www.volsu.ru
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
DOI: https://doi.org/ 10.15688/lp.jvolsu.2019.2.13
UDC 141.2 LBC 87.3(4/8)
AFRICAN PHILOSOPHY IN THE CONTEMPORARY WORLD
Chukwujekwu Ejike Sam-Festus
Peoples' Friendship University (RUDN University), Moscow, Russian Federation
Abstract. This author focuses on African philosophy issues, ideas and the major trends of its development in the contemporary world. The researcher emphasizes that one of the main trends in the development of African philosophy in the contemporary world is the search for African identity, ideas of African renaissance. The development of African philosophy in the early and mid 20th century had the immense influence of the anticolonial movement, which resulted in rapid development of socio-political movements. The article discusses the most influential of them, such as negritude, Pan-Africanism, African socialism, and others. The paper is of particular interest due to the fact that the countries of this continent have undergone a different path of development. From the very moment of the discovery of the continent, the states located in it were viewed and existed as colonies of European countries, i.e. they were ruled by the metropolis, which established its political and economic power. In addition to the negative impact of the metropolis it had a positive one. With the arrival of the Europeans European culture and values came, that ultimately led to the fight for independence. The article also discusses the major stages of European colonization of the 15th-19th centuries, also the difficulties and challenges in obtaining freedom from the metropolis, which became a new impetus for the development of philosophical views. Taking into account African identity and European culture and values, the significant role of the African Renaissance and socio-political teachings are considered as a way of developing African philosophy in the modern world. The author pays special attention to the African historiographic survey, to four periodization stages of African philosophy: (early period, second period, late period, and a new era). The researcher also presents traditional thought and suggestions of a typology of tendencies by African philosophers in modern African philosophy.
Key words: African philosophy, African idea, African identity, negritude, Pan-Africanism, ethnophilosophy.
УДК 141.2 ББК 87.3(4/8)
as
АФРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
о £
Чуквуджекву Еджике Сэм-Фестус
д Российский университет дружбы народов, г. Москва, Российская Федерация
о
§ Аннотация. В данной статье в центре внимания находятся проблемы африканской философии, идеи и « основные тенденции ее развития в современном мире. Подчеркивается, что одна из главных проблем в W развитии африканской философии - это поиск африканской идентичности, идеи африканского Возрожде-g ния. Развитие африканской философии в начале и середине ХХ в. оказало огромное влияние на антиколони-|| альное движение, что привело к быстрому развитию социально-политических движений. В статье рассмот-¡^ рены наиболее влиятельные из них, такие как негритюд, панафриканизм, африканский социализм, формиро-^ вавшиеся по мере осознания того уникального пути, который проходили страны этого континента. С момен-q та открытия материка африканские государства существовали и рассматривались как колонии европейских
стран, поскольку они находились под властью метрополий, которые и устанавливали свое политическое и экономическое доминирование. Влияние метрополии было амбивалентным. С приходом европейцев континент испытал вливание новых, чуждых типов культуры и ценностей, что в конечном счете привело к борьбе за независимость. Получение свободы от метрополии послужило новым толчком для развития философских воззрений уже с учетом африканской идентичности и европейских культурных ценностей. Значимую роль в развитии африканской философии играет африканское возрождение и общественно-политические учения, которым уделено особое внимание в данной статье.
Ключевые слова: африканская философия, африканская идея, африканская идентичность, негритюд, панафриканизм, этнофилософия.
Введение
У африканской философии богатая и разнообразная история, ее корни можно проследить начиная с культуры династического Египта и вплоть до формирования и развития крупнейших региональных философских традиций в Северной Африке, Западной Африке, Центральной Африке и Африканском Роге.
Если говорить об африканской философии в самом общем виде, ее можно определить как философию африканских народов, представляющую их мировоззрение с использованием совершенно различных и оригинальных методов философствования. Однако по преимуществу современные африканские философы занимаются определением этнокультурных параметров африканской философии и определением ее специфики, отличающей африканский тип философствования от других философских традиций [Гречко 1997].
