Научная статья на тему '2011. 01. 034. Шамбо Д. Коммунистическая партия Китая: ослабление и приспособление. Shambaugh D. China's communist party: atrophy a. adaptation. - Wash. : Woodrow Wilson Center press; Berkeley etc. : Univ.. Of California press, 2008. - XV, 234 p'

2011. 01. 034. Шамбо Д. Коммунистическая партия Китая: ослабление и приспособление. Shambaugh D. China's communist party: atrophy a. adaptation. - Wash. : Woodrow Wilson Center press; Berkeley etc. : Univ.. Of California press, 2008. - XV, 234 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
149
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КИТАЯ ПРОБЛЕМА РЕФОРМИРОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 01. 034. Шамбо Д. Коммунистическая партия Китая: ослабление и приспособление. Shambaugh D. China's communist party: atrophy a. adaptation. - Wash. : Woodrow Wilson Center press; Berkeley etc. : Univ.. Of California press, 2008. - XV, 234 p»

ВЛАСТЬ

2011.01.034. ШАМБО Д. КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КИТАЯ: ОСЛАБЛЕНИЕ И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ. SHAMBAUGH D. China's Communist Party: Atrophy a. adaptation. -Wash.: Woodrow Wilson center press; Berkeley etc.: Univ. of California press, 2008. - XV, 234 p.

Профессор, директор Программы изучения политики Китая в университете Джорджа Вашингтона (г. Вашингтон, округ Колумбия, США) Дэвид Шамбо характеризует реакцию КПК на крах мирового социализма и отношение к проблемам, порожденным переходом КНР к открытости и рыночной экономике.

«КПК явила множество классических симптомов ослабления и упадка; но в то же время она показала себя способной серьезно адаптироваться и реформироваться» (с. 5). Специалисты в течение многих лет отмечали признаки ослабления партии, расходясь во мнениях, что послужило началом процесса - «Большой скачок», «культурная революция», вступление на путь реформ в 1978 г. или события на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. Но все сходятся на том, что можно говорить о «прогрессирующем упадке» КПК «как института1», имея в виду ослабление обычных инструментов контроля над обществом (с. 3). Переход от положения развивающейся страны к статусу «новых индустриальных стран» обернулся серьезными проблемами. Сейчас КПК сталкивается с ростом социального расслоения и неравенства, повсеместной коррупцией, массовой безработицей и сельским протестом. Способна ли партия справиться с ними и сохранить свою власть в китайском обществе?

Руководство и кадры КПК очень остро переживали события 1989-1991 гг. в СССР и Восточной Европе, которые привели к утрате компартиями роли правящей силы в этих странах. Особое впечатление произвел крах КПСС с последующим распадом СССР. Можно предположить (министр обороны КНР побывал в Москве всего лишь за неделю до августовского переворота 1991 г.), что руководство КПК было в курсе планов заговорщиков. Известие о перевороте вызвало в Пекине радость. Агентство Синьхуа немед-

1 Подчеркнуто автором. Имеется в виду КПК как орган власти, характеристике которого и посвящена книга, а не вся политическая система КНР во главе с партией. - Прим. реф.

ленно сообщило о введении чрезвычайного положения, вечером того же дня 20 августа было созвано чрезвычайное заседание Политбюро, на котором генсек ЦК КПК Цзян Цзэминь приветствовал падение Горбачёва. Между тем Дэн Сяопин призвал к осторожности, указав на возможность неудачи заговорщиков. Его позиция возобладала, в парторганы была послана директива с требованием воздерживаться от комментариев по поводу происходящего в Москве. Возглавленный Б.Н. Ельциным контрпереворот погрузил руководителей КПК в траур. С их точки зрения, «единственно, что могло быть хуже Горбачёва, это его свержение некоммунистическими силами» (с. 57).

