В целом женщины в творчестве современных писательниц ОАЕ предстают жертвами сложившихся обстоятельств: «Доведенные собственными семьями до состояния фактической недееспособности, они с трудом могут разобраться с тем, что происходит с их собственной жизнью. Их драма - результат индивидуальной вовлеченности в конфликт с навязывающей свои догмы традицией, возведенной в систему арабским социумом» (с. 157).
К.Б. Демидов
ИСТОРИЯ
2016.01.020. ТОМПСОН ПС. КОЛОНИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ РАЗВЕДКА ВО ВРЕМЯ ЗУЛУССКОГО ВОССТАНИЯ, 1906 г. THOMPSON P.S. Colonial military intelligence in the Zulu rebellion, 1906 // Scientia militaria. - South afr. j. of military studies. - Stellenbosch, 2014. - Vol. 42, N 1. - P. 18-43.
Ключевые слова: Африка; зулусы; восстание; разведка.
Автор (Университет Квазулу-Наталь, ЮАР) анализирует роль военной разведки провинции Наталь во время Зулусского восстания в 1906 году.
Одной из особенностей восстания стал способ его подавления. Провинции удалось справиться силами своей собственной милиции, не привлекая армейский контингент из метрополии. Также на момент начала восстания в провинции не было собственной военной разведки. Структуру пришлось создавать на ходу, практически в полевых условиях. Несмотря на эти трудности, ее работа оказалась чрезвычайно эффективной и значительно ускорила процесс разгрома восставших.
«Зулусское восстание 1906 г. представляло собой классическое восстание местного населения против усиливающейся финансовой и трудовой эксплуатации колонизаторов. Поводом для него послужила постоянно увеличивавшаяся налоговая нагрузка на чернокожее население. При этом его доходы не росли пропорционально увеличивавшимся выплатам. С другой стороны власти утверждали, что если черного населения в провинции - большинство, то и основную налоговую нагрузку должно нести именно оно. После серии демонстраций, к которым местные власти остались равно-
душными, началось восстание. В ответ началась мобилизация ополчения» (с. 19).
После Англо-бурской войны в Натале осталось значительное количество бывших офицеров и военнослужащих, имевших опыт военной разведки, как фронтовой, так и в тылу противника. Они стали основной конскрипционной базой для ополчения. Сама структура ополчения выглядела следующим образом: в мирное время это был небольшой высокомобильный кавалерийский отряд, который преимущественно использовался для патрулирования границы. В военное время он разворачивался до полного штата, включая легкую артиллерию, пулеметы, кавалерию, пехоту, разведку, полевой госпиталь и т.д. Большим преимуществом военной разведки Наталя были местные кадры, хорошо знакомые с местностью, спецификой региона и междуплеменными отношениями, приобретшие опыт во время службы в имперской армии.
Данные факторы позволили начать четкую и слаженную работу по подготовке к боевым действиям с самого начала восстания. Опыт руководителей вкупе с опытом подчиненных не дал поводов для роста паники. Практически с самого начала восстания (февраль) активно заработала разведывательная служба.
«Опираясь на разветвленную сеть информаторов среди коренного населения, а также на принятых на службу военнослужащих из местных народностей и широкую телеграфную сеть, руководство подавлением восстания смогло наладить оперативное поступление ценной информации, а затем своевременное распространение ее среди командиров на местах» (с. 24). С подобным уровнем информированности о ситуации и действиях противника можно было не бояться его неожиданных выпадов и полностью контролировать ситуацию.
В значительной степени на руку колонизаторам играли противоречия между местными вождями. Они с большой охотой делились информацией, способной навредить своим противникам. Это было прямым следствием длительного присутствия колонистов на этих землях. Местные привыкли обращаться к ним как к третейским судьям при разрешении спорных ситуаций.
Кроме опытных офицеров очень хорошо зарекомендовали себя призванные новобранцы, преимущественно фермеры. Будучи хорошо знакомыми с местной спецификой, а также хорошо разви-
тые физически и имевшие прекрасные навыки охотников, они гармонично влились в состав разведывательных подразделений и не чувствовали каких-либо трудностей во время прохождения службы. Очень активно привлекались к службе представители местного коренного населения. Они работали либо осведомителями, либо служили в составе разведывательных подразделений. Ценность подобных кадров была велика в силу того, что человек с белой кожей не мог осуществлять шпионскую или осведомительскую деятельность. Иногда имели место инциденты, когда такие кадры на самом деле сочувствовали восставшим и снабжали их информацией о передвижении ополчения, однако какой-либо серьезной проблемой для правительственных войск это не являлось.
Процесс сбора разведывательных данных был основан на двухступенчатой системе. Первая - непосредственно прифронтовая разведка силами разведывательных отрядов и отдельных скаутов. Это позволяло выявлять перемещения крупных отрядов восставших, их вооружение, позиции и т.д. Вторая - шпионаж. Работавшие на правительство Наталя шпионы регулярно доставляли информацию о планах восставших, о намерениях тех или иных племен и вождей поддержать или присоединиться к восстанию, о местах секретных укрытий и складов. Данная система вполне типична для любой цивилизованной страны. Однако же слабая организованность восставших и полное отсутствие каких-либо контрразведывательных мероприятий с их стороны предоставляли практически неограниченную свободу разведке противника, что окажется одним из наиболее существенных факторов, приведших к поражению повстанцев.
Единственной проблемой, стоявшей на пути быстрого разгрома восстания, стала потеря мобильности правительственных войск. В силу того, что это был уже не маленький мобильный отряд, а полноценная боевая единица, ее скорость значительно снизилась. Однако снижать число комбатантов было рискованно в силу значительного количества повстанцев. Это не позволяло совершать стремительные марши с целью внезапной атаки восставших.
В конечном итоге восставшие были по частям разгромлены практически без потерь в составе правительственных войск. Грамотное использование технического превосходства, более совер-
шенной военной организации, а также подробной информации о деятельности противника стали ключевыми факторами победы ополчения. Можно говорить о том, что Зулусское восстание и его подавление были классическим образцом колониальной войны. Опираясь на организационно-техническое превосходство, войска, созданные по канонам западной военной науки, смогли без труда победить туземную армию.
В заключение автор отмечает, что у восставших практически не было шансов на победу. На стороне правительственных войск был богатый европейский опыт ведения боевых действий и техническое превосходство, в то время как восставшие могли противопоставить этому только собственную отвагу и примитивные виды вооружения.
Д. В. Палаткин