Научная статья на тему '2017. 01. 013-014. Поиск новой концепции оборонительной политики ЮАР. (сводный Реферат)'

2017. 01. 013-014. Поиск новой концепции оборонительной политики ЮАР. (сводный Реферат) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮАР / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ЮАНСО / АФРИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Палаткин Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 01. 013-014. Поиск новой концепции оборонительной политики ЮАР. (сводный Реферат)»

рократии; непрекращающиеся конфликты на этнической и религиозной почве; пришедшая в упадок инфраструктура. Отсутствие легальной экономики компенсируется бурным развитием нелегальных способов добычи средств к существованию. Жестокие конфликты, возникающие в борьбе за право на выживание, часто приобретают религиозную и этническую окраску. «В краткосрочной перспективе большую опасность представляют террористические организации исламистов, затаившиеся не только в Мали, но и во всем регионе Сахары и Сахеля. Несмотря на то, что из Мали их изгнали в марте 2013 г., они были не столько побеждены, сколько рассеяны: некоторые из них укрылись в отдаленных от центра страны городах и поселках, другие рассредоточились в долине реки Нигер или же в Сахаре, на севере Мали. Многие пересекли границу и укрылись в соседних странах... Исламисты из Мали могли оказаться даже в Дарфуре. По всей вероятности, данные группировки не откажутся от своей преступной деятельности террористов-кочевников на новых для себя территориях» (с. 228).

К.Б. Демидов

2017.01.013-014. ПОИСК НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЮАР. (Сводный реферат).

2017.01.013. LOUW G.M. The South African military in transition: part 1 - from strategy formulation to strategy formation // Scientia Militaria. South Afr. j. of military studies. - Stellenbosch, 2014. - Vol. 42, N 2. - P. 1-26.

2017.01.014. LOUW G.M. The South African military in transition: part 2 - from strategic culture to strategic reality // Scientia militaria. South Afr. j. of military studies. - Stellenbosch, 2014. - Vol. 42, N 2. -P. 27-53.

Ключевые слова: ЮАР; вооруженные силы; ЮАНСО; Африка.

Автор (Стелленбосский университет, ЮАР) (013) исследует процесс поиска новой концепции оборонной политики ЮАР, рассматривая достоинства и недостатки различных современных теоретических моделей в области применения вооруженных сил, которые предлагаются в качестве основополагающих при ее разработке.

К 2013 г. наметился ряд проблем, связанных с фундаментальными вопросами использования вооруженных сил ЮАР, их стратегических задач, эффективности применения, а также соответствия требованиям и условиям ведения боевых действий в современном мире. Военные теоретики все чаще рассуждают о необходимости изменить характер оборонительной доктрины. Кардинальные изменения, произошедлие в политической жизни ЮАР, привели к серьезным изменениям вооруженных сил страны. Изменились задачи, методы их решения, а также принцип комплектования армии. Однако до сих пор так и не были сформулированы адекватные современным задачам военная доктрина и стратегия применения вооруженных сил.

Одним из поводов для пересмотра военной концепции стали удручающие результаты участия ЮАНСО1 в конфликте в Центрально-Африканской Республике, где в 2013 г. погибли 13 южноафриканских десантников. В результате на президента Зуму и армейское руководство буквально обрушился вал критики.

После отмены режима апартеида все попытки реформировать армию ЮАР, заменив старые кадры, но сохранив при этом ее традиционно высокий уровень боеготовности, провалились. Слабое внимание со стороны руководства страны, а также существенно понизившийся профессиональный уровень высшего армейского руководства привели к разложению вооруженных сил и, как следствие, к потере дисциплины. Смена наступательного вектора на оборонительный, а также отток высококлассных белых специалистов прямым образом отразились на уровне подготовки войск. В результате для ЮАНСО даже рядовые полицейские миссии в соседних государствах стали достаточно сложными в организационном плане мероприятиями.

Неудачной оказалась реформа тылового обеспечения. Вместо ожидавшихся хозяйственной независимости и четкой экономической вертикали тыл пришел в состояние хаоса. Реструктуризация закончилась практическим упразднением ряда структур и подрыву работы оставшихся. К тому же с уменьшением финансирования

1 ЮАНСО - Южно-африканские национальные силы обороны. - Прим.

реф.

армия перестала получать в полном объеме необходимую экипировку и снаряжение.

Процесс общей деградации армейских структур не остался незамеченными профессиональным сообществом. С 1998 г. военные исследователи начали отмечать стремительное сокращение бюджета ЮАНСО, а вслед за этим и падение уровня боеготовности. Все чаще и чаще вооруженные силы ЮАР стали называть «бледной тенью» былого могущества и «старой овцой в львиной шкуре» (013, с. 3).