I. Специфика африканской философии
Африканская философия имеет свой специфический объект изучения, связанный с объяснением проявлений телесной, духовной и душевной природы человека как во внешнем мире - природном и социокультурном, так и в мире внутреннем, личностном. Способы и методы осмысления проблем африканской философии кардинально отличаются от западной и восточной традиции. У философов Африки есть оригинальные трактовки категорий времени и пространства, отношений человека и общества [Сагадеев 1986; Философия 1987, 75-78].
Одним из главных разногласий при определении понятия «африканская философия» выступает собственно трактовка термина «африканская». Понимается ли под ней содер-
жание философии, либо используемые специфические методы, либо субъекты философствования и сообщества философов? Одни исследователи полагают, что философию можно считать африканской в случае, если в нее включены такие темы, как этничность в восприятии личности, времени, космоса и иных понятий, либо ею используются методы, которые можно определить как африканские [Ко-хановский, Яковлев (ред.) 2001]. Другая точка зрения представлена нигерийским философом Джозефом И. Оморебе, который сближает африканскую и классическую философию и определяет философа как человека, который предпринимает попытки понимания явлений мира и места человека в этом мире, цели существования личности и природы [МакитЬа 2007, 25].
Проблема формирования и развития африканской философии получила теоретическое оформление и стала целенаправленно обсуждаться начиная с Нового времени. Именно в эту эпоху развитие философии рассматривается как обогащение поля философских проблем, ее категориального аппарата. При этом в истории философии идея развития как поступательности оспаривается некоторыми учеными (прежде всего в философии постмодернизма), в связи с чем предлагаются иные схемы и модели осознания генезиса историко-философского процесса. В частности, предложена концепция нелинейного развития, в которой последовательность философских систем не отражает поступательного хода философской мысли, поскольку эти системы имеют самодовлеющее значение, не устаревают и не обновляются.
Данное положение часто использовалось для разделения и противопоставления развитых и неразвитых философских систем, в частности западных и восточных. Например,
категории субъекта, субъект-объектного отношения возникают в самой европейской классической философии на достаточно позднем этапе ее развития и тем самым свидетельствуют о ее зрелости. Однако, например, в китайской или индийской философии они не могут быть сформулированы в принципе, так как центральной идеей этих философских систем является идея единства человека и мира.
Практически то же можно сказать и о становлении африканской философии. На ее развитие в начале и середине ХХ в. оказало огромное влияние антиколониальное движение, результатом чего стал резонанс как на африканском континенте, так и в целом во всемирном историко-философском процессе [МакитЬа 2007, 25].
Развитие африканской философии во многом связано с так называемым африканским Возрождением.
II. Африканское Возрождение в философии
Возрождение африканского континента -это не только физическое или материальное возрождение, но и духовное и психологическое возрождение. Это - духовная трансформация, осознание африканской идентичности, ее оснований, способов мышления и понимания мира, культуры взаимоотношений и мировоззрения. Одной из главных особенностей этих процессов является то, что они происходят в динамично развивающемся и глобализирующемся мире.
Как правило, понятие Возрождения (или Ренессанса) принято относить к развитию западно-европейской философии Х1У-ХУИ вв., хотя сходные этапы наблюдались и в других культурах, в том числе и на Востоке (мусульманский Ренессанс). Разные исследователи вкладывают в это понятие различное содержание, но три характерные черты культур ре-нессансного типа отмечают практически все исследователи.
Ренессанс - это возрождение античных наук и искусств. Важнейшей чертой ренессан-сных культур принято считать их светскую, антиклерикальную направленность и в тесной связи с этим развитие рационализма в философии и науке. И наконец, для Ренессанса ха-
рактерно выдвижение человеческой личности или индивидуума в качестве центра мироздания, вследствие чего говорят о гуманизме и реализме, присущим данной эпохе [Лосев 1982, 49-79].
