Научная статья на тему '2017. 01. 004 Ткаченко С. В. Правовая система России: конфликтный потенциал. - Самара: СамГУПС, 2015. - 190 с'

2017. 01. 004 Ткаченко С. В. Правовая система России: конфликтный потенциал. - Самара: СамГУПС, 2015. - 190 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ / РЕЦЕПЦИЯ ПРАВА / ПРАВОВАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСЛАВИЕ / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВАЯ ПАССИВНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 01. 004 Ткаченко С. В. Правовая система России: конфликтный потенциал. - Самара: СамГУПС, 2015. - 190 с»

2017.01.004 ТКАЧЕНКО С В. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ: КОНФЛИКТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ. - Самара: СамГУПС, 2015. -190 с.

Ключевые слова: правовая система России; рецепция права; правовая ментальность; правовая культура; православие; правовая политика; правовая пассивность.

В монографии С.В. Ткаченко, доцента кафедры «Социальные технологии и право» Самарского государственного университета путей сообщения, подчеркивается, что рецепция права - важнейший инструмент формирования любой правовой системы, неотъемлемый элемент ее развития, отказ от нее обедняет культуру общества, приводит к ее деградации. Благодаря рецепции права возникает феномен многослойности правовых культур, наблюдаемый во всех правовых системах.

В монографии показана роль рецепции права в правовых реформах России и других странах. Уделено достаточное внимание правовым реформам в постсоветской России, основанным на рецепции западной традиции права, сформировавшей новую по сути правовую систему Российской Федерации. Автор анализирует правовую ментальность населения России, ее соответствие правовой системе государства; формулирует предложения по снижению конфликтного потенциала, заложенного правовыми реформами постсоветской России; изучает пути сближения российского государства и гражданского общества с учетом международного и отечественного опыта.

Принятие Россией христианства предопределило заимствование политико-правовых идей православия и Византийского государства, что отражалось в правовой системе России на всех этапах ее развития. Заимствованные идеи, принципы наполнялись отечественным содержанием, формируя российскую правовую традицию. Так, в современном российском праве присутствуют политико-правовые идеи, конструкции, институты, философское наполнение «Градских законов», Кормчей книги, «Русской правды», Судебника 1497 г., Соборного Уложения, Свода законов Российской империи, Гражданского кодекса 1922 г. и т.д.

Феномен полномасштабной рецепции права реализуется при наличии стремления к модернизации (т.е. обретения, укрепления,

сохранения государственного суверенитета в полном объеме) либо в условиях частичной или полной утраты независимости государства. Острая потребность в модернизации государства и права, влекущая за собой полномасштабную рецепцию права, возникает в период государственно-правового кризиса либо внешнеполитических вызовов. Отказ от советского проекта, использование в качестве основного способа модернизации постсоветского права полномасштабной рецепции западного права свидетельствовали об утрате самостоятельности российского государства.

Несмотря на то что рецепция права является неотъемлемым элементом развития любой правовой системы, она обладает и явно выраженной деструктивностью, т.е. способностью вызывать негативный эффект при проведении правовых реформ. Это, прежде всего, связано с иностранным происхождением внедряемого правового содержания, его принципиальной чуждостью отечественному правовому мышлению. Негативный эффект может проявляться в расслоении общества, в неприятии обществом реформ, в гражданской войне, в изменении политического режима государства, в установлении зависимости от других государств. Зачастую рецепция политико-правовых идей может привести к изменению политического строя государства. Внедряемые идеи, даже сформулированные лишь в отдельных правовых актах, радикально меняют правовую политику государства. В истории России достаточно примеров несовпадения внедряемых правовых ценностей с правосознанием российского населения. Например, таковой явилась едва не приведшая к гражданской войне реформа православия, нацеленная на рецепцию православных ценностей от «греков», в то время как российская правовая система сформировалась в рамках религиозно-правовой традиции, близкой к Византии. Попытка введения с помощью революции политико-правовых преобразований, связанных с рецепцией западной традиции права, была осуществлена декабристами. Октябрьская революция также заставила общество подчиниться новому правовому порядку.

