Научная статья на тему '2017. 02. 012. Вриc Р. Влияние БМП "Ратель" на ведение мобильной войны на юге Африки. Vries R. The influence of the Ratel infantry fighting vehicle on mobile warfare in Southern Africa // scientia militaria - South African J. of military studies. - Stellenbosch, 2015. - vol. 43, n 2. - p. 174-186'

2017. 02. 012. Вриc Р. Влияние БМП "Ратель" на ведение мобильной войны на юге Африки. Vries R. The influence of the Ratel infantry fighting vehicle on mobile warfare in Southern Africa // scientia militaria - South African J. of military studies. - Stellenbosch, 2015. - vol. 43, n 2. - p. 174-186 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
88
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮАР / БМП "РАТЕЛЬ" / ВОЕННАЯ ДОКТРИНА / ПОГРАНИЧНАЯ ВОЙНА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Палаткин Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 02. 012. Вриc Р. Влияние БМП "Ратель" на ведение мобильной войны на юге Африки. Vries R. The influence of the Ratel infantry fighting vehicle on mobile warfare in Southern Africa // scientia militaria - South African J. of military studies. - Stellenbosch, 2015. - vol. 43, n 2. - p. 174-186»

бежа. Как крупная политическая сила она перестала существовать, оставаясь мелкой политической партией.

Бездарное руководство, отсутствие стратегической линии, нецелевое использование зарубежной помощи и дрязги между лидерами привели к полной стагнации организации, которая так и не смогла стать равной АНК.

Д.В. Палаткин

2017.02.012. ВРИС Р. ВЛИЯНИЕ БМП «РАТЕЛЬ» НА ВЕДЕНИЕ МОБИЛЬНОЙ ВОЙНЫ НА ЮГЕ АФРИКИ.

VRIES R. The influence of the Ratel infantry fighting vehicle on mobile warfare in Southern Africa // Scientia militaría - South African j. of military studies. - Stellenbosch, 2015. - Vol. 43, N 2. - P. 174-186.

Ключевые слова: ЮАР; БМП «Ратель»; военная доктрина; Пограничная война.

Автор (Стелленбосский университет, ЮАР) прослеживает историю развития южноафриканской доктрины ведения мобильных боевых действий во время Пограничной войны. Ее основой стало массовое применение разработанных в ЮАР БМП «Ратель», которые великолепно проявили себя при эксплуатации в сложных климатических условиях юга Африки и пересеченной местности. Также отмечается, что значительная часть боевого опыта этой войны оказалась утраченной после 1994 г., что нанесло серьезный вред новым вооруженным силам ЮАР.

Первые машины стали поступать в войска в 1975 г. и до сих пор находятся на службе. Благодаря конструктивным особенностям БМП стала лучшей за всю историю машиной для ведения высокомобильных боевых действий в буше, символично продолжив славные традиции кавалерии буров. Вместе с гаубицами G-5, бронетранспортером Буффель и танками «Олифант», «Ратели» стали визитной карточкой ЮАНСО (Южно-Африканские национальные силы обороны), одной из наиболее боеспособных армий мира на тот момент.

Доктрина ведения мобильной войны в саванне основывалась на классической теории ведения подвижных боевых действий времен Второй мировой войны. Затем эта доктрина получила развитие во время арабо-израильских войн. Саванны занимают огромные

пространства на юге Африки. Это само по себе предполагает ведение высокомобильных боевых действий в случае любого конфликта при активном использовании вертолетов, авиации и колесной бронетехники. При планировании мобильных операций использовался опыт Эрвина Роммеля и Армии Обороны Израиля. Большое внимание уделялась внезапности. Предполагалось наносить противнику фатальный ущерб еще до того, как он сможет перейти к ответным действиям.

