Научная статья на тему '2017. 03. 048. Буссемер Т. , Крелл С. , Мейер Ш. Социально-демократические ценности в цифровом обществе. Проблемы четвертой индустриальной революции. Bussemer T. , krell C. , Meyer H. social democratic values in the digital society. Challenges of the fourth industrial revolution // social Europe occasion paper. - L. , 2016. - n 10. - 19 p'

2017. 03. 048. Буссемер Т. , Крелл С. , Мейер Ш. Социально-демократические ценности в цифровом обществе. Проблемы четвертой индустриальной революции. Bussemer T. , krell C. , Meyer H. social democratic values in the digital society. Challenges of the fourth industrial revolution // social Europe occasion paper. - L. , 2016. - n 10. - 19 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / РЫНОК ТРУДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 03. 048. Буссемер Т. , Крелл С. , Мейер Ш. Социально-демократические ценности в цифровом обществе. Проблемы четвертой индустриальной революции. Bussemer T. , krell C. , Meyer H. social democratic values in the digital society. Challenges of the fourth industrial revolution // social Europe occasion paper. - L. , 2016. - n 10. - 19 p»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2017.03.048. БУССЕМЕР Т., КРЕЛЛ С., МЕЙЕР Ш. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ. ПРОБЛЕМЫ ЧЕТВЕРТОЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ. BUSSEMER T., KRELL C., MEYER H. Social democratic values in the digital society. Challenges of the Fourth industrial revolution // Social Europe Occasion paper. - L., 2016. - N 10. - 19 p.

Ключевые слова: новые технологии; цифровая экономика; рынок труда.

Общество изменяется с огромной скоростью, отмечают Т. Буссемер, С. Крелл и Ш. Мейер, и только сейчас мы начинаем различать черты зарождающейся цифровой революции, основанной на ускоренном технологическом обновлении. Производство товаров и их потребление, а также потоки информации генерируются в ускоренном темпе. Развитие общества все в меньшей степени полагается на материальные факторы и процессы. Такой институт, как национальное государство, ограниченное определенными географическими рамками, приобретает все меньшее значение. В то же время формируются новые модели и виды производств, а также новые формы взаимозависимости и ответственности, особенно в сфере трудовых отношений (с. 2).

С экономической точки зрения цифровое общество означает получение «дивидендов от автоматизации» (automation dividend) и от развития новых цифровых услуг. Авторы предвидят тенденцию к увеличению общественного богатства в Германии в целом, однако число людей, получающих непосредственную выгоду от роста производительности, будет, по их мнению, уменьшаться. С одной стороны, число занятых в области высокоавтоматизированного производства будет сокращаться. С другой стороны, большая часть

прибыли, полученной от цифровой экономики, будет направлена на развитие экспортных отраслей и автоматизированных производств. Однако в конечном итоге будут созданы условия, при которых лишь небольшая часть высококвалифицированных работников будет обеспечена рабочими местами, полагают авторы. В связи с этим существует определенный риск, что структура заработной платы наемных работников будет формироваться в двух направлениях: сверхвысокие зарплаты в отраслях, которые остаются высококонкурентными на мировом рынке, и стагнация общего уровня зарплаты в стране.

Основная тяжесть проблем модернизации экономики ложится на рынки труда, тем самым создаются условия для подрыва принципов социальной справедливости при распределении трудовых доходов. Большинство проблем возникает при подборе квалифицированных управленческих кадров или занятых на производственных линиях, которые в ближайшем будущем станут автоматическими. По данным Оксфордского университета, 47% всех рабочих мест в США находятся в зоне риска ликвидации (с. 9).

Некоммерческий исследовательский центр Пью (Pew Research Center) (США) провел опрос около 2 тыс. экспертов с целью выявления их ожиданий относительно перспектив развития экономики в течение следующего десятилетия. По мнению 48% опрошенных, в будущем роботы и цифровые технологии вытеснят значительное число «синих» и «белых воротничков», что приведет к усилению неравенства в доходах, росту безработицы и, как следствие, потрясениям в общественном развитии. Другая часть респондентов (52%) полагают, что в результате внедрения цифровых технологий и робототехники число сокращенных рабочих мест не превысит того их количества, которое будет создано к 2025 г., т.е. все будет происходить так же, как в начале промышленной революции.

