Научная статья на тему '2017. 03. 042. Тян С. , слокум Дж. У. Управление корпоративной социальной ответственностью в Китае. Tian X. , Slocum J. W. managing corporate social responsibility in China // organizational dynamics. - N. Y. , 2016. - Vol. 45, n 1. - p. 39-46. - mode of access: http://www. ScienceDirect. Com/science/ article/pii/S0090261615000807'

2017. 03. 042. Тян С. , слокум Дж. У. Управление корпоративной социальной ответственностью в Китае. Tian X. , Slocum J. W. managing corporate social responsibility in China // organizational dynamics. - N. Y. , 2016. - Vol. 45, n 1. - p. 39-46. - mode of access: http://www. ScienceDirect. Com/science/ article/pii/S0090261615000807 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МНК / СПЕЦИФИКА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минервин И.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 03. 042. Тян С. , слокум Дж. У. Управление корпоративной социальной ответственностью в Китае. Tian X. , Slocum J. W. managing corporate social responsibility in China // organizational dynamics. - N. Y. , 2016. - Vol. 45, n 1. - p. 39-46. - mode of access: http://www. ScienceDirect. Com/science/ article/pii/S0090261615000807»

приличествующие налоги, чтобы не вызвать репутационные потери и ответные действия со стороны правительств;

- диверсификация политических связей. Вместо того чтобы пытаться смягчить геополитический риск путем правительственных контактов, с одной стороны, и общественных отношений, с другой, компаниям следует вовлекать в свою деятельность всех возможных участников. Важны динамичные связи с правительством, бизнес-элитой и гражданским обществом. На быстрорастущих рынках, где внутренняя политика особенно неустойчива, нужно проводить постоянный мониторинг баланса сил между ключевыми акторами на экономической и политической сцене. Наилучшим способом страхования от политического риска остается широкий и объемный комплекс взаимосвязей, обеспечивающий эффективную работу компании;

- не вредить самим себе. Политический риск связан не только с внешним воздействием, он может быть также вызван неумелыми действиями самой компании, в том числе игнорированием местных условий. Компании нуждаются в подлинном понимании внутри- и внешнеполитических интересов стран, являющихся объектами их инвестиций, с тем чтобы уметь быстро реагировать на изменения.

Лидерам бизнеса, таким образом, следует учитывать, что в трудные времена геополитической нестабильности инвесторы, оценивающие инвестиционную привлекательность компании, будут рассматривать не только традиционные экономические показатели, но и во все большей степени компетентность в области внешней политики и, соответственно, устойчивость в условиях геополитических потрясений.

И.Г. Минервин

2017.03.042. ТЯН С., СЛОКУМ Дж.У. УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ В КИТАЕ. TIAN X., SLOCUM J.W. Managing corporate social responsibility in China // Organizational dynamics. - N.Y., 2016. - Vol. 45, N 1. -P. 39-46. - Mode of access: http://www.sciencedirect.com/science/ article/pii/S0090261615000807

Ключевые слова: Китай; корпоративная социальная ответственность; МНК; специфика корпоративного управления в развивающихся странах.

Профессор Университета Мэрдока (Murdoch University, Австралия) и профессор Южного методистского университета (Southern Methodist University, США) рассматривают проблемы в области корпоративной социальной ответственности (КСО), стоящие перед многонациональными корпорациями (МНК), которые работают в Китае.

Проблематика КСО, отмечают авторы, находится в настоящее время в центре внимания как общественности, так и руководства крупных корпораций, и охватывает самый широкий круг производственных и социальных аспектов деятельности корпораций, включая загрязнение воздушной и водной среды, продолжительность рабочего времени, охрану труда, уровень заработной платы и т.д. Эти проблемы являются сегодня серьезнейшим вызовом для глобальных корпораций, особенно ведущих операции в Китае, что в значительной степени обусловлено слабостью действующей в Китае системы регулирования и предотвращения неэтичного делового поведения и слабым распространением социально ответственной практики ведения бизнеса.

Авторы делят проблемы, имеющие место в сфере КСО, на три основные категории.

1. Загрязнение окружающей среды. Природоохранительное законодательство Китая считается слабым по сравнению с законодательством передовых стран. В результате многие МНК перевели в Китай свои загрязняющие производства. Выбросы загрязняющих и ядовитых веществ происходят практически ежедневно, регулярно возникают пыльные бури. Основными источниками загрязнений являются китайские фирмы, но существенная их часть приходится и на МНК. В их число входят, в частности, 18 компаний, включая ряд ведущих мировых корпораций, которые, согласно данным «Гринпис», не предоставляют отчетность о выбросах загрязняющих веществ, что является нарушением законодательства Китая.

