями; 19% китайских и 3% британских респондентов отметили, что предпринимательская деятельность содействует росту общественного благосостояния (с. 779).

Последние два пункта демонстрируют значительные различия в оценках между китайскими и британскими респондентами. Они явно имеют более высокую значимость для китайских респондентов, что, очевидно, связано с их традициями и ценностными установками. Авторы подтверждают это характерной цитатой из анкеты одного из китайских респондентов: «Предпринимательство предполагает смелость в выдвижении новых идей, способность разрабатывать их и продвигать в обществе, содействуя благу этого общества, оно предполагает принятие ответственности за лучшее будущее» (с. 779). Таким образом, возможность сотрудничества с

коллегами и возможность внести свой вклад в общее благо являются значимыми характеристиками академического предпринимательства для молодых китайских ученых.

В противоположность этому британские респонденты демонстрируют значительно более узкое понимание термина «предпринимательство». Они определяют его как «... способность увидеть наличие неудовлетворенного спроса на рынке и способность создать товары и / или услуги, удовлетворяющие этот спрос», а также как «. способность видеть возможности, существующие за пределами своей узкой сферы деятельности и способность использовать их» (с. 780). Некоторые определения предпринимательства британскими респондентами носили негативный характер. Так, один респондент определил предпринимательство как «изобретение чего-либо исключительно с целью заработать денег» (с. 780).

Еще одно существенное различие между китайскими и британскими респондентами обнаружилось в оценке значимости фактора получения денежного дохода: 58% британских респондентов согласились с утверждением о том, что предпринимательская деятельность имеет своей главной целью получение прибыли, в то время как среди китайских респондентов процент согласных с данным утверждением составил только 29% (с. 780). В качестве иллюстрации авторы цитируют анкету одного китайского респондента, который утверждает: «Я думаю, что предпринимательство не есть простое средство получить деньги, возможно, в случае успеха мы сможем получить много денег, но я думаю, что изначально эта деятельность в большей мере направляется бескорыстным интересом и желанием сделать что-нибудь» (с. 780).

Интересные результаты были также получены авторами в процессе анализа оценки респондентами важности академического предпринимательства как составляющей научной деятельности, а также взаимосвязей, которые существуют между научными исследованиями, предпринимательской деятельностью и экономическим развитием. Так, 38% китайских и 27% британских респондентов согласились с утверждением о том, что предпринимательство является важным аспектом академической деятельности. При этом 42% китайских и 72% британских респондентов согласились с утверждением, что главной целью научно-исследовательской деятельности является расширение сферы знаний об окружающем мире.

Важность вклада результатов научных исследований в развитие национальной экономики признали 73% китайских и 35% британских респондентов. А с утверждением о том, что ученому-исследователю должно быть свойственно стремление к получению прибыли, согласилось 47% китайских и 21% британских респондентов (с. 781).

Очевидно, что обе группы респондентов в одинаковой степени признают важность академического предпринимательства как необходимой составляющей современной научной деятельности. Они также признают большое значение фундаментальных научных исследований, которые являются базой для прикладных исследований и разработки новых технологий. При этом многие респонденты вполне осознают противоречие, возникающее между стремлением предпринимателей к получению значительной прибыли в краткосрочном плане и исследователями, занимающимися решением фундаментальных проблем, которые могут принести экономический эффект только в долгосрочном плане.

При этом китайская и британская группы респондентов демонстрируют большие различия в отношении оценки значимости науки как источника чистого научного знания. Этой точке зрения в наибольшей степени привержены британские респонденты. Китайские респонденты, напротив, в большей степени ориентированы на практическое использование приобретаемых знаний. Один из них формулирует свою точку зрения по этому вопросу следующим образом: «Я думаю, исследования могут подразделяться на множество категорий... однако большинство из них должно иметь практическую направленность и вносить свой вклад в развитие экономики» (с. 781). Это настроение также выражается в том, что китайские респонденты гораздо чаще, чем британские, связывают результативность своей научной деятельности с процессами развития национальной экономики. Как утверждает другой китайский респондент: «Я полагаю, что конечной целью наших исследований является стимулирование экономического роста и содействие историческому прогрессу» (с. 781).

Также значительные различия между китайскими и британскими респондентами наблюдаются в отношении оценки стремления к получению прибыли. Если значительная часть китайских респондентов рассматривают подобное стремление как естествен-

ный стимул для представителей академического сообщества, то британские респонденты относятся к этому стимулу более настороженно, а подчас даже негативно. По утверждению одного из респондентов, «коммерция в какой-то мере является бранным словом в академических кругах» (с. 782). Другой утверждает, что «научные исследования имеют свои собственные критерии оценки», и если можно получить новые знания, то это ценно само по себе, безотносительно к тому, создается ли в результате продукт, который можно коммерциализировать (с. 782). Многие британские респонденты, признавая важность поиска финансовых ресурсов для осуществления исследований, тем не менее выражают недовольство тем, что они вынуждены тратить на это время, которое можно было бы потратить на исследования.

