2018.02.022. АРЕНА Л., МИНКС Л. ПРЕИМУЩЕСТВА ДИАЛОГА МЕЖДУ АКАДЕМИЧЕСКИМ СООБЩЕСТВОМ И БИЗНЕСОМ.
ARENA L., MINKES L. The virtues of dialogue between academics and businessmen // Business history. - 2017. - P. 1-23. - Mode of access: https://doi.org/10.1080/00076791.2017.1382473
Ключевые слова: менеджмент; образование; бизнес-организация; эмпирический реализм.
Авторы статьи, сотрудники Университета Лазурный берег (Côte d'Azur) (Ницца, Франция) и Бирмингемского университета (Великобритания), рассматривают проблему взаимодействия университетов, промышленности и бизнеса в процессе производства и трансферта знаний и технологий. Авторы статьи полагают, что ведущую роль в поддержании эффективности этого процесса играет установление диалога между представителями академического сообщества, в частности университетов, и представителями бизнеса, что позволяет не только осуществлять трансферт знаний и технологий, но и решать проблемы организации и управления бизнесом.
Для налаживания подобного диалога могут использоваться различные методы. В качестве положительных примеров авторы приводят научные семинары, в частности семинар по проблемам управления в Лондонской школе экономики и политических наук, промышленный семинар в Бирмингемском университете и экономический семинар в Оксфордском университете, которые регулярно проводились в 1940-1970-х годах. Несмотря на то что к середине 1970-х годов работа всех трех семинаров была прекращена, уступив место иным формам, их опыт, по мнению авторов статьи, по-прежнему интересен, поскольку они представляли собой реализацию эмпирического подхода к изучению деятельности бизнес-организаций, и в частности структуры производства, эффективных бизнес-стратегий и моделей принятия решений. Этот эмпирический подход проявлялся не только в собирании фактов, но и главным образом в обмене опытом в процессе диалога представителей академического сообщества с представителями индустрии и бизнеса. Это позволяло тестировать теории, разрабатываемые представителями академической науки, и определять, какие из них реально дают отдачу.
Эмпирический подход не является чем-то принципиально новым для экономической науки Великобритании. Традиция эмпирических и статистических исследований была заложена еще в XIX в. Один из крупнейших представителей английской экономической мысли А. Маршалл стоял у истоков организации сбора и анализа фактических данных об экономической жизни. Его усилия были направлены на модернизацию системы экономического образования в Кембриджском университете и включение в нее практических знаний, необходимых будущим выпускникам для работы в сфере реальной индустрии и бизнеса. Впоследствии, уже в 19201930-х годах, эмпирический подход стал активно применяться в теоретических дебатах, в частности для проверки базовых положений концепции самого А. Маршалла и его последователей, которая к тому времени перешла в разряд теоретической ортодоксии. Так, был подвергнут сомнению известный тезис А. Маршалла о том, что убывающая отдача на уровне отдельных фирм может совмещаться с возрастающей отдачей на уровне отрасли в целом. Эта гипотеза должна была поддержать идею совершенной конкуренции и показать, что она совместима с ускоренным ростом объемов производства. Однако опыт конца XIX - первой половины ХХ в. свидетельствовал об обратном. Общий рост объемов производства сопровождался увеличением размеров фирм и, следовательно, возрастающей концентрацией рыночных структур. Это говорило о том, что возрастающая отдача и положительный эффект масштаба имеют место не только на уровне отрасли в целом, но и на уровне отдельных предприятий. Поэтому многие экономисты того периода стали использовать эмпирические и дескриптивные методы для того, чтобы показать, как процесс роста производства происходит на самом деле.
В этот же период в Оксфордском университете получил развитие эмпирический подход, связанный с исследованием различных форм несовершенной конкуренции. Этим занимались Оксфордская исследовательская группа и Оксфордский институт статистики. Одним из активно используемых ими методов исследования стали опросы и интервью с представителями бизнес-структур, которые принимали непосредственное участие в конкурентной борьбе. Эти методы позволяли представителям академической науки получить информацию о реальных процессах рыночной
конкуренции и опыт установления контактов с представителями бизнес-сообщества.
