УДК 94(47)
КИТАЙ: «БОКСЕРСКОЕ» ВОССТАНИЕ 1898-1902 гг.
© Александр Михайлович Козлов
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры,
e-mail: [email protected]
Статья раскрывает и анализирует начало, тактику, успехи и просчеты всенародного восстания, подготовленного и руководимого тайным обществом союза Ихэ-цюань (Кулак в защиту мира и свободы), освещает структуру построения воинских формирований восставших, безграничную веру в амулеты, заклинания и священные талисманы.
Ключевые слова: союз Ихэ-цюань; структура воинских формирований; штурм укреплений; амулеты; заклинания; священные талисманы; вера в бессмертие и неуязвимость; поражение; грабежи победителей.
Члены хуэйданов1 союза Ихэ-цюань2, выходя из подполья, начиная открытую битву, осваивали «вооруженные» формы сопротивления международным империалистам и маньчжурским завоевателям. Их практическая деятельность до 1899 г. выражалась в борьбе с богатеями, чиновниками и иностранцами и направлялась не только против колонизаторов, но и против феодальной маньчжуро-цинской династии. Основным девизом восставших оставался призыв: «Фань Цин, фу Мин» (Долой Цин, восстановим Мин). Вожди восстаний проводили в этот период по отношению к иностранцам тактику «устрашения», «запугивания», требовали их ухода из Китая, угрожая свирепой расправой. Они убивали миссионеров, инженеров, военнослужащих экспедиционного корпуса, солдат, охранявших иностранные концессии, разрушали железные дороги и мосты, построенные европейцами, громили магазины, нарушали телефонную связь, казнили китайцев христиан - в большинстве купцов, ростовщиков. Все не национальное вызывало протест и объявлялось «скверной». Постепенно маньчжуро-цинские отношения отошли на второй план и даже были заменены девизом временного союза с цинами, что вы-
1 Хуэйданы - термин, обозначающий тайные общества (союзы), их ответвления, нерелигиозные, корпоративные и побратимские организации.
2 Ихэ-цюань (Кулак в защиту мира и справедливо-
сти). Члены тайной организации союза Ихэ-цюань и их ответвления, готовясь к борьбе за свободу и независимость Родины, особое внимание уделяли традиционной психофизической подготовке рукопашному бою и бою с холодным оружием.
разилось в лозунге повстанцев: «Фу Цин, мэй ян» (Поддержим Цин, смерть иностранцам).
Однако многие организации хуэйданов часто действовали самостоятельно, изолированно друг от друга, разобщенно и несогласованно, партизанскими методами, несмотря на то, что у союза Ихэ-цюань существовала верховная власть, которая находилась в провинции Шаньдун и именовалась «Шаньдун цзун-цюань» (Шаньдунское главное общество, или главный отряд). В дальнейшем в руководители восстания выдвинулись подлинные народные герои, талантливые военачальники и большие мастера у-шу, сумевшие наладить взаимодействие между отрядами и воинскую дисциплину. Наиболее известным среди них был солдат Ли Лай-чжун, в молодости сражавшийся против угнетателей в рядах тайпинской армии Ли Сю-чена, затем вступивший в «Байлянь-цзяо»3 и ставший вождем ихэтуаней. Другими признанными вожаками восстания стали Чжан Дэ-чэн и Цао Фу-тянь - также большие мастера боевых искусств.
По призыву союза Ихэ-цюань хуэйданы формировали боевые отряды, которые помимо названий имели еще и символическое обозначение одной из триграмм, заимствованной из древней Книги гаданий «И-цзин»: Цянь (Небо), Кунь (Земля), Чжэнь (Гром), Кань (Вода), Гэнь (Гора) и т. д.
По структуре воинских образований ихэцюани не отличались от большинства им
3 Байлянь-цзяо (Учение Белого Лотоса) - тайная организация буддийской ориентации, имеющая многовековую историю и бесчисленные филиалы по всему Китаю.
предшествующих, принятых в Китае, образцов построения боевых соединений. Низшей единицей в отряде был десяток вместе с командиром, десять десятков составляли сотню, сотни объединялись в отряды - тысячи. Каждое подразделение имело свое знамя: десяток - треугольный флажок, с которым они шли в бой, сотня - квадратное желтое полотнище, в центре которого был вышит иероглиф «лин» (приказ). У отряда было желтое знамя «волчий клык», а вся армия выступала под большим желтым штандартом, на котором черными иероглифами начертано «Ихэ-цюань. Фу Цин, мэй ян». Древко знамен венчал позолоченный деревянный кулак.