Вместе с тем 94% китайских и 90% британских респондентов отметили, что работа над их докторскими исследованиями способствовала развитию их предпринимательских способностей, а 79% китайских и 81% британских респондентов высоко оценили вероятность использования этих способностей в своей будущей научной деятельности (с. 782). При этом 33% китайских и 11% британских респондентов отметили, что участие в предпринимательских проектах положительно повлияло на их исследовательские навыки; 23% китайских и 5% британских респондентов заявили, что усовершенствовали свои навыки командной работы; 10% китайских и 24% британских респондентов развили свои навыки в области управления исследовательскими проектами (с. 782). Авторы отмечают, что существенное различие между британской и китайской группами респондентов заключается в том, что значительная часть британских респондентов (31%) крайне низко оценивают значимость приобретения предпринимательских навыков и вероятность своего участия в предпринимательских проектах в дальнейшем. Как заявил один из британских респондентов: «PhD - это тренинг исследовательских навыков. Если бы я был вынужден в моем университете проходить тренинг предпринимательских навыков, я был бы разочарован» (с. 782). Среди китайских респондентов подобного мнения придерживается всего лишь 8%.

Ответы респондентов относительно их ближайших карьерных планов выявили, что и в китайской, и в британской группе лишь около 5% предполагают непосредственно включиться в

предпринимательскую деятельность. Наиболее распространенной карьерной перспективой (у 41% британских респондентов и 38% китайских) является работа в университете (с. 783).

Оценивая свои отдаленные карьерные перспективы, 79% китайских и лишь 28% британских респондентов ответили, что с высокой долей вероятности рассматривают предпринимательство как составную часть своей будущей деятельности. Примерно одинаковый процент китайских и британских респондентов (33 и 35% соответственно) заявили, что предпринимательская деятельность кажется им слишком рискованной, чтобы они решились заниматься ею самостоятельно. 43% китайских и 24% британских респондентов сказали, что реализация их докторских исследований повысила степень вероятности их участия в предпринимательских проектах в будущем (с. 783). В этом также проявилось существенное различие между китайской и британской группами респондентов. «Я полагаю, что, выполняя свои докторские исследования, я действовал скорее как предприниматель, создающий собственную компанию. Поэтому я полагаю, что мои будущие исследования будут связаны с участием в предпринимательских проектах», - сообщил один из китайских респондентов. Напротив, один из британских респондентов заявил, что не имеет желания контролировать или эксплуатировать труд других людей (с. 783).

Участники опроса также дали ответы относительно барьеров, которые препятствуют их участию в предпринимательской деятельности. Китайская и британская группы респондентов продемонстрировали практически одинаковый уровень неприятия риска (о высоком уровне неприятия риска заявили 11% китайских и 15% британских респондентов). При этом значительная часть британских респондентов указала, что предпринимательская деятельность противоречит их ценностным установкам и не представляет для них интереса - 20% и 18% соответственно (с. 784). Подобные ответы среди китайских респондентов практически не встречаются. В числе барьеров, препятствующих развитию предпринимательской активности, 24% китайских и 10% британских респондентов отметили отсутствие необходимых финансовых ресурсов; 19% китайских и 8% британских респондентов - недостаток предпринимательского опыта и знаний; 16% китайских и 6% британских респондентов - недостаток связей в деловом мире (с. 784). В этом

плане типичным является следующий комментарий китайского респондента: «У меня нет ни необходимого опыта, чтобы выстроить свой собственный бизнес шаг за шагом, ни знакомых бизнесменов, опытом которых я мог бы воспользоваться» (с. 784). Очевидно, что китайская группа респондентов акцентирует внимание на внешних барьерах, препятствующих им, в то время как британские респонденты придают большую значимость внутренним препятствиям, связанным с их личными ценностными и поведенческими установками, обусловливающими их негативное отношение к академическому предпринимательству.

В целом можно сказать, что китайская группа респондентов демонстрирует более позитивное восприятие академического предпринимательства и поведенческие установки, в большей мере соответствующие концепции «предпринимательского университета», в то время как британские респонденты по своим поведенческим установкам значительно ближе к традиционной концепции университетской науки, ориентированной на бескорыстный поиск нового научного знания. Анализируя полученные результаты, авторы приходят к выводу, что, поскольку обе группы респондентов действуют в академической среде, характеризующейся примерно одинаковым уровнем предпринимательской активности, различия в восприятии академического предпринимательства между китайской и британской группами респондентов объясняются другими факторами. Сторонники концепции «предпринимательского университета» обычно полагают, что изменение ценностных и поведенческих установок в среде академического сообщества происходит по мере того, как формируется институциональная структура, позволяющая ученым совмещать проведение качественных научных исследований с зарабатыванием денег1. Однако несмотря на значительное развитие предпринимательской активности и огромную роль внебюджетного финансирования в деятельности британских университетов, молодые британские ученые демонстрируют значительно более низкую приверженность академическому предпринимательству, чем их китайские коллеги. Большое значение, придаваемое британскими респондентами существующим внут-

1 Etzkowitz H., Zhou C. Building the entrepreneurial university: A global perspective // Science and public policy. - 2008. - Vol. 35. - P. 627-636.

