Научная статья на тему '2016. 01. 017. Соломон Х. Африканское решение для африканских проблем? Африканский подход к вопросам мира, безопасности и стабильности. Solomon H. African solutions to Africa’s problems? African approaches to peace, security and stability // Scientia militaria. - south Afr. J. of military studies. - Stellenbosch, 2014. - Vol. 43, n 1. - p. 45-76'

2016. 01. 017. Соломон Х. Африканское решение для африканских проблем? Африканский подход к вопросам мира, безопасности и стабильности. Solomon H. African solutions to Africa’s problems? African approaches to peace, security and stability // Scientia militaria. - south Afr. J. of military studies. - Stellenbosch, 2014. - Vol. 43, n 1. - p. 45-76 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
77
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФРИКА / БЕЗОПАСНОСТЬ / СТАБИЛЬНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Палаткин Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 01. 017. Соломон Х. Африканское решение для африканских проблем? Африканский подход к вопросам мира, безопасности и стабильности. Solomon H. African solutions to Africa’s problems? African approaches to peace, security and stability // Scientia militaria. - south Afr. J. of military studies. - Stellenbosch, 2014. - Vol. 43, n 1. - p. 45-76»

свою роль сыграло относительное уменьшение количества войн и политических конфликтов, а также то, что экономика многих САЮС стала более диверсифицированной (с. 16).

С уменьшением роли изменений внутреннего производства на 30% выросла роль изменений во внутреннем спросе. Здесь снизилась роль изменений в денежной политике и обменном курсе национальных валют - на 4%. Этим объясняется, что многие страны в 2000-е годы перешли к относительно рыночному обменному курсу -примерно половина САЮС классифицировалась МВФ как имеющие свободно плавающий курс. Одновременно выросла независимость центральных банков в проведении денежной политики, которая уже только отчасти диктовалась интересами финансирования бюджетного дефицита. В результате изменения в уровне процентной ставки стали меньше влиять на изменения уровня инфляции.

«Таким образом, центральные банки в рассмотренных странах уже в меньшей степени можно обвинять в высоких и нестабильных уровнях инфляции именно в связи с переходом к более рыночной денежной политике и гибкому обменному курсу. Дальнейший прогресс в этом направлении может позволить еще более снизить инфляцию» (с. 22).

С.В. Минаев

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2016.01.017. СОЛОМОН Х. АФРИКАНСКОЕ РЕШЕНИЕ ДЛЯ АФРИКАНСКИХ ПРОБЛЕМ? АФРИКАНСКИЙ ПОДХОД К ВОПРОСАМ МИРА, БЕЗОПАСНОСТИ И СТАБИЛЬНОСТИ. SOLOMON H. African solutions to Africa's problems? African approaches to peace, security and stability // Scientia Militaria. - South Afr. j. of military studies. - Stellenbosch, 2014. - Vol. 43, N 1. - P. 4576.

Ключевые слова: Африка; безопасность; стабильность.

Автор (Университет Фри-Стейт, ЮАР) анализирует внутренние процессы в Африке и их влияние на глобальную безопасность. Также он рассматривает Африканский союз как один из важнейших инструментов для разрешения специфических внутриафри-канских проблем, так как мировым державам зачастую не удается

вникнуть в суть местной специфики, что приводит к постоянным неудачам их проектов в регионе.

Сочетание слабой центральной власти, большого количества природных ресурсов и бесконтрольного насилия стало «визитной карточкой» практически любой страны в Африке. При расширении процессов глобализации она оказалась включена в различные мировые институты и процессы. Одним из них является процесс обеспечения глобальной безопасности. Согласно основному принципу этого процесса безопасно должно быть везде, а отсутствие безопасности в одном конкретном регионе грозит отсутствием безопасности во всем мире. Однако невозможно пытаться навести порядок в одном конкретном регионе согласно каким-то общим принципам, нормам и клише. Важно учитывать целый ряд специфических аспектов данной территории, ее региональные и субрегиональные особенности.

В связи с тем, что в большинстве стран континента отсутствует центральная власть как таковая, процесс наведения порядка на данных территориях сильно затруднен. Более того, крупные страны Запада часто не понимают, как в такой ситуации вообще следует действовать.

Несмотря на широкий спектр угроз, корни которых уходят в далекое прошлое, сейчас Африка является перспективной площадкой, на которой возможно испытание инновационных методов по наведению порядка и укреплению стабильности. Из этой ситуации напрямую следует вывод о необходимости нового образа мышления в области обеспечения безопасности.

