Научная статья на тему '2016. 01. 026. Фернандо В. Д. А. , Коэн Л. Исследование карьерных преимуществ высококвалифицированных мигрантов: индийские ученые в Великобритании. Fernandoa W. D. A. , Cohen L. Exploring career advantages of highly skilled migrants: a study of Indian academics in the UK // the International Journal of human resource management. - 2015. - published online 21 August. - p. 1-23. - mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1080/09585192. 2015. 1072101'

2016. 01. 026. Фернандо В. Д. А. , Коэн Л. Исследование карьерных преимуществ высококвалифицированных мигрантов: индийские ученые в Великобритании. Fernandoa W. D. A. , Cohen L. Exploring career advantages of highly skilled migrants: a study of Indian academics in the UK // the International Journal of human resource management. - 2015. - published online 21 August. - p. 1-23. - mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1080/09585192. 2015. 1072101 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРА / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ МИГРАНТЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 01. 026. Фернандо В. Д. А. , Коэн Л. Исследование карьерных преимуществ высококвалифицированных мигрантов: индийские ученые в Великобритании. Fernandoa W. D. A. , Cohen L. Exploring career advantages of highly skilled migrants: a study of Indian academics in the UK // the International Journal of human resource management. - 2015. - published online 21 August. - p. 1-23. - mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1080/09585192. 2015. 1072101»

росовестного академического поведения и снижающий оценку его ожидаемой полезности.

И наконец, еще одним существенным фактором, способствующим выбору в пользу добросовестного академического поведения, авторы считают повышение выигрыша, который может быть получен в результате соблюдения установленных правил и норм научной деятельности. Однако при этом они отмечают, что общий рост выгод, который может быть получен от научной деятельности, будет способствовать выбору в пользу добросовестного академического поведения только при условии, что будет в достаточной степени развита система выявления и наказания недобросовестного академического поведения. В противном случае повышение вознаграждения результатов академической деятельности будет в одинаковой степени способствовать повышению ожидаемой полезности как добросовестного, так и недобросовестного академического поведения, что при значительно более низких издержках недобросовестного поведения будет способствовать выбору в пользу последнего.

М.О. Лихачев

2016.01.026. ФЕРНАНДО В.Д.А., КОЭН Л. ИССЛЕДОВАНИЕ КАРЬЕРНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ МИГРАНТОВ: ИНДИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ.

FERNANDOA W.D.A., COHEN L. Exploring career advantages of highly skilled migrants: A study of Indian academics in the UK // The international journal of human resource management. - 2015. - Published online 21 August. - P. 1-23. - Mode of access: http://dx.doi. org/10.1080/09585192.2015.1072101

Ключевые слова: карьера; высококвалифицированные мигранты; международное научное сообщество.

Авторы статьи, сотрудники бизнес-школ при университетах городов Варвик и Ноттингем (Великобритания), рассматривают проблему адаптации высококвалифицированных мигрантов в академическом сообществе Великобритании на примере карьерных перспектив индийских ученых и преподавателей в британских университетах.

Международная миграция трудовых ресурсов представляет собой одну из важнейших составляющих процесса глобализации мировой экономики. Миграция высококвалифицированных кадров, специализирующихся в сфере научных исследований и преподавательской деятельности в рамках высшего образования, имеет огромное значение с точки зрения формирования глобальной экономики знаний. Процесс адаптации высококвалифицированных научных кадров в новых социокультурных и институциональных условиях представляет значительный интерес, поскольку существенным образом влияет на конечный эффект процесса глобализации в сфере науки и образования.

Миграция высококвалифицированных кадров традиционно описывается в современной научной литературе как «циркуляция» и / или как «утечка» умов. Однако в последнее время все больше стали обращать внимание на проблемы, с которыми сталкиваются высококвалифицированные мигранты в процессе адаптации к условиям своей новой сферы занятости и новому окружению. В частности, они часто подвергаются дискриминации при подборе и расстановке кадров, а также существуют препятствия для их карьерного роста. Некоторые авторы не только фиксируют и анализируют эти препятствия, но также исследуют способы, при помощи которых высококвалифицированным мигрантам удается их преодолевать. В этих исследованиях отмечается, что ученые-мигранты часто избирают полями своей деятельности те области исследований, которые не пользуются популярностью у местного академического сообщества, поскольку конкуренция в этих областях значительно ниже и, следовательно, здесь проще достигнуть высокого научного статуса. Рассматриваются различные способы использования социального капитала в виде поддержки со стороны этнических сообществ. Также отмечается, что, для того чтобы достигнуть высокого статуса, высококвалифицированные мигранты должны обладать большими способностями и затрачивать больше усилий по сравнению с представителями местного академического сообщества. Однако в целом проблема адаптации мигрантов в академическом сообществе других стран остается недостаточно исследованной и требует дополнительного изучения.

Сегодня академическое сообщество в Великобритании переживает широкомасштабную трансформацию. Управление универ-

ситетами основано на принципах современного менеджмента, а их деятельность становится все более рыночно ориентированной. Государственная политика вносит существенный вклад в этот процесс, устанавливая новые критерии оценки научной и образовательной деятельности вузов, опирающиеся на принцип рыночной эффективности, и осуществляя распределение финансирования на основе новой системы оценки.