2. Права человека. К наиболее проблематичным аспектам относятся базовые права и свободы, трудовое право, вопросы оплаты труда и социального обеспечения. Противоречия нередко возникают из-за отсутствия общепринятых норм и практик. Имеются при-

меры нарушений трудового права, значительного превышения норм рабочего времени (до 60 часов в неделю), тотального контроля над рабочими со стороны менеджмента и т.п. МНК часто игнорируют вопросы, связанные с правами бедных. Глобализация вызывает углубление неравенства, и МНК вносят в этот процесс существенный вклад: располагая ресурсами для создания рабочих мест в отсталых провинциях, они размещают инвестиционные проекты в более развитых и зажиточных районах.

3. Коррупция. В Китае эта проблема осложняется из-за особенностей политического режима и культуры и сегодня затрагивает все аспекты общественной жизни, что нередко затрудняет деятельность МНК. Они нередко вынуждены идти на шаги, которые не соответствуют принципам КСО, принятым в международном сообществе, и расцениваются как коррупционные. Так, в последние годы ряд МНК оказались замешанными в коррупционных скандалах, которые отражают лишь малую часть коррупционных действий МНК в Китае.

Сложность реализации КСО авторы связывают с противоречивостью определений и подходов к данной стратегии. Многие специалисты приравнивают КСО к этическому поведению, разрабатывают ее принципы с позиций этики. Однако в последние годы появилось и другое направление, рассматривающее КСО как стратегию ведения бизнеса с точки зрения общих ценностей.

Этическая концепция КСО в свое время связывалась с так называемой «доктриной Фридмана», выдвинутой Милтоном Фридманом в 1970-е годы, согласно которой единственной социальной ответственностью бизнеса является максимизация прибыли как выгоды для акционеров при отсутствии нарушений закона и терпимости к ним. Многие расценили такую позицию как противоречащую этике бизнеса. Согласно другому подходу, нашедшему отражение в культурном релятивизме, практика КСО есть не более чем отражение культуры той или иной страны. Это означает, что для МНК хорошо то, что хорошо в господствующих условиях данной страны (например, взятки), что не может быть принято с точки зрения этики бизнеса. Третий подход обозначается как «добродетельный морализм»: этические нормы страны базирования МНК должны применяться в любой другой стране. Права человека, таким образом, не зависят от границ и культур, что является фунда-

ментальным принципом Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН. Хотя это положение, вообще говоря, приемлемо для всех стран, оно может не соответствовать специфическим условиям некоторых из них.

Стратегический подход к КСО возник в середине 1990-х годов сначала как ответ на проблемы в области охраны окружающей среды, а затем и как механизм учета социальных аспектов в бизнес-стратегии. Его суть - в интеграции КСО в стратегию бизнеса на основе концепции общей ценности, предложенной М. Портером и М. Крамером1. Согласно этому подходу компании должны создавать экономическую ценность, общую как для самой компании, так и для общества и экосистемы. В настоящее время многие крупные МНК разделяют этот подход. В основе его применения в той или иной стране лежат три основных принципа менеджмента: 1) определение видов деятельности, способных удовлетворить неудовлетворенные общественные потребности в области улучшения здравоохранения, жилищных условий, питания, финансовой стабильности, ликвидации бедности, защиты окружающей среды и т.д.; 2) организация производства в цепочках создания стоимости таким образом, чтобы генерировать одновременно экономические, социальные и экологические выгоды, например в области логистики, водо- и энергоснабжения, закупок, сбыта, управления человеческими ресурсами; 3) создание условий для развития местных бизнес-кластеров, обеспечивающих благосостояние местных сообществ, смежных фирм, поставщиков, сервисных организаций, транспортной инфраструктуры, открытых и прозрачных рынков.

Оценить возможности создания общей ценности достаточно сложно, они зависят от специфических условий, с которыми сталкиваются МНК. В Китае необходимо заниматься инновационной деятельностью, с тем чтобы выработать конкретные подходы к созданию общей ценности с учетом специфики страны. Для МНК это означает наличие широкого спектра альтернативных возможностей, вытекающих из огромных различий между Китаем и разви-

1 Porter M.E., Kramer M.R. Strategy and society: The link between competitive advantage and corporate social responsibility // Harvard business rev. - Boston, 2006. -Vol. 84, N 12. - P. 78-88; Porter M.E., Kramer M.R. Creating shared value: How to reinvent capitalism and unleash a wave of innovation and growth // Harvard business rev. - Boston, 2011. - Vol. 89, N 1. - P. 63-70.

