ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2016.03.058. ШЕЛЛИНГЕР А. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ИЗМЕРЕНИЯ В СТРАНАХ ЕС: ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И МНОГООБЕЩАЮЩИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ. SCHELLINGER A. Giving teeth to the EU's social dimension: Dismal failure and promising potential // Friedrich-Ebert-Stiftung International policy analysis. - Berlin, 2015. - 14 p. - Mode of access: http://library. fes.de/pdf-files/id/ipa/11649.pdf
Ключевые слова: экономическая интеграция; социальное измерение; заработная плата; занятость.
Автор, сотрудник Фонда им. Фридриха Эберта (Берлин), занимающегося продвижением идеалов социал-демократии, обосновывает важность социального измерения (social dimension), отражающего совокупность социальных отношений и социального опыта, для европейской интеграции следующими аргументами. Во-первых, социальное измерение компенсирует эффекты экономической интеграции. Во-вторых, оно позволяет регулировать свободу передвижения и ограничивать господство законодательства единого рынка. В-третьих, социальный аспект является важным фактором, гарантирующим политическую поддержку населения в целом.
Что касается первого аргумента, то единый рынок и единая валюта ЕС, способствуя ускорению экономической динамики в странах-членах, могут одновременно вызвать экономические потрясения и социальные взрывы. Наиболее ярко это проявилось в Греции, Португалии, Испании и косвенно в Италии. В соответствии с требованиями Евросоюза в этих странах были демонтированы механизмы защиты занятости с целью обеспечения ее гибкости, сокращены размеры минимальной зарплаты, ослаблен институт
коллективных переговоров по поводу условий труда и размера оплаты работников. Большинство предпринятых для этого мер будут иметь серьезные долгосрочные последствия на рынке труда.
Социальная политика, в том числе в области зарплаты, отражает решения, принятые в связи с кризисом евро. В рамках так называемого европейского семестра (european semester), т.е. ежегодной координации мер экономической и налогово-бюджетной политики внутри ЕС, публикуются рекомендации по осуществлению национальной политики в области оплаты труда.
С помощью методов макроэкономического регулирования Евросоюз имеет возможность вмешиваться в решение почти любых вопросов, касающихся национального рынка труда и социальной политики стран-членов. Хотя европейскому профсоюзному движению удалось согласовать общие позиции по фундаментальным вопросам с органами ЕС, по ряду вопросов консенсус не был достигнут. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные институциональные различия, которые проявляются как во внутренней организации профсоюзов, так и в их влиянии на формирование зарплаты. Трудно достичь консенсуса также в вопросах перераспределения рабочей силы между богатыми и бедными государствами - членами ЕС.
В связи с кризисом евро руководящие принципы в области занятости и социальной политики ЕС были в большей степени привязаны к целям экономической и налогово-бюджетной политики, закрепленным в Пакте стабильности и роста (Stability and growth pact). Первые рекомендации для отдельных стран в рамках европейского семестра 2011 г. были направлены, среди прочего, на реализацию финансовой реформы в сфере медицинского страхования и пенсионного обеспечения, а также на ужесточение доступа к социальным льготам и услугам (с. 2).
Большой вклад в развитие социального диалога внес Лиссабонский договор (2007), который предусматривает регулярные трехсторонние встречи на высшем уровне, что позволяет укрепить координацию между социальными партнерами (предприниматели, профсоюзы, работники). Такие встречи предусматривают принятие межотраслевых соглашений на уровне ЕС между социальными партнерами, в частности по трем группах проблем - отпуск по уходу за детьми, больными и престарелыми; положение о неполном
рабочем дне; принципы оформления срочных трудовых договоров. Кроме того, социальные партнеры достигли договоренности по таким проблемам, как стресс на рабочем месте, видеонаблюдение, преследование и насилие на рабочем месте. В результате было заключено 500 межотраслевых соглашений, которые являются обязательными для социальных партнеров (с. 8). При этом количество комитетов, участвующих в переговорном процессе, увеличилось с 19 в 1999 г. до 43 в 2015 г., а количество европейских производственных советов (отраслевых объединений предпринимателей стран -членов ЕС), играющих ключевую роль в социальной защите работников, в настоящее время составляет 1214. Договоренности, достигнутые социальными партнерами (например, по таким вопросам, как отпуск по уходу, неполный рабочий день и срочные трудовые соглашения), были включены в директивы Европейской комиссии и Совета ЕС.
