МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
2016.03.015. ОЛИВЬЕР Ф., НИСЛИНГ Т., ВРЕЙ Ф. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ: ЮАНСО КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ. OLIVIER F., NEETHLING T., VREY F. Theoretical approaches in international relations: the South african military as a foreign policy instrument // Scientia militaria, South African j. of military studies. - Stellenbosch, 2015. - Vol. 43, N 2. - P. 39-64.
Ключевые слова: Африка; ЮАР; вооруженные силы.
Авторы (ЮАНСО, Университет Фри Стэйт, Стелленбосский университет, ЮАР) анализируют различные возможности использования вооруженных сил ЮАР, как инструмента проведения внешней политики правительством страны.
Использование вооруженных сил входит в основные четыре метода проведения внешней политики: дипломатия, экономические отношения, пропаганда и использование вооруженных сил. В большинстве случаев использование вооруженных сил происходит в комбинации с использованием каких-либо методов, так как использование вооруженных сил без какой-либо дипломатической поддержки говорит либо о критичности ситуации, либо о полном провале внешней политики. Существует много различных школ, обосновывающих различные пропорции использования этих методов.
Так называемая школа «реализма» утверждает, что государство всегда ставит свои интересы превыше всего и использует все доступные средства для их соблюдения. Основа - оборона страны, ее суверенитета и целостности. В рамках этой теории допускается создание хаоса на международной арене, если это будет на руку при удержании собственных позиций. Использование вооруженных сил допускается только для борьбы с непосредственной угрозой. Для реализма важно наличие многополярного мира, так как наличие гегемона всегда будет вредить интересам государств-негегемонов. Допускаются различные вооруженные демонстрации для продавливания национальных интересов. В целом можно отметить, что данная школа выступает с позиций прагматизма, а также сугубо национальных интересов, однако в современном, стремительно меняющемся динамичном мире она может нанести государ-
ству скорее вред, чем пользу, приведя к отказу от активной деятельности в международных отношениях, фокусируясь на конкретных регионах или вопросах. Также присутствует риск оказаться в добровольной самоизоляции.
Второй теорией является «конструктивизм». Он утверждает, что безопасность - необходимая общественная потребность, обусловленная как человеческой природой, так и историей. Также уделяется внимание традициям и устойчивым интересам тех или иных групп. Главная цель - защита интересов всех групп, а также доверие между всеми участниками процесса. Под сомнения ставятся международные интервенции, равно как и наступательные войны. Подобный подход близок к идеям постмодерна. Ценность данной школы состоит в том, что она в состоянии принять и объяснить устремления молодых государств на международной арене. Она в состоянии адекватно трактовать различные пункты их повестки дня, не замыкаясь в уже устоявшихся традициях. В уважении мнений подобных участников международного процесса и видят безопасность и стабильность приверженцы конструктивизма.
Еще одна значимая теория - «марксизм». В отличие от остальных течений, данная теория фокусируется на экономических отношениях. Зачастую это приводит к тому, что международные отношения начинают рассматриваться через призму внутренней политики стран. Часто критикуются страны, которые попадают в экономическую зависимость, как утратившие революционных дух и способность к сопротивлению капитализму в современных условиях. Доказывается, что государству не удастся играть роль обычного статиста, так как тогда оно будет полностью втянуто в какой-либо блок или чью-либо сферу влияния, что приведет к потере суверенитета в международных отношениях. Негативно оцениваются внешние вторжения в политику государств и вооруженные агрессии против них. Колоссальная заслуга марксизма - адекватный анализ внешней политики в Африке, в частности на юге Африки в период с 1948 по 1993 г. Был дан всесторонний анализ вмешательства ЮАР во внутренние дела сопредельных государств, а также политики стран Запада в отношении молодых африканских государств. Вторая заслуга - критический анализ современных тенденций и течений в международной политике с точки зрения выгоды для молодых государств. Данная теория до сих пор пользуется
большой популярностью среди мыслителей и политических деятелей на континенте, оказывая серьезное влияние на политические процессы не только в Африке, но и по всему миру.
