роста интенсификации сопротивления ЮАР становится все более «неуправляемой» (с. 732). Введение серии чрезвычайных положений (с июля 1985 до февраля 1990 г.) только на время приостановило процесс. Даже несмотря на то что репрессии ослабили сопротивление, становилось ясно, что система апартеида стала нежизнеспособной (с. 733). В то же время силы сопротивления были еще не в состоянии одержать военную победу или вынудить силы апартеида капитулировать. Выходом из тупика оставалось урегулирование ситуации путем переговоров.
Находящийся в заключении Нельсон Мандела в середине 1980-х годов начинает переговоры со своими тюремщиками, а Та-мо Мбеки и Якоб Зума совместно с другими руководителями АНК встречаются с представителями разведки ЮАР в Европе. По мнению автора, односторонние уступки со стороны АНК во время этих переговоров были оправданы последующим движением в сторону демократии в стране. В то же время все это вызывало у многих членов АНК чувство горечи. «В это время многие (ошибочно) считали, что "Копьё нации" может одержать победу над южноафриканской армией» (с. 733).
Со времени победы АНК на всеобщих выборах 1994 г. в стране произошли значительные демократические преобразования. «В 1996 г. была принята конституция, которая считается одной из наиболее прогрессивных в мире» (с. 736). ЮАР стала играть заметную роль на международной арене.
Несмотря на нестабильность внутри АНК и в стране в целом (ряд руководителей оказались замешаны в коррупции, в стране широко распространено насилие) вряд ли в обозримом будущем АНК потерпит поражение на парламентских выборах, считает автор.
Б. С. Тупов
2013.04.033. ХОДЗИ О., ХАРТУЕЛЛ Л., ДЖАГЕР Н. «БЕЗОГОВОРОЧНАЯ ПОМОЩЬ»: ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ КИТАЙСКОЙ ПОМОЩИ РАЗВИТИЮ ЗИМБАБВЕ.
HODZI O., HARTWELL L., JAGER N. «Unconditional aid»: Asses-siny the impect of China's development assistance to Zimbabwe // South African j. of intern. affars. - Johannessburg, 2012. - Vol. 19, N 1. -P. 79-103.
Ключевые слова: КНР в Африке; КНР и Зимбабве; китайская помощь.
Сотрудник университета Стелленбош (ЮАР) д-р Джагер, аспирант университета Оснабрюкка О. Ходзи (Германия) и аспирант университета Претории Л. Хартуелл (ЮАР) во вступлении к статье отмечают, что «цель их работы - выяснение того, кто же получает выгоду от взаимоотношений Зимбабве с КНР» (с. 79).
Рост экономических связей КНР со многими африканскими странами привел к надеждам на континенте на то, что Пекин станет конкурентом и альтернативой западному партнерству, но одновременно возрос скептицизм, что было вызвано агрессивной стратегией сотрудничества с избранными африканскими странами. Эта стратегия основывалась на «моторе для развития китайско-африканской дружбы и сотрудничества» (цит. по: с. 79).
В 2006 г. КНР заявила о проведении «китайской политики в Африке», которая легла в основу взаимоотношений с континентом, предполагавших невмешательство и отсутствие идеологических подходов в экономических связях. По мнению ряда ученых, китайский опыт невмешательства в политику приветствуется в большинстве районов Африки, в противовес отношению к помощи стран Запада, сопровождаемой различными экономическими и политическими условиями (с. 80).
Неудивительно, что китайская политика невмешательства вполне устраивала правительство Зимбабве во главе с Мугабе, который надеялся расширить и укрепить свои исторические связи с КНР. Для этого в 2003 г. Мугабе официально объявил о проведении «политики, обращенной на Восток» (там же).
Авторы пишут о трагическом превращении одной из процветающих и многообещающих стран южнее Сахары в одну из очень плохо управляемых. В работе перечисляются исторические корни современного «зимбабвийского кризиса», начавшегося в конце 1950-х годов: полученная страной в наследство «колониальная экономика» Родезии; провалившиеся экономические преобразования, проводимые Робертом Мугабе после завоевания независимости в 1980 г., военная интервенция Зимбабве в Демократическую Республику Конго (1998-2002).
Правящая в стране ЗАНУ-ПФ оказалась в тисках двух проблем. С одной стороны, участники десятилетней войны требовали
крупных вознаграждений за свой вклад в освобождение Зимбабве. С другой стороны, возникшее на волне кризиса Движение за демократические преобразования требовало проведения реформы существующей конституции.
Правительственный референдум, проведенный в 2000 г. по вопросам увеличения полномочий президента и национализации земли без выплаты компенсации, не дал положительных результатов. «Это означало уменьшение поддержки ЗАНУ-ПФ и явилось для партии первым политическим поражением» (с. 82). В ответ правительство провело ряд мероприятий с целью наказания несогласных. В число этих мер авторы включают насильственную экспроприацию принадлежавших белым фермерам земель и одновременно переселение около 400 тыс. сельскохозяйственных рабочих и их семей; усиление цензуры средств массовой коммуникации; введение выборного распределения скромных продовольственных пайков и бензина (неофициально между сторонниками ЗАНУ-ПФ). Экономика страны в довершение этого пострадала от сильной засухи в 2000-2001 гг. В 2001 г. гиперинфляция достигла астрономического уровня. Авторы для упрощения так определяют ее процент: 65 и далее 107 нолей (с. 83). По данным организации Международного Красного Креста, в 2009 г. в стране была самая низкая продолжительность жизни: 34 года для женщин и 37 - для мужчин (с. 83).