Однако наибольшего расцвета эмпирический подход достигает на основе систематического диалога между представителями академического сообщества и представителями индустрии и бизнеса в рамках научных семинаров, организованных в трех крупнейших университетах Великобритании. Целью семинара по проблемам управления в Лондонской школе экономики было преодоление разрыва между экономической теорией и фактами на основе систематического диалога с представителями реального бизнеса. Организаторы стремились бросить вызов теоретико-модельному подходу, господствовавшему в умах большинства экономистов, и поставить в центр внимания эмпирическое исследование экономической реальности. Диалог с представителями промышленности должен был обеспечить лучшее понимание реальной деятельности отдельных фирм и индустрии в целом, перед тем как строить общую структурную модель организации промышленного производства. Обсуждения могли, с одной стороны, помочь обнаружить в реальной жизни факты, предсказанные общепринятой теорией, а с другой - проверить эти теории на соответствие реальным фактам. Однако в конечном итоге работа семинара свелась к попыткам вывести из наблюдаемых фактов какие-либо теоретические положения. Программа семинара не отличалась строгой логикой и последовательностью действий. Она включала в себя совершено разнородные проблемы и вопросы, что не позволило осуществить последовательное тестирование имеющихся теоретических концепций наблюдаемыми фактами.
Индустриальный семинар, проводившийся в Бирмингемском университете, в значительной мере отражал изменения, произошедшие в британской промышленности в послевоенный период. Он был разделен на две секции, работа одной из них была посвящена функционированию частной промышленности, а работа другой -национализированной. Такое внимание к деятельности государственной промышленности было вызвано волной национализации, проведенной правительством лейбористов после Второй мировой войны. Приглашенные на семинар представители промышленных компаний сначала должны были в письменном виде представить описание деятельности своей компании и процесс ее развития, ко-
торое становилось основой для последующего обсуждения. Обсуждались различные вопросы - организационные изменения и процессы, рост фирмы, стратегический выбор, роль предпринимателей и управляющих в процессе принятия ключевых решений для бизнеса. Конечные цели этого семинара более специфичны, чем цели семинара, проводившегося Лондонской школой экономики: выявление наиболее эффективных форм предпринимательского поведения и видов бизнес-стратегий. В большинстве случаев в ходе дискуссий участники семинара приходили к выводу о том, что наиболее эффективные бизнес-стратегии возникают в недрах современных сложных и высокоорганизованных корпораций. В этом контексте особое значение для них имел анализ процесса принятия решений, который не рассматривается в рамках традиционной микроэкономической теории. Между тем эмпирический анализ показал, что этот фактор очень важен для понимания экономического поведения фирм. Еще одним значимым аспектом, вскрывшимся на семинарах, стала взаимосвязь между стратегическим выбором целевой доли рынка и внутренней структурой компании, в частности проблема большей или меньшей централизации / децентрализации системы управления.
Семинар по экономике и индустрии в Оксфорде стал отражением основных тенденций в развитии теоретического и эмпирического исследования экономики промышленного производства. Его тематика была весьма разнообразной. Рассматривались проблемы снижения издержек, конкурентных процессов, наличия барьеров для проникновения на рынок новых конкурентов, внедрения и распространения инноваций, использования ограничительных практик по отношению к объемам производства и продаж с целью поддержания высоких цен и т.п. В процессе дальнейшего развития чисто теоретический анализ был в значительной мере дополнен эмпирическими описаниями реальных бизнес-процессов, которые давали приглашенные гости из сферы реальной промышленности и бизнеса. Эти описания позволяли представить процессы, протекающие внутри промышленных компаний, в более конкретной форме. В результате в центре анализа оказывался предприниматель-бизнесмен, принимающий решения о снижении издержек, внедрении инноваций или использовании ограничительных стратегий в сфере сбыта с целью поддержания высоких цен.
На завершающем этапе работы семинара в центре внимания оказалась проблема эмпирической проверки чисто теоретической гипотезы максимизации прибыли. Вопрос о том, насколько поиск оптимального объема производства и максимизация прибыли, которые в традиционной микроэкономической теории рассматриваются в качестве основных целей фирмы, на самом деле определяют деятельность реальных промышленных компаний, рассматривался на конкретном фактическом материале, предлагаемом представителями промышленного менеджмента. Возникающий в результате диалог между учеными-экономистами, промышленниками и бизнесменами существенным образом способствовал улучшению взаимопонимания между представителями этих различных сфер деятельности. Академическая наука обогащалась новыми фактами, которые стимулировали создание новых, более реалистичных теоретических концепций. В этом проявлялась реализация важной теоретической и практической миссии подобных семинаров.
Для более детального понимания авторы провели анализ динамики развития и научной эффективности подобных семинаров в трех аспектах: 1) методологические инициативы, выдвигавшиеся на семинарах в более широком интернациональном контексте; 2) более детальная аналитическая оценка развития Оксфордского семинара по экономике и индустрии с использованием контент-анализа документов; 3) причины завершения работы семинаров в связи с появлением новых проблем в сфере управления промышленностью.
