Научная статья на тему '2016.02.017. ОБЕСПЕЧИТЬ ПРОЦВЕТАНИЕ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ. FAIRE PROSPéRER LES PME // LES NOTES DU CONSEIL D’ANALYSE éCON. - P., 2015. - N 25. - 12 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.CAE-ECO.FR/IMG/PDF/ CAE-NOTE025_V2.PDF'

2016.02.017. ОБЕСПЕЧИТЬ ПРОЦВЕТАНИЕ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ. FAIRE PROSPéRER LES PME // LES NOTES DU CONSEIL D’ANALYSE éCON. - P., 2015. - N 25. - 12 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.CAE-ECO.FR/IMG/PDF/ CAE-NOTE025_V2.PDF Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЛКИЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / КОНКУРЕНЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жилина И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016.02.017. ОБЕСПЕЧИТЬ ПРОЦВЕТАНИЕ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ. FAIRE PROSPéRER LES PME // LES NOTES DU CONSEIL D’ANALYSE éCON. - P., 2015. - N 25. - 12 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.CAE-ECO.FR/IMG/PDF/ CAE-NOTE025_V2.PDF»

ческими институтами, отличающимися от соответствующих институтов других стран.

Одним из главных результатов исследования является вывод о важности увеличения инвестиций в частный и государственный сектора для стимулирования спроса как внутри Германии, так и в странах ЕС. Если Германия хочет по-прежнему делать ставку на сильные экспортные отрасли, ей следует проводить политику, направленную на повышение покупательной способности экономических субъектов как в самой Германии, так и в странах-соседях.

О.Н. Пряжникова

2016.02.017. ОБЕСПЕЧИТЬ ПРОЦВЕТАНИЕ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ.

Faire prospérer les PME // Les notes du Conseil d'analyse écon. - P., 2015. - N 25. - 12 p. - Mode of access: http://www.cae-eco.fr/IMG/pdf/ cae-note025_v2.pdf

Ключевые слова: мелкие и средние предприятия; факторы производства; экономический рост; конкуренция.

В статье членов Совета по экономическому анализу (Conseil d'analyse économique) при премьер-министре Франции рассматриваются пути перераспределения факторов производства в пользу наиболее динамичных малых и средних предприятий (МСП) и создания им равных условий конкуренции с крупными компаниями.

Согласно принятой классификации в 2011 г. во Франции насчитывалось около 3 млн микропредприятий; 137,5 тыс. МСП1; 5 тыс. предприятий промежуточного размера (от 250 до 5 тыс. занятых); 243 крупных предприятия (более 5 тыс. занятых). В 2012 г. микропредприятия составляли 95% всех предприятий, а средние -1%, тогда как в Германии - соответственно 83 и 3%, а в Великобритании - 89 и 2%. В целом на МСП во Франции приходится 47% рабочих мест, 44% добавленной стоимости (хотя этот показатель значительно варьируется по секторам) и 15,5% экспорта (с. 2).

Таким образом, для промышленной структуры Франции характерно преобладание микропредприятий при небольшой числен-

1 Во Франции к категории микропредприятий относятся предприятия с числом работающих не более 9 человек, к малым - от 10 до 49 человек, к средним -от 50 до 249 человек. - Прим. реф.

ности крупных МСП и сравнительно небольшом по сравнению с соседними странами количестве предприятий промежуточного размера. Такая структура «промышленной ткани» страны свидетельствует о наличии факторов, сдерживающих развитие «молодых» инновационных предприятий, по причине доминирования на рынках «старых» предприятий. Это мешает повышению производительности на уровне страны, которое, как показывают исследования, происходит главным образом за счет перераспределения факторов производства (капитала и труда) в пользу наиболее продуктивных и растущих предприятий.

По данным Европейской комиссии (ЕК), в 2002-2010 гг. МСП обеспечивали создание 85% рабочих мест в ЕС, что значительно превышает долю МСП в общей занятости ЕС (с. 3). Внутри группы МСП ключевую роль в создании рабочих мест играют микропредприятия (с. 3). Казалось бы, большое количество малых предприятий является положительным фактором. Однако более глубокий анализ показывает, что на создание рабочих мест влияет не размер, а возраст предприятий. Так, высокая результативность американских МСП в плане создания рабочих мест объясняется их в среднем более «молодым» возрастом. Данные французской статистики также подтверждают связь между возрастом предприятия и созданием рабочих мест: в 1995-2009 гг. предприятия моложе пяти лет создавали в среднем 173 тыс. рабочих мест в год, тогда как предприятия старше пяти лет сокращали в среднем 129 тыс. рабочих мест в год (с. 3).

