СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7 / 2018.
которого он был рожден, к наследованию по закону в этом качестве не призываются [3, с. 16].
В современном обществе достаточно распространена и противоположная ситуация, когда дети (потенциальные наследники) неожиданно для семьи появляются после смерти отца. О таких детях обычно никто не знает, и, зачастую, сами умершие отцы не предполагали о таких детях (грехах молодости) или надежно скрывали эти сведения от своих родных и близких. Рожденные одинокими матерями в результате различных жизненных обстоятельств дети вырастают и начинают поиски своих возможных биологических отцов, а иногда и якобы причитающейся им доли наследства, идентифицируя себя как наследников первой очереди. О существовании таких детей (потенциальных наследников первой очереди) своего умершего супруга и отца, не подозревают законные супруги и законные дети наследодателя, также являющиеся наследниками той же первой очереди.
Возникает вопрос: должны ли, могут ли такие дети, рожденные от «случайных» половых связей, о рождении которых фактические отцы не догадывались или не хотели знать, быть наследниками первой очереди наравне с законными, признанными детьми?
Наверное, абсолютно отказывать таким лицам в праве на наследство не совсем законно, но и рассматривать их в качестве наследников по закону первой очереди, приравняв к действительно родным наследникам первой очереди, не совсем справедливо.
Эта проблема достаточно остро стоит перед обществом и законодателем. Возможно было бы целесообразно поместить таких наследников, доказывающих и доказавших свое прямое родство с умершим после его смерти, в третью очередь наследования по закону наравне с полнородными и неполнородными братьями и сестрами родителей наследодателя (дядями и тетями наследодателя), которые призываются к наследованию при отсутствии двух первых очередей наследников.
Для этого предлагается изложить п. 1 ст. 1144 Гражданского кодекса Российской Федерации «Наследники третьей очереди», в следующей редакции: «Если нет наследников первой и второй очереди, наследниками третьей очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследодателя (дяди и тети наследодателя), дети наследодателя, доказавшие в установленном законом порядке кровное родство с наследодателем после его смерти, неизвестные наследодателю или не признаваемые наследодателем при жизни».
Cписок использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 49. Ст. 4552
2. Семейный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 01.01.1996. № 1. Ст. 16
3. Абраменков М.С. Доказывание статуса наследника первой очереди / М.С. Абраменков. // Наследственное право. Москва. Юрист. 2012. № 1.С. 12-20
© Смашникова Т.Б. 2018
УДК 349.3
О.А. Хомутова
магистрант ЮКПЗм-161 ВолГУ, г. Волгоград, РФ Е-mail: PrivalovaOlgaAndreevna@yandex.ru
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН:
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Аннотация
Эффективная социальная политика в современный период имеет весьма актуальное значение. В этой
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7 / 2018.
связи, формирование и совершенствование соответствующего правового механизма реализации социальных прав граждан, объективно необходимы. Одной из особенностей социальной политики в странах Европы является разрыв между осознанием необходимости принятия тех или иных мер, способствующих социальной инклюзии, и практическими действиями по их реализации.
Ключевые слова
Современная политика. Социальное государство. Социальная политика. Либеральная модель.
Корпоративная модель. Политика жесткой экономии.
В мире насчитывается несколько моделей социального государства, охарактеризуем некоторые из них. Весьма распространенной в современном мире можно назвать либеральную модель, основанную на принципе индивидуализма, в основе которого поставлена личная ответственность каждого гражданина за свою судьбу и судьбу своей семьи. Государству при этом отводится незначительная роль в социальной сфере. Материальное обеспечение социальных программ производится в первую очередь за счет частных сбережений и страхования. При такой модели базовой задачей государства является стимулирование роста материального благосостояния граждан. Эта модель присуща странам англосаксонской системы.
Другая модель социального государства - корпоративная, в основе которой заложен механизм ответственности предприятий и организаций (корпораций) за финансовое благополучие своих работников. Именно корпорацией работнику обеспечиваются социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, частичную оплату медицинских, образовательных и других услуг. Основу социального обеспечения образуют страховые взносы корпораций и деятельность организаций-работодателей.
Но самой востребованной моделью социального государства можно назвать модель, базирующейся на ответственности всего общества за судьбу своих членов, где главенствующим принципом является условие, при котором богатый платит за бедного, а молодой за старого. Государство перераспределяет поступающие налоговые отчисления через бюджет, социальные страховые фонды и социальные программы, систему социального обслуживания. Факультативная роль принадлежит функционирующим в странах негосударственным институтам социальной помощи (фонды).
В Европе сложилось два типа стран, принципиально различающихся соотношением доли участия государства, работника и работодателя в финансировании социальных программ.
