Научная статья на тему 'Нельсон Мандела и его роль в создании нерасового государства в юар'

Нельсон Мандела и его роль в создании нерасового государства в юар Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4798
510
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соколов Г. Г.

Статья посвящена жизни и деятельности южноафриканского политического лидера Нельсона Манделы, его роли в создании нерасового государства в Южно-Африканской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Соколов Г. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nelson Mandela and his role in Creation of Non-Race State in the Republic of South Africa

The article illuminates the life and activity of the outstanding South African political figure of Nelson Mandela. His role in creafion of non-race state in the Republic of South Africa is revealed.

Текст научной работы на тему «Нельсон Мандела и его роль в создании нерасового государства в юар»

ПОРТРЕТЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ

НЕЛЬСОН МАНДЕЛА И ЕГО РОЛЬ В СОЗДАНИИ НЕРАСОВОГО ГОСУДАРСТВА В ЮАР

Г.Г. СОКОЛОВ

Кафедра теории и истории международных отношений; проректор по международным отношениям Российский университет дружбы народов.

Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

Статья посвящена жизни и деятельности южноафриканского политического лидера Нельсона Манделы, его роли в создании нерасового государства в Южно-Африканской Республике.

Нельсон Мандела — одна из центральных фигур в освободительном движении Южной Африки. Благодаря своим блестящим организаторским способностям и беззаветной преданности делу борьбы за свободу он заслуженно выдвинулся в ряды лидеров освободительного движения, стал первым черным президентом Южно-Аф-риканской Республики. Мандела стал феноменом в жестоком и лицемерном мире политики, добровольно оставив самый высокий государственный пост.

Нельсон Мандела родился 18 июля 1918 г. близ города Умтата (провинция Восточный Кейп) в семье вождя племени тембу народности коса.

Нельсону была предназначена судьба представителя традиционной африканской элиты, он должен был пользоваться соответствующими благами и привилегиями, жить в обстановке довольства и благополучия. Тем не менее он порвал со средой, к которой принадлежал по рождению, и выбрал опасный путь борьбы против расистского режима.

После завершения учебы в методистской средней школе он в 1938 г. поступил в Университет Форт-Хейр.

Приобщение Н. Манделы к политической деятельности произошло в университетские годы. В своих автобиографических заметках Нельсон Мандела писал: «Мой интерес к политике пробудился еще в юности, когда я слушал рассказы старейшин племени родной деревни. Они повествовали о добрых старых временах до прихода белого человека. Наш народ жил тогда мирно под демократическим правлением своего короля и советников, свободно передвигался по всей стране. Тогда страна была нашей, старейшины рассказывали нам о свободе, о том как сражались их предки, защищая свою страну, о героях и полководцах в те эпические дни. Я надеялся послужить своему народу и внести свой скромный вклад в дело борьбы за свободу и поклялся сделать это» [1]. Участие в студенческой забастовке привело к исключению его из университета Форт-Хейр. Продолжить учебу пришлось заочно, в Витватерсрандском университете, тем не менее он добился получения степени не только бакалавра искусства, но и бакалавра права.

Обращение Н. Манделы к юриспруденции не случайно. В Йоханнесбурге он столкнулся с бесправной жизнью африканцев-горожан, подвергавшихся жестоким унижениям и преследованиям со стороны расистских властей.

В апреле 1944 г. Н. Мандела вступил в Африканский национальный конгресс (АНК). Совместно с группой молодых активистов — О. Тамбо, У. Сисулу и

А. Лембеде и другими принял активное участие в создании Молодежной лиги АН К, став в 1948 г. ее национальным секретарем, а в 1950 г. — национальным президентом.

Роль Н. Манделы в формировании и развитии общественного сознания определяется не только тем, что он выдающийся мыслитель, дальновидный политик и подлинный патриот своего народа. Для мировоззрения Н. Манделы характерно сочетание непримиримого антирасизма с умеренным национализмом. Такое сочетание логично, ибо антирасизм Манделы — это отрицание расизма вообще: «...я не расист, — писал он, — я презираю расизм, так как считаю его проявлением варварства, от кого бы оно не исходило — от черного или белого [2].

