ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2016.02.046. РЕФОРМЫ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЕС: МЕЖСТРАНОВЫЕ СРАВНЕНИЯ.
Social policy reforms in EU: A cross-national comparison. Social inclusion monitor Europe - Reform barometer / Ed. by J. Arpe, S. Milio, A. Stuchlik. - 2015. - 102 p. - Mode of access: https://www.bertels mann-stiftung.de/en/publications/publication/did/social-policy-reforms-in-the-eu-a-cross-national-comparison-1/
Ключевые слова: социальная политика ЕС; социальная инклюзия; борьба с бедностью; образование; социальная сплоченность; здравоохранение; социальная защита.
Финансовый и экономический кризис вынудил многие европейские страны вести политику жесткой экономии, что поставило под угрозу соблюдение принципа социальной инклюзии. В ЕС под понятием «социальная инклюзия» понимается «процесс, гарантирующий тем, кто находится на грани бедности и исключен из социальной жизни, получение возможностей и ресурсов, необходимых для полноценного участия в экономической, социальной и культурной жизни, а также обеспечение стандартов жизни и благосостояния, которые соответствуют нормам общества, членами которого они являются»1.
1 Joint report on social inclusion / Council of the European Union. - Brussels, 2004. - 215 p. - P. 8. - Mode of access: http://ec.europa.eu/employment_social/soc-prot/soc-incl/final_joint_inclusion_report_2003_en.pdf
В данном издании - «Барометр реформ» («Reform barometer»)1 - представлены результаты пилотного исследования реформ в области социальной политики в 28 странах ЕС, направленных на развитие социальной инклюзии. Оно было осуществлено в рамках совместного проекта Лондонской школы экономики и Фонда Бер-тельсманна (Bertelsmann Stiftung). Планируется, что это исследование будет проводиться ежегодно. Обработка данных по социальной политике стран ЕС позволит создать систематизированную и стандартизированную базу для межстранового анализа, на основе чего можно будет принимать решения о мерах, направленных на достижение макроэкономического баланса на уровне всего ЕС.
В ходе исследования было проведено сопоставление экспертных оценок по шести ключевым факторам социальной инклюзии: борьбе с бедностью, доступу к образованию и на рынок труда, социальной сплоченности (social cohesion) и отсутствию дискриминации, здравоохранению и социальной защите. Мнения экспертов были получены в рамках опроса экспертов, которые ответили на 153 вопроса и оценили, насколько меры социальной политики, осуществлявшиеся в 2013-2014 гг. в европейских странах, достигли своих целей.
Оценивая успехи стран в борьбе с бедностью, респонденты отмечают наличие бедности среди детей и молодых людей, в домо-хозяйствах с одним работающим, а также трудности в доступности жилья, неравенство, распространение нестабильной (краткосрочной) системы занятости (прекаритета и прекариального труда от англ. precarity и precarious working) и социальную стигматизацию.
Несмотря на относительно высокий уровень благосостояния жителей Европы, в данный момент 1 из 7 европейцев подвержены риску стать бедным (с. 17). Специалисты выделяют три ключевых фактора, определяющих политику борьбы с бедностью: политическую волю, политическое и / или общественное восприятие необходимости такой борьбы и финансовые ограничения. Отмечается
1 Проект мониторинга ситуации в области социальной инклюзии в Европе на основе опросов, которым занимается исследовательская группа «SIM Europe» Фонда Бертельсманна (Bertelsmann Stiftung), крупнейшего в Германии частного фонда, миссия которого состоит в разработке и курировании проектов, позволяющих найти решение актуальных общественных проблем современности. - Прим. реф.
важность проблемы детской бедности, которая особенно остра в Болгарии, Румынии, Венгрии, Латвии и Греции, а также тот факт, что все страны - члены ЕС принимают меры по решению этой проблемы. Вместе с тем часто программы по борьбе с бедностью получают недостаточное финансирование. Кроме того, среди обследованных стран были выделены две группы: страны, чьи граждане не считают социально справедливыми государственные выплаты безработным (Болгария, Кипр, Нидерланды, Польша, Португалия, Словакия, Испания и Великобритания), и страны, чьи граждане воспринимают такие выплаты как справедливый и необходимый инструмент программ социального страхования (Хорватия, Франция, Греция, Венгрия, Ирландия, Италия, Литва, Чехия и Финляндия).
При оценке прогресса социальной политики в сфере образования и профессиональной подготовки рассматривались такие факторы, как рост доверия к образовательной системе; повышение доступности высшего образования; расширение возможностей по трудоустройству выпускников; продвижение мобильности образования; повышение качества дошкольного образования; сокращение числа учащихся, покидающих образовательные учреждения, не получив квалификацию; развитие системы обучения на протяжении всей жизни и повышения квалификации.
В исследовании выделены страны, где в результате реализации правительственных инициатив в сфере образования были достигнуты успехи, - Болгария, Кипр, Дания, Эстония, Мальта. Инициативы в образовательной политике 2014 г. в таких странах, как Франция, Греция, Португалия, Словакия, Словения и Великобритания, эксперты оценили как неуспешные или крайне неуспешные (с. 33).
Был сделан вывод об отсутствии эффективных универсальных практик в сфере образования, способствующих росту или сохранению занятости, борьбе с безработицей среди молодежи, которые могли бы использоваться по всей Европе и способствовать сокращению неравенства и росту социальной инклюзии. Отмечается негативное влияние экономического кризиса и связанных с ним мер жесткой бюджетной экономии на развитие таких сегментов системы образования, как обучение на протяжении всей жизни и образовательные услуги для детей.