В число последних изменений подобного рода входят существенное увеличение вознаграждения за преподавательскую деятельность и общее повышение значимости показателей успешности образовательной деятельности для оценки эффективности деятельности как отдельных сотрудников, так и университета в целом. В результате повышается значение преподавательской деятельности университетов, она становится столь же важной, как и научная деятельность. Ограничение государственного финансирования -характерная черта новой системы. Таким образом государство побуждает представителей академического сообщества к поиску внешних источников финансирования, а следовательно, к более активному взаимодействию с коммерческими структурами и осуществлению эффективного трансферта и коммерциализации создаваемых знаний и технологий. Попадая в этот институциональный контекст, высококвалифицированные мигранты должны демонстрировать не только высокий уровень своих научных знаний и компетенций, но и высокий уровень преподавательских и предпринимательских способностей. От того, насколько им это удастся, будут зависеть их карьерные перспективы.

Для исследования процесса адаптации ученых-мигрантов авторы статьи проинтервьюировали 32 ученых - выходцев из Индии, которые занимают различные преподавательские и научные должности в ведущих исследовательских университетах Великобритании. Все респонденты заняты в сфере естественных и технических наук. Выбор дисциплин был обусловлен тем, что в британских университетах наиболее высокий процент иностранных исследователей и преподавателей отмечается именно среди представителей этих областей. Для исследования были выбраны сотрудники университетов мужского и женского пола (15 респондентов - женщины, 17 - мужчины), занимающие среднее положение на карьерной лестнице. 20 респондентов занимают должности старших лекторов

и 12 - лекторов. Возраст респондентов - от 30 до 48 лет (с. 9). Со всеми респондентами было проведено часовое интервью, в рамках которого они отвечали на вопросы относительно их собственного видения своих карьерных перспектив. Также респондентам предлагалось сравнить свои возможные карьерные перспективы на родине с теперешними карьерными перспективами в академическом и образовательном сообществе Великобритании. Интервью имело гибкую структуру, позволявшую респондентам варьировать порядок вопросов.

Практически все респонденты отметили, что считают приоритетной исследовательскую деятельность и получение доходов от научных исследований по сравнению с преподавательской деятельностью. Они подчеркивают, что поддержание высокого уровня исследовательской и публикационной активности требует от исследователя значительных затрат времени и сил, что несовместимо с активным участием в процессе обучения. При этом все утверждают, что именно высокий уровень исследовательской и публикационной активности является ключевым фактором карьерного роста. Большинство респондентов не рассматривают работу со студентами как важную часть своей деятельности, поскольку такая работа не только не помогает, но даже мешает осуществлению исследований высокого уровня, которые могут способствовать продвижению академической карьеры. Правда, многие респонденты, в особенности женщины, рассматривают преподавательскую деятельность как исполнение своего профессионального долга. Но в этом случае они видят конфликт между своим преподавательским долгом и карьерными устремлениями.

Примечательно, что большинство респондентов не просто говорят о необходимости повысить свою исследовательскую и публикационную активность для продвижения своей карьеры, но и подчеркивают необходимость делать это в большей степени, чем их британские коллеги. Они чувствуют, что для получения соответствующего статуса от них требуется значительно больше усилий, чем от их британских коллег. Это, в частности, проявляется в том, что, по их оценкам, они гораздо чаще, чем их британские коллеги, получают отказ в публиковании результатов своих исследований в ведущих научных журналах.

Ключевой темой опроса стало использование так называемого «этнического капитала», т.е. специфических знаний и личных связей, которыми обладают представители индийской диаспоры. В сфере естественных и технических наук «этнический капитал» проявляется прежде всего в виде связей с различными институтами и структурами, которые были накоплены в период профессиональной деятельности в родной стране. Связи с университетами и научными структурами Индии позволяют ученым-иммигрантам, работающим в британских университетах, выступать организаторами и координаторами процессов международного сотрудничества в реализации совместных британско-индийских научных и исследовательских проектов. Подобный результат серьезно контрастирует с традиционными выводами исследований, посвященных проблемам адаптации мигрантов, которые утверждают, что сильные связи с прежним этническим окружением способствуют маргинализации мигрантов в принявшем их обществе. По-видимому, в сфере миграции на высококвалифицированных специалистов эта закономерность не действует.

Практически все респонденты говорят о необходимости эффективно управлять своей жизнью для того, чтобы достигать высоких научных результатов. В большинстве случаев это выражается в существенном повышении продолжительности рабочего времени. Многие респонденты отмечают, что посвящают проведению исследований и написанию статей не только свое рабочее время, но и значительную часть личного времени, направляя максимальные усилия на достижение своих научных и карьерных целей.

Относительно своих карьерных перспектив большинство респондентов демонстрируют неуверенность, связанную, в первую очередь, с происходящими изменениями в системе управления университетами и научными институтами Великобритании. Изменение приоритетов государственной политики, выражающееся прежде всего в повышении внимания к результативности преподавательской деятельности наряду с научной, заставляет многих из них задуматься о соответствующем изменении стратегии их карьерного продвижения. При этом некоторые из респондентов связывают надежды на стабильное будущее с возвращением на родину, поскольку в индийских университетах они смогут более эффективно реализовать компетенции, полученные за годы работы в акаде-

мических структурах Великобритании, и обеспечить себе более высокий статус. В значительной мере респонденты связывают это стремление с чувством патриотизма и долга перед своей страной, поскольку они надеются передать академическому сообществу Индии накопленные за границей знания и опыт и тем самым содействовать развитию науки Индии.

М.О. Лихачев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.