Практически все эти черты ренессансных процессов можно наблюдать и в африканском Возрождении. Их специфика нашла отражение в поисках истоков африканской философии, в поисках ее древнеегипетских корней и их влиянии на развитие древнегреческой философии, а также в развитии концепции африканской философии как этнофилософии.
Большую часть литературы об африканской философии принято начинать с обсуждения вопроса о природе самой африканской философии. Африканский континент имеет два основных региона с очень разной политической и культурной историей: Северная Африка и Африка к югу от Сахары. Североафриканские философы внесли значительный вклад в развитие греческой, еврейской, исламской и христианской философии и оставили много письменных произведений на нескольких языках. В Африке к югу от Сахары в эпоху зарождения философствования не было письменности и священных книг. Насчитывается около трех тысяч различных племенных групп в Африке к югу от Сахары, каждая со своей собственной системой убеждений, языком и культурными традициями. Многие группы имеют сходные представления и традиции, но нет единой веры или идеи, которые можно считать распространенными повсеместно в Африке. Из-за отсутствия письменных текстов понять такой набор верований можно двумя способами: путем изучения религий и культур различных народов, а также путем изучения их устной истории и фольклора, которые повторяются из поколения в поколение.
Вторая тенденция нашла свое яркое воплощение в религиозном и политическом ренессансе. Политики и ученые обсуждают, в сущности, одни и те же проблемы: «Различие между "цивилизацией" и "христианством", с одной стороны, и "примитивизмом" и "язычеством" - с другой, и методы "эволюции" или "перехода" от первой стадии развития ко второй... Оба дискурса суть идеологическое объяснение принудительного вовлечения африканцев в новую историческую формацию.
В основе своей они являются редукционистскими. Оба дискурса не столько обсуждают проблемы Африки и африканцев, сколько оправдывают процесс освоения и завоевания континента и определения его первобытным и пребывающим в состоянии хаоса, а также последующие средства его эксплуатации и методы его "возрождения"» [Mudimbe 1994, 235].
Важнейшим фактором европейской колонизации являлось миссионерство, оказавшее громадное культурное влияние на африканцев. С XV по XIX в. три основные фигуры определяли формы и темпы освоения, колонизации и преобразования «черного континента»: исследователь, солдат и миссионер. Последний выступал знаком и символом новой культурной модели. Миссионеры выполняли «божественную» миссию, предписанную папскими буллами: искоренять язычество и распространять христианство во всех открытых землях.
Очевидно, что идеи всеобщего африканского Возрождения - это вполне закономерная реакция на процессы мировой глобализации, которые в настоящих условиях пока еще остаются невоплощенными. Для африканского континента реализация концепции Ренессанса по своей значимости и масштабу могла бы стать главным событием XXI столетия. Воплощение идей самоопределения, уход от колониального прошлого, несомненно, обусловливают нужный вектор развития как в политической, так и социальной сферах жизни Африки. Однако в целом концепция Возрождения континента, к сожалению, пока остается лишь желаемым феноменом, нежели действительным.
III. Основные тенденции развития современной африканской философии
Особый интерес к африканской философии объясняется тем, что страны этого континента прошли отличный от других путь развития. С самого момента открытия материка государства, расположенные на нем, рассматривались и существовали как колонии европейских стран, то есть они находились под властью метрополии, которая и устанавливала свою политическую и экономическую власть. С приходом европейцев пришли и ев-
ропейские культура и ценности, что в конечном итоге и привело к войне за независимость. Получение свободы от метрополии стало новым толчком для развития философских воззрений уже с учетом как африканской идентичности, так и европейских культуры и ценностей. При этом поиск африканской идентичности остается одной из главных тенденций в развитии африканской философии в современном мире.
Выявление тенденций развития современной африканской философии - сложная задача. Исследование африканской философии включает на настоящий момент четыре периода:
1. Ранний период (1920-1960 гг.).
2. Средний период (1960-1980 гг.).
3. Поздний период (1980-1990 гг.).
