Научная статья на тему '2005. 04. 031. Оливье г. Табо Мбеки - Спаситель Африки? Olivier G. is Thabo Mbeki Africa's Saviour // Intern. Affairs. - L. , 2003. - Vol. 79, n 4. - P. 815-828'

2005. 04. 031. Оливье г. Табо Мбеки - Спаситель Африки? Olivier G. is Thabo Mbeki Africa's Saviour // Intern. Affairs. - L. , 2003. - Vol. 79, n 4. - P. 815-828 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МБЕКИ Т / ПАНАФРИКАНИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Олишевко B. C.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 04. 031. Оливье г. Табо Мбеки - Спаситель Африки? Olivier G. is Thabo Mbeki Africa's Saviour // Intern. Affairs. - L. , 2003. - Vol. 79, n 4. - P. 815-828»

няла участие лишь в подписании соглашения в Аддис-Абебе 28 мая 2004 г. При этом арабские страны не выделили войск или гражданских специалистов для разграничения враждующих сторон и оказания помощи пострадавшим.

События в Дарфуре были окончательно урегулированы при финансовом содействии США, Британии и Австралии, а также благодаря работе гражданских специалистов из Евросоюза и выделении 3 тыс. солдат Африканским союзом. Автор полагает, что события показали «заинтересованность мирового сообщества в быстрой ликвидации подобного рода кризисов» (с. 826). В то же время во избежание промедления в случае возникновения подобных ситуаций следует создать для каждого мирового региона комиссии из заинтересованных стран с обязательным включением в нее стран, имеющих значительный дипломатический вес. Такие комиссии должны располагать достаточным числом специалистов, отслеживающих ситуацию в регионе и сообщающих об опасностях возникновения гуманитарных кризисов. ООН и ряд важнейших неправительственных организаций должны иметь мандаты для работы в любом регионе, а также располагать фондом или даже специальным банком, финансирующим ликвидацию гуманитарного кризиса. Только при принятии подобных мер, «возможно предотвращение замедленной и неохотной реакции, которую проявило в отношении Дарфура мировое сообщество, слишком занятое проблемой Ирака» (с. 828).

B.C. Олишевко

2005.04.031. ОЛИВЬЕ Г. ТАБО МБЕКИ - СПАСИТЕЛЬ АФРИКИ? OLIVIER G. Is Thabo Mbeki Africa's saviour // Intern. affairs. - L., 2003. -Vol. 79, N 4. - P. 815-828.

С тех пор как Табо Мбеки принял дела у своего предшественника Нельсона Манделы на посту президента ЮАР «вопросы внешней политики, в особенности Африки и Третьего мира, были основной темой его политической деятельности» (с. 815). Его идеологическое отличие от патриархов панафриканизма заключается в том, что первые мечтали о политическом единстве Африки, а Мбеки желает единства экономического и полагает, что «другие африканские страны просто должны двигаться за ним» (с. 822). По мнению автора, это ложный путь, так как вопреки экономическому могуществу и политическому авторитету на континентальном уровне ЮАР не всегда действует в интересах всех стран или регионов континента.

Табо Мбеки представил амбициозный план «Африканского ренессанса». Он - один из основателей Африканского союза (АС), пришедшего на смену Организации африканского единства (ОАЕ), сторонник проектов и комитетов с привлечением как африканских, так и других стран. Табо Мбеки стал единственным дипломатом, которому удалось заставить развитые страны помнить о потребностях Африки.

В своей международной деятельности Мбеки активно использует исключительный статус ЮАР - страны, больше, чем другие страны Африки, приблизившейся к демократии. Обладание развитой промышленной базой и продолжение реформ создали уникальный образ ЮАР, при котором Табо Мбеки не мог не стать лидером, заинтересованным в первую очередь, в широкомасштабных проектах, охватывающих сразу всю Африку. Несмотря на его личный афрооптимизм, эти проекты «создают неоправданные ожидания и вызывают вопросы относительно рисков и последствий перенапряжения при их реализации и неспособности достичь поставленной цели» (с. 816).

Автор указывает на большую гибкость внешней политики Мбеки, иногда рассматриваемую Западом как отсутствие истинной убежденности в идеалах демократии. Он активно включился в антивоенную капанию в связи со вторжением США в Ирак, пытался играть роль посредника в Палестине, участвовал во многих миротворческих процессах в Африке. В то же время, когда речь заходит о нарушениях прав человека в африканских странах, Мбеки, как правило, заявляет о нежелательности вмешательства во внутренние дела соседних государств. В частности, относительно Зимбабве он заявил, что «у нас нет права навязывать свою волю любой независимой стране» (с. 828) и «особые отношения» Мбеки и То -ни Блэра сильно испортились после нескрываемой поддержки Мбеки режима Мугабе.

