2015.03.030. ДЕ СИЛЬВА М. АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ТРАДИЦИОННЫЕ АКАДЕМИЧЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ: СИНЕРГИЯ ИЛИ СОПЕРНИЧЕСТВО? DE SILVA M. Academic entrepreneurship and traditional academic duties: Synergy or rivalry? // Studies in higher education. - 2015. -P. 1-17. - D0I:10.1080/03075079.2015.1029901.
Ключевые слова: академическое предпринимательство; традиционные академические обязанности; синергия; условия ограниченности ресурсов; соперничество.
Автор, сотрудник Колледжа Брикбек Лондонского университета, рассматривает влияние академического предпринимательства на исполнение традиционных академических обязанностей и функций в условиях ресурсной ограниченности. В рамках своего исследования он стремится найти ответ на вопрос о том, находятся ли академическое предпринимательство и традиционная академическая деятельность в отношениях синергетического взаимодействия или в отношениях соперничества за использование ограниченных ресурсов?
Автор утверждает, что университеты являются ключевыми институтами современной инновационной системы и их вовлечение в предпринимательскую активность наряду с их традиционной деятельностью по обучению и проведению научных исследований вызывает неоднозначные оценки. Одни авторы рассматривают участие в предпринимательской деятельности как положительный фактор, дающий бесчисленные преимущества для самих университетов, бизнеса и экономической системы в целом. Другие утверждают, что вовлечение в предпринимательскую деятельность может оказывать негативный эффект на реализацию традиционных академических функций университетов (с. 3).
Этот негативный эффект неизбежно возникает в силу ограниченности материальных и людских ресурсов. С того момента, когда университеты начинают совмещать традиционную академическую деятельность с предпринимательской активностью, конфликт по поводу распределения ограниченных ресурсов начинает приводить к неоптимальному выполнению обеих функций. Эта проблема может быть более острой для университетов, действующих в условиях жестких ресурсных ограничений и менее значимой
для тех университетов, которые имеют в своем распоряжении значительные ресурсы. Однако ресурсные ограничения существуют всегда. Главные виды ресурсных ограничений, с которыми сталкиваются университеты, - это недостаток квалификации персонала, недостаток финансов, инфраструктурные, технологические и институциональные ограничения1. Проблемы, порождаемые этими ограничениями, наиболее ярко выступают в условиях, когда ресурсная база, доступная для университетов, находится на предельно низком уровне. Такое положение характерно для стран «третьего мира». Поэтому автор статьи избрал объектом своего исследования академическое и университетское сообщество острова Шри-Ланка.
В качестве теоретической основы для разграничения различных форм и видов деятельности академического сообщества автор использует понятие «академическое предпринимательство», сформировавшееся в современной науковедческой литературе. Изначально оно использовалось для того, чтобы выделить группу представителей академического сообщества, участвующих в формировании и функционировании коммерческих предприятий. Позднее оно было существенно расширено и стало включать в себя помимо прямого участия представителей академического сообщества в деятельности коммерческих организаций также и многообразные формы трансферта знаний и технологий из академической сферы в сферу коммерческого использования. Поэтому для описания академического предпринимательства автор использует концепцию «множественной активности», которая включает в себя три компонента:
1) предпринимательскую активность, связанную с образованием;
2) предпринимательскую деятельность, связанную с научными исследованиями; 3) предпринимательскую деятельность, связанную с созданием коммерческих предприятий (с. 3).
Предпринимательство, связанное с образовательной деятельностью, включает в себя преподавательскую деятельность за пре-
1 Griffith-Jones S., Bhattacharya A., Antoniou A. Enhancing private capital flows to developing countries in the new international context // Commonwealth economic paper series. - L.: Economic affairs division of the Commonwealth secretariat, 2003; Alexander K., Andenas M. The World Trade Organization and trade in services. -Leiden: Koninklijke Brill NV, 2008; World Bank. Global economic prospects and the developing countries. - Wash., DC: World Bank publications, 2010.
делами университета, разработку и реализацию новых образовательных программ и организацию курсов и тренингов для персонала коммерческих предприятий.
Предпринимательство, связанное с исследовательской деятельностью, включает проведение исследований на базе действующих промышленных предприятий; консультирование промышленных предприятий по вопросам разработки и внедрения новых технологий, осуществляемое на базе университета; частные консультации по аналогичным вопросам; разработку продуктов или услуг, имеющих потенциальные возможности их коммерциализации; участие в исследовательских проектах совместно с коммерческими предприятиями; участие в деятельности малых предприятий, связанное с научными исследованиями.
Предпринимательство, связанное с созданием коммерческих организаций, включает в себя создание промышленными компаниями и университетами совместных венчурных предприятий; создание представителями академического сообщества совместных венчурных предприятий с промышленными компаниями в частном порядке; создание коммерческих предприятий при университетах (spin-off companies); создание в университетах бизнес-инкубаторов и научных парков; создание университетских центров, деятельность которых направлена на коммерциализацию результатов научных исследований; создание представителями академического и университетского сообществ собственных предприятий.