ренним препятствиям их участию в предпринимательской деятельности, свидетельствует о том, что простого изменения институциональной структуры и системы стимулов недостаточно для создания психологического климата, благоприятного для развития предпринимательской деятельности.

Авторы полагают, что различия между китайской и британской группами респондентов объясняются действием трех факторов: 1) культурные различия; 2) социально-экономический фон; 3) различия в проведении докторских исследований в британских и китайских университетах. В культурном плане китайское общество традиционно рассматривается как более коллективистское и более ориентированное на групповую солидарность, чем на индивидуализм, по сравнению с британским1. Это соответствует восприятию предпринимательства китайскими респондентами как деятельности, ориентированной на сотрудничество с другими людьми и на повышение общественного благосостояния. Это также объясняет, почему китайские респонденты придают такое большое значение недостатку личных контактов как барьеру, препятствующему развитию их предпринимательской активности .

Различия в социально-экономических условиях также влияют на мнения китайской и британской групп респондентов. В отличие от Великобритании, экономика которой переживает тяжелые последствия кризиса 2008-2009 гг., экономика Китая продолжает быстро развиваться. При этом высшее образование в Китае является одним из главных приоритетов государственной политики и имеет высокий статус в глазах большей части общества3. Предложение специалистов с высшим образованием на китайском рынке труда

1 Hofstede G. Cultures and organisations: Software of the mind. - L.: McGraw-Hill, 1991; Saurav P., Autio E. The effects of national culture on entrepreneurial processes: A multi-level analysis // Frontiers of entrepreneurship research. - 2011. - Vol. 31,

P. 15-18.

2

Macfarlane B., Zhang J., Pun A. Academic integrity: A review of the literature // Studies in higher education. - 2012. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1080/ 03075079.2012.709495; Nisbett R.E. The geography of thought. - L.: Nicholas Brealey, 2005.

3

Leung J., Shek D. Validation of the Chinese parental sacrifice for child's education scale // International journal on disability and human development. - 2011. -Vol. 10. - P. 209-215.

значительно превышает спрос. Уровень безработицы среди выпускников высших учебных заведений в Китае составляет в последние годы 30%, в то время как в Великобритании он составляет лишь 8%. Такие проблемы с трудоустройством у китайских выпускников делают для них более привлекательным выбор в пользу развития собственной предпринимательской деятельности (с. 786).

Третий фактор, влияющий на различия мнений китайской и британской групп респондентов, - специфика подготовки докторских исследований в китайских и британских университетах. В китайских университетах подготовка будущих докторов с самого начала предполагает включение их в исследовательские группы, занимающиеся решением прикладных задач в рамках исследуемых научных проблем. В этих исследовательских группах потенциальные авторы докторских диссертаций получают опыт командной работы и опыт взаимодействия с промышленными и бизнес-структурами. Этот аспект профессиональной подготовки будущих докторов в гораздо большей степени развит в китайских, чем в британских университетах.

Проведенное исследование позволяет авторам сделать ряд важных выводов. Во-первых, авторы отмечают определенное противоречие между целями проводимой в Великобритании политики, направленной на коммерциализацию университетской науки, и настроениями, распространенными среди молодых британских ученых, которые в значительной степени негативно относятся к этому процессу. Продолжение этой политики должно привести к изменению структуры отбора потенциальных обладателей докторской степени, в результате чего предпочтение будет отдаваться претендентам с более развитыми навыками предпринимательской деятельности и наличием опыта коммерциализации научных результатов. Однако это может сделать карьеру ученого-исследователя менее привлекательной для одаренных молодых людей, имеющих склонность к чисто исследовательской деятельности.

Во-вторых, поскольку многие молодые британские ученые имеют негативное или нереалистичное представление о характере предпринимательской деятельности, они не смогут воспользоваться многими преимуществами для развития своих исследований, предоставляемыми предпринимательством. Поэтому развитие предпринимательских навыков является необходимым для того,

чтобы избежать в будущем упущенных возможностей в развитии научной карьеры.

В-третьих, существует риск того, что докторские исследования вскоре станут рассматриваться лицами, осуществляющими государственную политику в сфере образования, как не соответствующие интересам и потребностям индустрии и коммерции. Такие настроения уже имеют место в государственных структурах, осуществляющих управление образованием, в Великобритании и в других европейских государствах1. Если в ближайшее время они не увидят достаточной отдачи от средств, затрачиваемых на финансирование высшего образования, этот бюджет подвергнется существенному сокращению, что будет иметь тяжелые последствия для университетов и приведет к ослаблению их позиции в международной конкуренции и снижению их роли в формировании современной экономики знаний.

М.О. Лихачев

1 Halse C., Mowbray S. The impact of the doctorate // Studies in higher education. - 2011. - Vol. 36. - P. 513-525.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.