АФРИКА. БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК
Общие проблемы
2002.01.031-035. АФРИКАНСКИЙ РЕНЕССАНС: ДИСКУССИЯ.
Problematising the African Renaissance / Ed. by Maloka E., Le Roux E. - Pretoria: Africa inst. of South Africa, 2000. - [8], 92 p.
From the cont.:
2002.01.031. Preface. -- P. [I-IV]
2002.01.032. MALOKA E. The South African "African Renaissance" debate: a critique. -- P. 1-14.
2002.01.033. BOTHA P. The challenge of an African Renaissance in the 21 st. century. -- P. 15-42.
2002.01.034. MUROBE M. Globalization and African Renaissance: an ethical reflection. -- P. 43-67.
2002.01.035. LEGUM C. Renaissance - romantic realism? -- P. 81-92.
В предисловии (031) отмечается, что идея африканского
ренессанса (АР) в трактовке южноафриканских лидеров пока еще не нашла своего места в рамках африканской философской традиции.
Идея духовного возрождения Африки вошла в африканский политический словарь в Х1Х в. как ответ на порабощение мировой африканской диаспоры. Наиболее влиятельной фигурой в первом поколении сторонников идеи "новой" Африки был либериец Э.Блайден, введший в оборот понятие "африканской личности", впоследствии воспринятое и развитое Кваме Нкрумой. Идеологи "новой" Африки верили, что ключ к возрождению Африки лежит в развитии связей с Европой в сфере христианизации, развития промышленности и науки. Но надежды на духовное возрождение Африки были разрушены, когда было признано, что колониализм несет угнетение населения и разграбление ресурсов Африки.
Возрождение идеи "новой" Африки было связано с ростом антиколониальных националистических движений. Период деколонизации породил новое поколение африканских лидеров -К.Нкрума, Секу Туре, К.Каунда, Л. Сенгор.
В этот период философская проблематика определяла африканскую политическую идеологию. Д.Сенгор был одним из основателей концепции негритюда. Как и Блайден, Сенгор объединил понятия "раса" и "культура". Для него африканец был носителем эмоционального, а эллины - рационалистического начала. Возрождение Африки Сенгор видел прежде всего в процессе самопознания и самоутверждения африканской личности.
Для Нкрумы с его философией сознания африканская личность -это синтез традиционных африканских, исламских и христианских влияний. Предпосылки создания "новой" Африки Нкрума видел в соединении африканского самоопределения, панафриканизма и чувства гордости африканской историей и культурой.
Большинство лидеров постколониальной Африки разделяли идею африканского социализма. Веря в бесклассовость, общинность доколониальной Африки, лидеры независимой Африки стремились создать "новую" Африку на принципах африканского социализма. Нкрума активно пропагандировал идею Соединенных Штатов Африки. Однако всем этим проектам не суждено было воплотиться в жизнь из-за серии военных переворотов в середине 60-х годов. Африканская политическая мысль радикализируется. Популярными становятся идеи Ф.Фанона и Ф.Кабрала. В академической сфере теория модернизации уступает место теории зависимости. Понятие "класс" вытесняет понятие "раса", "культура" и "интернационализм" заменяют «панафриканизм», вооруженная борьба становится главным инструментом политики. Однако и этот поворот не принес желаемого возрождения Африки.
Современные дебаты об АР - это реакция Африки на глобализацию. В отличие от утопий африканского социализма АР предполагает двойной ответ на глобализацию. С одной стороны, продолжаются усилия найти собственные решения африканских проблем, особенно в свете решения ОАЕ создать Африканский союз. С другой - возрастает давление на индустриальные страны и международные организации с требованием разработать африканский вариант плана Маршалла.
Э. Малока (Исполнительный директор Института Африки ЮАР) (032) выделяет три направления в южноафриканских дебатах по концепции АР: глобалистское, панафриканистское и культурологическое. Глобалистское направление представлено нынешним президентом ЮАР Т.Мбеки, который включил эту концепцию в свои программные документы. Мбеки и АНК сформулировали следующие ключевые элементы концепции АР:
1. Возрождение Африки.
2. Установление политической демократии.
3. Разрыв неоколониальных отношений Африки и мировых держав.
4. Народы Африки должны сами определять свою судьбу и не допускать ситуации, когда Африка становится объектом геополитических и стратегических интересов мировых держав.