«Горький опыт научил нас, — отмечал Мандела, — смотреть на белого человека, как на бесчувственное и беспощадное человеческое создание, чье презрение к нашим правам и крайнее безразличие к нашему благополучию делает его заверения лицемерными и совершенно лишенными смысла» [3]. В условиях, когда расизм стал официальной идеологией и практикой правящего белого меньшинства, требовалось большое мужество и политическая дальнозоркость, чтобы отстаивать многорасовый фронт борьбы против расизма и апартеида. После обновления своего руководства в 1949 г. за счет включения ведущих деятелей Молодежной Лиги, в том числе и Н. Манделы, АНК стал подлинным авангардом освободительной борьбы в Южной Африке. В 50-х гг. борьба достигла особого накала и размаха.

Южноафриканские патриоты провели ряд мощных политических кампаний против расистского режима, в которых приняли участия самые широкие слои населения. Кульминационным моментом было проведение в 1955 г. Конгресса народов, который принял Хартию свободы — программный документ революционных сил, ведущих освободительную борьбу. Именно в Хартии свободы отразились многие стороны мировоззрения Манделы, и прежде всего его неприятие антирасизма и стремление к достижению демократического многорасового общества в стране. «Южная Африка принадлежит всем, кто в ней живет и черным и белым» [4] — этими словами начинается Хартия свободы и именно они выражают ее главный принцип.

Следует отметить, что проблемы национально-освободительного движения, борьбы против расизма и апартеида, проблемы межрасовых отношений и создания сначала единого фронта борьбы, а потом и демократического общества освобожденных людей — все это было в центре внимания Н. Манделы. Этим проблемам он уделял большое внимание в своих статьях и выступлениях [5].

Н. Мандела и О. Тамбо были первыми в Южной Африке черными юристами, создавшими в 1952 г. адвокатскую кантору, в которую потянулись ущемленные в правах африканцы. Н. Мандела выиграл десятки трудных дел, от которых уклонялись опытные белые адвокаты. Однако карьера его в юриспруденции оказалась недолгой.

Вскоре Мандела возглавил «добровольцев» — так назывались африканцы, публично сжигавшие выданные им властями пропуска, с помощью которых полиция контролировала их передвижение по стране. Открыто уничтожая символ своего бесправия, «добровольцы» неминуемо обрекали себя на тюрьму. Для начала Манделу решили припугнуть, приговорив к 9-ти месяцам тюрьмы условно. В декабре 1952 г. вердикт дополнили лишением гражданских прав, ограничили передвижение пределами города Йоханнесбурга. Несколько месяцев спустя срок продлили на 2 года.

К концу 50-х гг. над Африкой задули «ветры перемен». Государства континента одно за другим провозглашали независимость, рушились еще недавно могучие колониальные империи. Но на мысе Доброй Надежды, напротив, репрессии усиливались. Переломным стал июнь 1960 г., когда полиция расстреляла демонстрацию африканцев в поселке Шарпевиль, убив 69 человек.

Вскоре АНК был объявлен вне закона. В 1961 г. он ушел в подполье и организовал военное крыло АНК «Умкото ве сизве», что в переводе с языка коса означает «Копье нации». Вскоре газеты запестрели сообщениями о нападениях на административные здания и экономические объекты. Одновременно в стране

был распространен манифест «Умкото ве сизве». «Сегодня подразделения «Ум-конто ве сизве», — говорилось в этом документе, — совершили запланированное нападение на правительственные сооружения, в частности на те, деятельность которых связана с политикой апартхейда и расовой дискриминацией... В жизни каждого народа приходит время, когда остается лишь два выбора — подчиниться или бороться. Такое время наступило сейчас в Южной Африке. Мы не покоримся, и у нас нет иного выбора, кроме нанесения ответного удара всеми силами, имеющимися у нас, для защиты нашего народа, нашего будущего и нашей свободы» [6].

