ных гарантий. Однако тот же самый объем кредита будет производить все меньше и меньше продукции. К 2021 г. экономический рост составит 5% в год, а отношения кредита к ВВП вырастет до 210%. Однако в случае кредитно-финансового кризиса темпы роста упадут ниже 3%.
Согласно второму сценарию произойдет масштабная реструктуризация долгов корпораций в Китае, особенно в секторах с избыточными производственными мощностями. Списание долгов в сочетании с государственной помощью банкам поможет этим банкам переориентировать кредиты на прибыльные сектора экономики. Прекращение финансирования неэффективных предприятий снизит общий объем кредитования в экономике и сделает рост производства менее зависимым от заемных средств. Списание долгов и реструктуризация предприятий приведут к сокращению инвестиций, увольнению работников и снижению внутреннего потребления. Это вызовет замедление экономического роста Китая до 6% в 2017 г., однако в дальнейшем, из-за повышения продуктивности факторов производства в результате перераспределения финансов и рабочей силы в более эффективные отрасли, экономический рост стабилизируется на уровне 6,5% в год (с. 23).
С.В. Минаев
ВЛАСТЬ
2017.02.017-018. ЭЛИТЫ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ. (Реферативный обзор).
2017.02.017. BO ZHIYUE. China's elite politics: Governance and Democratization. - Singapore е.а.: World Scientific Publishing Co, 2010. -427 р. - (Ser. on contemporary China; Vol. 19.)
2017.02.018. DREYER J.T. Nina's political system: Modernization and tradition. - 9 th ed. - Upper Saddle River (N.J.): Pearson education inc., 2015. - 381 p.
Ключевые слова: Китай; элиты; государственный строй.
Бо Чжиюйэ (017) - профессор Сингапурского национального университета, специалист по современным элитам КНР, реферируемая книга завершает серию монографий автора по политиче-
ской истории КНР 1949-2009 гг.1 В центре книги дилемма демократизации и управляемости: «Должен ли Китай в перспективе стать демократическим государством... Или должен сосредоточиться на управляемости вместо демократизации. Или должен разработать новую модель демократии, соответствующую социально-экономическим условиям Китая?» (017, с. IX).
Ссылаясь на Сэмюела Хантингтона и Дэн Сяопина2, Бо постулирует, что главное не форма правления, а его эффективность: «Неважно является ли правительство демократическим или авторитарным, это - хорошее правительство, пока оно способно управлять»3 (018, с. 1).
Качество управления Бо обусловливает качеством правящей элиты. Размышляя о перспективах правящей элиты Китая, он выделяет три процесса, которые до настоящего времени происходили параллельно, но каждый из которых в будущем может превратиться в ведущую тенденцию. Это - институционализация, фракционность и демократизация.
Институционализация. «Удачный переход от третьего поколения к четвертому поколению руководителей в 2002 г. - это по большому счету следствие политической институционализации в Китае», - доказывает Бо. Благодаря институционализации Ху Цзиньтао после своего избрания генеральным секретарем ЦК КПК на 16 съезде КПК автоматически сделался «самым влиятельным человеком в китайской политической системе», заняв в этой систе-
1 Bo Zhiyue. Chinese provincial leaders: Economic performance a. political mobility since 1949. - Singapore е.а.: World scientific publ. co, 2002; Id. China's е^ рolitics: Political transition and power balancing. - Singapore е.а.: World scientific publishing, 2007.
2 Бо цитирует суждение Хантингтона: «Самым важным, что отличает одну страну от другой в политическом отношении, является не форма правления, а степень управляемости. Демократические страны и диктатуры отличаются друг от друга меньше, чем отличаются те страны, политическая жизнь которых характеризуется согласием, прочностью общественных связей, легитимностью, организованностью, эффективностью, стабильностью, от тех, где всего этого недостает» (Хантингтон С. Политический порядок в меняющемся обществе. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - С. 21). Приводится также афоризм Дэна о способности кошки ловить мышей, независимо от окраса ее шерсти. - Прим. реф.
3 Постулат Бо напоминает скорее афоризм Гегеля «Все действительное разумно, все разумное действительно». - Прим. реф.
ме все высшие должности - кроме генсека, Председателя КНР, а с сентября 2004 г. и председателя Высшего военного совета (017, с. 385).
