администрации, как поддержка авторитарных антикоммунистических сил в Латинской Америке и дальнейшее наращивание ядерных вооружений, вызывали резкую критику со стороны религиозных либералов. Под их давлением Рейган к середине 1980-х годов вынужден был частично скорректировать свою политику, что стало одной из предпосылок для последующей нормализации отношений с Советским Союзом в конце десятилетия.
Кратко описывая в эпилоге деятельность последних четырех президентов - Дж.Г.У. Буша, У.Дж. Клинтона, Дж.У. Буша-млад-шего и Б.Х. Обамы - автор приходит к выводу, что религиозный фактор продолжает играть довольно важную роль в отношениях США с внешним миром: «Будь то "сверху" в форме личного благочестия американских лидеров, или "снизу" в форме давления со стороны религиозных деятелей и групп, во имя мира или войны, религия есть и будет неотъемлемой частью международных отношений. Она не всегда определяет направление внешней политики, но она останется постоянно присутствующим фактором. Те, кто осуществляет внешнюю политику США, игнорируют ее на свой страх и риск» (с. 614).
М.М. Минц
СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ
2013.04.032. САТТНЕР Р. СТОЛЕТИЕ АФРИКАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОНГРЕССА: ДЛИННАЯ И ТРУДНАЯ ДОРОГА. SUTTNER R. The African national congress centenary: a long and difficult journey// Intern. affairs. - L., 2012 - Vol. 88, N 4. - P. 719-738.
Ключевые слова: ЮАР; Африканский национальный конгресс; политика апартеида.
Политический вес, который в настоящее время имеет Африканский национальный конгресс (АНК) в ЮАР, не был неизбежен - начинает свою статью сотрудник Стелленбошского института научных исследований (ЮАР). «Часто АНК находился в тени других организаций, и были даже моменты в его жизни, когда он почти разваливался» (с. 719). При создании организации в 1912 г. она называлась «Южноафриканский туземный национальный конгресс» (ЮАТНК). Возникший в 1910 г. Южноафриканский союз
передал суверенитет в руки белого населения страны. В этот период южноафриканской истории многие черные граждане были материально обеспечены или даже вели прибыльное фермерское хозяйство. Но южноафриканское правительство быстро пошло навстречу потребностям горнодобывающей промышленности иметь источник рабочей силы, а также избавило белых фермеров от конкуренции с африканскими крестьянами. Принятый в 1913 г. закон о земле запретил африканцам владеть сельскохозяйственными угодьями и проявлять любую деловую активность вне пределов резерватов, которые составляли 7,5% территории страны. Этот закон и другие законодательные акты были призваны уничтожить целый класс крестьян-производителей, вынудив их жить в перенаселенных резервациях или стать наемными рабочими в сельскохозяйственной или горнодобывающей промышленности. В этих условиях африканцам было необходимо объединиться и забыть о различиях и вражде, долгое время существовавших между различными этническими сообществами. Получивший образование в Колумбийском и Оксфордском университетах юрист Исака Семе стал организатором проведения 8 января 1912 г. встречи более 60 африканских вождей, представителей церкви, юристов, учителей, чиновников, перевозчиков, мелких землевладельцев, деловых людей, журналистов, артистов и рабочих, на которой был создан ЮАТНК.
Структура новой организации была сложной. Союз вождей и простолюдинов создавал множество неопределенностей, поскольку одна часть вождей входила в структуры сегрегации, а другая - в той или иной степени сотрудничала с оппозицией режиму. «Эти взаимоотношения продолжали создавать трудности на протяжении всего столетнего существования АНК, и нынешние попытки законодательным путем повысить статус вождей вызывают полемику» (с. 720). В отличие от западного опыта, создание африканских политических организаций предшествовало возникновению профсоюзов.
Члены Конгресса считали себя верноподданными Британской империи. В 1914 г. Конгресс направил королю петицию по поводу земельного закона 1913 г., в которой отмечалось, что они рассматривают южноафриканское правительство лишь в качестве советников генерал-губернатора, действующего от имени Короны.