«Большинство государств Африки существуют только на бумаге, а их население маргинализировано. Стремительно растет разница в уровне жизни между развивающимися африканскими странами (Ангола, ЮАР, Ботсвана) и их соседями. Половина населения континента выключена из экономической жизни, более 60% работающих получают зарплаты ниже прожиточного минимума. Не лучше обстоит ситуация в финансовом секторе, а также со свободой волеизъявления и демократией» (с. 47). Такая ситуация способствует возникновению и эскалации большого количества конфликтов и хаотизации. «С 1945 по 2000 годы в Африке произошло более 95 вооруженных конфликтов, из них 45 гражданских войн, а также 44 военных переворота» (с. 49).

Корни сегодняшних проблем находятся в эпохе колониализма, когда крупные державы захватывали колонии и использовали их для развития собственной экономики путем вывоза природных ресурсов и эксплуатации сверхдешевой местной рабочей силы. Естественно, что кроме этого колонизаторов больше ничего не интересовало. Это обусловило отсталость большинства нынешних стран в Африке. Местное население не имело доступа ни к образованию, ни к адекватной системе медицинской помощи, ни к каким-либо другим благам цивилизации, которые выполняют функцию массовой социализации населения.

Не менее серьезным фактором явилось вмешательство европейцев в ход естественного социально-политического развития на континенте. Были нарушены устоявшиеся связи, а также создан ряд искусственных структур, которые не прижились на местной почве и оказались полностью недееспособными. После ухода колонизаторов у власти оказались те, кто служил проводниками воли колонистов среди местного населения. Однако их позиции были очень слабыми, и вскоре разгорелись многочисленные конфликты в борьбе за власть.

Сложно говорить о том, какую роль в нынешней ситуации на континенте сыграла Холодная война, так как для разных стран она имела разные последствия. Однако большинство конфликтов, длящихся до сих пор, уходят корнями в противостояния той эпохи.

Внешне данные конфликты имеют небольшой масштаб и с военной точки зрения слабоинтенсивны, однако необходимо принимать в расчет местную специфику, а также их социальную, политическую и гуманитарную составляющую. Любой, даже небольшой конфликт в Африке из-за серьезных проблем в гуманитарной сфере приводит к огромному количеству жертв среди мирного населения, как правило, умерших от голода, или лишившись крова.

С другой стороны в этот период начался процесс формирования панафриканских политических структур и африканского интернационализма. Страны континента обзавелись собственными ведомствами иностранных дел, стали устанавливать дипломатические контакты не только с соседями, но и со странами во всем мире, начали участвовать в работе крупных международных организаций. Последнее и послужило толчком к организации своих структур регионального и континентального масштаба подобного вида.

Международное сообщество всегда уделяло внимание решению африканских проблем, однако с началом 2000-х годов стало очевидно, что нынешних усилий как минимум недостаточно. События 11-го сентября 2010 г., а также рост пиратской угрозы у берегов Африки заставил взглянуть на проблему под иным углом. Старая методика работы в регионе показала свою низкую эффективность. Количество конфликтов росло, а гуманитарная ситуация стремительно ухудшалась. Все это привело к появлению радикальных исламских группировок в регионе. «Также сложился кризис идентичности. Население не считает себя гражданами какой-либо страны, считая себя частью каких-либо этнических или религиозных групп. Это вызывает серьезную обеспокоенность в странах Запада, особенно США, имеющих серьезные экономические интересы в регионе, которые оказались под угрозой из-за разрастающегося хаоса, а также отсутствия центральной власти в целом ряде стран континента» (с. 51).

С другой стороны, Африка все больше и больше интегрируется в глобальную экономику. На континенте работает большое количество представителей как крупного, так и малого западного бизнеса. Многие африканцы едут на заработки в Европу, США и Канаду. Это является одним из важнейших катализаторов для стран Запада в их работе по наведению порядка на Черном континенте. Между тем подобная взаимосвязь позволяла вольготно почувствовать себя активно развивающемуся на территории Африки наркобизнесу. В силу развития транзита и строительства новых транспортных магистралей существенно упростился процесс транспортировки и пересылки адресатам за пределами континента наркотиков. Это также актуально и для других видов нелегальной торговли, а также нелегальной эмиграции. Активно растут связи организованной преступности со своими «коллегами» в Латинской Америке.

На руках у населения находится огромное количество огнестрельного оружия, применение которого стало уже повседневным на значительной территории континента. «По сути, на данный момент Африка представляет собой лоскутное одеяло из большого количества мелких, не похожих друг на друга специфических территорий, которое может в любой момент рассыпаться из-за слабых связей между собой» (с. 53).