Отношение к реформам в СССР, к М.С. Горбачёву и возглавленной им перестройке прошло в КПК несколько фаз: «скептицизм» 1986-1987 гг. сменился «поддержкой» в 1987-1989 гг. (когда генеральными секретарями ЦК КПК были «либералы» Ху Яобан и Чжао Цзыян), «подозрительностью» в 1989-1991 гг. (после разгрома демонстраций на Тяньаньмэнь) и «шоком» в 1991-1992 гг. Затем, однако, настало время «систематического изучения» (19932004) опыта советских реформ. По оценке ведущего советолога КНР Лю Наньцюаня, это изучение прошло, в свою очередь, три этапа: вначале упор был сделан на подрывной роли Запада и его доктрины «мирной эволюции» социалистических стран к капитализму; затем (1992-1996) стали рассуждать о «многообразии» причин, как внешних, так и внутренних; на современном этапе китайские руководители рассматривают проблематику падения социализма в СССР и Восточной Европе исключительно под углом зрения «уроков» для Китая (с. 55).

Характерным для первого этапа стал инструктивный доклад главного редактора «Жэньминь жибао» Гао Ди 30 августа 1991 г. на совещании редакторов газет и журналов КНР. Гао резко критиковал поведение заговорщиков. Следовало, по его мнению, а он начал выступление ссылкой на одобрение своего доклада в ЦК, арестовать не только Горбачёва, но и Ельцина, как поступили с «бандой четырех»1. Конституционные методы ничего не дают:

1 Ультралевая группировка в руководстве КПК во главе с последней женой Мао Цзэдуна Цзян Цин, выдвинувшаяся в годы «культурной революции» и ликвидированная немедленно после его смерти (1976). - Прим. реф.

«Вы не станете просить тигра о снисхождении; или он убьет вас, или вы его. Революция беспощадна!» (с. 58).

В заключение Гао постарался сформулировать выводы из произошедшего в СССР: (1) «Решительно отстаивать руководство Партии, не допуская установления многопартийности или парламентской системы», (2) «Решительно удерживать контроль Партии над армией...», (3) «Решительно утверждать диктатуру пролетариата, не допуская признания буржуазно-демократических свобод», (4) «Решительно сохранять систему общенародной собственности, не допуская приватизации», (5) «Решительно отстаивать марксизм, не допуская идеологического плюрализма», (6) «Сосредоточить наши усилия на политике открытости и реформ и настойчиво продолжать этот курс» (с. 59).

Выводы Гао предопределили направление дальнейших партийных разработок. Однако то, что последовало по отношению к советским реформам, далеко не во всем было столь же однозначным. В отличие от западных экспертов, сосредоточившихся на «непосредственных причинах» падения КПСС, в Китае занялись «системным анализом», притом с ретроспективным уклоном. Самым многозначительным стал пересмотр отношения к Н.С. Хрущёву и изменениям в КПСС 1950-х годов, которые во времена Мао Цзэдуна были заклеймены как «ревизионистские».

Хрущёв был признан «первым великим реформатором в СССР». Успех его реформ, считают теперь китайские ученые, предотвратил бы стагнацию эпохи Брежнева-Черненко, и судьба СССР, по мнению большинства китайских советологов, могла быть иной. Постулат о превращении КПСС в «общенародную партию (цюанъминъдан)», был, по словам директора Института Восточной Европы и Центральной Азии Ли Цзиньцзи (в интервью автору 22.10.2003), «теоретической инновацией». Китайские ученые не могли открыто осудить Мао и его курс (к которому был причастен и Дэн Сяопин) в отношении к СССР, началом которого было осуждение антисталинского доклада Хрущёва на ХХ съезде КПСС, а финалом конфликт 1968 г.; но косвенно они признали враждебную по отношению к советским руководителям маоистскую политику ошибочной. Так анализ причин падения КПСС и распада СССР соединялся с самокритикой в отношении политики КПК (с. 60-61).