Автор отмечает, что «лоялизм» мешал африканской политической активности. Так, в связи с началом Первой мировой войны была прекращена кампания против закона о пропусках, выдаваемых для контроля за передвижением. После объявления Британией войны Германии лидеры Конгресса отправились в Преторию, предложив помощь Конгресса. Но правительство не хотело, чтобы африканские солдаты участвовали «в войне против белых. И тем не менее свыше 80 тыс. африканцев служили в армейских частях, но не участвовали в боевых операциях» (с. 722).
Увлечение петициями привело к уменьшению влияния Конгресса и росту популярности более радикальных организаций, таких как созданная в 1914 г. Чарвеем Объединенная негритянская ассоциация и возникшая в 1919 г. массовая организация Индустриальный и торговый союз. Однако долго эти организации не просуществовали.
К концу 1930-х годов практика петиций практически прекратилась. Президент АНК Чумеде (1927-1930) направил работу в более воинственное русло: пытался наладить контакты с рабочими, участвовать в забастовках, сжигании пропусков и других радикальных действиях. «Его визит в СССР и связи с коммунистами тревожили некоторые секции АНК» (с. 725). Место Чумеде занял основатель организации Семе, который предупреждал об опасностях радикализма, выступал против забастовок и прочих акций против властей, призывая осудить АНК за антиправительственную агитацию. Подобные высказывания охладили желания радикалов сотрудничать с АНК, которая к этому времени уже практически заканчивала свое существование.
С конца 1930-х и особенно в 1940-х годах были предприняты попытки воссоздать АНК. В 1944 г. Антон Лембеде, Нельсон Ман-дела, Вальтер Сисулу и ряд других членов АНК создали молодежное крыло АНК (ANC Youth League - ANCUL). Молодежная лига проповедовала воинственные идеи и одновременно выступала за налаживание сотрудничества с Индийским национальным конгрессом и укрепление отношений с членами АНК, которые были коммунистами.
Первыми африканскими марксистами, отмечает автор, стали белые рабочие-иммигранты из Европы. Первоначально они не осознавали значения притеснений, которые испытывали черные
африканцы, независимо от их социального положения. Лишь небольшая часть африканцев были объединены в профсоюзы. «Белых рабочих рассматривали как авангард социалистической борьбы, а руководство АНК считалось "мелкобуржуазным"» (с. 726). Созданная в 1921 г. Компартия Южной Африки (ЮАКП) к 1930-м годам признала необходимость противостоять угнетению черного населения и бороться за его права, учитывая в то же время долгосрочную перспективу построения социализма. Это и послужило основой того, что в будущем превратится в совместные цели и стратегию этих организаций. Однако, отмечает автор, «установленные в 1940-е годы контакты ЮАКП и АНК еще не означали союза» (с. 726).
В 1950-е годы АНК стала массовой организацией. Программа действий Молодежной лиги АНК была одобрена в целом, и один из создателей лиги Сисулу еще в 1949 г. был избран генеральным секретарем. Все это произошло на фоне прихода к власти в 1948 г. Националистической партии. В стране полным ходом шло внедрение системы раздельного развития (апартеида) во всех сферах: ужесточилось применение закона о пропусках, более интенсивными становились переселения и вводились новые правила в систему образования с целью «подготовить» африканцев к принятию своего подчиненного положения в системе апартеида. Для подавления свободы слова и создания прогрессивных организаций в 1950-г. был принят «Закон о подавлении коммунизма». На основании этого закона на деятельность многих лидеров АНК были наложены различные ограничения.
В ответ на усиление правительственного наступления на права африканцев АНК в 1952 г. начала кампанию неповиновения, что «привело к заключению в тюрьму 8 тысяч человек за нарушение различных законов апартеида» (с. 727). В период активной деятельности кампании неповиновения число регулярно уплачивающих членские взносы членов АНК возросло с 7 тыс. до 100 тыс. (там же). Члены АНК были и среди участников Конгресса народов, принявшего в 1955 г. Хартию свободы, которая провозглашала права человека в целом и выступала против специфических форм их нарушения в системе апартеида. В 1956 г., инкриминировав стремление к установлению в ЮАС диктатуры пролетариата, вла-
сти выдвинули обвинение в государственной измене против 156 человек, которое было снято в 1961 г.