Таким же автоматическим должен стать переход от «четвертого поколения» к «пятому поколению» руководителей КНР. «Личная преданность политических элит в партии и государстве станет производной от институционной преданности» высшему лицу в партии и государстве. «Главным бенефициаром» такого порядка станет Си Цзиньпин. На 17 съезде КПК (2007) он провозглашен официальным преемником Ху Цзиньтао, и его влияние будет возрастать по мере того, как он будет «собирать» высшие должности во властных структурах1. Переход к «пятому поколению» облегчится возрастными ограничениями, в соответствии с которыми Постоянный комитет Политбюро покинут все его члены (старше 67 лет), кроме Си Цзиньпина и Ли Кэцяна. Одновременно уйдут и семь членов Политбюро старше 68 лет, их позиции будут замещены более молодыми членами2 (там же).
Фракционность. Тенденция к образованию группировок на той или иной основе и превращению их в политическую силу развивается, по мнению Бо, когда отсутствует или слабеет консенсус вокруг высшего руководителя. Официально она запрещена партийным Уставом, но полулегально существует и учитывается экспертами. В руководстве КПК долгое время, как они считают, преобладала «Шанхайская клика», кадры, вышедшие из управленческих структур этого крупнейшего китайского города. Наибольшего влияния после смерти Мао эта группировка достигла при руководителе шанхайской партийной организации, представителе
1 Член партии с 1974 г. Си Цзиньпин был избран кандидатом в члены ЦК КПК в 1997 г., спустя пять лет его карьера стремительно пошла верх: на 16 съезде (с приходом «четвертого поколения») стал членом ЦК КПК, после 17 съезда (2007) член Политбюро ЦК КПК и Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК. Одновременно Си стал выдвигаться по государственной линии: с 2008 г. заместитель Председателя КНР и с 2010 г. заместитель председателя Центрального военного совета. - Прим. реф.
2 Эти строки писались до того, как переход к «пятому поколению» китайских руководителей стал действительностью, ровно по сценарию, вплоть до персонального состава высших органов партии, изложенному в книге Бо. - Прим. реф.
«третьего поколения» китайских руководителей Цзян Цзэмине (1992-2002).
При «четвертом поколении» она была оттеснена на второй план и нынче, по оценке Бо, не представляет реальной силы, так же как группировка выпускников престижного пекинского университета Цинхуа (выпускниками его, наряду с многочисленными представителями современной китайской элиты, были Ху Цзиньтао и Си Цзиньпин). С приходом «пятого поколения», считает Бо, наиболее значимым фактором станет соперничество между «комсомольской группировкой» (выходцами из верхушки Китайского коммунистического союза молодежи) и «принцами» (отпрысками сподвижников Мао, деятелей «первого поколения» руководства КПК).
По подсчетам Бо, первая из них в составе ЦК, избранного 17 съездом КПК (2007), объединила 82 человек (41 член и 41 кандидат в члены ЦК КПК), ее лидером может стать ранее связанный с ней Ли Кэцянь, она обладает большой сплоченностью и может оказаться самой влиятельной группировкой. Соперничать с ней сможет только «партия принцев» во главе с самим Си Цзиньпином. В ней 22 члена и 4 кандидата в члены ЦК КПК. У нее сильная поддержка в армии: девять генералов из «принцев» являются членами ЦК и один из них член Центрального военного совета партии, ряд «принцев» возглавляют военные округа. «Принцы» представлены в различных сообществах, включая бизнес, они пользуются большой поддержкой среди пенсионеров КПК (017, с. 387).
Развитие фракционности может иметь противоречивые последствия, например, привести к устранению тех, кто стремится сидеть на двух стульях, потребовав от них политической идентификации. На политическую сцену могут вернуться старые кадры: ушедшие по возрасту в отставку некоторые партийные деятели прошлого могут занять влиятельные позиции в своих группировках.
Демократизация. Скорее всего, предполагает Бо, демократизация в стране начнется с развития внутрипартийной демократии. Если считать критерием прямое избрание руководителя партии, то оно теоретически возможно трояким способом. Первый при участии в выборах всех членов партии (как происходит на Тайване в Гоминьдане и Демократической прогрессивной партии). Но, если учесть, что численность КПК превышает 75 млн человек, такой вариант вряд ли осуществим. Более практично и больше соответству-
ет духу партийного Устава избрание лидера депутатами партсъез-да. Возможно и избрание руководителя КПК тайным голосованием членов и кандидатов в члены ЦК КПК.
Однако, предостерегает Бо, подобная демократизация может иметь противоречивые последствия, укрепив, с одной стороны, процесс институционализации, а с другой - облегчив развитие фракционности. Усилится влияние членов ЦК, и это влияние будет формализовано. Одновременно в партии начнется предвыборная борьба, исход которой будет зависеть от силы той или иной группировки. Поскольку «комсомольская группировка» более многочисленна, «при таком сценарии Ху Цзиньтао скорее бы заменил Ли Кэцянь, а не Си Цзиньпин» (там же).