Эти семинары отражали глобальные тенденции экономического развития, наиболее ярко проявившиеся в 1960-х годах. В большинстве развитых стран того периода специалисты по экономике и управлению стремились найти баланс между теоретическими и эмпирическими исследованиями. Особенно ярко эти тенденции проявились в научных сообществах экономистов таких стран, как Германия, Швеция, США.
Проведенный анализ текстовых документов Оксфордского семинара по экономике индустрии позволил авторам показать динамику развития научных интересов участников семинара. В первую очередь был выявлен сильный практический уклон тематики семинара. Контент-анализ показал критически низкую частоту упоминаний базовых теоретических понятий и категорий, таких
как «теория», «предложение», «предельный» и др. Центральной категорией, которой оперировало подавляющее большинство участников семинара, была фирма. Это свидетельствует о том, что большинство участников проявляли наибольший интерес к фирме как мельчайшей институциональной единице в структуре бизнеса и промышленности и пытались исследовать процессы принятия решений внутри этой институциональной единицы. Кроме того, в документах семинара содержится множество понятий, свидетельствующих о преимущественно практической и реалистической направленности его работы: названия конкретных отраслей - «обувная промышленность», «транспорт», «розничная торговля»; общие понятия, относящиеся к сфере эмпирических исследований, - «реальная конкуренция», «эмпирическая функция издержек».
К середине 1970-х годов все три описанных выше семинара прекратили свою работу. Этому способствовали самые разные факторы. Авторы статьи выделяют три группы причин, приведшие к прекращению деятельности семинаров.
Первая группа причин носит внутренний характер и связана с изменениями в академической среде университетов - со сменой поколений в академической среде и в некоторой степени с нарушением преемственности научных интересов и методов работы. Новое поколение ученых уже не проявляло столь сильного интереса к эмпирическому изучению реальной экономической деятельности через систематический диалог с ее непосредственными участниками. Вновь стали популярны более абстрактные теоретические подходы, позволяющие создавать теории с более глобальными обобщающими выводами.
Вторая группа причин касается чисто внешних факторов, в частности распространения теории игр как метода анализа микроэкономических проблем, и в частности проблем управления промышленным производством. Использование теории игр усилило сдвиг к более абстрактным и формально-теоретическим моделям, поскольку открывало большие перспективы для развития именно в этом направлении. Теория игр, предполагающая моделирование рационального выбора в условиях неопределенности на основе оценок издержек и выгод существующего набора стратегий, позволяет абстрагироваться от эмпирических аспектов принятия решений. Если предположить, что в подавляющем большинстве случаев
субъект выбирает рациональное решение, то конкретные мотивы его поведения не имеют значения. Если игра имеет равновесие по Нэшу, то логика рационального поведения подсказывает, что в большинстве случаев она будет иметь именно такой исход. Поэтому эмпирический анализ становится избыточным.
Третья группа причин связана с развитием неолиберальной теории и практики как в экономической науке, так и в управлении университетскими структурами. В результате центральной темой микроэкономического анализа вновь стал рынок и условия рыночной конкуренции, которые рассматриваются как определяющие по отношению к внутренней структуре управления промышленными компаниями. Поэтому исследование этой внутренней структуры утратило в глазах исследователей свое былое значение.
Авторы статьи полагают, что в настоящее время, когда универсальные неолиберальные и неоклассические теории вновь переживают кризис, обращение к опыту эмпирических исследований, и в том числе путем установления и поддержания систематического диалога с представителями реального бизнеса, может быть актуально и востребовано современной экономической наукой.
М.О. Лихачев
2018.02.023. ЭНРИКЕ-ГИБСОН Д. РИТМЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ.
ENRIQUEZ-GIBSON J. Rhythms of academic mobility // Applied mobilities. - 2018. - P. 1-15. - Mode of access: https://doi.org/ 10.1080/23800127.2017.1416828
Ключевые слова: академическая мобильность; ритмоанализ; мигранты из-за пределов Европейского союза и Соединенного Королевства; академические мигранты; материальность.
Сотрудник Ливерпульского университета им. Джона Мурса (Великобритания) рассматривает академическую мобильность (АМ) как один из видов перемещения ресурсов человеческого капитала. При этом в центре внимания автора находится ритмичность этого процесса и ее влияние на характер и результаты академической мобильности.
В современной литературе проблема АМ и формирования так называемых «научных диаспор» вызывает всевозрастающий инте-