Однако далеко не все предприятия в состоянии расти. У некоторых из них перспективы роста отсутствуют из-за ориентации на слишком узкий рынок или на достижение определенного уровня рентабельности. Следует учитывать, что инновационные предприятия, имеющие реальный потенциал роста, пройдя разные стадии развития, превращаются либо в крупные предприятия, либо интегрируются в крупную компанию. Имеющийся у МСП потенциал роста является основой роста экономики в целом. С одной стороны, крупные предприятия продуктивнее мелких благодаря эффекту масштаба - с увеличением среднего размера предприятий повышается их производительность. С другой стороны, рост производительности в экономике в значительной мере обусловлен дифференцированным ростом различных типов предприятий. Но следует

иметь в виду, что рост производительности обеспечивают предприятия, демонстрирующие ускоренный рост.

Авторы подчеркивают, что размер предприятия не так важен, если не учитывается его возраст. Рентабельность МСП падает с возрастом тем сильнее, чем медленнее растет предприятие. То же самое относится к производительности, которая снижается по мере «старения» предприятия (это не относится к предприятиям, достигшим достаточного размера). Таким образом, не МСП в целом, а именно «молодые» предприятия являются источником роста производительности на уровне страны. Учитывая это обстоятельство, важно понять, достаточно ли во Франции таких предприятий.

Пытаясь разобраться в этом вопросе, авторы указывают, что показатели создания и закрытия предприятий (без учета индивидуальных предпринимателей) у Франции сопоставимы со средними по ОЭСР, а значит по количеству «молодых» предприятий Франция не отстает от ведущих развитых стран. Проблема, однако, заключается не в количестве «молодых» предприятий, а в их будущем: в стране сложилась парадоксальная ситуация, когда развитие «молодых» предприятий сдерживается в связи с трудностями перераспределения факторов производства от менее продуктивных к наиболее продуктивным предприятиям, обострившимися с начала 2000-х годов.

Авторы полагают, что развитие наиболее производительных французских МСП тормозится рядом пороговых эффектов, которые они не могут преодолеть. В частности, многие исследователи указывают на порог в 50 наемных работников, который существенно влияет на издержки на рабочую силу, производительность и занятость. Установлено, что через некоторое время после его преодоления у предприятия появляются дополнительные социальные и налоговые обязательства.

Для решения проблемы перераспределения факторов производства авторы предлагают ряд рекомендаций, при этом предостерегая власти от введения специальных режимов налогообложения МСП, выделения для них квот государственных заказов и подчеркивая, что основным критерием их целенаправленных действий должен стать не размер, а возраст предприятия. В частности, для улучшения перераспределения трудовых ресурсов авторы предлагают: сохранить трехлетний адаптационный период для МСП, преодолевших порог в 50 наемных работников; учитывая, что МСП

испытывают больше трудностей, чем крупные предприятия, при найме рабочей силы из-за особенностей трудовых контрактов во Франции, пересмотреть условия найма и увольнения работников, в частности ввести более объективные критерии экономических причин увольнений; расширить возможности МСП в области политики заработной платы за счет ограничения отраслевых соглашений; облегчить доступ МСП к начальному и непрерывному профессиональному образованию и регулярному контролю его качества.

Учитывая, что МСП чаще других предприятий сталкиваются с трудностями при перераспределении капитала между предприятиями (при его передаче, уступке или введения внешнего управления), авторы предлагают обеспечить нейтральность налогообложения прироста капитала в результате операций по уступке собственности, чтобы не ставить в неблагоприятное положение руководителей предприятий, уступающих собственность лицам, не входящим в семейный круг. Кроме того, они считают необходимым скорректировать режим взаимного финансирования предприятий за счет более активного применения закона о сроках платежа и штрафов за задержку исполнения обязательств и стимулировать развитие обратного факторинга.

Для обеспечения равных условий конкуренции между МСП и крупными предприятиями предлагается снизить налог на производство, не создавая специфических налогов для МСП; упростить законодательство, создающее дополнительные трудности для малых предприятий, а также процедуры получения государственных заказов, чтобы облегчить доступ предприятий всех размеров на государственные рынки.

И.Ю. Жилина

2016.02.018. САБАТЬЕ П. СМОЖЕТ ЛИ КИТАЙ ИЗМЕНИТЬ МОДЕЛЬ РОСТА?

SABATIER P. La Chine peut-elle changer de modèle? // Problèmes écon. - P., 2015. - N 3114. - P. 16-23.

Ключевые слова: Китай; модели роста; инвестиции; рынок недвижимости; финансовая система; рецессия; гегемония.

В статье директора по исследованиям компании «PrimeView» рассматриваются проблемы и ближайшие перспективы развития китайской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.