Следующей важной теорией является «идеализм». Свое начало он берет в либеральной традиции и очень схож с либерализмом. Свобода личности и совести, а также плюрализм мнений является высшей ценностью. В рамках данной теории допускаются коллективные интервенции для соблюдения прав человека и пресечения гуманитарных катастроф. Война считается злом, поэтому если интервенция может ее пресечь, то необходимо воспользоваться этим инструментом. Расцвет этой теории пришелся на вторую половину ХХ в., когда деятельность ООН пользовалась беспрекословной поддержкой большинства элит земного шара. Если реалисты фокусируются на вопросах войны и мира, то главное для идеалиста - кооперация. Именно в рамках данного подхода и осуществляет свою внешнюю политику ЮАР, а также использует свои вооруженные силы.
До 1994 г. ЮАР позиционировала себя региональным гегемоном, проводя соответствующую политику. Со сменой политического курса в 1994 г. кардинально были изменены задачи вооруженных сил ЮАР. Из них была полностью исключена антипартизанская борьба, а военная доктрина была приведена в соответствие демократическим преобразованиям в обществе. Был принят курс на участие в международных миссиях, региональную кооперацию, а также на превалирование дипломатических инструментов над военными. Можно уверенно говорить о смене роли ЮАНСО. От армии полицейского типа, осуществлявшей открытые интервенции в духе колониализма, к силам по поддержанию мира, порядка и обеспечения гуманитарных миссий. Это добавило новые, весьма эффективные, инструменты в арсенал южноафриканской дипломатии.
За последние 20 лет ЮАНСО превратились в уникальную структуру для участия в локальных региональных операциях по поддержанию мира и оказанию гуманитарной помощи (с. 46). В отличие от остальных армий крупных региональных держав, она стала проводником так называемой «мягкой силы», добавляя очки в копилку престижа страны своим постоянным участием в гуманитарных и миротворческих операциях в Африке. Следует отметить, что за это время удалось полностью сменить вектор оборонной по-
литики государства и реформировать вооруженные силы времен апартеида в отвечающие требованиям современной политики ЮАР.
Внешняя политика ЮАР основывается на идее того, что среди стран Юга Африки она обладает самым высоким авторитетом. Этот авторитет поддерживается лозунгами о борьбе с империализмом, выдвижением инициатив по кооперации в различных областях гуманитарной сферы с соседними странами, участием в международных проектах по поддержанию безопасности и стабильности в регионе. Со своей стороны, соседи сами признают лидерство ЮАР и с радостью делегируют ей полномочия по организации тех или иных процессов, будучи не в состоянии решать данные проблемы собственными силами. Активно идет борьба за солидарность среди африканских стран (с. 52). Ряд стран активно критикует ЮАР, справедливо указывая на то, что очень часто за лозунгами и пафосной риторикой ничего не стоит, а реализуемые программы являются не более чем профанацией.
В заключение авторы отмечают, что в свете изменившейся социально-политической обстановки в государствах, граничащих с ЮАР, в связи с изменениями внутри политики самой страны, а также реформах внутри вооруженных сил, их роль остается чрезвычайно важной в обеспечении безопасности страны и проведении ее внешнеполитического курса.
Д.В. Палаткин
ИСТОРИЯ
2016.03.016. АКСУОРСИ М. ИРАН РЕВОЛЮЦИОННЫЙ. ИСТОРИЯ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
Axworthy M. Revolutionary Iran: A history of the islamic republic. -L.: Penguin books, 2014. - XXII. 503 p. - 1st edition: Allen Lane, 2013.
Ключевые слова: Иран; ислам; Ирак; Хаменеи; Рухани.
Майкл Аксуорси (Экзетерский университет, Великобритания) дает широкую панораму истории Исламской Республики Иран (ИРИ) на ретроспективном фоне потрясений и сдвигов, которые пережило за вторую половину XX в. иранское общество, и пытается заглянуть в ближайшее будущее страны, которая по-прежнему в