Все эти многообразные виды деятельности осуществляются представителями академического и университетского сообщества наряду с их традиционными академическими обязанностями и функциями. В современной литературе не существует единого мнения о том, насколько предпринимательская деятельность в академической сфере может эффективно сочетаться с традиционными академическими функциями. Многочисленные исследования этого вопроса, проводившиеся в основном на основе изучения практики университетов развитых стран, располагающих значительными материальными и людскими ресурсами, дают противоречивые результаты. Ряд исследователей подтверждают негативный эффект академического предпринимательства, связанный, во-первых, с отвлечением ограниченных материальных и финансовых ресурсов университета от традиционных академических форм деятельности
и, во-вторых, с трудностями распределения усилий персонала университета между традиционными академическими и предпринимательскими формами активности. Одна из специфических характеристик предпринимательской деятельности заключается в высокой степени ее интенсивности. Поэтому вовлечение университетских структур в различные виды предпринимательской активности отрицательно сказывается на эффективности реализации традиционных академических форм деятельности1. Результаты, полученные другими исследователями, напротив, свидетельствуют о положительном влиянии академического предпринимательства на традиционные формы академической активности - обучение и научные исследования. Во-первых, многие исследователи обнаруживают устойчивую положительную корреляцию между числом научных публикаций и степенью вовлеченности университетов в предпринимательскую активность2. Во-вторых, участие университетов в предпринимательской активности дает возможность сделать подготовку будущих выпускников более соответствующей сфере их будущей профессиональной деятельности в индустрии или иных сферах бизнеса. В результате образовательная деятельность университетов становится гораздо более эффективной, чем она была бы при отсутствии значительной предпринимательской деятельности.
Эти расхождения приводят автора к вопросу о том, какие условия обеспечивают синергетическое взаимодействие между академическим предпринимательством и традиционной академической деятельностью, а какие ведут к конфликту между ними? Он выделяет четыре условия, которые имеют ключевое значение для решения этого вопроса: 1) финансирование; 2) материальные и людские ресурсы; 3) знания и навыки; 4) возможности сетевого
1 Dasgupta P., David P.A. Toward a new economics of science // Research policy. - 1994. - Vol. 23. - P. 487-521.; Rosenberg N., Nelson R.R. American universities and technical advance in industry // Research policy. - 1994. - Vol. 23. - P. 323-348; Van Dierdonck R., Debackere K. Academic entrepreneurship at Belgian universities // R&D management. - 1988. - Vol. 18, N 4. - P. 341-353.
Brooks H., Randazzese L. University-industry relations: The next four years / Investing in innovation: Creating a research and innovation policy that works // Branscomb L., Keller J. (eds). - Cambridge: MIT press, 1999. - P. 361-399; Calvert J., Patel P. University-industry research collaborations in the UK: Bibliometric trends // Science and public policy. - 2003. - Vol. 30, N 2. - P. 85-96.
взаимодействия. Исходя из этого, автор формулирует вопросы своего исследования.
Проблема финансирования заключается в том, что, с одной стороны, предпринимательская активность приносит университету дополнительные доходы и тем самым снижает ограниченность финансовых ресурсов, а с другой - она может поглощать значительную часть финансирования, предназначенного для реализации традиционных форм академической деятельности. Поэтому первый вопрос звучит так: финансирование - источник синергетического взаимодействия или соперничества между академическим предпринимательством и традиционными формами академической деятельности?
Многочисленные исследования показывают, что развитие академического предпринимательства дает университетам широкие возможности использования материальных ресурсов и возможностей промышленных компаний. Кроме того, проведение совместных исследований с промышленными компаниями повышает исследовательский статус университета. Однако дополнительные усилия персонала университета, направляемые на реализацию предпринимательских проектов, могут привести к снижению эффективности исполнения традиционных академических функций. Поэтому второй вопрос своего исследования автор формулирует так: доступность материальных и людских ресурсов - источник синергетического взаимодействия или соперничества между академическим предпринимательством и традиционными формами академической деятельности?
Исследования также показывают, что представители академического сообщества используют свое участие в предпринимательских проектах для развития своих исследовательских знаний и навыков, а также для расширения деловых связей и контактов в профессиональной среде, что способствует существенному улучшению реализации их традиционных академических функций. Однако они могли бы с не меньшим, а может быть, и большим успехом достигнуть этого в процессе исполнения своих традиционных академических функций. Исходя из этого, автор формулирует третий и четвертый вопросы своего исследования следующим образом: получение новых знаний и развитие исследовательских навыков -источник синергетического взаимодействия или соперничества
между академическим предпринимательством и традиционными формами академической деятельности; расширение профессиональных связей и контактов - источник синергетического взаимодействия или соперничества между академическим предпринимательством и традиционными формами академической деятельности?