5. Необходимость быстрого экономического развития с участием и в интересах населения Африки (032,с.4). Концепция АР рассматривается как идеология политического, экономического и социально-культурного возрождения Африки и инструмент изменения геополитического статуса Африки в мире.
В.Мавимбела, политический советник Т.Мбеки, определяет АР как историческую фазу постколониальной истории Африки (вслед за деколонизацией и демократической революцией 90-х годов) (032, с.3).
Сторонники панафриканизма трактуют АР как современный вариант идеологии панафриканизма, сформировавшегося в Х1Х в.
Культурологическая интерпретация АР доминирует в общественном сознании Африки. Сторонники этого направления воспринимают АР как возвращение к "истокам", как возрождение африканской культуры, африканской идентичности и традиционных институтов. Они считают, что африканцы должны отказаться от некоторых неэффективных и культурно чуждых институтов, заимствованных у Запада. Среди белого меньшинства ЮАР существует опасение, что АР может стать тоталитарной идеей, а ее принятие АНК в качестве своей идеологии может означать поворот АНК к узкому африканизму.
Нет единства мнений и по некоторым общим вопросам, связанным с реализацией АР. Каковы его движущие силы? АНК считает, что главным носителем АР будут народы Африки. Некоторые авторы отводят руководящую роль "патриотической" буржуазии и интеллектуалам. Другие считают, что главным инструментом должно стать государство. Третьи возлагают надежды на африканские региональные экономические объединения.
Что же касается роли ЮАР в осуществлении АР, то в этом вопросе существует некий консенсус: ее роль должна быть существенной, но не гегемонистской. Нет ясности в вопросе, каким образом будет достигнут АР, будет ли он результатом стихийного процесса или итогом жестко планируемой и согласованной стратегии, осуществляемой всеми слоями общества. В. Мавимбела придерживается умеренной точки зрения.
"Ренессанс - это исторический процесс, многие элементы которого будут развиваться независимо от наших субъективных намерений. Он не может быть просто декретировано или вызвано заклинаниями... Однако без целостной программы действий мечта о ренессансе останется романтической идеалистической концепцией" (032, с.7).
Несмотря на то что концепция АР стала официальной идеологией ЮАР, она остается "неясной" и за пределами ЮАР воспринимается настороженно. Многие африканские лидеры и общественные деятели видят в ней замаскированное стремление ЮАР к гегемонии в Африке, установлению своего рода Pax Pretoriana. Поэтому они рассматривают ее как чисто южноафриканский феномен.
П.Бота (старший исследователь Института Африки ЮАР) указывает на противоречия в концепции АР и огромные трудности в ее реализации (033). Пока это скорее модный лозунг, а не руководство к действию. Необходимо разделить стратегические и тактические вопросы, долгосрочные и краткосрочные цели.
Бота не согласен с идеологами АР, что реализация этого курса неизбежно вызовет столкновение с Западом. Он убежден, что Запад заинтересован в том, чтобы Африка была процветающей, капиталистической, демократическая и миролюбивой.
В документе АНК по внешней политике открыто утверждается, что одним из ключевых элементов концепции АР является создание объединенного фронта стран Третьего мира против Запада. Однако Африка все еще зависима от Запада. Более того, хотя внешний фактор не заменяет внутренних факторов развития, его роль в развитии Африки по-прежнему чрезвычайно важна.
В конце 90-х годов стало очевидно, что Африка переживает многосторонний кризис. Политически очень немногие африканские режимы сделали необратимый выбор в пользу демократии. Преждевременно говорить о демократии в Африке. Более подходящим термином была бы либерализация. В сфере экономики нет единства среди специалистов, как преодолеть кризис и стагнацию. Одни ученые видят выход в дальнейшей интеграции Африки в мировую экономику по программе структурных реформ, предлагаемой Мировым банком и МВФ. Другие считают, что необходимо проводить независимую стратегию развития с опорой в основном на собственные силы.
Одна из провозглашенных целей АР - переход Африки из поставщика сырья в экспортера готовых изделий. Это подразумевает радикальную реструктуризацию африканской экономики, что требует длительного времени. Более того, учитывая нынешнее состояние
экономики Африки и ее место в мировой экономике, такая перспектива маловероятна.
Цели АР не могут быть реализованы, пока более трети африканских государств находится в состоянии постоянных вооруженных конфликтов. Эти конфликты создают неблагоприятную международную репутацию Африки.