«Системный анализ» китайских ученых выявил многообразие факторов - экономических, внутриполитических, социальных и международных (табл. 4.1). Среди экономических выделяют обусловленные «антикапиталистическим догматизмом» сверхцентрализацию, огосударствление сельского хозяйства, изолированность от мировой экономической системы, а также упор на тяжелую промышленность и ВПК. Перестройка в экономике оказалась «слишком слабой, слишком поздней и слишком краткосрочной» (с. 62-63).

Среди внутриполитических факторов - «все признаки тоталитаризма (цзицюаньчжуи), сосредоточение власти у одного лица, отсутствие внутрипартийной демократии и механизма смены лидеров, неэффективность бюрократического аппарата, превращение партии в привилегированный "правящий класс"», «преобладание левацких тенденций, начиная со Сталина и вплоть до Горбачёва», «идеологическая жесткость и искажение марксизма». В итоге -«кризис доверия» к партийным лидерам, переросший в «кризис веры» в социализм. Попытка Горбачёва демократизировать партию по социал-демократическому образцу оказалась «слишком радикальной и запоздавшей» (там же).

В социальной и культурной сфере отмечаются низкий уровень жизни и запуганность населения, особенно интеллигенции, отчуждение на производстве, слабая мотивация и низкая производительность труда, массовый алкоголизм, «разочарование молодежи», противоречивое соотношение интеллектуального догматизма и горбачёвского плюрализма. Особо подчеркивается разрушение принципов федерализма: русский шовинизм, с одной стороны, сепаратизм среди нерусских народов - с другой (там же).

Среди внешних факторов, кроме влияния «холодной войны» на экономику и идеологии «мирной эволюции» на общество, китайские аналитики указывают на диктат в международном коммунистическом движении и «советский шовинизм», проявлявшийся в экспансионистской внешней политике, особенно при Брежневе (с. 62-63).

«Наиболее важный вывод, который КПК сделала из посмертного анализа краха СССР, что самое верное средство достичь краха -это окостеневшее партийное государство с догматической идеологией, несменяемыми кадрами, уснувшими партийными организа-

циями, а также застойная экономика и изоляция от международного сообщества». КПК, полагает автор, понимает, что исключать что-то подобное нельзя; но «руководители и кадры КПК точно так же уверены, что фатального исхода можно избежать, если прибегнуть к самоанализу, приспособлению и политике упреждающих реформ» (с. 3-4).

Официально итоги изучения причин краха КПСС и распада СССР не подводились, но своеобразным заключением можно считать резолюцию пленума ЦК КПК (сентябрь 2004 г.) «Решение о совершенствовании руководящей роли Партии». Перечислив важнейшие выводы из этого изучения, резолюция формулировала «уроки» для КПК: «Борьба с коррупцией является вопросом жизни и смерти для Партии», «некоторые руководители» утратили связь с массами, «некоторые» местные организации «слабы и недееспосб-ны»... (с. 125).

Разъясняя смысл резолюции для системы партийного просвещения, Цзэн Цинхун, возглавлявший группу по подготовке резолюции, говорил: «Советский Союз был социалистической страной № 1 в мире, но внезапно страна развалилась. Хотя многие факторы этому способствовали, самое главное, что после длительного пребывания во власти система (коммунистического. - Реф.) правления утратила гибкость, ослабла их (коммунистов. - Реф.) способность управлять, люди были разочарованы результатами их пребывания у власти, и они оказались изолированными от масс».

«Статус правящей партии не является раз и навсегда гарантированным, - делал вывод Цзэн (тогда пятое лицо в партийной иерархии)1. - ... Если наша партия не возьмется за исправление своего образа в соответствии с Решением, она может и утратить свою правящую роль». Смысл Решения - «все члены Партии и особенно руководящие кадры на всех уровнях должны пробудиться, задуматься об опасности мирного времени, проникнуться сложностью проблем управления и серьезно усилить способность Партии к управлению» (с. 126).