Сформулированные таким образом вопросы легли в основу опроса, который автор провел среди представителей академического сообщества государства Шри-Ланка, которое представляет собой яркий пример ограниченности ресурсов, характерной для стран «третьего мира». Эта страна относится к группе стран с низким средним уровнем производства ВВП на душу населения (в 2010 г., по данным Всемирного банка, этот показатель составлял 2375 долл. США) (с. 7). В соответствии с классификацией, принятой Всемирным банком, Шри-Ланка занимает 50-е, 16-е, 26-е и 55-е места, соответственно, по финансовым возможностям, развитию инфраструктуры, технологическим и институциональным ресурсам. Следовательно, страна имеет крайне низкий уровень поддерживающих механизмов институциональных условий для обеспечения взаимодействия между университетским сообществом и промышленными компаниями (с. 7). В Шри-Ланке отсутствуют частные университеты, вся система высшего образования представлена 13 университетами, созданными государством. Государственные расходы на содержание этих университетов в 2012 г. составили 0,27% ВВП, что существенно ниже среднего уровня расходов по ОЭСР (1,2% ВВП) и даже ниже уровня расходов в некоторых других странах, имеющих приблизительно такой же уровень экономического развития (в Индии расходы на содержание системы высшего образования составляют около 0,67% ВВП) (с. 7). Все это свидетельствует о крайней степени ресурсоограниченности1.
На первом этапе исследования был проведен онлайн-опрос с целью сбора данных об участии представителей академического сообщества в различных формах предпринимательской активности, а также выявления тех, кто принимает непосредственное участие в создании и функционировании промышленных компаний. Второй этап исследования заключался в проведении выборочного углуб-
1 OECD. Education at a glance 2010: OECD indicators. - P.: OECD, 2010. -Mode of access: http://www.oecd.org/document/52/0,3746,en_2649_39263238_458978 44_1_1_1_1,00.html
ленного опроса представителей академического сообщества с целью сбора более точных количественных данных об их предпринимательской активности и ее влиянии на исполнение ими традиционных академических функций. Для проведения опросов из 4215 сотрудников, занимающих академические должности в университетах Шри-Ланки, была сделана выборка в 1182 человека, охватывающая 6 из 13 университетов и структурированная по возрастному и территориальному признаку. В опросе, проводившемся в апреле-мае 2012 г., приняли участие 358 респондентов. Из этого количества респондентов 122 были вовлечены в процесс создания и функционирования промышленных компаний, т.е. в полной мере соответствовали понятию «академический предприниматель». Из этих 122 для проведения углубленного интервью было отобрано 35 респондентов в соответствии с принятыми структурными характеристиками выборки (по местоположению университета, полу, возрасту и области научной деятельности).
Полученные результаты были обобщены и классифицированы по двум направлениям. Первое направление касается влияния предпринимательской деятельности, связанной с образовательной и исследовательской деятельностью. Большинство респондентов отмечали, что участие в образовательных и исследовательских проектах за пределами университета дает им возможность быть в курсе новейших тенденций развития производства и бизнеса, а также расширять профессиональные связи с представителями деловых кругов и промышленности, которые впоследствии могут способствовать появлению новых возможностей для совершенствования процесса образовательной и исследовательской деятельности. Это свидетельствует о наличии значимого синергического эффекта, повышающего уровень профессиональных знаний и навыков, а также расширения профессиональных связей представителей академического сообщества. Кроме того, большинство респондентов отмечали, что участие в исследовательских проектах дает дополнительные возможности, связанные с доступом к материальным ресурсам, современным исследовательским и производственным технологиям и оборудованию, а также позволяет более эффективно осуществлять коммерциализацию результатов научных исследований. В условиях Шри-Ланки это практически единственное средство, позволяющее преодолеть ограниченность фи-
нансовых ресурсов. При этом практически никто из респондентов не говорил о конфликте между развитием академического предпринимательства и традиционными академическими видами деятельности.
Второе направление исследования касалось влияния участия представителей академического сообщества в создании и функционировании коммерческих предприятий. Большинство респондентов отмечали важную роль этого вида предпринимательской активности в создании возможностей для производственной практики и последующего трудоустройства студентов. Подобного рода предпринимательская деятельность также содействует реализации университетом своих исследовательских функций. Он представляет свою лабораторную базу и квалифицированный персонал, что позволяет существенно повысить сложность и качество реализуемых научно-исследовательских проектов. Одновременно многие интервьюируемые отмечали, что участие в деятельности промышленных компаний способствует улучшению качества образовательных программ и учебных планов, повышая их практическую направленность на подготовку специалистов в соответствии с потребностями современного производства.
Таким образом, главный вывод представленного автором исследования заключается в том, что в условиях высокой степени ре-сурсоограниченности, характерной для функционирования учреждений высшего образования в странах «третьего мира», академическое предпринимательство играет преимущественно позитивную роль, создавая синергический эффект, способствующий более эффективной реализации традиционных академических функций и помогающий преодолевать существующие ресурсные ограничения.
М.О. Лихачев
2015.03.031. БОРДМЕН К., БОУЗМЕН Б. АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПРАВА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ АЛЬЯНСАХ УНИВЕРСИТЕТОВ С ПРОМЫШЛЕННЫМИ КОМПАНИЯМИ.
BOARDMAN C., BOZEMAN B. Academic faculty as intellectual property in university-industry research alliances // Economics of innovation and new technology. - 2014. - P. 1-20. - D0I:10.1080/10438599. 2014.988499.