С начала 1899 г. ихэцюани уже контролировали значительную часть провинции Шаньдун. Затем восстание перекинулось в соседние провинции - Чжили, Шаньси, в Северо-Восточный Китай и другие районы Поднебесной. Императрица Ци Си (18341908 гг.), маньчжурская знать, цинский двор (особенно та его часть, которая выступала против всего иностранного с консервативных, феодальных позиций) стремились парализовать народное движение, направить его в удобное для себя русло, надеясь использовать ихэцюаней в своих интересах, приручив их вождей. С этой целью губернатор Шаньдуна Юй Сянь вступил с ними в переговоры и получил согласие включить отряды ихэ-цюаней в состав ополчения, как полки волонтеров (туаней), действующих в соответствии с эдиктами двора. С этого времени движение Ихэ-цюань стало именоваться Ихэ-туань (Отряды справедливости и согласия, или, по другому, Отряды мира и справедливости). И это наименование было растиражировано на знаменах восставших и так вошло в историю.
В декабре 1899 г. посланники иностранных представительств потребовали от маньчжурского двора жестоко расправиться с участниками движения ихэтуаней, объявив их вне закона. Сами они на тот период были не в состоянии подавить народные выступления. Немцы посылали в Шаньдун все новые и новые войска, которые вступали в вооруженную борьбу с повстанцами, но были бессильны. В марте 1900 г. империалистические державы предъявили ультиматум, открыто угрожая правительству новыми круп-
номасштабными военными действиями. Ци-ны, опасаясь народного гнева и военной мощи иностранных государств, маневрировали, выжидая и пытаясь внести раскол в ряды повстанцев. В апреле в Дагу прибыли боевые корабли Англии, Германии, Японии и других иностранных держав, но открытое вмешательство колонизаторов вызвало еще больший подъем народного движения. К маю десятки отрядов ихэтуаней, в которых преобладала молодежь, были женщины и даже дети, вооружившись пиками, мечами, алебардами, с красными и желтыми повязками на головах, неся огромные знамена с надписями: «Следуйте по правильному пути Неба! Да здравствуют Цины, смерть иностранцам!», направлялись к Пекину. Правительственные войска тысячами переходили на сторону восставших. А восстание распространялось дальше в Центральном и Южном Китае.
При дворе царила паника и замешательство. Группа принцев, сановников и аристократов уверяли Ци Си в необходимости поддержать повстанцев, иначе они захватят Пекин и сметут не только иностранцев, но и маньчжуров, другие доказывали важность занять прозападную позицию, чтобы затем избавиться от кары вездесущих «заморских варваров». Ци Си колебалась. Принц Дуань доказывал, что «к Пекину подходят сто тысяч божественно призванных воинов, они преданы, отважны и пылают гневом к врагу». Войска иностранной коалиции, сконцентрированные с начала июля в Дагу, начали широкомасштабные военные операции, прикрываясь мощью корабельных орудий, захватили форты Дагу и ряд других важных опорных пунктов на побережье Бохайвань-ского залива. В ночь с 18 на 19 июня 1900 г. в столице Поднебесной состоялось заседание Большого богдыханского совета, на котором правящая верхушка решилась поддержать антииностранное восстание. По окончании Ци Си пригласила на аудиенцию вождей ихэтуаней и предложила повстанцам включить их в добровольческие отряды (туани) для борьбы с «заморскими дьяволами» под руководством маньчжурских князей и принцев. 13-14-тысячные отряды повстанцев вошли в Пекин, Тяньцзинь и заняли ряд других крупных городов с единственной целью -изгнать оттуда оккупантов. Они были размещены по дворцам маньчжурской знати,
получили обмундирование, куртки и брюки (в основном преобладал декор красного цвета) и ежедневное денежное довольствие. Сам наследный принц Дуань был назначен их главнокомандующим. И повстанцы ждали только «знамения Неба» свыше, чтобы разделаться с «ян гуйцз».
20 июня был подписан императорский указ об объявлении войны империалистическим державам. Этот акт являлся вынужденным, «вымученным», символическим ответным шагом на военные действия, начатые агрессорами. Иностранным посланникам и членам их семей было предложено покинуть Пекин и вернуться к себе на родину, но они отвергли это требование, мотивируя тем, что повсюду хозяйничают ихэтуани, а железные дороги разрушены. И забаррикадировались в районе посольского квартала под защитой нескольких сот солдат, пушек, пулеметов и высоких стен крепостных сооружений старой цитадели. Германские моряки неоднократно провоцировали события, открывая огонь с высоких стен по массовому стечению народа в прилегающих китайских кварталах. Японский советник Сигуяма и германский посланник фон Кеттлер, которые вели себя особенно вызывающе на улицах города, были убиты восставшими.
