Научная статья на тему '2002. 02. 028. Атиено-одиамбо Е. С. Новый взгляд на "неис-торические народы": африканские историографии. Atieno-odhiambo E. S. re-introducing the "people without history": African historiographies // an assessment of twentieth century historiography. Stockholm, 2000. Р. 149174'

2002. 02. 028. Атиено-одиамбо Е. С. Новый взгляд на "неис-торические народы": африканские историографии. Atieno-odhiambo E. S. re-introducing the "people without history": African historiographies // an assessment of twentieth century historiography. Stockholm, 2000. Р. 149174 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
47
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КЫРГЫЗСТАН / ИСТОРИОГРАФИЯ АФРИКАНСКАЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В АФРИКАНСКИХ СТРАНАХ / ПЕРЕХОД К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ КЫРГЫЗСТАН / АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ ИСТОРИОГРАФИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 02. 028. Атиено-одиамбо Е. С. Новый взгляд на "неис-торические народы": африканские историографии. Atieno-odhiambo E. S. re-introducing the "people without history": African historiographies // an assessment of twentieth century historiography. Stockholm, 2000. Р. 149174»

ИСТОРИЯ

2002.02.028. АТИЕНО-ОДИАМБО Е.С. НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА «НЕИСТОРИЧЕСКИЕ НАРОДЫ»: АФРИКАНСКИЕ ИСТОРИОГРАФИИ. ATIENO-ODHIAMBO E.S. Re-introducing the «People without history»: African historiographies // An assessment of twentieth century historiography. - Stockholm, 2000. - Р. 149-174.

Доколониальная африканская историография использовала устные и письменные источники. Устная традиция включала в себя мифы, легенды, эпос, поэзию, притчи. Основная тема - это история правящих династий или отдельных кланов в обществах, не имеющих своей государственности.

В сфере письменных источников существуют три различных историографических направления. 1. Огромный корпус мусульманских источников, датируемых VIII-XV вв. и принадлежащих перу исламских миссионеров, путешественников и ученых. Среди них особое значение имеют работы Аль-Масуди, Аль-Бакри, Аль-Идриси, Ибн Батуты, Ибн Халдуна и Аль-Ваззана.

В XVI-XVII в. в Африке создаются местные исламские научные школы. С появлением таких работ, как «Тарик аль Судан» аль Сади из Тимбукту (1665), «Тарик аль Фатташ» и «Тарик Май Идрис» Имама Ахмада Ибн Фартува (1664), эти школы заняли ведущее положение в африканской историографии. В XVIII в. формируется суахильская исламская научная школа, в рамках которой разрабатывалась история городов-государств Восточной Африки. Аналогичная школа возникает в зоне расселения хауса в Западной Африке.

2. Обширное собрание письменных источников, включающее отчеты европейских торговцев и путешественников (начиная с ХV в.).

3. Труды ученых из африканской диаспоры в Америке (начиная с Олауда Эквиано в конце ХУШ в., Э.В.Блайдена в ХК в. и Д.У.Дюбуа, Л.Хансберри и других - в ХХ в.). Это направление противостояло европейской историографии и прославляло африканское историко-культурное наследие. Его придерживается современная американская афроцентрист-ская школа, возглавляемая М.К.Асанте. В самой Африке в том же русле находятся работы Шейха Анта Диопа, пытавшегося доказать африканское происхождение древнеегипетской цивилизации.

Колониальная историография исходит из представления о превосходстве европейцев и об их цивилизаторской миссии в Африке. В ее

трактовке европейцы - главные действующие лица в Африке с момента ее «открытия», исследования и завоевания. Африканцы изображаются статичными и примитивными, пассивными реципиентами европейского прогресса. Художественные достижения Африки, ее исторические памятники, ее политические образования приписывались хамитским завоевателям. «Хамитская теория» использовалась повсюду: ею объясняли как мифологическую космогонию йоруба, так и процветание городской цивилизации в Восточной Африке. «История служила идеологическим оправданием господства Европы в Африке» (с. 151).

Национально-освободительное движение разрушало представление об африканцах как «народах, не имеющих истории». С образованием независимых африканских государств рождается постколониальная историография. Ее главная цель - отделить историю европейцев в Африке от истории африканских народов и написать ее с «африканской точки зрения» (с. 151). Приоритетная тема исторических исследований в этот период - борьба африканских народов с угнетением. Националистический период в постколониальной африканской историографии был недолог. В начале 70-х годов его вытесняет марксистский подход, выдвигающий на первый план классовый анализ. Радикалы считали главной движущей силой исторического процесса политическую власть и экономические императивы. Они исследовали историю африканской бедности в контексте мирового капитализма.