Уже при первых попытках исследовать причины, приведшие к упадку ЮАНСО, стало очевидно, что, прежде всего, он был обусловлен измененим идеологических и политических обстоятельств. В связи с этим отмечалось снижение стратегической культуры и качества личного состава, особенно командного. Однако подобный подход был подвергнут критике как политически некорректный и расистский и проблема была перенесена в плоскость квалификации менеджмента. Дискуссия приобрела сугубо хозяйственный характер. Это уводило исследователей от сути проблем, касавшихся оперативного управления войсками, стратегической и военной культуры, а также вопросов максимально эффективного повышения боеспособности войск.

Военные эксперты констатировали распад прежних логистических цепочек обеспечения армии. Эффективная модель, работавшая при режиме апартеида, перестала функционировать, а новая -оказалась неэффективной вследствие кумовства и коррупции. Кроме того, в армии участились случаи воровства и неуставных отношений. Смена стратегического вектора привела к растерянности в рядах руководства, а затем и замене большинства командных кадров на «лояльных» новому режиму офицеров.

В результате вооруженные силы ЮАР оказались перед лицом остро вставшей проблемы, а именно - выбора оптимальной стратегии дальнейшего развития. Осознание невозможности сохранения нынешнего пути породило большое количество проектов реформирования, качество которых не отвечает настоящим потребностям вооруженных сил. Разработка оптимальной модели развития оказалась трудновыполнимой без привлечения сторонних гражданских специалистов и зарубежных советников. Армия практически лишилась инициативы, исходившей прежде от большинст-

ва квалифицированных офицеров среднего звена. Теперь состояние армии характеризуется наличием нескольких «думающих» в высшем эшелоне командования и большим количеством исполнителей «внизу». Такая модель уже показала себя полностью неработоспособной.

При разработке стратегии развития вооруженных сил должны учитываться две основные фазы их существования: участие в вооруженном конфликте и деятельность в мирное время. Оба фазы имеют свою специфику и ряд характерных особенностей. Современная южноафриканская армия, в отличие от времен апартеида, действует в мирное время. Ее основными задачами стали охрана границ, поддержание порядка внутри страны, а также проведение полицейских операций в странах Африки. Крупные интервенции в сопредельные страны больше не осуществляются, поэтому на повестку дня выходит так называемая стратегия «рационализма».

Перед стратегическим руководством армии ЮАР стоит непростая задача: полностью отбросить весь предыдущий опыт, разработать абсолютно новую стратегию ЮАНСО, а также концепцию их дальнейшего развития. Независимо от качества выполнения этой задачи, новая стратегия будет принята государством, так как армия больше не может существовать в своем нынешнем состоянии. Существует, однако, опасность возникновения серьезных трудностей с определением концепции перспективного развития, даже если удастся достаточно полно удовлетворить современные потребности.

Опасение у автора вызывает и шаблонный характер мышления южноафриканских стратегов, пытающихся либо копировать зарубежный опыт, либо воспользоваться опытом времен апартеида. Жесткие апологеты того или иного военного учения не подозревают, что слепое следование определенному набору догм может привести к крайне негативным последствиям, особенно когда это касается столкновения с внутренними нормами и традициями. Грубость в решении подобных задач может привести не только к провалу реформ, но и к нарастанию контрпродуктивных процессов. Не учтя местных особенностей и всех тонкостей, присущих современной ЮАР, они обречены произвести вторичный продукт, который практически не будет соответствовать сегодняшним реалиям.

Традиционно политика государства в области обеспечения собственной безопасности является продолжением принятой им национальной стратегии обороны. Однако в ЮАР дело обстоит не так. С 1994 г. правительство так и не смогло разработать и опубликовать национальную стратегию обороны. Подобная проволочка привела к поднятию темы о разработке временных мер и экстренной стратегии обороны в 2012 г. С одной стороны, подобные документы не принимаются в срочном порядке, с другой - длительные проволочки и постоянное откладывание обсуждения этого вопроса может привести к катастрофе в области национальной безопасности.

Разработка оборонной стратегии является одной из наиболее важных частей в проведении политики национальной безопасности. Будучи крупной страной и региональным гегемоном, ЮАР позволила себе допустить непростительную ошибку в этом вопросе, отказываясь на протяжении 20 лет от принятия четкой концепции оборонительной политики, поэтому разработка и принятие ее в нынешних условиях окажется значительно сложнее и проблематичное, чем в середине 1990-х годов.

Военное руководство ЮАР регулярно подвергается серьезной критике со стороны профессианального сообщества, за отказ от устоявшейся стратегической культуры времен апартеида. Уйдя от эффективной модели функционирования армейских подразделений из-за вопросов политической конъюнктуры, оно ничего не смогло предложить взамен, и это повлекло за собой появление многочисленных, ранее не свойственных армии проблем.