Однако в качестве противника армии ЮАР выступали не регулярные армии массового типа, имевшие линию фронта, тылы, централизованные системы командования и снабжения, а отряды партизанского типа, которые избегали прямых боестолкновений с регулярной армией и предпочитали тактику диверсий и засад. Они состояли преимущественно из местного чернокожего населения, представители которого хорошо ориентировались на местности, что позволяло им быстро передвигаться даже при отсутствии должного количества колесного транспорта. Борьба с таким противником могла осуществляться исключительно при помощи молниеносных ударов, наносимых небольшими высокомобильными и хорошо вооруженными группами, состоявшими из отлично обученных бойцов. Численное превосходство противника или занятие им более выгодных позиций при этом не должно было становится препятствием.

Подобная доктрина требовала соответствующей боевой техники. Упор делался на хорошо оснащенные и защищенные бронетранспортеры, которые могли вести бой как в одиночку, так и поддерживая собственную пехоту. Они обладали лучшей противоминной защитой в мире, что явилось ответом на тотальную минную войну, развернутую чернокожими группировками, борющимися против расизма и апартеида.

Мастерство летчиков ЮАР было признано во всем мире, и они по праву считались лучшими на континенте. Это было следствием необходимости проведения молниеносных операций при поддержке мощными ударами с воздуха, а также со стороны тактического десанта, высаживаемого с вертолетов. Кроме того, существовала потребность в непрерывном ведении разведки, что позволяло войскам оперативно реагировать на изменения боевой обстановки.

Третий компонент - мощный артиллерийский кулак, состоящий из мобильных гаубиц С-5. Они сочетали высокую точность стрельбы с высокой скоростью передвижения. Такой маневренный огневой кулак не только оказывал существенную поддержку пехоте, но и сам по себе был весомым аргументом на поле боя.

Уровень подготовки солдат и офицеров южноафриканской армии был чрезвычайно высок. Они были на порядок сильнее и подготовленнее бойцов любых повстанческих группировок, никогда не испытывали психологических проблем и отличались высоким моральным духом. Как следствие, они регулярно добивались побед над превосходящими силами противника. Так, 3 октября 1987 г. у реки Ломба 61-я батальонная группа ЮАНСО наголову разгромила в несколько раз превосходившую ее по силе танковую бригаду вооруженных сил Анголы (с. 176).

Удивительно, но активно применявшаяся на тот момент доктрина практически не нашла своего отражения в официальных документах и наставлениях. Положения доктрины содержались всего в нескольких руководствах, но в основном искусство передавалось от командира к солдатам, от ветеранов к новобранцам во время постоянных тренировок и выходов на боевые задания. Такой подход к делу способствовал тому, что с приходом к власти черного большинства эти знания оказались практически утраченными.

С учетом больших расстояний внутри самой ЮАР, вторым важным назначением создания подвижного бронированного кулака была оборона в случае вторжения внешнего врага. Такие ожидания имели серьезные основания, так как мировое сообщество считало страну изгоем. Вероятность вторжения международных сил расценивалась белой верхушкой как весьма высокая. Считалась, что вторгнувшиеся части будут иметь значительное количество бронетехники, поддержанной авиацией. Маневренный «Ратель» доказал свою способность эффективно бороться с танками в Анголе, поэтому на него возлагались подобные функции и в случае внешней агрессии. В то же время борьба с вражеской техникой не была его основной задачей: его броня выдерживала попадания максимум 12,7 мм противотанковых зарядов.

Основной задачей БМП была быстрая доставка пехоты на поле боя и маневр на нем под прикрытием артиллерийского огня. Такую универсальную машину быстро оценили в войсках и до 1988 г.

вели боевые действия на границе с Анголой без помощи танков. За свои высокие боевые качества БМП получила прозвище «шестико-лесный танк».

Машина была оснащена хорошей радиостанцией, а также приборами ночного видения, это позволяло вести бой при любой погоде в любое время суток, координируя свои действия с другими подразделениями. Такие широкие технические возможности способствовали внедрению в пехотных школах идеи о максимальной независимости командиров на поле боя и поощряли проявление инициативы и смекалки.