1 Цзэн Цинхун пришел в руководство в качестве члена постоянного комитета Политбюро и секретаря ЦК как сподвижник Цзян Цзэминя из «шанхайской группы». Он сохранил свои позиции в ЦК при выдвижении Ху Цзиньтао и стал заместителем Председателя КНР (2002-2008), уйдя в отставку по возрасту (1939 года рождения) после ХУ11 съезда КПК (2007). - Прим. реф.

С января 2005 г. началась кампания «укрепления передовой роли членов КПК (баочи дан юань дэ сянцзяньсин)». Рассчитанная на 18 месяцев до лета 2006 г., она шла поэтапно (среди центральных органов и руководства провинциями и муниципалитетами, на уездном и на местном уровнях) и содержала три стадии: учебную, самокритику и критику. Первые три месяца посвящались групповому изучению марксистских текстов и партийных документов, затем три месяца составлялись самокритичные характеристики, которые затем в течение трех месяцев распространялись среди товарищей по работе. Заключительная стадия включала три месяца критики и еще три месяца размышлений над выявленными недос-татками1. В общем, как сказал автору один из членов партии, это была «чистка», организационная кампания «старого стиля», каких не было в КПК с 1983 г. (с. 129-130).

Однако партруководство, организаторы кампании остались довольны. Один из высокопоставленных сотрудников Орготдела ЦК говорил автору: «Во-первых, это была превосходная возможность для всех членов партии получить марксистское образование; во-вторых, она консолидировала партию на нижнем уровне, поскольку каждый член партии, каждый парткомитет и партийная ячейка прошли через нее; в-третьих, кампания помогла всему населению понять свои жизненные проблемы» (с. 128-129).

В ходе кампании, по данным Орготдела ЦК, 156 тыс. «слабых и недействующих организаций» были распущены и созданы 130 тыс. новых организаций. Почти 3 млн. руководителей парторганизаций прошли интенсивную переподготовку в целях улучшения работы. Было израсходовано 1,75 млрд. юаней на оборудование помещений для деревенских партячеек. Было обнаружено 3,4 млн. «мертвых душ» (в основном среди крестьян, ушедших на заработки в город). 44 378 человек были исключены из партии (с. 130).

Параллельно с этой кампанией были задействованы различные программы «партийного строительства», «укрепления ведущей роли партии», «улучшения партийной жизни», «усовершенствования внутрипартийной демократии». Интенсивно действует система партпросвещения на базе партийных школ. В 2006 г. была издана

1 Автор ссылается на беседу в Шанхае с членом КПК в ноябре 2005 г. (с. 210).

директива ЦК КПК, требующая, чтобы все кадры каждые пять лет проходили трехмесячную переподготовку в партшколах (с. 143).

Важнейшим средством борьбы с коррупцией провозглашается контроль, а его важнейшим партийным инструментом остается Центральная комиссия контроля за дисциплиной. В 2003 г. заместитель ее председателя сказал автору: «Члены нашей партии охотно принимают наш контроль - вот почему мы пережили крах Советского Союза. Именно благодаря строгой дисциплине мы пережили крах СССР и стран Восточной Европы». Тем не менее Ху Цзиньтао в 2006 г. призвал «усилить контроль за руководящими партийными органами и руководящими партийными кадрами» и повысить его эффективность путем совмещения партконтроля с контролем общественных организаций, населения, СМИ и судебных органов (с. 132).

В силе, однако, остается прежняя система номенклатурного контроля. «Список постов» включает 2500 должностей министерского уровня и руководства провинциями и муниципалитетами центрального подчинения плюс 39 тыс. чиновничьих должностей, назначение на которые утверждает непосредственно ЦК. В рамках этой номенклатуры есть особый «Лист центральных кадров (Чжун ян ганъбу мулу)», в 2003 г. он включал около 1000 персон, представляющих «элиту в элите». В распоряжении Орготдела ЦК находятся 168 тыс. постов руководителей парткомов. Наконец, есть список бьянъчжи на 30 с лишним миллиона персонала с указанием их обязанностей и функций в администрации, социальном обеспечении и на госпредприятиях (с. 141).