Анализируя государственную политику на рынке труда, эксперты рассматривали следующие ее составляющие: занятость; уровень заработной платы; справедливость процедуры найма и возможности развития карьеры; группы населения, имеющие и не имеющие доступ на рынок труда; участие наемных работников в процессе принятия решений на предприятиях; безработица; активная политика переобучения работников в соответствии с ситуацией на рынке труда.
Авторы приходят к выводу о том, что страны, наиболее пострадавшие от кризиса, в том числе отрицательно сказавшегося на занятости, менее других преуспели в политике преодоления безработицы. Это прежде всего страны Юго-Восточной и Южной Европы, где, с одной стороны, значительная доля населения вытеснена с рынка труда, а с другой - очевиден недостаток политической воли для проведения политики, способствующей росту занятости населения. Наиболее успешными в предупреждении и сокращении неравенства граждан в доступе на рынок труда были Скандинавские страны. Анализ данных опроса свидетельствует о недостаточной в целом по всем странам ЕС степени реализации принципа социальной инклюзии в области занятости, предотвращения безработицы, установления справедливой заработной платы. Более успешно этот принцип реализуется в области борьбы с дискриминацией в трудовых отношениях.
Среди тенденций в области политики занятости в странах ЕС эксперты выделили снижение защищенности работников из-за усиления риска потери работы, а также сокращение социальных пособий по безработице в связи государственными инициативами по повышению гибкости рынка труда. В целом наблюдается постепенный отход европейской политики занятости от принципов коллективизма и трансформации европейского рынка труда в соответствии с англосаксонской моделью.
Вопросы, на которые отвечали респонденты при рассмотрении проблем сплоченности общества и дискриминации, касались продвижения общих ценностей; укрепление доверия к институтам; укрепление межличностного доверия; развития гражданского общества; поддержки волонтерской активности; интеграции групп, не включенных в жизнь общества (external groups); развития социаль-
ной мобильности граждан, подверженных риску исключения из жизни общества; доступности социальных услуг.
Согласно полученным данным значимость таких аспектов социальной политики, как сплоченность общества и отсутствие дискриминации, признается всеми странами Европы. Однако в условиях рецессии и жесткой экономии резко сократилось бюджетное финансирование программ, направленных на повышение уровня сплоченности общества. Большинство европейских стран (17 стран) в 2014 г. приступили к реализации правительственных программ по интеграции групп населения, не включенных в жизнь общества; в 14 странах были разработаны меры по поддержке волонтерской активности граждан; 13 стран начали осуществлять меры, способствующие росту доверия населения к институтам.
Респонденты из Испании, Румынии и Литвы заявляют об успехах проводимой в этих странах политики по повышению сплоченности общества. Респонденты из Финляндии, Швеции и Дании отметили, что не видят больших проблем в этой сфере, либо указали на эффективность мер по повышению социальной сплоченности, предпринятых в этих странах в предыдущие годы.
Эксперты подчеркивают важность доступа к услугам здравоохранения, особенно для маргинализированных групп, как фактора социальной инклюзии. Анализ политики европейских стран затронул следующие аспекты: состояние здоровья населения; неравенство по состоянию здоровья; барьеры, при доступе к услугам здравоохранения; финансовая доступность услуг здравоохранения; ско-ординированность политики в сфере здравоохранения; подготовка высокопрофессиональных кадров для системы здравоохранения.
Обусловленная экономическим спадом политика бюджетной экономии привела к сокращению услуг здравоохранения, предоставляемых мигрантам в Испании и Хорватии. Кроме того, в ряде стран, например в Греции и Италии, социальные группы, ранее получавшие лекарства бесплатно, за счет средств бюджета, теперь должны частично оплачивать их стоимость. В Германии из перечня базовых услуг здравоохранения была исключена стоматология, в Испании - медицинские услуги в сфере репродукции (с. 74). В данный момент реформы здравоохранения осуществляются в Бельгии, Болгарии, Ирландии и Великобритании.
При оценке изменений в сфере социального обеспечения респонденты оценивали: охват населения социальными выплатами; таргетирование получателей социальных выплат; размер социальных выплат; качество социальных услуг; скоординированность политики социального обеспечения; меры, способствующие возвращению безработных на рынок труда; продвижение социальных услуг некоммерческими организациями (НКО).
В 2014 г. многие страны Европы приняли меры, направленные на сокращение объема социальных выплат и числа граждан, их получающих. Эффективными они признаны в Польше, Италии, Мальте и Дании. Рост объема социальных выплат наблюдался в Хорватии, Греции, Бельгии, Венгрии, Великобритании, Португалии, Испании и Эстонии. В целом по Европе отмечалось повышение качества социальных услуг. Так, успехов в улучшении социального обеспечения добились Мальта, Польша, Литва, Словакия, Латвия, Италия и Чехия. При этом указывается, что Греция, Италия, Ирландия и Нидерланды не смогли осуществить в полном объеме заявленные меры по совершенствованию системы социальных услуг по причине бюджетной экономии.
Одной из особенностей социальной политики в странах Европы является разрыв между осознанием необходимости принятия тех или иных мер, способствующих социальной инклюзии, и практическими действиями по их реализации. Отчасти он объясняется нехваткой финансирования в условиях экономического спада. Налицо сокращение социальной защиты и более селективный подход к отбору реципиентов социальных выплат, сокращение государственных расходов на здравоохранение. Одновременно эксперты указывают на неадекватный в условиях экономического кризиса рост расходов в сфере образования.
В целом исследование показало, что страны Южной Европы отстают по уровню развития социальной инклюзии от своих соседей. Хотя в этих странах сохраняется высокий уровень безработицы, они не предпринимают адекватных мер по снижению неравенства граждан в доступе на рынок труда, что является следствием экономического кризиса, разбалансированности системы государственных финансов и политики бюджетной экономии.
О.Н. Пряжникова