Если измерять личное влияние авторитетностью родителей, Си не может считаться «органичным лидером принцев в Центральном комитете». В ветеранской среде более влиятельны отставные деятели из южных провинций Хунань и Цзянси, а отец Си Цзиньпина Си Чжунсюнь - выходец из северной провинции Шаньси, карьера представителей которой, начиная с Гао Гана1, была менее удачной. По влиятельности в ветеранской среде шансы Юй Чжэн-шэна2 были бы более предпочтительны (там же).
Вообще, по оценке Бо, китайские руководители смягчили свое негативное отношение к демократизации Китая. Демократия
1 Сближение Си Чжунсюня, отца Си Цзиньпина, с Гао Ганом выглядит неубедительным. Член Политбюро ЦК КПК, руководитель партизанского движения на Северо-Западе Китая, Гао Ган в 1952 г. стал председателем Госплана. Придерживался левой ориентации, поддерживал курс Мао Цзэдуна на форсированный переход к социализму, был, в частности, сторонником скорейшего завершения коллективизации из-за угрозы «стихийного сползания крестьянства в капитализм». Выступал против Лю Шаоци и его сторонников и был устранен в ходе внутрипартийной борьбы, по официальной версии, в 1954 г. покончил жизнь самоубийством. Си Чжунсюнь тоже участвовал в партизанском движении на Северо-Западе. Но будучи вице-премьером Госсовета, придерживался умеренной ориентации, не одобрял политику «большого скачка» (1958-1961), за что попал в немилость у Мао и был репрессирован. В 1980-х годах проявил себя активным проводником политики «реформ и открытости», член Политбюро ЦК КПК в 19821987 гг. - Прим. реф.
2 В «пятом поколении» китайских руководителей Чжэн стал председателем Всекитайского собрания народных представителей и считается четвертым по рангу в партиерархии. Против его выдвижения действует предельный возраст -1945 г.р. (см. 018. - с. 144. - табл. 6.2).
признается «универсальной ценностью», тем более что государственная система КНР является «демократической по определению». Китайскими лидерами признается «ценность прямых выборов как одного из главных компонентов демократического правления». В политическом отчете ЦК 17 съезду КПК был целый раздел о «развитии социалистической демократии». Термин «демократия» звучал в этом разделе 36 раз. Однако, как замечают эксперты, это «одни разговоры»1.
Нет «никакого намека на демократизацию западного образца», и «нет никакого основания ожидать», что такая демократия будет введена в Китае. Причина проста - подобная демократизация подорвет власть КПК. К тому же создаст угрозу для целостности Китая ввиду наличия оппозиционных движений на этнической основе. Наконец, заключает Бо, «демократический Китай сделается гораздо более националистическим» (017, с. 390).
Профессор Университета Майями (штат Флорида) Джун Дрейер рассматривает эволюцию политической системы КНР (018) в аспекте смены правящих элит, а смену элит в распространенных на Западе и в самом Китае категориях «смены поколений» китайского руководства: первое поколение представляет сам Мао Цзэ-дун, второе - Дэн Сяопин, третье - Цзян Цзэминь, четвертое - Ху Цзиньтао, пятое - Си Цзиньпин. Начиная с Цзян Цзэминя, смена руководителей партии и государства в Китае носила нормативный характер: каждому генеральному секретарю ЦК КПК и председателю КНР2 отводилось два пятилетних срока правления, которые оформлялись решением соответствующего съезда КПК.
Смена поколений обеспечивалась также возрастными ограничениями пребывания на руководящих должностях. Однако эти
1 Khan J. In China, talk of democracy is simply that // The New York times. -2007. - April 20. - Mode of access: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc= s&source=web&cd=&ved=0ahUKEwjp5obY4t_RAhVDCiwKHWCACZ4QFgguMAQ &url=https%3A%2F%2Fsites.google.com%2Fsite%2Fhuychina%2Fcn_democracy_nyt _0704.pdf&usg=AFQjCNEZyqNMRpk00G0qdSonqlmf5 uF9 Ug&sig2=pUyZ9 JuI2r FTLpRAaDDl4w&bvm=bv. 145393125, d.bGg
Кроме этих постов новый руководитель становился главой Центрального военного совета, что отражало историческое значение армии в государственной структуре КНР и традиционную роль командования Народно-освободительной армии Китая в партийной иерархии. - Прим. реф.
