янные работники, например таких, как профессиональное обучение и карьерный рост, надбавки к зарплате за выслугу лет и т.д. Более 60% временно занятых в странах ЕС заявляют, что они вынуждены были подписать временный контракт потому, что не смогли найти постоянную работу. Согласно данным Евростата 80% работников этой категории назвали такую причину временной занятости в Бельгии, Кипре, Греции, Португалии и Испании. Имеются и другие причины. Так, большое число временных работников в Австрии, Дании, Италии и Германии указали, что главной причиной заключения временного контракта является возможность стажировки и профессионального обучения (с. 53).
В ответ на рост безработицы среди молодежи Евросоюз разработал в 2013 г. и ввел в действие в 2014 г. программу «Гарантии для молодежи» (Youth guarantee). Она должна обеспечить всем молодым людям в возрасте до 25 лет гарантии получения предложений о работе, продолжении образования, производственном обучении или стажировке в течение 4 месяцев после окончания учебы или потери работы. Предусмотрено финансирование этой программы в размере 10 млрд евро из бюджета программы «Инициатива обеспечения занятости молодежи» (Youth employment initiative) и государственных бюджетов стран-участниц программы.
Б.Г. Ивановский
2017.01.047. СОПОСТАВЛЕНИЕ ДИНАМИКИ ТРУДОВЫХ ЗАТРАТ В ЕВРОПЕ: ЗАТРАТЫ НА РАБОЧУЮ СИЛУ В ГЕРМАНИИ СТАБИЛИЗИРУЮТСЯ / ГЕРЦОГ-ШТЕЙН А., ЛОГЕЙ К., ШТЕЙН У., ЦВИНЕР Р.
European comparison of trends in labour and unit labour costs in 2015: German labour costs stabilizing / Herzog-Stein A., Logeay C., Stein U., Zwiener R.; IMK Policy Brief. - Düsseldorf: Hans-Böckler-Stiftung, 2016. - 11 p. - Mode of access: http://www.boeckler.de/pdf/p_imk_ pb_3_2016.pdf
Ключевые слова: ЕС; зона евро; Германия; затраты на рабочую силу; заработная плата; коллективные переговоры и соглашения.
Сотрудники германского Института макроэкономической политики (Macroeconomic policy institute, IMK) проводят сравни-
тельный анализ затрат на рабочую силу (трудовые затраты) в Германии, странах ЕС и зоны евро. Такие исследования ведутся в IMK с 2006 г.
В показатель затрат на рабочую силу, кроме расходов на оплату труда, включаются также взносы на социальное страхование, оплату на обучение и профессиональную переподготовку, а также налоговые выплаты.
С начала 2000-х годов затраты на рабочую силу в частном секторе Германии росли медленнее, чем в среднем по ЕС. Однако с 2011 г. темпы их роста возросли, что стало следствием тенденции к повышению зарплаты, которая позволила преодолеть затяжной спад в частном спросе.
В 2000-2015 гг. затраты на рабочую силу росли в среднем на 2,8% в год в ЕС и на 2,5% в зоне евро. В Германии этот показатель составлял 2,0%. Более низкие темпы данного показателя в этот период наблюдались только в Греции (0,5%) и Португалии (1,8%). По данным германского Федерального статистического управления (Federal statistical office) в первом квартале 2016 г. трудовые затраты в Евросоюзе увеличилась на 3,3% (с. 1-2).
В 2015 г. час работы одного работника в частном секторе (промышленность и сфера услуг) обходился работодателям Германии в среднем 32,70 евро. У семи стран (Дания, Бельгия, Швеция, Люксембург, Франция, Финляндия и Нидерланды) этот показатель был выше, чем у Германии, - от 33,30 до 43,00 евро (с. 5). В Австрии почасовые трудовые затраты в 2015 г. были такими же, как в Германии (32,60 евро), что выше, чем в среднем по зоне евро (29,50 евро). Среди стран, где уровень почасовых трудовых затрат ниже среднего по зоне евро, оказались Великобритания (29,1 евро), Ирландия (28,70) и Италия (27,30 евро). В странах Южной Европы рассматриваемый показатель варьировал от 21,1 евро в Испании до 12,50 евро на Мальте. В Эстонии, Словакии, Чехии, Хорватии, Польше, Венгрии и Латвии он находился в диапазоне от 10,80 евро до 7,50 евро (с. 3). Самый низкий уровень почасовых трудовых затрат отмечался в Румынии и Болгарии - 5,0 и 4,10 евро соответственно (с. 4).