Наибольший размах диверсионная деятельность «Умконто ве сизве» имела в 1962—1963 гг. В дальнейшем накал борьбы заметно ослабевает. Это объясняется прежде всего введением новых репрессивных законов в ЮАР и усилением полицейского террора, приведшего к массовым арестам как рядовых, так и руководящих участников освободительного движения. «Умконто ве сизве», по замыслу его создателей, должно было постепенно превратиться из небольшой диверсионной организации в хорошо подготовленную и обученную освободительную армию. Было решено, как отмечал Н. Мандела, приступить к осуществлению планов военной подготовки, так как пройдет еще много лет, прежде чем мы создадим достаточное ядро обученных бойцов, чтобы начать партизанскую войну. «Умконто ве сизве» должна была стать ядром будущей армии национального освобождения.

Но Н. Мандела никогда не призывал к терроризму, создание военной структуры было вынужденной мерой. «Во-первых, мы считали, что политика расовой дискриминации сделала неизбежным ответное сопротивление африканцев и что без четкого руководства, которое могло бы направить волну возмущения народа в нужное русло, это возмущение вылилось бы в безрассудный терроризм, — разъяснял он, — во-вторых, мы исходили из того, что все законные методы нашего несогласия с расистскими идеями превосходства белых были запрещены законом» [7].

Следует заметить, что тактика вооруженных действий была избрана Манделой исходя из практических соображений и с целью избежать людских потерь и представить «лучшую надежду на отношения между расами в будущем», что проистекало из «наследия АНК — ненасилия и расовой гармонии» [8].

5 августа 1962 г. Манделу арестовали. В тот день он ехал в один из городов провинции Наталь под видом шофера белого хозяина. О его маршруте знал сотрудник ЦРУ США, работавший «под крышей» американского консульства в Дурбане. Он предложил южноафриканской полиции сведения о местонахождении Манделы в обмен на интересовавшие Вашингтон документы. Сделка состоялась. Наряду с Манделой были схвачены Уолтер Сисула, Гован Мбеки, Деннис Голдберг, Ахмед Катрад и несколько других видных деятелей освободительной борьбы. Всех их приговорили к пожизненному заключению на острове Роббен — самой мрачной тюрьме ЮАР, ныне превращенной в музей.

На протяжении 40 лет Организация Объединенных наций всеми силами боролась против апартеида, объявленного Генеральной Ассамблеей преступлением против человечества. Совет Безопасности, с 1960 г. регулярно обращавшийся к этой проблеме, расценил его как преступление против совести и достоинства человека.

Опираясь на мировую общественность, ООН приступила к поискам мирного решения конфликта. Мероприятия, направленные на достижение этой цели, включали дипломатическую, экономическую и военную изоляцию Южной Африки, выработку международных норм по отношению к апартеиду, оказание помощи его жертвам и освободительным движениям [9].

Расстрел в марте 1960 г. в Шарпевиле южноафриканской полицией мирных безоружных манифестантов ознаменовал собой крутой поворот в борьбе против апартеида. В 1962 г. был образован специальный орган, известный с 1974 г. как Специальный комитет против апартеида. Комитет стал играть активную роль в международной кампании против апартеида, официально объявленной ООН в

1966 г. Он призывал к разрыву торговых, культурных и спортивных связей с Южной Африкой и совместно с Центром против апартеида, созданным в 1976 г., сотрудничал с правительствами, межправительственными организациями, религиозными деятелями, студенческими и молодежными организациями в деле мобилизации общественного мнения для поддержки резолюций ООН против ап-партеида [10].

Для оказания помощи жертвам апартеида Генеральная Ассамблея учредила целевой фонд ООН для Южной Африки. Средства фонда формировались на основе добровольных пожертвований и предназначались для финансирования ассоциаций, оказывающих юридическую помощь жертвам апартеида и поддержку беженцам из Южной Африки. Двумя годами позднее была создана программа ООН по образованию и подготовке кадров для Южной Африки. Одной из целей этой программы являлось предоставление стипендий для обучения малоимущих студентов из Южной Африки и Намибии.