Немаловажной проблемой континента является огромное количество людей, больных тяжелыми инфекционными заболеваниями, а также ВИЧ и СПИД. Отсутствие минимальной медицинской помощи, а также полное несоблюдение норм гигиены и незнание элементарных правил защиты от ряда заболеваний привели к масштабным эпидемиям и широкому распространению различных болезней. Число ежегодно заболевших и умерших африканцев от ВИЧ, СПИДа, туберкулеза и других болезней стремительно растет. Также появляются новые вирусы, незнакомые ранее науке, борьба с которыми приобрела уже международный характер.

Очевидно, что подобные проблемы стоит решать путем повышения социализации населения, обеспечения доступа широких масс к образованию, создания постоянных рабочих мест и развития среднего класса, однако эти процессы требуют десятилетия для их реализации. Следующей проблемой на пути положительных перемен в Африке являются местные политики. Практически во всех случаях их деятельность сводится к тому, чтобы максимально эффективно перераспределить скудные материальные ресурсы в пользу своего личного потребления и своего окружения. Деятельность на пользу местного населения не ведется. Вместо этого обеспечивается лишь поддержание своей власти силовыми методами. Соответственно, когда их привлекают страны Запада для сотрудничества с целью реализации тех или иных гуманитарных программ, их участие в них сводится к банальному присвоению помощи, которая предназначается для всего населения. Подобная ситуация безусловно требует новых способов решения накопившихся проблем в регионе, так как невозможно наладить эффективное взаимодействие между отлаженными государственными структурами развитых стран и местными африканскими правителями.

В современном мире взаимодействие между странами приобретает все более значимый характер. Если раньше главную роль играли крупные международные организации и блоки, то теперь на передний план выдвинулись региональные организации, что стало продолжением развития регионализма в современном мире. Все больше и больше стран хотят чувствовать свою уникальность в рамках региональных структур, а не быть небольшой частью глобальной системы.

В силу подобной специализации стали активно развиваться и региональные структуры по обеспечению порядка и безопасности. Любая система коллективной безопасности традиционно считается эффективной в силу того, что способствует обеспечению не только чьих-то конкретных интересов в данной области, но и интересов других участников процесса, что снимает значительное количество внутренних разногласий и противоречий. По сути дела, все участники берут на себя риски своих партнеров, что обеспечивает более конструктивный взгляд на проблемы.

Страны Африки не стали исключением из подобной практики. Однако, что уже традиционно для данного региона, процесс и методы обеспечения безопасности подверглись значительному влиянию местной специфики и традиций. Можно сказать, что на континенте сложилась уникальная система согласования позиций и мнений большинства участников процесса, в отличие от общепринятой в мире практики, когда изначально вырабатываются общие схемы и протоколы, слабо учитывающие местную специфику. Немаловажным фактором является признание на официальном уровне местных религиозных, клановых и родовых особенностей. С 1945 г. дискурс об африканской идентичности, а также идеи о единстве африканских народов все больше занимали видных африканских политиков и мыслителей. После серии конференций и встреч на различных уровнях, они нашли воплощение в Организации африканского единства, которая была создана в 1963 г. Ее основной задачей стало формирование институтов согласования интересов между африканскими странами. Однако сразу же стало понятно, что данный процесс будет весьма сложным в силу принципиально разных интересов, требований и идеологических установок его участников. Участники не смогли прийти к консенсусу по двум основным вопросам: каким способом освободить до сих пор находящиеся в колониальной оккупации страны Африки (мирным или насильственным) и каковы должны быть границы между странами (оставить колониальные границы или провести новые)? С другой стороны, все участники понимали необходимость объединительного процесса на континенте, однако его организационная форма и будущие очертания оставались предметом ожесточенных споров. Тем не менее были выработаны четыре основополагающих принципа обеспечения безопасности в регионе. В их основу легли

принципы равенства и суверенитета государств. Существовавшие колониальные границы должны были лечь в основу постколониальной демаркации. Главной угрозой по-прежнему считался империализм. На встрече совете министров организации в 1979 г. была принята используемая до сих пор система деления Африки на пять субрегионов: центральная, северная, восточная, южная и западная. А в 1991 г. в городе Абуджа впервые было решено проводить совместную панафриканскую линию на международной арене. Несмотря на эти достижения, организация не смогла выработать эффективную повестку дня в области защиты прав человека, а также повышения эффективности работы собственных институтов, за что постоянно критиковалась своими оппонентами. Несмотря на целый ряд шагов, предпринятых ею с начала 1981 г. с целью повышения собственной эффективности, кардинальных перемен в этих двух направлениях так и не произошло.