В промышленности Германии в 2015 г. затраты на рабочую силу составляли 38,00 евро в час. Как и в 2014 г., страна занимала по этому показателю четвертое место среди наиболее развитых стран ЕС. В зоне евро данный показатель был ниже - в среднем
32,00 евро. Уровень почасовых трудовых затрат был также выше среднего по зоне евро у таких стран, как Бельгия (43,30 евро), Дания (42,40), Швеция (41,10), Франция (37,00), Финляндия (36,80), Нидерланды (34,80) и Австрия (35,20 евро). Рост затрат на рабочую силу в промышленности Германии в 2015 г. составил 2,7%, в то время как в ЕС он был равен 2,0%, а в зоне евро - 1,8% (с. 4).
В 2014 г. затраты на рабочую силу в сфере услуг Германии равнялись 29,9 евро в час - это девятое место в ЕС после Скандинавских стран, стран Бенилюкса, Франции и Австрии. Самый высокий уровень затрат на рабочую силу отмечался в Дании - 43,60 евро, в то время как в среднем по ЕС и зоне евро он составлял 28,50 и 25,60 евро соответственно. В 2015 г. затраты на рабочую силу в сфере услуг Германии выросли на 2,7%, что выше, чем в среднем по ЕС (0,5%) и по зоне евро (1,2%) (с. 4).
Начиная с 2011 г. Германия перешла к политике в области заработной платы, ориентированной на макроэкономические цели (macroeconomically-oriented wage policy), которая опирается на макроэкономический подход к перераспределению доходов, обусловленному ростом производительности. Теоретически такая политика, поддерживая рост зарплаты в соответствии с ростом производительности, не наносит ущерб стороне предложения. Рост производительности трансформируется в повышение покупательной способности, что, в конечном счете, ведет к увеличению спроса в экономике. Таким образом, политика в области зарплаты создает «окружающую среду», благоприятную для экономического роста. Однако у экспертов возникает вопрос: способна ли данная политика решить макроэкономические задачи, стоящие перед германской экономикой?
Например, коллективные соглашения по заработной плате являются результатом переговоров между профсоюзами и организациями предпринимателей. При этом уровень зарплаты в масштабе всей экономики находится под сильным влиянием текущей ситуации на рынке труда: при высокой безработице переговорные позиции профсоюзов бывают относительно более слабыми. В этом случае для предотвращения внутренних и внешних дисбалансов необходимы меры фискальной политики.
Вместе с тем заработная плата в Германии не во всех случаях устанавливается в результате коллективных переговоров. Так, в
2015 г. только 58% всех занятых Германии работали в компаниях, охваченных коллективными соглашениями по зарплате, и 48% заняты в компаниях, охваченных отраслевыми соглашениями (с. 8).
Применение на уровне ЕС политики в области заработной платы, ориентированной на макроэкономические цели, является, по мнению авторов, очень сложной задачей. Национальные системы переговоров по оплате труда очень разнородны, а механизмы их согласования на уровне ЕС крайне слабы. В то время как Германия обладает институциональными структурами для согласования зарплаты на макроэкономическом уровне, национальные системы коллективных переговоров в странах, находящихся в кризисе, были разрушены по идеологическим причинам, и их сменили соглашения по зарплате на уровне компаний и индивидуальные контракты с работодателями. В таких условиях, заключают авторы, в ЕС будет очень трудно ввести систему формирования зарплаты, основанную на общих правилах.
Б.Г. Ивановский
2017.01.048. ДУЭЛЛ Н., ТУРАУ Л., ВЕТТЕР Т. ДОЛГОВРЕМЕННАЯ БЕЗРАБОТИЦА В СТРАНАХ ЕС.
DUELL N., THURAU L., VETTER T. Long-term unemployment in the EU: Trends and policies. - Brussels: Bertelsmann Stiftung, 2016. -88 p.
Ключевые слова: ЕС; рынок труда; долговременная безработица; программы трудоустройства.
Глубокий экономический кризис, охвативший Евросоюз с 2008 г., привел к историческому максимуму уровня безработицы, который, однако, существенно различается по странам ЕС. Во многих странах из-за затяжной рецессии в экономике высокая безработица приобрела долговременный характер, что негативно влияет на рынок труда, сокращает возможности трудоустройства населения.
В первой главе исследования, осуществленного в рамках международного частного бесприбыльного Фонда Бертелсманна (Bertelsmann Stiftung), рассматриваются долговременная безработица (long-term unemployment) по определению МОТ и ее структурные характеристики.