После мартовских выборов 2008 г. (это было в разгар кризиса) под региональным и общенациональным давлением 13 сентября 2008 г. было создано правительство согласия. Три ведущие политические партии - ЗАНУ-ПФ (Роберт Мугабе), МДС-Т (Морган Тсванграри) и отколовшаяся от МДС МДС-М (Артур Мутамбара) подписали «Глобальное политическое соглашение» (ГПА). По этому соглашению Мугабе оставался президентом, руководители МДС стали соответственно премьер-министром и его замом. Несмотря на создание Правительства национального единства (ПНЕ), права человека продолжали нарушаться, поскольку ЗАНУ-ПФ могла действовать безнаказанно, так как она продолжала доминировать в секторе безопасности, СМИ и правоохранительных органах. Авторы отмечают, что со времени образования Правительства национального единства в стране наблюдается рост экономики. ВНП возрос в 2010 г. на 8,2% и на 7,8% в 2011 г. (с. 84).
В противоположность регулярным пропагандистским выпадам ЗАНУ-ПФ против США американское руководство не вводит санкций против Зимбабве в целом, однако такие санкции могут быть направлены против отдельных личностей и организаций, которые ответственны за насилие и нарушение законов в Зимбабве. Это включает ограничения в передвижении и замораживание банковских счетов Мугабе и других правителей страны. По официальным данным крупнейшими донорами по оказанию помощи для развития Зимбабве являются США, Великобритания и Европейский союз.
Только недавно правительства Запада стали уделять внимание соблюдению прав человека в Зимбабве. Так, отмечается в работе, «Запад никак не реагировал на убийство государством примерно 20 тысяч гражданских лиц в 1982-1987 гг.» (с. 85).
Что касается КНР, то Мугабе считает эту страну «другом в любую погоду» (с. 82). При этом авторы отмечают, что китайско-зимбабвийские отношения, контакты и переговоры не становятся достоянием общественности. Западные страны ввели эмбарго на поставку оружия Зимбабве. Но по сообщениям прессы, за период с 2000 по 2008 г. режим Мугабе импортировал из КНР оружия на сумму, превышающую 300 млн. долл. (с. 89).
Политическое сотрудничество с Африкой КНР основывает на принципе «Один Китай». Только те страны, которые не имеют дипломатических отношений с Тайванем, могут рассчитывать на сотрудничество с КНР, поэтому китайскую помощь не получает Свазиленд, который все еще признает Тайвань.
В работе отмечается рост оппозиции китайскому влиянию в Зимбабве, часто проявляющемуся в бойкотах китайских товаров или забастовках. Обеспокоенность высказала и Зимбабвийская федерация профсоюзов ^БТИ), генеральный секретарь которой заявил: «Мы имели многочисленные злоупотребления от китайских инвесторов. И сейчас настало время сказать им: либо вы соблюдаете наше трудовое законодательство, либо уезжаете в свою страну» (цит. по: с. 93). Местные производители недовольны тем, что их вынуждают уменьшать производство продуктов и других местных товаров, так как дешевые товары, произведенные в КНР, заполоняют зимбабвийский рынок.
В заключении делается вывод, что китайскую помощь Зимбабве можно расценивать как поддержку режима Мугабе и одновременно содействие своим собственным интересам, которые «несомненно поддерживают недоразвитость Зимбабве, вместо того, чтобы способствовать развитию» (с. 96).
Неизвестно, какой будет реакция КНР на переход власти от Мугабе к его преемнику, что должно произойти в будущем. Однако ожидается, что КНР в основном будет продолжать действовать в своих собственных интересах независимо от того, кто будет править страной.
Б. С. Тупов
2013.04.034. РАМПА Ф., БИЛАЛ С., СИДРОПОУЛОС И. РОЛЬ ЮЖНОГО НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В АФРИКАНСКОМ РАЗВИТИИ.
RAMPA F., BILAL S., SIDROPOULOS I. Leveraging South-South cooperation for Africa's development // South African j. - Johannesburg, 2012. - Vol. 19, N 2. - P. 247-269.
Ключевые слова: Африка; динамичный рост; южное направление развития.
Авторы, сотрудники Южноафриканского института международных отношений (ЮАР), во вступлении отмечают, что развивающиеся экономики уже не только получают международную помощь, но также - особенно это стало ясно во время мирового финансового кризиса 2008 г. - показывают примеры динамичного роста. Это относится и к Африке. Представитель Всемирного банка заявил в 2011 г., что Африка находится накануне экономического подъема, подобно тому как это происходило с КНР 30 лет тому назад, и с Индией - 20 лет тому назад (с. 247).
Формально южное направление сотрудничества существует с 1978 г., когда был принят план действий в Буэнос-Айресе, хотя начало этих контактов относится к 1950-м годам. «За последнее десятилетие отношения Африки со странами КИБ (КНР, Индия и Бразилия) значительно оживились» (с. 247). В их взаимоотношениях наблюдается рост интенсивности, особенно в экономических и стратегических сферах, а также увеличение относительного веса в глобальных и геополитических делах. Действительно, отмечают