Попытки возродить или обновить Африку предпринимались и ранее, однако результаты оказались незначительными. В начале нового тысячелетия АР "не может более рассматриваться просто как еще один выбор, это необходимость. Главный вопрос - получает ли концепция африканского ренессанса поддержку современных лидеров Африки, а не только руководства Южной Африки, где эта концепция стала инструментом внешней политики. Масштабы ее реализации в конечном счете определят, останется ли Африка и в ХХ1 в. в маргинальном положении или она займет достойное место в мировом сообществе" (033, с.38).
М.Муробе (независимый исследователь) оценивает жизненность концепции АР в контексте глобализации (034). Теоретически глобализация подразумевает политическую, экономическую, социальную и экологическую взаимозависимость человечества. Идея, что все связано и взаимозависимо, должна лежать в основе этики глобализации.
Однако на практике глобализация для африканских стран -- не свободный выбор, а неизбежный процесс, происходящий без их согласия. Мировое богатство распределяется неравномерно, и глобализация рассматривается многими как утонченная форма колониализма. "Неолиберальная экономическая практика поощряет не столько чувство принадлежности к мировому сообществу, сколько возвращает нас к ситуации джунглей, где все борются за выживание и руководствуются только личными интересами" (034,с.43).
В отношении глобализации в Африке сформировались два направления общественной мысли: афропессимизм и "почвенничество". Афропессимисты полагают, что Африка не смогла утвердиться как эффективный и равноправный участник мировой экономики. Она находится в состоянии прогрессирующей маргинализации. "Почвенники" (cultural vindicationists) выступают против западной культурной гегемонии, защищая местную культуру. Слабость "почвенников" состоит в том, что они не предлагают реалистичной альтернативы развития. Глобализация несет прямую угрозу почвенническим воззрениям, воочию убеждая, что ни одна культура не является закрытой системой.
Идея АР выступает как противовес афропессимизму. АР - это афрооптимизм. Чтобы добиться целей АР, необходимо провести преобразования в трех направлениях. 1. Нынешнюю политику "приватизации государства" следует заменить политикой, удовлетворяющей социально-экономические и политические интересы населения. 2. Должен быть создан политический и экономический союз африканских государств с единой валютой. 3. В основу политики и экономики должна быть положена этика коллективизма, общинности и общего блага (ubuntu), свойственная традиционным культурам Африки. "Опыт африканской политики показывает, что политика оторвана от этики или ubuntu. Африканский ренессанс должен включать моральное возрождение" (034, с.64).
К.Легум (основатель и редактор ежегодника African contemporary record) не согласен с обвинениями идеологов АР в романтизме (035). Критики романтизма в политике забывают о роли великих идей в истории человечества. Сущность АР - это "углубление модернизации во всех частях Африки при сохранении лучших ценностей традиционных обществ" (035, с.83).
Многие идеи, заложенные в концепцию АР, начинают реализовываться в региональных экономических объединениях: Общий рынок Восточной и Южной Африки; Сообщество развития Южной Африки; Экономический и валютный союз Западной Африки. В июне 1991 г. был подписан договор об учреждении Африканского экономического сообщества. К маю 1994 г. 34 африканские страны уже ратифицировали этот договор.
Однако результаты межафриканской экономической интеграции пока ничтожны. Марокканский ученый Махди Эльманджра считает, что интеграционные усилия африканских правительств терпят крах из-за активного вмешательства в африканские дела международных экономических организаций. "К сожалению, почти ни одно африканское правительство не контролирует процесса принятия решений. Судьба Африки решается неафриканскими институтами... Африканские правительства должны сами определять будущее своих стран" (035, с.87). Эльманджра подчеркивает настоятельную необходимость разработки африканскими правительствами собственной долгосрочной стратегии развития. Легум считает, что наиболее серьезное препятствие на пути реализации АР - это экономическая глобализация, инициированная и активно продвигаемая индустриальными странами во главе США. Г.Киссинджер, выступая на международной конференции экономистов и
финансистов в Давосе в 2000 г., определил глобализацию "как американский экономический империализм" (035, с.91).
Легум не приемлет европоцентристской и афропессимистической критики концепции АР. Он считает, что "африканский ренессанс будет отличаться от более раннего европейского ренессанса, а также от развития других регионов мира. Новый век будет веком африканского ренессанса" (035,с.90-91).
Ю.И. Комар