Идеологическую деятельность КПК последних десятилетий отличает настойчивый поиск установок, которые могли бы заменить изначальный революционный проект1. Одним из таких нововведений явилась теория «трех представительств». Выдвинутая в серии речей генсека ЦК КПК Цзян Цзэминя в 2000 г. и включенная ХУ1 съездом КПК (2002) в устав партии, она означает, что КПК «должна представлять» (1) «передовые производительные силы общества», (2) «передовую современную культуру», (3) «интересы огромного большинства народа» (с. 111).

1 6 июня 2003 г. Цзэн Цинхун направил в парторганизации директиву не исполнять «Интернационал» на партийных собраниях, что обозреватели оценили как дальнейший отход в Китае от коммунистической традиции. - Прим. реф.

Суть нововведения заключалась в допуске в качестве «передовых» производительных и культурных сил общества предпринимателей и служащих из частного сектора. Цзян Цзэминь и партийные идеологи ссылались на изменение состава рабочего класса и его расширение за счет других слоев. Включение в партийные ряды хозяев и менеджмента частного сектора обосновывалось тем, что партия пролетариата должна оставаться передовой силой общества. По существу же «теория трех представительств» знаменовала отказ от постулата классовой партии.

К концу 2003 г. 30% предпринимателей являлись членами партии, в своем большинстве они, однако, работали на приватизированных предприятиях госсектора. Всего в частном секторе работали менее полумиллиона членов, и на 82% частных предприятий, по данным 2000 г., вообще не было партячеек. Для бизнеса партия -это «политически узаконенный рэкет» и одновременно нечто вроде «крыши», которая позволяет более безопасно заниматься предпринимательской деятельностью (с. 114, 136). Для партии кооптирование коммерческой элиты означает движение по пути превращения в «партию элит» по примеру других правящих партий стран Восточной Азии (с. 112).

Новое руководство КПК во главе с Ху Цзиньтао, сменившим после ХУ1 съезда Цзян Цзэминя в качестве партийного лидера, сохранило политические установки «теории трех представительств» и сам ее идеологический статус, переместив, однако, упор с первого на третий пункт «теории», т.е. на необходимость для КПК защищать «интересы огромного большинства народа». Так обозначилась главная коллизия современного партийного строительства -«партия элит» или «общенародная партия».

Коллизия отражает острейшую проблему современного Китая, который сделался «страной с самым быстро растущим коэффициентом Джини1 в мире». При среднедушевом годовом доходе порядка 7000 юаней почти 50 млн. жителей страны имели в 2004 г. доход 669-924 юаня (около сотни долларов США), а 26 млн. - менее 669 (с. 116). За время беспрецедентного экономического роста образовались целые зоны сплошной бедности в Центральном и За-

1 Показатель отклонения фактического распределения доходов населения страны от абсолютно равного. - Прим. реф.

падном Китае, возникли огромные слои обездоленных (так называемые слабые группы - жоши дуанъти), определилась стагнация аграрной сферы.

Массовым явлением сделались выступления протеста, центром которых, как правило, оказывается деревня: в 2003 г., по данным Министерства общественной безопасности Китая, произошло 58 тыс. «нарушений общественного порядка», в 2004 г. - 74 тыс., в 2005 г. - 87 тыс. Число протестующих варьировалось от нескольких десятков до десятков тысяч. Главным мотивом крестьянских выступлений являются злоупотребления местных властей: от всевозможных поборов и штрафов до махинаций с продажей земли. В уезде Хуаси, провинция Чжэцзян, 60 тыс. крестьян протестовали против попустительства властей загрязнению природной среды двумя химическими заводами; в октябре 2004 г. произошел этнический конфликт между ханьцами и народностью хуэй1, при подавлении которого погибли 100 человек (включая 15 полицейских) и были ранены более 400; в декабре 2005 г. в Дунчжоу, провинция Гуандун, полиция открыла огонь по крестьянам, протестовавшим против строительства местной электростанции, были убиты 20 участников (с. 117).