Значительным фактором, тормозящим развитие южноафриканских вооруженных сил, является низкий уровень компетентности военного руководства страны, а также отсутствие в политической элите консенсуса по поводу роли и места армии в обществе. До сих пор так и не удалось выработать единой точки зрения на эти вопросы. Единственным пунктом, по которому у сторон не оказалось разногласий, стал тезис о том, что общественный имидж армии вторичен, и ей прежде всего необходимо повышать уровень боеготовности. В контексте непрекращающихся дискуссий такой подход можно назвать прагматичным.

Вооруженные силы ЮАР участвовали в антигитлеровской коалиции, затем в колониальных войнах в сопредельных странах, а теперь являются гарантом мира и политической стабильности на

юге Африки. Все это время происходили кардинальные изменения в их структуре, составе, тактике ведения боевых действий и т.д. Провал создания эффективной военной стратегии ЮАР во многом объясняется отсутствием собственной культуры управления. Пришедшие на смену кадрам времен апартеида специалисты не смогли доказать свою компетентность и состоятельность. Оправданием может служить то, что во времена расовой сегрегации они не имели возможности получить необходимый опыт. Вероятно, должно будет смениться еще не одно поколение военнослужащих, чтобы выработалась собственная стратегическая культура и как ее продолжение - военная и политическая стратегия ЮАР.

По мнению автора, ЮАНСО на данном этапе требуется выработать концепцию быстрого реагирования на внешние угрозы, путем повышения качества личного состава и командных кадров. Со временем качественный рост вооруженных сил должен непременно улучшить отношение к ним как со стороны политической элиты, так и со стороны общества в целом. Возросшая боеспособность должна привести к увеличению успешных операций за пределами страны, а, следовательно, и к росту авторитета армии и государства на международной арене.

После отмены режима апартеида ЮАНСО, также, как и ЮАР прошли путь реструктуризации, культурного перекодирования и социальной инженерии. Полностью изменился этнический и социальный состав вооруженных сил, их задачи и вектор развития. К 2011 г. в рядах армии осталось чуть более 15% белых военнослужащих (014, с. 39) при этом сохраняется тенденциях к медленному уменьшению их числа.

Таблица 1

Межрасовое распределение командных должностей в ЮАНСО в 2011 г. (014, с. 39)

Командные должности-'"'''^ ^^^^ Расы Чернокожие Цветные Азиаты Белые Всего (100%)

Высшее командование 29 (85,3%) 0 (0%) 1 (2,9%) 4 (11,8%) 34

Старшие офицеры 199 (54,2%) 16 (4,3%) 22 (6%) 130 (35,4%) 367

Офицеры 4183 (43%) 1109(11,4%) 270 (2,8%) 4158 (42,8%) 9720

Всего 4411 1125 293 4292 10 121

Многие представители чернокожего населения ЮАР до конца не осознают, зачем они поступают на службу, и, приходя в армию, надеются в короткий срок преодолеть свои материальные трудности. Им чуждо понятие стратегической и военной культуры. Они плохо воспринимают традиции армии ЮАР, ссылаясь на то, что это «культура западных колонизаторов» (014, с. 40). Как результат, армейские традиции стали отходить на второй план. Потерялась преемственность поколений. Да и в целом, армия, которая подвержена расистским предрассудкам не может представлять собой некое единое целое, боевую единицу, отличающуюся спаянностью во время боевых действий. Все эти факторы также будет необходимо учитывать при разработке национальной военной стратегии, в частности, следует создать эффективный механизм выстраивания отношений между представителями различных рас.

В заключение автор отмечает, что ситуация в армии в целом полностью копирует ситуацию внутри ЮАР, которая после отмены апартеида и через 20 лет реформ так и не смогла найти нужный вектор социально-экономического развития.

Д. В. Палаткин

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2017.01.015. МЛАМБО АС. «ЗИМБАБВЕ - НЕ ПРОВИНЦИЯ ЮАР»: ИСТОРИЯ ПОЛИТИКИ ЮАР В ОТНОШЕНИИ ЗИМБАБВЕ С 1960-х годов.

MLAMBO A.S. «Zimbabwe is not a South African province»: Histori-cising South Africa's Zimbabwe policy since the 1960 s // Historia. -Durban, 2016. - Vol. 61, N 1. - P. 18-40.

Ключевые слова: ЮАР; внешняя политика; Зимбабве.

А.С. Мламбо (Университет Претории, ЮАР) анализирует отношения между ЮАР и Зимбабве, отмечая, что, несмотря на декларируемый принцип равноправия, они никогда не носили равноправного характера в силу различного экономического потенциала двух стран. Автор также анализирует черты сходства и различия политики 1960-х годов и политики настоящего времени.

В последние годы все чаще и острее звучит критика «тихой дипломатии» ЮАР в отношениях с Зимбабве. Большинство крити-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.