Постепенно накапливаемый опыт был собран в несколько книг, которые во второй половине 1980-х годов составили ветераны Пограничной войны. Это была уникальная научная работа, которая не смогла получить должного признания в силу целого ряда обстоятельств, в первую очередь политических. На тот момент только одна армия в мире - юаровская - смогла разработать и эффективно применить доктрину ведения мобильной войны в бушах и саванне. Более того, положения доктрины постоянно дополнялись и редактировались благодаря опыту, постоянно приобретаемому в боестолкновениях. Теория подкреплялась практикой, благодаря чему в армии регулярно выковывались прекрасные кадровые офицеры и бойцы с «привычкой побеждать».

Доктрина подразумевала гибкость. Когда было необходимо, войска действовали как регулярная армия, в ряде случаев они переключались на ведение войны в партизанском стиле. Они никогда не брезговали плотно взаимодействовать с отрядами УНИТы. Наносить удары предписывалось в самых неожиданных местах. Высокомобильные отряды должны были находить возможности регулярно атаковать коммуникации противника. Поощрялись набеги на его инфраструктуру. Многие офицеры были увлечены идеями английского военного теоретика Лиддел Гарта - автора «Стратегии непрямых действий», которая предписывала концентрировать силы против слабых мест противника и избегать лобовых атак. Вопросы гуманности оставались в стороне. Действовать было необходимо с максимальной жестокостью, чтобы деморализовать противника и тем самым не упускать из рук инициативу.

После появления советских МиГ-29, которые оказались крепким орешком для ЮАНСО, было решено активизировать ночные

операции, чтобы избежать излишних потерь от ударов с воздуха днем. Ночь стала основным «союзником» при проведении рейдов и диверсионных операций. Позиция армейского руководства заключалась в том, чтобы не допускать побед за счет крупных потерь личного состава. При угрозе быть атакованными превосходящими силами противника, особенно авиацией и артиллерией, командиры получали приказ оставлять неудобные позиции и, маневрируя, отступать. По сути, части должны были находиться в постоянном движении, не давая противнику точно выяснить их местоположение и запутывая его. Боям следовало быть максимально скоротечными, чтобы сберечь собственную живую силу. Основное преимущество армии ЮАР состояло в постоянном движении.

Политические изменения, которые начались после прихода к власти в 1994 г. чернокожего большинства страны, крайне негативно повлияли на состояние вооруженных сил. Считалось, что армия -одна из основных опор режима апартеида и ее необходимо кардинально реформировать. В 2005 г. было принято решение полностью отказаться от прежней модели развития ЮАНСО, свернуть существующий процесс боевой подготовки и теоретические разработки. Так военная доктрина официально прекратила существование.

Однако ряд ветеранов отказались от подобного развития событий и создали клуб по развитию идей данной доктрины. Сейчас они готовятся адаптировать ее для реалий современных войн в Африке и на Ближнем Востоке. Их основная идея, независимо от типа войны - перенести боевые действия на территорию противника, что автоматически нанесет ему серьезный экономический ущерб и будет оказывать сковывающий эффект на его операции. Далее отмечается, что Пограничная война и гражданская война в Анголе были войнами, в которых так или иначе участвовали крупные международные игроки. Этим они похожи на войны сегодняшнего дня, особенно в Сирии и Ираке. Также проводятся параллели между темпами операций. Крупные операции сменяются длительными периодами локальных боев. И последнее: в свое время ЮАР была одной из крупнейших в мире стран, которая систематически вела борьбу с террористами и повстанцами. Это дало колоссальный объем информации. Большинство современных исследований о противодействии терроризму основываются на южноафриканском опыте.

В заключение автор отмечает, что изучение передовых методов ведения боевых действий в условиях юга Африки - необходимое условие для сохранения стабильности среди нарастающего хаоса. Только хорошо подготовленная и мотивированная армия способна защитить государство, но на данный момент армия ЮАР вряд ли готова выполнить задачу подобного рода.

Д. В. Палаткин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.