Научная статья на тему '2019. 03. 029. Морли Л. , Лейтон Д. , хада Ю. Аффективная экономика интернационализации: академическая иммиграция и эмиграция в высшем образовании Японии. Morley L. , Leyton D. , hada Y. The affective economy of internationalization: migrant academics in and out of Japanese higher education // policy Reviews in higher education. - 2019. - vol. 3, n 1. - p. 51-74. - doi: https://doi. Org/10. 1080/23322969. 2018. 1564353'

2019. 03. 029. Морли Л. , Лейтон Д. , хада Ю. Аффективная экономика интернационализации: академическая иммиграция и эмиграция в высшем образовании Японии. Morley L. , Leyton D. , hada Y. The affective economy of internationalization: migrant academics in and out of Japanese higher education // policy Reviews in higher education. - 2019. - vol. 3, n 1. - p. 51-74. - doi: https://doi. Org/10. 1080/23322969. 2018. 1564353 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
79
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МИГРАЦИЯ / АФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / МОБИЛЬНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лихачев М.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 03. 029. Морли Л. , Лейтон Д. , хада Ю. Аффективная экономика интернационализации: академическая иммиграция и эмиграция в высшем образовании Японии. Morley L. , Leyton D. , hada Y. The affective economy of internationalization: migrant academics in and out of Japanese higher education // policy Reviews in higher education. - 2019. - vol. 3, n 1. - p. 51-74. - doi: https://doi. Org/10. 1080/23322969. 2018. 1564353»

Авторы исследования полагают, что полученные ими результаты вскрывают серьезную проблему формирования и сохранения кадрового потенциала системы образования и науки. Университеты, которые ежегодно тратят значительные средства на подготовку и отбор кадров, могут столкнуться с тем, что около половины этих кадров, причем, как правило, обладающих наиболее высокой квалификацией, будут покидать сферу научной и преподавательской деятельности и искать работу в других экономических сферах. Поэтому вопрос об улучшении условий труда, повышения оплаты и усиления гарантий занятости академических работников актуален не только для финской системы высшего образования и науки, но и для всей европейской системы высшего образования и науки в целом.

М.О. Лихачев

2019.03.029. МОРЛИ Л., ЛЕЙТОН Д., ХАДА Ю. АФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ: АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИММИГРАЦИЯ И ЭМИГРАЦИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ ЯПОНИИ.

MORLEY L., LEYTON D., HADA Y. The affective economy of internationalization: Migrant academics in and out of Japanese higher education // Policy reviews in higher education. - 2019. - Vol. 3, N 1. -P. 51-74. - DOI: https://doi.org/10.1080/23322969.2018.1564353.

Ключевые слова: Япония; высшее образование; академическая миграция; аффективная экономика; интернационализация; мобильность.

Авторы статьи, сотрудники Университета Сассекса (Брайтон, Великобритания), Университета Альберто Уртадо (Сантьяго, Чили) и Научно-исследовательского института Японии, Великобритании и Европы (RIJUE), рассматривают проблемы международной академической мобильности, в частности миграции научных кадров, на примере ситуации, сложившейся в системе высшего образования Японии. Эти процессы являются составляющей общего процесса интернационализации системы высшего образования.

Интернационализация рассматривается авторами статьи как прогрессирующее устранение языковых, культурных, институциональных и иных барьеров, разделяющих образовательные системы

различных стран, которое усиливает возможности для распространения инноваций и открывает для академических сотрудников новые возможности применения их способностей. Академическая мобильность и миграция, по мнению авторов статьи, является неотъемлемой частью процесса интернационализации. Однако движущие силы и механизмы этой миграции недостаточно исследованы в современной научной литературе и остаются в значительной мере скрытыми.

Для исследования мотивов и движущих сил международной академической миграции авторами было проведено интервьюирование значительного количества преподавателей, работающих в государственных и частных университетах Японии. Среди них были представители академического сообщества из других стран, таких как Германия, Нигерия, Филиппины, Южная Корея, США, а также представители японского академического сообщества, ранее работавшие в таких странах, как Канада, Германия, Великобритания и США. Среди интервьюируемых были преподаватели антропологии, биологии, филологии, географии, естественных наук и лингвистики. Часть из них работала в японских университетах в течение короткого срока, сменив перед этим ряд рабочих мест в университетах разных стран, другие участники опроса, напротив, работали в японских университетах уже в течение многих лет.

Центральной темой всех интервью была оценка процесса интернационализации системы высшего образования Японии и связанного с ним процесса миграции академических работников. Большинство интервьюируемых выразили двойственное отношение к этим процессам. С одной стороны, по их мнению, интернационализация открывает новые возможности, а с другой - она увеличивает риски и конкурентное давление. Академическая мобильность рассматривается как способ построения хорошей карьеры, распространения знаний и унификации ценностей и норм академического сообщества в международном масштабе. Кроме того, она способствует развитию экономики знаний, что выражается как в увеличении частных прибылей, так и в повышении общего уровня общественного благосостояния.