4. Новая эра (с 1990 г. - по настоящее время).
Ранний период развития африканской философии связан с разработкой учений, направленных на извлечение и восстановление африканской самобытности. Наибольшее распространение получили этнофилософия и школа, основанная на идеях национализма. Второй период вошел в историю под названием афро-конструктивизм и афро-деконструкция. Этот период ознаменован соперничеством школ «традиционалистов» и «универсалов».
Поздний период африканской философии предвещает появление движений, которые можно назвать реконструкцией критической теологии и афро-эклектики. В центре внимания новой эры стала разговорная философия. Разговорная философия определяет активное участие отдельных африканских философов в создании критического повествования путем привлечения элементов традиции. Это свидетельствует о постмодернизации африканской философии.
Поиск африканской идентичности, ее корней и специфики заметно усилился с обретением африканскими странами независимости. Идеи самобытности африканской цивилизации инициировали целый ряд общественно-политических течений, таких как панафриканизм, негритюд, африканский социализм, африканский гуманизм, афроцент-ризм, которые оказали серьезное влияние на африканскую жизнь. Новым мощным стиму-
лом активизации усилий африканских ученых и политиков в этом направлении стала идея описанного выше африканского Возрождения [Колесников 2008].
Появление множества общественно-политических концепций можно назвать второй важной тенденцией развития африканской философии в современном мире. Это также является важнейшей частью деконструкции идеи Африки. В своем нынешнем виде идея Африки образует сложную конструкцию, «состоящую из различных и часто противоречивых ингредиентов: африканской традиции, ислама, наследия колонизации и христианства... В своих прикладных проявлениях эта идея -продукт сложных и постоянно обновляющихся гипотез и взаимодействий между многозначными понятиями расы, этноса, нации, индивида и человечества и теми, кто использует, трактует или применяет на практике эти термины. Эта идея определяется сложной системой интеллектуального опыта, в котором можно выбирать и подчеркивать одни аспекты и, сознательно или случайно, забывать или, по меньшей мере, минимизировать другие аспекты» [Mudimbe 1994].
Обратимся к позиции кенийского философа Одера Орука [Огика 1990], который, дополнив традиционную мысль, предложил типологию тенденций в современной африканской философии. Так, он выделил следующие тенденции:
1) этнофилософия;
2) философская проницательность;
3) националистически-идеологическая философия;
4) профессиональная философия.
В дальнейшем Орука добавил следующие типы:
5) герменевтическая философия;
6) художественная, или литературная, философия.
По мнению Орука, последняя означает не только философские рефлексии, самопроизвольно время от времени вырастающие из творческого духа современной Африки, примером чему может служить работа «Миф, литература и африканский мир» Воле Шойин-ки ^оутка 2000], но также и неявную философию, скрытую в поэмах, пьесах, романах и других художественных произведениях.
Орука в своей типологии символизирует смысл ценности интенсивного взаимодействия между профессиональной философией, с одной стороны, искусством и литературой, с другой, как источников интеллектуального богатства. Такой способ является относительно новым для (большинства) Африки, показывающим, что африканская философия должна осуществляться самими африканцами и применяться (возможно, и не только) к проблемам африканских стран (М. Тоува).
Герменевтический подход к африканской философии представлен Т. Серекеберханом, О. Около, Ф. Фаноном, Л. Харрисоном, Л. Ут-лавом и В.Ю. Мудимбе, где в качестве отправной точки принят живой опыт, так как жизнь африканцев полна попыток преодолеть последствия культурного и экономического империализма Европы.
Таким образом, главная цель африканской философии, по мнению представителей герменевтического подхода, заключается в достижении освобождения от травм, нанесенных европейской гегемонией. Традиционные верования и устный дискурс ценны не только сами по себе, но и по отношению к тому вкладу, который они вносят в это освобождение [Корнеев 2002].