Что касается согласования национальных стандартов минимальной зарплаты, то, несмотря на политическую поддержку со стороны Еврокомиссии, до сих пор не достигнут консенсус по этому вопросу с Европейской конфедерацией профсоюзов в связи с тем, что профсоюзы опасаются снижения в ряде случаев относительно высокого уровня минимальной зарплаты и ограничения свободы ведения коллективных переговоров.
В рамках европейского профсоюзного движения существуют значительные расхождения во взглядах на политику в области зарплаты, что приводит к различиям в национальных условиях оплаты труда. Профсоюзы Скандинавских стран обеспокоены тем, что введение европейских принципов координации зарплаты может ограничить рамки коллективных переговоров на национальном уровне; профсоюзы Великобритании и Ирландии опасаются ограничений при переговорах с профсоюзами на местном уровне (с. 7).
В Германии крупнейший профсоюз «IG Metall» призывает создать европейский семестр профсоюзов с целью выработки общих политических целей в области зарплаты. Профсоюз выступает за автономную систему координации процесса установления зарплаты с учетом уровня инфляции, среднесрочной производительности и фактора перераспределения доходов.
Автор поддерживает Европейскую конфедерацию профсоюзов (European trade union confederation, ETUC) в вопросе о необхо-
димости укрепления минимальных стандартов в национальных системах социального обеспечения (с. 11). Хотя вопросы организации и финансирования социального обеспечения, отмечает он, должны оставаться в компетенции отдельных стран - членов ЕС, но на европейском уровне национальные профсоюзы должны наладить диалог и совместно принимать решения относительно общеевропейских принципов минимальной социальной защиты.
Что касается вопросов совершенствования участия социальных партнеров в европейском семестре, то оно может быть улучшено, по мнению автора, за счет таких мер, как заблаговременное информирование социальных партнеров; систематическое включение социальных партнеров в деятельность различных рабочих групп и советов; отражение результатов социального диалога на европейском и национальном уровнях в рекомендациях для конкретных стран и др.
Б.Г. Ивановский
2016.03.059. КОЛЛЬ В. ОТ ЗАКОНА СТАБИЛЬНОСТИ И РОСТА
К ЗАКОНУ БЛАГОСОСТОЯНИЯ И СТАБИЛЬНОСТИ.
KOLL W. Vom Stabilitäts - und Wachstumsgesetz zum Wohlstands -
und Nachhaltigkeitsgesetz // Wirtschaftsdienst. - 2016. - Jg. 96, N 1. -
S. 40-48. - Mode of access: http://blog.zeit.de/herdentrieb/files/2016/
01/WD_1_2016_Koll_Vom_StabG_zum_WNG.pdf
Ключевые слова: закон стабильности и роста; благосостояние; фискальная стабильность; социальная стабильность; экологическая стабильность.
Закон о содействии стабильности и росту экономики (Stabilität und des Wachstums der Wirtschaft, StabG) существует в Германии уже почти 50 лет (с 1967 г.), отмечает автор, чиновник высшего ранга федерального министерства экономики и финансов. В свое время он знаменовал переход к регулированию по неокейн-сианской модели, хотя и не отказался полностью от прежней неолиберальной концепции. StabG отдает приоритет таким задачам, как стабильность цен, высокий уровень занятости и внешнеэкономическое равновесие при постоянном и достаточном экономическом росте. Несмотря на серьезные изменения в мировой экономи-