Непосредственным откликом на проблемы сельского протеста явилась разработка обновленным партийным руководством концепции «новой социалистической деревни», которая, в свою очередь, сделалась частью программы построения «гармоничного социалистического общества». В конце своего правления Цзян Цзэминь выдвинул задачу создания общества материального благополучия (сяокан шэхуй). При Ху Цзиньтао задача была значительно расширена и существенно видоизменена. На смену курсу «Экономический рост любой ценой» пришел пафос социальной справедливости.

В своем выступлении в Центральной партийной школе (февраль 2005 г.), ознаменовавшем начало новой идеологической кампании, Ху Цзиньтао говорил: «Гармоничное социалистическое общество, которое мы хотим построить, должно быть обществом

1 Хуэй (дунгане) - мусульманское меньшинство, проживающее преимущественно в Нинся-Хуэйском автономном районе, более или менее крупные компактные поселения хуэй имеются также в провинциях Ганьсу, Цинхай, Хэбэй на северо-западе Китая. - Прим. реф.

образцовой демократии, власти закона, справедливости, правосудия, правдивости, доверия, дружбы, полноты жизни, стабильности, упорядоченности и гармонии между человеком и природой». Программа «продвижения в построении гармоничного социалистического общества» стала частью заданий 11 пятилетнего плана, утвержденных пленумом ЦК КПК в октябре 2005 г. (с. 115, 118).

Признав существование в Китае серьезных противоречий, «подрывающих социальную гармонию», пленум ЦК в октябре 2006 г. декларировал: «Мы должны вместе с продвижением социально-экономического развития уделить больше внимания развитию социальной сферы. Социальная справедливость и равенство перед законом являются основным условием социальной гармонии, тогда как здоровая система служит основополагающей гарантией для социальной справедливости и равенства перед законом. Мы должны ускорить строительство системы, обеспечивающей социальную справедливость и равенство перед законом, чтобы гарантировать права народа и его интересы в политической, экономической, культурной и социальной областях. Мы должны обучить наших граждан использовать свои права и осуществлять свои обязательства в соответствии с законом» (с. 118).

Выдвижению программы «гармоничного социалистического общества» предшествовала «научная концепция развития (кэсюэ фачжаньгуань)»1, которую Ху Цзиньтао провозгласил в ноябре 2003 г. и которая сделалась центральным положением программы. Концепция включала два момента: (1) «исходить из того, что народ есть основа»; (2) «развитие должно быть всесторонним». Оба были ревизией политики прежнего руководства с его элитарными установками и поощрением экономического роста приморских районов (с. 119). «Научная концепция развития» становилась теоретической базой для переподготовки кадров, улучшения качества которых Ху Цзиньтао потребовал вслед за этим (декабрь 2003 г.).

Параллельно новое руководство КПК разрабатывает идеологию «демократии с китайскими особенностями». «Практикуя политику открытости, - говорит премьер Госсовета Вэнь Цзябао, - мы изучаем передовые достижения всех цивилизаций мира, соединяем

1 По смыслу - научный подход к развитию. - Прим. реф.

их с нашей реальностью и вступаем на путь китайской демокра-тии»1 (с. 120).

Полезность демократии для современного китайского общества далеко не очевидна кадрам КПК. Не случайно книга в ее защиту имеет красноречивое название «Демократия - это хорошая вещь». Традиционный для страны конфуцианский авторитаризм отразился в идеологии освободительного движения (Сунь Ятсен) концепцией опеки над народом, которая и была подхвачена коммунистами. Идеологи КПК сопровождают установку о необходимости демократии различными оговорками - демократизация должна быть постепенной, чтобы не подрывать стабильность, которая является высшей ценностью. В тех же целях демократия должна быть организованной, «упорядоченной». Намечаются этапы: «Снизу верх, от внутрипартийной демократии к демократии в стране, от меньшей состязательности к большей» (с. 121-122).