Заключение
Вовлечение народов Африки в процессы глобализации выявило новые проблемы африканской философии. Прежде всего, это - проблемы понимания и интерпретации. Многообразие языков на континенте (в одном населенном пункте могут говорить на нескольких диалектах) закономерно выдвигает вопрос о понимании владельцем одного языка (зулу, хауса, га) особенностей другого (коса, йоруба, акан). Следующие трудности становления африканского дискурса связаны с переносом новых методов исследования и их адаптации применительно к африканским условиям.
Становление гуманистических ценностей и идеалов в приемлемой для глобального человечества форме происходит в разных видах. Может сложиться неверное впечатление, что главную роль в этом процессе играют политики, государственные политические деятели, общаясь на международном уровне. Од-
нако формирование общезначимых ценностей является объективным культурно-историческим процессом. Рефлексивную роль в этом процессе выполняют ценностные формы сознания - философия, религия, искусство. Особая роль философии заключается в том, что она способна на рациональном уровне рефлексировать по поводу универсалий культуры и их эксплицировать в явном виде.
Африканцы (как живущие в Африке, так и за ее пределами) активно работают и вносят свой заметный вклад в развитие различных сфер современной культуры и нации. Однако для европоцентристской африканистики африканец по-прежнему остается «неисторическим, дологическим и архаичным элементом человеческой эволюции» [ОЬе^а 2001].
Известный африканский философ П. Ха-унтонджи провозгласил, что настоящая глобализация еще не состоялась. То, что сейчас называют глобальным обществом, есть в действительности лишь вызванный новым колониальным режимом европейского империализма значительный дисбаланс и неравенство культур. Современная глобализация представляет собой лишь историческую форму европейских завоеваний, но уже расширенную за счет покорения западной цивилизацией других неевропейских культур [Корнеев 2002].
Создание единого глобального мира, который опирается в своем развитии на незападные культурные установки и ценности, составляет реальную альтернативу существующей глобализации [Фанон 2003, Чистякова 2010]. С момента рождения африканской истории и философии как научных дисциплин четко прослеживается их главная линия - стремление подчеркнуть свою особость и самостоятельность. Именно в этом русле и должна развиваться африканская философия в дальнейшем.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
Гречко 1997 - Гречко П.К. Африканская философия: проблема автора // Африка в меняющемся мире. М.: Ин-т Африки РАН, 1997. Колесников 2008 - Колесников А.С. Африканская философия в поисках идентичности // Хора. 2008. №> 2. С. 4-29. Корнеев 2002 - Корнеев М.Я. Новые штрихи в образе африканской философии (по материа-
лам журнала «Philosophy East and West» за 90-е годы ХХ века) // Размышления о философии на перекрестке второго и третьего тысячелетий. Вып. 11. К 75-летию проф. М.Я. Кор-неева. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. (Серия «Мыслители»). C. 252-255.
Кохановский, Яковлев (ред.) 2001 - Кохановс-кий В.П., Яковлев В.П. (ред.). История философии. Ростов н/Д: Феникс, 2001. Гл. 4. Современная африканская философия. С. 50-56.
Лосев 1982 - Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. Гл. 1. Основные принципы. С. 49-79.
Сагадеев 1986 - Сагадеев А.В. Между логосом и мифом: проблемы африканской философии // Философское наследие народов Востока и современность. М.: Наука, 1983. С. 157-180.
Фанон 2003 - Фанон Ф. О насилии. Отрывки из книги «Весь мир голодных и рабов» // Цветков А. В. (сост.). Антология современного анархизма и левого радикализма. Т. 2. М.: УльтраКультура, 2003.
Философия 1987 - Философия // Громыко А.А. (ред.). Африка: энцикл. справ. В 2 т. Т. 2. М.: Сов. энцикл., 1987. С. 75-78.
Чистякова 2010 - Чистякова О.В. Проблемы этнокультурной политики в «национализирующемся» государстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2010. №№ 4. С. 5-12.