16 декабря 1961 г. АНК совместно с южноафриканской компартией объявил о создании Военной организации «Копьё нации», первые выступления которой были подготовлены слишком поспешно и вскоре прекращены, чему способствовали аресты и заключение в тюрьму национальных лидеров на Ривонийском процессе 1964 г.
До недавних пор историки считали, что период между Риво-нийским процессом и восстанием в Соуето (1976) был временем почти полного отсутствия какой-либо активности. Собиравшиеся вступить в «Копьё нации» многие молодые люди обычно через Ботсвану отправлялись в Дар-Эс-Салам, где в то время находилась штаб-квартира АНК. Многие собирались вернуться в «Копьё нации» подготовленными солдатами через шесть месяцев. Однако на деле все было не так, значительное число не возвращалось в ЮАР, другие же пассивно отсиживались в военных лагерях. Проведенная в 1967-1968 гг. военная операция в Зимбабве (в то время страна называлась Родезией) совместно с Африканским национальным союзом Зимбабве (ЗАНУ) не расценивалась АНК как успешная. Многие возвратились в Ботсвану, где на некоторое время оказались в тюрьмах. Остальные более 10 лет провели в родезийских застенках. Некоторое число возвратилось в ЮАР.
Находящийся в изгнании АНК был в кризисном состоянии. Многие его члены были деморализованы и обвиняли руководство в увлечении дипломатической работой и нежелании обеспечить их возвращение в ЮАР для участия в вооруженной борьбе.
Начавшееся в 1976 г. в Соуето восстание против системы апартеида охватило всю страну. Усиление репрессий после подавления восстания вынудило тысячи африканцев покинуть родину. Через год многие молодые африканцы вернулись. Их участие в дерзких налетах на полицейские участки, несмотря на их неподготовленность, имело символический смысл, подрывая глубоко укоренившуюся в сознании веру в непобедимость апартеида.
С конца 1970-х и до конца 1980-х годов в стране разворачивается массовая борьба, одновременно разрастается сеть подпольных объединений, возрастает активность организации «Копьё нации», набирает силу международная изоляция режима. «По мере
роста интенсификации сопротивления ЮАР становится все более «неуправляемой» (с. 732). Введение серии чрезвычайных положений (с июля 1985 до февраля 1990 г.) только на время приостановило процесс. Даже несмотря на то что репрессии ослабили сопротивление, становилось ясно, что система апартеида стала нежизнеспособной (с. 733). В то же время силы сопротивления были еще не в состоянии одержать военную победу или вынудить силы апартеида капитулировать. Выходом из тупика оставалось урегулирование ситуации путем переговоров.
Находящийся в заключении Нельсон Мандела в середине 1980-х годов начинает переговоры со своими тюремщиками, а Та-мо Мбеки и Якоб Зума совместно с другими руководителями АНК встречаются с представителями разведки ЮАР в Европе. По мнению автора, односторонние уступки со стороны АНК во время этих переговоров были оправданы последующим движением в сторону демократии в стране. В то же время все это вызывало у многих членов АНК чувство горечи. «В это время многие (ошибочно) считали, что "Копьё нации" может одержать победу над южноафриканской армией» (с. 733).
Со времени победы АНК на всеобщих выборах 1994 г. в стране произошли значительные демократические преобразования. «В 1996 г. была принята конституция, которая считается одной из наиболее прогрессивных в мире» (с. 736). ЮАР стала играть заметную роль на международной арене.
Несмотря на нестабильность внутри АНК и в стране в целом (ряд руководителей оказались замешаны в коррупции, в стране широко распространено насилие) вряд ли в обозримом будущем АНК потерпит поражение на парламентских выборах, считает автор.
Б. С. Тупов
2013.04.033. ХОДЗИ О., ХАРТУЕЛЛ Л., ДЖАГЕР Н. «БЕЗОГОВОРОЧНАЯ ПОМОЩЬ»: ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ КИТАЙСКОЙ ПОМОЩИ РАЗВИТИЮ ЗИМБАБВЕ.
HODZI O., HARTWELL L., JAGER N. «Unconditional aid»: Asses-siny the impect of China's development assistance to Zimbabwe // South African j. of intern. affars. - Johannessburg, 2012. - Vol. 19, N 1. -P. 79-103.