В постсоветский период развития российской цивилизации правовая система была очередной раз сформирована на основе рецепции права. Так же традиционно государственная власть полностью игнорировала сложившуюся в течение тысячелетий правовую ментальность россиян. Несоответствие сформированной правовой

системы существующей правовой ментальности порождает конфликт, который в настоящее время выражается в правовой пассивности. Такая пассивность при ухудшении социальных условий жизни населения может привести к «цветным революциям» на территории России. Но государственной властью и научным сообществом была создана теория правового нигилизма россиянина, в которой причины конфликтной ситуации перекладываются на менталитет российского народа, подлежащего радикальному изменению в русле ценностей либерализма. Широкое внедрение такой теории в научную и образовательную среду не только не приводит к снижению конфликтного потенциала, но и усиливает его.

Содержание рецепции права в 90-е годы сопровождалось заимствованием таких идей и институтов, которые отвечали цели упрочения положения правящей элиты в государстве. В ходе этой рецепции зачастую рождались своеобразные политико-правовые гибриды, состоящие из разноплановых по своему характеру иностранных правовых институтов, не приспособленных к российским условиям и не способных полноценно влиять на процесс модернизации государства и общества в целом. Рецепция западного права проявлялась и в выборочных заимствованиях достижений западной демократии, даже в виде уже давно отживших форм, сохраняющихся в силу традиции, - суд присяжных, римское право и т.д., цель которых - продемонстрировать принадлежность к европейской культуре, к ее правовым истокам.

Рецепция как правовое явление включает в себя не только компонент заимствования иностранного правового элемента, но и неотъемлемый компонент «внедрения» в «почву», который определяется ее восприимчивостью к иностранным правовым заимствованиям и сопротивляемостью к правовой агрессии. «Почва» внутри, пишет автор, соткана из противоположных и сочетающихся правовых интересов различных слоев общества, их настроений, готовности к переменам в политико-правовой сфере, обусловленных консерватизмом, фатализмом, религиозностью и проч. Поэтому в любой правовой реформе необходимо учитывать разнообразнейшие оттенки такой «почвы».

Известно, что особенностью правовой системы России являлось включение систем права тех государств и народов, которые к ней присоединились. Этим обеспечивался учет региональных и на-

циональных особенностей населения империи, которая, как правило, никогда не обнаруживала готовность сломать сложившийся веками строй. Такой достаточно мирный характер правовой политики приводил к отторжению правовой культурой только принципиально неприемлемых положений.

Принуждение народов с разным правосознанием, проживающих в одном государстве, жить по единым навязанным извне стандартам приводит к отторжению правовых реформ в виде пассивного или активного сопротивления, вплоть до выхода из состава такого государства, либо к деградации правового сознания.

Например, нежелание учитывать в правовой политике России правовую ментальность Кавказа прослеживается с советских времен по настоящее время. Это приводит к игнорированию положений позитивного законодательства и разрешению правовых ситуаций в соответствии с традициями. Признание культурной самобытности «почвы» Востока закономерно породит правовую систему, далекую от западных стандартов.

В результате современных процессов по рецепции западного права становится очевидным, что российская правовая менталь-ность, сформированная православием, в корне отличается от мен-тальности Запада. Так, право в России никогда не понималось как высшая универсальная ценность. Своеобразие правовой традиции России обусловлено не столько формальными - технико-юридическими моментами, сколько глубокими социально-культурными и государственно-правовыми началами жизни русского народа. Основу правовой ментальности России составляет морально-правовой институт «правды», который порождает проблему подчинения «несправедливым» законам. Российская правовая ментальность включает в себя требования равенства с учетом религиозного содержания. Она проникнута идеями добра, нестяжательства, добродетели, смирения, прощения врагов. Характерной чертой российской правовой ментальности является стойкое нежелание формального исполнения права, что напрямую противоречит стремлению государства внедрить западную правовую культуру. Православная менталь-ность русского народа противилась и всякому сутяжничеству, что также противоречит устремлениям государственной власти превратить суд в единственный орган разрешения споров.

К.Ф. Загоруйко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.