Научная статья на тему '2017. 01. 048. Дуэлл Н. , Турау Л. , Веттер Т. Долговременная безработица в странах ЕС. Duell N. , thurau L. , vetter T. long-term unemployment in the EU: trends and policies. - Brussels: Bertelsmann Stiftung, 2016. - 88 p'

2017. 01. 048. Дуэлл Н. , Турау Л. , Веттер Т. Долговременная безработица в странах ЕС. Duell N. , thurau L. , vetter T. long-term unemployment in the EU: trends and policies. - Brussels: Bertelsmann Stiftung, 2016. - 88 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕС / РЫНОК ТРУДА / ДОЛГОВРЕМЕННАЯ БЕЗРАБОТИЦА / ПРОГРАММЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ивановский Б. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 01. 048. Дуэлл Н. , Турау Л. , Веттер Т. Долговременная безработица в странах ЕС. Duell N. , thurau L. , vetter T. long-term unemployment in the EU: trends and policies. - Brussels: Bertelsmann Stiftung, 2016. - 88 p»

2015 г. только 58% всех занятых Германии работали в компаниях, охваченных коллективными соглашениями по зарплате, и 48% заняты в компаниях, охваченных отраслевыми соглашениями (с. 8).

Применение на уровне ЕС политики в области заработной платы, ориентированной на макроэкономические цели, является, по мнению авторов, очень сложной задачей. Национальные системы переговоров по оплате труда очень разнородны, а механизмы их согласования на уровне ЕС крайне слабы. В то время как Германия обладает институциональными структурами для согласования зарплаты на макроэкономическом уровне, национальные системы коллективных переговоров в странах, находящихся в кризисе, были разрушены по идеологическим причинам, и их сменили соглашения по зарплате на уровне компаний и индивидуальные контракты с работодателями. В таких условиях, заключают авторы, в ЕС будет очень трудно ввести систему формирования зарплаты, основанную на общих правилах.

Б.Г. Ивановский

2017.01.048. ДУЭЛЛ Н., ТУРАУ Л., ВЕТТЕР Т. ДОЛГОВРЕМЕННАЯ БЕЗРАБОТИЦА В СТРАНАХ ЕС.

DUELL N., THURAU L., VETTER T. Long-term unemployment in the EU: Trends and policies. - Brussels: Bertelsmann Stiftung, 2016. -88 p.

Ключевые слова: ЕС; рынок труда; долговременная безработица; программы трудоустройства.

Глубокий экономический кризис, охвативший Евросоюз с 2008 г., привел к историческому максимуму уровня безработицы, который, однако, существенно различается по странам ЕС. Во многих странах из-за затяжной рецессии в экономике высокая безработица приобрела долговременный характер, что негативно влияет на рынок труда, сокращает возможности трудоустройства населения.

В первой главе исследования, осуществленного в рамках международного частного бесприбыльного Фонда Бертелсманна (Bertelsmann Stiftung), рассматриваются долговременная безработица (long-term unemployment) по определению МОТ и ее структурные характеристики.

Долговременная безработица в посткризисный период стала основным фактором, влияющим на состояние европейского рынка труда. К концу 2015 г. в Евросоюзе насчитывалось 22 млн безработных. При этом половина из них оставались безработными в течение 12 месяцев и более. Уровень безработицы достиг 9,3% трудоспособного населения (в том числе долговременной - 4,3%) (с. 13).

С третьего квартала 2014 г. по третий квартал 2015 гг. количество долговременных безработных сократилось в странах Евросоюза в среднем на 11%. Однако этот процесс происходил неравномерно по странам ЕС. Так, в Эстонии, Болгарии, Ирландии, Польше и Великобритании численность долговременных безработных уменьшилась в этот период на 20%, в то время как во Франции, Нидерландах, Швеции, Хорватии, Австрии, Латвии и в Румынии она увеличилась от 2 до 13%, а в Финляндии и Люксембурге -на 25% (с. 14).

Рассматривая гендерную структуру долговременной безработицы, авторы отмечают, что от 50 до 70% числа безработных приходилось в 2013 г. на мужчин. Исключением являются Греция, Дания и Чехия, где среди долговременных безработных было несколько больше женщин, чем мужчин.

Более высокая доля мужчин среди долговременных безработных наблюдается на Мальте, в Ирландии, Финляндии и Великобритании. При этом на Мальте эта тенденция объясняется большим разрывом в уровне занятости между мужчинами и женщинами. У Финляндии этот разрыв минимальный среди европейских стран, и в данном случае более высокая доля мужчин среди долговременных безработных связана с различиями в характере трудовой деятельности, выполняемой мужчинами и женщинами. Дело в том, что в большинстве стран экономические преобразования после финансово-экономического кризиса оказали особенно сильное влияние на те сектора экономики, в которых работают преимущественно мужчины (с. 17).

Во второй главе исследуются факторы, способствующие росту долговременной безработицы в различных странах ЕС. Особое внимание уделяется таким вопросам, как показатели совокупного спроса на рабочую силу, экономическая реструктуризация, инсти-

туциональное окружение, стратегии регулирования рынка труда, определяющие развитие компаний и домашних хозяйств (с. 37).

В странах с высокой долговременной безработицей продолжительность поиска работы сильно различается, в частности, в связи с особенностями в развитии национальных рынков труда. Такие особенности касаются динамики численности рабочей силы, которая определяется не только чистым приростом рабочих мест, но и увеличением числа кратковременных рабочих мест.