В 70-е гг. ООН прилагала все большие усилия, пытаясь убедить Южную Африку отказаться от системы апартеида. В 1977 г. Генеральная Ассамблея запретила Южной Африке участвовать в своих заседаниях и рекомендовала всем организациям и конференциям, действующим под эгидой ООН, последовать ее примеру. С этого времени Южная Африка фактически не участвовала в работе ООН. В ноябре 1977 г. Совет Безопасности сделал исторический шаг, объявив обязательным добровольное эмбарго на поставки оружия в Южную Африку, действовавшее с 1963 г. Объявленный Южной Африке бойкот в области культуры, спорта и образования, за соблюдением которого следила ООН, явился важным средством давления на правительство страны. В 1968 г. ООН призвала всех деятелей культуры соблюдать изоляцию Южной Африки. В 1988 г. было решено, что бойкот, формы которого были определены на симпозиуме в Афинах видными деятелями искусства и культуры, не будет распространяться на деятельность в данной области, а также в сфере образования, имеющую целью свержение апартеида, обогащение культуры угнетенных южноафриканцев и ускорение их освобождения.

Многие организации и специализированные учреждения ООН, такие, как ЮНЕСКО и Международная организация труда, сыграли важную роль в борьбе против апартеида. Комиссия по правам человека наблюдала за положением в Южной Африке и за соблюдением конвенций против расовой дискриминации и апартеида. Центр ООН по транснациональным корпорациям выявлял факты финансовой поддержки апартеида со стороны этих корпораций.

Таким образом, на протяжении многих лет ООН играл важную роль в объединении международных сил на борьбу против апартеида.

В период пребывания Н. Манделы в заключении его имя стало символом борьбы против апартеида, расовой дискриминации и угнетения в Южной Африке. Во всем мире развернулась мощная кампания за его освобождение. Он удостоился орденов и премий многих стран, был избран почетным членом ряда университетов, в том числе удостоен звания почетного доктора МГУ.

Интересно заметить, что руководство АНК серьезно рассматривало вопрос о возможности организации побега Нельсона Манделы из тюрьмы [11].

Здоровье Манделы значительно ухудшилось и его перевели в тюрьму Полсмор в окрестностях Претории. Власти не раз предлагали ему освободить его, если он отречется от революционной борьбы и поселится в Транскее. 10 февраля 1985 г., после очередного такого предложения он обратился к народу через свою дочь Зинзи, посетившую его накануне. «Мне дорога собственная свобода, но ваша свобода мне еще дороже, — заявил он. — Слишком многие погибли, пока я находился в тюрьме, слишком многие пострадали из-за любви к свободе. Я считаю себя обязанным их вдовам, сиротам, матерям и отцам, которые оплакивают их. Ваша и моя свободы неразделимы. Я вернусь».

В заключении Н. Мандела изучал философию, политэкономию, историю, язык африкаанс. В последние годы тюремщики запретили ему заниматься самообразованием, утверждая, будто он использует этот предлог для работы над мемуара-

ми. Он был прекрасно информирован о политических событиях в мире, много читал. Один из его любимых, близких ему по духу писателей — Лев Толстой. Заключенные называли Манделу Мадиба Мхлекази — Большой Вождь, многие советовались с ним по личным и юридическим вопросам.

Начало 80-х гг. характеризовалось качественными сдвигами в антирасистской деятельности в Южной Африке. Именно тогда правительство ЮАР предприняло ряд мер, направленных на реформирование системы государственного управления. В 1984 г. южноафриканское правительство инициировало создание трехпалатного парламента, в который стали допускаться лица азиатского происхождения и метисы.

ЮАР была и остается страной с высокоразвитой экономикой. На ее долю и сегодня приходится 40% промышленного потенциала Африки. Здесь была создана цивилизация самого высокого уровня: небоскребы, торговые центры, кинотеатры, рестораны, шикарные магазины, скоростные автострады, оборудованные по последнему слову техники заводы и фабрики. Но в политическом плане вся эта экономическая мощь была крайне уязвима. Апартеид разъедал государство изнутри. Бытовая расовая сегрегация исчезла сама по себе, и происходило это не из-за международных санкций. Апартеид пугал глав корпораций перспективой нарастающей нестабильности, а осуществила окончательный демонтаж системы группа трезвомыслящих политиков, осознавших, что система обречена.

