Научная статья на тему '2018. 02. 023. Энрике-гибсон Д. Ритмы академической мобильности. Enriquez-gibson J. rhythms of Academic mobility // applied mobilities. - 2018. - p. 1-15. - mode of access: https://doi. Org/ 10. 1080/23800127. 2017. 1416828'

2018. 02. 023. Энрике-гибсон Д. Ритмы академической мобильности. Enriquez-gibson J. rhythms of Academic mobility // applied mobilities. - 2018. - p. 1-15. - mode of access: https://doi. Org/ 10. 1080/23800127. 2017. 1416828 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / РИТМОАНАЛИЗ / МИГРАНТЫ ИЗ-ЗА ПРЕДЕЛОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА / АКАДЕМИЧЕСКИЕ МИГРАНТЫ / МАТЕРИАЛЬНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лихачев М.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 02. 023. Энрике-гибсон Д. Ритмы академической мобильности. Enriquez-gibson J. rhythms of Academic mobility // applied mobilities. - 2018. - p. 1-15. - mode of access: https://doi. Org/ 10. 1080/23800127. 2017. 1416828»

субъект выбирает рациональное решение, то конкретные мотивы его поведения не имеют значения. Если игра имеет равновесие по Нэшу, то логика рационального поведения подсказывает, что в большинстве случаев она будет иметь именно такой исход. Поэтому эмпирический анализ становится избыточным.

Третья группа причин связана с развитием неолиберальной теории и практики как в экономической науке, так и в управлении университетскими структурами. В результате центральной темой микроэкономического анализа вновь стал рынок и условия рыночной конкуренции, которые рассматриваются как определяющие по отношению к внутренней структуре управления промышленными компаниями. Поэтому исследование этой внутренней структуры утратило в глазах исследователей свое былое значение.

Авторы статьи полагают, что в настоящее время, когда универсальные неолиберальные и неоклассические теории вновь переживают кризис, обращение к опыту эмпирических исследований, и в том числе путем установления и поддержания систематического диалога с представителями реального бизнеса, может быть актуально и востребовано современной экономической наукой.

М.О. Лихачев

2018.02.023. ЭНРИКЕ-ГИБСОН Д. РИТМЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ.

ENRIQUEZ-GIBSON J. Rhythms of academic mobility // Applied mobilities. - 2018. - P. 1-15. - Mode of access: https://doi.org/ 10.1080/23800127.2017.1416828

Ключевые слова: академическая мобильность; ритмоанализ; мигранты из-за пределов Европейского союза и Соединенного Королевства; академические мигранты; материальность.

Сотрудник Ливерпульского университета им. Джона Мурса (Великобритания) рассматривает академическую мобильность (АМ) как один из видов перемещения ресурсов человеческого капитала. При этом в центре внимания автора находится ритмичность этого процесса и ее влияние на характер и результаты академической мобильности.

В современной литературе проблема АМ и формирования так называемых «научных диаспор» вызывает всевозрастающий инте-

рес. Эта тема рассматривается в контексте общей направленности неолиберальной идеологии на маркетизацию системы науки и высшего образования и формирования международного рынка человеческого капитала и научных знаний.

Автор статьи рассматривает АМ с точки зрения ритмоанали-за, теоретические основы которого разработаны Г. Лефевром1. Он утверждает, что там, где присутствует связь между местом, временем и энергетическими затратами, существует ритм. Ритм -это последовательность повторяющихся с определенной временной периодичностью событий. АМ представляет собой социологический и одновременно пространственно-временной процесс, в рамках которого происходит перемещение научных сотрудников между научными и учебными заведениями, располагающимися в различных странах и регионах мира.

Для исследования процесса АМ, по мнению автора, вполне подходят методы этнографического описания, которые традиционно базируются на таких источниках, как интервью, полевые заметки, исследовательские дневники и журналы. Он использует теоретико-географическую концепцию Т. Крессуэлла, в которой акцентируются географические и исторические аспекты мобильности, а также учитывается политический аспект2. Описание процесса мобильности в рамках этой концепции предполагает ответ на шесть основных вопросов: 1) почему происходит движение; 2) как быстро это движение происходит; 3) в каком ритме осуществляется движение; 4) какие пути оно выбирает; 5) какие чувства испытывают участники этого движения; 6) когда, где и почему оно может прекратиться?

Ответы на эти вопросы могут быть в равной мере применимы для характеристики АМ. АМ есть ритмически организованная последовательность событий, протекающих в пространстве и во времени. Она связана с долгосрочными изменениями места жительства, разрывом привычных социальных и семейных связей, адаптацией в новой социальной среде. В начале нового тысячелетия эти процессы

1 Lefebvre H. Rhythmanalysis: Space, time and everyday life. - L.: Bloomsbury,

2004.

2 Cresswell T. Towards a politics of mobility // Environment and planning D: Society and Space. - 2010. - Vol. 28, N 1. - P. 17-31.

охватили значительную часть современного академического сообщества.