Так, в Греции и Словакии в течение длительного периода (2010-2015) наблюдалась низкая доля долговременных безработных, которые находят работу (the rate of transition from unemployment to employment), - 5%, что в 10-50 раз ниже, чем в таких странах, как Португалия и Испания, где показатель перехода от безработицы к занятости достиг экстраординарного уровня.

Немецкие компании стремились приспособиться к рецессии за счет увеличения количества отработанных часов. При этом два фактора способствовали достижению высокой гибкости рабочего времени: широкое распространение краткосрочной занятости и использование так называемых «счетов рабочего времени» (working-time accounts), которые применялись еще до кризиса. В Германии доля краткосрочной занятости в 2015 г. составила 4% всех занятых. В некоторых других странах ЕС она также находится на высоком уровне. Так, в Бельгии этот показатель достиг 7,5%, а в Австрии, Чехии, Франции, Италии, Ирландии, Нидерландах и Словакии он колеблется от 1 до 2,5% (с. 41).

Третья глава содержит обзор различных программ по стимулированию рынка труда (active labor-market programs, ALMP), направленных на снижение долговременной безработицы. Сотрудничество между различными организациями, такими как государственные службы занятости (public employment services), школы, социальные, страховые и аутсорсинговые компании, считается одним из наиболее эффективных инструментов для решения проблем долговременной безработицы.

В отдельных странах ЕС участие подобных организаций в программах стимулирования рынка труда носит временный характер. Это связано с тем, что основная ответственность за ликвидацию первичной безработицы перекладывается с государственных служб занятости на различные общественные организации, кото-

рые не в состоянии координировать надлежащим образом действия всех заинтересованных в ликвидации долговременной безработицы сторон. Тем не менее в девяти странах - членах ЕС (в том числе Великобритании, Ирландии, Нидерландах, Германии и Чехии) создан институциональный механизм координации, который позволяет достаточно эффективно решать проблемы занятости и безработицы.

Европейские страны с развитой системой стимулирования рынка труда используют программы интенсивного консультирования для специфических групп населения, таких как молодежь. Так, в Польше специальные программы способствовали достижению высокого уровня повторного трудоустройства различных категорий населения.

В Латвии в рамках принятого в 2013 г. проекта «Усиленный план действий» (Intensified action plan) была оказана поддержка 2800 долговременным безработным (с. 57). При этом 40% из них в итоге нашли работу (в ряде случаев в форме самозанятости).

В Германии в 2013 г. была принята программа для поддержки безработных «Внутренняя целостная интеграционная программа» (Internal holistic integration), реализацией которой занимались все государственные службы занятости. Она оказалась значительно эффективнее других программ: более 63% долговременных безработных, присоединившихся к ней, в течение 6 месяцев нашли работу (с. 58).

Во Франции в 2011-2012 гг. были реализованы два национальных плана по борьбе с долговременной безработицей. При этом использовались такие инновационные методы, как коллективное консультирование и помощь безработным в отдаленных районах. Метод коллективного консультирования широко используется во многих странах ЕС, в том числе, в Болгарии, Словакии и Португалии.

В Болгарии с целью привлечения потенциальных участников программ по борьбе с безработицей, проживающих в отдаленных от городов районах, использовались мобильные офисы государственной службы занятости.

Использование Интернета является более экономичным (как по времени, так и по затратам) методом подбора персонала по сравнению с традиционными методами, включая и программы по стимулированию рынка труда, которые предусматривают очное

общение с соискателями на работу, отмечают авторы. Одним из низкозатратных вариантов является предоставление электронных услуг с целью помочь клиентам более оперативно разместить личную информацию. Примеры работы учреждений по поиску работы из Дании, Германии и Швейцарии показывают, что для эффективного обслуживания своих клиентов и успешной помощи им в трудоустройстве, наряду с электронными услугами, требуются личные контакты для персонализированного консалтинга и мониторинга.

Разработка и реализация программ стимулирования рынка труда в Европе вызвали значительные изменения в институтах гражданского общества, законодательстве и принципах управления, определяющих политику занятости.

Б.Г. Ивановский

2017.01.049. СИГО Т. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВАЖНОЙ ДЛЯ ЗАНЯТОСТИ? SIGAUD T. La mobilité géographique un atout pour l'emploi? // Problèmes écon. - P., 2016. - N 3124. - P. 58-63.

Ключевые слова: Франция; занятость; мобильность населения.

На рынке труда географическая мобильность населения часто расценивается как преимущество. Однако французский исследователь Т. Сиго, сотрудник Центра изучения занятости (Centre d'études de l'emploi), считает необходимым проявлять осторожность в оценках воздействия географической мобильности на занятость и безработицу.

С начала 2000-х годов власти призывают трудящихся «быть активнее в поисках занятости», но уровень безработицы во Франции остается высоким. Географическая мобильность рабочей силы может улучшить функционирование рынка труда, приспособить предложение рабочей силы к потребностям производства в конкретных районах и сократить глубокие территориальные нарушения равновесия, возникшие в результате кризиса конца 2000-х годов.

Основным лозунгом французских властей и государственной политики в области занятости сейчас стал призыв к большей географической мобильности рабочей силы. Утверждается, что мобильность является ресурсом для всех экономически активных граждан, желающих обезопасить свою профессиональную карьеру

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.