Ху Цзиньтао подчеркивает, что граждане должны использовать свои права «непосредственно и в соответствии с законом». Его советник Юй Кэпин доказывает преимущества политического участия народа как пути реализации гражданских прав, который позволяет предупредить злоупотребление властью и способствует «гармонизации и стабильности общественной жизни». Есть и параллельная точка зрения о «консультативной демократии» как третьего наряду с «прямой демократией» и состязательной демократией американского типа ее вида, соответствующего особенностям Китая. Утверждают, что выборность руководителей не гарантирует их компетентности и т.д. (с. 122).

Защитники демократии в нынешнем руководстве настойчиво доказывают ее совместимость с социализмом. Среди них Вэнь Цзя-бао, подобно которому не высказывался ни один китайский лидер после Тяньаньмэньских событий: «Мы должны создать все предпосылки для того, чтобы народ контролировал и критиковал правительство. Мы должны позволить каждому реализовывать свои возможности в условиях равенства, непредвзятости и свободы. Мы должны дать полную свободу творческому духу народа и его способности самостоятельно думать. Мы должны практиковать

1 Выступление перед китайскими и иностранными корреспондентами 16 марта 2007 г. (с. 209).

управление страной в соответствии с законом, совершенствовать систему управления, соответствующего закону, и построить государство, управляемое законом» (с. 124).

В целом, замечает автор, КПК с ее новым руководством - Ху Цзиньтао-Вэнь Цзябао - справляется с внутрипартийными проблемами, и острейшей для нее становится отношение с обществом, переживающим «революцию растущих ожиданий». На этом уровне «ослабление» гораздо заметнее «приспособления». Разбуженные быстрым экономическим ростом различные слои населения жаждут улучшения своего положения («включая духовное»). От партии ожидают выдвижения новых идейных перспектив взамен революционного марксизма, с которым она, однако, пока не готова расстаться как средством своей политической легитимации (с. 167-168).

Вопрос о выражении интересов различных слоев и групп также находится в подготовительной стадии, хотя новое руководство и озабочено поиском соответствующих каналов. В целом, «четвертое поколение» руководителей КПК больше озабочено реальными проблемами народа, чем их предшественники. Но эта забота выливается в «популистский авторитаризм»1 (с. 170).

В заключение Шамбо рассматривает политические прогнозы. Ветеран американской синологии Роберт Скалапино, сформулировав четыре сценария эволюции КПК и политической системы Китая (1993), выделил в качестве наиболее вероятного «авторитарно-плюралистический»2: «Политическая система останется авторитарной с ограничением свободы и сохранением статуса единственной или доминирующей партии. Все же ленинизм уступит место более гибкому политическому порядку, способному к смягчению в зависимости от обстоятельств. Границы допустимого будут проходить постоянную проверку. Продвижения в политической открытости будут сменяться отступлениями. Но в общем роль идеологии будет уменьшаться, и легитимность будет зависеть от эффективности равно как от убедительности руководителей, активно использующих темы патриотизма и развития. Между тем в социально-экономической сфере будет господствовать плюрализм» (с. 171).

1 В отношении термина автор ссылается на одноименный доклад американского синолога Брюса Диксона на конференции 2005 г. (с. 218).

2

Scalapino R. China in the Late Leninist era // China quart. - L., 1993. - December. - P. 949-971. - Здесь и далее приведено по реф. источнику.

Профессор Стэнфордского университета Эндрю Уолдер (2004) наиболее вероятной считает «гонконгскую модель1» - «постепенное расширение политического участия с сохранением общего контроля Партии на неопределенный срок», что начнется с внутрипартийных выборов или с профсоюзов, образовательных и других функциональных структур и будет эволюционировать в многопартийную систему по корейскому образцу или, скорее, в систему доминирующей партии по японскому образцу2 (с. 173).

