_2004.02.034. МОР, МАБОГО П. АФРИКАНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ: ПОЛИТИКА ВОЗВРАТА.
MORE, MABOGO P. African Renaissance: the politics of return // Afr. j. of polit. science. - Harare, 2002. - Vol.7, N2. - P.61-80.
Автор (университет Дурбана, ЮАР) полагает, что идея африканского возрождения вновь оказалась в центре общественнополитической мысли современной Африки во многом благодаря президенту ЮАР Табо Мбеки, который открыто объявил себя приверженцем этой идеи, выступая в парламенте 8 мая 1996 г. по случаю принятия конституции. Его знаменитая фраза «Я - африканец» стала девизом пропагандистов африканского возрождения. При этом Мбеки стремился представить африкан-скость не в расовом и не в этническом аспекте, а как новую идентичность в культурном и многорасовом южноафриканском обществе, состоящем из африканцев, белых и цветных и метафорически определяемом как «многоцветная нация» (rainbow nation). В то же время Мбеки подчеркивает, что африканцы являются движущей силой в создании такого общества.
Идея возрождения и укрепления африканской идентичности, трактуемая как политика возврата к истокам, вызвала много-численные и противоречивые оценки как в Африке, так и за ее пределами. Мор выделяет два направления: афропессимистическое и прогрессивно-освободительное. Афропессимисты трактуют политику возврата к истокам как регресс, как возвращение к «природному состоянию» по Гоббсу, когда шла война всех против всех, отсутствовали закон, мораль, гражданское общество. Такое «природное состояние», по мнению афропессими-стов, было характерно для доколониальной Африки и служило важным аргументом для европейской колонизации, которая рассматривалась как цивилизаторская миссия, принесшая в Африку мораль, культуру, закон и порядок, основы гражданского общества. Прекращение колониального правления интерпретируется как конец модернизации, а установление африканских режимов оценивается как реальная угроза (во многих случаях становящаяся реальностью) возвращения к прежнему «природному состоянию». Такая точка зрения, считает автор, отражает «западные искаженные представления об Африке и африканцах, обусловленные идеологическими и политическими мотивами и стремлением остановить и затормозить преобразовательную практику» (с.62).
Другая точка зрения (с которой солидаризируется Мор) характеризует концепцию африканского возрождения как духовную деколониза-
цию, имеющую своей целью восстановить и реконструировать африканскую идентичность в соответствии с требованиями современности. Чтобы увековечить свое господство, колонизаторы, по словам Т.Мбеки, «стремились поработить африканский ум и разрушить африканскую душу». Поэтому африканское возрождение призвано сформировать у африканцев «новое мышление», новое самосознание. Африканское возрождение - это не «возврат» к исконной «истине» или некой неискаженной «африканской первооснове», а активизация жизненных и творческих сил африканцев для преобразования их жизни (с.75).
Важным фактором африканского возрождения является обращение к африканской истории и ее переосмысление, восстановление исторического сознания, выявление особенностей африканской цивилизации, ее творческих свершений, ценностей, социальных и политических институтов и норм, которые могут быть использованы в современных условиях. «Началом нашего возрождения, - утверждает Т.Мбеки, - должно стать раскрепощение нашей плененной души и осознание великих творческих достижений африканцев, свидетельством которых являются пирамиды и сфинксы Египта, каменные сооружения Аксума, руины Карфагена и Зимбабве, наскальная живопись, бенинская бронза» (с.72). Обращение к своим собственным истокам помогает преодолевать колониальный синдром и развивать современную культуру. «Возврат к истокам - необходимый путь к обретению африканского достоинства и идентичности и восстановлению историчности Африки и африканцев» (с.73). Прослеживается сходство в использовании исторического и культурного наследия в африканском и европейском возрождении. Деятели европейского возрождения в своем стремлении преодолеть мрачное средневековье обратились к культурному наследию античности.
Идея африканского возрождения не нова, она имеет длительную историю в африканской общественно-политической мысли. Ее истоки восходят к панафриканизму. Эта идея резко активизируется и развивается в период антиколониальной борьбы и становления независимых государств в рамках таких концепций, как консьенсизм, негритюд, уджамаа, африканский гуманизм, черное сознание, афроцентризм. В настоящее время ее взяла на вооружение африканская философия. Таким образом, идея африканского возрождения остается востребованной. Время вносит в нее те или иные коррективы, но базовые компоненты остаются неизменными, поскольку главные проблемы развития Африки пока не решены.
Ю.И.Комар