Научная статья на тему '2017. 03. 041. Чипман Дж. Зачем компаниям внешняя политика. Chipman J. Why your company needs a foreign policy // Harvard business rev. - Boston, 2016. - Vol. 94, n 9. - p. 36-43. - Mode of access: https://hbr. Org/2016/09/why-your-company-needs-a-foreign-policy'

2017. 03. 041. Чипман Дж. Зачем компаниям внешняя политика. Chipman J. Why your company needs a foreign policy // Harvard business rev. - Boston, 2016. - Vol. 94, n 9. - p. 36-43. - Mode of access: https://hbr. Org/2016/09/why-your-company-needs-a-foreign-policy Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ / АНАЛИЗ РИСКОВ / КОРПОРАТИВНАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минервин И.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 03. 041. Чипман Дж. Зачем компаниям внешняя политика. Chipman J. Why your company needs a foreign policy // Harvard business rev. - Boston, 2016. - Vol. 94, n 9. - p. 36-43. - Mode of access: https://hbr. Org/2016/09/why-your-company-needs-a-foreign-policy»

а по величине затраченного на нее времени. Это распространенная ловушка, особенно в сфере профессионального труда, сложного для оценки. Менеджерам следует акцентировать реальные результаты и стимулировать их достижение, например качество предоставленных консультаций или число полученных заказов, а не время, проведенное с клиентом. Еще один простой прием -предоставление работникам большей автономии в распоряжении своим рабочим временем.

3. Ограждение личной жизни занятых. Большинство организаций часто из лучших побуждений предоставляют работникам самостоятельно решать вопрос о разграничении личной и трудовой жизни. Однако полная свобода может восприниматься как сигнал о недостаточном усердии и вести к обратным результатам. Полезными могут оказаться более четкая постановка, активная защита свободного времени и внерабочих интересов, ясное указание на ликвидацию чрезмерных нагрузок и непредвиденного сверхурочного рабочего времени. Давая надлежащую оценку всем аспектам человеческой личности, вознаграждая результаты, а не затраты труда, принимая меры к защите личной жизни работников, менеджеры могут разрушить миф об «идеальном работнике» и повысить работоспособность, креативность занятых, их удовлетворенность трудом.

И.Г. Минервин

2017.03.041. ЧИПМАН Дж. ЗАЧЕМ КОМПАНИЯМ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.

CHIPMAN J. Why your company needs a foreign policy // Harvard business rev. - Boston, 2016. - Vol. 94, N 9. - P. 36-43. - Mode of access: https://hbr.org/2016/09/why-your-company-needs-a-foreign-policy

Ключевые слова: международные экономические отношения; геополитические риски; анализ рисков; корпоративная внешняя политика.

Генеральный директор Международного института стратегических исследований (International institute for strategic studies, IISS), базирующегося в Лондоне, рассматривает роль в системе менеджмента мультинациональных корпораций (МНК) функций учета внешнеполитических факторов.

Согласно недавним опросам, руководители компаний рассматривают геополитический риск как наибольшую угрозу для бизнеса, более серьезную, чем кибератаки, финансовые трудности и даже экономический спад. Перечисляя все проблемные точки на карте мира, автор подчеркивает факт вмешательства геополитики в экономические решения.

Климат дестабилизации в международных экономических отношениях автор связывает с рядом причин. Первая причина - это отсутствие «мирового полицейского», т.е. твердого вмешательства США при нарушении статус-кво в том или ином регионе мира. Все вызовы глобального миропорядка за последние годы произошли без какого-либо решительного осуждения со стороны США или их союзников. Компании более не могут рассчитывать на сохранение устойчивого положения в любом регионе на основе отлаженного баланса сил или безусловного соблюдения обязательств и поддержки со стороны наиболее мощных государств.

Вторая причина, требующая внимания к геополитическим рискам, - распространение экономических санкций в качестве инструмента международной политики, усиливающего связи между мировой торговлей и геополитикой. В практику компаний вошли консультации, проводимые с официальными лицами в Вашингтоне, Брюсселе и других европейских столицах, относительно последствий таких санкций. Подобные консультации станут постоянным элементом международной торговли в обозримом будущем. Эффективный бизнес отличается четким пониманием данного обстоятельства, а также способов сохранения деловых отношений в обычном режиме при давлении, ограниченном политическими, но не юридическими мерами.