Процессы АМ в значительной мере вызваны теми же причинами, что и общие процессы миграции, происходящие в мировой экономике. Неравенство в уровнях жизни, доходов и оплаты труда между развитыми и развивающимися странами является главной причиной перемещения трудовых ресурсов в мире. В этом глобальном процессе АМ является лишь небольшой, но очень значимой частью, поскольку она предполагает перемещение ценного и высоколиквидного человеческого капитала, который составляет определенную часть национального богатства любой страны. Поэтому многочисленные факторы, способствующие или препятствующие АМ, являются критически значимыми как для стран, принимающих мигрантов, имеющих высокий научный и преподавательский потенциал, так и для стран, которые они покидают.

Различия в оплате труда академических работников - не единственный стимул для международной АМ. Часто более значимой причиной является стремление к реализации личных амбиций, к профессиональному и карьерному росту, а также к получению нового опыта и знаний. Все это может служить стимулом для ученых сменить место работы и страну проживания.

Главные препятствия для АМ носят институциональный характер. Они создаются миграционной политикой соответствующих государств, кадровой политикой университетов и иных образовательных и научных учреждений. В большинстве развитых стран сфера науки и высшего образования - объект жесткого регулирования. Условия предоставления возможности занятия образовательной и научной деятельностью для иностранцев, как правило, регламентируются целым набором законодательных актов и административных распоряжений, которые создают большие препятствия для потенциальных кандидатов на соответствующие рабочие места.

Ограничительными факторами АМ также являются культурные и языковые барьеры. Недостаточное знание языка или наличие акцента могут стать значительной преградой для преподавательской деятельности в другой стране, так же как недостаточные навыки письменной речи и недостаточное владение стилистикой научного языка являются преградой для публикационной деятельности. Эта

группа факторов существенно снижает возможности АМ и затрудняет движение высококвалифицированных научных кадров между странами.

Помимо этого важным сдерживающим фактором АМ является необходимость адаптации в чуждой социальной и культурной среде. Разумеется, современная академическая среда проявляет гораздо более высокую степень толерантности, чем общество в целом, поэтому проблема взаимодействия с новым социальным окружением для академических работников является гораздо менее острой, чем для подавляющего большинства трудовых мигрантов. Однако определенные адаптационные проблемы возникают и в академической среде. Эти проблемы могут усугубляться профессиональной конкуренцией как между местными и иностранными претендентами на занятие определенных рабочих мест, так и внутри иностранных претендентов. Этот комплекс проблем связан с состоянием рынка академического труда в развитых странах, которые притягивают главным образом академических сотрудников. Высокий спрос, воплощенный в большом количестве соответствующих рабочих мест, будет существенно снижать остроту вышеуказанных проблем. Напротив, рост предложения академического труда, в том числе и за счет притока академических сотрудников из других стран, при неизменной или слаборастущей численности рабочих мест в академической сфере будет обострять конкуренцию на рынке академического труда со стороны предложения. Это создает определенную напряженность, усугубляющую адаптационные проблемы.

Ритмичность АМ во многом обусловливается масштабами и сложностью преодоления описанных выше препятствий. Чем сложнее преодолеть эти препятствия, тем менее интенсивным будет процесс АМ и тем больше по времени будет растягиваться процесс перемещения и адаптации академических сотрудников в новой стране. Дополнительный аспект ритмичности АМ создается политикой занятости, осуществляемой образовательными и научными учреждениями принимающих стран. Эти учреждения могут придерживаться стратегии долгосрочных контрактов, предоставляющих академическим мигрантам возможности занятости на постоянной или долгосрочной основе. В этом случае ритмы АМ значительно растягиваются во времени. Для современной политики

найма многих образовательных и научных учреждений, наоборот, характерно преимущественное использование краткосрочных контрактов, ориентированных на реализацию каких-либо конкретных образовательных курсов или научных проектов. Это задает совершено иной ритм АМ, делая ее более интенсивной и сопровождающейся периодическими возвратными движениями. Значительная часть академических кадров, работающих в других странах, возвращается по окончании действия контрактов, а через некоторое время многие из них могут получить новые контракты в тех же или совершенно других странах. В результате формируется особая группа академических работников, которая находится в состоянии перманентной мобильности и ведет своеобразный «кочевой» образ жизни, меняя один университет и один образовательный и / или исследовательский проект на другой. Образ жизни и деятельности этой группы является высшей формой выражения процесса формирования мирового рынка академического труда.

Процессы АМ в современном мире играют особую роль в рамках развивающейся мировой экономики знаний. Они способствуют более эффективному распределению ресурсов академического труда в мировом масштабе. Но как любой процесс, базирующийся на международной конкуренции, АМ имеет свою оборотную сторону. Она притягивает главным образом высококвалифицированные научные и преподавательские кадры к наиболее развитым научным центрам мира, что дополнительно повышает их эффективность и конкурентоспособность. В результате неравномерность экономического и социального развития воспроизводится в сфере науки и образования и это становится дополнительным фактором ее кумулятивного самоусиления. Если доминирующее направление АМ в направлении развитых стран радикально не изменится, то она неизбежно будет способствовать закреплению отстающего положения развивающихся стран по отношению к развитым в плане развития науки и образования, а это, в свою очередь, будет содействовать дальнейшему отставанию этих стран в социально-экономическом развитии и помешает им встроиться в интенсивно формирующуюся мировую экономику знаний.

М.О. Лихачев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.