2010.03.034-035. ПРОБЛЕМЫ АФРИКАНСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ. (Сводный реферат).
2010.03.034. ТРИВЕДИ С. Африканский союз: Шаг вперед. TRIVEDI S. African unity: The move foreward // World affairs - New Delhi, 2009. - Vol. 13, N 1. - P. 12-31.
2010.03.035. ГЕЙНЕ Дж. Быть ответственным за защиту и зимбаб-вийский кризис: спасение тонущего корабля.
HEINE J. R.2.P and the Zimbabwean crisis: Rescuing a sinking ship // Ibid. - P. 146-169.
Ключевые слова: Организация африканского единства, Африканский союз, Зимбабве. Африка, панафриканизм, ЗАНУ, Мугабе, Мбеке.
В первой из реферируемых статей (034) отмечается, что после получения политической независимости африканские государства были единодушны в том, что панафриканизм является эффективным средством достижения двух стоящих перед ними целей, -полной деколонизации и быстрого экономического развития. Однако между либералами, политическими деятелями и учеными не было достигнуто согласия о путях создания единства Африки. Возникли две противоположные точки зрения: радикальная и консервативная. Представители радикалов призывали к немедленному началу политической унификации континента (т.е. образования Соединенных Африканских Штатов). Консерваторы же считали реалистичной базой политического единства создание региональных группировок. Отсутствие согласованной стратегии привело к появлению на всех уровнях множества противоречащих друг другу проектов. На континентальном уровне с целью создания объединенной Африки было предпринято много усилий. Однако за одним исключением все они оказались бесплодными. Результативным ответом на все вызовы, стоявшие перед африканскими народами, было образование в 1963 г. Организации африканского единства (ОАЕ), которая после 38 лет своего существования была преобразована в Африканский союз (АС).
Окончание «холодной войны» и образование «единой» Европы в результате создания Европейского союза стали мощным толчком для развития стратегии африканской интеграции и закладывания основ устойчивого социально-экономического развития.
Реальным результатом явилось решение XXVII ежегодной сессии глав государств и правительств ОАЕ, состоявшейся в Нигерии в 1991 г., о создании к 2025 г. Африканского экономического сообщества и Панафриканского парламента. Участники саммита ОАЕ в 2001 г. в Ливии единодушно приняли решение о создании Африканского союза, который официально был провозглашен в 2002 г. (034, с. 24). Триведи подчеркивает, что преобразование ОАЕ в АС было историческим событием, частично реализовавшим мечты Ква-ме Нкрумы, который постоянно напоминал о том, что африканские страны чересчур малы для того, чтобы быть экономически жизнеспособными каждая в отдельности, и что реальная политическая и экономическая деколонизация потребует совместных действий.
В отличие от ОАЕ АС имеет полномочия и возможности вмешиваться во внутренние дела других государств. Несмотря на разработанную программу коллективных мер по поддержанию на континенте мира, безопасности и стабильности, остается нерешенной задача установления мира в районе Дарфура (Судан). Хаотическая ситуация сохраняется и в Сомали. Неспокойным районом остается и Демократическая Республика Конго, где в 2008 г. возобновились крупные военные столкновения с Руандой.
Триведи приходит к выводу, что «основными препятствиями для интеграции континента являются конфликты между государствами, принадлежащими к различным региональным группировкам, двойное членство в этих организациях, а также внутренние конфликты в государствах - членах Африканского союза» (034, 30).
О развитии одного из внутренних конфликтов говорится в статье Дж. Гейне на примере Зимбабве (бывшая Южная Родезия), которая из «жемчужины Африки» за годы независимого развития (с 1980 г.) превратилась в страну-банкрота, где царит беззаконие (035, с. 146). Премьер-министр и лидер партии Африканский национальный союз Зимбабве (ЗАНУ) Роберт Мугабе в первые годы пытался добиться примирения между белым меньшинством и африканским большинством. Не выказывая никакой обиды за 11 лет, проведенных в тюрьме в период борьбы за независимость, Мугабе работал совместно со своими бывшими противниками. Страна заняла одно из ведущих мест в мировых событиях: в 1987 г. в Зимбабве состоялся саммит Движения неприсоединения, в 1991 г. -
саммит стран Британского Содружества. Мугабе получил рыцарский титул во время пребывания английской королевы в Зимбабве.