Созданные накануне независимости в различных странах Африки университеты западного типа стали институционной базой становления африканской историографии и подготовки национальных кадров. Места на исторических кафедрах заняли африканские профессора, получившие образование в Европе и США. Ядром программ по истории стало изучение африканской, а не европейской истории. За 20 с лишним лет в африканских университетах были защищены свыше 6 тыс. диссертаций по истории Африки (с. 153).

Крупнейшим методологическим прорывом в изучении африканской истории стала разработка методов анализа устной традиции как важнейшего исторического источника. Основополагающую роль в исследовании этой проблемы сыграли работы Я.Вансины. Использование устных источников позволило воссоздать историю многих африканских народов и племен. Серьезным достижением африканских историков является разработка относительной хронологии на основе сравнительных данных устной традиции, письменных источников, археологии, истори-

ческой лингвистики, лунных и солнечных затмений. Новые подходы позволили значительно расширить временные рамки истории.

В начальный период становления африканской историографии ключевыми проблемами в дискуссиях историков стали вопросы происхождения древних цивилизаций, распространения обработки железа, миграций и расселения банту.

В начале 70-х годов оформляется специализация африканских исторических исследований. Работа П.Куртина по атлантической работорговле и ее влиянии на экономику, демографию и дальнейшее развитие Африки (1969) породила серию публикаций по этой проблематике. Под влиянием марксистской идеологии создаются многочисленные работы по истории наемного труда и формирования африканского рабочего класса. Параллельно развивается африканское крестьяноведение. В особое направление оформилось изучение религий: распространение христианства, миссионерская деятельность, возникновение независимых афрохри-стианских церквей, традиционных африканских религий. В 90-е годы основное внимание уделяется социальной и культурной роли христианства в Африке и процессам аккультурации снизу: каким образом африканцы усваивают символы, ритуалы и идеи христианства.

Под влиянием глобального феминистского движения в Африке в последние годы появляются многочисленные работы по женскому вопросу, подчеркивающие роль женщин во всех сферах общественной жизни африканских обществ.

Набирает силу изучение экологии, играющей значительную роль в жизни африканских обществ. Исследования показывают, что в доколониальную эпоху африканское население умело поддерживать равновесие со средой обитания. Европейская колонизация с ее политикой принудительных поселений, рекрутирования рабочей силы, интенсивной эксплуатации природных ресурсов, создания громадных заповедников подорвала эти гармоничные отношения и нанесла огромный ущерб и местному населению и природным ресурсам.

Постепенно в Африке сложились региональные исторические школы. Возникновение ибаданской школы в 50-х годах связано с именами К.Дике и С.Биобаку. Основными темами историков этой школы были торговля, политика, деятельность миссионеров, исламские революции, рождение нигерийского государства. С созданием новых университетов в Нигерии влияние ибаданской школы распространялось на новые кампусы. Главное противостояние влиянию ибаданской школы исходило от

исламских легитимистов, обосновавшихся в университете Ахмаду Белло на севере Нигерии (Кано и Зария).

Дакарская школа находится под влиянием французских научных традиций и приоритетов. В 50-е годы ее представляли такие известные историки, как Шейх Анта Диоп и Дж.Ки-Зербо, в 60-е годы - Дж.Т.Ниане. В этот период их главные научные интересы сосредоточивались на теме политической истории национализма. В 70-е годы новое поколение историков -С.М.Сиссоко, Б.Барри, М.Диуф и Р.Фалл - сконцентрировалось на проблемах слаборазвитости и зависимости.

В Восточной Африке сформировались: кенийская историческая школа во главе с Б.Оготом, которая, используя устную традицию, воссоздала историю народов Восточной Африки, не имевших своей государственности; дар-эс-саламская школа, которую возглавил Т.Рэнджер. В центре внимания обеих школ была история сопротивления колониализму и национализму.

Эти проблемы националистическая историография рассматривала с точки зрения теории модернизации и подчеркивала ведущую роль формирующихся африканских элит и возникающих политических партий западного типа. Историки-радикалы под влиянием марксизма, теории слаборазвитости и работ Ф.Фанона и К.Нкрумы критиковали политику африканской элиты и подчеркивали определяющую роль крестьян и рабочих в антиколониальной борьбе и в политической истории независимых африканских государств.