Еще одна причина состоит в интенсификации торговых отношений между развивающимися странами (торговля Юг - Юг) без посреднического участия стран Запада при высокой неустойчивости внутренней политики на быстрорастущих рынках. МНК, занимающиеся бизнесом в развивающихся странах, открывают новые рынки и сталкиваются с новыми соперниками, и эти новые международные отношения требуют глубокого анализа и понимания. Так, инвестиции в ряде стран Азии связаны с необходимостью учета внешнеполитических отношений с Китаем, Индией и другими

странами региона, имеющими свои интересы в соответствующих странах.

В этой новой реальности наиболее успешными будут те МНК, которые опираются на знания и опыт в области международных отношений, осуществляя на деле то, что может быть определено как корпоративная внешняя политика. Такая политика будет преследовать две цели: повышение способности компании оперировать на международном уровне с помощью эффективной корпоративной дипломатии и обеспечение успешности всех начинаний за счет эффективной геополитической надлежащей осмотрительности (geopolitical due diligence)1. МНК действуют в самых различных и многообразных условиях и во многих отраслях, тем не менее в любом случае успешность их политики зависит от соблюдения ряда основных принципов, создающих новый источник конкурентного преимущества.

Чтобы пройти через все геополитические сложности современного мира, МНК должны «приватизировать» внешнюю политику, иначе говоря, интернализировать многие аспекты, традиционно свойственные государственному управлению. Так, подобно государству, они должны определить свои внешнеполитические интересы, собирать и анализировать данные внешней разведки, находить союзников, выращивать благоприятную среду, учитывать культурные особенности и адаптировать стиль поведения, сохраняя верность моральным принципам. Сегодня компании непосредственно заботятся о своем имидже и репутации, не желая повторять опыт прошлого. С середины 1980-х годов компании стремились выказывать доброжелательность и аполитичность, используя для этого целый спектр стратегий, включая корпоративную социальную ответственность (КСО), управление репутационным риском, связи с общественностью и т.д. Этот набор инструментов, однако, не всегда был успешным с точки зрения овладения возможностями или защиты интересов при появлении угроз переворотов, интервенций, изменений политической ситуации и других радикальных событий, меняющих положение компании. В реалиях XXI в. ком-

1 Due diligence - термин, принятый в банковской практике, означающий тщательное исследование условий и рисков при принятии решения. - Прим. реф.

пании уже не могут отстраниться от политики или разыгрывать политическую нейтральность.

Ответ на современные требования состоит в политической и дипломатической ангажированности. Сегодня корпоративная внешняя политика состоит из двух компонентов: геополитической надлежащей осмотрительности (ГНО) и корпоративной дипломатии. Геополитическая осмотрительность является столь же необходимым компонентом, как и другие элементы анализа, относящиеся к сфере финансов, системе регулирования, правовому режиму. При традиционном анализе компании, как правило, полагались на оценки страновых рисков, но сегодня ГНО должна охватывать не только страновой уровень, но и другие уровни и сферы. Эффективная ГНО включает тщательную оценку местных, региональных и международных факторов, воздействующих на инвестиционное решение. В эту функцию управления автор включает следующие элементы:

- оценка транснационального риска. Значительные региональные риски представляют даже большие опасности, чем внут-ристрановые. Характерный пример - риск, связанный с террористическими актами, затрагивающий многие страны; он требует тщательной оценки региональных и транснациональных угроз. Эффективная ГНО требует от компаний понимания и оценки как странового, так и транснационального риска на основе широкого геополитического подхода. Так, норвежская компания «81а1:ой», пострадавшая в 2013 г. от атаки террористов на газодобывающее предприятие в Алжире, теперь проводит регулярный анализ всех видов риска и общих геополитических трендов на высшем уровне управления;