тыми странами. Учет специфики касается обеих сторон проблематики КСО - этической и стратегической, требует двоякого подхода, соответствующего местным условиям.

Реализуя КСО с этических позиций, МНК уделяют внимание соблюдению норм законодательства, регулирования, требований охраны окружающей среды в целях предотвращения злоупотреблений, организуют благотворительную деятельность для укрепления корпоративного имиджа. Активное участие в различных благотворительных программах предполагает также внимание к значительным различиям в восприятии благотворительности, которые существуют на Западе и в Китае. При выработке стратегии необходимо также учитывать местные условия, вплоть до организации специальной продуктовой линейки (опыт «General Electric») и цепочек создания стоимости, включая специальные звенья, например строительство, производство тары, организацию транспорта (опыт «Wal-Mart»), участие в программах стимулирования и развития местного бизнеса (опыт BASF). Многие МНК осознали, что в Китае КСО означает одновременно моральное требование и деловую необходимость. По мнению авторов, именно в этом заключены огромные перспективные возможности для развития инноваций, креативности и получения успешных экономических результатов.

Проблемы, с которыми сталкиваются МНК в Китае, связаны, кроме того, с различиями между международными и местными нормами КСО, особенно касающиеся антикоррупционных требований. Международные нормы четко прописаны в документах различных международных организаций, включая ООН, ОЭСР, МОТ и др. Глобальный договор ООН (UN Global Compact), объединивший 8 тыс. участников из более 140 стран, содержит перечень универсальных принципов в области прав человека, норм организации труда, охраны окружающей среды, борьбы с коррупцией. Конвенция ОЭСР «О борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в международных коммерческих сделках» признается корпорациями всех развитых стран в качестве руководства к действию. В последние годы в Китае предприняты меры относительно собственной политики КСО. Это выразилось в выработке целого ряда требований в области КСО, сформулированных в различных законодательных актах и правительственных постановлениях. Однако их проведение в жизнь сталкивается с серьезными проблемами. Ре-

шающее значение для МНК имеют знание различий между международными и местными требованиями и инновационные подходы к их преодолению.

Серьезной проблемой для МНК является также необходимость взаимодействия с широким кругом местных стейкхолдеров, включая деловых партнеров, занятых, потребителей, местные сообщества, СМИ, правительственные органы, неправительственные организации (НПО). Отношения с ними во многом определяют итоги деятельности в области КСО. Экономический рост ведет к расширению заинтересованности китайских потребителей в обеспечении социальной ответственности и экологической устойчивости, и МНК вынуждены учитывать это обстоятельство в своих программах КСО. Государственные органы являются мощными стейкхолдерами, нередко оказывающими доминирующее воздействие на КСО, определяя общие требования и специфические национальные цели, такие как сокращение бедности или освоение технологий, не наносящих вреда окружающей среде. МНК должны активно реагировать на правительственные инициативы и приводить свои бизнес-модели и стратегии в соответствие как с международными обязательствами, так и с требованиями китайского правительства. Значительно усилилась роль НПО. Одни из них в основном выполняют функции мониторинга, другие выступают в качестве партнеров, выдвигают проекты, сотрудничают с компаниями в решении конкретных проблем КСО. Контакты с такими НПО соответствуют интересам глобальных корпораций. Значимыми стейкхолдерами являются также деловые партнеры и поставщики. Нередкие нарушения экологических и трудовых норм с их стороны наносят ущерб репутации МНК, руководство которых стремится соблюдать установленные стандарты. В этом плане продуктивным подходом является сотрудничество с местными органами власти и НПО.

Таким образом, заключают авторы, чтобы выполнить свои стратегические задачи в области КСО, руководители корпораций должны, во-первых, превратить КСО в часть корпоративной культуры, выработать и донести до всех сотрудников четкое послание относительно приемлемых и недопустимых форм поведения. Во-вторых, необходимо установить формализованные правила и процедуры КСО, включающие четкое определение повседневного от-

ветственного поведения работников (этические кодексы). В-третьих, элементы КСО должны быть включены в качестве критериев в системы оценки результатов деятельности. Самое важное заключается в том, чтобы стратегически интегрировать проблемы экологии и социального развития в качестве одного из основных направлений корпоративного управления. Этический и стратегический подходы должны рассматриваться как взаимно дополняющие друг друга и применяться в соответствии с конкретными условиями принимающей страны.

И.Г. Минервин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.