В большинстве случаев, когда Мбеки предстоял тяжелый выбор, он предпочитал не портить отношений с «постоянными друзьями» и закрывал глаза на нарушения прав человека правительствами Мугабе, Кастро и Каддафи, формально подчеркивая, что суверенитет не станет удобным укрытием для диктаторов и тиранов, желающих творить преступления. Не случайно высшие чиновники правящей партии Зимбабве, напрямую причастные ко многим злодеяниям, были встречены аплодисментами на партконференции АНК в Стелленбоше в начале 2003 г. Министр иностранных дел правительства ЮАР заявил, что, пока АНК у власти, «Мугабе никогда не будет обвинен», а министр труда после визита в Зимбабве

сказал, что ЮАР в вопросах земельной реформы «нужно многому учиться» у Мугабе.

Несмотря на широту и амбициозность внешнеполитических замыслов и проектов, Мбеки, по словам автора, «еще придется убедить индустриальные страны в том, что его план не просто перечисление оптимистичных устремлений и желаний» (с. 820). Более того, довольно агрессивное продвижение идей афроцентризма, обвинения развитых стран в евроцентризме заставляют лидеров Запада не оказывать ему той поддержки, которая так бы ему пригодилась.

«Мбеки желает поддержки развитых стран, но большей частью на его условиях» (с. 821). Президент заявляет, что, несмотря на некоторые несогласия с его идеологией и проводимой политикой и выбором африканских союзников, его поддержка не просто в интересах Запада, но и является настоящим «моральным обязательством», если Запад желает принять участие в решении африканских проблем. Мбеки прилагает все усилия, чтобы ЮАР воспринималась как важный участник миротворческих процессов, «страна, которая может бороться с нестабильностью в Африке, предлагая свои ресурсы и авторитет для примирения лидеров, начала переговоров и выборов» (с. 822). Он постоянно подчеркивает, что нерешенные африканские проблемы могут угрожать стабильности мира в целом.

Вопреки стараниям Мбеки предстать перед Западом в образе нового демократического лидера и убедить богатейшие страны в необходимости развития африканской экономики, на континенте продолжается экономический застой. Почти во всех странах экономический рост сводится на нет ростом населения. 50 лет назад на Африку приходилось 8% мирового экспорта, сейчас только 2%; инвестиции в африканский частный сектор составляют 1% от мировых; в 1989 г. объем экономической помощи континенту составлял 24,4 млрд. долл., в конце 90-х - только 12,2 млрд. долл., половина африканцев — 350 млн. человек - живет меньше чем на 1 долл. в день (с. 824). В отношении основной проблемы Африки -голода Запад также проявляет почти полное безразличие.

Несмотря на многие неустраивающие Запад элементы внешней политики Мбеки, он остается «единственным государственным лидером Африки, рассматривающим глобализацию не как угрозу, а как новую возможность для экономического развития» (с. 823). Более того, Мбеки в состоянии убедить в этом и других государственных лидеров Африки.

Рядовых жителей ЮАР больше волнует экономическое развитие их страны. Они готовы восхищаться авторитетом своего президента при решении общеафриканских вопросов, но не согласны с его высказыванием: «Экономическое благополучие ЮАР - это в первую очередь благополучие всей Африки в целом». Безработица, превышающая 30% работоспособного населения, около 4 млн. человек, зараженных СПИДом, рост преступности и имущественное расслоение не способствуют убежденности населения в правильном распределении усилий Мбеки при решении внешних и внутренних вопросов. И все же Мбеки уверен, что черные избиратели будут голосовать именно за АНК как за избавителя от ужасов апартеида.

Мбеки, подчеркивает автор, слишком оптимистичен в отношении будущего АС как полного аналога ЕС. Президент ЮАР не учитывает «трудности и противоречия, которые предстоит пройти Африке на пути к экономическому и политическому единству в силу ее региональных особенностей и неравномерности развития отдельных регионов» (с. 827). Широкомасштабные планы, хоть и очень вдохновляющие, не должны внушать массам африканцев надежды на «быстрый прогресс в соответствии с грандиозным бюрократическим планом и стратегией, иначе неизбежны разочарования» (с. 828).

B.C. Олишевко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.