Эти события послужили прелюдией и сигналом к началу осады и многократным попыткам штурма укреплений, где засели иностранные дипломаты. Ихэтуани окружили старую цитадель, но, несмотря на отчаянную смелость нападавших, захватить крепость так и не смогли. Они шли в бой, проглатывая бумажки с заклинаниями, имея свои священные талисманы. Чтобы надежнее застраховать себя от гибели, члены союза имели еще и амулеты, которые приклеивали на макушке головы либо носили на боку. Вера ихэтуаней в достижение бессмертия и неуязвимости была так велика, что они бесстрашно выходили навстречу пулям европейцев с мечами, пиками, иногда просто с голыми руками и, конечно, гибли. Они мчались на врага, подпрыгивая и кувыркаясь на ходу так, словно в них вселилась нечистая сила. Смерть побратимов не уменьшала их веру, а лишь стимулировала на дальнейшие радения, постижение святости, очищение ци, совершенствование тела и духа. Штурмы и осада, продолжавшаяся 56 дней, кулаки, ме-
чи, копья, заклинания и амулеты оказались бессильны против винтовок, пулеметов и пушек.
В подавлении восстания ихэтуаней принимали участие войска восьми государств: Германии, Японии, Англии, США, Франции, России, Италии и Австро-Венгрии. Командующим объединенной 60-тысячной армией карателей был назначен немецкий генерал Вальдерзее. Отряды ихэтуаней оказывали упорное сопротивление интервентам. На стороне восставших сражались и некоторые части правительственных войск. Кровопролитные бои в окрестностях Тяньцзиня продолжались более месяца. 14 июня оккупанты окончательно завладели городом. 4 августа иностранные войска двинулись на Пекин. Между тем императрица Ци Си, видя, что ихэтуани терпят поражение, заключила союз с европейцами и приказала верным ей армиям присоединиться к интервентам и вместе с ними истреблять повстанцев. В середине августа 40-тысячные войска объединенной коалиции заняли Пекин. Как только немецкие части вошли в Пекин, они тотчас же принялись за грабежи и разбой. Не уступали им доблестные воины и других держав (Японии, Англии, США). Грабежи союзников затмили все, что видел Китай до сих пор. Дворцы, меняльные лавки, жилища бедняков - все подвергалось разгрому. Дворцы были разворованы дочиста. Из Пекина вывозили сокровища, золото, жемчуг, слоновую кость, фарфор, произведения искусства. Завоеватели разграбили и уничтожили императорскую библиотеку, где хранились древнейшие манускрипты, рукописи, династийные хроники. Ци Си и весь цинский двор в страхе бежали в Сиань.
После взятия Пекина (15 августа 1900 г.) Вальдерзее послал карательные экспедиции в различные районы Китая, творившие повсюду расправу без суда и следствия. Интервенты подавляли восстание китайского населения с невиданной жестокостью и варварством. Грабили все, что попадалось под руку, стреляли и закалывали всех: членов тайных обществ, китайских солдат, мужчин, женщин и даже детей, одетых в красное. Десятки тысяч повстанцев и мирных жителей истреблялись физически озверевшими карателями.
Восстание «боксеров» было потоплено в крови, погибли не только плохо обученные
новобранцы-ихэтуани, шедшие в атаку с мечами и пиками против винтовок и пулеметов, но и вожди многих тайных обществ, руководители сект, наставники школ цюань-шу и ушу. Движение хуэйданов было обезглавлено. Национальные воинские искусства подверглись жестоким репрессиям и гонениям. Оставшиеся в живых члены Ихэ-цюань, Бай-лянь-цзяо, Тяньди-хуэй, Гэлао-хуэй, Хун-бан, Шэнь цюань-хуэй (Союз священного
кулака) и много других союзов и братств ушли в глубокое подполье и рассеялись по Срединной империи и за ее пределами, осев в китайских колониях по всему свету. В 19Q1 г. восстание ихэтуаней было подавлено, хотя в отдельных уездах военные действия еще продолжались до 19Q2 г.
Поступила в редакцию 17.Q1.2Q11 г.
UDC 94(47)
CHINA: “BOXER” REBELLION 1898-1902s
Aleksander Mikhailovich Kozlov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Education, Associate Professor of Adaptive Physical Culture Department, e-mail: [email protected]
The article reveals and analyzes the beginning, tactics, success and mistakes of people’s rebellion prepared and headed by secret society of Yihetuan “Righteous Fists of Harmony”, considers the structure of military formations of rebellions, unconditional trust in amulets, spells and sacred talismans.
Key words: Yihetuan; structure of military formations; fortifying storm; amulets; spells; sacred talismans; trust in immortality and invincibility; defeat; stealing of winners.