Makumba 2007 - Makumba M.M. An Introduction to African Philosophy: Past and Present. Nairobi: Paulines Publications Africa, 2007 [Морис Му-хатия Макумба. Введение в африканскую философию: прошлое и настоящее. Найроби, 2007].
Mudimbe 1994 - Mudimbe V.Yu. The Idea of Africa. Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press; London: James Currey, 1994 [Мудимбе В.Ю. Идея Африки. Блумингтон и Индианаполис: Университет Индианы; Лондон: Джеймс Керри, 1994].
Obenga 2001 - Obenga T. Le sens de la lutte contre l'africanisme eurocentriste. Paris: Khepera/ L'Harmattan, 2001 [Обенга Т. Смысл борьбы с ев-роцентристским африканизмом. Париж, 2001].
Oruka 1990 - Oruka H. Odera. Trends in contemporary African philosophy. Nayrobi: Shirikon, 1990 [Орука Н.О. Тенденции современной африканской философии. Найроби, 1990].
Soyinka 2000 - Soyinka W. Myth, Literature and the African World [Repr.]. Cambridge [etc.]: Cambridge univ. press, 2000 [Шойинка Воле. Миф, литература и африканский мир. Кембридж, 2000].
REFERENCES
Grechko P.K. African philosophy: the problem of the author. Africa in a changing world. Moscow, Institute for African studies Russian Academy of Sciences, 1997.
Kolesnikov A.S. African philosophy in search of identity. Chora, 2008, no. 2, pp. 4-29.
Korneev M.Ya. New strokes in the image of African philosophy (according to the materials of the journal "Philosophy East and West" for the 1990s). Reflections on philosophy at the crossroads of the second and third millennia. To the 75th anniversary of Professor M.Ya. Korneev. Saint Petersburg, 2002, pp. 252-255.
Kokhanovsky V., Yakovlev V. (eds.). History of philosophy. Rostov-on-don, Phoenix, 2001. Ch. 4. Modern African philosophy, pp. 50-56.
Losev A.F. Aesthetics of the Renaissance. Moscow, Thought, 1982. Ch. 1. Basic principles, pp. 49-79.
Sagadeev A.V. Between logos and myth: problems of African philosophy. Philosophical heritage of the peoples of the East and modernity. Moscow, Science, 1983, pp. 157-180.
Fanon F. On violence. Excerpts from the book «The Whole world hungry and slaves». Tsvetkov A.V (comp.). Anthology of modern anarchism and left radicalism. Vol. 2. Moscow, UltraCulture, 2003.
Philosophy. Gromyko A.A. (ed.). Africa: encyclopedic guide. In 2 Volumes. Vol. 2. Moscow, Soviet encyclopedia, 1987, pp. 75-78.
Chistyakova O.V. Problems of Ethnocultural politics in the "nationalizing state". RUDN Journal of Philosophy, 2010, no. 4, pp. 5-12.
Maurice Muhatia Makumba. An Introduction to African Philosophy: Past and Present. Nairobi, Paulines Publications Africa, 2007.
Mudimbe V.Yu. The Idea of Africa. Bloomington and Indianapolis, Indiana University Press; London, James Currey, 1994.
Obenga Theophile. The meaning of the fight against Afrocentrism and Eurocentrism. Paris, Khepera/ Library Harmattan, 2001.
Oruka H. Odera. Trends in contemporary African philosophy. Nayrobi, Shirikon, 1990.
Soyinka Wole. Myth. Literature and the African World [Repr.]. Cambridge [etc.], Cambridge univ. press, 2000.
Information about the Author
Chukwujekwu Ejike Sam-Festus, Postgraduate Student, Department of History of Philosophy, Peoples' Friendship University (RUDN University), Miklukho-Maklaya St., 6 , 117198 Moscow, Russian Federation, [email protected], https ://orcid.org/0000-0002-1006-3561
Информация об авторе
Чуквуджекву Еджике Сэм-Фестус, аспирант кафедры истории философии, Российский университет дружбы народов, ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 г. Москва, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1006-3561