Опасность того, что государство всеобщего благосостояния может быть подорвано этими структурными проблемами, в особенности когда существуют альтернативные либеральные модели развития, обусловливает необходимость переосмысления идеи социальной солидарности и ее институциональных форм в период цифровой революции, утверждают авторы. Технологические вызо-

вы требуют усиления социальной сплоченности и коллективных действий, препятствующих общественным рискам (с. 12).

На дальнейшее развитие цифровых технологий влияют следующие четыре тренда:

- «миниатюризация» терминалов, которые могут быть установлены и введены в действие практически повсеместно;

- экспоненциальный рост датчиков и SIM-карт как основы для обмена информацией;

- постоянное совершенствование существующих компьютерных устройств;

- наличие и пополнение массы данных, которые являются основой для создания моделей хранения и обработки гигантских объемов данных (big data models).

Соединенные вместе, эти тренды изменяют характер труда на всех уровнях общественного производства - в сфере знаний и услуг, в государственном управлении и все чаще - в социальной сфере. Однако в настоящее время в центре дискуссии находятся проблемы занятости в промышленности, и в частности - новая цифровая производственная модель «Industry 4.0», которая основывается на обобщении и изучении данных, характеризующих указанные выше тренды. Данная производственная модель, по мнению авторов, даст начало формированию новой социальной системы производства (social system of production).

В целях устранения социальных рисков, связанных с внедрением цифровых технологий, отмечают авторы, при выработке курса в области социально-экономического развития следует учитывать следующее.

1. В цифровой век, когда труд становится сетевым ресурсом, который может быть использован в любое время и в любом месте, расширяются возможности для совершенствования условий труда. Интересы предпринимателей не должны ограничиваться только интересами производственного процесса. В расчет также должны приниматься и интересы наемных работников.

2. Цифровые сети уже подорвали традиционные трудовые отношения, что вызвало появление новых форм социальной напряженности, которые должны быть сведены к минимуму.

3. Индивидуальные и коллективные права доступа к информации, возможность общения и участия в обсуждении проблем за-

нятости должны быть гарантированы прежде всего в тех случаях, когда происходит оптимизация труда в результате внедрения цифровых технологий.

4. Системы социального обеспечения должны быть скорректированы в соответствии с возникающими изменениями в трудовом процессе.

Б.Г. Ивановский

2017.03.049. ДЖОБГЕС Х. ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА СТРАНЫ С ВЫСОКОЙ ДОЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ИРЛАНДИИ).

JOEBGES H. Crisis recovery in a country with a high presence of foreign owned companies (The case of Ireland) // Working paper of Mac-roeconomic policy institute, Hans-Böckler-Stiftung. - Düsseldorf, 2017. -N 175. - 16 p. - Mode of access: https://www.boeckler.de/pdf/p_imk_ wp_175_2017.pdf

Ключевые слова: Евросоюз; Ирландия; иностранные компании; ВВП; занятость; заработная плата.

В исследовании, подготовленном при финансовой поддержке Фонда Ханса Бёклера, являющегося организацией Объединения немецких профсоюзов, рассматриваются последствия перехода на новую систему статистического учета (ESA 2010) для стран с высокой долей иностранного капитала.

Как показывают данные ESA 2010, с 2014 г. в Ирландии наблюдается значительный рост ВВП (в 2014 г. - 8,5%, а в 2015 г. -26,3%). Однако при старой системе учета темпы роста ВВП составили бы чуть более 5%. Ирландия оказалась в числе стран, наиболее пострадавших во время финансового кризиса, и в то же время -одной из быстро восстанавливающихся после него. Еврокомиссия объясняет этот успех начавшимися после 2010 г. структурными реформами, прежде всего в финансовой сфере, с целью укрепления конкурентоспособности. В итоге производительность труда после 2010 г. выросла примерно на 34%, а номинальные удельные затраты труда увеличились на 17% (с. 3). Это вызвало значительное ускорение темпов роста экспорта после 2014 г.

Во многом проблема точности статистического учета является существенной для многих стран глобализированного мира, но в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.