В 2002 г. был основан Африканский союз - правопреемник Организации африканского единства. С самого начала организация поставила перед собой амбициозные цели в области создания единого политического и экономического пространства на африканском континенте. Было заявлено о начале создания панафриканского парламента и организации по обеспечению безопасности. Отдельно подчеркивалось, что структура будет лишена недостатков своей предшественницы. Основными целями организация ставила перед собой поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе, защиту прав человека, развитие человеческого капитала, демократических институтов, повышение уровня культуры населения, а также подчинение повседневной жизни правовым нормам. Установки о защите суверенитета, равенстве участников, оказании военной помощи и борьбе с империализмом были оставлены без изменений со времен организации-предшественницы. Одной из основных задач стало создание системы коллективной безопасности.

С 2003 г. вступил силу протокол о начале деятельности совета по вопросам мира и безопасности Африканского союза. Данная структура была призвана активизировать деятельность организации по вышеуказанным вопросам, а также стараться максимально эффективно решать споры и конфликты между ее участниками.

Ее организационная структура была скопирована с Совета безопасности ООН, единственным отличием стало отсутствие по-

стоянных членов. Выборы происходят согласно принципу равенства открытым голосованием, также действует принцип ротации. Совет имеет право направлять миротворческие контингенты, рекомендовать членам организации осуществить интервенцию в случае полного распада государства, вводить санкции, проводить взаимовыгодную политику по обеспечению безопасности, осуществлять гуманитарные миссии.

Для обеспечения деятельности совета в него входят различные мониторинговые и наблюдательные структуры, структуры по согласованию позиций, бюрократические подразделения, миссии по поддержанию мира и оказанию гуманитарной помощи. «Всего деятельность совета обеспечивают около 5 тыс. чиновников и 25 000 сотрудников» (с. 65). Ожидается, что 2015 год станет ключевым в работе организации, когда она сможет выйти на «проектную мощность», работая максимально эффективно.

Основной стратегией поддержания стабильности и безопасности на всем континенте организация считает поддержание стабильности и безопасности на субрегиональном уровне. Такая стратегия позволяет экономить силы и ресурсы при возможности добиваться значительных результатов, не распыляя силы по всему континенту. Подобная организация процесса является общемировым трендом. После окончания Холодной войны в мире появилась мода на субрегиональные и региональные организации, как ответ на изменившиеся условия в мировой политике. Глобальные организации уже не пользовались таким авторитетом, как после окончания Второй мировой войны. Считается, что такой подход является более индивидуальным и позволяет сосредоточиться на конкретных проблемах, а не отвлекаться на абстрактные глобальные задачи, решение которых отнюдь не гарантирует решения местных проблем. Также подобный формат всегда подчеркивал важность и значение каждого участника, даже самого незначительного. Для Африки с ее специфическими традициями и укладом это чрезвычайно важный момент.

В заключение автор отмечает, что в силу ряда специфических характеристик, присущих политике, культуре и быту африканского континента, проблема поддержания безопасности на нем тоже имеет свою специфику, что значительно отличает ее от схожих проблем в других регионах мира. Для решения данного вида проблем

лучше всего подойдут местные региональные и субрегиональные организации, так как они созданы именно для решения подобных местных специфических проблем.

Д. В. Палаткин

2016.01.018. ВАН ВИК ЖО-АНСИ. ЯДЕРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ ЮАР ПОСЛЕ ОТМЕНЫ РАЗРАБОТКИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ. VAN WYK JO-ANSIE. South Africa's nuclrar diplomacy since the termination if its nuclear weapons programme // Scientia militaria. -South Afr. j. of military studies. - Stellenbosch, 2014. - Vol. 42, N 1. -P. 80-101.

Ключевые слова: ЮАР; Африка; ядерное оружие; дипломатия.

Автор (Университет Южной Африки, ЮАР) анализирует ядерную дипломатию ЮАР и ее особенности после ее отказа от статуса ядерной державы.

Программа по созданию ядерного оружия считалась одним из столпов, на котором держался режим апартеида. Стремясь к самодостаточности от стран Западного мира, а также для противостояния коммунистическому блоку, в ЮАР было принято решение о разработке ядерного оружия. «24 марта 1993 года президент де Клерк объявил о свертывании программы по разработке ядерного оружия в ЮАР. Всего страна располагала шестью атомными бомбами» (с. 81). Данные события стали частью большой кампании по свертыванию режима апартеида, а также улучшению имиджа страны в глазах мировой общественности. Бомбы были уничтожены под контролем международных организаций.

Развитая атомная промышленность ЮАР, а также значительное количество обогащенного урана были принесены в жертву ради достижения политических целей. Южноафриканская ядерная дипломатия стала опираться на свой «уникальный» опыт отказа крупного развитого государства от ядерного статуса. Это позволило создать уникальную идентичность и имидж для юаровской дипломатии. Основным посылом при проведении риторики ядерного нераспространения стали отсылки к собственному успешному опыту демонтажа ядерной программы. «Внешне это представляется как уникальная особенность страны, которая позволяет ей вести анти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.