ограничения носили вначале неформализованный характер, и омоложение, на котором настаивал Дэн Сяопин, происходило медленно: так средний возраст членов ЦК, избранного на 13 съезде КПК (1987) был 56,3, а на 14 съезде (1992) - 55,2 года. Возрастной состав Политбюро изменился от съезда к съезду более существенно: с 68,6 до 62,5 соответственно (018, с. 132).
Мало изменился при «третьем поколении» (Цзян Цзэминь) возрастной состав высших партийных органов и на 15 съезде (1997), хотя избранный в состав ЦК в 1992 г. следующий руководитель партии Ху Цзиньтао оказался самым молодым членом ЦК. Однако заметно возрастал образовательный уровень, популярной среди руководителей стала профессия инженера (Цзян Цзэминь оказался первым руководителем КПК с инженерным образованием).
Переход к «четвертому поколению», ассоциирующийся со сменой на высших постах Цзян Цзэминя Ху Цзиньтао и санкционированный 16 съездом (2002), ознаменовался снижением возрастного ценза с 70 до 68 лет (018, с. 139). При приходе к власти «пятого поколения» во главе с Си Цзиньпином (2012) возрастной состав постоянного комитета Политбюро равнялся 62 годам. Си и премьер Госсовета Ли Кэцян были в нем самыми молодыми (1953 и 1955 годов рождения соответственно), остальные члены Постоянного комитета Политбюро родились в 1945-1948 гг. (018, с. 144).
Особенностью нового руководства стало решительное преобладание в составе высшего органа КПК «северян»: их было пятеро из семи членов Постоянного комитета, включая самого Си Цзиньпина. Другой особенностью сделалось преобладание «принцев», выходцев из партийной верхушки: их четверо вместе с Си (там же).
Приход «пятого поколения» ознаменовался «делом Бо Си-лая», руководителя быстрорастущей Чунцинской агломерации в Западном Китае, выступившего с популистской программой. Это событие экспертами было расценено как плохое предзнаменование для устойчивости внутрипартийной системы, заложенной Дэн Сяопином. В течение трех с лишним десятилетий после смерти Мао КПК удавалось осуществлять легальный переход власти благодаря
нормативной смене руководителей. Сохранится ли такой порядок в будущем1, неизвестно, заключает Дрейер (018, с. 147).
А.В. Гордон
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
2017.02.019-020. СОВРЕМЕННОЕ ВОЗВЫШЕНИЕ КИТАЯ И ТРАДИЦИОННЫЙ МИРОПОРЯДОК ПОДНЕБЕСНОЙ. (Реферативный обзор).
2017.02.019. HUNG HO-FUNG. The Chinese boom: Why China will not rule the world. - N.Y.: Columbia univ. press, 2016. - XI, 232 p. -Bibliogr.: p. 187-220.
2017.02.020. China and international relations: The Chinese view and the contribution of Wang Gungwu / Ed. by Zheng Yongnian. - N. Y. : Routledge, 2010. - 351 p.
Ключевые слова: Китай; китаецентризм; мировой порядок; тянь ся; Восточная Азия; история международных отношений.
Хун Хо-фун, доцент социологии Университета Джона Гоп-кинса (г. Балтимор, США), оспаривает бытующее на Западе и особенно в США мнение, что возвышение Китая угрожает современному мировому порядку и чревато установлением китайской гегемонии в мире (019).
После поражения США во Вьетнамской войне и структурных кризисов 1970-х годов ряд специалистов мир-системного анализа в марксистских категориях Валлерстайн, Арриги, Силвер доказывали, что в исторической перспективе неминуема утрата Америкой мировой гегемонии. При этом один из теоретиков неомарксистско-
1 В китайской прессе, выражающей настроения в руководящих кругах КПК, обсуждается вопрос о «третьем сроке» для нынешних руководителей Си Цзиньпина и Ли Кэцяня. Два пятилетних срока их пребывания у власти заканчиваются в 2022 г. «Третий срок» отложит приход к руководству «шестого поколения» и станет отходом от принципа, установленного Дэн Сяопином. Введение этого принципа отражало страх повторения репрессий и хаоса, сопровождавших правление Мао Цзэдуна. Однако принцип опирался на согласие высших партийных кадров и не был закреплен формализованным образом. Его критики доказывают, что он уже сыграл свою роль и в новой обстановке, требующей проведения радикальных мер в политике и экономике, не может быть полезным. - Прим. реф.