Когда в июле 1988 г. Нельсону Манделе исполнилось 70 лет, многие государственные и общественные деятели различных стран мира направили ему свои поздравления — в их глазах он становился все более реальным кандидатом на роль будущего главы государства ЮАР.

Южноафриканское руководство стало осознавать это — они перевели Манделу из тюрьмы Полсмор в отдельный дом на территории тюремного комплекса Виктор Ферстер недалеко от Кейптауна: по существу режим заключения сменился на домашний арест.

К середине 80-х гг. наиболее дальновидные деятели южно-африканского большого бизнеса и представители правящих кругов пришли к пониманию того, что им придется допустить к участию в управлении страной африканское население. Ряд источников рассказывает о контактах, которые имел Н. Мандела в тюрьме с представителями правительства. С 1988 г. эти контакты приобрели регулярный характер, всего таких встреч состоялось 47 [12].

В феврале 1990 г. президент ЮАР Фредерик Де Клерк объявил в парламенте страны о легализации АНК и других движений, борющихся против апартеида, а также о реформах, задачей которых являлось создание в Южной Африке новой конституции, основанной на принципе справедливости. 11 февраля того же года после 27 лет тюремного заключения был освобожден Нельсон Мандела.

Он разочаровал тех, кто надеялся на соперничество в руководстве АНК. Мандела отмечал, что он «лояльный и дисциплинированный член Африканского национального конгресса, что он «согласен со всеми его принципами, стратегией и тактикой» [13].

5 июля он был избран президентом АНК, а с августа — главнокомандующим и главой Верховного совета. В июне было отменено чрезвычайное положение, упразднена цензура СМИ. Началось освобождение политзаключенных и возвращение на родину.

В июле 1991 г. был отменен закон о земле, закреплявший 87% территории страны за белыми и 13% за чернокожими, о раздельном проживании расовых групп и о регистрации населения по равному признаку.

Поначалу южноафриканская правящая верхушка питала иллюзии, что, отдав почти все, удастся сохранить главное — власть. Апартеид теперь выражался только в том, что черное население не имело права голоса. Допустить его к избирательным урнам при соотношении 25 млн. африканцев и 5 млн. белых для последних означало неизбежную утрату рычагов. Процесс ликвидации расового государства и замена его нерасовым был довольно длительным. В результате

комплекса факторов политического и военного давления со стороны освободительного движения, увеличивающейся международный изоляции, потребностью экономического развития — власти ЮАР стали проявлять готовность к тому, чтобы разделить власть с черным большинством населения страны.

Процессу становления нерасового государства в ЮАР предшествовали длительные переговоры о политическом урегулировании [14]. Ключевую роль в этих переговорах сыграли Н. Мандела и Ф. Де Клерк. В 1993 г. им была присуждена Нобелевская премия мира.

В мае 1994 г. прошли первые в стране нерасовые выборы. По их результатам было сформировано коалиционное Правительство национального единства (ПНЕ). Его состав явился отражением компромисса, достигнутого в ходе предшествовавших выборам переговоров между главными политическими силами страны, прежде всего АНК, до этого правящей Национальной партией (НП), а также региональной, зулусской по этническому составу Партией свободы Инката (ПСИ).

АНК победил в 7 провинциях из 9, набрав 63% голосов избирателей. Это позволило ему получить 252 места из 400 в Национальной ассамблее (нижней палате парламента страны) [15], соответственно, посты президента ЮАР (Нельсон Мандела) и первого вице-президента (Табо Мбеки). Представители Конгресса возглавили 18 из 27 министерств, включая министерства иностранных дел, обороны, безопасности, юстиции, транспорта, торговли и промышленности и др.

НП победила в провинции Западный Кейп (столица Кейптаун). Ее лидер, бывший президент ЮАР Ф. Де Клерк, стал вторым вице-президентом.