- учет региональных политических трендов. ГНО на этом уровне означает не только оценку риска, но и чувствительность к региональным политическим событиям. Так, МНК, демонстративно поддерживающие региональные инициативы, могут создать на этой основе прочную геополитическую базу и извлечь существенную выгоду. Это относится, например, к проектам региональной экономической интеграции и торговых ассоциаций;

- оценка местного странового риска. Многие страны, в том числе воспринимаемые как нестабильные, могут иметь масштабные отрасли экономики, пригодные для инвестирования (Ирак, Ин-

донезия, Нигерия и др.). Решения о ведении операций в отдельной части проблемной страны не являются простыми, при любой инвестиционной стратегии компании должны учитывать связанные с ними направления внешней политики;

- учет риска внутри страны базирования и в пределах ближнего зарубежья. Наиболее серьезные геополитические и коммерческие риски нередко локализуются вблизи собственной страны. Так, многие британские фирмы начали активную кампанию против выхода из ЕС задолго до референдума, опасаясь невыгодных для себя последствий. Инвестирование в экономику соседей часто требует особого подхода. Нередки случаи, когда компании, тщательно наблюдая за политическими и экономическими явлениями вдали, не замечают подобные явления, происходящие рядом.

Роль корпоративной дипломатии двояка: она призвана укреплять международную деятельность компании в целом и обеспечивать успех в каждой стране, где она осуществляется. Решая эти задачи, компании должны культивировать масштабные и содержательные отношения с правительством и общественностью, знать и понимать различных стейкхолдеров, группы, способные оказать поддержку или сопротивление, вырабатывать стратегии привлечения клиентуры. Эффективная корпоративная дипломатия базируется на четырех ключевых принципах:

- выработка собственной позиции во внешней политике. Компаниям не следует пытаться воздействовать на политику своей страны или подвергаться воздействию с ее стороны, они должны разработать собственный подход к иностранным правительствам. Конечно, мощь своей страны может нести преимущества, тем не менее компании, которые слишком тесно связаны со своим правительством, часто сталкиваются с проблемами. Крупный бизнес нередко получает более выгодную позицию, если формирует характерную для себя концепцию внешней политики;

- формирование транснационального, глобализированного характера деятельности компании. Это тем важнее, чем большие масштабы приобретает МНК, поскольку компания, воспринимаемая как имеющая четкое национальное происхождение, рискует подвергнуться основному удару политического конфликта. Один из приемов - четкое дистанцирование от вредных ассоциаций. Вместе с тем не следует забывать об обязанности повсюду платить

приличествующие налоги, чтобы не вызвать репутационные потери и ответные действия со стороны правительств;

- диверсификация политических связей. Вместо того чтобы пытаться смягчить геополитический риск путем правительственных контактов, с одной стороны, и общественных отношений, с другой, компаниям следует вовлекать в свою деятельность всех возможных участников. Важны динамичные связи с правительством, бизнес-элитой и гражданским обществом. На быстрорастущих рынках, где внутренняя политика особенно неустойчива, нужно проводить постоянный мониторинг баланса сил между ключевыми акторами на экономической и политической сцене. Наилучшим способом страхования от политического риска остается широкий и объемный комплекс взаимосвязей, обеспечивающий эффективную работу компании;

- не вредить самим себе. Политический риск связан не только с внешним воздействием, он может быть также вызван неумелыми действиями самой компании, в том числе игнорированием местных условий. Компании нуждаются в подлинном понимании внутри- и внешнеполитических интересов стран, являющихся объектами их инвестиций, с тем чтобы уметь быстро реагировать на изменения.

Лидерам бизнеса, таким образом, следует учитывать, что в трудные времена геополитической нестабильности инвесторы, оценивающие инвестиционную привлекательность компании, будут рассматривать не только традиционные экономические показатели, но и во все большей степени компетентность в области внешней политики и, соответственно, устойчивость в условиях геополитических потрясений.

И.Г. Минервин

2017.03.042. ТЯН С., СЛОКУМ Дж.У. УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ В КИТАЕ. TIAN X., SLOCUM J.W. Managing corporate social responsibility in China // Organizational dynamics. - N.Y., 2016. - Vol. 45, N 1. -P. 39-46. - Mode of access: http://www.sciencedirect.com/science/ article/pii/S0090261615000807

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.