лучше всего подойдут местные региональные и субрегиональные организации, так как они созданы именно для решения подобных местных специфических проблем.
Д. В. Палаткин
2016.01.018. ВАН ВИК ЖО-АНСИ. ЯДЕРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ ЮАР ПОСЛЕ ОТМЕНЫ РАЗРАБОТКИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ. VAN WYK JO-ANSIE. South Africa's nuclrar diplomacy since the termination if its nuclear weapons programme // Scientia militaria. -South Afr. j. of military studies. - Stellenbosch, 2014. - Vol. 42, N 1. -P. 80-101.
Ключевые слова: ЮАР; Африка; ядерное оружие; дипломатия.
Автор (Университет Южной Африки, ЮАР) анализирует ядерную дипломатию ЮАР и ее особенности после ее отказа от статуса ядерной державы.
Программа по созданию ядерного оружия считалась одним из столпов, на котором держался режим апартеида. Стремясь к самодостаточности от стран Западного мира, а также для противостояния коммунистическому блоку, в ЮАР было принято решение о разработке ядерного оружия. «24 марта 1993 года президент де Клерк объявил о свертывании программы по разработке ядерного оружия в ЮАР. Всего страна располагала шестью атомными бомбами» (с. 81). Данные события стали частью большой кампании по свертыванию режима апартеида, а также улучшению имиджа страны в глазах мировой общественности. Бомбы были уничтожены под контролем международных организаций.
Развитая атомная промышленность ЮАР, а также значительное количество обогащенного урана были принесены в жертву ради достижения политических целей. Южноафриканская ядерная дипломатия стала опираться на свой «уникальный» опыт отказа крупного развитого государства от ядерного статуса. Это позволило создать уникальную идентичность и имидж для юаровской дипломатии. Основным посылом при проведении риторики ядерного нераспространения стали отсылки к собственному успешному опыту демонтажа ядерной программы. «Внешне это представляется как уникальная особенность страны, которая позволяет ей вести анти-
ядерную риторику, четко разделяя создание ядерного оружия и право стран пользоваться мирной атомной энергетикой. Особенно активно данная политика продвигается на Африканском континенте. Ее основными достижениями стали договоры о нераспространении ядерного оружия в Африке, об африканской безъядерной зоне и контроле над экспортом ядерных компонентов» (с. 82).
Обладание ядерным оружием значительно усиливает мощь и влияние государства. Однако не всегда эти вещи являются приоритетными в их политике. В свое время от ядерного статуса отказались Аргентина, Украина, Беларусь, Ливия. Считая ядерное оружие наследием эпохи холодной войны, данные страны сочли для себя более приоритетным развитие других отраслей. Более того, обладание таким оружием накладывало и значительную ответственность на его обладателя. Южноафриканские дипломаты регулярно поднимают тему отказа от ядерного оружия в переговорах с индийскими, пакистанскими и иранскими партнерами.
Продвижение идей о нераспространении ядерного оружия является визитной карточкой юаровской дипломатии. С момента установления двусторонних отношений ЮАР с большинством стран мира (начало 1990-х годов), она смогла предлагать свою повестку дня на двусторонних переговорах и в рамках деятельности крупных международных и региональных организаций. Подобная риторика вкупе с историческим бэкграундом страны способствует улучшению имиджа страны на международной арене. ЮАР продолжила играть роль борца. Только если раньше это была борьба за отмену апартеида, то теперь это борьба против распространения ядерного оружия.
Данный вид дипломатии свойственен всем государствам, относящимся к «middle power». По ряду крупных и серьезных вопросов их политика, как правило, находится в фарватере какой-либо сверхдержавы, а вот глобальные проблемы гуманитарного характера вполне являются той нишей, где подобные государства могут задавать повестку дня, демонстрируя свою состоятельность. Проведение определенной политики в ядерной сфере требует постоянного регламентационного и экспертного процесса. Вырабатываются нормирующие документы, проводятся различные исследования и экспертизы. Поэтому занятие этой ниши в мировой дипломатиче-
ской повестке дня действительно способствует укреплению авторитета страны.
«Ядерная дипломатия ЮАР стала активно развиваться при президенте Мбеки. Он уделял большое внимание проблемам ядерной безопасности и вопросам режима нераспространения» (с. 85). Активно развернулась борьба с черным рынком в ядерной сфере. ЮАР стала родоначальницей африканской ядерной дипломатии, постоянно приводя свой опыт в пример партнерам. Однако, несмотря на серьезную долю национальной специфики, она полностью вписывается в мировую практику и действует согласно общепринятым канонам. Для южноафриканских дипломатов, работающих в данной сфере, нет запретных тем или закрытых для посещения стран, что отличает их от западных коллег. Это позволяет им выступать в качестве моста между антагонистическими режимами. Сегодня можно уверенно утверждать, что в данной области ЮАР добилась больших успехов и по праву занимает свое место в данной дипломатической нише.
С другой стороны, большой авторитет, который был набран ЮАР в данной области, позволяет его использовать в других областях дипломатии, позволяя активно продвигать интересы страны. Государство пытается играть уникальную роль в практике международных отношений с целью повышения собственного веса на международной арене.
В заключение автор отмечает, что ЮАР удалось в сравнительно короткие сроки создать новый имидж на международной арене после падения режима апартеида и ядерная дипломатия стала одной из главных составляющих этого имиджа.
Д. В. Палаткин
КУЛЬТУРА
2016.01.019. МИХЕЛАК-ПИКУЛЬСКА Б. СОВРЕМЕННАЯ ЖЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ОАЕ.
MICHELAK-PIKULSKA B. Modern Emirati literature written by woman writers // Studia litteraria universitatis lagellonicae cracoviensis. -Krakow, 2013. - N 8. - P. 145-158.