Профессору Гарвардского университета Тони Сейчу (2005) наиболее вероятным видится «технократический подход, когда руководство стремится сочетать авторитарную политическую систему с либерализацией в экономике». По предположению профессора Университета Джорджа Вашингтона Брюса Диксона (2006), КПК сохранит власть без серьезных политических реформ, и хотя проблемы вроде коррупции или социального протеста останутся неразрешенными, КПК сумеет не допустить их обострения3. Ли Чэн из Брукингского института (2007) полагает, что соперничество между «элитистской» и «популистской» группировками в руководстве КПК приведет к 2020 г. к упрочению выборности внутри партии и последующему распространению внутрипартийной демократии на всю конституционно-государственную систему4 (с. 173-174).

Шамбо наиболее вероятным представляется движение КПК в том направлении «консультативного ленинизма», которое Ричард Боум из Калифорнийского университета отметил еще в 1996 г.5 Руководство будет расширять консультации с членами партии, партиями, представленными во Всекитайском собрании народных представителей, и даже с беспартийными массами, но не допустит ни фракционности, ни организованной политической оппозиции.

1 Имеется в виду развитие Гонконга (Сянгана) после перехода под юрисдикцию КНР. - Прим.реф.

2

Walder A. The party elite and China's trajectory of change // China: an intern. j. - Canberra, 2004. - Vol. 2, N 2. - P. 189-209.

Dickson B. The future of the Chinese communist party: strategies for survival a. prospects for change // Charting China's future. - Lanham, 2006.

4 Li Cheng. China in the year 2030: Three political scenarios // Asian policy. -Wash., 2007. - N 4.

5 Baum R. The China after Deng: Ten scenarios in search of reality // China quart. - L., 1996. - March. - P. 153-175.

В то же время сохранится гибкость, КПК будет стремиться к «динамической стабильности», твердо помня о том, что «статическая стабильность» погубила КПСС. Такую систему можно вслед за Эндрю Натаном назвать «эластичным авторитаризмом»1.

«Аналогично своему опыту с экономическими реформами, -заключает Шамбо, - КПК, по всей вероятности, будет продвигать политическую реформу шаг за шагом, экспериментируя с новыми методами, распространяя их по горизонтали и вертикали... В этом осторожном и постепенном продвижении будет рождаться новая форма партийного государства - китайское эклектическое государство. Так же как в экономической, социальной и других сферах развития быстро изменяющегося Китая, современная политическая система Китая будет отражать многообразие практик, как иностранных, так и местных, сливаюшихся в новую разновидность политического гибрида» (с. 181).

А.В. Гордон

2011.01.035. СПОДЕК Х. В ЛАБОРАТОРИИ ХИНДУТВЫ2: ПОГРОМЫ И ПОЛИТИКА В ГУДЖАРАТЕ, 2002 г. SPODEK H. In the Hindutva laboratory: pogroms and politics in Gujarat, 2002 // Modern Asian studies. - Cambridge (N.Y.), 2010. - Vol. 44, N 2. - Р. 349-399.

Преподаватель истории в университете Темпл (Филадельфия, США) анализирует причины и последствия конфликта в Гуджарате, оцененного в науке и прессе как один из самых вопиющих случаев межрелигиозной розни в Индии.

27 февраля 2002 г. западноиндийский штат Гуджарат захлестнула волна мусульманских погромов, продолжавшаяся несколько месяцев. Погромы начались с нападения мусульман в городке Год-хра на поезд с сотнями карсеваков - индуистских паломников, возвращавшихся с мифического места рождения Рамы в Айодхье. Паломники притесняли мусульман - владельцев киоска на платформе в Годхре, и мусульмане сожгли поезд; заживо сгорели 59 пассажиров. На следующий день на значительной территории Гуджарата

1 Nathan A. China's resilient authoritarianism // J. of democracy. - 2003. -Vol. 14, N 1. - P. 6-17.

2 Хиндутва (санскр. «индуистскость») - идеология индуистского коммуна-лизма. - Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.