Однако на индивидуальном уровне участники процесса академической мобильности сталкиваются с различного рода трудностями, среди которых одним из главных является преодоление язы-

кового барьера. В современных условиях это достигается за счет использования английского языка в качестве языка международного общения, в том числе в сфере науки и образования. Однако это приводит к тому, что представители англоязычных стран автоматически получают преимущество на рынке академической конкуренции, поскольку им не приходится затрачивать время, силы и средства на изучение иностранного языка. Внутри каждой страны возникают дополнительные трудности, связанные с соотношением национального и английского языков в сфере преподавания и научного общения. Так, в ходе интервьюирования, проводившегося авторами статьи, многие участники неяпонского происхождения акцентировали внимание на том, насколько уровень владения японским языком способствует или, наоборот, препятствует эффективному осуществлению их преподавательской и научной деятельности, а участники японского происхождения делали практически такой же акцент на своем уровне владения английским языком. При этом многие интервьюируемые указывали на то, что у части представителей японского академического сообщества существует отрицательное отношение к интернационализации в целом и изучению английского языка в частности. Они высказывают мнение, что принятие общемировых стандартов в сфере науки и образования поставит японскую науку в подчиненное положение по отношению к мировой, лишит ее оригинальности и независимости. И, в частности, активное использование английского языка приведет к снижению статуса и влияния японских ученых, работающих преимущественно на родном языке. Это противоречит господствующим тенденциям интернационализации, которые к тому же активно поддерживаются государственной политикой в области науки и высшего образования. Поэтому подобные настроения создают значительные трудности на пути реализации правительственной политики, что было отмечено многими участниками интервьюирования, занимающими административные посты и осуществляющими руководство образовательной и научной деятельностью. Однако языковые проблемы являются лишь наиболее заметной частью большого комплекса проблем, связанных с академической миграцией.

Наиболее острой проблемой академической миграции является адаптация академических мигрантов в других странах, где их положение бывает затруднено целым рядом обстоятельств, начиная

от условий краткосрочных трудовых контрактов и ограничений в гражданских правах для иностранцев, существующих во многих странах, заканчивая чисто психологическими проблемами, связанными с отрывом от привычной социальной среды и вхождением в новую среду, которая не всегда является дружественной. Многие участники интервью указывали на крайне ненадежное положение большинства академических мигрантов в японских университетах, обусловленное краткосрочным характером заключенных с ними контрактов. Условия этих контрактов часто бывают хуже, чем условия контрактов, заключаемых с представителями национального академического сообщества, кроме того, эти условия могут пересматриваться в сторону ухудшения в случае, если университет испытывает экономические затруднения.

Однако это не единственная проблема. Адаптация в чужой среде часто рассматривается как ситуация, угрожающая потерей своей национальной и культурной идентичности. Многие участники интервью указывали, что осознание этой угрозы является одним из главных факторов, удерживающих многих молодых представителей японского академического сообщества от использования возможностей продолжения своей карьеры за границей. Они полагают, что в Японии будут иметь более комфортные условия для развития своих исследований.

Академическая миграция порождает также такую социально-психологическую проблему, как развитие критического отношения к собственной образовательной и научной системе. Многие интервьюированные в ходе исследования, проведенного авторами статьи, отмечали, что представители японского академического сообщества, имеющие опыт работы или проходившие стажировку за рубежом, начинают рассматривать японскую национальную систему науки и образования как периферийную, т.е. как отсталую по сравнению с другими странами. Подобный критицизм создает напряжение в отношениях внутри академического сообщества, в результате чего существующие противоречия только углубляются.

Миграция представителей академического сообщества имеет также гендерный аспект. Женщины составляют значительно меньшую долю среди академических мигрантов, однако они сталкиваются, как правило, с большими трудностями адаптации в новой для них среде. Эта проблема является острой именно для японского

академического сообщества, для которого традиционно характерен более низкий статус женщин по сравнению с мужчинами. Многие интервьюируемые в рамках исследования, проведенного авторами статьи, отмечали этот аспект. По мнению авторов, наличие этой проблемы также существенно затрудняет интернационализацию системы науки и образования Японии и интеграцию японского академического сообщества в глобальную сферу науки и образования.

Наличие существенных институциональных и социально-психологических сложностей, связанных с академической миграцией, во многом объясняет, почему большинство академических мигрантов в японских университетах составляют выходцы из стран с более низким уровнем социально-экономического развития. Наиболее крупной является доля выходцев из Китая (45%), затем идут доли выходцев из Южной Кореи (22), США (17), Великобритании (8) и Австралии (3%) (с. 63). Это свидетельствует от том, что, так же как и в случае с другими формами трудовой миграции, академическая миграция движется преимущественно экономическими мотивами. Стремление существенно улучшить свое материальное положение является наиболее сильным стимулом, позволяющим академическим мигрантам мириться со всеми остальными сложностями, связанными с переездом и работой в другой стране. Таким образом, по мнению авторов статьи, академическая миграция, как и вся трудовая миграция в современном мире, подчиняется общей закономерности движения от экономической периферии к центрам экономической, образовательной и научной активности. Интернационализация научной и образовательной деятельности является частью общего процесса глобализации и подчиняется действию тех же экономических сил, что и глобализация других сфер человеческой деятельности.

М.О. Лихачев

2019.03.030. КАБИНЫ ИЛИ УГЛОВЫЕ ОФИСЫ? ВЛИЯНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ НА ВЕРОЯТНОСТЬ ТРУДОУСТРОЙСТВА И УРОВЕНЬ ДОХОДОВ ВЫПУСКНИКОВ УНИВЕРСИТЕТОВ / СУН Д.-Д., ЛИ А.С.-Х., ЛИМ Х.-Э., ИД-РИС И., ЭН У.Й.-К.

Cubicles or corner offices? Effects of academic performance on university graduates' employment likelihood and salary / Soon J.-J., Lee A.S.-H.,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.