ской повестке дня действительно способствует укреплению авторитета страны.
«Ядерная дипломатия ЮАР стала активно развиваться при президенте Мбеки. Он уделял большое внимание проблемам ядерной безопасности и вопросам режима нераспространения» (с. 85). Активно развернулась борьба с черным рынком в ядерной сфере. ЮАР стала родоначальницей африканской ядерной дипломатии, постоянно приводя свой опыт в пример партнерам. Однако, несмотря на серьезную долю национальной специфики, она полностью вписывается в мировую практику и действует согласно общепринятым канонам. Для южноафриканских дипломатов, работающих в данной сфере, нет запретных тем или закрытых для посещения стран, что отличает их от западных коллег. Это позволяет им выступать в качестве моста между антагонистическими режимами. Сегодня можно уверенно утверждать, что в данной области ЮАР добилась больших успехов и по праву занимает свое место в данной дипломатической нише.
С другой стороны, большой авторитет, который был набран ЮАР в данной области, позволяет его использовать в других областях дипломатии, позволяя активно продвигать интересы страны. Государство пытается играть уникальную роль в практике международных отношений с целью повышения собственного веса на международной арене.
В заключение автор отмечает, что ЮАР удалось в сравнительно короткие сроки создать новый имидж на международной арене после падения режима апартеида и ядерная дипломатия стала одной из главных составляющих этого имиджа.
Д. В. Палаткин
КУЛЬТУРА
2016.01.019. МИХЕЛАК-ПИКУЛЬСКА Б. СОВРЕМЕННАЯ ЖЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ОАЕ.
MICHELAK-PIKULSKA B. Modern Emirati literature written by woman writers // Studia litteraria universitatis lagellonicae cracoviensis. -Krakow, 2013. - N 8. - P. 145-158.
Ключевые слова: литература; ОАЕ; новелла; писательницы.
Барбара Михелак-Пикульска (Ягеллонский университет, Краков, Польша) рассматривает творчество современных писательниц ОАЕ как одно из проявлений общественного кризиса в арабском мире, отягощенного величественным прошлым и пребывающего в плену у последнего: «Современное общество здесь - это лишь наследник сложившихся ранее систем, в основе которых - несамостоятельность индивида» (с. 151). Деградация социума особенно ярко высвечивается на фоне первоначального ислама, когда освобождение женщин вызвало небывалый всплеск их активности, в том числе и литературной - именно тогда появились первые женские литературные салоны (например, салон Сукайны бинт ал-Хусайн).
Если говорить об ОАЕ, то здесь мы имеем дело с клановой структурой, базирующейся на непреодолимых общественных пропастях, некогда отделявших ловца жемчуга от торговца-оптовика. Отсутствие у индивида возможности оставить привычную жизненную колею, изменить собственный социальный статус особенно наглядно проявляется в судьбе женщины - своего рода сердцевине социума; именно этой теме и посвящено творчество писательниц ОАЕ.
Пресса и художественная литература в ОАЕ начала развиваться позднее, чем в прочих странах Персидского Залива. Отчасти это было связано с особенностями политического развития страны. Так, опубликованный в конце 1960-х годов Абдаллахом Сакром Ахмадом сборник новелл под общим названием «Ал-хашаба» («Доска») так и не дошел до читателей, так как «был сожжен по причине содержания, а именно, поскольку был полон язвительной критики по адресу как британской оккупации страны, так и Великобритании как таковой» (с. 145).
Переломным для культуры ОАЕ оказался 1979 г., когда были основаны многочисленные культурные сообщества и литературно-художественные кружки, начали проводиться литературные вечера. Главными звездами на женском литературном небосклоне того времени были Шайха ал-Хакни и Марйам Джума Фарадж.