В Южной Африке до недавнего времени доминировала ортодоксальная колониалистская историография. Ведущий историк XIX в. Дж.М.Тил поддерживал идею о превосходстве белой расы и неполноценности черной расы и оправдывал белую колонизацию страны, считая африканское население также иммигрантами. Африканцы вели постоянную борьбу между собой, поэтому приход европейцев трактовался как умиротворение страны. Тил оправдывал сегрегационную политику властей.

Либеральные традиции в южноафриканской историографии связаны с У.М.Макмилланом (1920-е годы). Он осуждал политику сегрегации и утверждал холистический подход к истории ЮАР, равноправным участником которой является все население страны. Макмиллан признавал, что африканцы менее цивилизованы, но он отрицал имманентный и постоянный характер расовых различий и ратовал за создание единого южноафриканского общества. Макмиллан был первым южноафрикан-

ским историком, который призывал к изучению повседневной жизни народа, его занятий, социальной организации и культуры.

Большой вехой в южноафриканской историографии было издание в конце 60-х годов «Оксфордской истории Южной Африки». Впервые история африканского населения была включена в общую южноафриканскую историю.

Под влиянием марксистских идей в 70-е в ЮАР сформировалась ревизионистская историография (Ш.Маркс, С.Трапидо, М.Легассик, Д.О'Мира, Ч. ван Онселен, К.Банди, Ф.Джонстон, Х.Волпе). Методологической основой их работ стали теория способов производства, классовый анализ, центральная роль государства, структурная связь между капитализмом и государством апартеида. Представители нового течения в южноафриканской историографии расширили обычную проблематику марксистских исследований начала 70-х годов, включив в круг своих интересов изучение социальных групп населения, обычно «скрытых от истории», - маргиналов, женщин, молодежи, сельских жителей и других аналогичных слоев, анализируя их сознание, культуру выживания, противостояния и сопротивления. Историки-ревизионисты стремились разработать концепцию истории «альтернативную либеральной и позитивистской традиции 50-х и 60-х годов» (с.164).

К сожалению, ревизионистское поколение историков не подготовило профессиональных историков - коренных африканцев с тем, чтобы «они смогли привнести свое видение собственной истории» (с. 164).

В 80-е годы марксистская историография вытесняется новым историографическим течением, инициируемым Историческим обществом Витватерсрандского университета. Кредо этого общества - приверженность к народной истории и междисциплинарный метод исследований: показать роль простых людей в историческом процессе путем изучения народной жизни и культуры и народного сознания. Общество периодически проводит конференции и издает многочисленные монографии. Кроме того, оно ведет активную популяризаторскую работу, публикуя брошюры и статьи на исторические темы, организуя культурные фестивали и конференции учителей истории, готовя телевизионные исторические передачи.

С приходом к власти в ЮАР африканского правительства роль истории значительно уменьшилась. Ее изучение растворяется в общей массе социальных исследований. Интерес студентов к гуманитарным наукам, в том числе к истории, падает, возрастает престиж технических и

естественных наук. «Народ хочет забыть страдания апартеидного прошлого; молодые студенты-африканеры отмежевываются от грехов своих отцов, заявляя президенту Т.Мбеки, что прошлое - это другая страна» (с.166).

Важным показателем профессиональной зрелости африканских историков является создание ими национальных исторических ассоциаций в Нигерии, Кении, Танзании и в 1999 г. в ЮАР. Эти ассоциации издают свои журналы и готовят школьные учебники по истории.

Наряду с профессиональными историками в Африке активно работали и работают историки-любители и краеведы. Они собирают и обрабатывают устные традиции и на этой основе восстанавливают историю своих народов, политических образований, отдельных кланов, городов, деревень и общин. С распространением грамотности они публикуют свои изыскания, часто на местных языках. Так возникает местная народная историография. Основоположниками этого исторического жанра в начале ХХ в. были Аполо Кагва в Восточной Африке и Сэмюэл Джонсон в Западной Африке. А.Кагва заложил основы историографии ганда, а С.Джонсон - йоруба. Их работы оказали значительное влияние на западных историков, антропологов, этнологов и религиоведов, работавших в этих регионах спустя 50 лет. Народная историография способствует сохранению культурно-исторических традиций крупных этносов (например, манде и луо), в колониальный период разделенных между разными государствами, но сохраняющих культурное единство. Это создает объективную основу для написания региональных историй. Народная историография пользуется поддержкой местного населения и расширяет горизонты исторического знания.

Ю.И.Комар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.