Первый тип представлен государствами, проводящими социально ориентированную экономику, где бюджетные отчисления и страховые взносы работника и работодателя на социальную сферу практически равны и основными каналами перераспределения являются частные социально-страховые фонды (Германия). Второй тип образуют государства, в основе которых представлен рыночный социализм, где львиная доля расходов на социальные нужды лежит на государстве, а основным каналом перераспределения является бюджет (Швеция)1.
Финансовый и экономический кризис вынудил многие европейские страны вести политику жесткой экономии, что поставило под угрозу соблюдение принципа социальной инклюзии. В ЕС под понятием «социальная инклюзия» понимается «процесс, гарантирующий тем, кто находится на грани бедности и исключен из социальной жизни, получение возможностей и ресурсов, необходимых для полноценного участия в экономической, социальной и культурной жизни, а также обеспечение стандартов жизни и благосостояния, которые соответствуют нормам общества, членами которого они являются»2.
Отмечается важность проблемы детской бедности, которая особенно остра в Болгарии, Румынии, Венгрии, Латвии и Греции, а также тот факт, что все страны - члены ЕС принимают меры по решению этой проблемы. Вместе с тем часто программы по борьбе с бедностью получают недостаточное финансирование. Выделяются две группы: страны, чьи граждане не считают социально справедливыми государственные выплаты безработным (Болгария, Кипр, Польша, Португалия, Словакия, Испания и Великобритания), и
1 Байматов П.Н. Россия и Запад: конституционное право граждан на социальное обеспечение - индикатор социальности государства // Право и политика. - 2014. - № 2. - С. 200.
2 Пряжникова О.Н. Реформы в сфере социальной политики в ЕС // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Реферативный журнал. - 2016. - № 2. - С. 145.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7 / 2018.
страны, чьи граждане воспринимают такие выплаты как справедливый и необходимый инструмент программ социального страхования (Хорватия, Франция, Греция, Венгрия, Италия, Литва, Чехия и Финляндия).3
Страны, наиболее пострадавшие от кризиса, в том числе отрицательно сказавшегося на занятости, менее других преуспели в политике преодоления безработицы. Это прежде всего страны Юго-Восточной и Южной Европы, где, с одной стороны, значительная доля населения вытеснена с рынка труда, а с другой -очевиден недостаток политической воли для проведения политики, способствующей росту занятости населения.
Наиболее успешными в предупреждении и сокращении неравенства граждан в доступе на рынок труда были Скандинавские страны.
Очевидна недостаточность по всем странам ЕС степени реализации принципа социальной инклюзии в области занятости, предотвращения безработицы, установления справедливой заработной платы. Более успешно этот принцип реализуется в области борьбы с дискриминацией в трудовых отношениях. Среди тенденций в области политики занятости в странах ЕС эксперты выделяются снижение защищенности работников из-за усиления риска потери работы, а также сокращение социальных пособий по безработице в связи государственными инициативами по повышению гибкости рынка труда.
В 2014 г. многие страны Европы приняли меры, направленные на сокращение объема социальных выплат. Эффективными они признаны в Польше, Италии, Мальте и Дании. Рост объема социальных выплат наблюдался в Хорватии, Греции, Бельгии, Венгрии, Великобритании, Испании и Эстонии. Успехов в улучшении социального обеспечения добились Мальта, Польша, Литва, Латвия, Италия и Чехия. Греция, Италия, Ирландия и Нидерланды не осуществили в полном объеме заявленные меры по совершенствованию системы социальных услуг по причине бюджетной экономии.
Особенность социальной политики в Европе является разрыв между осознанием необходимости принятия тех или иных мер, способствующих социальной инклюзии, и практическими действиями по их реализации. Отчасти он объясняется нехваткой финансирования в условиях экономического спада. Налицо сокращение социальной защиты и селективный подход к отбору реципиентов социальных выплат,
4
сокращение государственных расходов .
В целом страны Южной Европы отстают по уровню развития социальной инклюзии от соседей. Хотя в этих странах сохраняется высокий уровень безработицы, они не предпринимают адекватных мер по снижению неравенства граждан в доступе на рынок труда.
Список использованной литературы:
1. Байматов П.Н. Россия и Запад: конституционное право граждан на социальное обеспечение - индикатор социальности государства // Право и политика. - 2014. - № 2. - С. 199-205;
2. Пряжникова О.Н. Реформы в сфере социальной политики в ЕС // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Реферативный журнал. - 2016. - № 2. - С. 145-154;
© Хомутова О.А., 2018
3 Пряжникова О.Н. Указ. соч. - С. 146.
4 Пряжникова О.Н. Реформы в сфере социальной политики в ЕС // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Реферативный журнал. - 2016. - № 2. - С. 149.
-( - )-