Наиболее популярной современной писательницей ОАЕ по праву считается Салма Матар Сайф. В своем сборнике новелл «Ушба» («Трава») она демонстрирует, насколько женщина может
быть центральной фигурой в социуме, непрестанно воспроизводящем одни и те же модели поведения из поколения в поколение. Женщина, по мысли Салмы Матар Сайф, представляющая собой объект сложившихся в обществе отношений, в то же время располагает огромным влиянием и в состоянии подспудно и постепенно менять это общество изнутри. Однако, в противоположность данному оптимистическому воззрению, главными мотивами новелл Салмы Матар Сайф являются бегство из семьи, сопротивление авторитету отца и самоубийство. Таким образом, творчество писательницы представляет собой своего рода летопись «реальности, главным элементом которой являются негативные попытки преодолеть собственную судьбу, а смерть выступает как единственная возможность избавления» (с. 148).
Лайла Ахмад в своем романе «Ал-хайма ва-л-михраджан ва-л-ватан» («Палатка, празднество и родная страна») затрагивает проблемы социально-экономических перемен, в результате которых одна часть общества, стремительно богатеющая благодаря доходам от продажи нефти, оказывается неспособной понимать остальных - пребывающих в прежней, и даже усугубляющейся, нищете. «Экономический подъем не только повлек за собой коренной пересмотр традиционных ценностей, но и разрушил стабильную социальную структуру...» (с. 150). Привычные ценности и самый язык теряют прежнее значение. Для женщины, утрачивающей в результате влияние даже на собственных детей, данные перемены особенно болезненны. Похожую тематику затрагивает и Амина Абдаллах Бу Шихаб, с своем романе «Захира хамиййа» («Жаркий полдень») показывающая небольшое селенье, которому не удается выбиться из душащей нищеты.
Всевластие социума в творчестве еще одной писательницы, Рауды ал-Балуши (опубликовавшей сборники рассказов «Бас ал-кийама» («Автобус воскрешения») и «Хафиф ал-мир, а» («Шорох зеркала»)), приобретает фантасмагорические и сюрреалистические черты.
Асма аз-Заруни в своем сборнике «Дахшат ал-матарат» («Изумленные аэропортом») противопоставляет наружное и нарочитое благополучие, выставляемое напоказ современным обществом, таящемуся в последнем презрению к индивидуальной жизни.
В целом женщины в творчестве современных писательниц ОАЕ предстают жертвами сложившихся обстоятельств: «Доведенные собственными семьями до состояния фактической недееспособности, они с трудом могут разобраться с тем, что происходит с их собственной жизнью. Их драма - результат индивидуальной вовлеченности в конфликт с навязывающей свои догмы традицией, возведенной в систему арабским социумом» (с. 157).
К.Б. Демидов
ИСТОРИЯ
2016.01.020. ТОМПСОН ПС. КОЛОНИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ РАЗВЕДКА ВО ВРЕМЯ ЗУЛУССКОГО ВОССТАНИЯ, 1906 г. THOMPSON P.S. Colonial military intelligence in the Zulu rebellion, 1906 // Scientia militaria. - South afr. j. of military studies. - Stellenbosch, 2014. - Vol. 42, N 1. - P. 18-43.
Ключевые слова: Африка; зулусы; восстание; разведка.
Автор (Университет Квазулу-Наталь, ЮАР) анализирует роль военной разведки провинции Наталь во время Зулусского восстания в 1906 году.
Одной из особенностей восстания стал способ его подавления. Провинции удалось справиться силами своей собственной милиции, не привлекая армейский контингент из метрополии. Также на момент начала восстания в провинции не было собственной военной разведки. Структуру пришлось создавать на ходу, практически в полевых условиях. Несмотря на эти трудности, ее работа оказалась чрезвычайно эффективной и значительно ускорила процесс разгрома восставших.
«Зулусское восстание 1906 г. представляло собой классическое восстание местного населения против усиливающейся финансовой и трудовой эксплуатации колонизаторов. Поводом для него послужила постоянно увеличивавшаяся налоговая нагрузка на чернокожее население. При этом его доходы не росли пропорционально увеличивавшимся выплатам. С другой стороны власти утверждали, что если черного населения в провинции - большинство, то и основную налоговую нагрузку должно нести именно оно. После серии демонстраций, к которым местные власти остались равно-