При вступлении на пост президента 10 мая 1994 г. Нельсон Мандела отмечал: «Из опыта невиданной человеческой трагедии, которая длилась столь долго, должно родиться общество, которым будет гордиться все человечество. Наши повседневные дела обычных южноафриканцев должны создать настоящую Южную Африку, которая усилит веру человечества в справедливость, укрепит его уверенность в благородстве человеческой души и еще раз укрепит все наши надежды на прекрасную жизнь для всех.

Пришло время лечить раны.

Пришло время строить мосты через пропасти, разделяющие нас. Пришла пора возводить мосты. Наступило время строить.

Мы наконец достигли нашего политического освобождения.

Мы обязуемся освободить весь наш народ от сохраняющихся уз бедности, лишений, страданий, дискриминации по половому и другим признакам.

Пусть будет справедливость для всех. Пусть будет мир для всех. Пусть будет работа, хлеб, вода и соль для всех.

Пусть каждый знает, что ум и душа каждого освобождены, чтобы он смог реализовать себя.

Никогда, никогда и еще раз никогда не будет так, чтобы наша прекрасная страна испытала угнетение одного человека другим и страдала от унижения, будучи изгоем мирового сообщества.

Солнце будет вечно сиять над столь славным достижением человечества.

Пусть правит свобода. Боже, благослови Африку» [16].

В мире политики добровольный уход с высшего поста государственной власти является исключением. В декабре 1997 г. Нельсон Мандела отказался выдвигать свою кандидатуру на пост президента АНК. Будучи в прекрасной физической форме, он объявил, что не собирается участвовать в президентских выборах 1999 г., определив преемником сына своего друга и соратника по АНК Гована Мбеки — опытного политика Табо Мбеки.

В канун 2000 г. Нельсон Мандела, уже передавший президентские полномочия своему преемнику Табо Мбеке, приехал на остров Роббен и зажег свечу в своей прежней одиночной камере. Журналистам, ожидавшим его на выходе, он сказал о том, что XX в. стал для него веком разочарований.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Long Walk to Freedom. The Autobiography of Nelson Mandela. — Z., 1994, p. 21.

2. Мандела H. Нет легкого пути к свободе. Статьи, речи и выступления / Пер. с англ. — М., 1968.

3. Мандела Н. Указ. соч., с. 216.

4. См.: Хартия свободы. «Все —даже свою жизнь». — М., 1987.

5. Мандела Н. Нет легкого пути к свободе. Статьи, речи и выступления на суде. — М., 1968; Mandela N. The Struggle is My Life. — L., 1978; Mandela N. Nelson Mandela Speaks. Speeches and Articles by Nelson Mandela. — South African Studies, 4, L. (б. г.).

6. «The Times», 1961, December 28.

7. Поляков А. Нельсон Мандела. Особый случай в политике // Эхо планеты, 1998, № 18.

8. Mandela N. Struggle is My Life. International Defence and Aid Fund. — L., 1986, p. 167.

9. ООН против апартеида. Под центром ООН против апартеида // Курьер ЮНЕСКО, 1992, апрель—май.

10. См.: там же.

11. См.: Шубин В.Г. Африканский национальный конгресс в годы подполья и вооруженной борьбы. — М., 1999.

12. Шубин Г.В. ЮАР: создание нерасового государства. — М., 1998, с. 23.

13. Sechaba, 1990, March, p. 10.

14. См.: Шубин Г.В. ЮАР: создание нерасового государства. — М., 1998.

15. Cape Times. 07.05.1994.

16. Text of President Nelson Mandela’s Inaugural Speech at the Union Buildings, 10th May, 1994, Retyped by SARDC.

NELSON MANDELA AND HIS ROLE IN CREATION OF NON-RACE STATE IN THE REPUBLIC OF SOUTH AFRICA

G.G. SOKOLOV

Russian Peoples’ Friendship University Miklukho-Maklay St., 6, 117198 Moscow, Russia

The article illuminates the life and activity of the outstanding South African political figure of Nelson Mandela.

His role in creafion of non-race state in the Republic of South Africa is revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.