Однако в 90-е годы прошлого столетия Зимбабве сталкивается с рядом проблем, которые «быстро привели к ликвидации имевшего место в первое столетие существования независимой страны социального и этнического мира» (035, с. 158). Снижение темпов экономического развития и сильная засуха 1992 г. в странах Юга Африки привели к росту инфляции и недовольства среди многих слоев населения, включая ветеранов освободительной борьбы. Будучи не в состоянии выполнить требования ветеранов, правительство обещало дать им землю. Массовая конфискация земель белых вызвала крах сельского хозяйства Зимбабве. Проведенный в 2000 г. референдум, целями которого были изменение конституции и увеличение власти президента, провалился. Для дальнейшего удержания власти Мугабе пошёл на жестокие репрессии по отношению к своим оппонентам. По указанию Мугабе Центральный банк безостановочно печатал деньги, что, естественно, подгоняло рост инфляции и привело к развалу экономики. Положение усложнялось и решением Лондона прекратить выполнение своего обещания финансировать процесс экспроприации земли и проведение земельной реформы. С приходом к власти в соседней ЮАР президента Мбеке Зимбабве уступает этой стране ведущую роль на дипломатической арене континента. Зимбабве, по словам президента Замбии Мвана-вазы, становится «тонущим Титаником» (035, с. 161).
Гейне рассматривает в своей статье эволюцию термина «R.2.P» («Responsibility to protect» - «ответственный за защиту»), который пришел на смену «Н1» («Humanitarian intervention» - «гуманитарное вмешательство»).
Появившийся в конце 90-х прошлого столетия термин «гуманитарное вмешательство», считает автор, состоит из двух различных понятий: одно связано с благотворительной помощью, другое -с использованием (часто незаконным) военной силы на территории иностранного государства. Предполагается, что вмешательство осуществляет международное сообщество в случаях совершения тем или иным правительством массовой жестокости в отношении своего населения. На GO сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2005 г. в единогласно принятом документе была зафиксирована развернутая формулировка: «Ответственность защищать население
от проявления геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступления против человечности» (035, с. 155). Защита населения может осуществляться различными методами - от экономических и политических санкций до военного вмешательства.
По крайней мере два африканских лидера - президент Ботсваны и премьер-министр Кении - выступили за военное вмешательство с целью ликвидации кризисного положения в Зимбабве. Они считали, что следует немедленно остановить внутренний кризис в Зимбабве, в ходе которого за период с 1982 по 1987 г. армия осуществляла массовые убийства (по некоторым данным, до 20 тыс.) в основном представителей племени Ндебеле, на которое во время борьбы за освобождение страны от власти правления белого меньшинства опиралась ЗАПУ (партия Джосида Нкпомо, соперница ЗАНУ). Этим практически был положен конец существованию ЗАПУ, что привело к монополии на власть ЗАНУ, существовавшей вплоть до мартовских выборов 2008 г. На этих выборах победила партия ЗАПУ, во главе которой стоял бывший профсоюзный деятель Морган Тсвангиран, создавший оппозиционную партию - Движение за демократические изменения. В феврале 2009 г. было создано правительство национального единства. Пост президента остался за Мугабе, а премьер-министром стал Тсвангиран. Как считает автор, эксперимент с зимбабвийским правительством национального единства, может, удастся, а может быть, и нет. Какое бы будущее ни ожидало нынешнее правительство, настанет время «после Мугабовского периода» (035, с. 150). Стоимость же возрождения экономики страны будет огромной, а часть затрат должно взять на себя международное сообщество.
Б. С. Тупов